Что значит ставропигиальный женский монастырь
Ставропигиальный – что это значит
Ставропигиальный – что это такое?
Слово «ставропигиальный» имеет греческое происхождение. «Ставропигия» переводится как «установление (или водружение) креста». Этим термином обозначают статус, который присваивается некоторым православным монастырям. Соответственно, ставропигиальным называют имеющий этот титул монастырь. Также таковым может быть собор или духовное образовательное учреждение. Ставропигиальный — что это, в чём суть этого статуса? Прежде чем выяснить это, необходимо получить общее представление о православных монастырях.
Монастырь и монашество
«Монастырь» в переводе с греческого означает «уединённое жилище». Это церковное учреждение, где по единому уставу живёт монашеская община. Так же называют и саму общину. Основателями монашества являются преподобные Антоний и Пахомий Великие. Монахи – это христиане, которые ради исправления и спасения души оставили мирскую жизнь и полностью посвятили себя Богу. Христос учил:
“И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф.19:29).
Святитель Игнатий Брянчанинов так объяснял спасительность оставления мира:
«Мы для того и вступаем в монастырь, чтоб открыть в себе скрытно живущие страсти и отношение нашего естества к духам злобы, которым оно поработилось произвольно. Для того мы разрываем узы с миром, оставляем общество человеков, родственников, имущество, чтоб увидеть наши внутренние узы и расторгнуть их десницею Господа» (Полное собрание творений, том 1).
Монастыри могут быть мужскими или женскими. Это целые комплексы, включающие и жилые, и богослужебные, и хозяйственные постройки. Первые монашеские общины появились в 4 веке н.э. в египетских и палестинских землях. На Руси же монашество появилось благодаря Антонию и Феодосию Печерским. Первый русский монастырь – Киево-Печерский – основан в 11 веке.
Большинство монастырей имеет статус епархиальных. Такая обитель находится под наблюдением и управлением местного епархиального архиерея. При его участии Патриархом для каждого монастыря назначается наместник или игумен, который осуществляет руководство вверенной ему обителью. Игумен обладает не только административной властью, но также занимается духовным попечением монашеской общины. Зачислениями и увольнениями из монастыря распоряжается епархиальный архиерей при участии игумена или наместника.
Ставропигиальный монастырь — что это значит
Институт ставропигии существует в Православной Церкви на протяжении многих веков. Ставропигиальный монастырь – что это значит? Согласно «Положению о монастырях и монашествующих», принятому на Архиерейском Соборе РПЦ в 2017 году, статус ставропигии делает монастырь независимым от местной епархии и подчиняет его непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Руководство осуществляется через наместника (в мужских монастырях) или игуменью (в женских общинах), которые назначаются Патриархом или Священным Синодом (высший орган управления РПЦ) без участия местного епархиального архиерея.
Название статуса обусловлено тем, что крест в алтаре главного храма ставропигиального монастыря устанавливается лично патриархом. Крест водружается позади престола – самого священного места в храме, находящегося посреди алтаря. В России существует 28 ставропигиальных монастырей. Мужских из них – ровно половина.
Первым русским ставропигиальным монастырём ещё в 14 веке стала Симонова обитель, находящаяся возле Москвы. Однако в те времена Русская Православная церковь ещё не являлась автокефальной (независимой). Поэтому до конца 16 века русские ставропигиальные монастыри подчинялись Константинопольскому Патриарху. После обретения автокефалии институт ставропигии был введён патриархом Никоном. В Синодальный период (когда в России не было патриарха), ставропигиальные монастыри подчинялись Святейшему Синоду.
Православным христианам важно понимать, что ставропигиальный статус не даёт монастырю какого-то духовного преимущества перед другими обителями, особой благодати и “силы молитвы”. Ставропигия является всего лишь организационно-управленческим статусом. Это результат признания культурно-исторической роли конкретного монастыря.
Примеры ставропигиальных монастырей РПЦ
Ставропигиальным монастырём является, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра. Лаврами в Православии называют особо значимые крупные монастыри. Троице-Сергиева мужская обитель является крупнейшей в РПЦ. Также это главный образовательный и издательский центр Русского Православия. Лавра расположена в городе Сергиев Посад Московской области. Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Мощи основателя хранятся в Свято-Троицком соборе лавры. Статус ставропигиального был присвоен монастырю в 1688 году. Спустя ещё полвека он стал лаврой.
В Москве находится 7 ставропигиальных обителей, среди которых Донской мужской монастырь. Он был основан царём Федором Иоанновичем в 1591 году. Статус ставропигии присвоен спустя полтора столетия после основания. Накануне Революции 1917 года в Российской империи существовало лишь 6 обителей с этим статусом. Донской монастырь был одним из них. Он перестал действовать в конце 20-х годов 20 века и возродился только в 1991 году.
Расположенная в Калужской области Введенская Оптина пустынь – это тоже ставропигиальный монастырь. Согласно преданию, мужская обитель была основана в 15 веке покаявшимся разбойником Оптием, который стал иноком Макарием. В Оптину пустынь в своих духовных нуждах приезжали Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие выдающиеся люди. Известными насельниками монастыря являются Оптинские старцы. Ставропигиальным он стал в конце 1980-х.
Примером женской ставропигиальной обители является Николо-Вяжищский монастырь, находящийся в Новгородской области. Он был основан в конце 14 века и оставалась мужским на протяжении 500 лет. Женской обитель стала лишь 30 лет назад. В подчинение Патриарху монастырь перешёл в 1995 году.
Ставропигия может быть не только у монастыря
Особое развитие институт ставропигии в Русском Православии получил в 20 веке. Этот статус начали присваивать не только монастырям, но и другим церковным учреждениям: благочиниям, духовным миссииям, подворьям и отдельным приходам. В РПЦ существует 7 ставропигиальных приходов, 5 из которых находятся за рубежом.
Примером российского ставропигиального прихода является Морской Никольский собор города Кронштадт. Морскими именуются те соборы, которые построены специально для моряков российского флота. Все эти храмы посвящены покровителю моряков – Николаю Чудотворцу. Примечательно, что Никольский собор Кронштадта является наиболее молодым и крупным среди всех морских в Российской империи. Его строительство было окончено в 1913 году. Спустя 16 лет храм был упразднён, позднее в нём открылся военно-морской музей. Богослужения в соборе возобновились только в 2005 году.
Среди зарубежных ставропигиальных приходов РПЦ – Храм Всех Святых в Страсбурге (Франция). Датой его основания является 2014 год. Великое освящение собора Патриархом Московским и всея Руси Кириллом состоялось в 2019 году. Храм вмещает 300 человек. В 2017 году при нём был построен духовно-культурный центр.
Монастырь, монашество
Что такое монастырь
«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».
Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.
Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.
Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.
Деление монастырей по типу подчинения
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.
Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)
Ставропигиальные
Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).
Епархиальные
Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
Приписные
Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Поступление в монастырь
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.
Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.
Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь
Трудничество
Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.
Послушничество
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.
С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.
Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.
В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.
Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.
Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).
Фильмы о монастырях:
Мир православия. Монашество — путь к Богу
Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Ставропигиальный монастырь что означает
(греч. σταυροπηγία, от σταυρός, «крест» и πήγνυμι, «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — статус, присваиваемый различным церковным учреждениям (традиционно чаще всего — монастырям и братствам), делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или Синоду. Буквальный перевод «
водружение креста
» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно.
С греческого слово «ставропигия» означает — устанавливать крест
Что такое ставропигия? Что это значит? С греческого слово «ставропигия» означает — устанавливать крест. Это значит, что первый главный крест на данном храме или монастыре был установлен именно Патриархом.
Ставропигия — это статус, который присваивается православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, которые делают их независимыми и подчиняются они только патриарху или священному синоду. Ставропигиальный статус считается самым высоким.
До середины 15 века в России монастыри, которые имели ставропигиальный статус, принадлежали константинопольскому патриарху, бывшему предстоятелю Русской Православной Церкви. С 1588 года, в период российского патриаршества, было всего 55 монастырей, которые имели ставропигиальный статус. А уже к концу 19 века в Российской империи было всего 6 обителей, имевших статус ставропигиальный монастырей.
Что такое ставропигиальные приходы? Такие приходы бывают двух видов:
1984 году патриарх Пимен дал звание ставропигиальный — женскому Корецкому монастырю, в Ровенской области. Произошло это из-за конфликта между настоятельницей монастыря и экзархом Украины — митрополитом Филаретом.
Ставропигиальный Корецкий монастырь. В 1984 году, патриарх Пимен дал ему звание ставропигиального
В 2000 году, в уставе русской православной церкви говорится, что все ставропигиальные монастыри находится под руководством Патриарха Московского и всея Руси. К концу 2012 года в России ставропигиальных монастырей было всего 28 — 14 из них было мужских, и 14 женских.
Также следует сказать о том, что в украинской русской православной церкви, тоже существует ставропигиальные монастыри, но они не управляются святейшим Патриархом. Получили свой статус по решению Священного Синода и управления Русской православной церкви Украины. С 2009 года все зарубежные ставропигиальные монастыри считаются находящимися в подчинении патриарха Московского и всея Руси.
Теперь мы рассмотрим известные и самые большие ставропигиальные монастыри в России.
Женские обители Московской области
В Московской области тоже сохранились женские обители. К ним относятся следующие ставропигии:
Итак, ставропигиальный монастырь — это обитель, которая подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси. Это позволяет ей избежать вмешательства в дела местной епархиальной власти. Статус ставропигии является самым высоким.
Данилов монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви
Данилов монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Основан был монастырь в конце 18 века, московским князем Даниилом Александровичем.
Основан был Данилов монастырь в конце 18 века, московским князем Даниилом Александровичем
Исследователь истории утверждает, что Даниил Александрович построил этот храм тогда, когда смог помириться со своими родными братьями — Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Первой его постройкой был деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника, который был окружён кельями и хозяйственными постройками.
На территории монастыря находилась библиотека, в которой находились очень древние книги. В 1293 году монастырь был разорен. Сам основатель монастыря — Даниил Александрович умирает, его хоронят недалеко от монастыря.
В 1330 году Даниловскую братию переводят в Храм Спаса на Бору, по решению Ивана Калиты. Без должного присмотра Даниловская обитель быстро оскудела. Возрождение обители началось при правлении Ивана Грозного. Местом для строительства нового монастыря выбрали кладбище, на котором находилась могила Даниила Александровича.
Возрождение обители Даниловского монастыря началось при правлении Ивана Грозного
В 1561 году монастырь был построен и получил название в честь Семи Вселенских Соборов. Осветил митрополит Московский и всея Руси Макарий. Монастырь был довольно большой, вокруг него было построено много деревянных келий, а также находилось конюшня и крестьянские дворы.
Мужские обители Москвы
Ниже указаны действующие ставропигиальные мужские монастыри, расположенные в пределах города.
Андреевский
Считается, что монастырь был основан в XIII веке как мужская обитель «у Воробьевых круч», но в письменных свидетельствах он упоминается только в середине XVII века. В разное время в нем по очереди создавались приют, тюрьма, больница для душевнобольных, кладбище и богадельня с жилыми зданиями. При Советской власти храм был закрыт, а в других зданиях разместили коммуну 1-й московской фабрики Гознак. В 1991 году на территории монастыря было открыто патриаршее подворье, через 5 лет монастырь был полностью передан патриаршеству. С 2013 года обитель является ставропигиальной.
Адрес: Андреевская набережная, д. 2.
Высоко-Петровский
Считается, что на месте монастыря в начале XIV века при Иване Калите была основана деревянная церковь, которая после выросла до монастыря. Ставропигия пережила много на своем веку: будучи еще деревянным, монастырь несколько раз горел, его опустошали поляки в 1611 году и французы в 1812 году, был закрыт при СССР. После изгнания польских интервентов обитель получила статус ставропигиального. Монашеская жизнь возобновилась в нем в 2009 году.
Адрес: ул. Петровка, 28с2.
Донской
Был основан в конце XVI века царем Федором Михайловичем после победы над крымским ханом Казы-Гирея: тот отступил с огромными потерями, что было расценено как чудо. Первое время там стоял небольшой одноглавый собор Донской Богоматери, названный так в честь одноименной иконы. По легенде, эта икона принесла князю Дмитрию Донскому победу при Куликовом поле и была перенесена в походную церковь на время боев с крымскими татарами.
При СССР все храмы были закрыты, в них устраивали антирелигиозные выставки и некоторое время действовал аналогичный музей, затем здание отдали музею архитектуры при одноименной Академии. Монастырь передали патриаршеству в 1991 году.
Адрес: Донская площадь, 1с3.
Заиконоспасский
Название означает «Спасский за иконным рядом». Считается, что он был основан царем Борисом Годуновым в 1600 году на месте монастыря Николы Старого. Первые письменные упоминания относятся к 1635 году. В первую очередь, обитель известна своей просветительской школой, которая «выросла» в Славяно-греко-латинскую академию. При Советском Союзе он был закрыт, работа возобновилась только в 1992 году. При этом процесс передачи имущества сопровождался конфликтом с РГГУ (Российским государственным гуманитарным университетом). Сегодня многие помещения обители арендуют нецерковные организации: почта, ресторан, Историко-архивный институт РГГУ.
Адрес: Никольская улица, дом 7−9, стр. 3.
Новоспасский
Был основан при Иване III, который переселил сюда монахов из кремлевской обители Спаса на Бору. Популярность к монастырю пришла после прихода к власти Романовых. При СССР обитель закрыли, на ее территории был открыт концентрационный лагерь, затем — хозяйственное управление НКВД. Некоторые памятники переданы музею при Симоновском монастыре. В 1960 году обитель начали реставрировать, чтобы сделать музей реставрационного дела. В 1991 году территорию вернули РПЦ.
Адрес: Крестьянская площадь, 10с12.
Сретенский
Был основан в конце XIV века князем Василием I на Кучковом поле после чудесной победы над Тамерланом. В XVII столетии обитель переместили на современное место. Первоначально обитель являлась заштатной (содержала сама себя), сегодня же она ставропигиальная.
Адрес: улица Большая Лубянка, 19с1.
В 1610 году — Данилов монастырь подвергся сильному обстрелу
В 1610 году отряды Лжедмитрия второго сильно повредили стены и башни монастыря, он подвергся обстрелу.
Мощи святого Даниила находятся в Даниловом монастыре в Москве
В 1670 годы, в монастыре была построена трапезная, в которой находились два предела: первый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а второй — во имя пророка Даниила. В 1682 году, царь Фёдор Алексеевич для монастыря пожертвовал два колокола для новой колокольни. Её отливал главный литейщик пушечного двора в Москве — Дмитрий Моторин. Вскоре колокола были сняты и отданы для литья пушек.
В 1729 году храм разобрали и на его месте построили новый двухэтажный. Расписывал храм довольно известный живописец — Григорий Яковлев. В 1731 году была построена надвратная церковь во имя преподобного Симеона Столпника. После секуляризации монастырских земель — Данилов монастырь стал трехклассным. Во время эпидемии чумы, при монастыре было устроено кладбище умерших.
Общее понятие и значение
Понятие «монастырь» пришло вместе с христианством в Киевскую Русь из Византии. Это государство возникло на основе греческой культуры. С греческого «монастырь» – это «уединенное жилище».
В нем монахи соблюдают единый устав. Однако не каждый, кто пришел в монастырь, становится монахом. Для начала он проходит испытание. Если оно закончилось успешно, человек удостаивается пострига. По правилам, установленным на Вселенском Соборе, независимо от прежнего морального образа жизни, человек может вступить в монашество для исправления (спасения) души.
Значение слова «монастырь» для многих сегодня означает непосредственно общину монашествующих.
В 1812 году наполеоновские войска — похитили гробницу князя Даниила из монастыря
В 1812 году, во время войны, наполеоновские войска похитили гробницу князя Даниила, новую серебряную раку изготовили только в 1817 году.
В 1832 году начался строиться новый храм на месте каменной церкви. Храм был построен в стиле позднего классицизма, и имел 5 пределов. В 1892 году при монастыре была построена церковно-приходская школа для бедных. В школе изучались такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, арифметика, география и многие другие.
Концу 19 века в монастыре был устроен приют для монашествующих. Но затем приют переделали в общемонастырскую больницу для служителей Московской епархии. В 1917 году все храмы, находящиеся на территории Даниловского монастыря, стали приходскими.
В 1920 годы в Даниловский монастырь приезжают многие архиереи. В 1929 году монастырь закрыли, один из храмов передали учреждению под склад. Также был арестован наместник обители архимандрит Тихон.
Даниловские колокола купил один американский меценат и затем их передали в один из университетских городков. Колокола Даниловского монастыря вернули только в 2008 году.
В это время все храмы были опустошены и уничтожены. В 1931 году в пределах монастыря был установлен памятник Владимиру Ленину. Уже позднее, монастырский комплекс стал сильно ветшать. Для того чтобы восстановить обитель — Святейший Патриарх Пимен образовал специальную ответственную комиссию по реставрации и строительству монастыря.
Чтобы восстановить обитель — Святейший Патриарх Пимен образовал специальную ответственную комиссию по реставрации и строительству Данилова монастыря
В 1986 году Троицкий собор, который находился на территории Даниловского монастыря, прибыл предстоятель американской православной церкви, который передал частицы мощей Святого Даниила. В 1988 году были отреставрированные иконы и иконостас в храме Семи Вселенских Соборов.
При монастыре была открыта воскресная школа. Постепенно обитель стала строиться и возрождаться, все храмы на территории Даниловского монастыря — были восстановлены. В настоящее время монастырь ставропигиальный, то есть управляет им патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В настоящее время Данилов монастырь ставропигиальный, то есть управляет им патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Формы организации монашества
Монастырь – это место жизни монахов. В зависимости от того, какую форму организации они выбрали, монастырь может быть с общежитским уставом или в виде отшельничества.
У христиан отшельничество — довольно развитая форма монашества. Даже сам Иисус Христос провел в пустыне 40 дней.
Первые отшельники уходили в пустыни, гонимые римской властью еще в 3 веке. Позднее такая форма распространилась из Египта в Палестину, Армению, Галлию и по Европе. В западном христианстве отшельничество исчезло, оно сохранилось лишь в православном направлении. Среди отшельников, которые посвятили себя аскетизму и усиленным молитвам, есть и мужчины, и женщины. Наиболее известной отшельницей является Мария Египетская из Палестины, жившая в 6 веке.
Другая форма организации монашества называется Киновия.
Покровский ставропигиальный женский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви
Покровский ставропигиальный женский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви, который находится в Москве. В самом начале монастырь был мужским, построен был царем Михаилом Федоровичем в 1635 году.
Покровский ставропигиальный монастырь был построен царем Михаилом Федоровичем в 1635 году
Построен монастырь был в честь памяти отца Михаила Фёдоровича — Патриарха Филарета, который скончался в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
До момента строительство монастыря на этой территории находилось кладбище для бездомных и странников, именно поэтому первые века своего существования этот монастырь назвали — Божедомским. В 1665 году был возведен каменный монастырский Собор Покрова Пресвятой Богородицы, который был построен заново в 1806 году.
В 18 веке были построены церковь — Воскресения Словущего и 30 метровая трехъярусная колокольня. Во время войны в 1812 году, в монастыре проживал французский генерал Клапаред. В том же году монастырь был разорен, и все постройки были полностью разрушены.
В 1870 года монастырь был преобразован Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих. Монастырь был закрыт в 1929 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского монастыря был архимандрит Вениамин.
В 1934 году на территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был построен парк культуры и отдыха. В здании монастыря располагались спортивный зал, киностудия, бильярд и многое другое.
Типы христианских монастырей
В христианстве идет разделение на женский и мужской монастырь. Что это означает — понять несложно. Название зависит от того, женская или мужская община живет и осуществляет деятельность при церковном храме. Смешанных монастырей в христианстве не существует.
Различные типы монашеских жилищ:
Аббатство. Встречается в католическом (западном) направлении. Управляется аббатом в мужской общине и аббатисой в женской. Подчиняется епископу, а иногда Папе римскому лично.
Лавра. Это крупнейшее монашеское жилище православного (восточного) направления. Такая разновидность монашеского жилища подходит исключительно для мужских общин.
Киновия. Общежительный монастырь. Это значит, что организация имеет общежитский устав, которому подчиняются все ее члены.
Подворье. Это удаленное от монастыря жилище, которое располагается в городе или деревне. Его используют для сбора пожертвований, приема паломников, ведения хозяйства.
Пустынь. Жилище, созданное в традициях русского православия, его сооружают в уединенном месте в удалении от самого монастыря.
Скит. Это место для жизни монаха, пожелавшего стать отшельником.
Большая часть монашеских жилищ находится под управлением епархиальных архиереев. Такие монастыри называются епархиальными. Определенные православные монастыри могут иметь статус ставропигиальных.
В 1994 году Покровский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви
В 1994 году Покровский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. На кладбище Покровского монастыря были похоронены такие известные члены семейства, как Боткины, купцы и благотворители Хлудовы. Также на кладбище похоронен русский поэт — Глебов, коллекционер Щукин.
На кладбище Покровского монастыря было похоронено семейство Боткиных
В 1994 году Священный Синод принял решение о том, чтобы возобновить работу Покровского монастыря, в качестве женского монастыря. Возрождение монастыря началось 1995 года. В разрушенном храме была отслужена литургия, также при монастыре освещены приделы.
В 1998 году в монастырь принесли останки Матроны Никоновой, которые были обретены на Даниловском кладбище города Москвы. Именно это место стало центром распространения почитания Матроны Московской.
В 1999 году был освящен верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В настоящее время Покровский монастырь относятся ставропигиальному, то есть им руководит патриарх Московский Кирилл
Каждый день монастыри посещают до 3000 паломников, а в выходные и праздничные дни, их число почти 25 тысяч.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Первые христианские монастыри
Монастырь – это определенное место со своим укладом. Первые монастыри возникли в Египте и Палестине (4-5 века нашей эры). Со временем монашеские жилища начали появляться и в Константинополе (столица Византии), который в русских летописях упоминается как Царьград.
Первыми основателями монашества на Руси считаются Антоний и Феодосий, создавшие Киево-Печерский монастырь.