Что значит ставить свечку за здравие
pro-vosk.ru
Сайт о восках и их свойствах
Зачем ставить свечи за здравие врагов
от katechka
Свеча за здравие врагу — один из способов отпустить все плохие мысли и начать жизнь с открытым душой и сердцем. Свеча за здравие врагу, поставленная искренне, может принести радость и покой в сердце не только вам, но и человеку, на которого направлено действие свечи. В некоторых случаях поставленная свеча может принести врагу еще большие страдания, отзывы тех, кто ставил свечу за здравие врага, показывают это. Сегодня мы поговорим о том, что будет, если поставить свечу за здравие врагу. Читайте следующую статью на страницах pro-vosk.ru, и вы также узнаете, как правильно ставить свечи за здравие врагов.
Свеча за здравие врагу
Молясь за своих врагов, мы просим Господа простить их и то зло, которое они нам причинили. Возможно, эта молитва поспособствует смягчению и изменению их отношения к нам. Свечку за врагов обычно ставят перед иконой Николая Чудотворца.
Служители церкви отмечают — свеча, поставленная за здравие своего врага является лучшим подтверждением того, что человек простил своего обидчика и не желает ему зла.
Молясь за своих врагов мы просим Господа простить их и то зло которое они нам причинили
К тому же, горящая свеча поможет человеку отпустить ситуацию и принесет ему облегчение. Недоброжелателя же она обратит к Богу, чтобы он покаялся и не совершал более гнусных поступков.
Зачем ставить свечи за здравие врагов
Зачем ставить свечи за здоровье врагов? Иисус Христос сказал: «Молитесь за тех, обижают и гонящих вас». Один из главных постулатов в христианстве — уметь прощать своим врагам все обиды.
Лучшим доказательством того, что вы готовы простить и хотите своему врагу добра, будет поставлена за его здоровье свеча. Вам это поможет успокоиться и отпустить ситуацию, врага же обратит к Богу, и он, возможно, больше не захочет причинять вам зло.
Лучшим доказательством того что вы готовы простить и хотите своему врагу добра будет поставлена за его здоровье свеча
Нужно подойти к иконе (чаще всего свечи за здравие врагов ставят перед иконой святого Николая), зажечь свечу от лампады или от уже горящей свечи, поставить свою свечу в свободное место и закрепить ее. При этом нужно произнести молитву, обращаясь к Богу с просьбой отпустить вашем врагу все его грехи.
Можно обратиться к изображенному на иконе святого с просьбой молить Бога о прощении грехов вашем врагу. Можно поставить одну свечу всех врагов, и в молитве перечислить их имена. Важно знать, что ставить свечу за здоровье врага надо с чистыми помыслами и искренними доброжелательными намерениями. Это не средство борьбы с врагом, это демонстрация вашего искреннего желания вернуть врага к Богу, к христианским добродетелям.
Свеча за здравие в церкви врагу что будет
Свеча не является средством борьбы с врагами. Это выражение искреннего желания человека вернуть сбившегося с пути человека на истинный, к христианским добродетелям. Можно ставить свечи за здравие своих недоброжелателей три дня подряд, или же проводить этот обряд три через три дня. Разрешается также ставить свечи каждый семь дней на протяжении трех недель.
Некоторые люди полагают, чтобы обряд сработал нужно поставить три свечи в разных храмах в один и тот же день. поставленные свечи за здравие в трех разных церквях в течение одной утреней службы, могут помочь человеку решить некоторые важные проблемы в его жизни. Если же написать в записках имена врагов и зажечь свечи за их здравие в трех разных церквях во время утреней службы, то вскоре они оставят человека в покое и не будут ему ставить палки в колеса.
Как правильно ставить свечи за здравие врагов
В традициях православной христианской церкви свеча представляет собой незаменимый атрибут в церемонии священнодействия. При этом сама горящая свечка считается зримым знамением, олицетворяющим теплое и светлое человеческое сердце, наполненное горящей любовью к Всевышнему, Пресвятой Богородице, а также к Святому, перед которым ставят свечу.
Как ставить свечу за здравие врагов:
Главное помнить, что если молиться о других, то за это вам воздастся и благословит недругов ваших на благие деяния по отношению к вам.
Свеча за здравие врагу отзывы
Awrora:Хочу сказать по поводу служб и свечей за здравие врагу своему. Мою подругу свекровь изводила сильно, и вот кто-то ей посоветовал заказать свекрови этой службу за здравие почему-то именно в среду. Через недели три у свекрови начались судороги, рвота, понос чем-то черным, давление подскочило, причем ничем эти симптомы не убирались, так она и скончалась в страшных судорогах. Я же открещиваюсь от своих врагов, работает очень хорошо.
Гость:Я ставила свечку за здравие вражине…когда ставила от всей души желала ей счастья,прямо представляла как она богатеет,как становиться радостной,счастливой,любимой))На следующий день она позвонила и бранилась матом(хотя ранее выказывала великую любовь ко мне)и сломала ногу. Далее о ней ничего не знаю, кроме того,что сын её спился.
Марийка: хорошо помогают свечи за здравие, давно так делаю, правда, редко. Последний раз ставила свечку бабушкиной соседке, от всей души, она ей гадит все время, после этого соседка упала, разбила лицо и сильно повредила руку.
Почему, зачем, каким иконам и как ставить свечи за здравие в церкви
Иногда люди хотели бы сходить в церковь, поставить свечку, да не знают, как правильно это сделать, поэтому теряются, совершают ошибки. Свеча за здравие, которую вы поставите в церкви, это надежда на помощь Бога. Как при этом не растеряться и правильно выполнить ритуал — читайте статью до конца, будем разбираться вместе.
Правила поведения в храме
Свеча — символ любви ко Господу, Богородице, добровольная жертва Всевышнему, наша готовность к послушанию, следовать Божиим заповедям. Благодатный огонь — видимый знак выражения нашей искренней любви, веры в того, кому он предназначен. Это наша надежда на Божию помощь.
Собираясь в храм, надо одеться очень скромно: женщины должны закрыть плечи, грудь, ноги, покрыть голову, быть без косметики, мужчины – в рубашке, брюках, без головного убора.
Какие свечи ставить? Купите в лавке свечу за любую цену, даже недорогая, она будет угодна Господу.
Сколько свечей покупать? Количество не ограничено. Желательно, после каждой молитвы зажигать священный огонь.
Как правильно поставить свечу за здравие
К каким иконам ставят за здравие?
Это, как правило, Спасителю, Богородице, тем Святым, которые по воле Божией помогают в разных жизненных ситуациях.
К каким Святым можно обратиться при жизненных невзгодах
С любыми просьбами можно обратиться к
Но сначала надо помолиться за здравие, или об исцелении болящего Господу Богу, Божьей Матери.
Серафим Саровский
С какой стороны? В любом месте на круглый подсвечник. Они чаще всего стоят у иконы или на небольшом удалении от стен. Вы не ошибетесь, если подойдете к любому круглому подсвечнику на длинной ножке.
После зажжения огня, произнесите молитву, обратившись к тому, кто изображен на иконе. Имя Святого написано в верхней части изображения. Молитву можно произносить своими словами, но если хотите прочитать по молитвеннику, то это не запрещается.
Какие молитвы читать, когда ставишь свечу
Приблизившись к образу Спасителя, прочтите молитву «Отче наш», затем произнесите:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Перед образом Божьей Матери — «Дева радуйся», затем: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
Молитва Владимирской Божьей Матери
Перед Святыми произнесите: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне грешной (-ом) (или имя того, за кого сегодня молитесь)».
Если не нашли образ со своим именем, то у иконы Всех святых надо произнести:
«Все святи, молите Бога о нас». Во время молитвы Ангелам надо обращаться как к заступникам: «Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне».
Вопрос — ответ
Погасла свеча за здравие — что ожидает человека?
Ничего плохого не будет. Зажгите ее снова. Церковь не признает суеверия. Тухнет свеча по разным причинам. Возможно был использован некачественный воск или не соблюдена технология изготовления. О порче не может быть и речи.
Что значит – свеча упала?
Возможно вы не закрепили свечу в гнезде на подсвечнике. Опалите нижний конец огнем и снова поставьте. Не верьте в суеверия и все будет хорошо.
А вот если вы совершили магические действия, возможно по незнанию, то вы взяли на себя большой грех. Незамедлительно надо исповедоваться и глубоко раскаяться.
Можно ли зажигать огонь некрещеному?
За некрещеного можно молиться своей молитвой, а также можно ставить свечи за здравие в храме. Нельзя подавать записку о некрещеном.
Можно ли дома ставить свечки о здравии?
Можно в таких ситуациях:
Сорокоуст о здравии
Многие люди наслышаны о том, что снять порчу поможет сорокоуст о здравии, заказанный одновременно в трех церквях. Этот молебен полезно заказывать в любых случаях, когда постигла неудача или неприятности на работе. Это действительно помогает повернуть ситуацию в лучшую сторону.
Если вы закажите в трех церквях этот молебен в один день, то все 40 дней священники в трех храмах будут молиться за вас или за того, кому закажете молебен. При этом душа, за кого молятся, очищается, многие грехи прощаются. Эффект будет более весомым, если вы все 40 дней будете посещать богослужение.
Почему 40 дней? Потому, что именно за 40 дней решается судьба души, когда она предстанет перед Божьим судом.
Очень хорошо, если храмы будут располагаться так, чтобы образовался треугольник. Эта фигура направит на человека мощный энергетический поток и помощь от Создателя придет еще быстрее.
В каких ситуациях ставят три свечи в трех церквях? Для улучшения самочувствия, при затяжных болезнях или сильном сглазе.
Также такой ритуал проводят, если знают имя своего обидчика. Свеча за здравие врагу, да еще в трех храмах, вернет обидчику то зло, которое он вам причинил в трехкратном размере. От сильного энергетического воздействия многие ставят 7 свечей сразу в 7 храмах.
Почему ставят свечи за здравие врагу? Чтобы господь обратил внимание на этого человека и сам решил, какое дать ему испытание. Если с вашей стороны не будет искреннего пожелания здоровья врагу, то Божий гнев обрушится и на вас. Любите даже своих врагов, прощайте их.
Напоследок: как ставить свечи за здравие в церкви, тема очень важная. Ведь зайти в храм и просто зажечь огонь – пользы не принесет. Прочитайте внимательно порядок, установленный в христианстве и спокойно отправляйтесь в храм.
Кому, для чего и как правильно ставить свечи в церкви?
Обычай этот пришел к нам из древности. Свечи и лампады были распространены еще тогда и символизировали состояние души, ее горение и стремление к Богу. Впоследствии христиане стали зажигать свечи в храме и обращаться к Богу с конкретными просьбами.
Наверняка многие задумывались, как правильно ставить свечи в церкви? Сложного здесь ничего нет. Выбрав икону, перед которой вы решили помолиться, остановитесь на мгновенье, попробуйте успокоиться и сосредоточиться. Зажгите фитилек от других свечей на подсвечнике. Помолитесь своими словами о своей проблеме или человеке, попросите у Господа помощи. Затем четко и неспешно наложите на себя крестное знамение и поставьте зажженную свечу на подсвечник.
Если в храме много народа, а вам хочется помолиться подольше, вы можете остаться около иконы. Но стоит чуточку подвинуться в сторонку, освободив доступ к подсвечнику для других верующих.
Как в церкви ставить свечи о здравии
Людей новоначальных часто интересует вопрос, к какой иконе ставить свечку за здравие. Ответ довольно простой – к любой, кроме заупокойного кануна (он один, его не спутаешь). Но если вам все-таки трудно выбрать, поставьте свечку к иконе своего святого (если молитесь за себя), или к иконе того святого, чье имя носит ваш родственник.
Если в этот день празднуется один из главных церковных праздников, совершается память святого или чудотворной иконы, то стоит поставить свечку к «празднику». Это центральный аналой в храме, где обычно находится икона в честь праздника, а рядом с ней подсвечник.
Ставить свечку за здравие можно вышеописанным способом: зажечь фитилек, помолиться, наложить на себя крестное знамение и поставить свечу на подсвечник. Говорить, когда ставишь свечку за здравие следует вашу молитву: «Исцели Господи моего сына, маму, сестру (и называете имена)», «Помоги мне Господи принять важное решение», «Помоги Господи моей подруге (имя)» и т.д.. Возжигать свечи с молитвой о живых людях с разными просьбами мы можем перед любой иконой.
Есть и еще один трудный вопрос, который мучает некоторых современных христиан: как поставить свечку за здравие врагов? Увы, но очень часто в мире возникают конфликты между людьми, и совсем редко они решаются полюбовно и мирно. Бывает, мы сами виноваты в том, что недопоняли своего ближнего или даже незнакомого человека. А иногда нам посылаются испытания в виде гонений, казалось бы, совершенно без нашей вины. Возможно, так и есть на самом деле, а, может статься, что мы все-таки невольно вызвали огонь на себя. Как бы то ни было, но опускаться до мести христианам не стоит.
Господь наш Иисус Христос заповедал молиться за врагов и прощать их. И это оказывается единственный путь, который позволяет сохранить себе мир в душе и не стать на путь мести или зложелательства. И, к удивлению многих, молитва за врагов действительно действенна.
Есть даже икона Богородицы, которая так и называется «Умягчение злых сердец». Узнать ее не трудно, на ней изображена Матерь Божия, Которую пронзают 7 мечей (стрел) – это образ наших грехов и скорбей, о которых сокрушается Богородица.
Перед этой иконой можно помолиться о примирении с теми, кто вас обидел, или кого обидели вы. Попросить у Божией Матери вразумления для нужных слов, любви и поддержки.
Куда и к какой иконе в церкви ставить свечи за упокой
Если о здравии можно помолиться у любой иконы, то куда же ставить свечи за упокой? Для этого в церкви предназначен один единственный подсвечник, но он так выделяется своим видом, что не узнать его невозможно. В отличие от всех круглых церковных подсвечников он квадратный и массивный – стол-подсвечник. И характерная черта – рядом с ним всегда находится стол, куда люди приносят продукты для поминания. Это канун.
В дни особых церковных поминовений усопших, в большие родительские субботы, этот подсвечник выдвигают в центр храма.
Есть еще один вопрос, возникающий у новоначальных. А как же правильно ставить свечи в церкви: сначала за здравие или за упокой? Каких-то определенных правил нет, это скорее решается конкретно и ситуативно. Например, если вы пришли в церковь помянуть своих усопших родственников в день их памяти, то этим и стоит заняться в первую очередь. В Родительскую субботу также все прихожане стараются вначале поставить свечу на канун.
Но если вы пришли помолиться о чьем-то здравии или сдаче экзамена, то логичнее будет сделать в первую очередь именно это.
А вот на вопрос: можно ли ставить свечку за упокой суициднику, ответ однозначный – нет! Самоубийство страшный грех, который усугубляется тем, что в нем человек уже не в состоянии покаяться. Кроме того, в церкви он расценивается как хула на Духа Святого, как гнев против Бога, Который даровал нам всем жизнь. За родственников-самоубийц можно молиться только дома. Поминать их в церкви, подавать за них записки на литургию или ставить свечи нельзя – это приравнивается ко греху.
Человеческое любопытство иногда задает странные вопросы, например, такие: что будет, если живому человеку поставить свечку за упокой? И хорошо, если это идет от простого незнания, а не с умыслом спрашивается.
Дело в том, что если доподлинно не известно, умер человек или нет, в православной церкви его поминают как живого! Всегда, даже если он пропал без вести. Во-первых, в истории масса случаев, когда пропавшие люди находятся даже спустя десятилетия, когда их уже никто не ждёт. Во–вторых, нездоровое желание молится за живого, как за мертвого, корнями уходит в магические ритуалы, а магию, как учение нечистого, церковь считает грехом.
Поэтому, что бы ни случилось с вашими близкими, если вы не уверены в их смерти, молитесь за них как за живых, и ставьте свечи о здравии.
В каких ситуациях и зачем можно ставить свечи
Господь нам заповедал прибегать к Нему во всех наших нуждах, даже если нам порой кажется странным обращаться к Богу с мелким вопросом. В церковных требниках есть множество молитв на совершено разные нужды как сельчан, так и просто обычных людей. Многим святым Господь при жизни даровал особые дары, по упокоении святые продолжают помогать людям в особых ситуациях. Здесь мы приведем небольшой список.
Кому ставить свечку за учебу; перед экзаменом?
Святому преподобному Сергею Радонежскому. При жизни, будучи отроком, святой страдал от того, что ему не давалось учение. Господь открыл ему премудрость, и с тех пор святому Сергею молятся ученики и студенты. А еще есть интересная икона Богородицы, она называется «Прибавление ума». Перед ней также ставят свечи об успешной сдаче экзаменов и в целом о помощи в учебе.
Кому поставить свечи в церкви на продажу квартиры?
В квартирных вопросах очень помогают блаженная Матрона Московская и Святой Николай Чудотворец.
Кому поставить свечку за успех в делах?
Святому Николаю Чудотворцу или своему святому.
Кому молиться беременным женщинам?
Неизвестно, откуда возникло это суеверие, но очень часто можно услышать странный вопрос: можно ли беременным ходить в церковь и ставить свечи? Ответ – не только можно, но и нужно! Просто необходимо заручится духовной поддержкой перед родами, тем более, что есть даже особые иконы, перед которыми молятся беременные женщины.
Этих икон три. Икона Божией Матери «Помощница в родах», икона Божией Матери «Федоровская» – перед ними ставят свечи и молятся о благополучной беременности и родах. А перед иконой Богородицы «Млекопитательница» просят о ниспослании женщине грудного молока, достаточного для того, чтобы выкормить своего малыша.
Так что пусть беременные женщины не смущаются суевериями и совершенно спокойно ходят в храм.
А вот ответить тем, кто спрашивает, можно ли ставить свечи в церкви во время менструации, можно лишь отрицательно. Дело в том, что в эти особые для женщины дни естественного очищения, ей нельзя посещать храм и прикасаться к святыням, причем не только церковным, но и домашним. К святыням относятся иконы, свечи, лампады, Евангелие, Крещенская вода, просфора и святыни, привезенные из паломничеств.
Освящение квартиры
В желании иметь освященное жилище нет ничего плохого, но методы, к которым хотят порой прибегать люди не сведущие, иногда входят в противоречие с основами православной веры.
Начнем с того, что освящать квартиру или дом должен священник, которого вы можете пригасить к себе. Батюшка отслужит молебен с особыми молитвами, покадит, окропит и благословит всех тех, кто здесь проживает.
Как правило, если люди стараются жить если не совсем благочестиво, то хотя бы по-человечески порядочно, и в квартире не происходит никаких страшных происшествий, освящать ее второй раз не требуется. Но случаются ситуации, когда в доме могут побывать недобрые люди, или пьяницы-соседи устроят такой притон, что ощущение нечистоты будет доходить и до вас. Что делать тогда? Как осветить квартиру церковной свечой и святой водой в домашних условиях?
Вопросы весьма актуальные и ответы на них есть. Окроплять святой водой свое жилище можно хоть каждый день. Но делать это надо с молитвой.
От нечистой силы защищают молитвы «Да Воскреснет Бог, и расточаться врази Его» и псалом 90 «Живый в помощи…». Обе они есть в каждом православном молитвослове.
Можно совершить малое каждение кадильными свечами «монашенками», окропить святой водой или пройтись по всему дому с зажженной иерусалимской свечой и спеть молитву «Христос Воскресе из мертвых».
Если же вам совсем не спокойно, поговорите со священником – он посоветует, как быть. В любом случае, не стоит обращаться к сомнительным ритуалам, они могут оказаться магическими, после чего в вашем жилище может стать намного хуже, и его тогда придется снова освящать полным освящением, которое совершает священник.
Вопросы и ответы
В завершение статьи отвечаем на вопросы, которые кажутся совсем немыслимыми. Но раз их задают, значит люди нуждаются в ответах.
Почему трещит церковная свеча дома?
Свеча трещит из-за искусственных примесей в составе. На данный момент из-за большого спроса даже в восковые свечи иногда добавляют немного других компонентов.
Примета: свеча погасла в церкви.
В приметы верить грех, кроме того, свеча может погаснуть от сквозняка.
Что значит, если у свечи нет теней, к чему снятся церковные свечи?
В современном мире, несмотря на всю его технологичность, до сих пор остается много суеверий, на которые даже сложно адекватно ответить. Суеверия, рождаются от невежества или незнания. И с тем и с другим можно «бороться» просвещением. Читайте историю Церкви, православные духовные книги, беседуйте со священниками, и ряд вопросов отпадет сам собой.
Гадание на свечах на отношения
Гадать в православной церкви считается греховным, и уж тем более, делать это на церковных свечах. Никому не ведомо знать будущее. Господь нас учит безусловной любви, доверия Ему и упованию на Него. Жить надо здесь и сейчас, и жить достойно, понимая, что в любую минуту мы можем покинуть этот мир. Поэтому надо не гадать на отношения, а молиться. Просить у Господа единомышленника, а потом строить с ним отношения в любви всю жизнь.
Свеча церковная
История обычая
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).
Ветхозаветная служба в скинии (шатре). Греция; XVI в. местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат Источиник: http://www.ruicon.ru
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы — возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», — восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). «Слово Твое — светильник ноге моей»,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников » (Деян. XX, 8).
В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.
С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, — и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорил учитель Церкви Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду — и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует:
«во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников».
«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, — говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…»
Символическое значение свечей, лампад, света в храме
Свет в православном храме — это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его » (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние — паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. В о с к и е л е й в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века. блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей — это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам у) свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе — за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех «. Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, — паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила — более двенадцати.
Церковные светильники бывают разные. П о д с в е ч н и к и всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. П а н и к а д и л о (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и п о л и к а н д и л а, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак — таков смысл висящих паникадил и поликандил.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества — престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… » (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную…»
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.
Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.
Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.
«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. — Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Возжигание свечей в храме
Возжигание свечей в храме — это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.
Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.
Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.
Свечи следует ставить до начала службы, потому что как символ молитвы и как светильник свеча должна гореть именно во время богослужения, а хождение по храму в это время недопустимо. На ближний к вам подсвечник Вы сможете поставить свечу и в какой-то ненапряженный момент службы, но передавать свечи к дальним иконам во время службы также нежелательно (это создает целую цепочку людей, хоть немного отвлеченных от участия в богослужении)». (Священник Константин (Слепинин). Азы Православия. СПб.: Сатисъ, 2002).
Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хотите поставить свечку — приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших».
Как мы видим, церковная свеча — священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой купели, в знамении Святой Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, И), которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вы звать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о ‘скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
О упокоении
Свеча — наша жертва. Что мы пожертвуем деньги, что купим свечу — разницы нет. Это лишь символ, видимое подтверждение молитвы. Она не может быть «оздравной» или «заупокойной».
Свечу как знак нашей молитвы о живых или умерших можно поставить на любой подсвечник. Около одной иконы могут стоять две свечки, подтверждающие нашу молитву ко Господу, Божией Матери или тому или иному святому — и о здравии близких, и о упокоении. Да и сама молитва может быть разной: и просьба, и славословие, и благодарение.
Но — «Бог есть Бог порядка», как пишет апостол Павел, поэтому в храме выделяют особое место — канун, где люди сугубо молятся об упокоении. «Канун» — искаженное греческое слово, в переводе — «установленный». Это низкий квадратный столик с распятием и ячейками для свечей. Иногда он выглядит иначе — например, свечи ставятся в песок. Канун всегда легко найти в храме, на него и можно поставить свечу как подтверждение вашего сердечного вопля о почившем.
О здравии
О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах. Свечи можно ставить в любой части храма, кроме кануна, где молятся об упокоении. Как правило канун имеет прямоугольную форму, а остальные места для свечей — круглую.
Почему свечи нужно покупать в храме
Свечи нужно приобретать в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами не стоит.
Свеча, приобретенная в Храме, для верующего — предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного.
Духовное значение церковной свечи
На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую, обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнем. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая все соединяет вместе: и веру и надежду, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. Преподобный Серафим Саровский
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят. А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится — как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными — точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних — не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам — угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу, чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце — огонь любви к Нему и к угодившим
Ему и ревность подражать им, — в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь — грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только — ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, — что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.
Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не ноете мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, — Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, — не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, — значит над свечами, — когда приносящие их не заботятся о важнейшем — об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши — мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, — отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, — не услышу вас.
Сердце чистое — вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой [ 4 ]. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, — ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского:
«Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу.»