Что значит стилистическая фигура
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.
Среди стилистических фигур речи можно выделить*:
* — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.
Инверсия
Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке :
подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).
Примеры: |
---|
«… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…«, «Дыханием приятным «Дай бог лжецам замкнуть уста, «. звучал мне долго голос нежный. «, «Какое привалило счастье «Здравствуй, волшебник лес, |
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры: |
---|
«Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым». «О, я привык к этим ризам О, Святая, как ласковы свечи, «Или на вас тяготит преступление? «Много дум я в тишине продумал, |
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры: |
---|
«Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь« АнтитезаАнтитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы). «Я, наверно, родился поздно «Я не первый воин, не последний, «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже |
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
Примеры: |
---|
«Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.», «Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи |
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
[table “49” not found /]
Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры: |
---|
«Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?« «А если это так, то что есть красота? |
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры: |
---|
«Замолкни, Муза мести и печали!», «О, неподатливый язык! |
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры: |
---|
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!« «Какой простор! Какая воля! |
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры: |
---|
«Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.«, «верю в тихое: «Что вы творите?», «В нем глядит подозрительно каждый портрет. ««Есть божий суд. » — метель ревела в окна. |
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры: |
---|
«Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.«, «Молчу. Гляжу на небо. Стыну. «Ветер. |
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
«Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»
«Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна»,
«И сердце засмеется и заплачет«,
«Находка таится в пропаже
И радость таится в тоске«
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.