Что значит свободная наука
Свободные искусства и науки – образование Liberal Arts
Формат высшего образования модели «свободные науки и искусство» – это не прихоть педагогов-экспериментаторов и чиновников-реформаторов, это ответ на вызовы времени, это не раз и навсегда заученные знания, а навыки креативности, проектного и критического мышления.
Что значит Liberal Arts
Многопрофильный бакалавриат, или Liberal Arts (LA), – это относительно новая для России форма организации учебы по программам высшего социально-гуманитарного образования. Главный принцип этой хорошо зарекомендовавшей себя на Западе модели обучения – междисциплинарная подготовка и свобода академического выбора, которая предоставляется студентам с момента поступления и до окончания вуза.
Полное название формата – Liberal Arts and Science, что переводится с английского как «свободные искусства и науки». Эту модель часто называют либеральным образованием, потому что она предполагает практически неограниченные возможности самостоятельно формировать программу обучения.
В «экосистему» Liberal Arts хорошо вписываются четыре академические области: искусство и естественные, гуманитарные, социальные науки. К базовым дисциплинам относятся:
Liberal Arts – полная противоположность традиционным узкоспециализированным программам подготовки в вузах. Поступая в университет, будущий бакалавр выбирает модель образования, а с профилем он определяется в первые два года учебы. За это время студент может попробовать три-четыре или даже больше специальности, чтобы решить, изучению чего именно посвятить себя на выпускных курсах.
После окончания многопрофильного бакалавриата студент получает две и больше специальности из социальной или гуманитарной сферы. Достоинство образования по принципу «свободные искусства и науки» в том, что учеба дает возможность осознанно выбрать профессию – что крайне сложно сделать абитуриенту сразу после школы в 17-18 лет.
Особенности учебы
Краеугольный камень программ Liberal Arts – индивидуальность обучения. Она достигается главным образом за счет того, что, поступая на один из профилей – основной, обычно его называют major, студент может параллельно окончить еще и другой – дополнительный minor. Поэтому бакалавриат и называется многопрофильным.
Major′ы (майджоры) и minor′ы (майноры) состоят из основных (обязательных для специализации) и вариативных курсов. Их студент может компоновать по своему желанию. На выходе получается составленная самим бакалавром личная программа обучения.
Может показаться, что такая учеба поверхностна и не дает глубокой профессиональной подготовки, но это не так. Для каждого профиля есть определенный минимум соответствующих ФГОС модулей и курсов, которые обязательно надо освоить, чтобы сдать экзамены и получить диплом.
У программ многопрофильного бакалавриата Liberal Arts есть государственная аккредитация, поэтому военнообязанные студенты дневных отделений бюджетной и договорной формы обучения получают отсрочку от призыва в армию.
В целом же модель Liberal Arts предполагает:
Словом, в многопрофильном бакалавриате по принципу «свободные искусства и науки» учат профессиям будущего, которые находятся на стыке, на первый взгляд, несовместимых направлений, и готовят специалистов, умеющих быстро осваивать новое.
Вузы с многопрофильным бакалавриатом
Первопроходцем в области образования по модели Liberal Arts стал СПбГУ. В 1999 году старейший в стране университет первым в России начал обучение в многопрофильном бакалавриате по программам, разработанным совместно с американским Бард-колледжем (Bard College, Аннандейл-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк, США) – престижным частный гуманитарным университетом. В 2011 году СПбГУ выделил экспериментальное направление в факультет свободных искусств и науки (Смольный институт). С этого времени его декан – Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты и бывший министр финансов.
С 2009 года программы многопрофильного бакалавриата преподают в ИОН (Институте общественных наук) РАНХиГС, московский кампус. В этом направлении Президентская академия сотрудничает с Московской высшей школой социальных и экономических наук (Шанинкой, это авторитетный на международном рынке высшего образования частный вуз).
В 2015 году САФУ им. Ломоносова (Северный (Арктический) федеральный университет, Архангельск) в качестве эксперимента объединил в формате Liberal Arts пять направлений: журналистику, культурологию, философию, социологию, религиоведение.
С 2017 года ТюмГУ (Тюменский государственный университет) открыл Школу перспективных исследований (School of Advanced Studies, SAS) специально для изучения и масштабирования возможностей бакалаврского образования в формате свободных искусств и наук. С 2019 года вуз активно переходит на преподавание по новой модели – всех первокурсников трех институтов (социально-гуманитарных наук; химии; психологии и педагогики) набрали на программы, разработанные по принципу Liberal Arts.
Первые шаги в сторону либерального обучения по модели свободных искусств делают Пермский государственный НИУ и ЮФУ (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону).
Направления свободных наук и искусств в университетах
Классических инженерно-технических направлений в российском, как и в западном, бакалавриате модели Liberal Arts нет. По принципам либерального образования вузы преподают гуманитарные, естественные и социальные науки, исключением можно считать компьютерные науки – их изучают в тесной связке с гуманитарной сферой.
РАНХиГС
Всего в Президентской академии открыты 22 направления бакалавриата, на десяти из них есть программы многопрофильного бакалавриата:
За четыре года учебы на программах Liberal Arts в РАНХиГС бакалавры могут освоить сразу два профиля: основной (major) и любой из 18 дополнительных (minor).
Майноры (список постоянно расширяется):
Программы основных профилей Liberal Arts делятся на две группы: российские и британские. На британском треке майноров (дополнительных специализаций) нет. Но большинство курсов бакалавры изучают на английском языке, а выпускники получают сразу три диплома о высшем образовании:
Основной профиль студенты выбирают после первого курса, дополнительный – в конце второго. Всего у бакалавров Liberal Arts 253 варианта построения своей программы образования.
СПбГУ
На факультете свободных наук и искусств (Liberal Arts and Science) Санкт-Петербургского государственного университета в бакалавриате изучают 12 предметных областей:
Предметная область в модели Liberal Arts СПбГУ – это специализация, ее надо выбрать после четвертого семестра (второго курса), чтобы получить бакалаврский диплом.
В дополнение к этим 12 предметным областям бакалавры могут пройти 234 курса из 8 дисциплинарных групп:
Курсы самые разные: от «Абстрактной алгебры» и «Математического анализа» до «Антропологии смеха» и «Мифопоэтики в кино».
САФУ им. Ломоносова
В Северном (Арктическом) федеральном университете в многопрофильный бакалавриат модели Liberal Arts объединили пять направлений:
На первом курсе студенты всех этих направлений по большому счету учатся вместе и изучают базовые дисциплины: академическое чтение и письмо, основы правового государства, ведение научно-исследовательской деятельности и др. На втором и третьем курсах переходят к специализированным предметам, на четвертом – могут изучить дополнительный профиль из направлений, которые вошли в программы Liberal Arts.
ТюмГУ
Тюменский государственный университет учит бакалавров по программам Liberal Arts в Школе перспективных исследований – School of Advanced Studies (SAS) – по семи основным направлениям:
Дополнительные специализации возможны по двум направлениям:
Учеба походит на английском языке. Как и в других университетах, предлагающих либеральное образование формата «свободные искусства и науки», профиль (специализацию) обучения бакалавры выбирают не при поступлении, а позже: в ТюмГУ – после второго курса. На третьем-четвертом студенты могут получить дополнительную специализацию по любому из девяти направлений (по семи основным и двум дополнительным).
Поступление
В целом поступление на программы Liberal Arts проходит так же, как и в обычный бакалавриат: по результатам ЕГЭ или (и) внутренних экзаменов вуза, но есть особенность, которая облегчает жизнь абитуриентам. Либеральное образование предполагает свободу выбора не только учебных модулей и курсов, но и вступительных экзаменов. Такая гибкость объясняется тем, что на первом курсе всех направлений многопрофильного бакалавриата общая программа.
Формально абитуриент поступает на определенное направление. Но первый курс всегда отводится на то, чтобы студент определился с выбором специализации. Если он хочет ее изменить, для этого не будет никаких препятствий. В модели образования Liberal Arts можно подать документы на экономику, а выпуститься с дипломом музыканта или кинокритика.
Вступительные экзамены на факультеты и программы свободных искусств и наук
Вступительные экзамены в многопрофильный бакалавриат Liberal Arts and Science
Независимо от выбранного направления, поступить можно по любому из наборов ЕГЭ – русский язык обязательно + еще два предмета:
После первого курса можно сменить направление, на которое поступал абитуриент, ЕГЭ при этом никак не учитываются
На все направления ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, истории
На каждое из 7 основных направлений свои вступительные экзамены, но после второго курса можно сменить направление и получить диплом по новому профилю, совершенно отличному от изначального. Русский язык везде обязателен.
Дипломы бакалавриата «Свободные искусства и науки»
Необычная программа предполагает и нетривиальный диплом после ее окончания. Это не значит, что с документами об образовании по модели Liberal Arts не все в порядке. Скорее, наоборот: все в двойном или даже тройном порядке.
Дипломы факультета или программ Liberal Arts подтверждают подготовку широко эрудированных специалистов, готовых выполнять самый широкий круг профессиональных задач.
Бюджетные, платные места и стоимость учебы
На всех программах Liberal Arts есть бюджетные и платные места.
Год учебы стоит около 250 тысяч рублей:
Факультет свободных искусств и наук СПбГУ ежегодно учреждает целевые стипендии для студентов, поступивших на платную форму, но занявших первые места в ранжированном списке абитуриентов. В зависимости от набранных при поступлении баллов выплаты покрывают 50–80 % стоимости учебы. Если бакалавр учится без троек и задолженностей, стипендия сохраняется на все время обучения.
В SAS ТюмГУ тоже есть система скидок для студентов-платников всех курсов. Каждые полгода вуз составляет рейтинг по успеваемости и делает на следующий семестр хорошие скидки бакалаврам, занявшим верхние строчки:
Со второго года обучения скидку на оплату учебы талантливым студентам многопрофильного бакалавриата делает и ИОН РАНХиГС. На разных программах и в зависимости от успеваемости она может составлять от 10 до 80 %.
За переход с одного направления на другое или изучение дополнительных курсов никаких доплат делать не надо – свобода выбора и многопрофильность изначально заложены в образование по модели Liberal Arts.
Перспективы образования формата Liberal Arts в России
Современный человек уже не работает на одном месте по 25–30 лет, большинству приходится очень часто менять работу и заниматься совсем не тем, к чему их готовили в вузах. Высшее образование, полученное в формате «свободные искусства и науки», делает стойкую прививку способности постоянно учиться новому, развивает критическое и творческое мышление, навыки командной работы и делового общения. Выпускники факультетов и программ Liberal Arts умеют комплексно решать сложные проблемы и эффективно отвечать на вызовы времени – а это намного ценнее узкой специализации, которая может стать ненужной на рынке через 5–10 лет.
Широкому распространению в российских университетах обучения по принципу свободных искусств и наук мешает высокая формализация национальной системы образования – программы обязательно подгоняются под ФГОСы и профстандарты. В отличие от МГУ, СПбГУ и небольшого числа других крупных вузов федерального масштаба, небольшие российские высшие учебные заведения не имеют права разрабатывать собственные образовательные стандарты и должны учить студентов по государственным нормативам. А в них формат Liberal Arts пока не предусмотрен.
Тем не менее три кита продвижения либерального образования в России – СПбГУ, РАНХиГС и ТюмГУ – успешно работают над адаптацией этого формата в отечественных реалиях. Подвижки уже есть. В начале марта 2021 года правительство выступило с инициативой отделить факультет свободных искусств и наук СПбГУ в самостоятельный университет. 12 марта ученый совет вуза поддержал это решение.
Новый вуз будет государственным, его уже в этом году учредит Минобрнауки. Миссию первого российского университета, полностью работающего в формате Liberal Arts, образовательное ведомство видит в том, чтобы развивать в стране модель свободных искусств и наук.
Почему России нужен университет свободных искусств и наук?
Сегодня мы находимся в ситуации, когда стране необходим рывок, который можно осуществить только на основе принципиально других навыков и умений — свободного, инновационного, критического мышления, командной работы, креативности. Таких специалистов во всем мире готовят на программах Liberal Arts and Science, или, как мы их называем, свободных искусств и наук. Такие программы есть в России, пришла пора эту модель масштабировать. Создание университета свободных искусств и наук позволит придать этому процессу новый импульс.
Античная традиция свободных искусств и наук, artes liberales — liberal arts, лежит в основе не только классического университетского образования, но и всей мировоззренческой системы современной культуры, если формулировать в самых общих чертах. Базовая гуманитарная триада (trivium) свободных искусств — это грамматика как умение читать и осмыслять тексты, риторика как умение говорить и писать, а также логика или диалектика как умение рационально представлять реальность, понимать взаимосвязи между ее объектами.
Во многом это напоминает те самые «мягкие навыки», soft skills, которые сегодня необходимо сбалансированно сочетать с основами естественно-научного, математического знания. В античной традиции за тривиумом следовал квадривиум — четыре классических предмета точных наук с арифметикой и геометрией во главе. Именно поэтому выпускники программ Liberal Arts особенно ценятся не только в «гуманитарных» направлениях, но и в ИT, биотехнологиях, нейрокогнитивных и многих других дисциплинах. Стив Джобс в одной из своих презентаций говорил, что в ДНК Apple заложено, что одних технологий недостаточно, что технологии должны быть совмещены со свободными искусствами и науками, чтобы заставить наши сердца петь.
Современная модификация модели свободных искусств и наук включает индивидуальный учебный план, значительно большую свободу выбора курсов, поздний выбор профиля подготовки, интерактивную педагогику, высокий уровень ответственности студента и преподавателя, мультидисциплинарность.
Студент программы свободных искусств и наук начинает со второго курса погружаться в предметные области и во многих университетах имеет возможность осваивать даже два профиля подготовки (double major) по индивидуальному плану. В любой момент образовательную траекторию можно перестроить, что на всю жизнь формирует важнейший навык — переизобретать себя.
Отмечу, что сегодня индивидуализация высшего образования является общепризнанным подходом. Уже есть поручения руководства страны о том, чтобы обеспечить студенту более позднюю возможность выбора специализации после первого или даже второго года обучения и самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию. Но в большинстве российских вузов объем курсов по выбору в лучшем случае составляет четверть. На факультете свободных искусств и наук СПбГУ сегодня это две трети курсов. При этом студент на протяжении всего обучения активно взаимодействует со своими однокашниками, с тьютором из числа преподавателей. Если в обычной системе многие занятия проходят в больших аудиториях и студенты должны с ходу вникать в содержание, то здесь студент готовится к занятиям, которые проходят в форме диалога и обсуждения в небольших группах. Это уникальная, по сути ручная работа.
Такой студент может освоить все что угодно, а значит, создать себя в течение жизни несколько раз, найти удачный карьерный путь в любой кризис и состояться.
Междисциплинарность, индивидуализация подхода, слияние нескольких профилей обучения находят отражение в научных и исследовательских проектах наших студентов. Они создают крайне интересные, даже уникальные работы — например, «Генерация изображений по текстовому описанию с использованием глубокого обучения», «Джазовая поэтика в творчестве Бродского» или «Моделирование динамики пандемии в зависимости от характеристик работы международных аэропортов на базе многоагентного подхода».
Образовательная модель свободных искусств и наук сегодня лежит в основе обучения десятков лидирующих колледжей и университетов США и Британии, школ континентальной Европы и Азии. В последние годы школы Liberal Arts открываются во всех странах мира, от Японии и Индии до Чехии и Болгарии. Этот опыт применяется во всем мире, и мы тут немного отстаем.
За последнее десятилетие в Китае создано несколько десятков программ свободных искусств и наук. В России их всего четыре. Пришло время догонять, наверстывать.
Более 20 лет назад мы в СПбГУ начали осваивать успешный опыт этой модели: в 1997 году была создана программа открытых курсов «Смольный центр свободных искусств и наук». Десять лет назад программа была преобразована в факультет, и мне выпала честь стать первым деканом первого в стране факультета свободных искусств и наук, который известен теперь как «Смольный». Я признателен своей alma mater и руководству университета за ту поддержку, которая была оказана нашей программе.
Все это время мы тренировались и «приземляли» международные практики на традиции нашего образования. Более 2 тыс. выпускников программы нашли себя в самых разных сферах жизни, это заметные и успешные люди, которые умеют переизобретать себя и не останавливаться на достигнутом. Они работают в образовании, науке, бизнесе, государственных и международных структурах — повсюду.
За 20 лет нами был наработан уникальный отечественный опыт, явившийся сплавом лучших международных практик и наших образовательных традиций. Этот опыт уже стал востребован в российских университетах, которые вслед за нами стали развивать программы свободных искусств и наук. Такие факультеты созданы сегодня в РАНХиГСе, «Шанинке» и ТюмГУ, причем в Тюмени Школа перспективных исследований (SAS) была создана буквально за несколько лет с нуля, в чем я вижу серьезную заслугу нынешнего министра высшего образования и науки Валерия Фалькова. Идеи этой модели образования сегодня получают поддержку в университетах Калининграда, Перми, Ростова-на-Дону. И это только начало.
Нам нужно больше гибких специалистов для нового рынка труда в регионах, для чего нужен и дополнительный импульс региональным высшим школам. Опыт того же ТюмГУ в Школе перспективных исследований показывает, что можно за несколько лет создать успешный факультет свободных искусств и наук, заметный на мировом уровне. Это сразу поднимает привлекательность города и региона, позволяет подготовить специалистов нового уровня, я уже не говорю о возможности экспорта такой модели образования, поскольку спрос на нее в мире неуклонно растет.
Добавлю, что модель свободных искусств и наук позволяет переосмыслить высшее образование и с точки зрения цифровых технологий в образовании. Это синергия лучших проверенных временем методик и практик очного обучения и перспективного динамичного онлайн-обучения. Инструменты дистанционного образования позволяют реализовать индивидуальные траектории профессионального роста, обеспечить широкий и гибкий доступ к образовательному контенту, сформировать и поддержать коммуникации сообщества студентов, преподавателей, экспертов.
Наш опыт применения модели свободных искусств и наук можно и нужно масштабировать. Создание университета свободных искусств и наук на базе факультета СПбГУ позволит форсировать этот процесс, создать всероссийский центр компетенций в этом направлении и способствовать становлению целой сети российских школ, работающих по этой модели.
Семь свободных наук
Семь свобо́дных иску́сств (septem artes liberales), свободные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или свободные занятия (liberalia studia), реже изящные искусства (artes ingenuae), хорошие искусства (artes bonae) — круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции ( ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα ), Древнем Риме и средневековой Западной Европе.
Эти термины не нужно путать с терминами «свободное искусство», «свобода искусства».
Содержание
Античность
В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься только рабы. Ещё в античности начал вырабатываться список дисциплин, позже названных свободными искусствами. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание опредёленных учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Августина (кн.2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.
Список свободных искусств по Исидору Севильскому:
Свободные искусства | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Тривиум | Квадривиум | |||||
Грамматика | Диалектика (логика) | Риторика | Арифметика | Геометрия | Музыка | Астрономия |
Средние века
Христианские авторы приспосабливали античные науки к нуждам христианского образования. Пользу грамматики, например, они видели в знании Священного писания и других церковных книг, риторики — в искусстве проповеди, астрономии — в вычислении пасхалий, диалектики — в умении спорить с еретиками.
В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов — богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры — магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление. Гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику.
Из людей, писавших о семи свободных искусствах в Средние века, можно упомянуть Теодульфа и Винсента из Бове.
Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.
Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первой из дисциплин — грамматика), потом квадривиум (базовая дисциплина квадривия — арифметика). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.
В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете — факультете искусств (факультет свободных искусств, артистический факультет лат. facultas artium (liberalium) ). Помимо них на факультете искусств преподавались философия и другие науки. Окончившим факультет присваивалась учёная степень магистра искусств (магистр свободных искусств magister artium liberalium ). Эта степень присуждалась в Германии и присуждается в англоязычных странах (англ. master of arts ) по широкому кругу дисциплин, за исключением права, медицины и богословия.
Возрождение и Новое время
В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.