Что значит стеклянный потолок
Стеклянный потолок
Стеклянный потолок — термин американского менеджмента, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого и формально никак не обозначенного барьера, ограничивающего продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами. Впоследствии термин был расширен и на другие социальные группы и меньшинства (национальные меньшинства, сексуальные меньшинства и др.).
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Стеклянный потолок» в других словарях:
Стеклянный потолок — невидимые и формально не обозначенные барьеры, которые препятствуют карьерному росту женщин. Обладая одинаковым либо превосходящим, по сравнению с коллегами мужчинами, уровнем профессионализма, женщины, тем не менее, останавливаются в карьерном… … Термины гендерных исследований
«СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК» — (GLASS CEILING) См.: Менеджмент … Социологический словарь
СТЕКЛЯННЫЙ — СТЕКЛЯННЫЙ, стеклянная, стеклянное. 1. прил. к стекло; состоящий из стекла. Стеклянная масса. 2. Сделанный из стекла. Стеклянный графин. Стеклянный стакан. Стеклянная трубка. Стеклянная мозаика (из кусочков стекла). || Со вставленными стеклами.… … Толковый словарь Ушакова
Стеклянный фейерверк — Подвешенный к потолку человек чистит скульптуру Стеклянный фейерверк (англ. Fireworks of Glass Tower and Ceiling / Fireworks of Glass) стеклянна … Википедия
glass ceiling — стеклянный потолок … Термины гендерных исследований
ОПЕРАЦИОННАЯ — ОПЕРАЦИОННАЯ, помещение, специально предназначенное для производства операций. Такое помещение предусматривается в плане постройки общебольничного учреждения, специального хир. отделения или хир. клиники; помещение для О. может быть выделено и… … Большая медицинская энциклопедия
Освещение — I (санитар.). Дневное освещение. В прежнее время при постройке домов обращали мало внимания на надлежащее О. жилых помещений дневным светом. Этим, по крайней мере отчасти, объясняются ограниченные размеры окон в старинных домах и чрезвычайная… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гендерно-ролевой стресс (gender role stress) — Термин «гендер» в настоящее время подвергается переоценке в литературе; термин «роль» не дифференцирует многообразие ожиданий, а «стресс» является настолько неопределенным понятием, что нек рые психологи предпочитают его не использовать. Термин… … Психологическая энциклопедия
Феминизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
Сексизм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сек … Википедия
Что такое «липкий пол» и «стеклянный потолок». Словарь феминизма
Грамотность на «Меле»
Увидев в заголовке слово «феминизм», примерно можно догадаться, что значат сочетания «липкий пол» и «стеклянный потолок». Проверьте, верны ли ваши догадки, в коротком выпуске «Грамотности».
Всем нам знакомо сочетание «достигнуть своего потолка» — если не на деле, то хотя бы на словах. Одно из значений существительного «потолок» в разговорной речи — «предел», «предельная степень чего-либо».
Почему потолок «стеклянный» и при чём здесь феминизм? «Стеклянным потолком» называют невидимую и формально не обозначенную черту, сумму препятствий, которые систематически ограничивают профессиональный рост женщин. Они могут владеть профессиональными навыками так же хорошо (или даже лучше), как их коллеги-мужчины, но часто останавливаются в карьерном росте на уровне исполнителей и не получают продвижения.
Кроме «стеклянного потолка», социальные исследователи используют термин «липкий пол». «Липкий пол» — это систематическая ситуация, когда женщины дольше (по сравнению с мужчинами) задерживаются на начальных позициях в служебной иерархии. Мужчины чаще, чем женщины, делают быстрый скачок в самом начале карьеры.
12 слов и выражений из словаря феминизма, значения которых вы могли не знать
Ещё больше весёлых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» во «ВКонтакте». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!
Иллюстрация: Shutterstock / Vectorium
Стеклянный потолок
Опубликовано 10.06.2020 · Обновлено 13.06.2021
Что такое Стеклянный потолок?
Стеклянный потолок – это метафора, обозначающая искусственный барьер, который не позволяет женщинам и представителям меньшинств продвигаться на руководящие и руководящие должности в организации. Фраза «стеклянный потолок» используется для описания трудностей, с которыми сталкиваются женщины при попытке перейти на более высокие должности в иерархии, где доминируют мужчины. Барьеры чаще всего неписаные, а это означает, что женщины с большей вероятностью будут ограничены в продвижении через общепринятые нормы и скрытые предубеждения, а не определенные корпоративные политики.
Ключевые моменты
Что такое стеклянный потолок
Краткая справка
Исследования показывают, что разные группы принимают лучшие решения, чем однородные, поэтому разбивание стеклянного потолка приносит пользу компании.
Компании отреагировали на разрыв в равенстве, сосредоточив внимание на мерах по увеличению разнообразия. Это включало прием на работу сотрудников, которым было поручено обеспечить более широкое представительство женщин и меньшинств на руководящих должностях. Сосредоточив внимание на политике, которая уменьшает или устраняет стеклянный потолок, компании могут гарантировать, что наиболее квалифицированные кандидаты будут занимать руководящие должности. Кроме того, исследования показали, что различные группы более успешны в принятии решений, чем однородные, что дает компании сигнал о том, что отказ от стеклянного потолка может положительно повлиять на их финансовые результаты.
Процент женщин, возглавляющих компании из списка Fortune 500 в Америке в 2019 году.
История стеклянного потолка
В ответ на растущую озабоченность по поводу барьеров, препятствующих продвижению женщин и меньшинств, Министерство труда США в 1991 г. создало Комиссию по стеклянному потолку. Ей было поручено определить типы существующих барьеров и политику, которую компании приняли или могут предпринять для их увеличения. разнообразие на управленческом и исполнительном уровнях. Комиссия установила, что квалифицированным женщинам и представителям меньшинств отказывают в возможности бороться за руководящие должности или занимать их. Было также обнаружено, что в восприятии как сотрудников, так и работодателей часто присутствуют стереотипы, которые негативно относятся к женщинам и меньшинствам.
Эта метафора впервые была придумана феминистками в связи с препятствиями в карьере женщин с высокими достижениями. В США это понятие иногда расширяется, чтобы обозначить препятствия, мешающие продвижению женщин из числа меньшинств, а также мужчин из числа меньшинств. Женщинам из числа меньшинств в странах с белым большинством часто труднее всего «разбить стеклянный потолок», потому что они находятся на пересечении двух исторически маргинализированных групп: женщин и цветных. Новостные агентства Восточной Азии и Америки в Восточной Азии ввели термин « бамбуковый потолок » для обозначения препятствий, с которыми сталкиваются все американцы Восточной Азии на пути к своей карьере. Точно так же множество препятствий, с которыми сталкиваются беженцы и соискатели убежища в поисках значимой работы, называют потолком холста.
В рамках тех же концепций других терминов, связанных с рабочим местом, существуют аналогичные термины для ограничений и барьеров, касающихся женщин и их ролей в организациях, а также того, как они совпадают с их материнскими обязанностями. Эти «невидимые барьеры» действуют как метафоры для описания дополнительных обстоятельств, которым подвергаются женщины, обычно когда они пытаются продвинуться по карьерной лестнице, и часто при попытке продвинуться в своей жизни за пределами своего рабочего места.
«Стеклянный потолок» представляет собой барьер, не позволяющий женщинам продвигаться к вершине иерархической корпорации. Этим женщинам не дают возможности продвигаться по службе, особенно в исполнительных рейтингах, в своей корпорации. За последние двадцать лет женщины, которые стали более вовлеченными и более значимыми в отраслях и организациях, редко занимали руководящие должности.
СОДЕРЖАНИЕ
Определение
Федеральная комиссия США по стеклянным потолкам определяет стеклянный потолок как «невидимый, но непреодолимый барьер, который не дает представителям меньшинств и женщинам подняться на верхние ступени корпоративной лестницы, независимо от их квалификации или достижений».
Коттер и его коллеги обнаружили, что стеклянные потолки сильно коррелируют с полом: как белые женщины, так и женщины из числа меньшинств сталкиваются со стеклянным потолком в ходе своей карьеры. Напротив, исследователи не нашли доказательств наличия стеклянного потолка для афроамериканских мужчин.
Метафора стеклянного потолка часто использовалась для описания невидимых барьеров («стекло»), через которые женщины могут видеть элитные должности, но не могут до них дотянуться («потолок»). Эти препятствия не позволяют большому количеству женщин и представителей этнических меньшинств получить и обеспечить самые влиятельные, престижные и высокодоходные рабочие места в составе рабочей силы. Более того, этот эффект не позволяет женщинам занимать руководящие должности и ставит их в невыгодное положение в качестве потенциальных кандидатов на продвижение по службе.
История
Одним из людей, использовавших термин « стеклянный потолок», была Мэрилин Лоден во время выступления в 1978 году. Согласно Wall Street Journal от 3 апреля 2015 года, термин стеклянный потолок был придуман весной 1978 года Марианн Шрибер и Кэтрин Лоуренс из Hewlett-Packard. Лоуренс изложила эту концепцию в Национальном пресс-клубе на национальном собрании Женского института свободы прессы в Вашингтоне, округ Колумбия. Максимальный предел был определен как дискриминационные модели продвижения по службе, при которых письменная политика продвижения не является дискриминационной, но на практике отказывает в продвижении квалифицированным женщинам.
В широко цитируемой статье в Wall Street Journal в марте 1986 года этот термин использовался в названии статьи: «Стеклянный потолок: почему женщины, кажется, не могут преодолеть невидимый барьер, который мешает им занимать ведущие должности». Статья написана Кэрол Хаймовиц и Тимоти Д. Шеллхардтом. Химовиц и Шеллхардт представили, что стеклянный потолок «не был тем, что можно было бы найти в любом корпоративном руководстве или даже обсудить на деловой встрече; он был первоначально представлен как невидимый, скрытый и невысказанный феномен, существовавший для того, чтобы держать в руках руководящие должности исполнительного уровня. кавказских мужчин «.
По мере того как термин «стеклянный потолок» стал более распространенным, общественность высказала разные идеи и мнения. Некоторые утверждали, что эта концепция является мифом, потому что женщины предпочитают оставаться дома и проявляют меньшую заинтересованность в продвижении на руководящие должности. В результате продолжающихся публичных дебатов глава Министерства труда США Линн Морли Мартин сообщила о результатах исследовательского проекта под названием «Инициатива стеклянного потолка», созданного для изучения небольшого числа женщин и меньшинств на руководящих должностях. В этом отчете новый термин определяется как «те искусственные барьеры, основанные на предвзятости отношения или организационной предвзятости, которые не позволяют квалифицированным специалистам продвигаться вверх по своей организации на руководящие должности».
Индекс стеклянного потолка
Гендерные стереотипы
Прием на работу
Когда женщины покидают свое нынешнее место работы, чтобы начать собственное дело, они, как правило, нанимают других женщин. Мужчины обычно нанимают других мужчин. Такая практика найма устраняет «стеклянный потолок», потому что больше нет конкуренции способностей и дискриминации по признаку пола. Они поддерживают раздельное определение «мужской работы» и «женской работы».
Межкультурный контекст
Немногие женщины имеют тенденцию занимать должности в высшем эшелоне общества, и организации по-прежнему почти полностью возглавляются мужчинами. Исследования показали, что стеклянный потолок по-прежнему существует на разном уровне в разных странах и регионах мира. Стереотипы женщин как эмоциональных и чувствительных можно рассматривать как ключевые характеристики того, почему женщины изо всех сил пытаются разбить стеклянный потолок. Ясно, что хотя общества отличаются друг от друга культурой, верованиями и нормами, они разделяют ожидания женщин и их роли в обществе. Эти женские стереотипы часто укрепляются в обществах, которые традиционно относятся к женщинам. Стереотипы и представления о женщинах медленно меняются во всем мире, что также снижает гендерную сегрегацию в организациях.
Связанные понятия
«Стеклянный эскалатор»
Мужчины получают финансовую выгоду от своего гендерного статуса в исторически женских областях, часто «пожиная плоды своего символического статуса, чтобы достичь более высоких уровней в работе, где доминируют женщины».
Исследование 2008 года, опубликованное в журнале « Социальные проблемы», показало, что сегрегация по половому признаку в медсестре не следовала модели непропорционального вертикального распределения «стеклянного эскалатора»; скорее, мужчины и женщины тяготели к разным областям работы, а медсестры-мужчины имели тенденцию специализироваться в областях работы, которые воспринимались как «мужские». В статье отмечалось, что «мужчины сталкиваются с мощным социальным давлением, которое заставляет их отказаться от занятий, в которых доминируют женщины (Jacobs 1989, 1993)». Поскольку профессии, в которых доминируют женщины, обычно характеризуются более женственной деятельностью, мужчины, которые поступают на эти рабочие места, могут восприниматься в социальном плане как «женоподобные, гомосексуальные или сексуальные хищники».
«Клейкие полы»
В литературе о гендерной дискриминации понятие «липкие полы» дополняет понятие стеклянного потолка. Липкие полы можно охарактеризовать как закономерность, согласно которой женщины реже начинают подниматься по служебной лестнице по сравнению с мужчинами. Таким образом, это явление связано с гендерными различиями в нижней части распределения заработной платы. Основываясь на основополагающем исследовании Бута и соавторов в European Economic Review, в течение последнего десятилетия экономисты пытались определить «липкие границы» на рынке труда. Они нашли эмпирические доказательства существования липких полов в таких странах, как Австралия, Бельгия, Италия, Таиланд и США.
«Замороженная середина»
Подобно липкому полу, застывшая середина описывает феномен роста женщин по служебной лестнице, замедляющийся, если не останавливающийся, в рядах менеджеров среднего звена. Первоначально термин относился к сопротивлению корпоративного высшего руководства, с которым сталкивается менеджмент среднего звена при издании директив. Из-за неспособности или отсутствия мотивации в рядах менеджмента среднего звена эти директивы не выполняются, и в результате страдает чистая прибыль компании. Этот термин был популяризирован в статье Harvard Business Review, озаглавленной «Высшее руководство среднего звена». Однако из-за увеличения доли женщин по сравнению с мужчинами в рабочей силе термин «замороженный средний» стал чаще относиться к вышеупомянутому замедлению карьерного роста женщин в руководящем звене среднего звена. Исследование 1996 года «Исследование карьерного роста и устремлений женщин в руководящем звене среднего звена» утверждает, что социальные структуры и сети внутри предприятий, которые отдают предпочтение «старым добрым мальчикам» и нормам мужественности, существуют на основе опыта опрошенных женщин. Согласно исследованию, женщины, которые не проявляли стереотипных мужских черт (например, агрессивность, толстая кожа, отсутствие эмоционального выражения) и склонности к межличностному общению, находились в неблагоприятном положении по сравнению со своими сверстниками-мужчинами. По мере увеличения соотношения мужчин и женщин на высших уровнях управления доступ женщин к наставникам-женщинам, которые могли бы посоветовать им способы управления офисной политикой, ограничивается, что еще больше препятствует продвижению вверх внутри корпорации или фирмы. Кроме того, «замороженная середина» затрагивает женщин-профессионалов в западных и восточных странах, таких как США и Малайзия, соответственно, а также женщин в самых разных областях, от вышеупомянутых корпораций до областей STEM.
«Вторая смена»
«Мама Трек»
«Mommy Track» относится к женщинам, которые пренебрегают своей карьерой и профессиональными обязанностями, чтобы удовлетворить потребности своей семьи. Женщины часто вынуждены работать сверхурочно, что создает дисбаланс в графике работы и семьи. Есть исследования, показывающие, что женщины могут работать в рамках профессионального графика неполный рабочий день по сравнению с другими, которые работали полный рабочий день, но при этом занимались внешней семейной деятельностью. Исследование также предполагает, что гибкий график работы позволяет достичь здорового баланса между работой и семьей. Было также обнаружено различие в стоимости и количестве усилий по вынашиванию детей среди женщин, занимающих более квалифицированные должности и роли, в отличие от женщин, занятых на более низкоквалифицированных должностях. Эта разница приводит к тому, что женщины откладывают и откладывают достижение целей и карьерные устремления на несколько лет.
«Бетонный пол»
Термин « бетонный пол » использовался для обозначения минимального количества или доли женщин, необходимых для того, чтобы кабинет или совет директоров считались легитимными.
«Стеклянный потолок», «липкий пол» и стереотипы. Как обстоят дела с гендерным равенством в здравоохранении
Т ак сложилось исторически, что решения, касающиеся вопросов здоровья, в семьях чаще всего принимают женщины. Врачей и клиники для детей обычно выбирают матери (79%), они же водят сыновей и дочерей на прием (77%) и сопровождают в больницах пожилых родственников. Таким образом, женщины чаще мужчин встречаются с проблемами в сфере медуслуг. И логично, что присутствие женщин среди тех, кто предоставляет эти услуги и руководит процессами в здравоохранении, помогает эффективнее налаживать контакт с потребителями и выстраивать общий уровень доверия к системе. Тем не менее работающие женщины продолжают сталкиваться со стереотипами, которые мешают им строить карьеру не только в здравоохранении, но и в других сферах.
Почему женщин-руководительниц мало
Небольшой процент женщин на руководящих должностях связан с гендерными предубеждениями и неравенством в целом. Главное из них — «стеклянный потолок». Это метафора невидимых, но весьма ощутимых искусственных барьеров, которые не позволяют женщинам продвигаться по карьерной лестнице. Вопрос начали изучать в 1990-е годы в США, где создали специальную комиссию. В ходе ее работы выяснилось, что только 3–5% руководящих должностей в компаниях из списка Fortune 500 занимали женщины. Комиссия также обнаружила, что там, где женщины занимают руководящие должности, их вознаграждение ниже, чем у их коллег-мужчин.
Еще одна причина, из-за которой россиянки часто жертвуют карьерой, — семья.
Фото: Сандурская Софья/Агентство «Москва»
Уроки пандемии
В нашей стране ситуация пока неутешительна. Всемирный банк поставил Россию на 129-е место в общем рейтинге гендерного равенства. Соседями стали две африканские страны — Бурунди и Уганда. Гендерное неравенство создает глобальную угрозу для самых разных сфер.
Фото: Cedric Fauntleroy/ Pexels
Ситуация в здравоохранении
Здравоохранение — не исключение. Медицина сегодня как никогда быстро развивается. Стимулом к такому развитию стала в том числе и пандемия коронавируса. Для того чтобы сегодня быть эффективным работником в медицине, нужно постоянно проходить дополнительное обучение, читать научные работы, заниматься исследованиями. У женщин, обремененных бытовыми сложностями и заботой о близких, времени на это куда меньше.
По данным Минздрава, 71% врачей и более 95% среднего медицинского персонала в России — женщины. Несмотря на то что они занимают значительную долю должностей начального уровня, их число в руководстве недостаточное.
Однако в условиях новой реальности необходимо создать гендерный баланс в здравоохранении, где каждый день принимаются решения, которые касаются жизней миллионов людей. Дисбаланс тормозит развитие эффективной и пациентоориентированной медицины. Нужно, чтобы на руководящих должностях работали и женщины, и мужчины — это позволит представлять различные мнения и опыт.
Существенный вклад в улучшение ситуации с гендерным равенством вносит активная общественная работа. Например, в 2021 году российским медицинским сообществом была создана ассоциация «Женщины в здравоохранении». Ее цель — помочь женщинам из медицины реализовать свой научный и карьерный потенциал. Ассоциация планирует решать проблему на всех уровнях: от законодательного до информационного и просветительского. Члены Ассоциации уверены, что разрушению стереотипов будет способствовать популяризация гендерного равенства, эффективное карьерное консультирование, грамотная юридическая помощь.
Важно поддерживать каждую женщину, чтобы она понимала, что не одинока в борьбе за достижение успеха в карьере. Иногда для этого достаточно рассказать о возможностях, которые уже даны законодательно — вроде разделения отпуска по уходу за ребенком с супругом.
С популяризацией идей гендерного равенства и поддержкой общества все больше женщин в России, как в медицине, так и в остальных отраслях, смогут реализовать свои карьерные амбиции.