Что значит стендовый моделизм
Сколько стоит заниматься моделизмом
Идея для тех, кто ищет интересное хобби
Кто-то собирает свою эскадрилью самолетов, кто-то — личную бронетанковую дивизию. Нам с другом нравится делать японские автомобили.
Кажется, что клеить модельки из пластика — это развлечение для детей. Но для взрослых оно может оказаться даже более увлекательным, особенно если вы любите технику или историю. Моделизм позволяет погрузиться в интересную вам эпоху или лучше разобраться в том, как устроены самолеты, корабли или автомобили. А еще это хороший повод собраться вместе и сделать что-то своими руками.
Расскажу, что нужно, чтобы склеить свою первую модель, сколько на это уходит денег и времени.
Расходы на сборку одной модели — 8625 Р
Инструменты | 1880 Р |
Набор для сборки | 1623 Р |
Краска аэрозольная, 3 цвета | 1545 Р |
Шлифовально-полировочная паста, 3 вида | 1342 Р |
Грунтовка | 716 Р |
Краска «под кисточку», 4 цвета | 608 Р |
Лак | 515 Р |
Специальный клей | 212 Р |
Комплект наждачной бумаги | 184 Р |
Что такое моделизм
Моделизм — это сборка уменьшенных моделей или макетов, которые воспроизводят внешний вид реально существующей техники. Бывают модели, которые могут двигаться: сами или на дистанционном управлении. Но чаще всего они статичные, их главная задача — повторять оригинал до мельчайших деталей, поэтому такой моделизм еще называют стендовым.
Собственноручно собранная модель — это не только часть коллекции или предмет интерьера, но и отдельная история. Поэтому часто моделисты стремятся сделать не просто какой-то самолет или танк, а конкретный исторический экземпляр со всеми его особенностями: характерной расцветкой, знаками отличия и даже загрязнениями и повреждениями на корпусе.
Моделисты увлекаются разными направлениями и видами техники: одни воссоздают танки времен Великой Отечественной войны, другие собирают эсминцы и линкоры времен Цусимского сражения, третьи клеят уменьшенную копию «Звездного разрушителя» из вселенной «Звездных войн». Нам с другом больше всего нравится собирать японские автомобили. Мы из Сибири, в нашем детстве и юности по улицам ездили в основном праворульные японки: они были самыми надежными и качественными автомобилями. Поэтому тема восточного автопрома нам очень близка.
Мы начали заниматься моделизмом, потому что хотели делать что-то своими руками и получать осязаемый результат от наших трудов. Сборка моделей идеально для этого подходит: она требует много ручной работы, в которой нужна точность и аккуратность. В процессе сборки ты постоянно изучаешь что-то новое и расширяешь свои технические познания, а в итоге получаешь красивую модель, которая радует глаз и которой можно похвастаться перед друзьями.
Где покупают модели
В большинстве случаев люди собирают модели из готового набора. Основной компонент таких наборов — литники: это формы, на которые крепят отдельные детали, отлитые из пластика. Еще в коробке есть подробная инструкция по сборке и покраске. В ней описаны все основные этапы и показана схема соединения отдельных частей.
В наборах японских производителей есть инструкция на английском и японском языках. Но даже если вы ими не владеете, у вас не возникнет проблем со сборкой модели: на картинках все достаточно понятно изображено, как на инструкциях к мебели из «Икеи».
Основные производители сборных моделей легковых автомобилей — это японские фирмы Tamiya, Aoshima, Hasegawa и Fujimi. Еще есть итальянская компания Italeri и немецкая Revell. Обычно каждая из них специализируется на конкретной тематике: вряд ли нужная вам модель машины будет сразу у всех производителей.
Например, Tamiya выпускает качественные и недорогие наборы, у нее большой ассортимент спортивных машин, мотоциклов и разнообразной военной техники: танков, бронетранспортеров. Aoshima предлагает много моделей обычных автомобилей преимущественно японского производства, при этом у нее цены выше, чем у Tamiya, но качество моделей немного ниже. Hasegawa и Fujimi — это середнячки с неплохим качеством, но небольшим ассортиментом. У Italeri и Revell хорошее качество и много моделей европейских и американских грузовиков, а также американской классики вроде Доджа и Форда.
По моим наблюдениям, наборы Tamiya самые удобные в сборке: у них качественное литье, а детали отлично стыкуются. Моделисты шутят, что, если потрясти коробку, модели этой фирмы соберутся сами собой.
Новичкам лучше выбирать недорогие модели с небольшим количеством деталей, чтобы попробовать свои силы, освоить базовые навыки сборки и покраски и в целом понять, интересно ли им такое занятие. Если тоже захотите собирать автомобили, то в первый раз советую выбрать модель с несложной геометрией, без обвеса и дополнительных внешних деталей. В этом случае кузов будет легко красить и полировать. Из производителей лучше выбрать Tamiya или Aoshima: их наборы имеют качественное литье пластика — элементы будут хорошо стыковаться и для сборки потребуется меньше сил и времени.
Как устроен процесс сборки
На первый взгляд склеить модель достаточно просто: берешь очередную деталь и приклеиваешь ее к другим, методично следуя инструкции. Но любой уважающий себя моделист скажет вам, что этого недостаточно. Если хотите, чтобы модель отлично выглядела и была близка к оригиналу, почти каждую деталь придется обработать напильником, убрать недочеты и мелкие дефекты, а потом подогнать ее к другим частям. Перед покраской на модель нужно нанести несколько слоев грунтовки, а после покрыть ее лаком, отполировать и обработать воском — словом, все как с реальными машинами.
Отделение деталей от литников. Все детали в наборе находятся на литниках — пластинах, на которых они отлиты в пресс-формах. После отделения детали на ней могут остаться небольшие наросты пластика в местах контакта с каркасом литника, а также облой и прочие дефекты литья.
Склейка. После зачистки деталей их можно склеивать. Но перед этим их лучше сначала примерить. Бывает, что из-за дефектов в процессе производства части модели неидеально стыкуются между собой: например, бампер, обвес и фары после установки на кузов образуют хорошо заметные зазоры. В таких ситуациях нужно точно подогнать эти части друг к другу с помощью подходящего инструмента.
Для склейки достаточно соединить детали и капнуть на них немного специального клея для моделизма. Его не нужно долго держать: обычно клей застывает меньше чем за минуту.
Грунтовка и покраска. Чтобы модель выглядела аккуратно, ее нужно подготовить к покраске. Прежде всего стоит обработать поверхности напильником и наждачной бумагой, чтобы убрать глянец с пластика, иначе грунтовка может плохо с ним сцепляться и стекать, а острые углы на стыках деталей после склейки будут бросаться в глаза. Это долгая и нудная работа, но во многом именно от нее зависит финальный результат.
«Покраска сборной модели от А до Я» — гайд в группе JDM Hobby во «Вконтакте»
Затем модель нужно загрунтовать: это помогает убрать все шероховатости и неровности с поверхности. Если сразу нанести краску, она не скроет эти недостатки, а проявит еще сильнее, к тому же без грунтовки на пластике образуются потеки краски. Это неаккуратно выглядит и требует времени на исправление. Грунтовка обеспечит сцепление краски с поверхностью модели — так же, как при покраске настоящего автомобиля.
Какие инструменты потребуются
В наборе обычно лежат только пластиковые детали — инструменты, клей и краски, как правило, нужно покупать отдельно. Минимальный комплект, который должен быть у любого начинающего моделиста, включает в себя следующие пункты:
мы потратили на набор с инструментами для моделистов
С мелкими деталями вроде зеркал заднего вида получится работать только пинцетом
Клей понадобится для соединения деталей. Подойдет и обычный «Момент» или суперклей из хозяйственного магазина, но лучше не рисковать и выбрать специальный для моделизма. «Момент» слишком тягучий и для качественного соединения требует сильного прижимания деталей друг к другу, что не всегда возможно при сборке множества мелких и хрупких элементов. А суперклей слишком сильно разъедает пластик и схватывается мгновенно, поэтому не остается времени на исправление ошибок, если детали соединены неровно.
Клей для моделизма немного размягчает пластиковые детали в местах нанесения и заставляет их сплавляться друг с другом. При этом он не схватывается слишком быстро, поэтому всегда есть время подправить положение деталей.
Для сборки одной модели можно использовать несколько видов клея: универсальный для основных элементов и сверхтекучий для соединения сложных и мелких деталей. Сверхтекучий клей умеет проникать в стык между сложенными деталями, быстро застывает и не оставляет заметных следов.
стоит клей Tamiya, с помощью которого мы соединяем детали
Допоборудование. Когда моделисты становятся более опытными, они докупают и другие полезные инструменты, чтобы делать работу на высоком уровне: у нас это зажимы, скрайбер и малярный скотч. С помощью зажимов можно зафиксировать детали при склейке в нескольких точках контакта одновременно. Скрайбер нужен для «расшивки» дверей, капота и бампера — их как бы вырезают на корпусе. Если этого не сделать, то после покраски модель будет выглядеть как сплошной глянцевый шарик. Малярный скотч используют для создания масок при покраске модели в разные цвета.
Аэрограф. Так называют специальный аппарат, который распыляет краску тонким слоем. Это намного удобнее, чем работать обычной кисточкой: она наносит достаточно большой слой краски, равномерно разнести его по корпусу без разводов практически невозможно. В итоге модель будет выглядеть неаккуратно.
Опытные моделисты стараются поскорее обзавестись собственным аэрографом. С ним намного удобнее: можно настроить распыление краски под нужным давлением, выбрать подходящий факел распыления, подобрать оттенок краски, меняя ее концентрацию или смешивая цвета. Но главное — аэрограф позволяет нанести краску равномерным тонким слоем, что уменьшает ее расход.
Мы еще не обзавелись собственным аэрографом: дешевый китайский покупать не хочется, а приобрести хороший японский пока не решаемся.
Краски. Для покраски моделей чаще всего покупают акриловые краски: глянцевые или матовые. Ими просто и безопасно пользоваться, они хорошо ложатся и быстро сохнут. Эмалевые краски менее удобны в использовании: их необходимо разбавлять уайт-спиритом, они медленно сохнут и сильно пахнут.
Но у эмалевой краски есть и свой плюс: пока она не высохла окончательно, можно исправить огрехи с помощью растворителя. Такие краски выбирают моделисты, для которых важна передача оттенка точно в соответствии с цветами военной техники.
Мы покупаем аэрозольную краску японской фирмы Tamiya для покраски кузова, днища и салона по цене 515 Р за баллончик. Мелкие детали вроде фар, поворотников и тормозных дисков красим кисточкой, для этого берем акриловые краски той же фирмы по 152 Р за баночку.
стоит баллончик краски Tamiya, которой мы красим кузов, днище и салон моделей
Р — это не реклама, просто у японцев действительно хорошее соотношение цены и качества» loading=»lazy» >
Полироль используют на финальном этапе и обычно только те моделисты, которые собирают копии автомобилей, чтобы придать своим творениям блеск настоящих машин.
Бонус: как заработать на моделизме
Для нас моделизм — это способ интересно провести время и получить удовольствие от процесса, поэтому мы даже не пробовали на нем заработать. Если у вас есть такой опыт, поделитесь в комментариях.
Р и более профессионально собрать за вас модель» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Если вы основательно набьете руку в моделизме, это может стать началом нового карьерного пути.
Моделизм
Модели́зм (спортивный моделизм) — изготовление и конструирование отдельным лицами, клубами и промышленными производителями действующих или стендовых моделей зданий и различной техники — летательных аппаратов, автомобилей, танков, судов, локомотивов и других средств транспорта, как для спортивных соревнований и/или демонстраций, так и в качестве хобби. [1]
Моделизм делится на два основных вида: техническое (действующие модели) моделирование и масштабное, в т.ч. стендовое (так называемое макетирование) и коллекционное (автомобилей, самолётов и др.).
Содержание
Стендовые модели
Вид технического творчества, в процессе которого создаётся копия реальных предметов в определённом масштабе. Стендовая модель точно отображает лишь вид прототипа. Характерное отличие от действующих моделей в том, что стендовом моделизме стремятся к как можно более точному и детальному копированию прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п. Нередко воспроизводится не просто самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностями, к тому же по состоянию на определенный момент времени.
Основными материалами, применяемыми в стендовом моделизме, являются пластмасса и картон, хотя применяются также и металл, и дерево. Модели могут быть выполнены в любом масштабе, однако существует общепринятый ряд — 2:1, 1:1, 1:2, 1:3, … 1:24, 1:32, 1:35, 1:43, 1:48, 1:72, «H0» 1:87, «TT» 1:120, «N» 1:160 и другие.
Множество предприятий в мире выпускает как готовые стендовые модели, так и комплекты деталей для самостоятельной сборки.
Сборные модели-копии в наборах появились в Англии в 1932 году. Первой моделью была сборная летающая резиномоторная модель самолета Supermarine S6B. [2]
Сборная пластиковая модель-копия
Сборная пластиковая модель-копия — промышленно изготовленный из пластика набор деталей для самостоятельного изготовления (сборки, обычно склеиванием) масштабной модели.
Диорамостроение
Создание диорамы — воссоздание, с использованием моделей техники и масштабных фигур, а также специально созданного или подобранного интерьера, «объёмных картин», изображающих боевую или бытовую сцену (как реально происходившую, так и произвольную). В последнее время получило популярность изготовление диорам настольного формата моделистами, интересующимися военной историей, людьми, интересующимися произведениями в стиле «фэнтези» для создания настольных игр. Наиболее распространён в диорамостроении масштаб 1:35, хотя встречаются и диорамы в масштабе 1:16, 1:32 и 1:72.
Основные требования к диорамам — художественный замысел, детальное копирование (в случае исторической реконструкции), качественная роспись техники и фигур. Для использования в диорамах применяются фигуры, выполненные из пластика или смолы.
Действующие модели
В случае действующих моделей они делятся на основные виды:
К примеру, летающие модели самолётов могут не являться масштабным воспроизведением оригинала. Данный вид технического творчества не имеет (за исключением моделей-копий) отношения к стендовому моделизму. Также бывают действующие немасштабные модели.
Действующие модели могут управлятся:
Радиоуправляемые модели
Радиоуправляемые модели — действующие модели той или иной техники с дистанционным управлением по радиоканалу. Наиболее распространены радиоуправляемые модели самолетов, вертолетов и автомобилей.
Основные масштабы
Авиация: 1:24, 1:32, 1:35 (в основном вертолеты), 1:48, 1:72, 1:100, 1:144, 1:200
Автомобили: 1:43, 1:24, 1:18, 1:12, 1:10
Бронетехника: 1:35, 1:72, 1:48
Железная дорога: 1:5.5 (X или 10), 1:8 (VII или 7), 1:11 (V или 5), 1:16 (III или 3), 1:22.5 (II или 2), 1:24, 1:29, 1:32 (I или 1). 1:45 (0), 1:48, 1:64 (S), 1:76 (00), 1:87 (H0), 1:120 (TT), 1:160 (N), 1:220 (Z), 1:450 (T)
Флот: 1:72, 1:125, 1:200, 1:144, 1:350, 1:700
Военно-исторические миниатюры (фигуры): 1:16, 1:32, 1:35, 1:72
Все о стендовом моделизме. Советы специалиста
Чeрной завистью к нынешним мальчишкам пылает каждый, кто в детстве коллекционировал сборные модели самолeтов, танков, кораблей. Раньше приходилось выбирать из невероятно скудного ассортимента, где-то что-то выискивать, доставать, с кем-то меняться. Теперь предложение в магазинах превосходит любую, самую развитую фантазию. Неудивительно, что многие взрослые возвращаются к когда-то не удовлетворeнному пристрастию.
Репортаж Юлии Сафоновой.
Саша Коломиец готов рассказывать о маленьком самолетике часами. Начинающий моделист работал над этой моделью несколько лет. Однажды ему на глаза попалась книга о подвигах знаменитых военных летчиков. С тех пор он буквально заболел самолетами. Клеит, раскрашивает, изучает их историю и мечтает обязательно стать авиаконструктором, чтобы когда-нибудь, как и они, покорить эту бездонную голубую высь.
Считается, что стендовое моделирование, как хобби появилось в Великобритании. В годы Второй мировой войны гражданское население должно было оповещать противовоздушную оборону о приближающихся немецких самолетах. В помощь им военные изготовили маленькие модели, которые в последствие стали простым украшением домов.
Денис Бугаков, моделист: «В моделях обычно колеса просто ровные, круглые, гладкие, а в жизни колеса от веса немножко спускаются. И вот чтобы добиться такого эффекта, берется колесо, берется утюг, и колесо нагревается на поверхности утюга.
Василий Дронов, историк-моделист: «Когда я создавал макет бронепоезда на железной дороге, я целый день провел в фотографировании призмы, каменной призмы, на которую ложатся шпалы и рельсы. Чтобы по фотографиям воспроизвести загрязнения, и какой вид обретают шпалы после того, как пропитываются смазкой и паровозным маслом».
На изготовление одной такой миниатюры может уйти много месяцев ежедневного кропотливого труда и несколько килограмм пластилина и пластика.
Ведущий: Любопытство тех, кому это увлечение показалось близким, удовлетворит главный редактор журнала о стендовом моделизме Николай Поликарпов. С какого возраста детям можно заняться этим?
Гость: Ну, считается и пишется на коробках модели, что детям рекомендуется заниматься моделизмом где-то с 9-10 лет. Обтекаемо пишут при этом, что можно и раньше, но требуется помощь взрослых.
Ведущий: Какие потребуются инструменты? Можно ли обойтись тем, что в косметичке у мамы находятся?
Ведущий: Что именно выбрать в качестве первой модели, чтобы получилось, не разочароваться, а возникло наоборот увлечение такое?
Гость: В качестве первой модели я бы рекомендовал какой-нибудь не сложный танк, или автомобиль. Не надо покупать сразу очень сложные модели. Ну, какую-нибудь модель Т-24, вот с чего-нибудь такого несложного, времен Второй мировой войны, хорошо бы начать.
Ведущий: Между моделью, собранной ребенком, и той, что делал профессионал, огромная разница, хотя вроде из одного и того же? Вот что считается особым шиком?
Гость: Максимальное соответствии модели прототипу. То есть, если по этому, условно говоря, танку, ходили танкисты, на нем должны остаться следы грязной обуви. Они должны быть на модели в соответствующем масштабе. Потеки масла, потеки дизельного топлива, следы дождя на этой пыли. Вот чем художественнее естественнее все это передано, тем, естественно, такая модель будет ценнее. Ну, не говоря уже, конечно, о собственном соответствии прототипу, по геометрическим размерам, по деталям, по их похожести на оригинал, по качеству окраски.
Ведущий: Как такие коллекции хранить, чтобы было удобно наслаждаться, смотреть и чтобы элементарно пыль не скапливалась?
Гость: Лучше всего модели хранить в закрытых стеклянных полках. Это может быть шкаф, может быть именно повешенная где-то консоль, и лучше, чтобы эти полки были герметичны.
Ведущий: А не принято у коллекционеров помещать танки, самолеты в какие-то естественные условия, может быть, моделировать не только сам танк, а допустим, окоп какой-то, или еще что-то?
Гость: Ну, конечно же, принято. Причем это уже отдельное направление моделизма. Это называется диорама. Ну, это уже действительно искусство. Это ближе к тому, что мы можем видеть на Бородинской панораме или в панораме обороны Севастополя.
О хобби
Стендовое моделирование (моделизм) – одно из древних видов технического творчества. Первые масштабные копии техники создавались из дерева, чуть позже из бумаги, часто служили украшениями домов, а также использовались в развитии флота и других видов промышленности.
В современном мире создание статичных масштабных копий техники и фигур является неотъемлемой частью технического прогресса, развития инженерного мышления.
Благородное хобби помогает реализовать самые интересные идеи, часто работы моделистов и художников по росписи миниатюр становятся настоящими произведениями искусства!
С развитием индустрии производства масштабных моделей сложились некоторые общепринятые стандарты масштабов для каждого вида моделей. В этой статье мы постараемся подробно рассказать Вам о шкале масштабов, используемых в стендовом моделизме.
Начнем с небольшого экскурса в историю происхождения «дюймовых» масштабов. В Англии, примерно с XVII века, при подготовке к постройке новых кораблей изначально делалась очень точная модель корпуса корабля. В дальнейшем эта модель использовалась как плаз и генеральный чертёж при строительстве настоящего корабля. С неё снимались все модели, по ней приблизительно определялась даже водоизмещение корабля. При этом модель для удобства перевода размеров изначально строилась по правилу «фут за дюйм», «два фута за дюйм» или в других кратных масштабах. Многие из этих моделей сохранились до наших дней. Поскольку в футе 12 дюймов (1 дюйм =2,54 см), получались соответственно масштабы 1:12, 1:24 и кратные им. Отсюда пошла «дюймовая» традиция соотношения масштабов: 1:6, 1:12, 1:18, 1:24, 1:32, 1:48, 1:72, 1:96, 1:144.
Более подробнее и с примера с масштабами можно познакомится в нашем разделе сайта МАСШТАБЫ
Стендовый моделизм
Интервью с Евгением Кнюпфером ака «Кошкер»
Женя, большое спасибо, что ты согласился дать это интервью! Надеюсь, и форумчанам будет интересно узнать подробнее о человеке, каждая новая модель которого вызывает всё больше восхищений и плюсов в репутации.
Начну с банального – когда и как началось это увлечение моделизмом? И почему именно стендовый моделизм стал твоим хобби, а не что-то более «активное», скажем, поиск затонувших сокровищ в Средиземном море?
Действительно, почему моделизм? Частенько приходится если не слышать, то по крайней мере читать этот вопрос в глазах человека, узнавшего о моем хобби. И ведь никому не придет в голову спросить «почему пиво?» или «почему футбол», но человек, клеящий самолетики и танчики, сразу вызывает массу вопросов. Но ответ на самом деле очень прост. Моделизм — это замечательное хобби. Созидательное, творческое, занимающее и руки, и голову, позволяющее проявить и инженерную смекалку, и художественный вкус. Это способ, не побоюсь высокопарного штампа, творчески выразить себя. Или просто создать своими руками что-то, чего раньше не существовало. А ведь это так интересно! И для этого не надо нырять в Средиземное море, достаточно просто сесть за стол – и погрузиться в волшебный мир, в котором ты – творец. Пусть всего-лишь в масштабе 1:72.
А началось все это очень давно. Страшно сказать — почти 30 лет назад, даже странно, что я это помню. Будучи в первом, помнится, классе, я смастерил из картона некое подобие абстрактного пассажирского самолета; боюсь, что для окраски были использованы цветные карандаши. Можно, однако же, с некоторой натяжкой сказать, что уже первой моей моделью была самоделка. Во всяком случае, начало было положено. С тех пор вирус моделизм настигал меня в разных формах и степенях тяжести, в конце концов перейдя в хроническую стадию.
В детстве мне больше всего нравились картонные самоделки — я сам разрабатывал выкройки в масштабе 1:50 по чертежам из «Моделиста-Конструктора» и «Крыльев Родины» и склеивал их из картона, окрашивая по мере надобности фломастером. Прелесть этого вида моделизма в том, что для него практически ничего не нужно – бумага, картон, фломастеры, клей, ножницы – и можно приступать к работе. Со временем у меня накопилась довольно внушительная коллекция этих моделей.
Как ни странно, пластиковые модели привлекали меня тогда меньше, хотя время от времени я обращался и к ним. Все-таки намного интереснее было сделать что-то, пусть несовершенное, но самому, с нуля, чем просто склеить пластиковые детали (о том, что пластиковая модель, в сущности, такая же заготовка, как и кусок картона, я тогда не подозревал). К тому же, стоит вспомнить, чем начинающий моделист мог поживиться в те годы — серые, унылые коробки, законспирированные под непонятными «индексами», без нормальных инструкций и декалей – все это скорее отобьет у ребенка желание заниматься моделизмом, нежели привлечет его. К счастью, был еще Пластикарт. Думаю, не только я, но и тысячи советских моделистов именно благодаря «гэдээровским» моделям узнали, каким доступным, увлекательным и красочным может быть пластиковый моделизм. Не забуду, с какой гордостью я вез на автобусе домой из магазина очередную роскошную коробку – предмет долгих мечтаний, время от времени отвечая на вопрос «Где брали?». Вот радости, недоступные нынешним моделистам.
А ты пробовал уже в «пластиковом возрасте» возвращаться к моделям из бумаги и картона? И из этого материала делают изумительные работы.
Да, был такой эпизод несколько лет назад, и я даже начал писать программку для разработки выкроек, но быстро к этому охладел. И правильно сделал, как я теперь понял, увидев некоторые работы из картона на нашем сайте. Такого уровня мне все равно не достичь, пришлось бы всему учиться заново. Видимо, эта страница моей моделистской карьеры закрыта. Но как все-таки жаль, что в моем детстве не было компьютеров и принтеров! Это как раз то, чего мне не хватало.
Всего понемножку, наверное. 72-й – это самый массовый, самый «демократичный» масштаб. Если стремиться совмещать в коллекции летательные аппараты разных типов и размеров и в то же время придерживаться единого масштаба, 1/72 – самый естественный выбор. Опять таки, выбор моделей на рынке в этом масштабе самый широкий, особенно если мы говорим об экзотических, малоизвестных прототипах. С другой стороны, этот масштаб еще позволяет вполне адекватно деталировать модель, не прибегая к микроскопу (чего уже не скажешь о 144-м масштабе, например). Конечно, в более крупных масштабах деталировку такого же уровня сделать легче. Но ключевое слово здесь – «такого же уровня». Беда в том, что, скажем, в 32-м неизбежно появится соблазн углубиться в детали еще больше (предела тут нет), а это в свою очередь увеличит время работы над моделью, и без того уже неприемлемо долгое для меня. Причем, на мой взгляд, преимущество в деталировке в крупном масштабе получают только некоторые части модели – интерьер, двигатель, шасси, в то время как большая часть модели (планер, грубо говоря) не выигрывает практически ничего – наоборот, требуют в четыре раза больше черной работы. Жалко, что нельзя сделать весь самолет в 72-м, а интерьер в 32-м – это было бы самое то. А пока для меня 1/72 – это оптимальный компромисс. Да и что греха таить, конечно, сделать модель в 72-м или 144-м так, чтобы она хорошо смотрелась на крупных планах, более почетно, чем в 32-м.
Что совсем не означает, что я раз и на всегда ограничил себя одним масштабом. Захочется – сделаю что-нибудь покрупнее, почему бы и нет? В моделизме вообще надо придумывать себе как можно меньше ограничений.
Интервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака Кошкер
Я, видимо, уже пережил свой период «мустангов», «мессеров» и F-16, и теперь мне просто хочется другого. Не хочется повторять ни себя, ни других. Гораздо интереснее сделать что-то, что до меня не делали, или по крайней мере делали не так часто, чем просто еще одну, пусть неплохую, модель которую, в сущности, все уже много раз видели в разных инкарнациях. Моделизм вообще увлечение очень эмоциональное, по крайней мере для меня. И когда что-то примелькалось, приелось, очень трудно заставить себя потратить на это месяцы жизни.
Советские же самолеты меня привлекают, во-первых, наверное, по той очевидной причине, что мой интерес к авиации и моделизму сформировался в СССР. Да и, кроме того, действительно интересны эти конструкции, почти всегда создававшиеся в трудных условиях отсутствия технологий, материалов, двигателей, почти всегда с нелегкой, неоднозначной судьбой. Почему бы не напомнить о них?
И еще одна особенность работы с малоизвестными прототипами – информации о них почти всегда чрезвычайно мало. С одной стороны это, понятное дело, минус. С другой же, это открывает редкую возможность не сосредотачиваться на ловле миллиметров (и все-равно быть подвергнутым осуждению за неверное количество заклепок на закрылке), а просто сделать модель.
Интервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака Кошкер
Женя, ты как-то выкладывал свои модели наземной техники. Неужели этим всё и закончилось? Не понравилось?
Очень понравилось! И надеюсь, что этим не закончится. У меня есть на этот счет кое-какие планы – на полке лежит несколько интересных моделей, кроме того, задумывались кое-какие самоделки. Все это ждет своего часа, и, надеюсь, он придет.
Интервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака Кошкер
А в диорамах себя попробовать не хотелось бы?
Да все хотелось бы. В моделизме вообще нет неинтересных направлений. Но нельзя объять необъятное, как говаривал К. Прутков. Приходится сосредотачиваться на самом интересном, жертвуя тем, что на данном этапе кажется второстепенным. Вся надежда на пенсию – вот тогда-то можно будет осуществить все планы, в том числе и самые экзотические. Если до нее дожить, конечно.
Твои модели всегда вызывают кучу восторгов и плюсов в репутацию. Но, как говорит старая истина, у всех есть недостатки, если их поискать. А как ты к критике относишься? И не только по матчасти, но и по исполнению?
Требование к критике, собственно, может быть только одно, и оно касается исключительно формы, а не содержания. Критика должна быть корректной, т.е. вежливой, тактичной – что, в сущности, справедливо для любого общения.
Интервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака Кошкер
На модельных форумах, так или иначе, всегда вспыхнет спор на тему афтермаркета против самодела. А какая твоя позиция? И не считаешь ли ты, что обилие афтермаркета отнимает часть творческого процесса?
А как же, конечно отнимает. Точно также, как если производитель, скажем, снабдил модель аккуратной расшивкой, то творческий процесс ее самостоятельного прорезания безвозвратно потерян. К счастью, всегда есть, куда направить творческие усилия и на что использовать время, освобожденное благодаря использованию афтермаркета – поле для самостоятельной творческой деятельности все равно неисчерпаемо. Так что ничего плохого в афтермаркете как таковом я не вижу.
Другое дело, что не весь афтермаркет одинаково полезен, и делать из него культ тоже не стоит. Мне, например, не совсем понятны огромные наборы фототравления, поражающие воображение количеством деталей (и ценой). На мой взгляд, есть не так уж много деталей, которые хорошо имитируются травленкой, и многое из того, что приходится видеть в этих наборах гораздо реалистичнее получается из тянутого литника, проволоки и прочего подножного мусора, причем без особых усилий. В подобных случаях, наверное, совсем не обязательно поддерживать производителя в его благородной борьбе за прибыль.
В любом случае, передо мной эта дилемма встает редко, поскольку на те прототипы, что интересуют меня, афтермаркета как правило не существуют. Но если он будет, и будет удовлетворять меня по качеству, ничто не помешает мне его применить. Скучно тратить время на то, что уже сделали до тебя, лучше купить это и направить усилия на что-то оригинальное.
Есть такая фраза, что, мол, «всё уже придумано до нас». Насколько оригинальны технологии, которые ты используешь при постройке своих моделей, и насколько они заимствованы ещё где-то?
И какие ресурсы ты можешь посоветовать форумчанам в плане освоения новых технологий?
И ты знаешь, я как раз считаю, что до нас придумано далеко не все. Еще придумывать и придумывать.
Из всех моделей, которые на сегодняшний день ты уже построил, какая самая любимая?
Трудно сказать, как ни странно. Законченные модели не вызывают у меня особых эмоций, я вижу в них слишком много недостатков. А самые любимые модели – это те, которые существуют только в моем воображении и ждут своего воплощения в пластике.
Самый «долгостройный» долгострой? И почему он стал таким «долгостройным»?
Если говорить о законченных моделях, и если долгостройность определять по времени, прошедшему с момента начала работ до их окончания, то, наверное, И-3 от Накотне. Я начал его еще будучи совсем другим моделистом, оставил, почувствовав, что задача слишком сложна (требования к себе уже высоки, а соответствующих навыков еще нет) и вернулся к нему намного позже, получив в результате нечто более или менее приближенное к тому, что мне виделось изначально.
А если под долгостройностью понимать «чистое» время работы над моделью, то это, конечно самодельный Caudron G.IV – тут все понятно. Это действительно очень сложная модель, и я до сих пор удивляюсь, что мне вообще удалось ее закончить – даже не столько сделать все детали, сколько сложить их вместе.
Ну а если говорить о незаконченных моделях, так «кто же их считает». У меня их, увы, немало. На то есть разные причины – бывает, что модель, над которой слишком долго бьешься, просто надоедает, а вернуться к работе после долгой паузы бывает непросто – новые проекты всегда завлекательнее. Кроме того, требования к себе растут, и то, что сделано раньше, уже не удовлетворяет. С одной стороны это грустно, учитывая как мало времени есть у нас на все-про все, но, с другой, время, потраченное на незаконченные модели не пропадает даром – опыт, полученный, в работе над ними найдет применение в следующих проектах.
Интервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака КошкерИнтервью с Евгением Кнюпфером ака Кошкер
Какую модель тебе больше всего хотелось бы когда-нибудь построить? И твои планы на ближайшее будущее?
Женя, а насколько ты активен в твоей «местной» модельной жизни? Клубы, активности всякие? Или ты относишь себя к тем моделистам, которые «появляются на свет» только для участия в шоу и конкурсах?
Что греха таить, боюсь, что именно к таким моделистам я и отношусь. К тому же, не забывай, что страна у нас маленькая, моделистов в ней сравнительно немного, и местная модельная жизнь не так чтоб уж прям била ключом. Одной ей точно сыт не будешь. Все-таки интернет в нашем хобби открывает совершенно новые измерения – огромная, никогда не достижимая «в реале» аудитория, возможность гораздо лучше и подробнее показать свои работы, получить информацию в реальном времени. «Реал» по сравнению с этим несколько бледнеет. С другой стороны, конечно, приятно лично встретиться с замечательными коллегами, с которыми до этого общался только виртуально, увидеть модели, уже знакомые по интернету, познакомиться с новыми людьми. Да и приз получить живьем приятно, чего уж там. В общем, в идеале, конечно, надо стараться сочетать и то и другое. К чему и буду стремиться.
Немного о твоей личной жизни, если можно: кроме моделизма, есть ли другие хобби?
И как это всё сочетается с семейной жизнью? Времени на всё хватает?
В этом месяце scalemodes.ru будет отмечать своё 5-летие. И популярность сайта продолжает расти. Многие форумчане ходят сюда регулярно, как на работу; мы находим тут новых друзей, а для многих из нас он стал чуть ли не вторым домом. А чем лично тебя привлекает сайт?
Для меня Scalemodels.ru значит очень много. Здесь я впервые опубликовал свои работы и получил первые положительные отзывы на них, придавшие мне уверенность в себе. Здесь я познакомился с замечательными людьми, в том числе и настоящими мэтрами, работами которых давно восхищался. Мне кажется, именно мой приход на сайт дал мне некий толчок, изменивший мой подход к моделизму и выведший меня на новый уровень.
А на сегодняшний день Scalemodels – это самая подходящая для меня (и, как мы видим, для сотен других моделистов) среда обитания. Возможность общаться по-русски, множество интересных коллег со сходными интересами, удобный, современный дизайн, прекрасно подходящий для работы в «прямом эфире», дружелюбная, интеллигентная атмосфера (что, к слову, целиком и полностью есть заслуга модераторов) – всего этого вместе больше нигде не найдешь. Так что, думаю, можно без преувеличения сказать, что на сегодня Scalemodels – это лучшая площадка для русскоязычных моделистов.
Женя, большое тебе спасибо за интересные ответы!
В заключении, есть ли у тебя пожелания сайту и его «жителям» в связи с 5-летней годовщиной?
Саша, спасибо тебе за интересные вопросы, надеюсь что своими ответами не слишком утомил.
Кстати на счет вот этой цитаты: 😉
К тому же, не забывай, что страна у нас маленькая, моделистов в ней сравнительно немного, и местная модельная жизнь не так чтоб уж прям била ключом.
Женя, ты приобщайся к ключу..так как ключ все таки бьет и при том хорошо 😀