Что значит субъект деятельности
Изучаем значение слов: субъект и объект деятельности – что это такое
В общественной жизни объект и субъект — это очень важные понятия. Если неправильно разграничивать их, можно столкнуться с неблагоприятными последствиями для участников этих взаимоотношений. Еще в античные времена ученые различали активные и пассивные роли в обществе. Подробнее о них расскажем в статье.
Понятия
Субъект деятельности — один человек или несколько, осуществляющие активные действия. Особенности данной категории зависят от сферы исследований. Важной отличительной особенностью являются целенаправленные и осознанные действия лиц.
Объекты и субъекты
Объект деятельности – то, на что непосредственно направляется действие субъекта.Они осуществляют взаимодействие между собой. Взаимодействие может быть реальным либо теоретическим. Первое встречается на практике. Второе может быть закреплено на бумаге в виде обязанностей и прав. Так или иначе, это всегда реальная категория, обладающая определенными признаками.
Важно уметь дать конкретное определение понятиям и знать их различия. А это можно сделать, лишь обратившись к какой-либо конкретной области.
Вот что понимают под субъектом в различных видах общественных отношений:
Объектом может быть как одушевленное существо, так и неодушевленный предмет:
Важно! Можно сделать вывод, что главное различие между категориями заключается в направлении их действия. Субъекты способны менять объективную реальность, подстраивая ее под себя. Объекты сделать этого не могут.
Полезное видео: субъект, объект, мотив, средство
Разница между понятиями
Давайте еще раз обозначим разницу между терминами в общественных отношениях. Они различны:
Это интересно! Азы социологии: что это такое – социальная мобильность
Взаимодействие с объектом
Примеры взаимодействия
В обществознании эти понятия могут по-разному взаимодействовать между собой. Влиять друг на друга.
В случае взаимодействия человека и окружающего мира, первый своими действиями может преобразовать живую и неживую природу. Тем самым он способен менять ее параметры и свойства.
Также люди в процессе труда занимаются производством разнообразных продуктов деятельности — товаров и услуг. В данном случае последние считаются объектами. А человек будет субъектом взаимоотношений.
Кроме того, субъекты часто взаимодействуют между собой — по работе, в процессе дружеского общения или даже в романтических отношениях.
Это интересно! Еще один пример взаимодействия — это взаимодействие личности с самой собой. Каждый способен рассматривать критически свои поступки, анализировать собственный характер и привычки. В этом процессе человек одновременно выступает и субъектом, и объектом изучения.
Взаимодействовать между собой могут также определенные общности людей. Например, в политической гонке во время предвыборной кампании. Субъектом будет штаб сторонников определенного кандидата. А объектом его воздействия народ. Также можно привести другой пример. Коллектив преподавателей может воздействовать на группу студентов.
Студент
Примеры из жизни
Даже прочитав определения, многие не сразу могут разобраться, чем различаются между собой категории отношений? Внесет ясность Википедия. А также а помощь здесь придут примеры-образы, которые способствуют лучшему восприятию. Представим себе студента и исследуем его жизнь. Он проживает в общежитии и учится в университете. В свободное время ходит гулять. Иногда питается в столовой. У него есть сложившаяся модель поведения, которую можно изучать.
Это интересно! Определение слова государство: что это такое
В дальнейшем жизнь этого студента может измениться. Например, он может переехать в другой населенный пункт, сменить место учебы. Найти новых друзей. Но принципиально при этом его поведение не изменится. И объект исследования остается прежним — просто он немного изменяется по ситуации. А что такое предмет? Это в данном случае деятельность студента. Его учеба, поездки, взаимодействие с окружающими.
Объект и предмет исследования можно выделить в любой тематической категории. Например, возьмем тему Семья и брак. В данном случае, объектом будут права и обязанности участников отношений. А предметом отношений могут быть, например, обязанности родителей.
В исследовании по информатике «Система работы электронной почты» мы тоже видим, что является объектом в данном случае. Это электронная почта. А предметом будет ее функционирование. Студент, занимающийся исследованиями, считается субъектом.
Полезное видео: отношение субъект-объект и самосознание
Вывод
Нередко в тестах по обществознанию,студенты допускают ошибки. Они путают данные понятия. Не могут выделить их предмет. Это может быть несоответствие предмета выбранному объекту либо выход предмета за пределы исследования. Тщательное изучение представленной выше статьи поможет избежать недоразумений.
8. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность
Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым.
Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (рис. 4). В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Рис. 4. Характеристика содержания понятия «индивид»
Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность» (рис. 5). Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Рис. 5. Характеристика содержания понятия «личность»
Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности» (рис. 6). Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Рис. 6. Характеристика содержания понятия «субъект деятельности»
Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека его индивидуальность. Индивидуальность это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Читайте еще:
Чувствуете, в чем разница? Согласиться с первым выводом — значит начинать задумываться, учиться, развиваться. Зато потом можно лучше справляться с жизнью и быть довольнее. А если согласиться с остальными двумя? Тогда недовольства явно прибавится. Ситуации могут меняться, но суть.
Если А своевременно не отразит это, его позиция будет явно искажена и это может неблагоприятно для него отразиться на исходе всего диалога.
Почему высшее Советское руководство во главе с Горбачевым поступило так? Можно ли это объяснить только глупостью, тем, что не ведали, что творили, руководствуясь добрыми намерениями? Думаем, что нет. Объяснить этот феномен, игнорируя внешние факторы, невозможно. При всех недостатках того.
Однако в сознании большинства людей присутствует редко осознаваемая познавательная установка на то, что почему–то именно гениталии являются основным критерием и начальной точкой отсчета при оценке всех составляющих биологического пола. Получается, что различием репродуктивных функций тела люди.
Стало быть, увиденная грудь создавала у младенца второй очаг возбуждения, тот очаг, который возникал при виде руки — руки вора, нищего, хищника, убийцы.
С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его.
И правда – не ровня. По очень многим параметрам не ровня. Только демонстрировать это совсем ни к чему.
Юмор способствует выбросу в кровь эндорфинов — веществ отвечающих за наше настроение, жизненный тонус и позитивное мышление. Юмор вызывает релаксацию, повышает жизненный тонус способствует продуктивности мышления, положительно влияет на здоровье, делает нас психологически более защищенными.
Фрида Фромм-Райхман считает, что шизофрения является результатом неадекватных отношений между «шизофреногенной» матерью и ребенком, когда дать является отчужденной, излишне покровительственной и враждебной. I. Малер указывает, что на оральной стадии развития ребенок не может отделиться от.
А. Это постоянный и устойчивый паттерн поведения, когда нарушаются основные права других или соответствующие возрасту социальные нормы или правила, и встречаются три или более соответствующих критерия в течение 12 месяцев, и, по крайней мере, один критерий в течение 6 месяцев.
Такие люди в незнакомой обстановке полагаются на формальности, исполнение правил. Они любят продемонстрировать вдумчивость, знание норм и инструкций, но вряд ли станут относиться к ним творчески. В их духе, скорее, добросовестное исполнение законов, чем их критическое обсуждение. ДРАЙЗЕРЫ и.
И не обязательно он должен реагировать с учетом взрослого понимания того, что это ценный антиквариат. (Пауза)
Субъект деятельности
В современных исследованиях, посвященных проблемам деятельности, понятию субъекта придается кардинальное значение. Вместе с тем в работах психолого-философского направления субъект связывается, прежде всего, с социальным контекстом деятельности и рассматривается обычно весьма широко, вплоть до того, что в него включается все человечество в целом. Субъект может выступать и как «системное единство субъектов иного уровня и масштаба, государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом» (Брушлинский А.В., 1994, с. 4].
В конкретно-психологических исследованиях понятие субъекта деятельности также до сих пор не получило достаточного развития. Прослеживая историю этого понятия в отечественной психологии, К.А.Абульханова-Славская видит причину такого положения в идеологии господствовавшего в стране тоталитаризма. Она пишет, что «. в психологии деятельность вытеснила своего субъекта и осуществила сама себя через никому не принадлежащие цель, мотив и результат» [Абульханова К.А., 1999, с. 199]. В шестидесятых годах это понятие стало использоваться, но лишь в «обозначительно-указательном» значении. Только в семидесятых годах началось раскрытие его проблемного значения в работе С.Л.Рубинштейна и трудах молодых философов [Там же, с. 199].
Взгляды на сущность субъекта значительно варьируют у разных авторов. В одних случаях в качестве конституирующих свойств субъекта рассматриваются сознательная цель и создание средств деятельности [Климов Е. А., 1984], в других они оказываются тесно связанными с личностными характеристиками [Абульханова-Славская К. А., 1980]; в большинстве исследований «субъект» не раскрывается содержательно, выступая лишь как лицо, которому «принадлежит» деятельность.
Как показал анализ Г. В. Суходольского, в работах по психологической теории деятельности понятие «субъект» употребляется весьма расширительно. Оно охватывает наряду с психологическими также социальные и биологические явления. В качестве субъекта выступают: 1) человечество, общество в целом либо человек как особый вид живого; 2) та или иная социальная группа; 3) индивид, личность, конкретный человек; 4) животное; 5) персонифицированный психический процесс или даже совокупность когнитивных процессов; 6) физиологическая система или орган [Суходольский Г. В., 1981, с. 14, 15].
Конкретно-психологическое исследование деятельности предъявляет особые требования к содержанию понятия субъекта. В. И. Слободчиков замечает, что субъектность человека должна быть представлена, прежде всего, как деятельностная, а не «бытийная» категория и она должна входить в общую структуру деятельности как сущностная ее составляющая [Слободчиков В. И., 2000, с. 46].
Поскольку субъект занимает центральное место в деятельности, он должен быть подвергнут обстоятельному, системному анализу.
Понятие субъекта развивается в ряде психологических исследований. К конкретному понятию субъекта подводит М.Я.Басов. Он задавался вопросом о сущности и устройстве организма и о том, что он собой представляет в качестве деятеля в окружающей среде [Басов М.Я., 1931]. У П.Я.Гальперина читаем: «. действует не психика, а субъект, который вовсе не духовная субстанция, а особым образом устроенный сложный организм» [Гальперин П. Я., 1976, с. 120]. В работах А. Н.Леонтьева субъект также выступает как «телесный, материальный» в единстве телесных и психологических его свойств, говорится о «реальной связи», «реальном взаимодействии» «живого, высокоорганизованного, материального субъекта и окружающей его материальной действительности» [Леонтьев А.Н., 1983, т. 2]. Рассматривали субъекта как индивида, человека С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьев и др.
Как можно видеть из приведенной выше цитаты, у К. Маркса понятие «субъект» дифференцированное. Особо выделяется «рабочая сила»: «Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» [Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 178]. Сама рабочая сила характеризуется «степенью искусства, подготовки и быстроты» выполнения определенной деятельности [Там же, с. 207].
Ряд исследователей, в том числе А.Н.Леонтьев, писали о наличии у субъекта деятельности функционального мозгового органа, а также органов восприятия и движения [Леонтьев А. Н., 1983, т. 1].
Субъект деятельности включает в себя несколько сфер. Центральной является сфера, отвечающая за реализацию умения как потенциальной способности деятеля к осуществлению некоего
процесса и морфологически оформленная в виде определенного аппарата в головном мозге человека.
В субъект деятельности входят также афферентные и эфферентные органы, т. е. участвующие в выполнении данной деятельности органы чувств и движения. Еще одной сферой является подсистема энергетического обеспечения деятеля. Она снабжает энергией все три названные подсистемы и самое себя. Кроме того, существенным признаком полноценного субъекта является наличие установки, или актуальной готовности, человека к инициированию или продолжению деятельности.
Работа всех этих материальных аппаратов координируется неким особым центром. П. Я. Гальперин считал наличие такого центра критериальным признаком субъекта, отличающим его от «просто организма» [Гальперин П.Я., 1976]. Он представляет индивид в его целенаправленных действиях: располагает его прошлым опытом, получает и перерабатывает информацию, характеризующую его внутренние состояния и окружающий его мир, перед ним открывается содержание психических отражений; он намечает план действий и реализует его. П.Я.Гальперин рассматривал в качестве такого центра «верховную» инстанцию, локализующуюся в мозге.
Рассмотрим подробнее выявленные подструктуры субъекта.
Функциональные мозговые органы.
Функциональные мозговые органы субъекта деятельности образуются прижизненно, они являются носителями умения выполнять некую деятельность и отвечают за ее возникновение и протекание.
система». Позже это понятие подверглось преобразованию и расширению В.П.Зинченко в связи с идеей «органической психологии».
Имея в виду анализ функции данного органа субъекта, рассмотрим понятие «умения». При этом будут уточнены следующие понятия: «цель», «мотив», «ориентировочная основа действия», «схема ориентировочной основы действия» и определится место соответствующих реалий в системе деятельности.
Реальности, обозначаемые терминами «деятельность», «действие», «операция», «компонент деятельности (действия)», «процесс деятельности (действия, операции)», «исполнительная (ориентировочная, контрольная) часть действия», «образ», «установка» относятся к динамическим, процессуальным явлениям. Реальности, которые характеризуются как «способность», «умение», «навык», «привычка», «отношение», «фиксированная установка», «знание», «ориентировочная основа действия», «схема ориентировочной основы действия», «ориентир», «система объективных условий действия», «критерий», «(учебная) информация», «учебный материал» являются статическими, субстанциальными образованиями, предполагающими деятельностные процессы лишь в потенции.
О цели и мотиве речь пойдет ниже.
Умение. С умением выполнять деятельность (или действие) определенного предметного содержания связывается возможность ее осуществления субъектом при актуализации у него соответствующей потребности и при наличии адекватной ситуации. Это предполагает следующий компонентный состав умения: 1) наличие в постоянной памяти субъекта информации обо всех могущих иметь место типах ситуаций (существенных для данной деятельности), с возможностью ее использования путем актуализации соответствующих образов (или без нее); 2) возможность реализации всех вариантов способа деятельности; 3) возможность перехода от факта наличия той или иной конкретной ситуации к реализации адекватного ей варианта способа деятельности; 4) возможность распознавания любой наличной ситуации с отнесением ее к одной из категорий, значимых для данной деятельности.
Существенно, что субъект должен выполнять деятельность без опоры на внешние носители информации об алгоритме, т.е. на основе соответствующих внутренних энграмм. Впрочем, и тогда, когда субъект вынужден использовать внешние носители алгоритма деятельности, можно говорить о наличии у него умения выполнять деятельность, хотя в таких случаях оно неполное; в худшем случае оно сводится к умению пользоваться внешними руководствами («неполноценный» субъект).
Используемое здесь понятие «умение» достаточно общее: оно не содержит ограничений в отношении таких психологических характеристик действия, как актуальная осознанность его процесса или быстрота выполнения, т. е. можно, например, говорить и об умении выполнять стереотипизированное («автоматизированное») действие. Оно не содержит ограничений также и в отношении степени общности выполняемой деятельности: не является существенным различие между умением как возможностью выполнить некоторую вполне конкретную деятельность и умением-способностью, которое предполагает значительно больший объем дополнительного, индивидуального «прилаживания» действий к наличным условиям или даже необходимость усваивать те или иные реализующие ее конкретные виды деятельности.
Прочие понятия, связанные с функциональными мозговыми органами. Итак, в памяти человека, обладающего умением выполнять некоторое действие, должна существовать информация о
признаках тех ситуации, при которых оно возможно, и тех ситуаций, при которых оно невозможно. Однако что же такое «ситуация действия»?
Каждая из ситуаций, данная «здесь и теперь», образуется при наличии следующих структурных моментов действия в их определенных конкретных воплощениях: того или иного предмета, средства и субъекта с определенными характеристиками и находящегося в том или ином функциональном состоянии, а также его внешних условий.
Взятая в информационном аспекте, эта система наличных структурных моментов составляет систему ориентиров действия.
Подчеркнем, что поскольку в систему условий действия входит и сам субъект, то при восприятии деятелем актуальной ситуации предполагается также ознакомление его с наличными характеристиками себя самого в качестве субъекта предстоящего действия.
Прежде всего, субъект получает информацию об имеющейся у него в данный момент потребности (или «квазипотребности»). П.Я.Гальперин писал: «Потребности означают не только побуждения к действию во внешней среде, они предопределяют избирательное отношение к ее объектам и намечают общее направление действий на то, чего субъекту недостает и в чем он испытывает потребность. В этом смысле потребности являются исходным и основным началом ориентировки в ситуациях» [Гальперин П.Я., 1976, с. 92]. Деятель актуализирует в своем сознании соответствующие этой потребности мотив и ближайшую цель.
Субъект должен также получить информацию о наличном состоянии органов чувств и движения, которые предстоит использовать в данном действии, о своих энергетических возможностях. Он должен также удостовериться в том, что владеет соответствующим умением, и актуализировать свои знания о нормативных условиях действия, т.е. его ориентировочную основу (см. ниже).
Распознавание конкретных ситуаций с выделением тех из них, которые являются приемлемыми для данного действия, есть важный компонент соответствующего умения (четвертый из названных выше), от него зависит успешность начальной, ориентировочной его части (см. ниже).
Весьма важными составляющими умения являются владение различными способами действия и знание о том, какому конкретному набору ориентиров (варианту возможных ситуаций) адекватен тот или иной способ.
В случае «полноценного» субъекта она имеет статус знания и извлекается из его долговременной памяти. При несамостоятельном выполнении действия, когда субъект опирается на внешние носители нормативной информации, ООД не попадает далее оперативной памяти деятеля и потому не может считаться знанием в полном смысле слова.
Очевидно, в действительности существуют оба типа реальностей (и ориентировочная основа действия, и система объективных условий действия), так что речь идет лишь о необходимости их различения в плане понятий.
Поскольку деятельность в развитой своей форме выполняется человеком ради ее продукта, он должен заранее знать его характеристики, т. е. иметь цель. Она занимает особое место в ООД и СхООД. В литературе, посвященной анализу человеческой деятельности, это слово, однако, имеет три различных значения.
Первое из них связывается непосредственно с желаемым продуктом, который субъект получает через некоторое время в случае успешного завершения деятельности. При этом не дифференцируется предмет воздействий деятеля и собственно продукт.
на основе такой энграммы и состоящий в построении и поддержании образа желаемого результата деятельности и продуцировании импульса к активности, направленной на его достижение.
Очевидно, что только два последних значения термина «цель» прямо относятся к субъекту деятельности, являясь его существенными характеристиками. В психологических работах эти значения не всегда четко дифференцируются. Так, в работах А. Н.Леонтьева часто употребляется слово «цель» в значении «будущий продукт», хотя в других случаях «цель» предстает как «идея», «сознаваемое содержание».
В философской литературе преобладает употребление этого слова в значении идеи, образа желаемого деятелем будущего. Это ясно выступает у К.Маркса: «. самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально» [Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 189].
Данное понимание «цели» сохраняется и у современных философов. Например, для Н.Н.Трубникова это «. мыслимое представление о результате деятельности, направленной на изменение сущего, на создание такого предмета или состояния, которые бы удовлетворяли потребность, определившую цель. » [Трубников Н. Н., 1968, с. 56]. Цель является «. такого рода идеальным, которое выходит из границ идеальности и является необходимым моментом возвращения в реальное. » [Там же, с. 58].
Однако продукт деятельности, как и любая другая реально существующая вещь или ситуация, многоаспектен; субъекта привлекают в нем лишь некоторые стороны, ради которых он и стремится его получить.
Если принимать оговоренные значения терминов «мотив» и «цель», то термин «мотив-цель» оказывается неудачным. В самом деле, если под «мотивом» подразумевается конечная цель, то речь должна идти о планируемом продукте в целостной совокупности всех его свойств, а не только желаемых, т.е. связанных с удовлетворением исходной потребности деятеля.
Еще одно замечание. В конечной цели отражены желаемые субъектом свойства, этим она и отличается от промежуточных. Вместе с тем, очевидно, в известном смысле можно говорить и о желаемых свойствах промежуточных результатов, имея в виду их совпадение с нормативными целями при последовательной реализации процедуры. Этим обусловливаются мотивирующие свойства промежуточной цели, отмечаемые в некоторых исследованиях [например: Вилюнас В. К., 1983].
Итак, при выделении структурных моментов деятельности нельзя ограничиваться выше перечисленными понятиями «субъект», «предмет», «средство», «продукт» и «внешние условия». Следует рассмотреть и другие реалии, однако они должны быть субординированы и соотнесены с понятием субъекта.
Иерархизация соответствующих понятий встречается лишь у отдельных исследователей структуры деятельности. Наиболее
четкая ее формулировка имеется у М. А. Коськова: «. такие моменты деятельности, как цель, интериоризованные средства (или знания) и способности являются компонентами субъекта деятельности, без которых он немыслим и которые не существуют без него и вне его. Иными словами, эти моменты принадлежат к иному, более конкретному уровню рассмотрения деятельности» [Коськов М.А., 1978, с. 168].
Конечно, понятие «умение», связываемое только с функциями центрального аппарата переработки информации и принятия решений, непозволительно упрощало бы реальность. Наделе возможность со стороны субъекта осуществить тот или иной акт обычно предполагает специфичную для него степень тренированности различных групп мышц двигательного аппарата, органов чувств и наличие соответствующих нервно-мышечных координации.