Что значит стантить на мотоцикле
Вилли на мотоцикле – азы и первые правила
Нужно ли включать режим зануды, чтобы напоминать, что обучение вилли должно проходить не на дороге общего пользования, где малейший огрех может закончиться фееричным падением и случайными жертвами, задетыми по инерции мотоциклом. Естественно, мотоциклист должен быть полностью экипирован, чтобы в случае падения не расплатиться за ошибку здоровьем.
Вилли кажется простым трюком, когда его делают профессионалы или достаточно опытные мотоциклисты. Однако нюансов в исполнении много, а во время обучения ошибки стоят дорого. Здесь имеет значение буквально все: подготовка водителя, момент для подъема колеса, положение тела от начала до конца исполнения вилли, реакция в момент опускания колеса, сам мотоцикл и его техническое состояние… В данной статье мы не говорим о профессиональных стантрайдерах, но оглядывается на их опыт и наработки.
Предупреждение
Любой профессиональный «трюкач» подскажет, что для постоянных кульбитов мотоциклу потребуется помощь механика. Дело в том, что при долгой езде на заднем колесе у байка начинается банальное масляное голодание. Оно и понятно, законы физики никто не отменял! Поднятый вертикально мотоцикл провоцирует стекать технические жидкости, которые уже не распределяются равномерно по картеру и деталям, а под собственным весом стремятся вниз. Это относится и к бензину в бензобаке.
Второй проблемой может стать сама конструкция мотоцикла. На коротких байках встать на заднее колесо гораздо проще, чем на длинных. Совсем не зря на некоторых моделях специально ставят удлиненный маятник, в том числе это распространенная практика для мощных мотоциклов, на которых откровенно дрифтят и всячески препятствуют появлению вилли за счет конструкции.
В копилку проблем, созданных самим мотоциклом, можно отнести длинные выхлопные трубы. Если встать на заднее колесо и выровняться практически в «свечку», не забывайте следить, не цепляете ли вы трубами или номерным знаком асфальт. Искры, конечно, красоты добавляют, но это лишний повод потерять равновесие и потом «лечить» царапины боевого коня.
В общем, если есть желание поднимать свой байк на заднее колесо просто для красоты, по настроению пощекотать нервы себе и встречным водителям автомобилей, нужно понимать, как ваша модель мотоцикла вообще переносит подобные фокусы, и за какую грань перешагивать чревато.
На качестве вилли сказывается даже состояние задней покрышки и давления в ней. Профессионалы вообще снижают давление, чтобы увеличить пятно контакта и добавить устойчивости.
Бонус
Что опаснее всего в выполнении вилли: подъем на заднее колесо или спуск обратно? Так или иначе, вернуть колесо на асфальт дело далеко не последнее. При резком ударе можно словить воблинг или вовсе не удержать руль, и совершить таки не очень звездное, но приземление кубарем. В такие моменты новичков выручает демпфер. У опытных мотоциклистов, практикующих езду в вилли, «глаз наметан». Они способны опустить байк аккуратно. В этом им помогает расслабленная посадка (дабы не допустить перехода колебаний от колеса через водителя на весь мотоцикл) и правильное положение тела.
Обучение
Для обучения многие используют легкие кроссовые мотоциклы, которые не так страшно перевалять по песку, как спортбайк обшарпать об асфальт. Вариантов техники для обучения много, главное, чтобы минимум пластика, короткая база и живучесть в падениях.
Практика должна проходить на изолированных от активного движения площадках. В идеале обратиться к более опытным мотоциклистам, инструкторам или взять несколько уроков в школах, способных научить подобным элементам.
Самым безопасным способом наработать навыки езды на заднем колесе будет практика на вилли машине… кстати есть у «Партнер-Мото». Суть вилли машины в том, что водитель перестает бояться падения, так как его ограничивает и удерживает техника. Фатальные ошибки не закончатся печальным исходом.
Сложность вилли не только в подъеме и опускании переднего колеса, но и в удержании мотоцикла в ровном положении без отклонений в бок, из-за чего можно просто завалиться, не говоря уже об опрокидывании назад.
Первые попытки выполнить вилли рекомендуют делать на первой передаче. Суть не в том, чтобы разгоняться до космической скорости, а в том, чтобы накрутить обороты, и мотоцикл устойчиво ехал на холостых с закрытым газом. Новичкам советуют поднимать переднее колесо сцеплением, так как это позволяет работать на низких скоростях без резких рывков. О тонкостях работы газом, сцеплением и тормозом поговорим в отдельной статье. Сейчас обратим внимание, что в обучении не рекомендуется переключать передачи.
Чтобы попробовать поднять мотоцикл в вилли и не бояться разбить свой байк, можно обратиться в «Партнер-Мото», чтобы получить навыки езды на заднем колесе при помощи вилли машины и специально подготовленного мотоцикла.
Советы начинающим стантрайдерам: мотоцикл, экипировка и первые выступления
Степан Маслов, профессиональный стантрайдер и друг бренда Wolf, дал несколько советов новичкам, которые только пришли в этот спорт.
Тебе это точно нужно?
Чтобы понять, нужен тебе стантрайдинг или нет, нужно хотя бы раз попробовать. Когда я тренировался в мотошколе, то наблюдал такую картину: в сезон приходит учиться стантрайдингу сто человек, а остается в этом спорте в лучшем случае один. Первые пять тренировок у тебя не будет получаться ничего, буквально ни один трюк. А в джимхане, например, первые результаты видны почти сразу. Стантрайдинг — это занятие для максимально упертых людей, и на этом моменте из той сотни уйдут 90%.
Еще пара процентов уйдут, когда поймут, что стантрайдинг — это технический вид спорта, здесь нужно обслуживать мотоцикл, самому работать руками. А еще — возить мотоцикл на площадку. Доехать на нем же до места тренировки не получится: чтобы кататься по городу, нужно ставить мотоцикл на учет, а значит — устанавливать фары, поворотники, номера. В итоге получится совсем не профессиональный шоу-мотоцикл, а просто городской.
Отпугивают и травмы. В дрифте, например, травмы минимальные. Сидишь в каркасе, дрифтишь вокруг столба, все более-менее под контролем. А в стантрайдинге ты выполняешь трюки, когда земля, асфальт близко — травм действительно очень много. Вот уходят еще 5% от первого набора в сто человек. Остается тот один, самый целеустремленный.
Какой мотоцикл выбрать?
Мотоцикл для начала должен быть легким, чтобы при падении его можно было отбросить в сторону. Это может быть даже мопед. Тяжелый мотоцикл, если что-то пойдет не так, «прихлопнет» начинающего спортсмена и что-нибудь ему сломает.
Второй стантовый мотоцикл Степана — Husqvarna 610 SM. Первым был Yamaha Tricker 250 (фото не сохранилось)
На мотоцикл необходимо установить дополнительную защиту. Как она выглядит: по бокам крепятся дуги, а подножки меняются на более жесткие — они спасут рычаги, бак и другие пластиковые элементы при падении. Руль тоже надо поставить более прочный, чтобы он при необходимости становился точкой опоры. На руль мотоцикла обычно ставится дублер заднего тормоза, который позволяет стантрайдеру выполнять больше разных трюков. Теперь трюки на заднем колесе можно исполнять не только в сидячей позиции, используя стандартный задний тормоз под правой ногой, а вставать на мотоцикл, бегать по нему и прыгать, тормозя всего лишь одним пальцем при помощи отдельного рычага на левой части руля.
Сейчас у Степана Husqvarna 630 SMR
Но самое главное — объяснить начинающему спортсмену, что все должно быть в первую очередь безопасно, а потом уже красиво. Обязательна полная экипировка: черепаха, наколенники и налокотники, шлем.
Стантрайдинг — это дорого?
Стантовый мотоцикл в принципе обслуживается чаще, потому что на нем выше нагрузки и цена ошибки.
Когда отрабатываешь такой трюк, как Burnout (заднее колесо срывается в букс за счет затормаживания переднего колеса), то одной покрышки хватает на одну тренировку максимум. Это расходный материал и большая статья бюджета для каждого мотоспортсмена. Примерно та же картина и с выполнением дрифта (букс заднего колеса без контроля передним тормозом). При этом новая покрышка стоит примерно 7–8 тысяч рублей.
Что делать? Начинающие стантрайдеры ездят на свалку и ищут там подходящие покрышки. Я так уже не делаю, но не потому, что денег больше стало. Когда ставишь другую покрышку, нужно потратить две-три тренировки, чтобы понять, как она скользит, буксует, дымит. Ты тратишь время, чтобы вкатиться в покрышку, которая износится в два раза быстрее. Когда ты только начинаешь, это еще можно делать, а дальше — время дороже.
За сезон я меняю четыре-пять комплектов задних тормозных колодок и парочку передних. Ну и конечно, бензин — тоже важная часть расходов для любого спортсмена. Одна плотная тренировка длиной в три часа — полный бак топлива (8–12 литров). Одно выступление как на Tsunami Picnic — 7 литров бензина, поэтому у меня всегда с собой канистра топлива.
Как начать выступать?
Когда выступаешь, ты получаешь огромный опыт, потому что стараешься делать все наверняка. Мое первое выступление было на Royal Auto Show на стадионе «Петровский» в 2011 году, там была площадка для стантрайдинга. Я сам позвонил организатору и спросил, можно ли прийти и попробовать выступить. Приехал, посмотрел на других спортсменов — все ребята были серьезные. И вот я встаю на заднее колесо, начинаю ехать, а впереди ограждение с сеткой два с половиной метра в высоту. И я в эту сетку въезжаю. Несмотря на то что это был полный провал, на том выступлении я много чему научился.
Первое выступление Степана на Royal Auto Show (2011)
На другом выступлении у меня вырвало мотоцикл, когда я делал трюк Power circle (большой круг на второй передаче). Я упал, приземлился, а мотоцикл поехал дальше на накрученных оборотах прямо в зрителей. Они, наверно, тогда думали, что это часть шоу, все под контролем, поэтому не расходились. А потом мы встретились с ними в скорой помощи.
Одно из первых выступлений в начале карьеры, г. Таганрог
Сразу видно райдеров, у которых все под контролем, и райдеров опасных. Контроль мотоцикла — это важно. Тебе нужно точно знать, как начать, как закончить, эта уверенность приходит с опытом. Даже сейчас на выступлениях я не делаю трюки, которые только учу, это небезопасно.
Стантрайдинг. История и трюки.
Motorcycle stunt riding или stunting – это трюковая езда на мотоцикле на ровной площадке. Русско-язычная Википедия вообще не разместила о нем статьи, а различные публикации не дают целостной картины и совсем немного сообщают об истории этого популярного любительского вида спорта.
Свое начало стантрайдинг берет от различных полу-цирковых шоу, которые в середине 20 века гастролировали по миру. В этих программах присутствовали номера с мотоциклами. Так что можно считать, что прыжок на мотоцикле через пылающие кольца, исполненный Cytrix display team в 50-х годах в Великобритании стал началом формирования спортивной дисциплины «мотофристайл», а сопровождавшие его трюки на мотоциклах на ровной поверхности – началом формирования дисциплины «стантрайдинг».
Конечно, на ранней стадии развития трюковой езды, участники шоу использовали, в основном, легкие малолитражные мотоциклы. Но действительный расцвет станта наступил после того, как широким массам любителей стали доступны мощные спортивные мотоциклы. В 1970-м году производители спортивных мотоциклов добились того, что на их технике сразу после покупки в магазине стало возможным делать вилли. Именно тогда энтузиастами начала активно пополняться копилка исполняемых трюков. Вскоре начали устраиваться первые соревнования среди любителей и тех, кто профессионально участвовал в различных мотошоу. Однако, стантрайдинг до сих пор не вошел ни в одну спортивную федерацию в мире и поэтому не стал официальным видом спорта.
В России стантрайдинг появился в Санкт-Петербурге, но первые соревнования StuntBattl прошли в 2008 году под Москвой под эгидой MotulM1. В 2014 и 2015 году главные российские соревнования были приурочены к проходящим в Петербурге выставкам IMIS www.stuntoffice.ru/. Ну а самое ожидаемое событие этого года Interio StuntCup 2016 пройдет 3 сентября 2016
ТРЮКИ
Wheelie – 12 o’clock (Вилли-твэлв-о-клок) – поставить мотоцикл под прямым углом к земле
Wheelie – 508 (Вилли-файф-о-эйт) – из позы лягушки опустить одну ногу на землю
Wheelie – Blindside (Вилли-слабое-место) – из позы Special K перекинуть ноги на другую сторону мотоцикла
Wheelie – Boston Strangler (Вилли-Бостонский-душитель) – сидя на баке с ногами с одной стороны и согнутой в колене задранной вверх одной ногой
Wheelie – Can can (Вилли-кан-кан) – стоя одной ногой на подножке другую выбрасывать то вперед, то назад
Wheelie – Cliff hanger (Вилли-вешалка) – зацепившись ногами за подножки свисать назад до земли
Wheelie – Hand drag (Вилли-драга) – касаясь земли рукой
Wheelie – Heel clicker (Вилли-пятками-в-ладоши) – сидя на баке и закинув ноги за руль похлопать в ладоши пятками
Wheelie – HighChair (Вилли-на-высоком-стуле) – сидя на баке и закинув ноги за руль
Wheelie – One hander (Вилли с одной рукой) /No thrlotte hand (Вилли без контроля) –первый вариант – с оторванной левой рукой, второй с оторванной правой, которая обычно управляет газом и тормозом
Wheelie – Hitchhicker (Вилли-хитчикер) – став правой ногой на левую подножку и держа правой рукой левую ручку руля откинуть в сторону левую руку и ногу
Wheelie – No hander (Вилли без рук) – может быть исполнено стоя и сидя
Wheelie – Sitdown (Вилли-сидя) – сидя на сидении
Wheelie – Special K/50-50 (Вилли-особое-К или 50-на-50) – сидя на баке и закинув одну ногу через руль, а другую под руль
Wheelie – Spreader (Вилли-в раздвижку) – сидя на баке и с разведенными над рулем ногами
Wheelie – Superman/Jorian jump (Вилли-супермэн или Вилли-прыжок-Джорана) – остановить мотоцикл, стоя на сиденье, подпрыгнуть ногами вверх, не отпуская руками руля
Wheelie – Stand-up (Вилли-стоя) – просто стоя на подножках
Wheelie – Stall (Вилли-стояк) – мотоцикл стоит на месте
Wheelie – Stranger (Вилли-незнакомец) – наклонив мотоцикл налево, стоя на правой подножке и держась справа за руль
Akrobatyka/Inne – Acid drop (Леденец) – из позы Крест упасть сгруппировавшись вниз на бак, закинув ноги за руль
Akrobatyka/Inne – Bunny hop (Банна хоп) – прыжок мотоцикла
Akrobatyka/Inne – Coffin (Гроб) – задом-наперед, ноги на руль, руки на заднее сидение мотоцикла
Akrobatyka/Inne – Christ (Крест) – стоя на баке и разведя руки в стороны, как статуя Иисуса в Бразилии
Akrobatyka/Inne – Churro (Чурро) – сочетание элементов Христос и Заро. Стоя на баке, делаем круги, управляя рулем ногой
Akrobatyka/Inne – Deactivator (Деактиватор) – прыжок из положения стоя в седло мотоцикла
Akrobatyka/Inne – Elevator (Лифт) – из позиции Христос падаем вниз и садимся на бак
Akrobatyka/Inne – Handstand (Стойка на руках) – стоя на руках
Akrobatyka/Inne – Gorilla roll (Гарила-ролл) – кувыркнуться из позиции стоя на сидении и стать ногами на землю
Akrobatyka/Inne – Headstand (Стойка на голове) – стоя на голове
Akrobatyka/Inne – Switchback coffin zero’s (Гроб-зеро) – нарезать круги в позиции Гроб
Akrobatyka/Inne – Switchback (Задом-наперед) – спиной вперед
Akrobatyka/Inne – Watchtower (Сторожевая башня) – двигаться на мотоцикле стоя на руле с поднятыми вверх руками
Akrobatyka/Inne – Zero’s (Зеро) – отпустив руль и регулируя угол наклона мотоцикла и радиус задним тормозом
Akrobatyka/Inne – Callicoat whip (Щелчок кнутом) – быстрый разворот на 180 градусов движущегося мотоцикла www.youtube.com/watch?v=I4oWsbYcmg4
Drift/Burnout – Chainsaw (Дрифт-цепочка) – стоя рядом с мотоциклом и управляя правой ручкой газа и тормоза рисовать цепь кругов
Drift/Burnout – Hand drag (Дрифт-ручная-драга) – сидя и касаясь рукой земли
Drift/Burnout – HighChair (Высокий-стул) – дрифт с перекинутыми через руль ногами
Drift/Burnout – No footed (Дрифт-без-ног) – расставив ноги
Drift/Burnout – Rolling burnout (Отжиг в движении)
Drift/Burnout – Special K (Отжиг-особое-К) – с одной ногой, перекинутой через руль, а другой откинутой в сторону
Drift/Burnout – Spreader (Отжиг-в-раскоряку) – сидя на баке с расставленными ногами
StuntRiding: разбираемся в понятии
Мы расскажем вам историю появления стантрайдинга. Раскроем тайну, когда и как в России этот вид мотоспорта начал популяризироваться.
Stunt riding — это экстремальная езда на мотоцикле, дословно переводится, как «трюк» и «езда». Шоу на мотоциклах впервые начали демонстрировать в середине прошлого века в европейских цирках. Прыжки на байке через горящее кольцо стали началом такой дисциплины, как мотофристайл, а трюки на ровной поверхности дали толчок развитию стантрайдинга.
В то время для этих представлений использовались легкие малолитражные мотоциклы, мощности которых не хватало для по-настоящему эффектных выступлений. Только после того, как в 70-х годах широким массам стала доступна мощная техника, произошел настоящий бум стантрайдинга. В это время появилось большинство классических трюков. Тогда же начали проводиться первые соревнования. Впрочем, стантрайдинг так и не вошел ни в одну спортивную федерацию и до сих пор не признается официальным видом спорта.
Основателем направления считается Гарри Ротл. Он легко исполнял трюки на переднем и заднем колесах, которые считаются классикой в направлении.
Большинство трюков стантрайдинга строится вокруг нескольких основных элементов:
Качество исполнения базовых элементов является одним из критериев оценки райдеров на соревнованиях.
Следующий этап – это уже комбинация нескольких приемов и усложнение трюка.
В 1990-х прошел первый чемпионат мира по стантрайдингу. Зрелищность мотошоу поразила зрителей и жюри. Трюки и впечатляющие программы положили начало развитию этого вида мотоспорта в Америке и Европе.
Как и в другой дисциплине, в стантрайдинге прославлены свои рекордсмены. Так в 2012 году Джесси Толлер исполнил роллинг стоппи длиной в 402 метра. А Крэйг Джонс сделал тот же трюк, но уже с пассажиром длиной 305 метров. В 1999 году Патрик Фюрстенхофф сделал вилли на скорости 308 километров в час.
В Россию стантрайдинг пришел позднее, в 2004 году.
Первым массовым и зрелищным всероссийским конкурсом «поджигателей резины» стал слет MotulM1 Stunt Battle в 2008 году, в которой участвовали 13 сильнейших стантрайдеров. 2000 зрителей смотрели на представления на стадионе Лидер в Подмосковье. По итогам конкурса было решено создать «Комиссию по стантрайдингу», которая стала заниматься официальным регламентом и правилами чемпионатов. Главный председатель — Алексей Серебрянников, который пообещал на соревнованиях в 2008 году вывести стантрайдинг на высокий уровень в условиях официальности и правил.
Спустя 5 лет популяризация дошла до маленьких городов, где проходят региональные соревнования.
Стант-райдинг. Что же всё таки это такое?
Стант-райдинг
На двух лучше? А на одном интересней!
Стант-райдинг. Название этого экстремального вида спорта произошло от двух английских слов – stunt («трюк») и ride («езда»). Можно долго и безрезультатно спорить на тему того, когда возник стантрайдинг, но… давайте взглянем правде в глаза. Издавна существовали люди, которые хотели быть «не ка к все». Потом им на глаза попали первые мотоциклы. Это было круто, ведь езда на мотоцикле в те времена была тем самым «не как все». Но мотоциклистов становилось все больше и больше, поэтому деятельным личностям пришлось крепко призадуматься, а после начинать осваивать езду без рук, езду стоя, лежа и танцуя на байке. А позже Дуг Домокос, прозванный «Королем Вилли», случайно изобрел такой трюк, как езду на заднем колесе. Пожалуй, именно тогда и зародился стант.
Трансформация из увлечения разрозненных людей в мощное движение произошла в 80-х годах прошлого века. А основателем и вдохновителем этого движения считается Гарри Ротвел, начавший осваивать и мастерски выполнять классические ныне «вилли» и «стоппи». Кроме того, есть еще «донатс» или «burnout» – вращение заднего колеса на месте, или контролируемый занос. Именно эти три элемента входят в обязательную программу первенства мира по стант-райдингу.
Первый чемпионат мира прошел в начале 1990-х годов. Его участники продемонстрировали изощренные приемы вождения мотоцикла. Так, Крейг Джонс первым «сел на руль», то есть залез на бензобак, перекинул ноги через руль и поехал на заднем колесе. Как и в фигурном катании на коньках, в стант-райдинге гораздо важнее и почетнее придумать элемент, чем затем повторить его, поскольку набор возможностей ограничен – у мотоцикла всего два колеса. Со временем трюки все более усложнялись. Говорят, настоящая фигурная езда началась, когда райдеры перестали пользоваться ручкой газа, то есть, «накручивали» холостые обороты и ехали на них, придерживая мотоцикл только с помощью тормоза. Таким образом у них появилась возможность ездить без помощи рук. Первым это сделал бразилец Антонио Карлос Фариас. И, разумеется, тут же стал чемпионом.
Программа соревнований по стантрайдингу обычно состоит из квалификации, включающую в себя трехминутную произвольную программу. Лучшие стантеры, набравшие большее количество очков, попадают в финал, где стартуют в обратном порядке. Сам финал предусматривает восьмиминутную программу, которая оценивается по следующим критериям: количество выполненных элементов, их качество, скорость исполнения и зрелищность. А новизна элементов только добавит дополнительные баллы в копилку.
В произвольной программе разрешается замена мотоциклов на более легкие, а номера допускаются абсолютно любые. Большой популярностью у зрителей пользуется езда на мотоциклах и квадроциклах с несколькими пассажирами-партнерами. Обычно партнеры входят в состав команды каскадера и тренируются вместе с ним, хотя в шоу-программах в качестве пассажиров могут выступать и обычные зрители.
На настоящий момент существует «американская школа» и «европейская школа». Впрочем, с недавних пор заговорили и о японской, которая совмещает в себе две предыдущие. Причиной тому стал Шин Киношита, являющийся чемпионом Японии по стантрайдингу. Между прочим, он является именно тем человеком, который привел стант-культуру в Страну Восходящего Солнца.
Европейский стант более гармоничный и плавный, в нем упор делается на чистоту исполнения. Американский, наоборот, резкий, всегда на грани фола. Кстати, американские стантеры не особо любят защитную экипировку, даже часто пренебрегают шлемом.
Стант-байк
От обычного мотоцикла он отличается положением в пространстве. Правильный стант-байк большую часть времени едет либо на заднем, либо на переднем колесе. Исходя из этих причин, он имеет ряд отличий. Перечислим основные:
1. Руль и приборы. Стантеры предпочитают кроссовые рули – они не заворачиваются в «рога» и редко ломаются. Вариант с куском железного лома тоже был бы неплох, если бы не вес… Приборная панель переносится в труднодоступное для асфальта место.
2. Дублирующая машинка заднего тормоза. Лучше выбирать радиальную – она предоставляет лучшую информативность. Посредством армированного шланга ее соединяют либо со штатным задним суппортом, либо устанавливают второй, персонально под нее.
3. Дуги. Стант-байк падает часто, поэтому двигатель и пластик (если таковой еще имеется) нужно защитить от контактов с асфальтом.
4. Отключение датчика падения. На современных мотоциклах присутствует девайс, постоянно измеряющий уровень наклона мотоцикла. Поэтому, если сделать слишком высокое «вилли», он просто заглушит двигатель, посчитав, что вы уже упали.
5. Длинный трос регулировки холостого хода. Служит для «накручивания» холостых оборотов. Например, для езды на заднем колесе без рук.
6. Отключение вентиляции картера от короба воздушного фильтра. Причина заключается в том, что горячему маслу не место во впускной системе.
А если баловаться «вилли», оно там будет.
7. Задний бугель. Правильная рамка должна быть чуть выше сиденья, и не выступать при этом за заднее колесо – так устойчивей.
8. Масляное голодание. Для предотвращения этого пренеприятнейшего явления в двигатель заливают на 1 л масла больше, а также модифицируют маслозаборник, перенося его ближе к задней стенке картера.
9. Усиленное крепление радиатора. Как правило, большинство стандартных креплений может оборвать при жестком приземлении с «вилли». Этот «апгрейд» проводится в меру фантазии райдера.
10. Большая задняя звезда. Позволяет легче поднимать мотоцикл на заднее колесо. Многие стантеры предпочитают формулу «+12 зубьев» от стандарта.
11. Тумблер ручного включения вентилятора. Он переводится в положение «вкл», как только начинают стантить. Это полезное усовершенствование, которое спасает двигатель от перегрева.
12. Вмятый бак. Его верхняя часть делается плоской для удобства сидения и стояния. Иногда обклеивается антифрикционным материалом.
13. Усиленная нижняя траверса. Нередки случаи, когда стоковая деталь лопалась после неаккуратного приземления с «вилли». На ее место ставится тюнинговая, предназначенная специально для станта.
14. Укороченная выхлопная труба. При выполнении трюка «12 часов» стандартный длинный выхлоп может зацепиться за асфальт, что даст почти 100% гарантию падения.
Теперь, перейдем к самим трюкам. Они основываются на трех базовых элементах – «wheelie», «stoppie» и «burnout». Все остальное – их производные. Рассмотрим наиболее распространенные.
Wheelie
Первый базовый элемент. Учиться этому лучше на кроссовых мотоциклах, квадрах, или пит-байках. Поскольку физика процессов и методы управления одни и те же, рассматриваться будет обобщенный случай.
Сначала стоит убедиться, что задний тормоз исправен, а правая стопа уверенно может найти лапку. После этого желательно проверить натяжение цепи – оно должно быть в пределах заводских значений. В подножках не должно быть трещин и полузакрученных болтов.
Для езды на скорости свыше 30 км/ч оптимальное давление в задней покрышке – 1,4-2,1 атм. Ниже – 0,84-1,4. Стоит отметить, что слишком низкое давление делает езду «в свече» менее стабильной. Похожий эффект даст изношенная покрышка, из которой уже лезет корд.
Многие современные мотоциклы способны подняться на заднее колесо «с газа», но стантеры предпочитают все же использовать сцепление. Этот метод имеет ряд преимуществ:
Во-первых, вы можете ехать «в свече» на более низких оборотах, а соответственно, на более низкой скорости. Это позволяет новичкам удерживать байк дольше в свече и точке баланса. А также получать менее болезненные травмы. Продвинутые стантеры могут таким образом поднимать байк на заднее колесо практически с места.
Во-вторых, подъем происходит более предсказуемо. Это следует пояснить. Когда происходит подъем газом, передок поднимается относительно медленно. Когда он поднимается над землей примерно на метр, происходит резкий скачок вверх, так как газ почти полностью открыт. Это может привести к непредсказуемым последствиям. Когда подъем сцеплением сделан правильно, передняя часть поднимается почти сразу к точке баланса, а там высоту подъема можно контролировать газом и/или положением тела. После небольшой практики подъем сцеплением станет очень стабильным и совсем не страшным.
Обобщенная методика выглядит примерно вот так:
1. Включите первую передачу.
2. Разгонитесь до 20-25 км/ч.
3. Выжмите сцепление.
4. Добавьте немного газа и быстро отпустите сцепление.
5. Повторите шаги 1-4, увеличив обороты, пока переднее колесо не приблизится к точке баланса.
6. Уменьшите газ, если колесо превысило точку баланса. Если не помогло, мягко нажмите и отпустите задний тормоз.
8. Все вышеперечисленные пункты можно довести до автоматизма только путем падений и травм.
Stand Up Wheelie
«Вилли» в положении стоя. Ноги могут находиться на пассажирских подножках, сиденьи или бугеле. Допускаются вариации. Методика подъема та же, что и у традиционного «вилли». Подобное положение тела пилота позволяет лучше контролировать точку баланса ввиду большего простора для движений. Кроме того, ввиду смещения центра масс назад, поднять байк «в свечу» становится легче.
Flamingo
То же, что и Stand Up Wheelie, только одна нога находится в воздухе, в вытянутом положении.
Crossed Up Wheelie (High Crair)
Выражаясь простым языком, это «вилли» с ногами на руле. Сидеть при этом нужно на баке. Для выполнения этого трюка крайне желательна дублирующая машинка заднего тормоза, иначе удержать точку баланса будет сложно.
12 o’clock
Это езда на двух точках опоры, одной из которых является заднее колесо, а второй – задний бугель. Стать в это положение можно из «вилли». Если вы находитесь в точке баланса, катясь с неизменной скоростью, то нужно немного добавить газа, а за миг до касания бугелем асфальта чуть придавить задний тормоз, чтоб уменьшить силу удара. В этом положении важно соблюдать поперечный баланс, иначе можно завалиться на бок.
Apehanger
«Вешалка для мартышек». Начало – как в трюке «12 часов». А дальше ноги снимаются с подножек, руки распрямляются, и райдер скользит за мотоциклом по асфальту.
Circles
Один из наиболее сложных трюков. Чтоб приступить к его исполнению, сначала следует освоить медленную езду «в свече», пользуясь при этом только задним тормозом. Ну а сам принцип поворота довольно прост. Быстро переместитесь на ту же сторону, в которую байк падает. Для примера, если байк клонится влево, то переместитесь влево. Это движение заставит байк повернуть влево, компенсируя его наклон.
Stoppie
Второй базовый элемент. Обычное, «детское» стоппи, наверное, выполнял почти каждый мотоциклист. Хоть раз в жизни, но выполнял. Катясь со скоростью 10 км/ч, можно сместиться к баку и резко нажать на передний тормоз. В этот момент байк остановится, а заднее колесо подскочит вверх сантиметров на 20.
Более взрослое «стоппи» выполняется иначе. Давление в передней покрышке выставляется в пределах 1,2-1,5 атм. После, разгоняемся до 30-40 км/ч и плавно, но сильно зажимаем передний тормоз, одновременно с этим максимально смещаясь к баку. Посадка в этот момент должна быть прямая, а руки выпрямлены и напряжены. Когда заднее колесо оторвется от асфальта, усилие на ручке можно уменьшить. Формула проста – чем выше хвост, тем меньше усилия на ручке. Не стоит сразу пытаться достигнуть больших углов. Это не «вилли», и страховки в виде заднего тормоза здесь нет, поэтому от переворота может спасти только благоразумие. Перед тем, как закончить стоппи, можно зажать задний тормоз – это действие натянет цепь, останавливая ее болтание, что выразится в виде беззвучного приземления.
Если точка баланса благополучно пройдена ввиду неаккуратных действий или жгучего желания понтануться, а впереди маячит гостеприимный асфальт, то можно попытаться исправить положение. Например, отклониться назад, отпустить сцепление и дать газу. А лучше приготовиться катапультироваться и уходить в сторону от падающего вам на спину байка.
Rolling Stoppie
Езда на переднем колесе. Подъем осуществляется так же, только скорость должна быть выше. Трюк заключается в удержании байка в точке баланса. Управление во время «роллинг стоппи» осуществяется контррулением.
Чем выше задран байк, тем легче им управлять.
Crossed Up Stoppie
То же самое, что и «роллинг стоппи», только пилот сидит на баке, перекинув ноги через руль.
One Hand Stoppie
Ещё одна разновидность «роллинг стоппи» райдер держит руль одной рукой, а другой паказывает разные неприличные жесты. Когда убираете левую руку с руля, вы должны быть полностью уверены, что ваша правая рука не дрогнет, иначе получите нехилый расклобас и упадёте.
180 Stoppie
10 известнейщих стантрайдеров
Гарри Ротвелл (Gary Rothwell)
Именно его видеофильм «Show Time», выпущенный в 1996 году в Великобритании, вызвал небывалый резонанс в кругу любителей мотоциклов и послужил мощным толчком для развития стантрайдинга. Оказалось, что эквилибристика возможна не только на подготовленных эндуро или триал-байках, но и на самых обычных серийных спортбайках или неоклассиках.
Антонио Карлос Фариас (AC Farias)
Признанная икона станта, выполняет потрясающие трюки на любых типах мотоциклов и является одним из лучших Европейских каскадеров. Первым поехал на заднем колесе без рук, и осуществил езду на заднем колесе по кругу.
Крейг Джонс (Craig Jones)
Он первый, кто поехал на заднем колесе, перекинув ноги через руль («высокий стул»). Кроме того, ему принадлежит первый рекорд мира (2003 год) по скорости стоппи – на Buell XB9S он проехал 225 метров (740 футов) с разгона в 191,5 км/ч. В 2006 в Donington Park он установил новый рекорд в стоппи с пассажиром на Buell XB12R. Его партнер Wing Chui располагался над передним колесом, а вместе они проехали в стоппи 305 метров, начиная торможение со скорости 120 миль/час. Его агрессивная манера езды вместе с его уровнем и навыками отличает его от кого-либо.
Кевин Кармайкл (Kevin Carmichael)
Он был первым, кто сделал вилли на спортбайке без переднего колеса и вилки, а так же исполнил этот трюк с пассажиром. Он также был первым райдером, который начал использовать дублирующий задний тормоз на руле, который сейчас использует каждый стант-райдер во всем мире.
Крис Пфайфер (Chris Pfeiffer)
27 лет ездит на мотоцикле и за это время стал мировой знаменитостю в мире стант-райдеров. Он является многократным чемпионом мира (в том числе и действующим) по мотофристайлу и автором многих рекордов, в числе которых прыжок в длину с ходу (без трамплина) через 33-х лежащих человек и 15 оборотов вокруг своей оси на заднем колесе за 30 секунд. Крис Пфайфер известен хорошей техникой исполнения трюков на малых площадках. Кроме этого, Пфайфер не только блестящий ездок, но и шоумен: каждое его выступление – это эмоциональное событие для зрителей.
Дэйв Коатс (Dave Coates)
Занимается трюковой ездой более 10 лет. Вместе со своей женой Сандрой (Sandra Coates) стали одними из основателей езды в тандеме. В настоящее время Dave является мировым рекордсменом, проехавшем в «вилли» со скоростью 248,8 км/ч.
Джейсон Пуллин (Jason Pullen – J-Bling)
Прирожденный шоумен стантрайдинга. Знаменит тем, что впервые использовал для своих трюков совсем не стантовые Harley-Davidson. На своем Sportster он выделывает такие трюки вокруг себя, как будто это велосипед BMX! Эмблема на боку его мотоцикла гласит «Jason Pullen Stunts», он придумал это название для себя и для своего шоу, которое частенько проводится не на соревнованиях по стантрайдингу, а на выставках и слетах по… кастомам!
Райан Суханек (Ryan Suchanek)
Попав в октябре 2007 года в аварию на своем мотоцикле GSXR-1000 и пролежав более 2-х недель в реанимации, он лишился левой ноги до колена. А кроме этого, он получил множественные переломы бедер, ребер, ключицы, трещину в черепе. Но уже в мае следующего года Райан выступал в Китае (Шанхай) на очередном соревновании по стант-райдингу! А в 2009 году безбашенный райдер в Nashville (штат Теннеси) занял третье место во «Freestyle Burnout». Райан Суханек стал ЕДИНСТВЕННЫМ в мире стант-райдером с протезом вместо ноги, побывавшем на подиуме!
Билл Диксон (Bill Dixon – Bill D)
«Король Стоппи». Ему принадлежит рекорд мира по дальности езды на переднем колесе – 1140 футов.
Шин Киношита (Shinsuke Kinoshita)
Странтрайдер №1 в Японии. Кроме того, это человек, который является родоначальником станта в своей стране и основоположником «японской школы».
Ну и немного видео про стантрайдинг.
Вот такую я статейку, нашёл, и немного доработал. Собирал на просторах интернета больше 3 часов. Собрал со второго раза. Первый раз набирая её, и вставляя картинки, случайно закрыл закладку браузера. ушёл курить, вернулся за комп через 15 минут, и начал снова 🙂