Что значит свободное посещение в школе
Свободное посещение и трехнедельные каникулы: что нужно знать родителям?
С текущей недели во всех подмосковных школах и детских садах введено свободное посещение, то есть по усмотрению родителей дети могут остаться дома. Такие меры связаны с режимом повышенной готовности, который введен в Подмосковье с 13 марта для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Обозреватель «РИАМО в Подольске» выяснила, как перейти на дистанционное обучение и как будет организован образовательный процесс и подготовка к ЕГЭ.
Ситуация с коронавирусом
Новый штамм коронавируса SARS-CoV-2 (ранее назывался 2019-nCoV) распространился в Китае в конце 2019 года и взбудоражил весь мир. Данный патоген вызывает заболевание COVID-19, сопровождающееся пневмонией и другими осложнениями, которые могут привести к летальному исходу.
По данным на 17 марта, всего в мире коронавирусной инфекцией заразилось свыше 180 тысяч человек. Выздоровели почти 80 тысяч, скончались более 7 тысяч. В России зафиксировали 93 случая заражения, в том числе 53 в Москве и 8 в Московской области.
Чтобы предотвратить распространение вируса, в Подмосковье с 13 марта введен режим повышенной готовности. В частности, прилетевшие из стран с неблагополучной эпидемической обстановкой должны самоизолироваться дома на 14 дней. Работодателям рекомендуют разрешить сотрудникам работать удаленно. Управляющие компании призвали чаше убирать подъезды, обрабатывать перила и лестницы антисептиками. В регионе временно отменили массовые мероприятия с числом участников более 5 тысяч человек и ввели свободное посещение школ и детских садов.
Что означает свободное посещение?
Свободное посещение означает, что школьники и воспитанники детских садов могут посещать занятия по усмотрению их родителей или законных представителей. Если они считают, что ребенку лучше остаться дома, то достаточно написать заявление о свободном посещении на срок до 5 дней. Его форма типовая, образцы есть в каждом образовательном учреждении. При желании этот срок можно продлить, снова написав заявление.
Родитель не обязан приносить заявление в школу или детский сад. Это можно сделать дистанционно – через «Школьный портал», электронную почту или мессенджер. Если в учреждении настаивают на очной подаче, то стоит обратиться в комитет по образованию.
Комитет по образованию администрации городского округа Подольск
Председатель: Фролова Надежда Викторовна
Адрес: г. Подольск, ул. Веллинга, д. 3
Телефон: 8 (496) 763-74-44
Дистанционное обучение
Как пояснила министр образования Московской области Ирина Каклюгина, режим свободного посещения не означает отмену занятий. Ребенок, оставшись дома, получит новый материал и домашнее задание через «Школьный портал» – войти туда можно с портала Госуслуг. Этот ресурс позволяет каждому учителю находиться на связи со своими учениками.
Кроме того, со следующей недели в регионе запускается платформа онлайн-обучения, где ребята, пропускающие занятия, смогут полноценно учиться, не выходя из дома.
Можно ли привести ребенка в школу?
По информации Минобразования Подмосковья, при свободном посещении школ и детских садов воспитанники могут прийти на обычное занятие без каких-либо дополнительных справок.
«Если нет возможности оставить ребенка дома, то его будут ждать в школе или детском саду. Все образовательные организации продолжат свою работу в штатном режиме. Соответствующие инструкции доводятся до всех руководителей учреждений», – поясняется в материале ведомства.
«Утренний фильтр»
В детских садах и школах ввели «утренний фильтр», к которому относится визуальный осмотр и измерение температуры воспитанника. Если после этого ребенка отправили домой, то родителям следует в обязательном порядке вызвать врача.
Если медик заподозрит возможность коронавирусной инфекции, то следует сообщить об этом руководству учреждения и выполнять все предписания доктора. В случае обычного заболевания нужно вылечиться и посетить врача, чтобы получить справку о здоровье, которую следует предоставить в садик или школу – как обычно.
Как подготовиться к ЕГЭ
Главный страх, который беспокоит многих родителей и школьников, решивших перейти на новый режим учебы, – приближение единого государственного экзамена. Действительно, это один из самых важных экзаменов в жизни ребенка, который в текущем году с конца мая будут сдавать порядка 37 тысяч подмосковных школьников.
Переживать не стоит: даже при свободном посещении ребенок сможет получать всю необходимую информацию, заниматься, тренироваться в решении экзаменационных билетов, не выходя из дома. Для этого будут доступны специальные сервисы.
Как пояснили в министерстве образования Подмосковья, в настоящее время работает сайт Федерального института педагогических измерений. На нем впервые создали так называемый банк данных, в котором разместили задания по всем предметам, входящим в перечень дисциплин ЕГЭ. На сайте можно потренироваться и проверить свои знания бесплатно.
Трехнедельные каникулы
В понедельник, 16 марта, состоялось первое заседание координационного совета по борьбе с коронавирусной инфекцией под руководством председателя правительства РФ Михаила Мишустина.
После него губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщил, что с 23 марта в подмосковных школах отменят уроки на три недели.
«Сегодня в школы Подмосковья пришли 80 % учеников, мы дистанционное обучение организовали. Со следующей недели мы объявим трехнедельные каникулы», – сказал Воробьев.
Меры предосторожности
Родителям и законным представителям стоит помнить о мерах предосторожности. Перед тем, как отправить ребенка в образовательное учреждение, необходимо измерить ему температуру и оценить самочувствие. Если температура повышена, он чувствует себя плохо или есть другие симптомы, необходимо незамедлительно обратиться к врачу.
Взрослым нужно обязательно рассказывать детям о важности гигиены и мерах профилактики заболеваний. Самое главное – мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи, а также по возвращении домой с улицы. Полезно носить с собой антисептический гель и регулярно протирать руки. Лучше всего воздержаться от посещения массовых мероприятий и мест отдыха, избегать большого скопления людей.
Собственным примером проще всего научить ребенка внимательно относиться к своему здоровью и грамотно следовать мерам профилактики.
Свободное посещение школы в связи с коронавирусом: что это значит
Школа на 525 мест появится в Коломне в 2020 году
Как освободить ребенка от посещения школы или детского сада, и каким образом ученики будут получать знания вне учебного заведения, читайте в материале портала mosreg.ru.
Как освободить ребенка от посещения школы
Школа на 825 учащихся в Ермолине Ленинского района
В Подмосковье объявлен режим повышенной готовности для предотвращения распространения коронавируса. В школах и детских садах с 16 марта введен режим свободного посещения. Ходить на занятия ученику или нет, решают родители или его законные представители.
Чтобы освободить ребенка от посещения школы или детского сада, необходимо заполнить типовое заявление. Это можно сделать в самом учебном заведении или дистанционно через Школьный портал.
Заявление придется писать каждую неделю заново, его срок действия – 5 дней.
Что делать, если нет возможности оставить ребенка дома
Ребенок рисует в библиотеке
Если у родителей нет возможности оставить ребенка дома – переживать не стоит. Все образовательные учреждения продолжат работу в штатном режиме. Учителя не освобождаются от проведения уроков в классах.
Как обучать школьников-удаленщиков
Режим свободного посещения не освобождает школьников, чьи родители приняли решение не отправлять ребенка в учебное заведение, от уроков и домашнего задания. Дети будут получать весь материал дистанционно через Школьный портал Московской области. Также Министерство образования в скором времени запустит платформу онлайн-обучения. С ее помощью ученики, пропускающие занятия в школе, смогут полноценно обучаться, не выходя из дома.
«Директорам школы дано поручение как можно быстрее к ней подключиться и следить за качеством образовательного процесса в период действия режима свободного посещения» – комментируют в областном министерстве образования.
Свободное посещение школ и детских садов будет действовать до особого распоряжения.
Альтернативное образование: учись когда хочешь
Ходить в школу только на любимые уроки — это возможно! Вы знали об этом? Можно приходить ко второму или к третьему уроку, или посещать школу только три раза в неделю вместо пяти, или не ходить в школу вовсе, и при этом отлично усваивать программу.
О том, насколько широкие возможности предоставляет родителям и детям Закон об образовании, рассказала корреспонденту «МИР 24» Светлана Марзеева — автор портала «Альтернативное образование в России», создатель общественной организации «Клуб семейных школ».
Три года назад Светлана призвала родителей и педагогов совместно обучать своих детей в небольших группах, объединяясь по территориальному признаку. С тех пор таких групп в Москве уже больше сорока, и число их постоянно растет. Для кого-то такая группа – альтернатива обычной школе, а для кого-то – настоящее спасение. Вот что рассказала Светлана:
— Сейчас закон предоставляет родителям буквально неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка. Многие просто не верят, что можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок — «сова», или посещать уроки по нескольким предметам в одной школе, а, скажем, по математике или химии — в другой, где учат интереснее. Надо только грамотно выстроить отношения со школой, где-то воспользоваться своим правом, а где-то – договориться.
— Что значит «договориться»? Родители привыкли, что обязаны выполнять все требования школы. В какой части мы можем с ней договариваться?
— В той части, где школа сама принимает решения в рамках закона. Дело в том, что школе тоже государством даны большие права и возможности. Любая государственная школа может выбирать не только образовательные программы, но и учебники, может сделать посещение уроков свободным, может разрешить своим ученикам учиться сразу в нескольких школах (в законе это называется «сетевое обучение»), может позволить себе маленькие классы, необычные предметы и самые современные методики. Я знаю, это звучит фантастически, но это полностью соответствует российскому законодательству. Более того, такие школы были и раньше. Например, школа № 200 (гуманной педагогики по системе академика РАН Ш.А. Амонашвили), школа № 734 (школа самоопределения Александра Тубельского).
— Давайте сначала подробнее о том, что положено по праву, о чем и договариваться не надо.
— Самое главное: родители имеют преимущественные права в области воспитания и образования перед другими лицами: смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273. Это значит, что вам, как родителю, знающему склонности и потребности ребенка, виднее, надо ли ему делать домашние задания и ходить в школу каждый день. Вы имеете право написать заявление, что вы просите перевести вашего школьника «на обучение по индивидуальному учебному плану» (ст. 34 ч.1 Федеральный закон 273-ФЗ), а затем выбрать те предметы, которые решили посещать в школе. А остальные изучать дома и сдавать по ним аттестацию (то есть, писать одну итоговую контрольную или сдавать тест, или представить реферат). Вот и все, ничего больше для этого не надо — никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей.
Точно такие же возможности дает заявление с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения». А вот какой из этих двух вариантов выбрать – это уже предмет переговоров со школой. Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, потому что таких прецедентов не было, и они воспринимались как какая-то эксцентричная выходка.
Но после того как некоторые представители администрации учебных заведений потеряли свои должности, они поняли, что это не шутка и у родителей действительно есть веские аргументы и серьезные причины. Так что, учеников, которые посещают занятия в школе только частично, становится все больше и отнюдь не только в столице, но и в регионах.
— Какие же причины есть у родителей, чтобы добиваться таких условий, я бы сказала, особых? Ведь это пока еще не стало массовым явлением.
— За те годы, что я занимаюсь своим проектом, я хорошо изучила причины, по которым люди обращаются к альтернативному образованию. В первую очередь — это здоровье детей. Во вторую — качество их обучения.
Дело в том, что школьная программа основана на запоминании и при этом сильно перегружена ненужной и устаревшей информацией.
Многие известные педагоги говорят о том, что невозможно выполнить тот объем заданий, которые требуют с детей, начиная со средней школы. «Школьная программа неосуществима!» – Эти слова принадлежат Алексею Битнеру, в прошлом новосибирскому учителю и директору, который сегодня помогает ученикам избавиться от школы, окончив ее экстерном.
Дети, которые честно пытаются все запомнить, испытывают постоянный стресс. Поэтому организм просто вынужден включать защитные механизмы – то есть, болезни, причем, иногда они бывают очень серьезными, даже неизлечимыми.
Тем, у кого психика более устойчива, приходится включать пофигизм, врать, притворяться, прогуливать или просто игнорировать всю эту постоянную насильственную информационную интоксикацию. На этом фоне отсутствие времени на прогулки, сокращение сна, отдыха, необходимость сидеть неподвижно по 8 часов в день – это уже «мелочи».
Это про здоровье. Теперь про образование. Такая жизнь убивает интерес не только к познанию, а вообще лишает энергии и радости. То есть, даже важные навыки и сведения детьми не усваиваются. Кроме того, за бортом школы, остается много важного, чему детей не учат.
Бесконфликтному общению не учат, находить общий язык с другими людьми не учат, финансовой грамотности не учат. Профориентация, психология, основы экономики и бизнеса — все это приходится добирать вне школы. Но когда? Если посещать школу, то времени на это просто нет.
Я помню, когда училась в школе, то нам на лето задали выучить балладу «Вересковый мед». Моей дочке задали сделать то же самое, но за три дня. Вот это очень показательная разница: все то же самое, только намного быстрее. Потому что добавилась же еще современная литература за прошедшие годы, но ничего не сократили, просто уменьшили время изучения.
— А как быть, если родители работают и не могут водить ребенка в школу или не готовы брать на себя ответственность за его обучение?
— Если мы говорим о средней школе, то ответственность за собственное обучение подросткам уже по силам. У них уже нет такой страсти к познанию, как у малышей, но мотивация все равно есть. Например, они сами считают сложный или скучный предмет важным. Или им хочется проверить свои силы. Или эти знания нужны им для будущей профессии.
А если мы говорим о начальной школе, то там все проще. Чтобы успешно учиться в младшей школе, кому-то будет достаточно иметь хорошего учителя. Ведь не случайно все твердят: ищи не школу, ищи учителя. А если кто-то хочет большего, то можно перевести ребенка на семейное или заочное обучение, найти несколько единомышленников по соседству и вскладчину нанять педагога для обучения своих детей.
Кстати, именно так мы с несколькими родителями и поступили. Это было в 2012 году, еще до принятия последнего закона об образовании. Эту схему не я придумала, первую такую семейную школу придумал и воплотил на базе кружка для трудных подростков психолог Борис Гречухин – яркий, неординарный и внутренне очень свободный человек.
Да и кому пришла бы в то время крамольная мысль о том, что «бесплатное массовое обучение – это конфискация детей у родителей». Но громкие слова говорить несложно. А каково было создать свою собственную школу в СССР? Да еще заявив: «Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители».
К тому моменту подобный опыт был у родителей, открывших первый класс на базе собственного частного детского садика, и у нас. Я условно назвала эти группы родителей и педагогов семейными школами, но это не очень удачное название прижилось. Буквально за четыре года таких не-школ в Москве и Московской области стало больше пятидесяти. А теперь такие объединения есть уже и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, и в Калининграде, и во многих других городах России.
Сейчас в столице и в Питере даже появился крошечный пока опыт создания школ-парков Милослава Балабана. Это школы свободного посещения, где ученики сами выбирают, какие занятия (студии) им посещать. Такой эксперимент когда-то давно впервые поставили в школе № 734.
Буквально за последние два года появился еще один вариант альтернативного обучения в началке: это классы Жохова. Владимир Иванович Жохов — заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, разработал методику преподавания в начальной школе. Как ни странно, многие директора государственных школ взяли на себя ответственность за открытие таких классов. То есть, у некоторых альтернативных методик есть уже и поддержка в лице госшкол.
— Какие еще возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?
— В Федеральном законе об образовании есть очная, очно-заочная, семейная и дистанционная формы обучения. А еще есть сетевая форма, позволяющая обучаться в нескольких школах сразу. И если первые четыре так или иначе используются, то последняя только начинает осваиваться родителями и школами. Все школы (и частные, и государственные) могут заключать между собой соглашения о сетевом взаимодействии. Это значит, что ученик может обучаться по разным школьным предметам в разных школах, если они заключили между собой соответствующее соглашение.
Например, частная Международная Школа Завтрашнего Дня (МШЗД) формирует дистанционные классы, которые удаленно обучаются русскому языку по методике Ольги Соболевой и под ее методическим руководством. Такая возможность пока есть только в этой российской школе, но обучаться в ней могут дети из любого уголка России.
При такой форме получения образования ученики могут не посещать занятия по русскому в своей основной школе: там зачитываются оценки, которые они получают в МШЗД. Они и фигурируют в табелях успеваемости и личном деле учащегося.
Очень жаль, что такие перспективные формы обучения пока мало используются. Но так здорово, что они есть, что наше государство законодательно позаботилось об этом.
— Ну хорошо, а если ребенок по некоторым предметам учится дома, то как и кто контролирует его знания, и не приведет ли такое вольное обращение со школьной программой к снижению качества знаний? Ведь родители редко объективно могут оценить уровень знаний своих детей.
— По тем предметам, которые ребенок посещает частично, в классе проводятся контрольные, опросы и прочие многочисленные т.н. срезы знаний. А по тем предметам, которые ребенок не посещает, школы контролируют уровень знаний с помощью аттестаций. Они могут быть один, два, три раза в год, по усмотрению родителя и там, где он захочет — хоть в государственной, хоть в частной школе.
Если руководствоваться законом, то де юре вообще обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.
— Почему же все-таки многие школы с трудом соглашаются на такие эксперименты?
— Многие, наверное, и не соглашались бы, но их обязывает закон. Я думаю, что к этому не готовы прежде всего родители. Например, теоретически школа имеет право начинать обучение не в 8.30, что, на мой взгляд, вредно для здоровья, а в 9.30 или в 10.00.
Я помню, как мы рассказывали об успехах детей директору крутого лицея, откуда мы забрали детей, чтобы учить их самостоятельно. И она нам сказала: «Конечно, ведь они же у вас высыпаются!». Сама она понимает пользу от этого, но не может сделать время начала учебы позже, потому что каждое утро в 8.00 и даже раньше ей под дверь закрытой школы приводят детей, которых родителям некуда деть. То есть, учебные заведения просто отвечают родительским запросам. Если в школе, где учится моя дочь, директор разрешит свободное посещение для всех, его родители живьем съедят!
Заместитель директора одной из школ в Царицыно недавно рассказывал мне, что именно родители выступили против свободного посещения школы, когда его в этой школе хотели ввести. Тогда сам этот замечательный педагог, кандидат исторических наук, ввел свободное посещение только на своих уроках.
Первые две недели к нему вообще никто не пришел! Дети просто не могли поверить в такую «лафу». А потом стали заглядывать, чаще и чаще. А потом история стала у многих любимым предметом. Дети не бросят школу, если их перестанут заставлять туда ходить. Они просто станут делать это с пользой для себя.
О СИЛЕ ПРИВЫЧКИ
Участники опроса, проведенного аналитической службой Рамблер по заказу «МИР 24», рассказали, какую форму среднего образования они считают наиболее правильной для ребенка.
За вариант «альтернативное образование с индивидуальным подходом» проголосовали 20% опрошенных. В голосовании приняли участие 1168 респондентов.
На третьем месте по популярности (8%) оказался вариант, предполагающий, что часть уроков можно изучать в школе, а часть – дома. Меньше всего респондентов (2%) сочли правильным домашнее обучение без посещения школы.
«Вы же выбрали свободное посещение — значит, готовы учить детей сами»
В понедельник, 16 марта, стало известно, что в Москве родителям школьников предлагают самим решать — посещать ли их детям школу в связи с ситуацией по коронавирусу. Наш блогер Мария Матвеева рассказывает, что случилось после этого в родительских чатах и как организовывают дистанционное образование.
У меня двое детей. Один школьник, первоклассник, второй ходит в детский сад. В Москве. И я та мать, которая совершенно запуталась в логике того, что нам советуют и рекомендуют власти. Началось всё с ласточки «свободного посещения». Тут я задумалась. Тем более, что младший ребёнок всё равно болел, а я сидела с ним дома на больничном.
Пока я думала, наш родительский чат порвало первый раз. «Я не поддерживаю паникеров. Образование — это главное», — написала мама отличницы Даши. Маму эту половина родителей тихо ненавидит. Они всегда и везде первая, самодеятельность, ГТО, украсить класс, сдать ещё пять тысяч рублей, подарить цветы педагогу для хорошего настроения (и так раз пять за месяц). «А больничный дадут?» — спросили более рациональные. «Я вас предупреждал», — написал родитель, который за предыдущие месяцы высказался единственный раз. Просил прислать домашнее задание по русскому.
В итоге утром учитель прислала фото из класса. Там сидели семь человек. Папа-тролль, который обычно шутит, внезапно стал серьёзным и спросил, как у нас будет организовано дистанционное обучение.
Оказалось, что пока дистанционное обучение — это рассылка домашних заданий через чат (хотя мы их и так получаем в электронном дневнике), а выполненное нужно отправлять в чат обратно. «Вы же выбрали свободное посещение, значит готовы учить детей сами», — сказала педагог. Мы пытались ещё раз слабо напомнить про мощь МЭШ и распоряжение мэра, но поняли, что силы точно не равны.
Родители решили взять всё на себя (вместе с ответственностью), к вечеру чат переполнился полезными ссылками, от сервисов дистанционного обучения до бесчисленных подборок приложений. Оставался без ответа лишь один вопрос — что сегодня было на уроках в школе, но мы догадывались по домашним заданиям. Пытались догадываться.
Пара дней — и вот уже сообщение о закрытии школ и малых группах: «С субботы, 21 марта 2020 г. (включительно), до воскресенья, 12 апреля 2020 г. (включительно), государственные общеобразовательные школы, спортивные школы и учреждения дополнительного образования будут закрыты».
Как организовать эту малую группу? Спросили у педагога, она ответила, что приказа пока не было. Закрытие — это закрытие или дистанционное обучение? Как в итоге будет организовано дистанционное обучение? День мы метались из стороны в сторону. А я ещё и пыталась понять, нужно ли будет ходить в детский сад. То писали, что сады открыты, то говорили о закрытии в рамках всей школы. В этот момент младший лепил пятнадцатого снеговика, а старшему я включила на одной из онлайн-платформ квест по русскому языку. Просто так, от отчаяния.
Как школы в Москве переходят на дистанционное обучение: опыт Европейской гимназии, Хорошколы и Новой школы
Затем по чату поползли слухи. Учёба отступила, зато в чате была масса сообщений, где в городе покупают продукты и какие. В середине дня её перебило сообщение: «Панику в мире раздувают США. Закулисье пытается выйти из глобального кризиса». Это был тот же папа, что раньше нас предупреждал.
Прошёл буквально час, как в чат переслали сообщения со срочным призывом закрыть все окна, потому что, якобы, «город будут с самолётов обрабатывать». Осталось только открыть окна и принять происходящее как данность. Ещё час — начали кидать тонны опровержений.
А учительница по английскому попросила срочно прислать в чат выполненное домашнее задание: «Сдали только три человека».
Дальше полетели вопросы, что же было задано по английскому и фотографии нужных страниц учебников. «Это всё закулисье», — продолжал настаивать отец, который предупреждал.
Это был единственный ответ на все вопросы, начиная от организации дистанционного обучения и заканчивая главным вопросом, который кто-то задал явно от безысходности: «Когда мы все успокоимся и когда всё это закончится?». Гречку купить удалось, но что теперь мы будем делать с гречкой, которую не переваривают ни дети, ни муж, я не знаю. Наверно, теперь год я буду есть гречку на завтрак. А вот сообщениями в чатах мы все точно пресытились.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (VECTOR FUN)