Что значит сугубая честь
Что же это за сугубая честь, которой достойны пресвитеры, усердно трудящиеся в слове и учении? 2904
Если слово, переведенное в данном случае как «сугубый», означает, как и во всех других местах Писания, «вдвое больший», «двойной» (см.: Быт. 43:15; Исх. 22:4; Втор. 21:17; 4 Цар. 2:9; Иов 42:10; Ис. 40:2; Зах. 9:12; Мф. 23:15), тогда достойно трудящимся следует воздавать вдвое больше, чем положено. Таким образом, «сугубая честь» означает двойную честь, то есть хорошо потрудившемуся пресвитеру оказывают честь как руководителю и — дополнительно — как человеку, который отлично справился со своей работой. Используя выражение «сугубая честь», Павел не отказывает всем остальным пресвитерам в заслуженном уважении, но привлекает внимание к тем, кто трудится не щадя сил, особенно в слове и учении.
Что же подразумевается под словом «честь»? Греческое слово time, переведенное как «честь», означает «почтение», «уважение», а в некоторых случаях предполагает материальное вознаграждение. В пятой главе Первого послания к Тимофею это слово употребляется именно с таким оттенком значения. Как в глагольной форме, так и в форме существительного, слово time очень часто подразумевает материальное вознаграждение, и этот момент нуждается в более детальном объяснении:
1) Хотя само слово не имеет значения «материальная помощь» (как, например, в 2 Пар. 32:33; Притч. 26:1; Еф. 6:2; 1 Тим. 6:1), однако весьма часто ассоциируется с материальным обеспечением (ср.: Числ. 22:17, 37; 24:11; Притч. 3:9; 14:31; 27:18; Дан. 11:38; Мф. 15:3–6; Деян. 28:10).
2) В Первом послании к Тимофею (5:3) сказано: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц». Истинная вдовица — это сильно нуждающаяся христианская вдова. Последующие наставления (ст.
3) Библейская цитата из 1 Тим. 5:18 («трудящийся достоин награды своей») свидетельствует, что Павел в первую очередь имеет в виду материальное вознаграждение. Из контекста становится ясно, что «награда» подразумевает уважительное отношение в сочетании с финансовой помощью.
4) Использование слова «честь» или «почесть» вместо более конкретных терминов характерно для Павла, когда он рассуждает о финансовых вопросах. Он в принципе избегает слов, которые связаны со сферой финансов, предпочитая слова, выражающие милосердие, щедрость, любовь и единство христиан:
• Служение (Рим. 15:25, 27; 2 Кор. 8:4; 9:12, 13);
• Участие (2 Кор. 8:4; Флп. 1:5);
• Подаяние (1 Кор. 16:3);
• Благодать (2 Кор. 8:9);
• Обилие (2 Кор. 8:20);
• Благословение (2 Кор. 9:5);
• Доброе дело (2 Кор. 9:8);
• Добро (Гал. 6:6);
• Благовонное курение, жертва приятная, благоугодная Богу (Флп. 4:18);
• Семя (2 Кор. 9:10);
• Плоды правды (2 Кор. 9:10);
• Плод (Флп. 4:17);
• Почитание, честь (1 Тим. 5:3, 17).
Итак, «честь» подразумевает финансовую помощь в чисто христианском значении. Во всех аспектах взаимоотношений со своими братьями и сестрами во Христе, включая финансовую сферу, верующий должен вести себя, как подобает христианину. Поэтому материальное обеспечение пресвитеров — это действительно честь, которую они заслужили. Такая честь предполагает заботу, уважение, внимательное и любовное отношение к братьям, которые несут такое ответственное служение.
5) Право некоторых членов братства на получение материальной помощи подтверждается другими отрывками из Писания (см.: Мф.
Тот факт, что всем пресвитерам необходимо оказывать почтение, совсем не означает, что все пресвитеры должны автоматически получать денежное вознаграждение. Уважение совсем не обязательно предполагает материальную помощь, просто те, кто хорошо трудится, заслуживают сугубой чести. Поскольку такой чести заслуживают те, кто напряженно и много трудится (особенно в учении), двойная, или сугубая, честь в большей степени подразумевает денежное вознаграждение, чем обычное почтение, которого заслуживают все руководители.
И, наконец, что важнее всего, пресвитеры, которые трудятся достойно, действительно заслуживают двойной награды. Павел говорит: «Трудящийся достоин награды своей». Это означает, что человек заслужил вознаграждение, и оно принадлежит ему по праву. Пресвитеры, трудящиеся изо всех сил, всецело посвятившие себя этому ответственному и требующему больших жертв делу, по праву заслуживают двойной награды. Каким благословением для церкви являются достойные пресвитеры, которые защищают, учат прихожан и руководят ими! Такие пастыри воистину заслуживают сугубой чести. В Первом послании к Тимофею (5:18) цитируются два отрывка из Писания, которые подтверждают, что некоторые пресвитеры достойны особого уважения: «Ибо Писание говорит: „не заграждай рта у вола молотящего“; и: „трудящийся достоин награды своей“». Здесь Павел объясняет, на каком основании церковные руководители заслуживают двойной награды. Обратите внимание, Павел начинает свое утверждение со слов «ибо Писание говорит». Писание является для верующего непререкаемым авторитетом, ибо это есть Божье Слово (см.: Ин. 10:35). Это единственная библейская цитата в Первом послании к Тимофею, и потому она мгновенно привлекает внимание читателя. Этими двумя цитатами Павел хочет показать, что нет никаких расхождений между Ветхим и Новым Заветами, поскольку и Моисей, и Иисус говорили, что каждый трудящийся, включая пресвитеров, «достоин награды своей».
Ветхозаветная цитата взята из Книги Второзаконие (25:4): «Не заграждай рта волу, когда он молотит». Речь идет о том, что всегда и во всем нужно быть честным и справедливым и что даже животное имеет право пользоваться плодами своего труда, поскольку оно работает на своего хозяина.
Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
Дважды цитируется в Новом Завете отрывок из Книги Второзаконие, чтобы подтвердить право трудящихся на получение материального вознаграждения (см.: 1 Кор. 9:9; 1 Тим. 5:18). Отказывать церковным руководителям в материальной поддержке было бы так же несправедливо, как и заграждать рот у молотящего вола. Но именно так поступают некоторые христиане, склонные следовать суетным человеческим традициям, на основании которых они отказывают в помощи достойно трудящимся пресвитерам. В процитированном только что отрывке ясно говорится о полноценном материальном обеспечении, а не о символической финансовой помощи.
Новозаветная цитата «трудящийся достоин награды своей» взята из Евангелия от Луки (10:7). Иисус произнес эти слова, когда отправлял благовествовать семьдесят Своих представителей. Позже Павел высказал ту же мысль, имея в виду людей, которые проповедовали Евангелие (см.: 1 Кор. 9:14). Затем в исследуемом нами отрывке из Первого послания к Тимофею Павел употребляет эти же слова по отношению к пресвитерам, которые усердно трудятся в слове и учении, имея в виду, что они достойны награды за свой труд. Таким образом, это утверждение — Божий закон, которому учили Иисус Христос и Его апостол, Павел.
Однако Писание хранит молчание о практическом выражении этой «сугубой чести». Как и в других подобных вопросах, осуществление общего принципа предоставляется на усмотрение самой церкви и ее руководителей. То, что решит сделать церковь в Лондоне, ищущая водительства Господа силой Святого Духа, не подойдет для церкви в коммунистическом Китае или Заире. Но так или иначе, Божье Слово неизменно, и оно призывает верующих оказывать сугубую честь тем, кто хорошо справляется со своей работой.
Важно отметить, что Павел обращается ко всем членам общины, а не только к руководителям. Этой истине следует учить весь Божий народ. Вся церковь несет ответственность за материальное обеспечение своих пресвитеров. Неважно, насколько христиане, по их мнению, бедны. Они должны проявить щедрость пред Господом, жертвуя тем, кто проповедует, учит и руководит церковью. Говоря коротко, Божий народ должен почитать своих пресвитеров.
Толкование на 1 Тимофею 5:17
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на 1 Тимофею 5:17 / 1Тим 5:17
Феофан Затворник (1815−1894)
Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении
Прилежащии, προεστωτες, — предстоящие,— добре — добре настоятельствующие в Церкви, или в общине христианской. Пресвитеры — священники, которые выбираемы были из людей преимущественно пожилых, как более степенных, опытных и обычно пользующихся уважением, и чрез рукоположение получали благодать священства на продолжение дела Апостольского проповеданием Евангелия и вообще слова Божия и освящением верующих благодатию чрез святые таинства. В силу сего они настоятельствовали в общинах христианских, руководя их, вразумляя и исправляя. Кто ревновал о сем не щадя сил и даже живота, тот добре предстоятельствовал. «Кто суть добре предстоящии? — спрашивает святой Златоуст и отвечает: — Послушаем, что говорит Христос: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11). Следовательно, доброе предстоятельство в том состоит, чтобы ради попечения о предстоятельствуемых ничего не щадить». В другой раз Спаситель приточно представил доброго предстоятеля под видом верного и мудрого домостроителя, которого господин дома поставил над челядию — даяти в свое время житомерие (ср.: Лк. 12, 42),— то есть все нужное для содержания каждого. Добрый предстоятель по сей притче — тот, кто неленостно раздает верующим житомерие слова Божия и таинственного облагодатствования.
Такие предстоятели, говорит, сугубыя чести да сподобляются. «Честию здесь называет Апостол попечение, доставление всего необходимого; подобно тому как выше, когда говорит: вдовицы чти,— говорит о необходимой для них пище.— Что же значит: сугубыя чести? Сугубые по отношению к вдовицам, или по отношению к диаконам, или просто: сугубыя чести,—то есть великой» (святой Златоуст). «Добрые и верные строители (экономы) дома Божия должны быть почитаемы достойными не только высокого почитания, но и совершенного обеспечения в содержании; чтоб они не были обеспокоиваемы недостатком потребного, но в радости прилежали учению веры. Настоятельнее будет в труде сем тот, кого не смиряет нужда, и ревность его все более и более будет расти, когда видит, что труд его приносит плод и для настоящей жизни, не до избыточествования, но до отвращения скудости и недостатка» (Амвросиаст).
Паче же труждающиися в слове и учении. Три дела лежит на предстоятеле Церкви — учить, руководить и исправлять — и освящать таинствами. Первые два исправляются трудом в слове и учении. И это есть важнейший труд,— и потому, что он труднее, и потому, что приготовляет и к принятию благодати чрез таинства. Почему тот, кто подъемлет его, достоин и большего почета и большего обеспечения. Святой Златоуст говорит: «Апостол хочет, чтобы таких почитали больше, нежели всех других, и приводит причину: они, говорит, подъемлют великий труд. И справедливо. Ибо тогда как другой и не бодрствует, и не печется, но без заботы и печали пребывает, тот трудится, печется и поучается, особенно когда бывает неопытен во внешних науках. Почему же не пользоваться ему большею честию, нежели все прочие, когда он предается стольким трудам? Притом он служит предметом бесчисленных разговоров. Один укоряет его, другой хвалит, иной насмехается над ним, тот оскорбляет его память и намерения,—и он нуждается в великом подкреплении, чтобы переносить это.— Очень важно и много содействует благоустроению Церкви и великую приносит пользу, когда предстоятели ее учительны. А когда этого нет, то в Церквах много от того бывает ущерба. Поэтому к прочим свойствам предстоятеля,— к страннолюбию, кротости и непорочности,— Апостол и сие причисляет, говоря: учительну. Где теперь говорящие, будто не нужно слова и учения? Пусть, говорят, жизнию своею научают любомудрию.— Конечно, и это совершенно необходимо. Но не слышишь, что говорит святой Павел: паче же труждающиися в слове и учении? Не очевидно разве, что он дает предпочтение учительным предстоятелям? К тому же, когда речь идет о догматах, тогда какую силу имеет жизнь? Тут нужно учительное слово.— Впрочем, о каком слове говорит он? Не о хвастливом (не о щегольском), не о таком, которое отличается внешнею утонченностию, но о таком, которое проникнуто силою духа, исполнено разума и мудрости. Поэтому ему нужно не искусство и изящные выражения, а мысли,— не ученое изложение, а, как обыкновенно говорят, душа».
Ефрем Сирин (
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении
Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим, — особенно трудящиеся в слове и учении.
Икумений Триккский
Ст. 17−21 Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея. На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех. Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению
Какие пресвитеры добре прилежат (προεστῶτες — предстоят), это видно из слов Иисуса Христа: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10:11). — Сугубыя чести да сподобляются. Под честью Апостол разумеет пользование или лучше доставление всего необходимого. Сугубыя — сравнительно с вдовами, а не с пресвитерами, недостойно предстоящими, которые не заслуживают даже простой чести, но изгоняются; или же — сугубыя, т.е. великой чести. — Паче же труждающиися в слове, не хвастливом, конечно, а таком, которое может питать духовно. Где же теперь говорящие, что для пресвитера не нужно ни слова, ни учения, а только жизнь? Пусть послушают теперь, как апостол Павел предпочитает слово: он даже прибавил здесь паче. Правда, вместе с остальными качествами требуется и добрая жизнь, но когда речь идет о догматах, то какое значение имеет здесь жизнь? Обрати внимание и на приведенные Апостолом изречения: вола молотяща не обротиши, а не молотящему должно заграждать рот. — Достоин делатель мзды своея. И Иисус Христос говорит совершенно согласно с законом: мзды, т.е. пропитания, делатель — трудящийся; а не трудящийся не достоин пропитания. Эти слова относятся к учителям, трудящимся в учении. На пресвитера (κατὰ πρεσβυτέρου — на старейшего) хулы не приемли. Что же? а на юного можно принимать хулу? Нет. Апостол как бы так говорит: ни на кого, а особенно на пресвитера. От этого должен удерживать нас уже возраст его. Под пресвитером Апостол разумеет здесь вообще — старейшего по возрасту. — Согрешающих же пред всеми обличай. Исследуй тщательно и, когда убедишься, тогда строго порицай: это и значит — обличай (ἔλεγχε). Пред всеми, чтобы и остальные были благоразумны. Так действовал и сам Бог по отношение к Фараону (Исх. 14:1 и сл.) и к Навуходоносору (Дан. 4:1 и сл.). — Засвидетельствую пред Богом. Видишь апостольскую ревность? Хотя он пишет Тимофею, однако не просто требует от него исполнения всего этого, но и призывает в свидетели Бога, чтобы оградить себя на тот случай, если что-нибудь будет сделано не так, как должно. Но почему, призвавши во свидетели Бога Отца и Сына, Апостол присоединил и Ангелов? Потому что и Ангелы будут присутствовать вместе со своим Владыкою на суде и будут свидетельствовать о том, что он сказал. У нас также есть обычай брать во свидетели и высших, и низших. И Иаков берет во свидетели и Бога, и холм, на котором поставил каменный столп (Быт. 31:46 и след.). — И избранными Ангелы. Называет их избранными, потому что демоны тоже ангелы, но только отверженные. — Да сия сохраниши без лицемерия (χωρὶς προκρίματος — без предубеждения), т.е. всего того, что я сказал тебе, не делай не обдумавши, как придется, без предварительного обсуждения. — Ничесоже творя по уклонению (κατὰ πρόσκλησιν2 — по приглашению), то же, что по предубежденнию, которое часто бывает далеко от истины. πρόκλησις и бывает тогда, когда уговаривают кого-либо сделать что-нибудь без обсуждения. — Климент в седьмой книге Гипотипоз вышеприведенные слова: да сия твориши χωρὶς προκρίματος понимает так: чтобы ты сохранил все это, остерегаясь подпасть суду и наказанию за непослушание в случае нарушения чего-либо. А святой Василий в толковании притчей говорит: ничесоже творя κατὰ πρόσκλισιν (а не πρόσκλησιν), т. е. не склоняясь к тому, что не право, а правый суд произнося. Именно он так говорит: ничего не делая по уклонению, но произнося правые и неподкупные суды.
Источник: Пастырские Послания апостола Павла.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Ст. 17−18 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей
Трудись добросовестно в своем звании: честь придет сама собою. Можешь, в утешение себе, вспоминать эти слова апостола Павла: Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. К нам это ближе всего идет: труды наши особенно драгоценны для людей и стоят мзды. Хотя полная награда достойным будет от Бога.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Феофилакт Болгарский (
Достойно начальствующим (προεστωτες) пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении
Кто достойно начальствует — этому учит Господь, говоря: пастырь добрый полагает жизнь свою (Ин. 10:11), ничего не щадя ради попечения об овцах. Честью апостол называет доставление всего необходимого, как видно из последующего. Ибо учители в изобилии должны иметь необходимое, дабы, ничем не развлекаемые, заботились об учении. Так жили и левиты в Ветхом Завете. Сугубую честь, или по отношению к вдовицам, или по отношению к диаконам, или просто — сугубую честь, то есть великую. Где же говорящие, будто не нужны слова, а нужна жизнь? Пусть они послушают теперь Павла, как он слово ценит больше всего, говоря: сие нужно нам, равно как и другое. Ибо когда речь идет о догматах, тогда какую имеет тут силу жизнь? Слова же апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 17−20 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели
Переходя к пресвитерам, апостол требует, чтобы они за свое предстоятельское служение были почитаемы вдвойне — и как старцы по возрасту, и как носители особого высокого звания. Особенно заслуживают такого почета те, которые не только занимаются делами церковного управления, но и выступают как проповедники и учители веры. Почтение же должно выражаться прежде всего в вознаграждении за их труды, которое пресвитеры должны получать, как и всякий трудящийся: об этом сказано и в Ветхом (Втор. XXV:4), и в Новом Завете (Мф. X:10). Что же касается пресвитеров, не удовлетворяющих своему высокому назначению, то обвинение против них должно быть принесено при достаточном количестве свидетелей. В таком случае жалующийся на пресвитера, конечно, будет осторожнее в своих речах против пресвитера, чем в том случае, когда он будет наедине с епископом. Если пресвитер окажется действительно виновным, то его нужно обличить пред всеми другими пресвитерами, чтобы этим самым предохранить последних от повторения тех же проступков, в каких изобличен повинный пресвитер.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Тим. 5:17
Свт. Феофан Затворник
Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении
Прилежащии, προεστωτες, — предстоящие,— добре — добре настоятельствующие в Церкви, или в общине христианской. Пресвитеры — священники, которые выбираемы были из людей преимущественно пожилых, как более степенных, опытных и обычно пользующихся уважением, и чрез рукоположение получали благодать священства на продолжение дела Апостольского проповеданием Евангелия и вообще слова Божия и освящением верующих благодатию чрез святые таинства. В силу сего они настоятельствовали в общинах христианских, руководя их, вразумляя и исправляя. Кто ревновал о сем не щадя сил и даже живота, тот добре предстоятельствовал. «Кто суть добре предстоящии? — спрашивает святой Златоуст и отвечает: — Послушаем, что говорит Христос: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11). Следовательно, доброе предстоятельство в том состоит, чтобы ради попечения о предстоятельствуемых ничего не щадить». В другой раз Спаситель приточно представил доброго предстоятеля под видом верного и мудрого домостроителя, которого господин дома поставил над челядию — даяти в свое время житомерие (ср.: Лк. 12, 42),— то есть все нужное для содержания каждого. Добрый предстоятель по сей притче — тот, кто неленостно раздает верующим житомерие слова Божия и таинственного облагодатствования.
Такие предстоятели, говорит, сугубыя чести да сподобляются. «Честию здесь называет Апостол попечение, доставление всего необходимого; подобно тому как выше, когда говорит: вдовицы чти,— говорит о необходимой для них пище.— Что же значит: сугубыя чести? Сугубые по отношению к вдовицам, или по отношению к диаконам, или просто: сугубыя чести,—то есть великой» (святой Златоуст). «Добрые и верные строители (экономы) дома Божия должны быть почитаемы достойными не только высокого почитания, но и совершенного обеспечения в содержании; чтоб они не были обеспокоиваемы недостатком потребного, но в радости прилежали учению веры. Настоятельнее будет в труде сем тот, кого не смиряет нужда, и ревность его все более и более будет расти, когда видит, что труд его приносит плод и для настоящей жизни, не до избыточествования, но до отвращения скудости и недостатка» (Амвросиаст).
Паче же труждающиися в слове и учении. Три дела лежит на предстоятеле Церкви — учить, руководить и исправлять — и освящать таинствами. Первые два исправляются трудом в слове и учении. И это есть важнейший труд,— и потому, что он труднее, и потому, что приготовляет и к принятию благодати чрез таинства. Почему тот, кто подъемлет его, достоин и большего почета и большего обеспечения. Святой Златоуст говорит: «Апостол хочет, чтобы таких почитали больше, нежели всех других, и приводит причину: они, говорит, подъемлют великий труд. И справедливо. Ибо тогда как другой и не бодрствует, и не печется, но без заботы и печали пребывает, тот трудится, печется и поучается, особенно когда бывает неопытен во внешних науках. Почему же не пользоваться ему большею честию, нежели все прочие, когда он предается стольким трудам? Притом он служит предметом бесчисленных разговоров. Один укоряет его, другой хвалит, иной насмехается над ним, тот оскорбляет его память и намерения,—и он нуждается в великом подкреплении, чтобы переносить это.— Очень важно и много содействует благоустроению Церкви и великую приносит пользу, когда предстоятели ее учительны. А когда этого нет, то в Церквах много от того бывает ущерба. Поэтому к прочим свойствам предстоятеля,— к страннолюбию, кротости и непорочности,— Апостол и сие причисляет, говоря: учительну. Где теперь говорящие, будто не нужно слова и учения? Пусть, говорят, жизнию своею научают любомудрию.— Конечно, и это совершенно необходимо. Но не слышишь, что говорит святой Павел: паче же труждающиися в слове и учении? Не очевидно разве, что он дает предпочтение учительным предстоятелям? К тому же, когда речь идет о догматах, тогда какую силу имеет жизнь? Тут нужно учительное слово.— Впрочем, о каком слове говорит он? Не о хвастливом (не о щегольском), не о таком, которое отличается внешнею утонченностию, но о таком, которое проникнуто силою духа, исполнено разума и мудрости. Поэтому ему нужно не искусство и изящные выражения, а мысли,— не ученое изложение, а, как обыкновенно говорят, душа».
Прп. Ефрем Сирин
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении
Прп. Икумений Триккский
Ст. 17-21 Прилежащии же добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея. На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех. Согрешающих же пред всеми обличай, да и прочии страх имут. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению
Пастырские Послания апостола Павла.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Ст. 17-18 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей
Трудись добросовестно в своем звании: честь придет сама собою. Можешь, в утешение себе, вспоминать эти слова апостола Павла: Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. К нам это ближе всего идет: труды наши особенно драгоценны для людей и стоят мзды. Хотя полная награда достойным будет от Бога.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Феофилакт Болгарский
Достойно начальствующим (προεστωτες) пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении
Лопухин А.П.
Ст. 17-20 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели