Что значит своеобразие зачина
Зачин текста
Полезное
Смотреть что такое «Зачин текста» в других словарях:
Первая фраза текста — фраза, вводящая зачин; одна из самых трудных фаз текстообразования. Проблемы П. ф. т. проистекают из несоответствия между представлениями об идеальном инициальном предложении текста (идеальной была бы такая первая фраза, в которой нашли бы… … Педагогическое речеведение
Речеведение — – новая, еще только складывающаяся область знания, иначе, лингвистика речи (в отличие от собственно лингвистики языка, языковедения). Термин речевeдение употребляется по отношению к комплексу научных дисциплин, объединенных общим объектом… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Письмо — особый (эпистолярный) жанр речи. Оно направляется адресату с целью сообщить ему что либо, уведомить о чем либо, поддержать с ним общение и т. д. П. является древним видом письменного общения. Потребность в эпистолярном жанре возникла в связи с… … Педагогическое речеведение
Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… … Литературная энциклопедия
Поэтическое речевое мышление — – зафиксированная в тексте творческая интеллектуальная деятельность поэта, связанная с его способностью создавать образы, обладающие эстетикой, индивидуальной семантикой и вызывающие представление благодаря использованию богатых возможностей… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Прозаическая строфа — – группа тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, выражающая более полное, по сравнению с отдельным предложением, развитие мысли; одна из основных единиц речи. В логике прозаической строфе соответствует логическое единство. В… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Сказание о Вавилоне — – центральное произведение цикла сказаний о Вавилонском царстве, в который входят притчи о Навуходоносоре и его сыне Василии Навуходоносоровиче, об Артаксерксе, о Немвроде и Иоанне, представляющие собой легендарную генеалогию вавилонских царей,… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Но — У этого термина существуют и другие значения, см. Но (значения). Но[к. 1] (яп. 能 но. мастерство, умение, талант) японское театральное драматическое искусство с более чем шестивековой историей[3] … Википедия
Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия
Стефанит и Ихнилат — – переводная книга басен, появившаяся на Руси в XV в. и получившая широкое распространение в XVII в. В основе С. и И. лежит индийский животный эпос, сохранившийся в санскритском сборнике «Панчатантра» (Пятикнижье, Пять назиданий) IV в., где… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »
Зачин в литературе
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок
Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.
Присказка
Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.
С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».
Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.
Зачин
Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.
Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».
Концовка
Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».
Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.
Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.
Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.
Стихотворные части сказок
Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.
Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.
Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.
Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.
Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.
О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия
Что такое зачин. Примеры зачина.
Часто в школе, на уроках литературы, детей просят определить, что такое зачин и найти его в сказках, например. Мы постарались собрать все возможные определения, для того чтобы максимально точно ребенок мог понять, что же такое зачин и как его определить.
2. Устойчивая форма, с которой начинаются фольклорные произведения.
3. В сказке зачину может предшествовать присказка, в былине запев.
4. Это начало основной части сказки.
5. Зачин служит для описания конкретного места, где происходят дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Юные школьники должны понимать, что зачин в сказке очень важная часть. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.
Итак, если выделить основные пункты, по которым зачин отличается от присказки, они будут следующими:
1. Задача зачина, познакомить читателя с главными персонажами сказочного произведения.
2. Рассказать о том, когда были совершенны описанные действия.
3. Дать представление о том, где происходят события, в каком месте.
— «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве. «.
— «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. ».
— «Скачет сито по полям, а корыто по лугам. ».
— «Как во городе то было да во Муроме. «.
— «Как во славном во городе во Киеве. «.
— «В тридесятом царстве. «.
— «За горами, за морями, там, где мы бывали сами. «.
— «Против неба — на земле Жил старик в одном селе. «.
Функции и разновидности зачинов.
Оценивая объем и содержание зачина учитывают:
— жанрово-стилевая принадлежность произведения. Автору уд произведения предоставляется полная свобода при выборе формы и содержания зачина
Типы зачинов. Зачины классифицируют с учетом способа видения в содержание сообщения.
1. Повествовательный зачинвводит в тему текста постепенно, с последовательным перечислением аспектов базовой новости, с указанием того, кто, когда, как, где, и т.д. сделал. Подобные зачины широко используются в худ. Произведениях, а так же в газетных, журнальных публикациях, представленных в информационной форме, сообщениях инф. агенств.
2. Ускоренно – повествовательный зачин (упз) подготавливает к восприятию новой информации с помощью небольшого фрагмента приступа (чаще всего это 1 предложение), после которого следует изложение основных фактов. Такие зачины имеют ряд трафаретных начал, по которым их можно разбить на группы:
— упз с временными словамираз, как- то раз, однажды, и т.д. акцентирующими внимание на событии – определенной точки временной оси.
-упз с обобщениемв первом предложении, позволяющий связать базовый факт с каким- то более общим явлением, представив этот факт как одно из проявлений некой закономерности или, наоборот как исключение из правил.
— упз с вопросительным предложением, которое традиционно используется для установления коммуникативного контакта с читателем, помогает последнему соорентироваться в проблематике текста.
-упз со словом это, за которым обычно следуют глаголы было, случилось, происходили и пр. которые как бы выхватывают предмет сообщение из обильного непрерывного потока жизни.
-упз со словом есть,выступающим таким же акцентуатором, как и выражение «это случилось»
-упз с выделительным оборотом один(одно, одно) из, состоящим в начале или в середине первой фразы.
Зачины и концовки как отмечал Бахтин, суть и начало деятельности. По его классификации они могут быть нейтральными и экспрессивными. Нейтральный зачин (твердое начало) утверждает бытие предмета речи и сообщает читателю о цели предложения. Функции нейтрального зачина: 1 сигнальная (сигнал начала деятельности) 2 ввод системы координат(субъект, время, пространство) Экспрессивные(мягкие начала) начало с середины, кот. Уводят бытийный элемент в текст, погружают читателя сразу в середину события, еще не известного читателю. Это создает эффект напряжения, порождает вопросы, подталкивая читателя к поиску ответов.