Что значит страны первого и второго порядка
Назовите соседей России 1-го и 2-го порядка.
Изучая мировой атлас, я заинтересовался граничащими с нашей страной государствами, их общем количестве и системе подразделений. Оказалось, что Россия делит свои границы с восемнадцатью странами. И к таким границам относят не только сухопутные, но и морские территории.
К тому же, оказалось, что соседние государства делят на виды: первого и второго порядка. О сути этого деления мне и хотелось бы рассказать.
Какими бывают соседние страны
Прежде всего, нужно понять, кого же называют соседями первого и второго порядка.
Соседи первого порядка — это те страны, с которыми мы имеем непосредственные границы. Соседи второго — государства, граничащие со странами первого порядка. И так далее. Таким образом выделяют соседей третьего и четвёртого порядка.
При этом для зачисления в ряды соседей первого порядка совсем не обязательно иметь прямые сухопутные границы со страной. Вполне подходят как речные, так и морские виды границ.
Соседи России первого порядка
Возвращаясь непосредственно к списку стран, стоит выделить:
А также Белоруссию и Украину. Суммарно выходит восемнадцать стран-соседей первого порядка.
Соседи России второго порядка
А вот их гораздо больше. Ведь к ним можно отнести все страны, которые имеют общие границы с вышеназванными государствами. В качестве примера можно привести:
И так далее. Именно таким образом выстраивается и подразделяется система граничащих друг с другом государств. Со всеми соседями мы, так или иначе, связаны прочными дипломатическими и экономическими отношениями.
Стоит отметить и то, что протяжённость российской границы составляет более 60 тысяч километров. И 38 из них — водные границы. Самая протяжённая сухопутная граница у нас с Казахстаном (более 7500 километров), а наименее — с Южной Осетией (около 70 километров).
Политические взаимоотношения со странами соседями первого и второго порядка
28 июня 2000г. президентом В.Путиным была утверждена новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации. В этом документе дается оценка тенденций и закономерностей развития современного мира, формируется цели и задачи внешнеполитической деятельности российского государства. В нем отмечается, что Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Эта политика основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме, она максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений. Указывается, что отличительной чертой российской внешней политики является ее сбалансированностью. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Россия считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, так и региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру.
Внешняя политика России в сфере международных экономических отношений должна обеспечивать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики.
Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформлений международно признанной границы между двумя государствами.
Принципиальное значение имеет для России общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Озабоченность Российской Федерации вызывает обстановка на Корейском полуострове, в связи с чем наша страна будет стремиться равноправно участвовать в решении корейской проблемы, поддерживать сбалансированные отношения с обоими корейскими государствами.
Напрямую затрагивает российские национальные интересы и создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ затяжной конфликт в Афганистане. Вместе с другими государствами Россия будет прилагать усилия для политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма из этой страны.
В концепции дается обзор тех задач, которые российская внешняя политика должна решать в отношениях со странами Ближнего и Среднего Востока. Отмечается необходимость в расширении сотрудничества со странами африканского континента, государствами Латинской Америки.
В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
Политические отношения России существуют со всеми странами мира, которые в свою очередь делятся на соседей первого и второго порядка.
Россия действительно особая страна. Она огромна не только по географическому протяжению, но и по тому, что вбирает в себя множество народов, этносов, культур, традиций, верований и т. д. Крах тоталитаризма и распад СССР неправомерно рассматривать как прелюдию к расчленению России или прекращению российской государственности. Более того, при определенных условиях происходящие ныне процессы могут стать отправным рубежом государственного и духовного возрождения России, восстановления единого государственного сознания и в то же время возрождения национального самосознания многочисленных населяющих ее народов. Эти два начала не только не противоречат друг другу, не только не исключают, а, наоборот, предполагают друг друга.
Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и делают иллюзорным в обозримой перспективе формирование сколько-нибудь единого жизнеспособного политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода воочию подтвердил бы неожиданно разгоревшийся осетино-ингушский конфликт, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе), если их сумеют склонить на путь перекройки по своему усмотрению национально-государственных границ.
Если вообще теоретически допустить возможность «ухода» России с Северного Кавказа, то нетрудно предположить непредсказуемые и кровавые последствия такого акта для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном во всех отношениях государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на передний план уже на качественно новом уровне, в иных координатах измерения и конфликты едва ли удержатся в локальных рамках.
Именно сильная и процветающая Россия может послужить реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик.
11.Экономико-географическая характеристика территории и ее основные компоненты.
В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов.
Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.
Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов.
Главными компонентами ЭГП являются:
· транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети;
Глава 3. Политические взаимоотношения со странами соседями первого и второго порядка
Курсовая работа
Дисциплина: Территориальная организация населения и хозяйства
Тема:Границы России, их контактная и барьерная роль, политические взаимоотношения со странами-соседями первого и второго порядка
Выполнил
Студент
Группы
Научный руководитель:
Доктор экономических наук
Рубцовск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Границы России
Глава 2. Роль границ
Глава 3. Политические взаимоотношения со странами соседями первого и второго порядка
Список используемой литературы
Введение
Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства). На суше она устанавливается по характерным точкам, линиям рельефа или по ясно видимым ориентирам; на море – по линии внешнего территориального моря (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль от линии небольшого отлива); на реках – посередине главного фарватера. Фактически имеется в виду пространственный предел действия государственного суверенитета.
Так понимается она по смыслу закона «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года в редакции Федерального закона от 29 ноября 1996 года (СЗ РФ 1996. № 50 Ст. 5610).
Россия занимает около трети материка Евразия, располагаясь в его северной части. Поэтому на большей территории страны климат суровый, с продолжительной зимой. Суровости климата способствует также и открытость России на большом протяжении вдоль Северного Ледовитого океана.
Северная материковая оконечность России – мыс Челюскина – находится на полуострове Таймыр на 77˚43΄ с.ш. Самая крайняя островная часть России располагается значительно севернее – на 81˚49΄ с.ш. Это мыс Флигели на острове Рудольфа архипелаге Земля Франца-Иосифа. Крайняя южная точка страны находится на границе Дагестана и Азербайджана в районе горы Базардюзю на 41˚11΄ с.ш. Протяженность России с севера на юг 4 тыс.км. Следовательно, значительны различия в высоте Солнца над горизонтом на севере и юге России и, в конечном счете, велики температурные и климатические контрасты.[1]
Особенно велика протяженность России с запада на восток. Крайняя западная оконечность находится на песчаной косе в Балтийском море, недалеко от города Калининграда (19˚38΄ в.д.). Отсюда до крайней восточной точки наша страна протянулась на 172˚. На материке крайняя точка – мыс Дежнева 169˚40΄ з.д. Но самая восточная часть России находится вблизи границы с США на острове Ратманова в Беринговом проливе. Почти вся территория России расположена в восточном полушарии. Лишь часть острова Врангеля и Чукотского полуострова располагается в западном полушарии.
В настоящий момент Российская федерация является президентской республикой, переживающей переходный во всех сферах политической жизни период.
Объектом исследования курсовой работы являются – границы РФ и международные отношения.
Предмет исследования – границы России, контактная и барьерная роль границ, политические взаимоотношения со странами-соседями первого, второго порядка.
Цель курсовой работы – изучить расположение границ РФ, обозначить их контактную и барьерную роль, а также определить какие политические взаимоотношения существуют между Россией и странами-соседями первого и второго порядка.
Методологической основой написания курсовой работы являются научные труды таких ученых как: В.А. Ачкасова, Ю.Н. Гладкого, Ю.М. Козлова, С.А. Ланцов, В.Е. Чиркина, и др.
Глава 1. Границы России
Морские границы
Общая протяженность границ России самая большая в мире. Из них свыше 40 тыс. км – морские границы, преимущественно на севере и востоке страны. Это воды Северного Ледовитого и Тихого океанов и их морей. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,71 км) от берега, отделяя российские территориальные воды от международных. В территориальных водах России плаванье иностранных судов допускается лишь по специальному разрешению нашего государства. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией. Другие страны могут проводить здесь добычу природных ресурсов лишь по согласованию с правительством Российской Федерации.[2]
В пределах Северного Ледовитого океана от берегов нашей страны до Северного полюса находится российский сектор Арктики. Он располагается между меридианами 32˚45΄ в.д. и 168˚49΄ з.д. Все острова в пределах этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген, принадлежат России.
Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточносибирского, Чукотского. Кроме части Баренцева моря, все они круглый год покрыты дрейфующими льдами, поэтому плаванье по морям затруднено и связи через Северный Ледовитый океан с прибрежными государствами этого бассейна – США и Канадой – очень ограничены.
Восточные границы России проходят преимущественно по водам Тихого океана и его морей: Японскому, Охотскому и Берингову. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США. Неширокий пролив Лаперуза отделяет русские острова Сахалин и Курильские от японского острова Хоккайдо. Японское море и его проливы не замерзают, что благоприятствует морским связям России с Японией. В Беринговом проливе рядом с островом «Ратманов», принадлежащим нашей стране, находится остров Крузенштерна (территория США). Здесь наша страна непосредственно граничит с США.
Морские границы имеются и на западе России. Воды Балтийского моря соединяют нашу страну с Финляндией, Эстонией, Литвой, Латвией и Польшей. Северная часть Балтийского моря у берегов России замерзает, поэтому зимой судоходство возможно с помощью ледоколов. Южная часть моря у берегов Калининградской области не замерзает. По Балтийскому морю осуществляется удобная связь со многими странами Западной Европы.
На юго-западе России морские границы проходят по водам Черного моря, которое соединяет нашу страну с Грузией, Украиной, Турцией, Болгарией и Румынией. По Азовскому морю проходит морская граница России с Украиной. По Черному морю судоходные пути ведут в страны Средиземноморской Европы и Африки.
По Каспийскому морю осуществляются связи России с Туркменией, Ираном, Азербайджаном и Казахстаном.
Таким образом, большая часть границ Российской Федерации проходит по морям, и она является великой морской державой.
Сухопутные границы
Очень велика и протяженность сухопутных границ нашей Родины. На северо-западе нашими соседями являются Норвегия и Финляндия. Вдоль западной границы России располагаются Эстония, Латвия, Литва, Беларусь и Польша. На юго-западе находится Украина. Границы со всеми этими государствами проходят по равнинам и малым рекам. Но эти республики соединены между собой и большими реками, большинство из которых берет начало в России. Так, Днепр – главная река Украины – берет начало в России, пересекает Беларусь, а в Латвии принимает название Даугава. Литовский Нямунас начинается Неманом в Беларуси. Все это благоприятствует экономическим и культурным связям этих государств с Россией. Ее западные границы удобны для строительства разнообразных международных транспортных магистралей. За годы существования Советского Союза, республики Прибалтики, через их границы построены многочисленные общие железные и шоссейные дороги, проложены трубопроводы, линии высоковольтных электропередач.
Аналогичный характер носят границы и с Казахстаном, примыкающим к России с юга. Но большая часть южных сухопутных проходят главным образом по высоким горам, среднегорьям и долинам горных рек. Граница с Грузией и Азербайджаном тянутся по хребтам Большого Кавказа. Алтайский край, Тыва, Бурятия и Читинская область располагаются вдоль границ с Монголией. Почти всюду эти границы проходят по высоким горам Алтая и Восточного Саяна. Однако реки Монголии текут на север и пересекают государственную границу России. По их долинам и осуществляется связь между нашей страной и Монголией.
К востоку от Монголии Россия граничит с Китаем по рекам Аргунь, Амур и Уссури, которые используются обеими странами. На крайнем юго-востоке российский Приморский край граничит с КНДР.
Большая часть границ нашей страны проходит по естественным рубежам: морям, горам и рекам. Часть из них затрудняет международные контакты. Это покрытые льдами моря Северного Ледовитого океана и высокие горы на юге России. Баренцево, Балтийское, Черное и Каспийское моря, моря Тихого океана, пограничные реки и речные долины, европейские равнины на западе способствуют многообразным связям России с зарубежными государствами.
Глава 2. Роль границ
Контактная
Морской транспорт имеет огромное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. Все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн.т грузов в год. Распоряжением Правительства РФ в 1997 году открыт пропуск грузовых иностранных и российских судов загранплавания.
Морской транспорт обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка каждой тонны груза морем требует значительно меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топлива, чем на других видах транспорта. Крупные морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость грузов.
Особенности географического положения России, «замерзаемость» многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий.
На сегодняшний момент на морском транспорте сложилась следующая ситуация. Первое место в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов в 1994 г. морским транспортом России), через порты которого осуществляются внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского региона, а также обеспечиваются транспортно-экономические связи с прибрежными районами Дальнего Востока. Наиболее крупными здесь являются морские порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, порт Восточный с крупными угольным и лесным терминалами, а также порт Ванино на линии железнодорожной морской паромной переправы Ванино-Холмск (о. Сахалин).
В Каспийском бассейне (всего 0,4 % отправленных грузов) действуют два относительно крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной Астраханский. В связи с повышением уровня Каспийского моря в работе каспийских портов, особенно Махачкалинского, наблюдаются значительные трудности. Необходимость взаимосвязанного решения указанных выше проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов потребовала разработки многих проектов возрождения морского флота, в частности проекта федеральной целевой программы (ФЦП) «Мировой океан». Служба морского флота приняла активное участие в разработке ФЦП «Мировой океан» и представила согласованные с Министерством науки РФ предложения в Министерство экономики РФ по разделу «Транспортные коммуникации России в Мировом океане». Основной задачей этих мероприятий является привлечение дополнительных грузопотоков. Специфика морского транспорта заключается в том, что основная масса перевозок осуществляется на международных направлениях. Однако в последние годы объемы перевозок снизились в результате снижения отечественного производства и в значительной степени по причине уменьшения тоннажа морских судов из-за старения флота и крайне неудовлетворительного пополнения новыми судами.
На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский. Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря, но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако надо увеличить пропускную способность портов на севере.
Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн). На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода. Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.
На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России, обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены. Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.
Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.
При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.
Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР. В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России: Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными. В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область). В Латвии – Пыталовский район. В Финляндии – на земле Карелии – Карельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Представляется очевидным ухудшение политика и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газа и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.
Барьерная
«Согласно статье 87 конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение. »[3]
Практическое исполнение функции защиты из вне возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.
Различают политическую, экономическую и иные виды защиты границы (например, санитарную, осуществляемую по линии Минздрава РФ).
Политическую защиту Государственной границы РФ в основном осуществляется органами пограничного контроля ФСП и пограничные войска. В этой сфере действуют также военно-воздушные и военно-морские силы Минобороны РФ.
Установлен административно-правовой режим Государственной границы, представляющий собой правила содержания, пересечения ее гражданами и товарами, ведения на ней хозяйственной и промысловой деятельности, разрешения инцидентов с пограничными государствами в связи с ее нарушением.
Действует также пограничный режим, распространяющийся на пограничные полосы, территориальное море РФ, внутренние воды с выходом на Государственную границу. Это правила въезда, временного пребывания лиц и транспортных средств в пограничной полосе; правила, обеспечивающие в ней общественную безопасность и общественный порядок (например, при проведении массовых мероприятий).
Пограничная полоса – часть территории РФ, непосредственно прилегающей к Государственной границе, шириной до пяти километров. Она отмечается предупреждающими знаками.
Определенный режим установлен также в контрольно-пропускных пунктах через Государственную границу (правила въезда в них, выезда из них, ввоза и вывоза грузов и т.п.). В этих пунктах подразделения пограничных войск осуществляют пограничный контроль (проверка документов, досмотр транспортных средств и т.д.). В этом контроле участвуют также органы таможенного, санитарного, ветеринарного, миграционного контроля. Органы внутренних дел обеспечивают при этом общественный порядок.
В осуществлении экономической защиты границы важное значение имеет деятельность, осуществляемая Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Свои полномочия он осуществляет непосредственно или через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом РФ.
ГТК России в рамках своей компетенции: обеспечивает экономическую безопасность страны и защиту ее экономических интересов; организует таможенное регулирование хозяйственной деятельности; обеспечивает соблюдение таможенного законодательства; реализацию таможенного режима при перемещении товаров и транспортных средств через границу; организует борьбу с контрабандой; участвует в организации экспортного контроля.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, таможенного досмотра товаров и транспортных средств, а также – в исключительных случаях – личного досмотра; осмотра территорий и помещений таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. Таможенные органы также в праве проверять финансово хозяйственную деятельность лиц, перемещающих товары или транспортные средства через таможенную границу, контролировать перемещение через границу валютных ценностей и валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств.
Таможенные органы вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров; устанавливать льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей; отзывать лицензии на осуществление определенных видов деятельности; взыскивать стоимость товаров и транспортных средств – объектов нарушения таможенных правил; привлекать виновных в нарушении таможенных правил и административной ответственности и самостоятельно осуществлять административное производство.
На сегодняшний день Россия, Белоруссия, Казахстан создают таможенный союз.
Глава 3. Политические взаимоотношения со странами соседями первого и второго порядка
28 июня 2000г. президентом В.Путиным была утверждена новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации. В этом документе дается оценка тенденций и закономерностей развития современного мира, формируется цели и задачи внешнеполитической деятельности российского государства. В нем отмечается, что Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Эта политика основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме, она максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений. Указывается, что отличительной чертой российской внешней политики является ее сбалансированностью. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.[4]
В концепции конструируется, что современная Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такая система должна обеспечивать надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.
Среди приоритетов российской внешней политики на глобальном уровне называется сохранение и усиление регулирующей роли Организации Объединенных Наций в международных отношениях. Это предполагает, неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Безопасности; рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, наращивание ее возможностей по предотвращению и урегулированию кризисов и конфликтов; повышение эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу большей представительности за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь авторитетных развивающихся государств. В документе отмечается, что реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Россия считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, так и региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру.
Поскольку уже в 1990-е гг., т.е. раньше, чем многие государства мира, Россия столкнулась с террористической угрозой, в Концепции внешней политики уделяется особое внимание необходимости усиления противодействия этой угрозе. Борьба с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах, представляется важнейшей внешнеполитической задачей. Российская Федерация выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Россия считает прямой обязанностью любого государства защиту своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, включая непредоставление убежища террористам.
Внешняя политика России в сфере международных экономических отношений должна обеспечивать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики.
Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия. В концепции отмечается, что это обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, также необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Предполагается активизировать участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, региональном форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.
Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики – основа региональной и глобальной стабильности. Главная задача во взаимовыгодном сотрудничестве с Китаем – приведение масштабов экономического взаимодействия наших стран в соответствии с уровнем политических отношений. России также стремится углублять традиционное партнерство с Индией, способствовать к преодолению сохраняющихся в Южной Азии проблем и укреплению стабильности в регионе.
Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформлений международно признанной границы между двумя государствами.
Принципиальное значение имеет для России общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Озабоченность Российской Федерации вызывает обстановка на Корейском полуострове, в связи с чем наша страна будет стремиться равноправно участвовать в решении корейской проблемы, поддерживать сбалансированные отношения с обоими корейскими государствами.
Напрямую затрагивает российские национальные интересы и создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ затяжной конфликт в Афганистане. Вместе с другими государствами Россия будет прилагать усилия для политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма из этой страны.
В концепции дается обзор тех задач, которые российская внешняя политика должна решать в отношениях со странами Ближнего и Среднего Востока. Отмечается необходимость в расширении сотрудничества со странами африканского континента, государствами Латинской Америки.
В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство (статья 61 пункт 2 Конституции Российской Федерации). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.
Политические отношения России существуют со всеми странами мира, которые в свою очередь делятся на соседей первого и второго порядка.
Соседи первого порядка – это страны, которые граничат с Россией их 14: Казахстан, Китай, Монголия, КНДР, Норвегия, Финляндия, Беларусь, Украина, Грузия, Латвия, Азербайджан, Грузия, Польша, Литва, Япония и США (морские границы).
Соседи второго порядка – это страны, которые граничат с государствами первого порядка, но не граничащие с территорией России, всего их около 40 стран.
Россия действительно особая страна. Она огромна не только по географическому протяжению, но и по тому, что вбирает в себя множество народов, этносов, культур, традиций, верований и т. д. Крах тоталитаризма и распад СССР неправомерно рассматривать как прелюдию к расчленению России или прекращению российской государственности. Более того, при определенных условиях происходящие ныне процессы могут стать отправным рубежом государственного и духовного возрождения России, восстановления единого государственного сознания и в то же время возрождения национального самосознания многочисленных населяющих ее народов. Эти два начала не только не противоречат друг другу, не только не исключают, а, наоборот, предполагают друг друга.
Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и делают иллюзорным в обозримой перспективе формирование сколько-нибудь единого жизнеспособного политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода воочию подтвердил бы неожиданно разгоревшийся осетино-ингушский конфликт, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе), если их сумеют склонить на путь перекройки по своему усмотрению национально-государственных границ.
Если вообще теоретически допустить возможность «ухода» России с Северного Кавказа, то нетрудно предположить непредсказуемые и кровавые последствия такого акта для всего региона: когда народы в полной мере осознают, что каждому из них суждено жить в собственном, самостоятельном во всех отношениях государстве, тогда территориальный вопрос выдвинется на передний план уже на качественно новом уровне, в иных координатах измерения и конфликты едва ли удержатся в локальных рамках.
Именно сильная и процветающая Россия может послужить реальным гарантом политической и экономической стабильности и безопасности этих народов и республик.
Если еще 10 лет назад СССР был лидером таких крупных международных организаций как Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединявший государства социалистического блока, Варшавский договор (военный альянс соцстран), да и сам Советский Союз, где ведущую роль играла Россия, являл собой пример теснейшей интеграции, то сейчас положение коренным образом изменилось. Две первые интеграции основывались только на идеологическом единстве, и после падения коммунистической идеологии связывающая их основа была разрушена. Распад СССР также был неизбежен: слишком разные культуры пытались объединить в рамках унитарного государства, слишком разные цели ставили перед собой входившие в него республики, да и центральная власть подавлением национального самосознания на протяжении многих десятилетий утратила всякое доверие (ввод войск в Литву в январе 1991 года показал, что в этой сфере за годы перестройки по существу ничего не изменилось).
Таким образом, внешняя политика России сохраняет свой глобальный характер. Среди ее приоритетов по-прежнему находятся отношения с большинством стран и регионов современного мира.
Заключение
Российская Федерация, на сегодняшний день является поставщиком основной части ресурсов, ведь экономические отношения в полной мере влияют на политическую жизнь страны в целом. Роль границ в Российской Федерации огромна, они влияют не только на политические отношения, но и оберегают и выполняют функцию защиты от внешних посягательств. На сегодня Россия не ведет никаких военных действий, а ведет политику «Партнерство во имя мира».
При всех сложностях Россия активно использует выгоды географического положения и проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Россия ведет справедливую политику и поэтому многие страны поддерживают ее, ведь сильная Россия полезна для Европы и Азии. Страны запада не ожидали, что Россия так быстро встанет на ноги, и что с ней нужно будет считаться.
В настоящий момент Российская федерация является президентской республикой, переживающей переходный во всех сферах политической жизни период. Второго декабря 2007 года состоятся выборы в Государственную Думу и от того как проголосует избиратель зависит будущее России, ведь каждая партия диктует свою политику в практической и теоретической деятельности.
Список использованной литературы
2. Ачкасова В.А. Мировая политика и международные отношения / В.А. Ачкасова, С.А. Ланцов. – М.: 2000. – 384 с.
3. Бегинин О. Граница с Казахстаном: [Определение государственного прохода] / О. Бегинин // Континент Сибирь. 2006. – №14 (апрель). – С. 9.
4. Вавилов Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Е.В. Вавилов. – М.: Гардарики, 1999. – 157 с.
5. Винокуров С. И чтоб муха не пролетела! / С. Винокуров. // Российская газета. 2006. – 30 ноября. – С. 25.
6. Гладкий Ю.Н. Регионоведение: Учебник для вузов / Ю.Н. Гладкий. – М.: Гардарики, 2000. – 208 с.
9. Козлов Ю.М. Административное право учебник для средних учебных заведений / Ю.М. Козлов. – М.: Юристъ, 1999. – 320 с.
10. Курицин И. И. Российская Федерация: социально-экономическая география: Учебное пособие для вузов / под редакцией А.В. Волгина. – М.: Шк. Пресса, 2001. – 432 с.
11. Кусков А.С. Социально-экономическая и политическая география мира и России: Учебное пособие для вузов / А.С. Кусков. – М.: КноРус, 2005. – 271 с.
13. Морозова Т.Г. Экономическая география России: Учебное пособие / Т.Г. Морозова. – 2000. – 527 с.
14. Патрушев Н. Откуда начинается страна / Н. Патрушев, В Фронин. // Российская газета. 2006. – 26 мая. – С. 1 – 9.
15. Родионова И.А. Экономическая география: Учебное пособие / И.А. Родионова. – М.: Моск. Лицей, 2000. – 671 с.
16. Сохарева Н. С чего начинается Родина. / Н. Сохарева. // 2007. – 14 июня. С. – 5.; 15 июня. – С. – 7.
18. Физическая география: Для подготовительных отделений вузов и поступающих в вузы / под редакцией К.В. Пашканга. – М.: Высшая школа, 1995. – 304 с.
19. Фронин В. Граница. / В. Фронин, Н. Патрушев. // Российская газета. 2007. – 29 мая. – С.6.
20. Чепалыга А.Л. Регионоведение: Учебник для вузов / А.Л. Чепалыга. – М.: Дашков и К, 2003. – 100. с.
21. Экономическая и социальная география России / под редакцией А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2006. – 607. с.