Что значит структурирование информации

Урок 3. Структурирование информации

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информацииПри запоминании большого количества информации нам необходимо ее структурировать. Структурирование информации заключается, во-первых, в делении информации на группы и подгруппы по определенному критерию. Во-вторых, в умении строить логические связи между выделенными группами информации, чтобы структура надежно хранилась в нашей памяти. Структурирование – это создание прочного каркаса, на основе которого будет строиться запоминание всей необходимой информации.

В этом уроке вы узнаете принципы, критерии и методы структурирования информации для ее наилучшего запоминания.

Оглавление:

Что такое структурирование?

К примеру, возьмем номер телефона, написанный сплошным текстом 89115439080. Чтобы ее запомнить в таком виде нужно будет сильно постараться. Но если номер переписать в другом виде, например, в таком: 8 (911) 543-90-80, то запомнить его не составит большого труда. Поэтому, начиная от простого номера телефона и заканчивая большими учебниками, любая запоминаемая информация нуждается в структурировании.

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Принципы структурирования

Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:

Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.

Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.).

Также к этим принципам можно добавить еще несколько полезных правил, связанных с построением структурированной информации.

Правило Миллера (7 ± 2)

Эта закономерность «семь плюс-минус два» была обнаружена американским учёным-психологом Джорджем Миллером в результате ряда экспериментов. Она показывает, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем: девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита или пять односложных слов. Что примерно составляет группу в количестве семи плюс-минус двух элементов.

Это правило уже использовалось в уроке по тренировке внимания, но оно также справедливо и для создания информационной структуры, которая должна храниться в нашей оперативной памяти. Поэтому не рекомендуется создавать количество групп или подгрупп, превышающее 7 элементов.

Эффект края

Эффект края (или краевой эффект) заключается в том, что мы обычно лучше запоминаем информацию в начале и в конце структурного ряда. Этот принцип известен в нашей стране благодаря фильму «17 мгновений весны», где главный герой-разведчик использовал его для того, чтобы переключить внимание собеседника. Однако открыт этот принцип был достаточно давно, а его исследованием занимался немецкий ученый Герман Эббингауз еще в XIX веке. Этот ученый также открыл «кривую забывания», информацию о которой вы найдете в следующем уроке.

Эффект Ресторфф

Эффект Ресторфф — называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Иными словами, запоминается то, что сильно выделяется. Этим эффектом часто пользуются рекламщики для того, чтобы завоевать в вашем сознании хорошую позицию для своего товара. В нашем курсе знание этого эффекта необходимо для того, чтобы при структурировании информации выделялись группы непохожие одна на другую. В случае, когда каждый элемент структуры запоминаемого материала будет ярким и неоднозначным, наша память сможет лучше усвоить весь материал.

Методы структурирования

В процессе изучения человеческой памяти исследователи вывели несколько способов и методик структурирования информации, помогающих сделать процесс запоминания удобнее. Среди таких наиболее известных способов можно выделить методы Цицерона («римская комната») и Тони Бьюзена («карты памяти»).

Метод римской комнаты

Метод ментальных карт (карт памяти) Бьюзена

Метод ментальных карт, или как его еще называют майндмэппинг (а также диаграмма связей, интеллект карта, карта мыслей или ассоциативная карта) – это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы. Такие ментальные карты часто рекомендуют рисовать психологи или ведущие тренингов для правильной постановки целей или ведения проектов, но в нашем случае ментальные карты полезны именно для структурирования запоминаемой информации.

Для того чтобы построить ментальную карту, необходимо выполнить ряд следующих действий:

В результате вместо просмотра списков слов или предложений сверху вниз и слева направо (как это бывает в обычных конспектах), вы видите главную идею в центре листа, а затем двигаетесь по ветвям к краям листа в таком порядке, который вам нужен.

Итак, третье правило запоминания:

Создавайте удобную и логичную структуру запоминаемой информации.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Структурирование информации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Структурирование–это выделение важных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.

Цели структурирования–облегчение восприятия и поиска информации, выявление закономерностей.

Для раскрытия понятия «структурирование» сравним четыре информационных сообщения.

Первое:

Второе:

Как ехать в село Дудкино?

1. До Иванова на самолете.

1. Далее до Орехова на электричке.

1. До поселка Ольховка на пароме.

1. До села Дудкино на попутной машине.

Третье:

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Рисунок 1. Связи между населенными пунктами

Четвертое:

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Все четыре информационных сообщения несут одинаковую информацию, но они разные по форме представления информации, и по форме восприятия информации. Очевидно, что четвертая форма представления информации наиболее удачна для понятийного восприятия. А из первой формы представления нужную информацию добыть сложнее всего.

Во втором, третьем и четвертом примерах представления информации выделена структура, этапы поездки в село Дудкино.

Другим примером структурирование информации может быть оглавление в книгах. Книга имеет главы и разделы, затем, чтобы выделить основные мысли, разделы разбивают на абзацы. При такой структуре улучшается передача информации от автора книги к читателю.

Электронные книги индексируют, т.е. создают списки основных терминов с указанием ссылок на страницы, где эти термины встречаются.

Структуры информации можно разделить на классы:

Готовые работы на аналогичную тему

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Линейных списков и таблиц иногда недостаточно для того, чтобы представить все связи между элементами.

Иерархия – класс структуры, в котором одни элементы подчиняются другим. Например, в некоторой фирме есть директор, ему подчиняются главный инженер и главный бухгалтер, у каждого из них есть свои подчиненные. Если мы захотим нарисовать схему управления этой фирмы, она получится многоуровневой.

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Рисунок 4. 1 иерархия

В информатике иерархию называют деревом.

Такое название закрепилось из-за того, что если перевернуть схему вверх ногами, она становится похожа на дерево (точнее, на куст, см. рисунок справа). Несколько деревьев образуют лес.

Дерево состоит из узлов и связей между ними (они называются дугами). Самый первый узел, расположенный на верхнем уровне (в него не входит ни одна стрелка‐дуга) – это корень дерева. Конечные узлы, из которых не выходит ни одна дуга, называются листьями. Все остальные узлы, кроме корня и листьев – это промежуточные узлы.

Из двух связанных узлов тот, который находится на более высоком уровне, называется «родителем», а другой – «сыном». Корень – это единственный узел, у которого нет «родителя»; у листьев нет «сыновей».

Используются также понятия «предок» и «потомок». «Потомок» какого‐то узла – это узел, в который можно перейти по стрелкам от узла‐предка. Соответственно, «предок» какого‐то узла – это узел, из которого можно перейти по стрелкам в данный узел.

«От пос. Васюки три дороги идут в Солнцево, Грибное и Ягодное. Между Солнцевым и Грибным и между Грибным и Ягодным также есть дороги. Кроме того, есть дорога, которая идет из Грибного в лес и возвращается обратно в Грибное».

Нарисуем схему дорог:

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 20 05 2016

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Квантовый Переход или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время которо.

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

10 глубокомысленных и полезных бизнес-притч 10 глубокомысленных и полезных бизн.

Ачма с сыром и творогом Ингредиенты: Лаваш — 4-5 Штук Кефир &mda.

Поиск по дневнику

Музыка

Подписка по e-mail

Статистика

Курс IV Урок 8. Основы структурирования информации

Теоретическая часть

Что такое структурирование информации?

Поскольку информации вокруг нас огромное количество, то нужно уметь работать не с отдельными фактами, а с целыми группами фактов.

Для эффективного анализа фактов их необходимо собирать в группы и структурировать, чтобы разложить у себя в голове всё по полочкам.

Для выявления структуры необходимо взять собранные факты и найти ответ на следующие вопросы:

— Какие факты наиболее ценные, важные и фундаментальные?

— Какие факты повторяются?

— Каковы общие признаки у разрозненных фактов?

И на основе этих ответов выстроить иерархию фактов:

— выводы, следствия и мнения по фундаментальным фактам

— воплощения тех или иных фактов в виде событий и явлений

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Приёмы структурирования

Всю найденную и/или проанализированную информацию можно структурировать:

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Структурируя информацию по времени, разделите все элементы по времени возникновения. Допустим, если вы собираете информацию по развитию интеллекта, выделите сначала источник и корни (кто, когда и как до вас развивал интеллект, какие результаты получил), потом выделите методы, которые применяли раньше и сейчас, и запланируйте то, что вы будете делать начиная с завтрашнего дня.

Все предстоящие дела, связанные с развитием интеллекта, разделите на три группы:

— то, что нужно сделать заранее

— то, что нужно сделать во время занятий

— то, что нужно делать после занятий

В результате у вас появится ясное понимание процесса.

Структурируя информацию по месту, выделите то, что вы можете сделать дома, что можете сделать на работе, и что можно сделать только в административных органах. Выделите магазины и торговые точки, в которых можно закупить необходимое оборудование и наметьте места сбыта.

Структурируя информацию по важности, выделите то, на что нужно обратить внимание и сделать в первую очередь. Допустим, если вы собираете информацию по развитию интеллекта, то возможно вам в первую очередь важно развить логику и в этом случае всё то, что касается логики приобретает первостепенную важность.

Структурируя информацию по стоимости, выделите наиболее дорогое, приемлемое и дешёвое. Какую бы информацию вы не собирали, вам нужно хорошо представлять, сколько вам потребуется денег и времени на реализацию и воплощение того или иного дела. При необходимости, оцените свои доходы и составьте смету расходов.

Структурируя информацию по контактам, определите от кого всё зависит и с кем можно вести дела в первую очередь. Решите, кому нужно позвонить, с кем нужно встретиться, что обсудить и у кого можно чему-либо научиться.

Вопросы для самопроверки

— Что такое структурирование информации?

— Какие вопросы помогают выявить структуру?

— Какова иерархия фактов?

— Каковы основные приёмы структурирования информации?

Практическая часть

Упражнение 1. Практикуемся в структурировании информации

Заведите папку для заметок и соберите всю доступную вам ценную информацию на тему ‘Самооценка‘.

Выделите основные факты и структурируйте всю найденную информацию по теме.

Постройте информационное дерево в виде ментальной карты и выделите на ней наиболее важные моменты.

Источник

Понятие структурированного представления информации

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Структурирование информации — это технология представления информации в виде, отражающем связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие). Связь между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую необходимо изучить. Широкое использование структурирования информации определяется тем, что каждая мысль представляется как объект в взаимосвязи с другими объектами.

Современное общество немыслимо без её основного ресурса — информации. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов общества, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами человеческого общества. Термин информация происходит от латинского information,что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков таблиц и т. п. В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Информацию можно рассматривать как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира.

В настоящее время наблюдается огромный рост информации, требующий от человека умений работы с литературой, цифровыми информационными ресурсами. Успешная, грамотная работа с большими информационными данными требует высокого уровня развития профессиональных навыков. Поэтому каждый из вас должен:

1) уметь осмысленно изучать материал любой дисциплины, выделяя в нем основное (базисное) и оставляя второстепенную информацию;

2) проводить анализ, сравнение, классификацию, выявить причинно-следственных связей и т. д.;

3) формировать точное изложение мыслей, ответы на вопросы, публичные выступления;

4) правильно приводить доказательства своих суждений;

5) оформлять вывод, создавать план действий, проявлять самостоятельность.

Всё перечисленное выше можно достичь с использованием технологии структурирования информации, которая представляет собой один из видов информационного моделирования. Структурирование информации связано с изменением формы представления информации, не изменяя её содержание. Структурирование информации связано с внесением определенной системы в формирование информации. Упорядочение в определенном порядке, сортировка по определенным признакам, использование табличного или графического изложения — всё это является структурированием информации. С данным видом переработки информации вы сталкиваетесь при изучении любой дисциплины. Структуризация происходит и на этапе составления плана пересказа различного текста, краткой записи любой текстовой задачи. Но мы часто не говорим, что выполняя задания такого типа, вы проводите информационные действия по преобразованию информации, т. е. структурированию информации. Построение информационных моделей входит в учебный процесс при изучении каждой дисциплины, а особенно теоретических. Структурированная информация позволяет теоретический материал в целом, просто, доступно, что позволяет лучше усвоить материал, использование структурированной информации обеспечивает быстроту, адекватность восприятия изучаемого материала, что служит далее основой для получения новой информации и применение на практике.

Технологию структурирования информации можно проводить в различных формах:

1) использование готового структурированного материала (графические схемы) из литературы и наглядных пособий;

2) подготовленный структурированный материал преподавателем (презентации, опорные конспекты);

3) формирование структурированной информации непосредственно на занятиях во время изложения нового материала;

4) проводить различные формы индивидуальной и коллективной работы студентов, по применению созданных и формированию (самостоятельно) собственной структурированной информации.

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Цели, задачи и принципы структуризации информации

Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов.

В основе процесса создания базы данных лежат определенные принципы. Первый принцип заключается в необходимости исключать повторяющиеся (или лишние) данные, т. к. они занимают место и повышают вероятность возникновения ошибок и неполадок. Второй принцип касается важной роли правильных и полных данных. Если база данных содержит неправильные данные, все отчеты, основанные на сведениях из нее, будут также содержать неверные сведения. Это может привести к принятию неправильных решений на основе таких отчетов.

¾ в основе процесса создания базы данных лежат определенные принципы. Первый принцип заключается в необходимости исключать повторяющиеся (или лишние) данные, т. к. они занимают место и повышают вероятность возникновения ошибок и неполадок. Второй принцип касается важной роли правильных и полных данных. Если база данных содержит неправильные данные, все отчеты, основанные на сведениях из нее, будут также содержать неверные содержатся в таблицах;

¾ возможность поддержания и отслеживания точности и целостности данных;

¾ соответствие требованиям к обработке данных и созданию отчетов.

Источник

Как структурировать информацию: самые популярные методы

Как известно, структура должна быть во всём. Особенно это касается информации – такого ёмкого, глобального понятия, которое просто необходимо упорядочивать. О том, как это делать правильно, расскажем в этой статье.

Что значит структурирование информации. Смотреть фото Что значит структурирование информации. Смотреть картинку Что значит структурирование информации. Картинка про Что значит структурирование информации. Фото Что значит структурирование информации

Структурирование информации – разбираемся в термине

О том, что такое структурирование, знают многие. «Разложить по полочкам» – значит «структурировать». Структурирование информации – это разделение её по отдельным, схожим критериям на группы, а также выстраивание связей логических цепочек между полученными группами. Иными словами, структурировать информацию означает создать некий визуальный скелет, с помощью которого будет легко запомнить ту или иную информацию. Как нетрудно догадаться, нужно оно для того, чтобы проще, легче было её запомнить. Причём информация может являться абсолютно любого типа: текст, числа, учебный материал, развлекательный.

Любая информация нуждается в структурировании, если вы хотите быстро для себя её зафиксировать. Как это делать, читаем далее.

Принципы структурирования информации

В основе данного понятия – её упрощение. Иными словами, нам нужно данный сложный массив логических связей, цепочек разобрать на простые элементы. Важно знать два принципа – на них строится всё упрощение информации:

Методы и виды структурирования информации

Отталкиваясь от указанных принципов, приведём самые популярные и зарекомендовавшие себя методы получения структурированной информации.

«Карта памяти» – метод Бьюзена

Метод довольно прост. Он заключается в построении блок-схемы – в ней будет наглядно изображена вся информация. В основе этого алгоритма лежит автоматизация сборки.

Чтобы изобразить блок-схему, необходимо взять лист бумаги (ватман), ручку. При желании – для большей наглядности – стоит взять ещё цветные карандаши, фломастеры. В центре листа обозначьте название материала, который необходимо запомнить. Если это учебник «История Древнего Египта», так и пишите. «Принцип работы вариаторной коробки в автомобиле» или «Как работает программа 1С» – пишите. Советуется слова заменить символами или картинками, которые точно будут передавать суть темы. Ту же вариаторную коробку наглядно изобразите на бумаге, а 1С – просто обозначить символом программы. При желании можно вырезать, наклеить картинки – как угодно. Лишь бы вам было проще запомнить. Далее, нужно для выбранной темы построить ряд ассоциативных рядов. История Древнего мира – это цепочки «Периоды», «Народы», «Войны». В каждом блоке перечисляем ключевые моменты. И так далее по такому принципу. За счёт наглядности, разбивания материала на блоки запоминание информации произойдёт довольно быстро.

«Римская комната» метод Цицерона

Данный метод существует ещё со времён римского философа Цицерона, поэтому в его эффективности сомневаться не стоит. Суть метода в том, что материал разбивается на отдельные блоки, а затем мысленно расставляется в знакомой вам комнате – скажем, в вашей кухне.

Важно! Все блоки надо расставляться в строго определённом порядке.

Как только вы «расставите» блоки по комнате, в вашей памяти зафиксируется простая цепочка информации, которую вы легко запомните. И теперь, чтобы обратиться к информации, вам достаточно будет вспомнить вашу кухню. Кстати, под кухней необязательно выбирать комнату: используйте улицу, парк, даже шкаф. Главное, чтобы вы чётко понимали, помнили структуру помещения, объекта.

«7плюс/минус2»: метод Миллера

Этот интересный метод основан на способности человека запоминать 9 двоичных чисел, 8 – десятичных, 7 букв, 5 слов, причём это кратковременная память. Таким образом, данными способом получается группу из семи плюс/минус два элементов – её мы можем использовать для создания групп и подгрупп. Однако данный метод чаще применяется для тренировки памяти, но в структурировании информации его тоже частенько используют.

Отдельно стоит поговорить про эффекты запоминания информации, поскольку они тоже помогают её структурировать.

Эффект Ресторффа – эффект изоляции. В нашей памяти произвольно выделяется объект, отличающийся от остальных какими-то выдающимися признаками. Среди флагов всех стран самый запоминающийся – флаг Канады, потому что ни на одном флаге больше нет кленового листа. Флаг Японии – тот же принцип: алый круг посередине. Можно также выделить какой-либо отдельный признак – так запомнить объект намного легче.

Эффект края основан на автоматизированной сборке и на том, что мы привыкли запоминать ту информацию, которая находится в начале, а также в конце структурного ряда. Мы подсознательно лучше запоминаем то, что у нас было впервые: первая любовь, первая учительница, даже зарплата. То же самое касается того, что случилось в последний раз. Эффект края может использоваться в структурировании информации, если на первое, последнее место выносить наиболее яркие, значимые моменты – на них будет строиться каркас мысленных связей.

Все приведённые методы, эффекты структурирования информации должны создаваться таким образом, чтобы вам, и только вам было удобнее запоминать информацию. Сочетать все перечисленные методы – вполне возможно.

В заключение отметим, что структурирование информации – вещь полезная, нужная, особенно если требуется запоминать большие объёмы информации. В этой статье мы постарались максимально подробно рассказать об этом понятии, надеемся, полученные знания пойдут вам на пользу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *