Что значит свободный диктант по русскому языку 7 класс

Свободный диктант как средство развития связной речи

Что значит свободный диктант по русскому языку 7 класс

Свободный диктант как средство развития связной речи

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область мето­дики русского языка. По вопросам развития речи име­ется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языко­веды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с по­мощью свободных диктантов можно ввести в речевую прак­тику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое вооб­ражение. Это первый этап по овладению навыками напи­сания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Бе­лицкой, Л. Н. Виноградовой

Что значит свободный диктант по русскому языку 7 класс

Содержимое разработки

Свободный диктант как средство развития связной речи

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие речи — большая и сложная область мето­дики русского языка. По вопросам развития речи име­ется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.

Вопросами развития речи занимались многие языко­веды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.

Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с по­мощью свободных диктантов можно ввести в речевую прак­тику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое вооб­ражение. Это первый этап по овладению навыками напи­сания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.

II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.

III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Бе­лицкой, Л. Н. Виноградовой, В. А. Флеровой по методике развития речи, решила использовать свободные диктанты как средство развития связной речи, т. к. свободный дик­тант позволяет непосредственно перейти от диктанта к из­ложению, являясь промежуточной работой между ними.

С диктантами его сближает то, что текст прослуши­вается учениками не только целиком, как в изложении, но и по частям. С изложением — то, что он не записы­вается под диктовку, а пересказывается свободно. Дик­тантом этот вид работы можно назвать только условно.

IV. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Свободный диктант — это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем). Свободный диктант требует большой самостоятельности и активности от учеников. Текст выбирается таким об­разом, чтобы он легко делился на части.

Первый раз читаю весь текст целиком, далее провожу работу над незнакомыми словами и словами трудного на­писания, затем читаю текст ещё раз. После вторичного прочтения, учащиеся пересказывают услышанное, от­вечают на вопросы учителя, выясняют главную мысль текста, количество частей, кратко пересказывают их. После чтения каждой отдельной части и пересказа, уче­ники самостоятельно записывают то, что запомнили.

Первый свободный диктант можно провести устно, второй — из двух, трех частей. По мере работы в даль­нейшем тексты усложняются.

Методисты советуют брать для свободных диктантов тексты описательного характера, так как рассуждения за­поминаются труднее.

V. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

Если свободные диктанты проводить в системе, то можно преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания, развить творческое воображение. Это явля­ется и подготовительной работой к будущим сочинениям, а не пустому их переписыванию из Интернета.

VI. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обобщить теоретический материал по теме.

Разработать критерий отслеживания результатов.

Подобрать методические приложения.

VII. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ

Привлекательность работы со свободным дик­тантом состоит в том, что используется текст с занима­тельным, познавательным содержанием. И самое главное, по моему мнению, при работе над свободным диктантом ученик получает образец для подражания, следовать ко­торому легче, чем при описании изложения, так как текст диктуется по частям. У учащихся появляется уверенность в своих силах, значительно повышается интерес к работе, появляется возможность творчески проявить себя.

Цель учителя — донести до учащихся содержание и основную мысль текста.

Цель ученика — запомнить содержание, главную мысль и отметить трудные места, максимально прибли­женно к тексту записать его.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *