Что значит свободный диктант по русскому языку 7 класс
Свободный диктант как средство развития связной речи
Свободный диктант как средство развития связной речи
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие речи — большая и сложная область методики русского языка. По вопросам развития речи имеется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.
Вопросами развития речи занимались многие языковеды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.
Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое воображение. Это первый этап по овладению навыками написания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.
II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.
III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Белицкой, Л. Н. Виноградовой
Содержимое разработки
Свободный диктант как средство развития связной речи
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие речи — большая и сложная область методики русского языка. По вопросам развития речи имеется большая методическая литература. И, тем не менее, развитие речи как определенная область теории методики только начинает складываться.
Вопросами развития речи занимались многие языковеды: В. А. Добромыслов, В. И. Чернышёв, А. В. Текучёв, Л. Щерба, Т. А. Ладыженская, и другие.
Считаю, что обучение связной речи поможет ученикам овладеть разумными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями. Думаю, что с помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции, развивать творческое воображение. Это первый этап по овладению навыками написания эссе, а затем и сочинений разных жанров. Свободные диктанты не нашли ещё должного применения на практике.
II. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выяснить эффективность использования свободных диктантов для развития творческого воображения.
III. ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Изучив опыт работы Т. А. Ладыженской, С. П. Белицкой, Л. Н. Виноградовой, В. А. Флеровой по методике развития речи, решила использовать свободные диктанты как средство развития связной речи, т. к. свободный диктант позволяет непосредственно перейти от диктанта к изложению, являясь промежуточной работой между ними.
С диктантами его сближает то, что текст прослушивается учениками не только целиком, как в изложении, но и по частям. С изложением — то, что он не записывается под диктовку, а пересказывается свободно. Диктантом этот вид работы можно назвать только условно.
IV. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Свободный диктант — это диктант, при котором текст диктуется по частям, а ученик не дословно, а свободно воспроизводит услышанное (прочитанное учителем). Свободный диктант требует большой самостоятельности и активности от учеников. Текст выбирается таким образом, чтобы он легко делился на части.
Первый раз читаю весь текст целиком, далее провожу работу над незнакомыми словами и словами трудного написания, затем читаю текст ещё раз. После вторичного прочтения, учащиеся пересказывают услышанное, отвечают на вопросы учителя, выясняют главную мысль текста, количество частей, кратко пересказывают их. После чтения каждой отдельной части и пересказа, ученики самостоятельно записывают то, что запомнили.
Первый свободный диктант можно провести устно, второй — из двух, трех частей. По мере работы в дальнейшем тексты усложняются.
Методисты советуют брать для свободных диктантов тексты описательного характера, так как рассуждения запоминаются труднее.
V. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
Если свободные диктанты проводить в системе, то можно преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания, развить творческое воображение. Это является и подготовительной работой к будущим сочинениям, а не пустому их переписыванию из Интернета.
VI. ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ
Обобщить теоретический материал по теме.
Разработать критерий отслеживания результатов.
Подобрать методические приложения.
VII. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОТЫ
Привлекательность работы со свободным диктантом состоит в том, что используется текст с занимательным, познавательным содержанием. И самое главное, по моему мнению, при работе над свободным диктантом ученик получает образец для подражания, следовать которому легче, чем при описании изложения, так как текст диктуется по частям. У учащихся появляется уверенность в своих силах, значительно повышается интерес к работе, появляется возможность творчески проявить себя.
Цель учителя — донести до учащихся содержание и основную мысль текста.
Цель ученика — запомнить содержание, главную мысль и отметить трудные места, максимально приближенно к тексту записать его.