Что значит статус иностранного агента

Что значит статус иностранного агента

(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 481-ФЗ)

Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

2. Физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 настоящей статьи, обязано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в установленном им порядке.

3. На основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данного списка устанавливается указанным органом. В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.

4. От обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, освобождаются:

1) сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации по официальному приглашению;

2) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

3) иные лица по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны.

5. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает такое лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

6. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано не реже одного раза в шесть месяцев представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Форма и порядок представления отчета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

7. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации. Материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица.

8. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.

9. В случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, физическое лицо вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган ходатайство об исключении из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. В течение 60 дней со дня получения указанного ходатайства федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган принимает решение об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Форма ходатайства об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Источник

Статус иностранного агента для некоммерческой организации: признаки и порядок приобретения.

Деятельность некоммерческих организаций неразрывно связана с развитием гражданского общества, в рамках которого его члены получают широкие возможности по реализации своих прав и интересов. Характеризующими их принципами традиционно признаются независимость от государства и, как следствие, отсутствие излишнего государственного вмешательства в вопросы их создания и деятельности, добровольность формирования, предоставление им максимальной самостоятельности и возможности действовать на основе начал самоуправления и координации, однако это не означает их бесконтрольное функционирование со стороны государства.

Такое понятие, как «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента», появилось в правовом поле Российской Федерации сравнительно недавно для усиления контроля за некоммерческими организациями, осуществляющими политическую деятельность за счет финансирования иностранных источников.

Это явление получило свое закрепление в Российском законодательстве с появлением Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В соответствии с данным федеральным законом с 21 ноября 2012 года введен новый правовой статус для российских некоммерческих организаций — некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.

Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно; т.е. как наличие финансирования из иностранных источников, так и участие в политической деятельности сами по себе не являются достаточными для признания организации иностранным агентом.

Перечень источников формирования имущества некоммерческих организаций дан в п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Это пожертвования и аналогичные по статусу поступления (не являющиеся выручкой от реализации товаров, работ и услуг); членские взносы, вклад учредителей и иные аналогичные поступления; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по акциям и вкладам; денежные средства, переданные по договору комиссии, поручения или агентскому договору для исполнения поручения (не является доходом организации) и т.д.; данный перечень не является закрытым.

Следует обратить внимание, что законодательством не нормирована не только форма получения денежных средств из иностранных источников, но и их объем.

Таким образом, если в составе членов организации, уплачивающих членские взносы, имеется иностранное юридическое либо физическое лицо, лицо без гражданства либо российское лицо, которое получает средства от таких лиц, то квалифицирующий признак по иностранным источникам финансирования выполнен вне зависимости от размера взноса и его доли в бюджете организации в целом.

Вторым необходимым признаком присвоения некоммерческой организации статуса иностранного агента является ее участие в политической деятельности.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Важным в толковании понятия «политическая акция» является то, что любое публичное мероприятие, упомянутое в вышеназванном федеральном законе, однозначно (исходя из определения) является акцией. Таким образом, участие некоммерческой организации в проведении или финансировании собрания, митинга, шествия или пикетирования будет являться участием в акции.

Политической акцией может быть любое мероприятие, как публичное, так и непубличное, мотивы проведения которого связаны с изменением декларируемых в законах или иных нормативных и ненормативных актах целей и задач либо с изменением или отменой конкретных мер, направленных на их достижение. Характерно, что проводимые акции с позиции закона должны иметь цель воздействия на государственные органы или общественное мнение. Это, прежде всего, любая форма обращения к ним, в том числе посредством петиций, сборов подписей, демонстрации лозунгов, открытых писем, видеообращений и т.п.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству.

Таким образом, при получении денежных средств и имущества от иностранных источников в целях осуществления вышеуказанной деятельности, некоммерческая организация не может быть признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Несмотря на то, что каждый из рассмотренных признаков признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно широк, для того чтобы считать некоммерческую организацию иностранным агентом, все эти признаки должны проявиться одновременно.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента подлежат государственной регистрации в общем порядке в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», но, вместе с тем, обязаны состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (реестр), ведение которого осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок ведения реестра утвержден Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Заявление о включении некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр представляется в Минюст России непосредственно или почтовым отправлением, а также в форме электронных документов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо одновременно с документами, подаваемыми для государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица, либо до начала осуществления такой организацией функций иностранного агента.

На основании представленного заявления Министерство юстиции Российской Федерации принимает распоряжение о включении некоммерческой организации в реестр. Сведения о некоммерческих организациях, содержащихся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

За неподачу заявления о включении организации в реестр деятельность организации может быть приостановлена на срок не более полугода.

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Необходимо отметить, что в настоящее время в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внесена лишь одна некоммерческая организация – Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».

Наделение некоммерческой организации статусом некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности по сравнению с другими некоммерческими организациями. В частности, материалы, издаваемые и (или) распространяемые такой организацией, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны представлять в Минюст России дополнительную отчетность, установленную приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Согласно данному приказу такая организация представляет в Минюст России непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) следующую информацию:

Получение Минюстом России указанных документов подтверждается уведомлением, которое выдается некоммерческой организации (в случае непосредственного представления) или в течение трех рабочих дней с даты их представления направляется в виде почтового отправления или в электронной форме.

Также были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие административную и уголовную ответственность за невыполнение некоммерческими организациями обязанностей, предусмотренных для некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранного агента.

Так, согласно ст. 19.7.5-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление или несвоевременное предоставление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 19.34 вышеуказанного кодекса установлена ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также за издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Такая деятельность влечет наложение соответствующего административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Необходимо отметить, что, не смотря на большой объем проделанной работы, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, данные изменения в законодательстве Российской Федерации вызвали различные сомнения и неодобрение некоторыми представителями иностранных органов.

Источник

Охота на иностранных агентов в России

Иноагентом могут признать некоммерческую организацию, общественное объединение, СМИ и даже физлицо. А наказания за игнорирование требований законодательства об иностранных агентах ввели не только для них, но и для тех, кто рассказывает об иноагентах в СМИ и соцсетях или распространяет их материалы

Что значит статус иностранного агента

В России журналистом быть опасно

Важность журналистской деятельности бесспорна: свободные СМИ – краеугольный камень демократического общества. Работа журналистов – осмыслять и поставлять информацию, которая делает нашу картину мира более полной и достоверной. И не зря эта работа имеет особый правовой статус во всем мире.

Согласно ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно получать и распространять информацию и идеи без вмешательства публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода массовой информации установлена и ст. 29 Конституции РФ. А Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» развивает положения о специальном статусе журналиста, устанавливая повышенную степень ответственности за нарушение его прав.

В любом демократическом обществе свободные и независимые СМИ служат рупором, который помогает каждому быть услышанным. Как только в государстве появляется хотя бы малейшее отклонение от демократического курса – правовые положения, гарантирующие журналистам свободу в осуществлении профессиональной деятельности, тут же начинают сбоить, а нередко и вовсе работать строго наоборот. Кажется, именно это происходит сегодня в России.

Согласно ст. 58 Закона о СМИ предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за ущемление свободы массовой информации, т.е. за воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей, распространителей продукции средств массовой информации и журналистов. Но если сравнить количество тех, кто наказан за воспрепятствование законной деятельности журналистов, и количество журналистов, привлеченных к ответственности за профессиональную деятельность, то становится очевидно: сегодня в России быть журналистом опасно, это профессия повышенного риска. Число уголовных дел, возбужденных в отношении представителей отечественных СМИ, растет. Самые громкие из них хорошо известны каждому: это дела Ивана Кашина и Ирины Славиной, Ивана Голунова, Ивана Сафронова, Петра Верзилова, Александра Пичугина, Светланы Прокопьевой, Елены Пивоваровой и других. Последнее событие в этом ряду, сигнализирующее о пройденном Рубиконе здравого смысла, – дело российского студенческого издания Doxa.

Поэтому журналистам крайне важно понимать стоящие перед ними угрозы и опираться на рекомендации, способные помочь минимизировать риски и избежать возможных последствий. Как адвокат, добившийся оправдания журналиста по уголовному делу и его полной реабилитации, возьму на себя смелость дать несколько советов. Речь пойдет о том, как не стать иноагентом и не оказаться в числе привлеченных к ответственности за журналистскую деятельность.

Кто такие иностранные агенты?

Законодательство об иноагентах получило распространение в разных странах мира. В США еще в 1938 г. приняли Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Он потребовал, чтобы иноагенты, представляющие интересы иностранных держав, раскрывали свои отношения с иностранным правительством и информацию о соответствующей деятельности.

В России понятие «иноагент» впервые появилось в 2012 г. 1 в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В 2014 г. Конституционный Суд РФ отметил, что «признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации…» 2 Со временем понятие «иноагент» прочно вошло в законодательство, а затем и повседневную жизнь.

29 сентября 2017 г. в Госдуму был внесен законопроект, касающийся изменений ст. 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Изначально он предполагал только досудебную блокировку сайтов запрещенных в России организаций, но ко второму чтению был дополнен и получил новое название: «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 6 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)». Тогда в нем и появился раздел, касающийся СМИ-иноагентов. 15 ноября законопроект был принят сразу во втором и третьем чтениях, а 22 ноября одобрен Советом Федерации – несмотря на отрицательное заключение Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Постепенно законодательство об иноагентах трансформировалось из административно-уведомительного в надзорно-репрессивное.

Какими бывают иноагенты?

1. Некоммерческие организации (НКО), включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». НКО – иноагент, если:

2. Незарегистрированные общественные объединения (НОО), включенные в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». НОО – иноагент, если:

3. Российские СМИ, выполняющие функции иноагента. СМИ – иноагент, если:

Сообщения и материалы, которые распространяют СМИ-иноагенты

Это публичное распространение любого информационного материала, будь то текст (публикация статьи в зарубежном журнале, комментарий в СМИ, книга), видео, аудио, подкаст; личный пост или комментарий под чужим постом в соцсети, репост чужого сообщения и т.д.

Политическая деятельность, в которой участвуют иноагенты

Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя и федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности России, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития нашей страны, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов и органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Формы политической деятельности:

Денежные средства и имущество от иностранных источников

Как иностранных агентов включают в реестр?

Реестр иноагентов ведет Министерство юстиции РФ 10 (в перечни включают СМИ, НКО, НОО и физлиц, которые выполняют функции иноагента 11 ). Он размещен на официальном сайте ведомства.

Основанием для включения общественного объединения в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, является распоряжение Минюста России. Оно издается после поступления уведомления или документов, направленных органом государственной власти РФ, подтверждающих получение общественным объединением денежных средств и иного имущества от иностранных источников и участие в политической деятельности на территории РФ.

Признали иноагентом. Что будет дальше?

Сообщения и материалы иностранного СМИ и российского юрлица, которые выполняют функции иноагента, должны сопровождаться следующим указанием 15 : «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

При распространении материалов СМИ в печатной продукции и с использованием Интернета, а также аудиовизуальной продукции это указание должно иметь форму текстового сообщения, а при распространении аудиосообщений – звуковую форму. Размер шрифта указания в печатной продукции и на сайтах должен вдвое превышать размер текста материала. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону. Указание, размещаемое в аудиовизуальной продукции, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20% его размера. При размещении указания в материалах в звуковой форме не допускается его наложение на звуковые фрагменты этого материала, а также применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения. Уровень громкости звука при воспроизведении указания не должен снижаться.

За что могут наказать иноагента и тех, кто о нем рассказывает?

Разберемся, кого и за что могут привлечь к ответственности.

Прекращение деятельности СМИ (ст. 16 Закона о СМИ).

Распространение в СМИ и в их сообщениях в Интернете информации об иноагенте или созданных им материалов без указания на выполнение им функций иностранного агента свидетельствует о злоупотреблении свободой массовой информации (ст. 4 Закона о СМИ). Подобные нарушения, совершенные редакцией неоднократно в течение 12 месяцев, и неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности СМИ являются основаниями для прекращения этой деятельности.

Административная ответственность

1. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ)

Распространение в СМИ и в их сообщениях и материалах в Интернете информации об иноагенте или созданных им материалов без указания на выполнение им функций иностранного агента влечет наложение штрафа: на граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юрлиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

2. Ответственность за непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иноагента (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ)

Непредставление или несвоевременное представление НКО, выполняющей функции иноагента, в государственный орган (должностному лицу) сведений, когда это предусмотрено законом, либо передача их в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение штрафа: на должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

3. Ответственность за нарушение обязанностей физлицом, выполняющим функции иноагента (ст. 19.7.5-4 КоАП РФ 16 )

Непредставление или несвоевременное представление физлицом, выполняющим функции иноагента, в уполномоченный орган сведений, когда это предусмотрено законом, либо передача их в неполном объеме или в искаженном виде, либо нарушение порядка представления таких сведений влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Неисполнение физлицом обязанности указывать на наличие статуса иноагента при осуществлении своей деятельности (предусмотренной п. 7 ст. 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ) влечет наложение штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

4. Нарушение порядка деятельности НКО, выполняющей функции иноагента (ст. 19.34 КоАП РФ)

Осуществление деятельности НКО, выполняющей функции иноагента, без включения в реестр иностранных агентов влечет наложение штрафа: на должностных лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; на юрлиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Производство НКО, включенной в реестр, материалов, их распространение либо направление ею материалов в госорганы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания статуса иноагента влечет наложение штрафа: на должностных лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; на юрлиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Производство учредителем, членом, участником, руководителем НКО, включенной в реестр, или лицом, входящим в состав органа такой НКО, при осуществлении ими политической деятельности материалов или их распространение, а также направление таких материалов в госорганы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания статуса иноагента НКО влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. руб.

5. Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или российского юрлица, которые выполняют функции иноагента (ст. 19.34.1 КоАП РФ 17 )

Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или учрежденного им российского юрлица, выполняющих функции иноагента, либо неисполнение требований законодательства иным лицом, информация о котором включена в реестр СМИ-иноагентов, влечет наложение штрафа: на граждан – 10 тыс. руб.; на должностных лиц – 50 тыс. руб.; на юрлиц – 500 тыс. руб. За повторное правонарушение гражданин заплатит 50 тыс. руб., должностное лицо – 100 тыс. руб., а юрлицо – 1 млн руб. За грубое нарушение (более двух раз в течение года) на юрлицо наложат штраф в размере 5 млн руб.

Иностранные структуры без образования юридического лица, признанные СМИ-иноагентами, несут административную ответственность как юрлица.

Уголовная ответственность

1. Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ)

Создание НКО (включая НКО-иноагента) или структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией или подразделением наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или дохода осужденного за период до 18 месяцев либо ограничением свободы, принудительными работами или лишением свободы на срок до 3 лет.

Минимальным наказанием за участие в деятельности такой НКО и пропаганду указанных деяний будет штраф в размере до 120 тыс. руб., максимальным – лишение свободы на срок до 2 лет.

2. Злостное уклонение от исполнения обязанностей в связи с признанием лица иноагентом (ст. 330.1 УК РФ)

Злостное уклонение от представления документов, необходимых для включения в реестр НКО- или НОО-иноагентов, наказывается как минимум штрафом в размере до 300 тыс. руб., как максимум – лишением свободы на срок до 2 лет.

Такие же наказания предусмотрены за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или учрежденного им российского юрлица, выполняющих функции иноагента, либо неисполнение иным лицом-иноагентом требований законодательства, совершенные после привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.

Непредставление в уполномоченный орган заявления о включении в список физлиц-иноагентов или отчета о деятельности, связанной с выполнением функций иноагента, после привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб., а самым строгим будет наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. То же грозит за непредставление такого заявления лицом, осуществляющим в интересах иностранного государства, его госорганов, международной или иностранной организации, иностранных граждан, лиц без гражданства сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности России.

Нынешнее законодательство об иноагентах позволяет развернуть охоту на независимые организации, СМИ и журналистов, что несовместимо с ценностями, присущими демократическому государству. Сейчас мы наблюдаем смену вектора: если еще недавно подавались гражданские иски или применялись административные штрафы, то теперь чаще возбуждаются уголовные дела по новым статьям Уголовного кодекса, предусматривающим наказание в виде лишения свободы. Нарушение свободы слова, введение цензуры, расправа над неугодными СМИ – вот основные признаки сегодняшнего «регулирования» деятельности организаций и граждан, действующих в интересах общества.

Рекомендации журналистам

Как же не стать иноагентом и не (при)сесть за журналистскую деятельность? Надежных вариантов немного: либо вовсе прекратить ею заниматься, либо писать исключительно о рекордных урожаях и достижениях действующей власти. К сожалению, сегодня практика применения законодательства об иноагентах выглядит как откровенное политическое преследование независимых СМИ. Если надежные варианты не подошли, нужно быть готовым к тому, что даже при соблюдении всех законов вы не застрахованы от возбуждения уголовного дела.

Тем, кто остается в профессии на свой страх и риск, может пригодиться перечень простых правил.

1. Написанный вами материал должен быть основан на фактах. Даже оценочное мнение желательно максимально приближать к реальности. В противном случае можно получить иски о защите чести, достоинства и деловой репутации или о компенсации морального вреда (как избежать уголовной ответственности за сплетни – читайте в статье «За клевету собираются сажать на 5 лет»).

2. Журналист несет ответственность за сведения, переданные ему другими лицами. Поэтому способ получения информации должен быть легальным и перепроверяемым.

3. Россия – страна тайн. Перед публикацией важно убедиться, что распространяемые сведения не составляют государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Самостоятельно сделать это сложно (в том числе потому, что перечень таких сведений постоянно расширяется), проще обратиться за помощью к юристам.

4. Политические или околополитические тексты попадают в зону повышенных рисков. Поэтому если материал политический, лучше оговорить это, использовав соответствующий дисклеймер. Например, вот так это сделал Фридрих Август фон Хайек в «Дороге к рабству»: «Когда профессионал, занимающийся общественными науками, пишет политическую книгу, его долг – прямо об этом сказать. Это политическая книга, и я не хочу делать вид, что речь идет о чем-то другом».

5. Важно соблюдать информационную гигиену. Используйте надежные средства коммуникации (telegram, signal, google.com). Это позволит сохранить сведения, составляющие журналистскую тайну, и соблюсти конфиденциальность информации о вас и вашей профессиональной деятельности.

6. Соблюдайте правила игры, прописанные в законодательстве об иностранных агентах: обязанность ставить пометки о статусе иноагента лежит как на СМИ, внесенных в реестр, так и на других изданиях, которые ссылаются на материалы СМИ-иноагентов или перепечатывают их. В обоих случаях пометки должны быть также в сообщениях в соцсетях издания.

7. Журналистам крайне важно следить за изменением законодательства и действовать в рамках закона. Да, это сложно: рамки все сильнее сжимаются, ориентироваться в ограничениях и запретах нелегко уже даже юристам. Но разбираться в этом необходимо, чтобы не подвергать себя рискам. Если за усердием депутатов Госдумы следить не удается, консультируйтесь с юристами при возникновении даже малейших сомнений.

8. Проявляйте разумную осмотрительность. Если вы узнали, что к вам и вашей деятельности проявляют интерес сотрудники правоохранительных органов (вызов на опрос, наведение справок, исследование документов, наблюдение, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров), не стоит испытывать судьбу, лучше незамедлительно обратиться за юридической помощью.

Законодательство об иноагентах стало механизмом легитимного деления журналистов (а также блогеров и прочих медиаличностей) на «своих» и «чужих» по признаку лояльности к власти. Вести честную и независимую журналистскую деятельность в таких условиях опасно, но вдвойне важно для общества.

1 Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П.

3 Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

4 Статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

5 Статья 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

6 Статья 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

7 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности».

8 Статья 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

9 Статья 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статья 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

10 Подпункт 30.27 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

11 Указ Президента РФ от 25 июня 2021 г. № 377 «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313».

12 Приказ Минюста России от 24 сентября 2020 г. № 216 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента».

13 Приказ Минюста России от 28 июня 2021 г. № 106 «Об утверждении документов, предусмотренных статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”».

14 Часть 9 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

15 Приказ Роскомнадзора от 23 сентября 2020 г. № 124 «Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания».

16 Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

17 Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *