Что значит стилизованные под литые диски
Стилизованные под литые диски что это
Ковка является вторым способом производства легкосплавных дисков. На языке специалистов ее называют горячей объемной штамповкой. Поэтому и про кованые диски иногда говорят: «штампованные» (не путать со штампованными дисками из стали).
По сравнению с литьем кованый диск отличается большей прочностью. Особая технология производства сообщает сплаву необходимую волокнистую структуру, благодаря чему уменьшается толщина стенок.
Кованый диск тоньше литого примерно на 20 %. Такая тонкость при высокой прочности снижает вес кованых дисков. Они легче литых на 20-30 % и легче стальных дисков на 30-50%. Из-за отличной пластичности такой колесный диск после удара не разрушается, а деформируется примерно также как и стальной.
Специалисты говорят, что кованый диск соединил в себе все преимущества (стального штампованного и литого) аналогов. И в то же время он лишён недостатков своих собратьев.
По большому счету, минус у такого диска только один — стоимость, увеличенная из-за низкого коэффициента использования материала (30-40 %).
Кованые диски: технология производства
Как же делают кованый диск? Заготовка разогревается до состояния, когда сплав становится очень пластичным (около 400-470 С). Потом податливую чушку специальным прессом вминают в подготовленную форму. На этом промежуточном этапе получается поковка — болванка, похожая на колесо. В зависимости от составляющих сплава заготовка может обрабатываться термически или двигаться дальше. Если присутствует термическая обработка, значит, диск закаляют и делают старение. После этого поковке нужна механическая обработка и декоративное покрытие.
Описанная технология производства позволяет получить кованый диск из материала, который имеет прочность сопоставимую с прочностью стали. При этом пластичность понижается не более чем на двадцать-тридцать процентов. При изготовлении кованых дисков чаще всего применяют сплавы, имеющие в своей основе алюминий и магний.
Как появились российские кованые диски
В нашей стране история с производством кованых дисков сильно отличается от ситуаций во всем остальном мире. Во многих государствах кованые диски устанавливают на гоночные и дорогие спортивные автомобили. Например, российские кованые диски Ступинского металлургического комбината много лет закупали японцы.
Многие зарубежные изготовители не в состоянии позволить себе подобные вложения. Поэтому в западных странах чаще всего на автомобилях можно увидеть лишь литые диски. Производство такого типа легкосплавных колес у них доходит до 80 % от общего числа дисков.
Наш прогноз: в России ковка будет или дорожать, причем очень сильно, или уступит на рынке литым дискам, если изготовители не начнут тратить больше денег на замену стареющего оборудования.
Весной при приближении визита на шиномонтаж я снова задумался о приобретении дополнительного комплекта колесных дисков. В Москве за переобувку одного 15-дюймового колеса просят 400 рублей (можно найти и дороже — не вопрос). Комплект — 1600, две переобувки в год (лето-зима) — 3200. А это цена неплохого литого диска.
То есть покупка комплекта отобьется за четыре года. Понятно, при условии, что я буду менять колеса в сборе самостоятельно с помощью домкрата, баллонного ключа и волшебных слов. Выполнять такую операцию два раза в год — лениво, но приемлемо. Если совсем невмоготу, можно перекинуть колеса на том же шиномонтаже. Переброска существенно дешевле, чем монтаж-демонтаж шин на дисках — 100 руб. за колесо. Не разорит.
«Литьё» и «ковка»
Постойте, а почему именно литые диски? И вообще, сначала разберемся в определениях. Штампованные — сиречь стальные, во многих случаях (в моем — тоже) это неказистые диски первой комплектации для недорогих машин. Многие стесняются их внешнего вида и прикрывают пластиковыми колпаками.
Литые и кованые логично объединить в одну группу под названием «диски из легких сплавов», упомянув, что магниевые сплавы на данном поприще в целом предпочтительнее алюминиевых. Но потом разделить обратно, поскольку различны технологии их изготовления (и, соответственно, цена). Литые льют в форму, затем обрабатывают на станках. Кованые, несмотря на название, не куют — применяют разновидность горячей штамповки. При этом кованые совмещают некоторые достоинства штампованных и литых. Они прочнее, чем литые, что позволяет их делать более легкими. И, как штампованные, достаточно эластичны — склонны скорее гнуться, а не трескаться. Если уж инвестировать средства в улучшение автомобиля или упрощение его обслуживания, то лучше, конечно, вложиться в кованые. Хотя это самый дорогой вариант.
Муки выбора
Ни на одной из моих личных машин никогда не было легкосплавных колес. А проблемы с деформацией штамповок возникали (вполне регулярно) только на «Таврии» в достопамятные времена, но это вообще была ахиллесова пята украинской машинки. Проблемы лечились просто и элегантно — молотком. То, что легко согнуть, нетрудно и разогнуть. К услугам квалифицированных механиков в те времена по таким мелочам не обращались. Поэтому мне вообще непонятно, в какой момент и почему диски из легких сплавов стали вдруг модны и столь востребованы? Опять маркетинговые разводы?
Из всего списка достоинств литых дисков безоговорочно принимаю только высокую устойчивость к коррозии и эстетичный внешний вид. Огромный выбор «литья» на прилавках (некоторые считают, что богатство выбора это несомненный плюс) — скорее недостаток. Слишком разбегаются глаза. Одних только фирм с мировыми именами (OZ Racing, Momo, Enkei, Dotz, Fondmetal и прочие) наберется десятка три. Но мировые имена — это всегда дороже, чем местные (читай бюджетные). Как выбирать из местных? Что с чем сравнивать? Никаких полноценных данных вы не найдете. Каждый изготовитель хвалит свой товар. В лучшем случае что-то порекомендует продавец. И напирать будет, скорее всего, на мировые имена.
Между тем сами же продавцы и предупреждают, что в сфере легкосплавных дисков полно некачественного контрафакта, выдаваемого за оригинальную продукцию. Иногда его можно выявить по подозрительно низким ценам. Но иногда и цена такая, как положено. Получается, все это — коты в мешках?
Плюс на минус
Чем любят завлекать продавцы легкосплавных дисков? Помимо красивой внешности непременно упомянут благотворное уменьшение «неподрессоренной массы». Это действительно важный конструкционный параметр (особенно для гоночных машин и спорткаров). Возможно, вам сообщат, что легкие колеса улучшат плавность хода и динамику движения, управляемость и устойчивость автомобиля, облегчат жизнь всем деталям подвески и трансмиссии, двигателю и тормозам. А заодно уменьшат расход топлива — ведь легкое колесо проще крутить, чем тяжелое.
Всему этому и правда есть инженерные обоснования, но все эти улучшения настолько микроскопичны в масштабах серийного автомобиля, что среднестатистический водитель нипочем не ощутит разницу при переходе со штамповки на «литье» или обратно. Ни на динамике, ни на расходе топлива, ни на управляемости.
У кованых дисков обычно выделяют лишь два недостатка: очень дорого и гораздо меньше дизайнерского разнообразия, нежели у литых. И нередко забывают про третий: диск слишком прочный. Есть некоторый риск, что при сильном ударе он не поглотит часть энергии, как это сделают штампованный (погнувшись) или литой (треснув), а всю ее любовно передаст подвеске, рулевому механизму и приводным валам. По крайней мере, в теории именно так.
Главный недостаток литых дисков широко известен и понятен: низкая ремонтопригодность. При неудачном стечении обстоятельств литой диск может разрушиться насмерть. В тех же случаях, когда возможен ремонт, его стоимость может оказаться недалека от стоимости нового диска. Не всегда выйдет найти в магазине другой точно такой же новый диск взамен убитого (ассортимент очень быстро обновляется), а многие вообще продают литые диски не поштучно, а только комплектами.
Добавим, что в эстетичные вырезы легкосплавных дисков любят набиваться снежная каша или грязь (при езде по густым грязям), после чего затвердевают. Эксперты по дискам сетуют, что прикипевшая грязь трудно поддается извлечению и ее остатки нарушают балансировку колеса. Короче, легкосплавные диски хороши только для качественных дорог.
Я нередко езжу по классическим российским дорогам, и мне подобные перспективы не нравятся. И вот что думается: если уж покупать еще один комплект дисков, то пусть это будут нормальные стальные штампованные. Отобьются они не за четыре, а за два сезона. Симпатичные пластиковые колпаки у меня уже есть. Осталось дождаться ближайшей весны.
Как легко замаскировать колпаки под легкосплавные диски?
Автомобилисты бывают разные. Одни воспринимают свой автомобиль просто как средство для доставки себя и грузов из пункта «А» в пункт «Б». Чаще всего, им без разницы как выглядит его транспортное средство. Ездит, свою функцию выполняет, не ломается? Ну ли ладно!
Для других внешность собственного автомобиля очень важна. Люди готовы тратить большие деньги на регулярную мойку, полировку и украшение. Именно поэтому большой популярностью у них пользуются диски из лёгких сплавов именуемые в народе «литые».
Однако, многие автовладельцы по тем или иным причинам считают, что зимой лучше ездить на обычных, стальных, штампованных дисках. Я не собираюсь в этой статье рассматривать все «за» и «против» такого подхода. Кроме одного – красоты.
«Две большие разницы»
Действительно, автомобиль на легкосплавных дисках выглядит элегантнее и спортивнее. На «штамповках» впечатление совершенно иное. Поэтому, устанавливая на зиму штампованные диски, водители крепят на них пластиковые колпаки. Часто это действительно улучшает внешний вид машины. Но случается и наоборот – колпаки выглядят чужеродно, а машина становится некрасивой.
К счастью, существует простой и быстрый способ решить эту проблему, сделать так, что буквально с нескольких метров всем будет казаться, что на вашу машину установлены красивые «литые» диски.
Серебристый «предатель»
Посмотрите на фотографии.
Думаю, в чём причина такой разницы понятна всем. На Renault диски покрашены заводской серебристой краской, на Hyundai чёрной, матовой. От себя ещё добавлю, что владелец «француза» неправильно подобрал дизайн самих колпаков – они ещё больше зрительно выпячивают «штамповку».
Этот вывод отлично иллюстрируют две укрупнённые фотографии:
Вблизи ошибка водителя видна ещё отчётливее: колпак откровенно выдаёт штампованный диск
Даже «окна» на колпаке совпадают с отверстиями в штамповке, ещё лучше имитируя «литые диски».
Фокус № 1: маскируем «штамповку»
Для того, чтобы облагородить ваши колёса вам не понадобиться выполнить сложные действия. Даже колёса с автомобиля можете не снимать. Вы должны сделать следующее:
Примечание. Если вы решите не снимать колесо с автомобиля, позаботьтесь о защите покрышки и крыла от краски – обклейте ближайшую поверхность шины вокруг диска малярным скотчем, а крыло закройте газетой или целлофаном.
Фокус № 2: подбираем колпаки
Как вы уже поняли, не каждые колпаки могут достаточно красиво замаскировать даже покрашенные чёрной краской штампованные диски. Поэтому, если вы ещё не купили их – следующий совет вам может очень пригодиться.
Совет. Не судите о том, как будет выглядеть автомобиль с теми или иными колпаками разглядывая их на витрине. Выберите и примерьте на колёсах своей машины. Вы сразу поймёте, какие вам подойдут, а какие стоит вернуть продавцу.
В ближайших статьях я расскажу, как легко и просто избавиться от страха потерять колпаки при ударе о дорожную неровность.
Фото литого и штампованного диска
Основной выбор заключается между литыми и штампованными дисками.
Диски для зимнего сезона
Причиной номер два можно назвать то, что штампованные диски так активно используют в зимний период, чтобы не повредить литые диски, которые очень сильно подвержены неблагоприятному воздействию агрессивной химической среды, которая в обилие присутствует на дорогах больших городов и загородных трассах. Проблема состоит в том, что поверхность литья покрыта специальным лаком. Он, казалось бы, должен обезопасить диски, но отечественные дорожные реалии полностью удаляют это покрытие всего за пару сезонов. Тогда как штампованные диски можно покрасить своими руками чуть ли не с баллончика за 100 рублей.
Точно так же плохо чувствуют себя в наших условиях и хромированные модели литых дисков.
Ремонт литых дисков может оказаться слишком сложным занятием
Далее стоит отметить такую причину, как чистота. Мы говорим о том, что штампованные диски, в основном, эксплуатируются с колпаками, на которых отсутствуют прорези, или же присутствуют в очень ограниченном количестве. Так что, грязи туда будет попадать значительно меньше. Поэтому, если вы не хотите видеть скопление грязи на отдельных элементах тормозной системы, то литые диски станут не самым лучшим выбором.
Дело в том, что зимой вероятность попадания колесом в яму несколько выше. А литые диски очень плохо переносят подобные повреждения. В результате, диск может быть полностью выведен из строя.
Его ремонтом занимаются лишь некоторые мастерские. Но, в любом случае, даже после процесса сварки, прочность диска будет намного ниже, нежели раньше.
В пользу применения штампованных дисков можно выдвинуть множество факторов, ключевым среди которых является надёжность
Ну и, конечно же, более дорогие литые диски неуместно применять зимой, поскольку именно в этот сезон шансы на любые проблемы, включая поломки и повреждения, намного выше.
Позитивные стороны литых дисков
Но, справедливости ради, нужно сказать несколько слов и о том, почему же литые диски можно применять в зимний период. Это касается того, что вес литья намного ниже, нежели штамповки, что значительно сокращает нагрузку, которая производится на неподрессоренные элементы вашего транспортного средства. Как результат, машина получает намного больше возможностей для манёвра. А это та характеристика, которая обретает особенную важность именно в зимний сезон.
Диски для летнего сезона
А вот с летом всё будет намного проще. Мы говорим о том, что летний сезон подразумевает низкую нагрузку на диски. Это касается, как химического воздействия, которое практически отсутствует, так и манёвренности.
К примеру, дорожное покрытие ничем не обрабатывается, что могло бы повредить чуткие литые диски. К тому же, все ямы и другие неровности хорошо видно, так что их можно просто объехать. Как результат, литые диски могут легко эксплуатироваться весь тёплый сезон. К тому же, мыть их будет довольно просто, ввиду того, что отверстия между спицами намного больше. А вот грязи в процессе эксплуатации много собираться не будет, как на самих дисках, так и на компонентах тормозной системы.
Альтернативой могут стать штампованные диски, стилизованные под «литьё»
Позитивные стороны штампованных дисков
И, естественно, стоит сказать несколько слов в защиту штампованных дисков. Дело в том, что их цена намного ниже, нежели в случае с литыми аналогами. К тому же, летом не возникает такой острой потребности в снижении неподрессоренной массы, чтобы увеличить манёвренность автомобиля. Поэтому, вы можете обратиться именно к штампованным вариантам, возможностей которых полностью хватает для рядовой эксплуатации.
Кроме того, как и зимой, шансы попасть в колдобину на дороге присутствуют очень большие. А ремонтировать намного проще именно штампованные модели, которые смогут рихтовать вам почти в любом автосервисе, который встретится по дороге.
Указанные советы помогут вам определиться с тем, какой диск лучше – литой или штампованный, учитывая погодные условия в вашей местности.
Если перед вами два диска одного типоразмера, то отличить диски легко по весу. Кованый существенно легче. Для 15 дюймового диска разница составляет 3-4 кг. Рука легко почувствует разницу. Правда диски Российского производства, изготовленные по старым технологиям, могут весить, как зарубежные литые.
Если вес одинаковый, обратите внимание на кромку. У литого диска, при всей его красоте, кромка неровная. Кованные диски обрабатываются на станках с ЧПУ. Как снаружи, так и изнутри. Поэтому все поверхности этого изделия – идеальны.
Технология производства
Литые диски
Создание сплава в специальных печах;
Заливка жидкого металла в форму под давлением;
Остывание по технологии, извлечение изделия;
Механическая обработка для снятия излишков металла;
Кованые диски
Литье цилиндра Ø 20 см, около 3 м длиной
Разрезание трубы на заготовки под один диск;
Нагрев заготовки до 500 0С, и выдавливание на прессах под большим давлением прообраза диска;
Механическая обработка всей поверхности диска на станках с ЧПУ. Покраска (если предусмотрена технологией).
Ковки в технологии нет. Но горячая штамповка под большим давлением и дальнейшая раскатка приводит к практически такому же результату, как и ковка:
В изделии нет пузырьков;
Создается волокнистая структура металла, которая обеспечивает большую прочность и высокие упругие свойства материала.
Во-вторых, плоскость на ступице с внутренней стороны – абсолютно ровная у кованых дисков. У литых, привальная поверхность ступицы гладкая, но не идеально плоская. Слегка бугристая. На краях остаются приливы. Можно провести по поверхности пальцем или приложить линейку, чтобы заметить это.
Преимущества
Автомобиль с коваными дисками с большей вероятностью сохранит подвеску (при езде по нашим дорогам), чем с литыми. Потому что литые диски жесткие и хрупкие (за счет структуры). Помимо хрупкой структуры металла, в нем присутствуют пустоты (пузырьки), которые ослабляют изделие. Кованые диски пружинят при ударе и возвращают свою форму.
На фото показаны, как определить литые диски, по слому. Ступица отвалилась полностью (хрупкое разрушение). Даже после небольших деформаций их нельзя восстановить, так как после правки, внутри металла появятся трещины, которые дополнительно ослабят диск.
Литые диски существенно дешевле – это главное преимущество их перед коваными. Осторожный водитель, который объезжает все ямы медленно и аккуратно, может поставить на свой автомобиль литые диски. Тем, кто ездит быстро, часто торопится, лучше ставить кованные.
Отличия по ободу и внешнему виду
Если диск с простыми, незатейливыми спицами, то он скорее всего кованый. Литые диски более художественны, имеют больше различных ажурных форм. Это вызвано тем, что литье намного проще обработки на станках. Простая форма скорее всего принадлежит кованому диску. Сложная, со множеством спиц может быть, у литых и у кованных.
Многие отечественные кованые диски изготавливаются на бывших оборонных предприятиях, которые были проданы за бесценок. Поэтому производители имеют возможность делать диски по низкой цене, сравнимой с литыми. Их качество отменное, а форма проста, потому что станки ЧПУ там старого образца.
На современных заводах кованые диски по дизайну не уступают литым. К тому же для удешевления продукции некоторые заводы делают и литые простой формы. Так что простота формы – дополнительный параметр, но не абсолютный.
Покупка
Маркировка всех дисков одинакова.
На диске нет букв или цифр обозначающих – кованый. Поэтому узнать о диске можно лишь по вышеуказанным признакам или у продавца.
Вес существенно ниже чем у литых (в среднем на 3-4 кг).
Цена в разы больше, чем у литых (в 2-3 и более раза).
Видны риски на поверхности, оставшиеся после токарно-фрезерной обработки (даже после полировки).
Стилизованные под литые диски что это
Рено Логан Степвей «Лайф» 2020 — базовая комплектация, цены, конкуренты
Рено Логан Степвей 2020 модельного года предлагается покупателям в двух вариантах исполнения: «Life» и «Drive» за 747 000 — 904 000 рублей. В этой статье мы перечислим, что входит в базовую комплектацию «Лайф», чем она отличается от следующей версии «Драйв», а также сравним её с ближайшими конкурентами: Рено Дастер «Аксесс», Лада Х Рей Кросс «Классик» и Киа Рио Х-Лайн «Комфорт.
Выбор
Стоит отметить оригинальность французских маркетологов. Обычно базовые версии авто получают наименьшие диски, а по мере увеличения цены растет и их диаметр.
Но не в этот раз. Все колеса Рено Аркана имеют диаметр в 17 дюймов.
Всего же предлагается на выбор 3 позиции:
Как видно, ассортимент невелик.
Преимущества
Автомобиль с коваными дисками с большей вероятностью сохранит подвеску (при езде по нашим дорогам), чем с литыми. Потому что литые диски жесткие и хрупкие (за счет структуры). Помимо хрупкой структуры металла, в нем присутствуют пустоты (пузырьки), которые ослабляют изделие. Кованые диски пружинят при ударе и возвращают свою форму.
На фото показаны, как определить литые диски, по слому. Ступица отвалилась полностью (хрупкое разрушение). Даже после небольших деформаций их нельзя восстановить, так как после правки, внутри металла появятся трещины, которые дополнительно ослабят диск.
Литые диски существенно дешевле – это главное преимущество их перед коваными. Осторожный водитель, который объезжает все ямы медленно и аккуратно, может поставить на свой автомобиль литые диски. Тем, кто ездит быстро, часто торопится, лучше ставить кованные.
Renault Duster 2017, двигатель бензиновый 2.0 л., 143 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — колёсные диски
Машины в продаже
Renault Duster, 2016
Renault Duster, 2014
Renault Duster, 2015
Renault Duster, 2014
Комментарии 27
Привет, а у меня Террано и я купил диски от Дастера с колпачками Рено. Может махнемся колпаками?
Стилизованные под литые диски пишут ОД. Оттуда стиляги
Я с радостью продал эти диски, на зиму это адский гемор, после проезда по сугробам диск набивается снегом и его охренеть как неудобно чистить, ещё и весят тонну, на зиму не айс короче.
Теперь по поводу динамики движения. Если где ошибся, поправьте.
1. Динамика движения будет разниться в зависимости от того, какое количество энергии будет брать на себя колесо (тяжелое или легкое) для достижения заданной скорости автомобиля.
2. Энергия колеса при движении — это кинетическая энергия поступательного движения + кинетическая энергия вращательного движения. E=1/2m*V^2+1/2I*W^2, где m-масса колеса, V-скорость движения автомобиля, I-момент инерции колеса, W-угловая скорость вращения колеса.
3.Сильно утрируем и примем, что вся масса колеса расположена исключительно на внешнем радиусе, тогда момент инерции колеса I=m*R^2, где R-внешний радиус колеса.
4.Угловая скорость вращения колеса рассчитывается из линейной скорости автомобиля как W=V/R.
5. Подставляем все в формулу из п.2 E=1/2m*V^2+1/2(m*R^2)*(V/R)^2 = 1/2m*V^2+1/2m*V^2 = m*V^2
Таким образом, полная энергия колеса при движении по сути равна удвоенной кинетической энергии прямолинейного движения. Напомню, что в п.3 я утрировал, распределив массу всего колеса по его внешнему радиусу, что в реальности очень далеко от истины. В реальности момент инерции колеса будет меньше.
Возьмем для примера автомобиль массой без колес 1300 кг, движущийся со скоростью 1 м/с (скорость сейчас не важна). Его кинетическая энергия без учета колес (1/2m*V^2) равна 650Дж.
Возьмем тяжелое колесо 26кг (стилизованный диск 13.5 кг с покрышкой 12.5 кг). Его энергия (по п.5) равна 26Дж.
Возьмем легкое колесо 21 кг (литье 8.5 кг с покрышкой 12.5 кг). Его энергия равна 21Дж.
Между ними разница 5 Дж. С учетом всей 4-х колес разница составит 20 Дж.
В процентном соотношении от энергии машины это 20/650*100=3%.
Итого, разница в энергии тяжелых колес и легких составляет 3% от энергии всей машины, что по сути 3% от крутящего момента. Много это или мало — не берусь гадать. Взято из сети:)
Диски для летнего сезона
А вот с летом всё будет намного проще. Мы говорим о том, что летний сезон подразумевает низкую нагрузку на диски. Это касается, как химического воздействия, которое практически отсутствует, так и манёвренности.
К примеру, дорожное покрытие ничем не обрабатывается, что могло бы повредить чуткие литые диски. К тому же, все ямы и другие неровности хорошо видно, так что их можно просто объехать. Как результат, литые диски могут легко эксплуатироваться весь тёплый сезон. К тому же, мыть их будет довольно просто, ввиду того, что отверстия между спицами намного больше. А вот грязи в процессе эксплуатации много собираться не будет, как на самих дисках, так и на компонентах тормозной системы.
Альтернативой могут стать штампованные диски, стилизованные под «литьё»
Позитивные стороны штампованных дисков
И, естественно, стоит сказать несколько слов в защиту штампованных дисков. Дело в том, что их цена намного ниже, нежели в случае с литыми аналогами. К тому же, летом не возникает такой острой потребности в снижении неподрессоренной массы, чтобы увеличить манёвренность автомобиля. Поэтому, вы можете обратиться именно к штампованным вариантам, возможностей которых полностью хватает для рядовой эксплуатации.
Кроме того, как и зимой, шансы попасть в колдобину на дороге присутствуют очень большие. А ремонтировать намного проще именно штампованные модели, которые смогут рихтовать вам почти в любом автосервисе, который встретится по дороге.
Указанные советы помогут вам определиться с тем, какой диск лучше – литой или штампованный, учитывая погодные условия в вашей местности.
Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия
Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы разберемся, какие типы дисков бывают, чем они отличаются, и каковы их потребительские характеристики.
Колесные диски по типу изготовления делят на штампованные, литые, кованые и сборные. Первые два типа – абсолютные лидеры по распространенности, третьи – выбор энтузиастов, а четвертые – фактически экзотика, но в рамках материала мы скажем пару слов и о них.
Штампованные диски – это самый бюджетный и простой в изготовлении тип. Такие диски изготавливаются из прокатной углеродистой («черной») стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части и их последующего соединения сваркой. После изготовления диски окрашиваются эмалью, которая защищает их от агрессивной внешней среды.
Основная задача штампованных дисков – быть дешевыми и простыми, с чем они успешно справляются. Именно такие диски устанавливаются на базовые комплектации новых автомобилей, а также приобретаются владельцами машин, для которых важен не внешний вид диска, а исключительно его функционал.
Недостатков у штампованного диска тоже хватает. Отчасти к ним можно причислить и пресловутую мягкость, однако основные претензии владельцев связаны с большим весом и утилитарным дизайном таких изделий, а также их слабой защищенности от внешней среды. Вес – и вправду главный бич «штампов»: он превышает таковой у литого диска в среднем на 15-30%. Это важнее, чем может показаться: ведь большая неподрессоренная масса приводит к легкому ухудшению динамики и увеличению расхода топлива.
Внешний вид штампованных колес стоит считать их особенностью, а не недостатком – это сугубо утилитарное изделие, хотя существуют и штампованные диски с намеками на дизайн. Те, для кого важен внешний вид, могут компенсировать его декоративными колесными колпаками, которые надеваются на «штамповку». Это актуально еще и потому, что штампованные колеса, как правило, легко теряют товарный вид: дефекты окраски и повреждения эмали приводят к тому, что диск ржавеет, а агрессивная внешняя среда лишь усугубляет этот процесс.
Краткое резюме: штампованные диски дешевые, тяжелые и ремонтопригодные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важен внешний вид диска, но важно потратить на него как можно меньше денег как при покупке, так и в эксплуатации.
Литые диски, как следует из названия, производятся путем литья в заранее заготовленную матрицу. Еще такие диски называют легкосплавными – это справедливо, потому что, в отличие от штампованных, они изготавливаются не из стали, а из более легких сплавов: как правило, алюминиевых, а в случае с дорогими изделиями – магниевых и титановых. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.
Основные преимущества литого диска – это меньшая по сравнению со «штамповкой» масса, существенно большая прочность, коррозионная стойкость, а также куда более эстетичный и разнообразный дизайн. С массой в данном случае все понятно: она меньше благодаря использованию более легкого материала. Более высокая прочность и коррозионная стойкость – тоже следствие применяемых материалов и технологии изготовления: литой диск способен выдержать без деформации гораздо большую нагрузку и не ржавеет даже при повреждении поверхности. Ну а внешний вид зависит исключительно от применяемой матрицы, и это позволяет создавать многие тысячи вариантов внешности диска. Дополняется внешность окраской: зачастую диск одного дизайна существует в разных цветовых исполнениях.
Технологии ремонта таких дисков, конечно, освоены, однако сам этот ремонт запрещен Техническим регламентом Таможенного союза, пункт 5.7.2 которого гласит, что не допускается «наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой». Это вполне оправданная мера: потеря эксплуатационных характеристик при потенциальном ремонте значительна, и неизвестно, как поведет себя отремонтированный диск в дальнейшем.
Краткое резюме: легкосплавные литые диски красивые, легкие и прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить оптимальный баланс характеристик за умеренные деньги.
Кованые диски – «элита» массового рынка. Они изготавливаются из легких алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана путем объемной штамповки и последующей механической обработки. Заготовка, отштампованная при высокой температуре, сохраняет внутреннюю структуру металла, а дизайн диска, как правило, определяется на фрезерном станке.
Основные преимущества кованого диска – выдающиеся легкость и прочность, сочетающиеся с красотой изделия. Технология изготовления обеспечивает еще меньший вес и еще большую прочность по сравнению с «литьем» – именно поэтому кованые диски считаются лучшим выбором для автовладельца-энтузиаста. Еще одно важное свойство «ковки» – пластичность: при критически сильном ударе она не трескается, а мнется, что чуть облегчает возможность восстановления.
Главный недостаток кованого диска в том, что за все его преимущества нужно хорошо платить, причем на всех этапах и не только деньгами. Технология изготовления «ковки» наиболее сложна, и это ограничивает число производителей, которые этим занимаются. Соответственно, кованые диски не только дороги, но и весьма редки: прежде чем заплатить, придется их поискать или же заказать. Ну а еще одна сопутствующая проблема – большое количество подделок: немалая часть «ковки» на рынке – это литые диски с поддельными маркировками, а отличить литой диск от кованого сложно.
Краткое резюме: кованые диски красивые, очень легкие и очень прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить изделие с лучшими эксплуатационными характеристиками и готовы хорошо за них заплатить.
Сборные диски – самый редкий и экзотический вид дисков. Их основная особенность заключается в том, что они состоят из нескольких частей: условно их можно разделить на обод и лицевую часть (диск), которая крепится к ободу болтами. Конструктивно это еще не все элементы: например, диск в сборе имеет бедлоки ( beadlock ), фиксирующие обод покрышки, и таерлок ( tirelock ), предотвращающий разбортировку колеса. Болты, используемые в сборных колесах, должны иметь очень высокую прочность и, как правило, изготавливаются из титанового сплава.
Преимущества сборного диска – в вариативности его состава: разные элементы диска можно изготовить из разных материалов, а также заменить при необходимости. Например, обод обычно кованый и изготовлен из алюминиевого сплава, а для лицевой части (собственно, диска) можно применить и более прочный титановый сплав. Поврежденный обод можно заменить, сохранив лицевую часть, или наоборот заменить «рисунок» диска.
Сборные диски – это наиболее редкий тип дисков, и в подавляющем большинстве случаев они используются в качестве имиджевого элемента. Новые диски, как правило, изготавливаются на заказ, а их цена очень высока.
Краткое резюме: сборные диски дорогие, красивые и прочные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важна цена дисков, но хочется получить эксклюзивное изделие с отличными эксплуатационными характеристиками.
Колпаки как «литьё»
Автомобилисты бывают разные. Одни воспринимают свой автомобиль просто как средство для доставки себя и грузов из пункта «А» в пункт «Б». Чаще всего, им без разницы как выглядит его транспортное средство. Ездит, свою функцию выполняет, не ломается? Ну ли ладно!
Для других внешность собственного автомобиля очень важна. Люди готовы тратить большие деньги на регулярную мойку, полировку и украшение. Именно поэтому большой популярностью у них пользуются диски из лёгких сплавов именуемые в народе «литые».
Однако, многие автовладельцы по тем или иным причинам считают, что зимой лучше ездить на обычных, стальных, штампованных дисках. Я не собираюсь в этой статье рассматривать все «за» и «против» такого подхода. Кроме одного – красоты.
«Две большие разницы»
Действительно, автомобиль на легкосплавных дисках выглядит элегантнее и спортивнее. На «штамповках» впечатление совершенно иное. Поэтому, устанавливая на зиму штампованные диски, водители крепят на них пластиковые колпаки. Часто это действительно улучшает внешний вид машины. Но случается и наоборот – колпаки выглядят чужеродно, а машина становится некрасивой.
К счастью, существует простой и быстрый способ решить эту проблему, сделать так, что буквально с нескольких метров всем будет казаться, что на вашу машину установлены красивые «литые» диски.
Серебристый «предатель»
Посмотрите на фотографии.
Думаю, в чём причина такой разницы понятна всем. На Renault диски покрашены заводской серебристой краской, на Hyundai чёрной, матовой. От себя ещё добавлю, что владелец «француза» неправильно подобрал дизайн самих колпаков – они ещё больше зрительно выпячивают «штамповку».
Этот вывод отлично иллюстрируют две укрупнённые фотографии:
Вблизи ошибка водителя видна ещё отчётливее: колпак откровенно выдаёт штампованный диск
Даже «окна» на колпаке совпадают с отверстиями в штамповке, ещё лучше имитируя «литые диски».
Фокус № 1: маскируем «штамповку»
Для того, чтобы облагородить ваши колёса вам не понадобиться выполнить сложные действия. Даже колёса с автомобиля можете не снимать. Вы должны сделать следующее:
Примечание. Если вы решите не снимать колесо с автомобиля, позаботьтесь о защите покрышки и крыла от краски – обклейте ближайшую поверхность шины вокруг диска малярным скотчем, а крыло закройте газетой или целлофаном.
Фокус № 2: подбираем колпаки
Как вы уже поняли, не каждые колпаки могут достаточно красиво замаскировать даже покрашенные чёрной краской штампованные диски. Поэтому, если вы ещё не купили их – следующий совет вам может очень пригодиться.
Совет. Не судите о том, как будет выглядеть автомобиль с теми или иными колпаками разглядывая их на витрине. Выберите и примерьте на колёсах своей машины. Вы сразу поймёте, какие вам подойдут, а какие стоит вернуть продавцу.
В ближайших статьях я расскажу, как легко и просто избавиться от страха потерять колпаки при ударе о дорожную неровность.
Разрушаю стереотипы про стальные диски. Плюсы и минусы «штамповок»
Я озвучу основные особенности стальных дисков, их плюсы и минусы, о которых постоянно говорят. А главное выскажу мнение, насколько эти аспекты реальны и существенны в жизни, а еще подведу итог, зачем вообще нужны стальные диски и когда в них есть смысл.
Действительно, стальные диски выдерживают большие нагрузки, чем легкосплавные и кованые. Точнее, они просто не колются при ударах, не трескаются, и действительно могут эксплуатироваться после ремонта в полевых условиях, что ни раз подтверждалось на практике. Другой вопрос, насколько в нынешней реальности этот аспект востребован у автовладельцев? Сколько их реально выезжает на сложные маршруты, откуда невозможно легко эвакуироваться?
2. Стальные диски ржавеют, а литье дольше сохраняет внешний вид.
Действительно, в случае повреждения ЛКП стальной диск довольно быстро ржавеет в наших «соленых» условиях. Однако нельзя утверждать, что легкосплавные диски не ржавеют. точнее, не окисляются. Присмотритесь к поврежденным «литым» дискам и обратите внимание, что многие из них покрыты окислами, что делает их не менее уродливыми. Другой вопрос, что «литье» реже повреждают, чем стальные на бездорожье или при установке грузиков, а значит есть шанс, что они дольше сохранят внешний вид. И не на всех еще разводы видны.
3. Стальные диски тяжелее, а значит будет хуже управляемость, разгон, накат, а подвеска будет испытывать большие нагрузки, что может стать причиной быстрого выхода из строя сайлентблоков, стоек стабилизатора или других узлов.
4. Стальные диски хуже балансируются, а значит будет проявляться биение на руле и дополнительные нагрузки на ходовую часть.
Абсолютная чушь! Качественные диски отлично балансируются, независимо от их типа. Я видел и литье, которое было невозможно хорошо отбалансировать, видел и стальные диски, с которыми почти не требовались дополнительные грузики при балансировке.
5. Стальные диски намного дешевле литых, а значит их не так жалко ставить для поездок на бездорожье, а также для зимней эксплуатации.
6. Стальные диски менее красивы, чем легкосплавные.
P.S. Про множественный выбор я пошутил. Новые условия сертификации легкосплавных дисков сделали нереальным ввоз большого количества вариантов. Я попытался найти для себя на зиму недорогие, но симпатичные легкосплавные диски, но все равно вернулся к стальным.
Литые диски: стоит ли переплачивать?
Весной при приближении визита на шиномонтаж я снова задумался о приобретении дополнительного комплекта колесных дисков. В Москве за переобувку одного 15-дюймового колеса просят 400 рублей (можно найти и дороже — не вопрос). Комплект — 1600, две переобувки в год (лето-зима) — 3200. А это цена неплохого литого диска.
То есть покупка комплекта отобьется за четыре года. Понятно, при условии, что я буду менять колеса в сборе самостоятельно с помощью домкрата, баллонного ключа и волшебных слов. Выполнять такую операцию два раза в год — лениво, но приемлемо. Если совсем невмоготу, можно перекинуть колеса на том же шиномонтаже. Переброска существенно дешевле, чем монтаж-демонтаж шин на дисках — 100 руб. за колесо. Не разорит.
«Литьё» и «ковка»
Постойте, а почему именно литые диски? И вообще, сначала разберемся в определениях. Штампованные — сиречь стальные, во многих случаях (в моем — тоже) это неказистые диски первой комплектации для недорогих машин. Многие стесняются их внешнего вида и прикрывают пластиковыми колпаками.
Литые и кованые логично объединить в одну группу под названием «диски из легких сплавов», упомянув, что магниевые сплавы на данном поприще в целом предпочтительнее алюминиевых. Но потом разделить обратно, поскольку различны технологии их изготовления (и, соответственно, цена). Литые льют в форму, затем обрабатывают на станках. Кованые, несмотря на название, не куют — применяют разновидность горячей штамповки. При этом кованые совмещают некоторые достоинства штампованных и литых. Они прочнее, чем литые, что позволяет их делать более легкими. И, как штампованные, достаточно эластичны — склонны скорее гнуться, а не трескаться. Если уж инвестировать средства в улучшение автомобиля или упрощение его обслуживания, то лучше, конечно, вложиться в кованые. Хотя это самый дорогой вариант.
Муки выбора
Ни на одной из моих личных машин никогда не было легкосплавных колес. А проблемы с деформацией штамповок возникали (вполне регулярно) только на «Таврии» в достопамятные времена, но это вообще была ахиллесова пята украинской машинки. Проблемы лечились просто и элегантно — молотком. То, что легко согнуть, нетрудно и разогнуть. К услугам квалифицированных механиков в те времена по таким мелочам не обращались. Поэтому мне вообще непонятно, в какой момент и почему диски из легких сплавов стали вдруг модны и столь востребованы? Опять маркетинговые разводы?
Из всего списка достоинств литых дисков безоговорочно принимаю только высокую устойчивость к коррозии и эстетичный внешний вид. Огромный выбор «литья» на прилавках (некоторые считают, что богатство выбора это несомненный плюс) — скорее недостаток. Слишком разбегаются глаза. Одних только фирм с мировыми именами (OZ Racing, Momo, Enkei, Dotz, Fondmetal и прочие) наберется десятка три. Но мировые имена — это всегда дороже, чем местные (читай бюджетные). Как выбирать из местных? Что с чем сравнивать? Никаких полноценных данных вы не найдете. Каждый изготовитель хвалит свой товар. В лучшем случае что-то порекомендует продавец. И напирать будет, скорее всего, на мировые имена.
Между тем сами же продавцы и предупреждают, что в сфере легкосплавных дисков полно некачественного контрафакта, выдаваемого за оригинальную продукцию. Иногда его можно выявить по подозрительно низким ценам. Но иногда и цена такая, как положено. Получается, все это — коты в мешках?
Плюс на минус
Чем любят завлекать продавцы легкосплавных дисков? Помимо красивой внешности непременно упомянут благотворное уменьшение «неподрессоренной массы». Это действительно важный конструкционный параметр (особенно для гоночных машин и спорткаров). Возможно, вам сообщат, что легкие колеса улучшат плавность хода и динамику движения, управляемость и устойчивость автомобиля, облегчат жизнь всем деталям подвески и трансмиссии, двигателю и тормозам. А заодно уменьшат расход топлива — ведь легкое колесо проще крутить, чем тяжелое.
Всему этому и правда есть инженерные обоснования, но все эти улучшения настолько микроскопичны в масштабах серийного автомобиля, что среднестатистический водитель нипочем не ощутит разницу при переходе со штамповки на «литье» или обратно. Ни на динамике, ни на расходе топлива, ни на управляемости.
У кованых дисков обычно выделяют лишь два недостатка: очень дорого и гораздо меньше дизайнерского разнообразия, нежели у литых. И нередко забывают про третий: диск слишком прочный. Есть некоторый риск, что при сильном ударе он не поглотит часть энергии, как это сделают штампованный (погнувшись) или литой (треснув), а всю ее любовно передаст подвеске, рулевому механизму и приводным валам. По крайней мере, в теории именно так.
Главный недостаток литых дисков широко известен и понятен: низкая ремонтопригодность. При неудачном стечении обстоятельств литой диск может разрушиться насмерть. В тех же случаях, когда возможен ремонт, его стоимость может оказаться недалека от стоимости нового диска. Не всегда выйдет найти в магазине другой точно такой же новый диск взамен убитого (ассортимент очень быстро обновляется), а многие вообще продают литые диски не поштучно, а только комплектами.
Добавим, что в эстетичные вырезы легкосплавных дисков любят набиваться снежная каша или грязь (при езде по густым грязям), после чего затвердевают. Эксперты по дискам сетуют, что прикипевшая грязь трудно поддается извлечению и ее остатки нарушают балансировку колеса. Короче, легкосплавные диски хороши только для качественных дорог.
Я нередко езжу по классическим российским дорогам, и мне подобные перспективы не нравятся. И вот что думается: если уж покупать еще один комплект дисков, то пусть это будут нормальные стальные штампованные. Отобьются они не за четыре, а за два сезона. Симпатичные пластиковые колпаки у меня уже есть. Осталось дождаться ближайшей весны.
Легкосплавные диски:
Литые диски в большинстве случаев являются стандартом для многих современных автомобилей. Дело тут вот в чем. Многие автопроизводители в последние годы стали оснащать такими дисками свою автопродукцию с одной целью, а именно, чтобы привлечь к своим машинам все больше новых покупателей, и все это происходит за счет стилистической красоты и эффективности легкосплавных дисков. К тому же такие легкосплавные диски имеют по отношению к стальным дискам некоторые эксплуатационные преимущества. В отличие от стальных колес лекгосплавные диски могут быть отлиты на заводе в различных индивидуальных стилях, придавая каждой модели авто свой неповторимый стиль. В последние годы производители машин и колесных дисков стали использовать для изготовления таких легкосплавных колес определенную смесь состоящую из двух сплавов (никель + алюминий). Диски из этого литого материала весят гораздо меньше, чем к примеру диски из алюминия или той же стали.
Благодаря уменьшеному весу увеличивается скорость разгона автомобиля а заодно снижается и расход топлива. К тому же, при использовании легкосплавных дисков водитель получает от вождения автомобиля большее удовольствие.
Литые колесные легкосплавные диски можно к тому же и полировать, красить, наносить на них матовое или хромированное покрытие. Правда есть небольшое и незначительное «но», литые диски могут быть легко подвержены внешним механическим повреждениям (царапинам, окислению, коррозии и т.д. и т.п.)
Литые легкосплавные диски
В отличие от штампованных дисков, которые изготовлены из стали, литые диски изготавливаются из алюминиевого или магниевого сплава. В связи с этим легкосплавные диски обладают меньшим весом, что и является их весомым преимуществом. Также литые диски имеют большую теплопроводность и это способствует лучшему отводу тепла от тормозных механизмов.
Технология изготовления легкосплавных дисков позволяет придавать им практически любые формы. Поэтому на практике литые диски выглядят привлекательнее штампованных аналогов.
Тем не менее литые диски находят множество сторонников.
Виды колесных дисков
В зависимости от материала изготовления и технологии производства существует следующая классификация колесных дисков:
Штампованные или стальные диски
Считаются самыми простыми и доступными. Конструктивно они представляют собой сваренные друг с другом стальные штампованные детали.
К минусам можно отнести:
Литые диски
Литые диски (иногда их еще называют легкосплавными) изготавливаются из алюминиевых или магниевых сплавов. Эти диски обладают высокой прочностью и хорошей балансировкой. Кроме того, они отличаются красивым внешним видом. Если в стальном диске сам диск соединен с ободом сваркой, то легкосплавный диск – это единое изделие.
К общим преимуществам легкосплавных дисков относятся:
Среди недостатков литого диска можно отметить его относительную хрупкость. Такой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, которая плохо сопротивляется ударам. В процессе движения по неровностям накапливаются микротрещины, в результате которых диск рано или поздно может расколоться. Как вариант – увеличение толщины стенок, что приведет к увеличению веса. Также его дорого и трудно восстанавливать.
Кроме того, этот тип диска нуждается в защите поверхности. В противном случае литье потеряет свой товарный вид.
Кованые диски
Комбинированные или составные диски
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИСКИ XXI ВЕКА: ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Каждая отдельно взятая деталь автомобиля прошла эволюцию столь же масштабную, сколь и машина целиком. Взять хотя бы колесные диски: когда-то они были цельнодеревянными и, естественно, служили недолго. Чуть позже были придуманы спицы и шины из кожи или металла. Потом появились штампованные диски из стали, а в 1950-1960-е годы, начали выпускать и легкосплавные — на первых порах небольшими партиями и преимущественно для автогонок. Сегодня существует четыре основных типа автомобильных дисков, но фантазия конструкторов неисчерпаема.
Штампованные диски довольно тяжелые, а их внешний вид оставляет желать лучшего. Впрочем, второй недостаток легко маскируется декоративными колпаками любых цветов и конфигураций. Помимо этого, поверхность диска можно просто покрасить, причем даже самостоятельно.
Кованые диски — самый роскошный, редкий и дорогой вариант из представленных на массовом рынке. Делают их из алюминиевых сплавов с добавлением магния, титана и других элементов. Сначала алюминиевые цилиндры несколько раз заносят под супертяжелый пресс весом около 10 000 тонн. Металл под действием такого давления сжимается, и его плотность становится больше, чем у стали. В этом и заключается секрет прочности кованых дисков: никаких пустот и складок внутри после такой обработки не остается, а значит, не будет микротрещин, из-за которых, например, может расколоться литой диск.
Кованые диски красивы, а еще они легче литых. При этом они пластичны: при сильном ударе не раскалываются, а сминаются, и потому их, в принципе, можно восстановить. Но технология их изготовления насколько сложна и трудоемка, что ремонт стоит недешево.
А еще на рынке много подделок: среднестатистический автовладелец не отличит литой диск от кованого, но может клюнуть на маркетинговую хитрость: иногда технологию литья лишь чуть дорабатывают и уже называют получившиеся диски коваными, что, конечно, не соответствует действительности.
Cборные (составные, разборные)
Разборные части могут состоять из разных сплавов, в результате колесо приобретает просто космический вид. Такие диски могут быть разноцветными, с самыми причудливыми сочетаниями узоров, отполированные до зеркального блеска. Стоимость такой красоты — просто запредельна, и выпускают сборные диски — преимущественно на заказ — только редкие фирмы с солидным опытом. В большинстве случаев такие колеса для автовладельца — сугубо имиджевая история. Неудивительно, что некоторые владельцы подобного сокровища трепетно протирают диски чуть ли не после каждой поездки.
Диски, которые удивляют
Компания Porsche, например, в 2017 году показала карбоновые диски, сплетенные из углеродного волокна. Технология их производства чрезвычайно сложна, а материал дорог; для плетения используется особая машина диаметром почти 10 метров. Каждое колесо сделано из восьми квадратных метров карбонового материала. Диски получаются прочнее и легче аналогов почти на 20%, но один комплект обойдется почти в 18 тыс. долларов.
Иногда конструкторов посещают совсем уж неожиданные идеи. Здесь можно вспомнить, к примеру, прозрачные колеса от итальянцев Forgiato Radurra. Смотрелось это необычно, но стоило баснословно дорого, а еще на дисках моментально скапливалась грязь, поэтому особого спроса на новинку не было.
А можно обойтись и совсем без диска. Чтобы понять, как это выглядит, нужно взглянуть на покрышки Michelin Tweel (на фото внизу), у которых вообще нет воздуха в шинах, а сами колеса специфического вида и формы сделаны из прочного полимера и выдерживают серьезную нагрузку. И их совсем не страшно проколоть.
Найдены возможные дубликаты
продажник!
ахинею нужно впаривать индивидуально
в широкой аудитории могут оказаться профессионалы
2. » Металл под действием такого давления сжимается, и его плотность становится больше, чем у стали»
алюминий 2700 кг/м3
ЦАМ 6700 кг/м3
сталь 7800 кг/м3
в школе учился?
даже вода (Н2О) практически несжимаема
а процесс этот называется
для сталей «Горячее прессование»
для цветных и легких сплавов «Литье под давлением»
разница в температуре и давлении
4. «Диск обтачивается 5-6 раз»
какие технологические операции в промежутке между этими «разами»
домохозяйки и торговцы не знают разницы между токарной и фрезерной обработкой
5. «и за это время становится впятеро легче.»
такое может быть только в случае ЧПУ-фрезеровки из сплошной цилиндрической болванки
6. «среднестатистический автовладелец не отличит литой диск от кованого, но может клюнуть на маркетинговую хитрость: иногда технологию литья лишь чуть дорабатывают и уже называют получившиеся диски коваными, что, конечно, не соответствует действительности.»