Что значит стерео микрофон
Направленность микрофонов: как это устроено
Содержание
Содержание
Микрофон кажется простым девайсом, пока не доходит до практики. Какой стороной его направлять на источник звука, под каким углом и на каком расстоянии? Как выбрать микрофон исходя из ситуации? Все это определяет его направленность. Из всех характеристик именно она вызывает больше всего вопросов. О ней и пойдет речь.
Вот основное, что нужно знать для выбора микрофона, подходящего ситуации:
Направленность — один из главных определяющих факторов при выборе микрофона. На сцене нужен кардиоидный, чтобы он не ловил лишнего — только вокал, для интервью подойдет двунаправленный, с записью целой группы в комнате или эмбиентных звуков типа шелеста листвы и шума дождя лучше всего справится всенаправленный. Легко запутаться, поэтому о направленности нужно рассказать подробнее.
Всенаправленные
Первые угольные и конденсаторные микрофоны были всенаправленными. Они ловят всё вокруг в горизонтальной плоскости. Такие микрофоны по сути представляют собой очень чувствительный барометр, который состоит из коробки с тонкой диафрагмой внутри. Даже незначительное звуковое давление с любой стороны колеблет диафрагму. Речь на всенаправленные микрофоны можно писать только в хорошо заглушенном помещении, иначе вместе с голосом запишется шум авто за окном и стук соседа по трубе.
И все же иногда их применяют для записи вокала в студии. Благодаря своей конструкции они меньше других микрофонов восприимчивы к взрывным согласным «п» и «б», а также к завываниям ветра. Также в них отсутствует эффект приближения — большинство других микрофонов выдает больше низких частот с приближением источника звука к диафрагме. Всенаправленные же записывают одинаковый тембр на разном расстоянии.
Всенаправленные микрофоны меньше всего окрашивают звук, поэтому записанные на них сэмплы и инструменты звучат натурально и естественно. Лучше всего они подходят для записи:
Двунаправленные
Всенаправленные микрофоны хороши для записи музыки в студии, но для радиоведущих круговая диаграмма не очень удобна. Микрофон ловит все вокруг, а должен — только речь диктора. Поэтому вскоре после релиза всенаправленных микрофонов компания RCA изобрела двунаправленный микрофон — он ловил только спереди и с тыла.
Двунаправленные микрофоны одинаково чувствительны к звукам спереди и сзади, но имеют участки абсолютной тишины по бокам. Их конструкция основана на принципе разницы давления. Диафрагма открыта с обеих сторон, а девайс определяет разницу в давлении между одной стороной и другой. Если говорить в мембрану спереди, сигнал будет с положительной полярностью, если сзади — с отрицательной. Диаграмму двунаправленного микрофона иногда называют восьмеркой.
Такие микрофоны обычно не воспринимают звуки по сторонам — на 90 и 270 градусах.
Звук с этих позиций ложится на мембрану одновременно спереди и с тыла, получаются два одинаковых сигнала с разной полярностью, что в итоге дает ноль. Так образуется купол тишины, который удобно использовать на практике — в студии или полевых условиях. Некоторые микрофоны для видеокамер двунаправленные — так можно записать чистый звук для репортажа в сложных условиях.
Довольно узкий угол приема сигнала полезен для изоляции голоса или инструмента, окруженного другими источниками звука. Двунаправленность полезна для захвата двух источников, когда они друг напротив друга. Но стоит помнить, что на двунаправленных микрофонах сильнее, чем на других, проявляется эффект приближения. Также они очень чувствительны к взрывным согласным.
На практике такие микрофоны используются:
Кардиоидные
На самом деле первый двунаправленный микрофон был закрыт с тыла крышкой, а потому был как бы однонаправленным. Вскоре появился другой подход к созданию однонаправленного микрофона: в одном устройстве умещалось два капсюля — двунаправленный ленточный и всенаправленный динамический. Их диаграммы настроены так, что при объединении они усиливают друг друга спереди и взаимовычитаются сзади. Так получился настоящий кардиоидный микрофон.
Микрофоны с кардиоидной направленностью — самые популярные и используются повсеместно:
Суперкардиоидные и гиперкардиоидные
Суперкардиоидная диаграмма отличается узконаправленностью. По бокам ее чувствительность снижена — до 10 Дб на 90 и 270 градусах, плюс она имеет глухие участки с тыла.
Ее часто путают с гиперкардиоидной диаграммой, которая весьма похожа. Но в отличие от суперкардиоидной, гиперкардиоидная еще более узконаправленная — чувствительность по бокам снижена на 12 Дб, при этом она имеет более широкий тыловой участок приема сигнала.
Обе диаграммы хорошо прижились в микрофонах для кино. Наверняка все видели кадры со съемочной площадки, где над актером висит большой мохнатый микрофон на длинном шесте. Мохнатая оболочка — это защита от ветра, она натягивается на полый каркас, внутри которого находится микрофон типа «шотган» — в форме трубки. Их конструкция серьезно усиливает эффект прямой направленности.
Это позволяет без лишних шумов записать голос актера с расстояния — так, чтобы микрофон не попал в кадр (хотя иногда все же попадает). Такие же монтируются на некоторые видеокамеры.
Ультранаправленными бывают также микрофоны для сцены и подкастов. Однако с ними сложнее работать, чем с обычными кардиоидными. Шотган-микрофоны и вовсе настолько чувствительны к направлению, что их сигнал нужно постоянно мониторить в наушниках, чтобы держать их по курсу источника звука.
Мультинаправленные
Мультинаправленные микрофоны позволяют переключаться между несколькими паттернами. Обычно их делают из двух диафрагм с кардиоидной направленностью, соединенных вместе. Разные направленности достигаются комбинированием двух сигналов с разной полярностью. Поэтому дефолтный выбор будет следующим:
Встречаются и другие пресеты, но все они легко достигаются игрой с фазой и амплитудой сигнала двух диафрагм. При этом нужно помнить, что кардиоидные диафрагмы подвержены взрывным согласным и эффекту приближения. Также всенаправленный режим будет лишь имитацией всенаправленности, поскольку та основана на капсюле с другим принципом действия. Тем не менее, мультинаправленные микрофоны очень удобны и универсальны.
Стерео, бинауральные, амбисоник
Стереомикрофон представляет собой минимум две диафрагмы в одном девайсе — обычно двунаправленные или кардиоидные. Классические сочетания:
Профессиональные стереомикрофоны используются в записи аудио для кино и игр. Они также популярны в видеоблогинге, особенно в ASMR-видео. В некоторых настольных микрофонах для подкастов и стриминга есть стереорежим, к примеру, в Blue Yeti X он реализован в сочетании X-Y.
Сочетание нескольких диафрагм используется в спикерфонах — микрофонах для конференций. Они улавливают звуки во всех направлениях, позволяя целой дюжине собеседников использовать лишь один микрофон.
Бинауральные микрофоны — особый вид стереомикрофонов. Это целая конструкция — в макет головы или ушных раковин микрофоны монтируются по всенаправленной диафрагме. Звук преломляется и отражается от макета подобно тому, как он ведет себя с живым слушателем.
В результате получается запись с феноменальным эффектом присутствия, но слушать ее нужно только в наушниках. Многие музыканты и некоторые игровые студии экспериментируют с бинауральным аудио, также на ютубе есть целые жанры с записями в этом формате.
Амбисоник — система трехмерного пространственного звука. Ее часто комбинируют с видео на 360 градусов — вместе с поворотом камеры изменяется угол восприятия источников звука в реальном времени. Это достигается записью аудио на амбисоник-микрофоны.
Они состоят из 4–8 кардиоидных диафрагм и захватывают все вокруг во всех трех плоскостях. В итоге получается несколько дорожек, которые можно микшировать с помощью специального софта, указывая лишь направление, куда смотрит виртуальный слушатель. Как и бинауральное аудио, технология амбисоник находит применение в контенте для очков виртуальной реальности.
Большинство микрофонов уязвимы к взрывным согласным и к расстоянию до мембраны. Бороться с обоими эффектами нужно с помощью поп-фильтра — это главный аксессуар к любому микрофону.
Настольные USB-микрофоны уже идут с подставкой, но для профессиональных студийных девайсов понадобится микрофонная стойка. Получить более ясный звук в неподготовленном помещении поможет акустический экран с креплением на стойку.
Выбор микрофона
В прошлом году мы уже писали про микрофоны, и эта тема не теряет популярность. Оно и понятно: современные сети и онлайн-сервисы делают видео настоящим мейнстримом. Кто-то пытается заработать на создании и ведении своего видеоблога, для других это способ добиться известности, создать себе репутацию, расширить клиентскую базу. Третьи занимаются онлайн-просвещением, ведут образовательные лекции, семинары, проводят дискуссионные встречи. Для всего этого критически важен хороший звук, поэтому сегодня мы представляем обзорную статью по различным средствам его записи. Скажем сразу, эта область для нас достаточно новая, поэтому если вы настоящий аудиофил или профессиональный звукотехник, вы не узнаете в ней ничего нового. Тем не менее, основные моменты мы для себя усвоили и постараемся объяснить, что называется, «для чайников», понятными словами. Микрофоны мы будем рассматривать по их основным типам, от наиболее популярных к специализированным.
Начнем с «петличек». Петличный микрофон («lavalier mic», или просто «lav») – самый популярный вариант для начинающих, за что следует благодарить их невысокую цену, свободу рук выступающего и возможность в значительной степени изолировать объект от окружающего шума. Входной порог начинается примерно от 1000 руб., более качественные модели можно купить в районе 4-5 тысяч – поэтому они первыми попадают в поле зрения начинающих «ютуберов». Крепится петличный микрофон, как и следует из названия – в петличку на лацкане пиджака, а если пиджак – это слишком формально, то «крокодильчиком» на любую другую одежду, на уровне груди. Размещая выше или ниже можно регулировать громкость голоса относительно окружения, иногда такой микрофон крепят на оголовье. Не надо стараться закрепить петличку как можно выше, прямо на воротник, у самого горла, попробуйте разные по удаленности варианты. Лучше всего крепить туда, где она не будет бросаться в глаза и, что еще важнее, не будет тереться об одежду при движении корпуса: например, на лацкан черного пиджака или пальто. Рубашки или футболки подходят хуже, т.к. при креплении на них сложно избежать контакта головки микрофона с тканью, и это может стать источником громкого шуршания (попробуйте надеть меховую ветрозащиту, она шуршит меньше). Часто петлички продаются вместе с радиосистемами, которые обеспечивают еще большую свободу передвижения – можно ходить, бегать, управлять автомобилем и так далее. Наконец, петлички малозаметны и не привлекают к себе внимания (помимо обычных прищепок существуют и полностью незаметные силиконовые крепления под верхнюю одежду).
Конечно, есть и недостатки: во-первых, петличные микрофоны требуют подготовки сцены. Их надо как-то соединить с камерой – или длинным проводом, или радиосистемой (про радио ниже). У большинства камер потребительского уровня 1 вход для микрофона, – правда, есть и простейшие переходники, позволяющие разбить 1 стерео вход на 2 моно, но это предел. Для записи 3 и более человек уже нужно отдельное записывающее устройство – микшерный пульт. Или другой тип микрофонов.
Поп-фильтры и ветрозащита. Следует понимать основополагающий принцип – чем ближе к источнику звука находится микрофон, тем меньше окружающих звуков он записывает. С другой стороны, слишком громкий звук может вызвать перегрузку микрофона, особую роль играют так называемые «взрывные согласные» звуки, такие как Б, П, Т, а также шипящие Ш, С – эти согласные очень часто вызывают неприятные реакции микрофона – свист, шипение, гул. Для защиты от этой напасти используют так называемые «поп-фильтры», которые бывают встроенные или внешние. Поп-фильтры выпускаются не для всех видов микрофонов: для петличек и «пушек» их не делают, в этом случае можно выйти из положения с помощью меховой ветрозащиты – она немного скрадывает верхние частоты, а также чуть снижает чувствительность в целом, но пользы от ее использования больше, чем вреда. Меховая защита также помогает снизить шуршание петличного микрофона об одежду, ну а основное ее предназначение – устранение шума ветра. Без меха выходить на улицу не рекомендуется вообще. Мех, конечно, искусственный, животные при производстве не страдают, хотя в профессиональной среде распространено такое шутливое жаргонное определение как «дохлая кошка» и всевозможные его производные.
На какие характеристики следует обращать внимание при выборе микрофона, в том числе петлички? Во-первых, на тип разъема и питание. Если у микрофона штекер XLR, а у вашей камеры – мини-джек 3.5 мм, то нужно или не забыть про переходник, или, возможно, выбрать аналогичную модель с правильным штекером. Многие микрофоны не имеют собственного источника питания и требуют фантомного питания 48 или 24 Вольт. Обычная фотокамера или ноутбук такое питание предоставить не сможет, даже если вы соедините их через подходящий переходник. Для таких микрофонов нужно соответствующее устройство: профессиональная видеокамера, звуковая карта, микшерный пульт или портативный аудиорекордер.
Направленность. Петличные микрофоны бывают 2 типов: всенаправленный, который записывает звук на все 360°, и кардиоидный (на схеме напоминает перевернутое сердечко, отсюда и название) – записывает переднюю полусферу, примерно на 130°, остальное значительно тише. Направленная петличка, ориентированная вверх, запишет речь лучше, с меньшим влиянием звука от других объектов, но всенаправленная – проще в использовании, ее можно размещать на одежде как угодно и не переживать за смещение в процессе записи. Из других типов микрофонов есть суперкардиоидная и гиперкардиоидная направленность – у пушек, они берут еще уже, ок. 110°
90°, при этом захватывают часть задней полусферы. Студийные или концертные «восьмерки» – соответствуют своему названию, в равной степени записывают сектор спереди и сзади, но не записывает звук сбоку. Стереомикрофоны обычно имеют XY-направленность – это 2 кардиоиды, расположенные под углом 90° друг к другу.
По поводу моно и стерео: большинство микрофонов – монофонические. Это позволяет отдельно регулировать чувствительность по каждому источнику – в живом режиме, на микшере, или же при обработке после съемки. Стереомикрофоны – это небольшая ниша, про которую мы также скажем.
Уровень собственного шума (эквивалентный уровень шума) или соотношение сигнал / шум – это характеристики конденсаторных микрофонов, показывающие насколько качественно обрабатывается сигнал по отношению к уровню шума самой электроники микрофона. Тут все просто – чем ниже уровень собственного шума, тем меньше шипения (белого шума) вы слышите и тем более тихий звук можно записать (наиболее актуально для записи окружающей среды, люди обычно говорят заведомо громче нижнего предела микрофона). Иногда производитель указывает только одну из характеристик, грубо привести их к общему знаменателю можно так: уровень собственного шума = 94 – x, где x – это значение «сигнал/шум», все единицы – в дБ. Уровень собственного шума не имеет прямой связи с чувствительностью. У динамических микрофонов эта характеристика отсутствует.
Частотный диапазон – в цифрах у всех примерно одинаковый, это мало о чем говорит. Правильнее смотреть неравномерность частотной характеристики на графике (если он, конечно, есть) – линия в идеале должна быть достаточно ровной. Допускается снижение слева – это самые низкие частоты, которые с практической точки зрения нужны только для записи музыки, не речи. Среднестатистический человек не в состоянии воспроизвести звук ниже 80 Гц, а обычно говорит гораздо выше. Глубокий бас – это, конечно, хорошо, но вместе с ним вы получите и весь низкочастотный гул от систем вентиляции, дорожного движения и так далее. Допускается повышение справа – это усиление в диапазоне 1000 – 3000 Гц, для повышения распознаваемости речи.
Наверное, это основное из характеристик. Продолжим про радиосистемы – они наиболее часто применяются вместе с петличными микрофонами. По передаче они разделяются на аналоговые и цифровые, первые используют открытые радиочастоты, вторые – диапазон 2.4 ГГц, обычно Bluetooth-протокол. Цифровая передача звука хороша тем, что она зашифрована, это исключает попадание в запись помех от сотовых телефонов и других источников радиоволн, которых вокруг нас огромное количество. С другой стороны, цифровая передача имеет 2 недостатка: во-первых, для передачи звук надо преобразовать из аналогового в цифровой, а потом обратно, т.е. это уже неизбежные потери, т.к. при оцифровке звук сжимается, и для их минимизации требуется хороший аналого-цифровой преобразователь (АЦП), с высоким разрешением и быстрой скоростью обработки. Дешевые системы (представленные в основном китайскими брендами) не имеют ни того, ни другого. И ладно еще качество – для речи, в конце концов, высокое разрешение не так важно, а вот медлительность работы вызывает значительную задержку (лаг). Лаг означает, что при записи звук будет не попадать в артикуляцию губ. Вы также не сможете нормально использовать трансляцию на громкоговоритель при живом выступлении: микрофон будет ловить свое же усиленное эхо. Наконец, стоит обращать внимание на дальность действия. Номинально заявленную следует разделить минимум на 3, вот это будет дальность действия в реальной городской среде, с множеством устройств, работающих в том же диапазоне. Именно поэтому хорошие цифровые системы (например, Rode Rodelink) стоят дороже, а плохие – дешевле (вполне логично, согласитесь). При этом практически все цифровые системы (включая Rodelink) не предполагают одновременную работу с 2 передатчиками. 2 передатчика – 2 приемника, это уже довольно дорого. Если средства ограничены, лучшим выходом может стать бюджетная аналоговая радиосистема, к тому же один приемник может использоваться с 2 микрофонами, но не забудьте попросить окружающих выключить сотовые телефоны на время записи (или перевести их в «авиа» режим). В профессиональной среде беспроводные системы стараются использовать только тогда, когда невозможно использовать кабель. Кабельное соединение (если, конечно, использовать хороший кабель) обеспечивает максимальное качество, нулевую задержку и гарантию от помех.
Кратко суммируем: для записи разного рода монологов и бесед перед камерой петличного микрофона будет вполне достаточно. Самые дешевые варианты доступны от 1 тысячи руб., но для более качественного звука мы рекомендуем брать модели более высокого уровня, хотя бы за 3-5 тысяч / штука. Для записи пения и музыкальных инструментов это в любом случае не лучший вариант. Для записи 3 и более человек вам понадобится микшерный пульт. Проводное соединение лучше защищает от помех (при условии, что вы используете качественные, хорошо экранированные кабели), радиосистемы – привлекательны на первый взгляд, но имеют проблемы с радиопомехами, в особенности от сотовой связи.
Стереомикрофоны – это весьма небольшая ниша. Прежде всего, на стереомикрофоны любят записывать звуки окружающей среды, так называемый «ambient sound». Это может быть шум и веселье городского праздника, приглушенные разговоры в вечернем кафе, тихое поскрипывание деревьев в лесу – все то, что помогает погрузиться в атмосферу и представить себя на месте съемки. Небольшой кусочек такого звука часто используется в новостных сюжетах на телевидении, перед или после сообщения от журналиста, также может использоваться в кино или рекламе. Другая область применения: запись акустической музыки. В тех ситуациях, когда речь не идет о профессиональной студийной записи, одного X/Y стереомикрофона может быть достаточно. Наконец, благодаря своему объемному звуку, они могут использоваться и для записи интервью или студийных бесед: при наличии хорошей акустики в помещении и тишине в студии. Один стереомикрофон может записать очень приятный, естественный, объемный звук, выгодно отличающийся от изолированного звука с петлички или пушки, но для этого нужны условия – приятная акустика помещения, тишина.
В нашем каталоге стереомикрофоны представлены 2 моделями Rode, Stereo VideoMic Pro и Stereo VideoMic X, кроме того, хорошие стереомикрофоны можно найти на рекордерах Zoom, в особенности на H4n-Pro, H5.
Студийные микрофоны. Для нас это новинка. Чем студийный микрофон отличается от той же пушки? Прежде всего – низким уровнем собственного шума и максимально точной передачей звука. Аудиофилы также используют такие понятия, как «шелковистые верхние частоты», «округлый, плотный бас». Это обеспечивается, прежде всего, большой диафрагмой капсюля и, конечно, высококачественными транзисторами (такую роскошь, как ламповый усилитель или ленточная диафрагма, мы здесь не рассматриваем, это очень дорого). Если вы занимаетесь музыкой, поете или играете, и у вас есть тихое, хорошо изолированное помещение, или если вы хотите оборудовать небольшую независимую студию, студийный микрофон – это отличный вариант.
Rode NT1 (2014) – это флагманская модель, являющая собой результат эволюции серии Rode NT с 1990 года. В ней применен новейший капсюль HF6, который, со слов производителя, по звуку напоминает лучшие модели 50-60-х годов прошлого века, и в то же время обладает исключительно высокой чувствительностью в сочетании с низким уровнем собственного шума (всего 4.5 дБА). Обзоры отмечают ровность частотной характеристики, без выделения или затушевывания отдельных частот. Капсюль размещен на внутреннем антивибрационном подвесе, а в комплекте также идет современный двойной амортизационный подвес с металлическим поп-фильтром. NT1, в принципе, подходит для оборудования профессиональных студий звукозаписи.
NT1-A – это более старая и более доступная модель, классом чуть ниже. Она сохраняет высокую чувствительность NT1, но вот частотная характеристика уже не такая ровная. Несмотря на внешнее сходство, NT1 и NT1-A не имеют ни одной общей детали, за исключением решетки-гриля. Для своего ценового диапазона – это отличный выбор, что подтверждает и множество положительных отзывов. И все же, это в большей степени модель для домашнего использования или самодельных независимых студий с небольшим бюджетом. В комплекте с NT1-A, помимо антишокового крепления и поп-фильтра, также идет 6 метров качественного балансного аудиокабеля.
NT2-A – вариант микрофона NT с изменяемой направленностью. Переключатель имеет 3 положения: кардиоида, круговая направленность и восьмерка. Последние 2 обычно используются для записи больших акустических инструментов (рояль, ударная установка и т.д.), а также для записи хора. Размещение двух таких микрофонов с круговой направленностью на удалении друг от друга, или же, наоборот, вплотную и под углом друг к другу (с направленностью «восьмерка»), дает превосходное объемное стереозвучание с одновременным включением акустики зала. Для записи вокала или отдельного инструмента микрофон можно переключить в обычный кардиоидный режим. Качество передачи звука у NT2-A чуть ниже, чем у NT1, что связано с его многофункциональностью.
Наконец, последняя модель – это NT-USB, максимально дружелюбное решение для начинающего. Предыдущие 3 варианта требуют фантомного питания, соответственно вам потребуется или адаптер вроде Sony XLR-K2M, который мы упоминали выше, или звуковая карта с фантомным питанием, микшерный пульт или портативный рекордер – что-то из этого. NT-USB не требует ничего, аналого-цифровой преобразователь у него встроен в корпус, в результате готовый цифровой сигнал подается на USB выход – можно подключить напрямую к компьютеру и пользоваться, никакие драйвера для современных операционных систем (начиная с Windows 7, Mac OS X, а также некоторые сборки Linux) не требуются. Более того, с помощью переходника этот микрофон можно также подключить напрямую к мобильному устройству – смартфону или планшету на базе iOS или Android (хотя у последнего есть определенный дефицит с приложениями). Это открывает широкие возможности: от игровых онлайн-трансляций до записи каверов и собственных песен, с минимальным набором техники – нужен только микрофон. Благодаря качественному АЦП с 16-битным разрешением и частотой сэмплирования 48 кГц вы получаете очень хороший звук на любом устройстве – настольном ПК, ноутбуке, планшете или смартфоне, вне зависимости от качества его собственной звуковой карты (потому что она не используется). На корпусе также располагается вход для наушников, позволяющий осуществлять мониторинг звука с нулевой задержкой. Громкость наушников и USB-выхода настраивается раздельно. Если искать минусы, то они лежат там же, где и плюсы: USB накладывает свои ограничения, вы не сможете подключить 2 таких микрофона, чтобы получить стерео. Качество записи у NT-USB также немного ниже, чем у других NT микрофонов, но это для своей цены он все равно очень хорош.
Все микрофоны, описанные ранее, относятся к конденсаторным, высокочувствительным. Однако бывают ситуации, когда высокая чувствительность совершенно не нужна: когда вы пытаетесь вести запись в шумном окружении. Если у вас за окном располагается магистраль, сосед каждый день работает перфоратором, а в соседней комнате смотрят телевизор, но, несмотря на все это, вы хотите, чтобы вас было слышно – динамический микрофон поможет. Из динамических микрофонов для студийной записи у нас есть модель Rode Podcaster. Как и следует из названия, Podcaster ориентирован на создание подкастов (аудиозаписей в стиле радиопередач, распространяющихся в Интернете, как правило через новостную RSS ленту), а также подходит ведения онлайн-трансляций (например, игровых), художественного озвучивания аудиокниг, закадровых переводов и т.п. Некоторые музыканты используют Podcaster для домашней записи. Как и NT-USB, Podcaster обладает встроенной звуковой картой и USB-интерфейсом. Звук оцифровывается очень качественно: с разрешением 18 бит при частоте 48 кГц, а универсальный цифровой интерфейс позволяет подключить Podcaster к любому компьютеру, или даже к планшету / смартфону. Обратная сторона медали – Podcaster необходимо располагать максимально близко к источнику звука, т.е., если речь не идет о громком вокале, то говорить надо прямо в микрофон. Поэтому он неизбежно будет попадать в кадр и, возможно, закрывать часть лица – не очень хорошо для записи интервью или блога.
Итак, мы перечислили множество вариантов. Как видите, совсем универсальных среди них нет: одни лучше подходят для одного, другие для другого. Если суммировать очень коротко, для монологов и бесед неплохо подходят петлички, для съемки в динамике – узконаправленные микрофоны-пушки. Стереомикрофоны хорошо подходят для погружения в атмосферу и вызывают эффект присутствия на месте событий, хотя громкие посторонние звуки могут отвлекать. Студийные микрофоны передают звук во всех деталях, объемно и точно. Из них конденсаторные модели – высокочувствительные, а значит могут работать на удалении, а динамические – низкочувствительные, их нужно располагать максимально близко, зато они не боятся громких звуков и практически полностью игнорируют фоновый шум. Выбирайте микрофон, исходя из ваших условий.
Обзор в основном базировался на технике Rode, поскольку это превосходные микрофон, не Hi-End, но очень крепкий «средний класс» с отличным качеством и высокой надежностью за свои деньги. 95% техники Rode производится в Австралии, отдельные модели (например, Rode Reporter) выпускаются в Китае. Большая часть микрофонов Rode получает 10-летнюю гарантию производителя при регистрации покупки на их сайте. Мы являемся авторизованным дилером компании Rode, вся техника в нашем каталоге – «белая», официально ввезенная в Россию, что легко проверяется с помощью той же самой онлайн-регистрации.
Напоминаем про предыдущий обзор, в котором подробно разбирается несколько моделей Rode, не упоминаемых здесь, чтобы меньше повторяться.
Мы также постарались снабдить каждую модель Rode несколькими видео с образцами ее работы, ознакомиться можно в нашем каталоге.
У Rode также есть собственный онлайн-инструмент для сравнения микрофонов, Soundbooth. Выберите область (студия или вещание), выберите микрофон – и вы сможете получить наглядное представление, что и как работает.