Что значит стыдно не знать стыдно не учиться
Что значит выражение «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»?
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
Как объяснить значение выражения?
Какие привести примеры?
очень меткое, не зря это она является народной мудростью.
Наша жизнь насыщена событиями, каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что до этого не знали.
Когда человеку приходится соприкасаться с тем, что ему еще неизвестно, но нужно, очень важно вести себя правильно.
Возьмем такой пример. Двое друзей, Дима и Саша, решили сделать макет крейсера. Ребята никогда этим не занимались раньше.
Дима не стал признаваться, что совершенно не разбирается в вопросе. Ему было стыдно признаться. Он все сделал кое-как, и его корабль был больше похож на какаю-то развалину, а не на крейсер.
Саша понял, что он еще ничего не знает о моделировании. Он честно в этом признался себе и родителям, а те посоветовали ему записаться в кружок моделирования, что он и сделал. Через месяц Саша уже обладал всеми знаниями и сделал свою первую модель корабля. Этот крейсер до сих пор стоит на выставке в школе.
на свете очень много разной информации и всю её знать просто невозможно. Но одно дело когда человек учится всему новому, интересуется новыми технологиями, стремится получать новые знания, то есть постоянно чему то учится, не сидит на месте. И совершенно другое когда круг интересов ограничен и развиваться дальше у человека нет никакого желания. Обычно такие люди мало чего добиваются в жизни, а порой и другим мешают это делать. Вот и говорят:
Высказывание «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» имеет в себе глубокий смысл.
На планете нет и никогда не было человека, который бы знал совершенно все ответы на все вопросы. Поэтому, если человек чего-то не знает, в этом нет ничего постыдного.
И в противовес этому ставится необходимость человека учиться, постигать все новые и новые знания. То есть, если человек не стремится получать новые знания, значит он не хочет развиваться и двигаться вперёд.
Большинство афоризмов в русском языке не могут быть переведены на иностранные языки, поскольку их дословный перевод не передать нужного заложенного в них смысла.
Думаю это выражение все слышали, оно означает буквально следующее: если ты чего не знаешь, но хочешь научится, то ничего в этом стыдного нет. Все начинали с чего-то, никто с умением не родился, все знания приходили в процессе обучения. Главное, не стесняться спрашивать, если что-то непонятно у более опытных и знающих людей. И если даже что-то не получается с первого раза, о не лениться предпринимать попытки снова и снова, с каждым разом у вас будет получаться только лучше.
А вот если человек не хочет учиться и узнавать что-то новое, то это конечно стыдно, здесь гордиться нечем.
Это выражение будет актуально во все времена.
Данное выражение достаточно известное и даже популярное, так как каждый из нас мог его слышать, причём даже не раз, потому что употребляется оно весьма часто и уже даже стало таким устойчивым выражением. Ну а значение его также объясняется весьма несложно, ведь ничего сверхсложного для понимания нет, всё достаточно просто и логично. Ведь значит оно то, что если ты даже чего-то и не знаешь, то стыдиться этого не стоит, так как ничего в этом страшного и постыдного нет, а вот когда ты не хочешь ничему учиться, то вот это стыдно и неправильно. То есть если не знаешь, то вполне можешь научиться, это не проблема, было бы желание, а вот совсем другое дело когда ты чего-то не знаешь и даже учиться не намерен, вот это куда хуже.
Использовать это выражение можно в таких случаях.
Плакат с этим выражением, должен висеть в каждой школе, каждом классе. Там он, как нельзя лучше подходит. Ведь в школе, ученик каждый день приобретает новые знания. И что-то не знать ребенку не стыдно, он для этого и ходит в школу, чтобы научиться чему-то. Но не хотеть получить новые знания, это уже стыдно. Потому что неуч, человек который мало в чем разбирается, мало что знает, вряд ли добьется многого в жизни.
Данное выражение, создано в нашем обществе для того, что бы снять страх перед людьми в плане постижения наук, образовании и вообще обучении чему-то. Ну а говорит эта фраза и поговорка о том, что учащемуся чему-то, не может быть стыдно по определению, так как он делает благое дело, так как хочет стать лучше, что бы приносить пользу обществу. Ну а тот кто ничего не делает, что бы стать лучше, тот не учится и не прогрессирует, а значит не сможет стать лучше что бы приносить пользу обществу и такому человеку, в социальном, ментальном и моральном плане, конечно должно быть стыдно.
В общем такая поговорка создана нашим обществом, во благо эволюции и того, что бы все менялось в ту сторону, что бы кто мог, тот бы учился и адаптировался в этом мире.
Видимо имеется в виду что человек который находится на стадии изучения чего либо, не должен стесняться того что пока не всё знает.
Другое дело, отсутствие желания познавать, или узнавать новое, это уже стыдно.
Хотя слишком категоричная фраза и не всегда это так.
Любая помощь ценнее, когда оказана вовремя. Даже самые полезные и благородные поступки могут опоздать, а мелочь, которой помогли вовремя, окажется спасительной. Когда человек в отчаянии, он будет рад даже любому доброму слову, искреннему участию. Он ищет любой шанс на спасение и хватается за него изо всех сил. А когда он уже привык к плохой жизни, то даже реальная помощь ему не поможет, он и дальше будет жить так же. Один рубль в нужное время в нужном месте может оказаться ценнее, чем тысяча не там, где надо.
Пример: человеку не хватает рубля, чтобы поехать на автобусе. Дома у него лежит много денег, однако сейчас они ничем ему не помогут. Если дать ему этот рубль сейчас, это будет действительно нужной помощью. Бабушке нужна помощь в уборке урожая? Сейчас для нее даже детские руки в помощь ценнее, чем десяток опытных рук через месяц, когда все уже пропадет. Поэтому и говорят так.
Даже ребёнку, чтобы достичь большего будучи взрослым, с детства нужно стремиться к учёбе. Только тот достигает большего, который старается познать и разгадать, что же стоит за тем или иным.
Человек благодаря своим умениям и совершенствованием в них, достигает всё большие и большие высоты. Например, создавая новые технологии, он не останавливается и продолжает познавать новое, чтобы совершенствоваться самому и совершенствовать мир.
Не стыдно не знать
+ «Очень плох человек, ничего не знающий
да и не пытающийся что-нибудь узнать.
Ведь в нём соединились два порока» (Платон).
1.
Не знал философ химию,
Технолог – биологию,
А физик в филологии
СловА не мог связать.
Но разве это главное?
Мы люди все – не боги и
Мне хочется про самое
Важнейшее сказать:
Как здорово, что физику
Азы подвластны статики,
А лирики–романтики
В науке о любви.
И пусть твердят фанатики,
Что люди – это фантики,
И в знании семантики*
Они пока слабы.
Но люди вечно учатся,
И верю я – получатся
Из них умы галактики,
А вовсе не рабы.
СЕМАНТИКА – раздел семиотики и логики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию.
Виктор Москаленко Ст 01.07.2012 13:00
2.
Всего не знаем-это очевидно!
Стремиться нужно многое познать.
Не знать чего-то,думаю,не стыдно.
Гораздо хуже,не хотеть чего-то знать.
Один Из Случайных Прохожих 16.06.2012 22:23
Каждый из нас
что-то не знает,
но в остальном –
преуспевает.
Представьте, что случилось всё наборот,
Не будет ли для нас смертельным поворот?
Иван Ковшов 02.03.2013 08:46 •
А коли так, то жить и делать всё нам надо в меру.
Всё в равновесии – мечта-любовь, стремленье и карьера.
Иван Ковшов 02.03.2013 08:49
«Знать не желать», – от нашей русской лени.
Всё мыслишь хорошо, когда в поту и пене.
Урок родного (русского) языка в 4 кл. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
Планируемые результаты: учащиеся научатся толковать значение слов, объяснять значение и происхождение фразеологизмов; осуществлять выбор необходимых справочников, словарей; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
Просмотр содержимого документа
«Урок родного (русского) языка в 4 кл. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»»
Родной (русский) язык
Тема: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
Цели: познакомить со словами, пословицами, поговорками и фразеологизмами из
родного языка, возникновение которых связано с учением; познакомить с
заимствованными словами – названиями наук;
развивать речь, память, мышление детей;
воспитывать дисциплинированность, культуру поведения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся толковать значение слов, объяснять значение и происхождение фразеологизмов; осуществлять выбор необходимых справочников, словарей; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
Оборудование: фразеологические словари, толковый словарь, слова на доске или экране для этапа самоопределения, карточки для проверки знаний.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Игра «Доскажи словечко»
– Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память». Доскажите слово.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Ты думал: школа не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет … (ждать).
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
Не отправится охотник
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять
Дома книжку и … (тетрадь).
В нашей школе есть закон:
Вход неряхам … (запрещен)!
Любит летчик самолет.
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.
Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книги и … (тетрадки).
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней … (лежать).
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский … (попугай).
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит … (в класс)!
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит, сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку … (подними).
Обязан каждый ученик
Держать в порядке свой дневник,
Что задано … (учителем).
– Определите тему стихотворения. (Это стихотворение о школе.)
– Какова его главная мысль? (Примерный ответ. Чтобы учиться хорошо, надо соблюдать школьные правила, стараться.)
III. Самоопределение к деятельности
– Прочитайте название раздела. («Русский язык: прошлое и настоящее».)
– Прочитайте опорные слова к разделу. (Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.)
– С какими понятиями вы знакомы? Приведите примеры.
– Прочитайте слова и словосочетания. (На доске или экране написаны слова.)
– Назовите эпитет. (Увлекательный.)
– Прочитайте название словаря. (Фразеологический.)
– Какое из данных слов заимствовано из другого языка? (География.)
– Объясните значение фразеологизма. (Выучить наизусть, очень хорошо.)
– Как называется первый параграф в этом разделе? Объясните значение этой пословицы. (Ответы учащихся.)
– Сформулируйте задачи этого параграфа с помощью опорных слов.
(На доске опорная таблица для определения задач урока.)
(Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова из истории родного языка относятся к учению, научимся толковать их значение, применим умения при составлении предложений и текстов.)
IV. Работа по теме урока
(Выполняется коллективно с комментированием.)
– Какие слова вам надо найти?
– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц.
– Какие слова, называющие школьные принадлежности прошлого, вы нашли? (Перья, чернила.)
– Найдите эти предметы на рисунках.
– Прочитайте задание для письменной работы.
– Найдите фразеологизмы. (Точить балясы, валять дурака, отвечать с потолка, держать ушки на макушке.)
– Спишите фразеологизмы. Подготовьтесь объяснить их значение. Если возникнут затруднения, обратитесь к фразеологическому словарю. (Ответ. Точить балясы – вести бессмысленные разговоры, тратить время на пустую болтовню. Отвечать с потолка – придумать что-либо наугад, не опираясь на надежные источники. Валять дурака – притворяться непонимающим, глупым; паясничать, дурачиться. Держать ушки на макушке – быть начеку, быть внимательным и готовым к чему-либо непредвиденному или неожиданному.)
Приступаем. Для начала
Только корпусом вращаем.
Все знакомые движенья.
Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу:
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока.
Корпус влево поверни.
А теперь прыжки у нас.
Дружно скачет целый класс.
За прыжком – еще прыжок,
Прыг да скок, прыг да скок.
VI. Закрепление изученного материала
– Вспомните, что обозначает условный знак на с. 5.
– Значение какого слова приведено в словарной статье? (Урок.)
– Прочитайте заголовок задания на с. 6. Это примеры к толкованию значения.
– Выполните задание в парах.
(Проверка работы одной пары у доски.)
– Прочитайте первое толкование слова. Какие примеры к нему вы подобрали? (Б, Г.)
– Какая иллюстрация к этим примерам подходит? (Третья.)
– Какой пример вы подобрали ко второму значению слова? (В.)
– Какую иллюстрацию можно отнести к этому значению? (Вторую.)
– Какие примеры вы выписали в тетрадь к третьему значению? (А, Д, Е.)
– Сделайте вывод: какие значения имеет слово «урок»?
– Как вы думаете, какое значение слова редко используется в современном языке?
(Коллективная работа. Учащиеся под руководством учителя читают текст по абзацам. Учитель задает вопросы на понимание прочитанного.)
– Какие корни имеют названия наук?
– Из каких языков они пришли?
– Какую общую часть имеют слова «биология» и «биография»?
– Почему автор статьи называет их разнозначными?
– Что изучают науки антропология, хронология, морфология, психология? (Человека; время (последовательность исторических событий); форму; душу (психику, сознание).)
– С какими словами вы встречались на уроках? (Примерный ответ. Геометрические фигуры – на уроках математики; биография писателя – на уроках литературного чтения; каллиграфия – на уроках русского языка.)
– Что относится к наукам -графиям? (Каллиграфия, орфография…)
– Что изучает орфография? Где вы встречались с этим словом? (Ответы учащихся.)
– Что такое стенография? (Умение быстро писать.)
– Что означают слова «фотография», «литография», «типография»? (Печатание с помощью света; печатание с каменных досок; печатание с выпуклых образцов.)
– Какие науки имеют в названии часть -метрия? (Тригонометрия, геометрия.)
– Что они изучают? (Примерный ответ. Они изучают соотношение сторон треугольника, формы предметов.)
– Что такое термометр, хронометр, барометр? (Прибор для измерения температуры; точные часы; прибор для измерения атмосферного давления.)
– Прочитайте задания после текста.
– Выполните их в парах. В случае затруднений используйте толковый словарь.
Работа по карточкам
— Соедините линией фразеологизмы-синонимы.
Валять дурака Смотреть в оба
Держать ушки на макушке Бить баклуши
(Самопроверка по образцу.)
– Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».
VIII. Подведение итогов урока
– Какие слова, о которых вы узнали из истории родного языка, относятся к учению?
– В каком словаре можно узнать их значение?
Сочинение на тему не стыдно учиться стыдно не знать стыдно
4 варианта
Здравствуйте. Пословица: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”, наверно знакома всем. Это выражение – один из слитков кладовой народной мудрости, которое каждый может применить в своей жизни. Действительно, нельзя не согласиться с справедливым утверждением. Каждый человек приходит в этот мир ничего не зная о нем, словно чистый лист бумаги. И постепенно: день за днем, месяц за месяцем, год за годом, человек узнает все больше и больше. Но все знать не возможно. Поэтому, если ты не знаешь что-то, ничего в этом постыдного нет, все чего-то не знают. Но если ты не хочешь пополнять свое хранилище знаний, это уже плохо и стыдно. Потому что, когда человек перестает узнавать что-то новое, интересоваться окружающей жизнью, его нельзя назвать в полной мере живым человеком. Потому что он не развивается, а жизнь, это приобретение новых знаний. И скорее всего, с ним не о чем поговорить, он не интересен.
Плакат с этим выражением, должен висеть в каждой школе, каждом классе. Там он, как нельзя лучше подходит. Ведь в школе, ученик каждый день приобретает новые знания. И что-то не знать ребенку не стыдно, он для этого и ходит в школу, чтобы научиться чему-то. Но не хотеть получить новые знания, это уже стыдно. Потому что неуч, человек который мало в чем разбирается, мало что знает, вряд ли добьется многого в жизни.
Перед вами сочинение на тему: О роли знаний в жизни человека.
План
I. Вступление. День знаний.
II. Зачем человеку нужны знания.
1. «Стыдно не учиться».
2. Приумножение знаний.
1. Получение знаний как государственная проблема.
3. Заключение. Зачем учусь я?
Знать необходимо не за тем, чтобы только знать, но и для того, чтобы научиться делать. М. Горький
Первое сентября — это не только начало осени, это начало учебного года, всенародный праздник под названием День знаний. Открываются двери школ, двери в мир знаний, в мир нового, непознанного. «Человек без знаний что земля без полива», — гласит русская пословица. Почему же так важны они — знания?
Какое бы место ни занимал человек в обществе, будь он рабочий или инженер, учитель или президент крупной компании, знания ему нужны на протяжении всей жизни. В наше время, время высоких технологий, нельзя в буквальном смысле слова пошевелить и пальцем без элементарных знаний и навыков. Время заставляет нас… не терять времени! А стремительно усваивать льющуюся нескончаемым потоком информацию, а иногда просто приспосабливаться к тем изменениям, которые происходят в нашей повседневной жизни каждый год. Чтобы чувствовать себя полноценным современным человеком, надо разбираться в компьютерах, уметь обращаться с мобильным телефоном, правильно настроить стиральную машину. Казалось бы, как просто! А ведь не каждому это удаётся. Люди старшего поколения уже испытывают беспомощность перед этими новоявленными «монстрами». Поэтому так важно быть готовым в любой момент воспринять новое знание, быть готовым учиться. Как говорили наши мудрые предки, «не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Действительно, тот багаж знаний, который мы получаем в школе, при желании можно приумножить. А может быть, это и необходимо? Совершенствоваться не только в той области знаний, которую ты выбрал, но и пытаться познакомиться с другими сторонами действительности: научной, технической, культурной… И даже не только потому что этого требует время, а просто потому что интересно! Каждому человеку присуще «познавательное» любопытство, и у нас есть масса возможностей его удовлетворить. Надо только не лениться — и тогда всё получится.
«Знание дороже богатства», — утверждает народная мудрость. Сейчас об этом многие подзабыли. Можно купить аттестат и диплом, но что делать, когда тебе потребуются эти самые, «купленные», знания? Как юрист с липовым дипломом будет составлять важные договоры? Как экономист будет рассчитывать потенциальную прибыль предприятия? Может, он приведёт это предприятие к краху? Когда мы получаем таких специалистов в масштабе всей страны, то речь идёт уже о разорении не одной компании, а всего государства. Так что получение знаний, приобретение навыков «обработки информации» и умения быстро переквалифицироваться в соответствии с новыми требованиями — это проблема государственного уровня.
Я же, со своей стороны, стараюсь заниматься в меру моих сил и интеллектуальных возможностей, узнать как можно больше. Мне хочется, чтобы выбранный мной институт не стал для меня камнем преткновения на пути к любимой работе. Я хочу получать удовольствие от учёбы, от того, что каждый день узнаю что-то новое, каждый день становлюсь чуточку умнее и «умелее». Я хочу быть действительно высококлассным специалистом и вызывать уважение коллег. Надеюсь, что мои желания осуществятся, по крайней мере, я сделаю для этого всё возможное. (444 слова)
В корзине лежат 8 черных и 24 белых шаров. Сколько информации несет сообщение о том, что достали белый шар? Ответ запишите с точностью до трех знаков после точки.
мне срочно нужно помогите
сообщение на тему виды кастров
перевод на современный язык стихотворения Савватия: неученому – горе, аки сосуд скудельный пуст, Понеже ничто не может добра изнести от своих уст. и всегда ходит во своем неразумии, токмо обычий ему мудрых укоряти, и сердце их раздражати, и свое безумие утешати, и чтоб никому ничто не знати
Кто написал “Школьные сказки”?
ПОДБЕРИТЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ в уравнениях,указанных ниже:
?FE+?O2=FE3O4
Кто это?
Небогатый дворянин, начавший карьеру солдатом, а закончивший сенатором; лишь случайность помешала ему поймать известного бунтовщика, но он был вестником о его пленении; его дерзость вынудила императрицу обратиться за помощью к дежурному гренадеру; вместо ожидаемого ареста он получил табакерку, набитую золотыми червонцами; поэтическая слава пришла вместе с «металла звоном» и стихами о смерти, а европейская слава – с написания в Нарве размышлений о величии Бога
ПОЖАЛУСТО СКЛАНЯЙТЕ СЛОВА ПО ПАДЕЖА:Строящий дом,
напишите былину о школе
напишите все правила и формулы за 7 класс
Во время экскурсии по Костроме на покупку сувениров Оля Сазонова истратила 2/5 всех денег,которые были у нее с собой.После этого у нее осталось 366 рублей.Сколько рублей осталось?
Презентация по родному языку на тему «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» (4 класс)
Выбранный для просмотра документ Логии Графии Метрии.docx
Науки — логии занимаются такими предметами, как человек, бог, время, природа, форма, душа. О человеке — антропо-логия (сравним: питек-антроп, обезьяно-человек; миз-антроп, человеконенавистник). О времени — хроно-логия (хроника — это летопись; хроно-метр — точные часы). О форме — мор-фо-логия (вы ее знаете как часть грамматики, но есть еще, например, слово мета-морф-оза, превращение, перемена формы). О душе — психо-логия.
В. А. Бахревский «Агей» (отрывок)
– А ты видишь этот график?
– Вижу. Одна фигура накладывается на другую. Получается прямоугольник.
– Верно. А главное – быстро и красиво! У математики своя красота. Жаль, что не всем дано это видеть. Спасибо, Богатов, садитесь.
Агей сел, а Вячеслав Николаевич стоял перед доской, как перед картиной.
– А какая отметка? – спросила Света Чудик.
– Отметка? – Вячеслав Николаевич не понял. – Ах, отметка. В отметке ли дело?
– В отметке! – Света встала, глаза у нее сверкали гневом. – Богатову трояк по истории влепили. Ни за что!
– Садись, Света! – улыбнулся Вячеслав Николаевич. – Я Богатову отметку не зажилю, будь спокойна. Только уже не в отметках дело. – Показал на доску. – Это очень серьезно. Чтобы так видеть математику, так ее чувствовать – мало знать. Это, братцы мои, талант!
Валентина Валентиновна положила на стол журнал, тетради, сумочку, прошла к окну и несколько минут стояла в задумчивости. Класс ждал.
– Вы знаете, – сказала она, все еще не поворачиваясь лицом, – я со вчерашнего дня думаю об одном из ваших сочинений. Не идет из головы. Она прошла к столу, взяла верхнюю тетрадь.
– Ошибочек многовато? – спросил Вова с первой парты.
– Ошибок в сочинении нет… Собственно, и сочинения нет, – она не улыбнулась, не рассердилась, – но есть мысль. Своя мысль. Достаточно обоснованная, дерзкая и честная. Мне показалось, правда, что автор этой мысли не очень-то любит литературу.
– Про тебя, Богатов! – объявил Курочка.
– Да, я говорю о сочинении Богатова. Вот что он написал: «Искусство слова есть высшее искусство человеческой деятельности…» И еще: «Я уверен: эпоха высшего развития слова у человечества осталась в далеком прошлом. Мы же верим только в технику»… Не знаю, так ли это. Но если это так, то грустно…
– А что вы ему поставили? – спросила Света Чудик.
– Ничего не поставила. Это все так неожиданно. Так взросло…Видимо, человек, живущий в природе, взрослеет много быстрее…
– Как двойки, так пожалуйста! – заупрямилась Света Чудик. – Вот и Вячеслав Николаевич нахвалил Богатова, а пятерочку-то не поставил. Позабыл.
Валентина Валентиновна села за стол, достала из сумочки красный карандаш.
– Пятерища! Во! – оповестил класс Вова, показывая над головой разведенными руками величину Агеевой отметки.