Что значит статус в конкурсе вуза
«Конкурсные процедуры становятся более понятными для абитуриентов»
«Такой конкурс предоставит большую вероятность поступить именно на ту программу, которую пожелает абитуриент»
Первое заметное новшество в новой версии порядка приема — возможность проводить «многопрофильный конкурс». При этом абитуриенты будут поступать не на конкретную специальность или направление подготовки, а на их укрупненную группу. В Минобрнауки считают, что это решение позволит вузам отбирать «наиболее подготовленных абитуриентов по широкому кругу образовательных программ (например, в целом на факультет вуза), а затем провести их профилизацию (специализацию) после 1-го или 2-го курса обучения».
Большинство представителей вузов, кто прокомментировал новый порядок приема для Indicator.Ru, считают это нововведение скорее правильным и предполагают, что оно расширит возможности вузов и поможет им увеличить средний балл ЕГЭ поступивших. Некоторые уже знают, на каких факультетах используют многопрофильный конкурс. Например, в Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова, по словам ректора Андрея Александрова, со следующего года абитуриентам факультета энергетики и электротехники больше не нужно будет сразу при поступлении выбирать, в тепло- или в электроэнергетике они хотят работать в будущем. Для этих ребят выбор при поступлении станет, возможно, немного проще. Сотрудники вузов вообще видят в многопрофильном конкурсе сплошные плюсы для абитуриентов. «Такой конкурс предоставит большую вероятность поступить именно на ту программу, которую пожелает абитуриент», — считает начальник центральной приемной комиссии Северо-Восточного федерального университета Елизавета Ильина. «Зачисление в этом случае дает возможность формировать в течение следующих двух лет осознанный выбор программ обучения, в том числе по сквозным трекам «бакалавр — магистр — аспирант», — отмечает проректор по образовательной деятельности Томского политехнического университета Михаил Соловьев. А вот у вузов, считает он, могут возникнуть сложности с процедурами выбора профилей или специализации уже в процессе обучения. Самому ТПУ, впрочем, уверен Соловьев, бояться нечего — в нем такие процедуры уже отлажены: «У нас почти все студенты первые два года проходят базовую инженерную подготовку, и выбор специализации подготовки проводится на втором курсе». Ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Виталий Дробчик отмечает, что в вузе еще не уверены, будут ли использовать многопрофильный конкурс уже в следующем году: «Однозначным плюсом данного подхода является возможное увеличение среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступающих в университет, к минусам стоит отнести тот факт, что абитуриенту будет непонятно, на какое направление он поступает и кем станет после обучения».
Следующее в новом порядке приема значительное изменение — так называемые «предметы по выбору» в списке вступительных испытаний. Как и раньше, абитуриенту нужно будет сдать для поступления три, реже четыре ЕГЭ. Но теперь вуз сможет ввести альтернативы для третьего (и для четвертого, если оно есть) вступительного испытания в этом списке. Например, будет требовать сдавать не физику, а физику / информатику. Сдавать оба ЕГЭ и потом выбирать лучший результат или сдавать только один экзамен, каждый абитуриент будет решать сам. Конечно, такое новшество увеличит шансы абитуриентов на поступление — если только вузы введут в свои списки вступительных испытаний «предметы по выбору». И поскольку мера сулит рост среднего балла ЕГЭ поступивших, это, похоже, будет сделано почти везде. «Сделать выбор третьего вступительного испытания из нескольких предметов возможно практически по каждому направлению, и вузы это приветствуют. Это повысит проходной балл, даст возможность абитуриентам с информатикой поступать на технические направления», — заявил ответственный секретарь приемной комиссии Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина Алексей Перегудов. О том же сказал его коллега из Южного федерального университета Иван Половко. А проректор ТПУ Михаил Соловьев предполагает, что «предметы по выбору» помогут развитию междисциплинарных направлений подготовки, ведь на них смогут поступить абитуриенты с разными интересами: «Это хорошая возможность привлечь в университет разносторонне развитых абитуриентов и в дальнейшем формировать междисциплинарные студенческие команды для проектной работы».
Как и в случае с «предметами по выбору», вузы получили больше свободы в приеме абитуриентов со средним профессиональным образованием. В прежнем порядке приема говорилось, что список вступительных испытаний для них должен включать все те же общеобразовательные и дополнительные экзамены, что предусмотрены для вчерашних школьников. Новый порядок требует только, чтобы совпадало число экзаменов в двух списках, а вот их содержание может отличаться. Это изменение выглядит очень логичным: зачем экзаменовать выпускника техникума по программе средней школы, если у него есть уже и профессиональные знания, которые можно проверить?
Другое нововведение, расширяющее права вузов, выглядит более спорным. Раньше организации определяли в своих правилах приема только уровень олимпиад школьников, победа в которых дает право на одно из двух «особых прав» при поступлении — прием без экзаменов или 100 баллов ЕГЭ по тому же предмету. Новый порядок дает вузам составлять собственный перечень олимпиад, по результатам которых абитуриент может получить льготы при поступлении. Конечно, выбрать олимпиады в свой список можно будет только из утвержденного Министерством перечня, и откровенно коммерческих низкопробных «конкурсов» там не будет, тем не менее у каждого вуза получится свой вариант. Не приведет ли это через несколько лет к тому, что каждый университет будет учитывать, кроме Всероссийских, только свои собственные олимпиады, которые станут более узкими и закрытыми? Вопрос открытый.
50 заявлений, одна волна
Вопросы с олимпиадами и вступительными для выпускников со средним профессиональным образованием важны, но касаются далеко не всех абитуриентов. В новом порядке приема есть еще несколько норм, которые затронут абсолютно всех.
Максимальное число вузов, в которые абитуриент может подать заявления, по-прежнему равно пяти. Передать документы можно лично, через почтовых операторов или через электронную систему организации — любой из этих способов должен быть доступен абитуриенту, то есть не иметь сервиса дистанционного поступления больше не получится. В документе не говорится об обязательном использовании суперсервиса для поступления онлайн через портал госуслуг, хотя представители Министерства при его запуске в этом году объявили, что через год к общей системе подключатся все вузы страны. В новом порядке приема портал госуслуг упоминается как один из вариантов дистанционной подачи документов, и в целом университеты пока больше ориентируются на собственные электронные системы.
Ряд нововведений в порядке приема может стать для этих электронных систем проверкой на прочность. Во-первых, вузы теперь могут самостоятельно расширить число направлений подготовки и специальностей, на которые абитуриент может подать заявления, до десяти. Если размахнуться, можно участвовать в конкурсе на 50 специальностей одновременно! Правда, к этой мере вузы относятся в основном настороженно. «Если у абитуриента высокие баллы, то даже трех направлений при поступлении было много, так как в итоге абитуриенту было сложно выбрать, куда пойти, — отмечает Дробчик. — А вот если балл, как мы его называем, «пограничный», то разнообразие выбора позволит абитуриенту остаться в том высшем учебном заведении, которое он выбрал». В общем, хорошо, что вуз может сам установить любое число конкурсных направлений для абитуриента от двух (меньше нельзя, потому что по порядку приема абитуриент должен иметь право участвовать в конкурсе на несколько направлений) до десяти. Расширять список до десяти заявлений сразу готовы явно не все. Да и не все абитуриенты смогли бы выбрать столько направлений в одном вузе, напоминает ответственный секретарь приемной комиссии Пензенского государственного технологического университета Валерий Люсев: «Здесь нужно особенно внимательно подойти к выбору сдаваемых экзаменов. Этого «набора» должно хватить на десять направлений подготовки».
Интересное нововведение связано с конкурсными списками: теперь они должны публиковаться на сайте организации без имен и фамилий абитуриентов. Узнать себя поступающие смогут по номеру полиса пенсионного страхования (или по специально присвоенному коду, если СНИЛС у абитуриента пока нет). Для вузов, считает Михаил Соловьев, это скорее хорошо, но есть нюансы: «Это возможность закрыть данные от недобросовестных конкурентов, которые переманивают абитуриентов из других вузов. Но со стороны отдельных участников приемной кампании это может показаться снижением открытости проведения отбора, здесь возможно появление слухов о недобросовестности проводимого конкурса». Дробчик не видит в изменениях ничего плохого и для абитуриентов: «Раньше отслеживали свою позицию по ФИО, сейчас по условному номеру. Главное же — отследить свою позицию в рейтинге и принять решение в нужный момент». Иван Половко согласен, что прозрачность не снизится, но вузам, считает он, придется адаптироваться к новым формам обработки данных.
Обновлять списки без имен и фамилий вузам придется не менее пяти раз в день. В некоторых сетевых обсуждениях это требование сочли явным бюрократическим перегибом. Не все представители вузов, приславшие в Indicator.Ru комментарии, видят смысл в пятикратном обновлении, но проблемой это требование никто не считает. В основном потому, что многие уже публиковали конкурсные списки в онлайн-режиме и в этом году, и раньше. «Наш вариант конкурсных списков позволял поступающим в режиме реального времени оценивать свои возможности на поступление по той или иной специальности», — говорит ректор ЧГУ. Так же ситуацию в своих вузах описывают остальные комментаторы: как только заявление появляется в информационной системе приемной комиссии и проходит проверку, подавший его абитуриент отображается в списках на сайте. Новшества в порядке приема скорее упрощают работу приемной комиссии, считает Алексей Перегудов: «До этого абитуриенты, которые хотели сменить перечень (направлений подготовки, в конкурсе на которые они участвуют, — Indicator.Ru), должны были отозвать ранее поданное заявление и прислать новое. Теперь этого делать не нужно. Можно просто заменить или расширить перечень направлений приема».
И наконец, очень серьезное новшество — отказ от двух волн зачисления. По прежним правилам все доступные для приема на общих основаниях бюджетные места по каждому направлению распределялись на два этапа. В первую волну заполняли 80%, во вторую — оставшиеся 20%. Для многих абитуриентов вторая волна была шансом в последний момент, когда все поступившие в другие вузы исчезнут из списков, пройти на бюджетное место. Теперь этот шанса не будет: на первом этапе вузы смогут зачислить только тех, кто поступает на льготных основаниях, по результатам олимпиад или по целевому набору, на втором — всех остальных. У тех, кто не поступит, будет другая возможность — вузы получают право закрывать незаполненные бюджетные места дополнительным приемом в любые выбранные сроки вплоть до 31 декабря. Ранее это было запрещено, отмечает Перегудов, а теперь становится нормой — и это к лучшему, ведь вторая волна зачисления, по его мнению, изначально была не нужна. Это мнение разделяют и в других университетах. Практика зачисления в одну волну в свое время показывала хорошие результаты, подчеркивает Андрей Александров, и теперь она снова поможет исключить громоздкость процесса. Абитуриентам она не создает дополнительной напряженности, считает Виталий Дробчик, а наоборот: «Очень сложно понимать, что идет процесс зачисления, а ты не попадаешь в первую волну и придется ждать следующего дня. В первую очередь это (отмена второй волны зачислений — Indicator.Ru) прекратит перебежки абитуриентов, которые в первую волну поступают на направления, где они 100% попадают, а потом высматривают, а куда еще можно с имеющимися баллами поступить. А во-вторых, конкурсные процедуры становятся более понятными для абитуриентов и их родителей». «Поступающий должен будет определиться сразу, в какой вуз он желает быть зачислен, с учетом ситуации в конкурсных списках», — согласен Иван Половко.
Во сколько бы волн зачисление не происходило, для него необходимо дополнительное заявление от абитуриента с согласием на зачисление. В этом году из-за пандемии такое согласие можно было подать в вуз, не отправляя туда свой аттестат или другой документ об образовании. В результате во многих вузах появились первокурсники, подавшие согласие и зачисленные параллельно в один или несколько других университетов. Все комментаторы согласны, что проблему таких «двоесогласников» новый порядок приема решает старым способом. «Новые нормы помогут решить появившийся в 2020 году вопрос с «двоесогласниками»: вернули необходимость подачи оригинала аттестата для зачисления», — отмечает начальник управления нового набора Томского государственного университета Евгений Павлов. Чтобы поступить полностью дистанционно в следующем году, придется подавать документы через портал госуслуг: наравне с оригиналом аттестата оценивается уникальная информация о нем, поданная через этот портал.
В 2021 году у поступающих в Высшие учебные заведения не будет второй волны зачисления. Поэтому всем, кто поступает без льгот и личных регалий, приходится рассчитывать только на свои баллы, набранные на ЕГЭ.
О том, что будущих студентов ждет ряд изменений, стало известно еще в конце весны 2021 года. Что изменилось, и когда абитуриенты узнают, поступили они или нет?
Как будет проходить зачисление абитуриентов в 2021 году
В связи с новыми изменениями, о которых в Министерстве науки Российской Федерации предупредили еще в мае 2021 года, абитуриентов ждут другие сроки зачисления:
Чтобы реально оценить свои шансы на поступление, абитуриенты должны отталкиваться от даты 6 августа, именно в этот день будут зачислены все, кто был в приоритете.
Таким образом, в 2021 году основная волна будет длиться на протяжении шести дней – с 6 по 11-е августа.
Влияние коронавирусных мер на процесс поступления в учебные заведения
Приемные кампании двух последних лет проводят с учетом цифровых технологий. Дистант плотно вошел в обиход. Теперь студенты не обивают пороги понравившихся учебных заведений, не ждут, когда повесят листки с результатами экзаменов, а просто регулярно обновляют интернет-страницы дома.
Ковидные реалии коснулись всех этапов приемной кампании. Подавать документы, отслеживать рейтинги поступивших, сдавать при необходимости внутривузовские экзамены теперь приходится онлайн, находясь перед домашним монитором.
Поскольку все процессы оптимизированы и максимально переведены в онлайн, в текущем году от студентов не требовалось предъявлять данные о вакцинации или подтверждать, что он не болен. Такие сведения подтвердил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Что касается учебного года, скорее всего занятия разрешат посещать только привитым студентам. Иначе придется каждые три дня сдавать ПРЦ-тест, что дорого и не удобно.
Главные изменения в приеме в вузы в 2021 году
Итак, кратко напомним главные новшества:
Сколько вузов можно выбрать
С 2021 года можно подавать документы в пять вузов, до 10 направлений в каждом.
Итого, 50 вариантов поступления — 50 конкурсных списков. Если во всех 50 списках, скажем, на 20 бюджетных мест претендуют около 1000 абитуриентов, и во всех 50 списках ваша позиция будет между 40-й и 100-й, вы не сможете понять, где у вас есть шансы.
Потому что вы не будете знать, кто из конкурентов, которые в списке стоят выше вас, отдаст оригиналы в другой вуз и автоматически выйдет из конкурса, освободив место. Ваша реальная позиция не будет соответствовать той, которую вы занимаете формально, на бумаге. Формальная позиция ни о чем вам не скажет. А увеличение количества вариантов поступления только усугубит ситуацию.
Конечно, если в конкурсном списке, где идет борьба за 20 бюджетных мест, вы займете позицию с 1-й по 20-ю, это будет означать победу. Но вот для тех, кто займет позицию ниже 20-й, выбор будет похож на «русскую рулетку». Вам придется принимать решение вслепую. Сделав неверный прогноз, вы потеряете все остальные шансы, которые у вас до этого были.
Как подать документы в вуз в 2021 году: очно и онлайн
Пока рекомендаций от Минобрнауки об исключительно дистанционном приеме документов нет, однако в связи с эпидемической ситуацией некоторые университеты уже перешли полностью на дистанционный формат, например, МГУ, НГУ, НИУ ВШЭ. Остальные учебные заведения принимают документы и очно, и дистанционно.
В этом году заявления можно подавать одним из четырех способов:
С 2021 года все вузы обязаны принимать документы в электронной форме. Это, безусловно, расширит возможности абитуриентов по выбору вуза.
Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» на Госуслугах
20 июня стартовала приёмная кампания в вузы, и на Госуслугах заработал обновлённый суперсервис «Поступление в вуз онлайн».
Что делать с новым конкурсом в вузах
Первый способ — быть лучшим и набрать 90-100 баллов на ЕГЭ, поступить по олимпиаде или пойти на целевое обучение.
Второй способ — использовать цифровые инструменты анализа. В этом году «Поступи Онлайн» запустил специальный сервис «Менеджер абитуриента», который позволяет увидеть то, что скрыто, — прогноз вашей реальной позиции в конкурсном списке с учетом приоритетов конкурентов и их позиций в других списках.
Когда вузы опубликуют приказы о зачислении в 2021
Согласно новым правилам приема, все вузы обязаны были опубликовать приказы о зачислении на очное отделение, бюджет, 2 августа.
Именно в этот день в России появляются все конкурсные списки в 2021 году.
Важно! С этого года в списках не будет ФИО. Вместо них вы увидите цифры — номера СНИЛС абитуриентов или индивидуальные коды, которые им присвоит вуз. Это очень сильно все усложняет.
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.