Что значит средняя оценка
Что такое средний балл аттестата – как его считать и зачем он нужен
Фактически средний балл аттестата – это оценка, с которой выпускник девятого или одиннадцатого класса школы участвует в конкурсе при поступлении в колледж или техникум, но иногда бывают ситуации, когда и при зачислении в вуз могут пригодиться хорошие отметки в школьном аттестате.
Какие оценки идут в аттестат
В документы об основном (9 классов) и общем (11) среднем образовании вносятся сведения об отметках за каждый предмет из обязательной части учебного плана. Тем не менее итоговые оценки в аттестаты за 9 и 11 классы выставляются по-разному.
9 класс
Для девятиклассников важно, как они сдадут четыре предмета на ОГЭ (русский, математику и два на выбор), потому что в аттестат пойдет итоговая оценка, которую рассчитают как среднее арифметическое годовой и полученной на экзамене отметки. По остальным предметам, не сдававшимся на ОГЭ, и изучение которых завершилось в девятом классе, ставятся просто годовые оценки за 9 класс.
Причем неважно, какие годовые отметки были в восьмом или седьмом и более младших классах. Чтобы было понятнее: скажем, в восьмом классе с химией были нелады и за год стоит тройка, а в девятом вдруг проснулся талант Менделеева и годовую вывели пятерку. Это значит, что предыдущие провалы не в счет – они не имеют совершенно никакого значения, а в аттестат пойдет именно последнее «отлично».
Еще в аттестат за 9 класс идут оценки за предметы, которые изучались раньше, но полный курс завершился в 7–8 классе: это музыка, ИЗО и другие.
11 класс
На аттестатах одиннадцатиклассников баллы, полученные на ЕГЭ, никак не отразятся: им оценки выставляются без учета результатов экзаменов. Зато для них важно, какие отметки были в журналах в течение всех двух лет учебы в старшей школе. Итоговая оценка для аттестата за 11 класс рассчитывается как среднее арифметическое полугодовых (или триместровых, четверных – в зависимости от того, как в школе организованы учебный год и промежуточные аттестации) и годовых отметок за предмет, который изучался в 10 и 11 классе. Средний балл, который пойдет в аттестат, округляется до целого числа.
Годовые оценки за предметы, изучение которых закончилось до 10 класса, в аттестат за 11 класс не ставятся.
В аттестаты за 9 и 11 классы вносятся итоговые оценки за дополнительные курсы, которые школы включают в свои учебные планы, если на изучение предмета было отведено не меньше 64 часов в течение двух лет. За них средний балл для аттестата рассчитывается так же, как и для основных предметов в программах соответствующего уровня.
С 2021 года за три предмета: физкультуру, ИЗО и музыку – школы получили право ставить в аттестатах за 9 и 11 классы отметку «зачтено» вместо итоговых оценок по пятибалльной шкале. Другие записи вроде «не изучал», «освобожден», «не прослушал» не допускаются.
Как посчитать средний балл аттестата
Это гораздо проще, чем разобраться с итоговыми оценками за 9 или 11 класс.
Средний балл аттестата – это простое среднее арифметическое всех оценок, которые выставлены в документе об образовании – основном или общем среднем.
Итак, чтобы рассчитать средний балл аттестата, неважно за какой класс, надо сложить все имеющиеся в нем отметки и разделить полученную сумму на количество оценок. Никакие дополнительные вычисления с учетом полугодовых, четвертных, экзаменационных или любых других оценок не нужны.
То, что физкультуру или рисование теперь можно оценивать по системе «зачет/незачет», не значит, что из документов об основном и среднем общем образовании совсем исчезнут оценки по этим дисциплинам. Как именно отмечать спортивные и художественные таланты выпускников, учебные заведения решат на педсоветах и закрепят свое мнение внутренними нормативными актами. Если за эти три предмета или один из них нет оценки, то при подсчете среднего балла аттестата они (он) не учитываются – как будто их вовсе не внесли в документ.
Какой средний балл аттестата нужен для поступления
Значимость среднего балла аттестата для поступления на учебу в ссузы и вузы разная.
Колледжи
При поступлении в ссузы средний балл аттестата играет главную роль. Чтобы стать студентом колледжа или техникума, вступительные экзамены сдавать не надо (только на творческие или другие, требующие особых способностей специальности – например, военные, медики, педагоги, художники, танцоры). На учебу кандидатов зачисляют по конкурсу аттестатов. Его суть в том, что на имеющиеся места отбирают претендентов с наиболее высокими средними баллами аттестатов.
Для абитуриентов всех ссузов (колледжей, училищ, техникумов) хороший средний балл аттестата – это пропуск на бесплатную учебу в престижное учебное заведение и на востребованные перспективные специальности. Причем неважно, после 9 или 11 классов поступает абитуриент: конкурс все равно проводится по среднему баллу аттестата. Для поступающих на творческие и некоторые другие «особые» специальности к нему прибавляется оценка, полученная на дополнительных вступительных испытаниях (ДВИ) в самом учебном заведении.
Естественно, чем выше средний балл аттестата, тем больше шансов пройти по конкурсу. В престижных ссузах, таких как колледжи при ведущих университетах – РЭУ им. Плеханова, Финуниверситете, МГИМО, РАНХиГС и многих других, на популярные у абитуриентов специальности (экономика, право, гуманитарные науки) с очень небольшим количеством бюджетных мест средний проходной балл аттестата – 4,85–5. Причем, когда конкурс большой, баллы учитываются с точностью до сотых.
Более скромный проходной средний балл аттестата на направлениях с большим количеством бесплатных мест. В столичных колледжах это:
В спорных ситуациях при равном количестве баллов за аттестат или вступительные экзамены и документ об образовании приемные комиссии могут учитывать оценки по профилирующим для специальности школьным предметам.
При поступлении в вузы у среднего балла аттестата второстепенная, даже третьестепенная роль. Конкурс проходит по результатам ЕГЭ. К ним прибавляются оценки за ДВИ (на отдельных специальностях или в некоторых вузах – МГУ, МГЛУ, МГИМО, НГЛУ и др.) и индивидуальные достижения, если они есть. Средний балл аттестата никак не учитывается.
Он может понадобиться, только если абитуриенты наберут одинаковую сумму баллов за ЕГЭ, ДВИ и личные достижения. В этом случае предпочтение отдадут кандидату с более высоким средним баллом аттестата, но это необязательно: приемную комиссию могут заинтересовать отдельные оценки за профилирующие для специальности предметы. Такие делали надо выяснять в правилах приема вуза.
Официально методика подсчета среднего балла аттестата девятиклассников и одиннадцатиклассников изложена в приказе Минпросвещения № 546. (пункт 5.3б).
Как посчитать средний балл диплома: пошаговая инструкция
Оценки, которые студент получает во время сессии, нужны не только для того, чтобы он мог претендовать на стипендию. Именно от этих оценок зависит средний балл диплома выпускника. Мы расскажем, для чего нужно знать этот показатель успеваемости и объясним, как высчитать средний балл диплома своими силами или с помощью онлайн-калькулятора.
Больше советов для студентов и выпускников можно найти в нашем телеграм-канале. А во втором канале собраны выгодные предложения, которые помогут сэкономить.
Как узнать средний балл диплома и зачем это нужно
Студент должен знать, как считать средний балл диплома, если он собирается:
В первых трех случаях расчет среднего балла диплома нужен для того, чтобы правильно заполнить заявление: это важный показатель для поступления в магистратуру, аспирантуру или зарубежный университет. Чем выше у претендента средний балл, тем больше у него шансов преодолеть конкурс.
Также многие работодатели просят выпускников без опыта работы указывать средний балл по диплому в резюме, чтобы сразу понимать уровень знаний кандидата на должность.
В зарубежных вузах и иностранных фирмах среднее арифметическое оценок называется GPA (grade point average).
Что входит в средний балл диплома
Процедура расчета среднего балла похожа на подобный процесс с аттестатом. Действует один и тот же принцип: нужно найти среднее арифметическое всех оценок, указанных в приложении к документу.
Но существует и отличие: в случае с аттестатом для расчета берутся все оценки, а чтобы посчитать средний балл диплома бакалавра, нужно узнать, учитываются ли отметки за зачёты. Есть 2 варианта:
В ряде случаев такие вопросы могут возникнуть также с оценками за курсовые, практики, защиту дипломной работы. Обычно их не учитывают, но на всякий случай уточните этот вопрос у приемной комиссии.
Важно: берите для подсчета именно приложение, а не зачётку, т. к. вам не понадобятся текущие оценки за предметы, только итоговые.
Средний балл легко вычислить с помощью листика и ручки или калькулятора
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как рассчитать средний балл диплома быстро и без ошибок
Узнать средний балл диплома о высшем образовании просто:
Еще проще не складывать все подряд оценки, а перемножить конкретные отметки на их количество.
Например, у студента в приложении 6 «пятёрок», 9 «четвёрок» и 2 «тройки». Тогда средний балл диплома считается так: (6 х 5 + 9 х 4 + 2 х 3): (6 + 9 + 2) = 4.24.
Средний балл в дипломе бакалавра обычно округляют до сотых или десятых по стандартным арифметическим правилам.
Как правило, «красный» диплом получают те выпускники, чей средний балл не ниже 4.8: т. е. вы можете получить одну-две «четверки» (но троек быть не должно).
Как посчитать средний балл диплома онлайн
Если вы не уверены в своих математических способностях и боитесь ошибиться, всегда можно воспользоваться онлайн-калькулятором среднего балла диплома в интернете. Он подойдет и для того, чтобы проверить правильность своих расчетов или то, как посчитала средний балл диплома приемная комиссия: ее сотрудники также могут ошибиться.
А чтобы в вашем дипломе были только хорошие и отличные оценки, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его специалисты разберутся с любыми учебными проблемами.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Коэффициенты оценок в школьном электронном дневнике путают родителей, но дают более объективную картину знаний
Оценка оценке рознь
Вскоре после того, как российские школы перешли на электронные дневники, в образовательных учреждениях стала вводиться новая система оценивания результатов. Оценки за те или иные виды работ получили разный «вес», и среднее арифметическое из-за этого не совпадает с средневзвешенным баллом, который выставляет система.
Многие учащиеся и их родители уже успели привыкнуть к этому и согласны с данным принципом, но есть и те, кого он не устраивает.
Каким образом вычисляется упомянутый выше средневзвешенный балл? Каждая оценка школьника, которая выставляется в электронный дневник, имеет свой коэффициент в зависимости от сложности и важности выполненной работы. Учитель сам определяет коэффициент каждой конкретной работы, отмечая это в электронной системе.
Так, например, оценка за контрольную или лабораторную работу имеет более высокий коэффициент, чем за домашнее задание или устный ответ на уроке, и, соответственно, ее «вес», а значит, и влияние на итоговую оценку, будет выше. В некоторых системах вес оценок рассчитывается по стобалльной шкале, в некоторых – по десятибалльной, но принцип от этого не меняется.
Если ученик получал «легкие» оценки в течение всей четверти, принося на уроки скачанные в интернете рефераты и делая домашние задания с помощью ГДЗ, а самостоятельные и контрольные писал преимущественно на «тройки», по среднему арифметическому он вполне может рассчитывать на «четверку». Средневзвешенный балл этого не допустит – благодаря коэффициенту, будет четко видно, что школьник не знает предмет на «четыре», так как все основные проверочные работы написаны на более низкий балл, и исправить ситуацию, получая хорошие оценки за простые задания, не удастся.
Система помогает решить ситуацию со спорными оценками: по среднему арифметическому нередко возникает вопрос, что ставить ученику – «четыре» или пять», и благодаря средневзвешенному баллу ответ находится очень просто – если за контрольные и другие сложные задания стоят «пятерки», школьник заслуживает получить более высокий балл, и наоборот.
Константин Зятьков, главный редактор еженедельника «Наша Версия»
Школа – это все же не работа и не институт. Позднее взрослым людям придется столкнуться с тем, что на единственном экзамене в семестре или в году решается судьба их обучения в институте. А в жизни их вообще не будут подгонять, пока не подойдут сроки и не придется отвечать перед заказчиком. Однако, в школе ученикам до какого-то возраста стоит давать высокие балы за «старания». Ведь не все ученики пойдут в лидирующие федеральные ВУЗы. Некоторым из них, кому не случилось оказаться одаренным по всем предметам, сразу важно сохранить хотя бы здоровье. Вся эта тирада к тому, что важным остается в школе оценивать «старание» детей, их тягу к знаниям и желание преодолеть сложные моменты. Объективность оценки знаний предмета в баллах важна, но не в ущерб жизни молодого человека. Потому, если школьник перепугался и сдал контрольную на невысокий балл, стоит оценить и его домашние задания, и то как он замечательно тянул руку на занятии. Желание превратить школу в высшее учебное заведение уже заметно в начальных классах. Третьеклашкам приходится ходить и пересдавать контрольные, чтобы вытянуть годовую отметку. Такое можно представить в институте от человека, боящегося вылететь из вуза или потерять место в общежитии. Но стремление выстругать молодых школяров до состояния высочайшей значимости и объективизировать их оценки, на взгляд непрофессионала, кажется запредельным.
Данный принцип выглядит вполне справедливым, но далеко не всех родителей учащихся устраивает такой подход: кто-то не понимает, каким образом определяется итоговая оценка, кому-то кажется, что переход к новой системе и вовсе неправомерен.
Тем не менее, это не так. В соответствии с 273-м Федеральным законом об образовании, школы имеют право самостоятельно принимать решение относительно того, по какой системе они будут оценивать знания учащихся.
В школах, где практикуется выставление оценок на основании средневзвешенного балла, считают, что нововведение помогает выявить слабые места учащихся и показать, над чем им нужно работать. Педагоги отмечают, что дети часто стремятся улучшить четвертную оценку, беря дополнительные задания по предмету, начиная готовить рефераты и зазубривая материал, чтобы ответить на уроке, но контрольные работы пишут все равно не лучшим образом.
К тому же, оценивая успехи учеников за четверть, учителя и раньше опирались на результаты контрольных работ. Теперь подсчеты просто стали удобнее – сейчас их выполняет компьютерная программа.
Изменения не ведут к ухудшению успеваемости: если ученик по болезни пропустил контрольную, ему не поставят за это «ноль», который испортит четвертную оценку.
Кроме того, есть мнение, что подобная система поможет школьникам снизить уровень стресса при сдаче ЕГЭ: каждое экзаменационное задание «весит» по-разному, и для учеников это не является сюрпризом. Система выставления оценок при помощи коэффициентов позволит им лучше к этому подготовиться.
Разумеется, на практике случаются и некоторые казусы. Так, например, в октябре прошлого года в воронежской школе №101 разразился скандал: сначала за первую четверть были выставлены одни отметки, а потом их заменили на другие, сославшись на измененную систему оценивания. Родители школьников возмутились по поводу того, что их не предупреждали о нововведении, а объявление о средневзвешенной системе оценивания появилось на доске объявлений за несколько дней до конца четверти.
Директор образовательного учреждения, в свою очередь, заявила, что родители были предупреждены об изменениях еще в конце прошлого учебного года. По ее словам, она подписала соответствующий приказ 31 августа 2019 года, а 2 сентября объявила об этом на линейке. Руководитель школы предположила, что вопросы возникли у родителей, редко посещающих родительские собрания. Путаницу с оценками директор объяснила тем, что «учителя тоже люди», и некоторые из них перепутали графы оценок за текущий и итоговый диктанты. В итоге средневзвешенный балл был подсчитан неправильно, и это повлияло на итоговую оценку, которая впоследствии была исправлена.
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
News Articles
Возможно вы ищите.
Blog Posts
Считаем средний балл
Поступление в зарубежный вуз — это отличный способ изменить свою жизнь к лучшему, поскольку, получив высшее образование за границей, можно значительно расширить карьерные перспективы.
Не так много абитуриентов из России и СНГ решаются отправиться за высшим образованием в Европу; причиной тому часто является предубеждение, что это очень затратное в финансовом плане мероприятие.
Мифы на то и мифы, что реального положения дел не отражают. Сейчас есть возможности получить образование за рубежом дешевле, чем на родине. В некоторых европейских странах можно учиться в вузе бесплатно, но лучшие условия для учебы сейчас созданы в Германии. Здесь высшее образование в государственных вузах в принципе бесплатное для всех, включая иностранцев, и в большинстве случаев для поступления не нужно сдавать вступительные экзамены, а уж баллы ЕГЭ вообще никому не интересны.
Конечно, требуется знание немецкого, а на англоязычных программах — английского языка, подтвержденное соответствующим сертификатом, но зачисление обычно осуществляется по конкурсу аттестата, где главный критерий — это средний балл.
Что такое средний балл или GPA? Какова общая формула расчета
GPA или Grade Point Average — это средний балл аттестата. Представьте всю совокупность оценок, выставленных в аттестате (или в дипломе, если у вас уже есть полученное высшее образование). Если сложить все полученные баллы и разделить на количество предметов, по которым они выставлены, получим среднее арифметическое. В упрощенном виде это и есть средний балл, хотя его высчитывают с учетом того, сколько часов было потрачено на изучение каждой дисциплины (так называемые кредитные часы). Считается, что некоторые предметы «весомее» других, и это находит отражение в значении GPA.
Заслуживает понимания тот факт, что человек, особенно одаренный в какой-то области, может учиться неровно: по одним предметам отлично, по другим, возможно, не так хорошо. Средний балл показывает, насколько ученик в целом успешен и старателен, ведь, чтобы получить хорошие оценки за предметы, которые «не идут», нужно проявить упорство.
Средний балл при поступлении
Каждый вуз определяет собственные критерии, по которым принимаются учащиеся. В одних вузах требуется средний балл выше, в других — ниже; требования зависят от престижности вуза и направления, от того, насколько большой конкурс на выбранную специальность. И, выбирая вуз, необходимо реально смотреть на вещи и заранее прикинуть, соответствуете ли вы его требованиям.
Поможет определиться с профессией и подходящим вузом наша услуга по карьерному ориентированию, разработанная специально для тех, чья цель — поступление и успешная учеба в немецком университете.
Как посчитать средний балл при помощи Excel
Очень просто считается среднее арифметическое в программе Excel:
Особенности расчетов в зависимости от зарубежного вуза
Как уже отмечалось, механический подсчет среднего арифметического — это лишь очень грубая прикидка, черновой вариант, не учитывающий «кредитные часы». Чтобы максимально точно оценить свои перспективы, считать баллы надо по тем же правилам, которых придерживается выбранный вуз, а этот момент обязательно нужно уточнить.
В любом случае, у каждого вуза есть собственные алгоритмы подсчета.
Баварская формула, и как ею пользоваться
При подсчете среднего балла возникает одна существенная проблема — несоответствие систем оценок в разных странах.
В России система оценок 5-балльная (хотя, на самом деле, удовлетворительных оценок только три). В немецких школах оценивают по 6-балльной системе, причем, оценки идут наоборот: единица — самая высокая оценка, а 6 — неудовлетворительная (в связи с этим, в вузах 6 вообще не применяется, и система оценок 5-балльная, но «наоборот» по отношению к российской).
Вам также может быть интересно:
Интересно!
Ряд немецких школ пользуется 15-балльной системой оценки.
В странах СНГ и постсоветского пространства свои особенности:
И все эти оценки необходимо перевести в немецкие.
Одним из распространенных способов перевода является так называемая «баварская формула»: N = 1 + 3 х (Pmax – P) / (Pmax – Pmin).
Минимальной оценкой считается минимальная удовлетворительная оценка. В России минимальная оценка — 1, но минимальная удовлетворительная — 3, ее и используем.
Баварская формула не является идеально точной, но волноваться не следует, так как она считает ваши баллы «с запасом».
Для подсчета GPA и перевода в немецкую систему можно воспользоваться специальными сервисами, доступными в интернете, либо обратиться за услугой к специалистам.
Как считать, если по предмету «зачет»
Если вы подсчитываете GPA диплома, часть предметов идет без оценки (зачетом). Обычно зачет приравнивается к оценке «отлично», но зачастую зачеты могут вообще не учитываться, так что этот момент тоже зависит от учебного заведения.
А что, если курс не закончен
В этом случае оценки есть только частично.
Об этом факте следует уведомить вуз и указать:
Если у вас наиболее низкие баллы по непрофильным предметам, вуз может это учесть. Также может быть предложен вариант зачисления с предварительными подготовительными курсами (обычно в течение одного семестра).
Средний балл — это важный показатель, который позволяет предварительно оценить ваши шансы на поступление. Всегда лучше подавать заявку в тот вуз и на то направление, которое вам по плечу. И пусть вузы пересчитывают его по собственным алгоритмам, примерная прикидка не повредит. Посчитать балл и подать документы на поступление вам помогут специалисты.
Вне весовых категорий: почему родители выступают против новых систем оценок
В Калужской области родители выступили против введения новой системы оценок — средневзвешенной. В отличие от привычной среднеарифметической системы при таком подходе учитывается не только сама оценка, но и так называемый вес того или иного вида работы. Что представляет собой такая система, которая, впрочем, уже несколько лет вводится и в других российских школах, а также каким образом родители могут влиять на критерии оценивания своих детей — в материале «Известий».
Родители против нововведений
В Калужской области разгорелся спор вокруг введения в одной из школ города Малоярославец новой системы оценок. Участники общественной организации «Родительское движение. Калужская область», а именно родители учащихся Малоярославецкой школы № 1, выступили за отмену средневзвешенной системы оценок. Они создали петицию, где говорится о том, что «данная система не является оптимальной для объективной оценки полученных знаний, а является лишь еще одним стрессовым фактором для неокрепшей психики детей школьного возраста».
По мнению родительского сообщества, привычный среднеарифметический метод более универсален и объективен, чем средневзвешенный.
— При средневзвешенной системе оценки выставляет компьютер, а каждая оценка имеет свою «весовую категорию». Например, оценка по контрольной — это три балла, самостоятельная работа — два балла, домашняя работа или ответ у доски — один балл. Таким образом, если ученик написал контрольную работу на тройку или двойку в конце четверти, у него уже не будет времени и возможности на исправление этой оценки, ведь исправить надо будет не одну тройку, а целых три тройки или двойки, — указывалось в тексте.
Согласно петиции, решение об изменении системы оценивания знаний было принято без согласования с родителями и учащимися и «без каких-либо аргументированных обоснований целесообразности данной методики приняли решение».
Однако, утверждают родители, статья 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» гласит, что обучающиеся и родители являются важнейшими участниками образовательных отношений (п. 31). Статья 3, п.10 гарантирует «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями».
Введена и в других регионах
Как сообщили «Известиям» в министерстве образования Калужской области, инициатором введения этой системы оценивания выступило не само ведомство, а администрация школы. «Они приняли решение перейти на средневзвешенную систему. Какая-то группа родителей предложила не переходить на нее, выступили против, записали ролик. Мы всё это увидели и попросили руководство школы еще раз выйти на диалог с родителями», — отметили в министерстве.
— Что касается самой средневзвешенной системы — это обычная пятибалльная система, просто каждый вид работы имеет свой удельный вес — коэффициент. Она применяется и в других регионах России, в частности, в некоторых московских школах. В чем смысл: в зависимости от сложности работы выставляются коэффициенты — 1, 2, 3, 4. Например, ученик получил пятерку, и эта пятерка умножается на этот коэффициент. Следующую оценку он, например, получил за устный ответ, допустим, четверку. Но у устного ответа коэффициент пониже — 3. Оценки умножаются на коэффициенты, складываются и потом делятся на сумму этих коэффициентов — получается средний балл. Это только один из вариантов, как может это проходить, — рассказали «Известиям» в ведомстве. — В некоторых школах электронный журнал так и считает оценки автоматически, в нем заложена эта градация.
Возможно, позже
Как сообщили «Известиям» в самой Малоярославецкой школе № 1, школа только планировала перейти к этой системе с начала учебного года. Согласно принятому в школе еще в августе положению о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, вычисление средневзвешенной оценки планировалось сделать автоматическим в электронном дневнике. Однако сейчас реализация этого плана приостановлена после обращения недовольных родителей.
— Меньшинство победило большинство. Весь педагогический коллектив, администрация школы и большинство детей, заинтересованных в качестве знаний и результатах, были согласны с внедрением этой системы. Кроме того, сейчас мы принимаем претензии родителей о том, что они против того, что мы отказались от этой системы, потому что их как раз таки она устраивала. Мы никаких экспериментов не проводили, эта система проходит уже во многих российских школах, мы консультировались перед принятием решения о ее введении, — рассказали «Известиям» в Малоярославецкой школе. — Пока это внедрение приостановлено, и мы возвращаемся к старой системе. Будем работать над ней, и есть вероятность, что, может быть, мы к ней вернемся в следующем году, если она получит должное признание.
Решается локально
С математической точки зрения средневзвешенная система оценок более объективна, чем традиционная, потому что оценки, например, за проверочную работу или итоговый годовой экзамен теоретически имеют разный вес, считает член совета по общему образованию и дополнительному образованию детей комитета по образованию и науке Госдумы Константин Деревянко.
— Тем не менее ключевой вопрос состоит в том, а как определять вес той или иной учебной деятельности. Это на сегодняшний день регулируется локальными актами, то есть на уровне регионов или отдельных школ. Единых подходов в этом вопросе пока не существует. Система подвижна, развивается и требует еще уточнений и совершенствований, — указал он в разговоре с «Известиями». — Однако для того, чтобы она стала объективной и могла обеспечивать профилактику любых конфликтов, которые возникают в связи с тем, что, например, родители недовольны итоговыми оценками из-за несогласия с системой распределения этих коэффициентов, необходимо проводить комплексный анализ и вырабатывать единые стандарты.
Каждая школа в рамках действующего законодательства имеет право по согласованию с участниками образовательного процесса принимать решения о том, по какой системе оценивать учеников и делать ли это вообще, указывает в беседе с «Известиями» председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор лицея № 369 Константин Тхостов. «Сейчас, например, также активно обсуждается тема с выведением на зачетную систему таких предметов, как ИЗО, технологии, физкультура, музыка. Дело в том, что эти предметы иногда вызывают вопросы у детей и у родителей, ведь по большому счету они нужны для эмоциональной разгрузки, а когда начинается дополнительная нагрузка на и без того занятого по всем направлениям ребенка — это не совсем правильно, — отмечает Тхостов,
— По большому счету какова будет система оценивания — это договоренность отдельной школы с родителями во благо тех, кто там учится. Однако прежде чем что-то вводить, необходимо договариваться с участниками образовательного процесса, не забывая при этом главных экспертов в системе образования, к которым относятся и сами школьники, — считает он. — В любом случае это надо закрепить локально. В нашем учебном заведении, например, оценка выводится самой программой, которая называется «Электронный дневник»: ребенок свою четвертную оценку видит по ходу получения своих текущих оценок, и в этом нет никаких сложностей и проблем. Чем меньше человеческого фактора, тем лучше.
Законный рычаг давления
Любой локальный акт может быть обжалован вплоть до суда, сообщила «Известиям» адвокат Наталья Карагодина.
— По закону «Об образовании в Российской Федерации» у родителей также есть возможность обжаловать оценку ребенка по статье 45, где гарантируется «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Родители в праве направлять в органы управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обращение о применение к его работнику, нарушающему или ущемляющему права обучающихся, дисциплинарных взысканий. По закону должна создаться комиссия по регулированию споров в целях урегулирования разногласий. Комиссия создается в самой организации, — отметила Карагодина. — В то же время, если накопилось какое-то количество проблем и претензий у нескольких родителей, реально в таких ситуациях работает и коллективное обращение.