Что значит средний бизнес
Средний бизнес: определение, виды, государственная поддержка, кредитование
Так сложилось, что в России не принято обособлять средний бизнес как самостоятельный субъект экономических отношений. Чаще, говоря о делах, объединяют средний и крупный бизнес или малый и средний, как будто бы и не существует вовсе отдельных предприятий среднего бизнеса. Но это не так, и более того, он не просто существует, но и имеет отличия.
Критерии среднего бизнеса
Есть несколько основных критериев, по которым можно определить средний бизнес. К таким признакам относятся:
Количество служащих
Основным критерием размера бизнеса является количество работников, занятых в нём. Для облегчения налогообложения установлена чёткая граница количества сотрудников в предприятии, при котором оно считается малым, – от 15 до 200 человек. К сожалению, для крупных предприятий такого ограничения не существует на законодательном уровне. Но общепринято считать, что крупным предприятие считается, если в нём работает больше тысячи человек. Значит, предприятия с количеством работников от 200 до 1000 – средний бизнес.
Оборот предприятия
Оборот предприятия также является важным критерием его размера. К сожалению, у оборота компаний нет границ, установленных законодательством, которые бы разделяли их по размеру. И это понятно, ведь доходы компаний могут меняться в зависимости от многих факторов, например финансового положения в стране. Какой доход считать низким, а какой высоким, определяет лишь средний доход среди всех компаний на данный момент.
По данным 2016 года, условная граница крупного бизнеса характеризуется оборотом в 150 миллионов долларов. У малого бизнеса границы более чёткие: на упрощённые налоги могут по закону претендовать компании с оборотом в 15 миллионов рублей (557 тысяч долларов), следовательно, это и есть граница малого бизнеса. И таким образом выходит, что все предприятия с годовым оборотом между этими границами и являются средними.
Из-за большой разницы между максимальной и минимальной цифрой при делении по обороту возникают промежуточные размеры бизнеса: средне-малый (с оборотом до 12 миллионов долларов) и средне-крупный (с оборотом более 50 миллионов). Поэтому чётко разделить размер по обороту не представляется возможным, точно можно лишь сказать, что предприятия с доходом от 12 до 50 миллионов долларов – средний бизнес.
Доля рынка
Доля рынка также является важным критерием для определения размера бизнеса. Малый бизнес – доля 0,5 % и меньше, крупный бизнес – более 5 %. Однако такое расхождение является весьма крупным и опять возникают промежуточные размеры: от 0,5 до 1 и от 2,5 до 5.
Рыночная доля – относительный показатель, и поэтому позволяет решить проблему несопоставимости первых двух критериев. Но и здесь есть свои подводные камни. Дело в том, что различные рынки отличаются по концентрации, и в то время как на одном рынке всё контролируют 2-3 крупных игрока, на другом всё делится между множеством мелких.
Структура управления
Здесь всё проще: если компания управляется напрямую директором или через одно звено заместителей – это мелкий бизнес, если звеньев 2-4 – предприятия среднего бизнеса, 5 и больше – крупного.
Разумеется, и здесь не обошлось без своих нюансов. Например, компаний, у которых наличие одного звена управления связано со спецификой. Различия задает еще и разный подход руководителей: кто-то считает правильным нагромождать бесполезные пирамиды звеньев, а кто-то, наоборот, старается ограничиться минимумом уровней управления. Но всё это скорее исключение, нежели правило, и именно поэтому данный критерий является наиболее точным.
Функции маркетинга
Поддержка среднего бизнеса
Финансовые субсидии со стороны государства – это наиважнейший фактор успешно развивающегося среднего бизнеса. Кроме того, именно финансовая поддержка начинающих бизнесменов является главным показателем грамотно выстроенной экономики в стране.
Почему финансовая поддержка среднего бизнеса государством является столь важной для бизнесменов и самого государства? Для предпринимателей такая помощь является необходимой в связи с невозможностью встать на ноги самостоятельно в начале пути, ведь именно тогда предприятиям нужны самые основные вложения. Для государства же важно поддержать предпринимателей, потому что, создавая различные программы в поддержку бизнеса, они будут неизбежно объединять свои усилия на ведомственном уровне. Кроме того, присутствие в стране большого количества предприятий малого и среднего бизнеса формирует устойчивый деловой климат.
Что касается поддержки среднего бизнеса в России, то сейчас дела обстоят весьма неплохо. Власти каждого отдельного региона страны организуют комплексные меры, чтобы поддержать средний бизнес в России. Сегодня существует много разных видов субсидирования для предприятий среднего бизнеса.
Основные виды субсидий:
Любая программа помощи бизнесменам имеет свой период действия, ограниченный выделенными на неё средствами.
Также отдельно стоит упомянуть фонды для поддержки среднего бизнеса, как коммерческие, так и некоммерческие. Вот основные их виды:
Кредитование среднего бизнеса
По статистике, 30 % предприятий малого бизнеса закрываются уже после года работы из-за высокой конкуренции и нехватки средств. Решением данной проблемы может стать кредитование на выгодных условиях (малая процентная ставка и длительный срок выплаты).
К сожалению, закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” не предусматривает кредитование среднего бизнеса на особых условиях. Решение данной проблемы ложится на плечи местных органов управления и банковских структур. Показатель кредитования малого и среднего бизнеса постоянно растёт, однако всё ещё находится на 15 % удовлетворения нужд предприятий.
Разумеется, свой отпечаток наложил финансовый кризис, однако основной проблемой сейчас является недоверие банков к частным предпринимателям. Из-за отсутствия надёжных залогов кредитование среднего бизнеса считается ненадёжным. Чтобы получить кредит, предприниматель должен соблюдать два пункта: иметь чистую кредитную историю; заниматься бизнесом не менее полугода (или три месяца для торговых предприятий).
Основным показателем к выдаче кредита являются доказательства ликвидности бизнеса. Однако даже при их отсутствии получить заемные средства можно, но чуть позже или на меньший объём. Средний размер кредита для среднего и малого бизнеса составляет от 50 до 300 тысяч рублей, такой заем выдаётся на срок до одного года без залога. Для более крупной суммы придётся предоставить залог (особенно ценится недвижимость).
Что дает статус малого или среднего предприятия
Разбираемся, какой бизнес относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и какие преимущества дает этот статус.
Статус присваивается автоматически
Статус субъекта малого или среднего предпринимательства, МСП, — это скорее свойство бизнеса, чем статус в привычном смысле. Этим свойством обладают любые зарегистрированные в налоговой ИП и организации, если отвечают критериям закона.
Критерии зависят от категории субъекта МСП, всего их три:
К какой именно категории отнесут бизнес, зависит от годового дохода и количества сотрудников.
Категория
Годовой доход
Количество сотрудников
Чтобы получить статус субъекта МСП, не нужно заполнять заявление или подавать заявку. Механизм работает так: человек открывает бизнес, например регистрирует ИП или ООО в налоговой, и бизнес автоматически добавляется в реестр МСП. С момента регистрации до появления в реестре обычно проходит около месяца.
Исключают из реестра тоже автоматически, когда бизнес перестает отвечать критериям субъектов МСП. Еще могут исключить, если не сдать вовремя декларацию или не предоставить данные о численности персонала.
Чтобы вернуться в реестр после исключения, нужно исправить ошибки, например сдать декларацию, а потом ждать обновления. Обновления случаются редко: если исправить ошибки в апреле, бизнес вернется в реестр только в августе.
Субъекты МСП получают поддержку государства
Субъекты МСП могут получить от государства поддержку разных видов:
К примеру, субъекты МСП могут взять кредит по ставке 9,95% годовых — это ниже, чем в банках. Разницу между обычной и льготной ставкой покрывает государство. Чтобы взять такой кредит, нужно иметь статус МСП и работать в приоритетной отрасли: строительстве, внутреннем туризме, водоснабжении. Полный список приоритетных отраслей есть в постановлении правительства.
Поддержка неноминальная — есть субсидии и гранты на крупные суммы. Например, в Москве и Московской области субъекты МСП могут получить компенсацию до 50% расходов на продвижение в маркетплейсах, например на Озоне. Максимальная субсидия — 700 000 рублей.
Подробнее о мерах государственной поддержки мы рассказывали в других статьях:
Иметь статус субъекта МСП — это обязательное требование для субсидий, грантов и другой поддержки. Без этого статуса список того, что бизнес может получить от государства, сильно сужается.
Статус субъекта МСП — не единственное условие для грантов или субсидий. Еще нужно найти подходящую программу, собрать документы, подать заявку, а потом не закрывать бизнес в течение трех лет.
Рассказывает Ксения Алешина, бизнес-консультант и руководитель Центра развития предпринимательства Республики Карелии
Хочу отдельно отметить три момента: самозанятость, оформление документов и перенос сделок.
Самозанятость. На стадии открытия бизнеса люди часто выбирают самозанятость из-за низких налоговых ставок и простой отчетности. Но не учитывают, что самозанятые не относятся к субъектам МСП, а значит, не могут получать гранты, субсидии и другую поддержку государства.
Иногда людей пугает, что в течение трех лет после гранта или субсидии нельзя закрывать бизнес. Но тем, кто верит в успех, планирует выходить на рынок надолго и привлекать инвестиции, я советую открывать ИП или ООО, чтобы попасть в реестр субъектов МСП и получать поддержку государства.
Документы. С первого дня работы нужно оформлять и собирать документы на всё оборудование, аренду помещения, ремонт. Это могут быть чеки, договоры, товарные накладные и другие документы, подтверждающие расходы.
Документы понадобятся при оформлении субсидий. Субсидии выдают для компенсации расходов бизнеса за прошлый год, но эти расходы нужно подтверждать документами. Поэтому я не советую покупать оборудование с рук без договора купли-продажи или выбрасывать чеки.
Еще важно вовремя сдавать декларации и отчеты о количестве сотрудников. В моей практике было два случая, когда люди сдавали декларации с опозданием в несколько дней, потом подавали документы на грант, и на комиссии выяснилось, что их исключили из реестра субъектов МСП за нарушение сроков сдачи декларации. По условиям гранта нужно быть в реестре, а их там нет, поэтому получили отказ.
Перенос сделок. Бывают пограничные случаи, например: оборот компании за год 1,8 млрд рублей, но в декабре она планирует заключить сделку на 300 млн рублей. Если ее заключить, оборот будет 2,1 млр ₽, компания потеряет статус субъекта МСП и не сможет претендовать на поддержку. Чтобы сохранить статус, владелец компании переносит сделку на январь — это будет уже следующий год.
В моей практике была ситуация: компания перенесла сделку на следующий год, чтобы сохранить статус субъекта МСП и получить от государства компенсацию процентной ставки по крупному кредиту. Так можно делать.
О субсидиях могут задуматься и те, кто, к примеру, в прошлом году был крупным бизнесом, а в этом потерял часть выручки и снова попал в реестр субъектов МСП. При подаче документов на субсидии не смотрят, что было с компанией в прошлом, а проверяют только нынешний статус. Так, если компания в прошлом году покупала оборудование, она сможет компенсировать часть расходов и, возможно, улучшить свое положение.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке (и никакого спама)
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия
На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие — обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес — что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.
Определение понятий
Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим — предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.
Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.
Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.
Основные характеристики предпринимательства
Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:
Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.
Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.
Главная функция любой фирмы — участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.
Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.
Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.
В чем разница между малым, средним и крупным бизнесом и какие показатели среднего бизнеса в российской экономике на 2021 год
Средний бизнес – темная лошадка среди всех участников предпринимательства. Он как бы есть, но отдельно о нем никто не говорит. МСП (малое и среднее предпринимательство), крупный и средний бизнес… По факту, средний бизнес всегда где-то рядом, но о нем мало что известно.
Так чем же отличается средний бизнес от малого и крупного? Средний бизнес – это сколько сотрудников должно быть и какой оборот в год? Разберемся далее.
Что такое средний бизнес: самое простое определение
Средний бизнес – это организация, у которой годовой доход варьируется от 120 до 800 млн. руб., число сотрудников от 16 до 250 человек, а доля государственного участия не должна превышать 25%.
Предприятия среднего бизнеса не так приметны, как участники малого и крупного. Это те компании, которые находятся на городском и региональном рынке. Почему редко говорят о среднем бизнесе? Если найти примеры малого предпринимательства (это маленькие магазины, салоны красоты, строймаги местного значения) и крупного (это гиганты бизнеса на уровне страны и мира: Магнит, Пятерочка, Победа, Звениговский и др.) – легко, то относящиеся к среднему бизнесу фирмы – куда сложнее.
Таблица “Чем отличается средний бизнес от малого и крупного”
Критерий
Малый
Средний
Крупный
от 15 до 100 человек
от 101 до 250 человек
Непросто на любую сумму
Непросто на крупную сумму
Одна фирма в городе
Сеть в городе и регионе
Сеть по стране и за ее пределами
Имея в голове эту простую шпаргалку, всегда можно понять, какое предприятие относится к малому, среднему и крупному бизнесу и почему.
Что относится к среднему бизнесу: известные примеры
Найти конкретные примеры среднего бизнеса в Рунете практически невозможно (мы пытались). Известно лишь то, что границы между малым и средним бизнесом достаточно размыты. Можно предположить, что к среднему бизнесу относятся многочисленные нефтяные компании, агрохолдинги, горнодобывающие компании, сельскохозяйственные производители, сети строительных магазинов (например, “Березка”) и др.
Какие налоги платит средний бизнес
Малый и средний бизнес привычно объединяют в одно определение – МСП. Во всех источниках в Интернете пишут либо эту аббревиатуру, либо вовсе говорят лишь о малом бизнесе. Это свидетельство того, что средний бизнес находится в тесной связи с малым. А значит, условия для них будут примерно одинаковыми.
1. УСН
УСН есть нескольких видов – УСН “Доходы” (ставка от 1 до 6%) и УСН “Доходы минус расходы” (от 5 до 15%). Ставки определяются исходя из субъекта, в котором вы живете. УСН чаще всего выбирают предприниматели. По ней удобно платить, отчитываться и даже экономить.
2. ОСНО для всех
Общая система налогообложения автоматически применяется к любому бизнесу, если предприниматель при регистрации сам не выбрал налоговый режим. Вести учет по ней очень сложно, и без бухгалтера практически невозможно.
На общей системе есть сразу несколько видов налогов:
Налог на прибыль (20% платят организации);
НДС для всех (0%, 10%, 20%);
Налог на имущество для организаций (менее 2,2%).
Какие источники финансирования характерны для среднего бизнеса
Номер
Внутренние
Внешние
Прибыль. Это главный источник финансирования. Он рассчитывается так: доход — затраты х себестоимость товара.
Прибыль зависит от цены на продукцию, себестоимости товара и объема сбыта продукции.
Средства сторонних организаций. Если у вас с владельцем иной фирмы есть общие интересы, то можно объединиться и создать более масштабный и выгодный общий бизнес.
Валовая и остаточная прибыль. Под первой понимают общую прибыль, из которой еще не вычли издержки, налоги и пр. Остаточная прибыль – та сумма, которая остается после всех вычетов (чистая прибыль).
Распространение акций компании. Покупателями акций могут быть самые разные люди, с разным достатком. Их может быть 10, а может быть и 1000. Важно, что они вносят деньги в бизнес, а это финансирование.
Запасы товара. Деньги, которые вложены в приобретение продукции, учитывать как деньги в обороте нельзя. Их попросту нет, они вложены. Поэтому нужно грамотно распределять ресурсы и вычислять, когда стоит выделить деньги на товар, а когда стоит повременить.
Кредит. Как вариант – оформить займ в банке. Там фиксированная ставка и срок, все официально. Но может потребоваться залог.
Амортизация. Есть отдельный фонд, который создан для сбора денег на обслуживание, ремонт и замену техники. Оттуда можно одолжить деньги, но с последующим возвратом.
Коммерческий кредит. Можно занимать товары у поставщиков. Условия могут быть разными – отсрочка, рассрочка и др.
Государство. Можно попробовать выиграть грант, получить субсидию или госзаказ. Некоторые программы помогают выпутаться недавно открытым компаниям.
Как коронавирус повлиял на малый и средний бизнес
В 2019 году закрылось более полумиллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, а в 2020 – 4,5 млн. руб. В июле 2020 года насчитывалось 6,1 млн. МСП в стране. Уже через месяц число сократилось до 5,6 млн. В 2021 году будет перепись малого и среднего бизнеса, и данные, конечно, изменятся.
Какие проблемы есть у малого и среднего бизнеса: статистика 2021 по России
Каждая десятая фирма объявила о своем закрытии. Дело в том, что спрос на товары и услуги, который упал в период пандемии, не восстановился. Другая проблема – сложно платить налог на имущество и арендную плату. Предприниматели упорно просят снизить налоговую нагрузку, иначе число банкротов увеличится.
Также бизнесы не могут платить зарплаты сотрудникам и отчислять за них налоги в фонды. В этом вопросе государство уже их поддержало – ввело кредиты на з/п. Но на куче кредитов далеко не уедешь.
Меры поддержки государства
В пандемийный период пришлось тяжко всем. Чтобы оставить бизнес на плаву, Правительство приняло несколько программ по поддержке (подробнее о них – здесь).
По данным РБК, воспользоваться кредитами под 2% смогли более 21% опрошенных (всего было задействовано 5 000 руководителей). Отсрочку по долгам использовали 19%. Продление сроков внесения страховых взносов стало популярным среди 16% бизнесменов.
Меры поддержки, которые распространяются на 2021 год:
Возможность получать авансы по госконтрактам
Если раньше поставляющие государству по госконтрактам предприниматели могли получить максимум 30% предоплаты, то сейчас размер возрос до 50%.
Новая программа кредитования
С 1 марта вступил в силу закон о льготной программе кредитования. “ФОТ 3.0”, а именно так она называется, позволяет пострадавшим от коронавируса предприятиям взять кредит под 3%. Поручителем выступит государство.
Условия:
Кредит можно оформить до 1 июля 2021 на 12 месяцев;
Максимальная сумма – 500 млн. руб.;
На период действия соглашения работодатель обязан сохранить штат на 90% и более;
В первые полгода заемщик не платит платежи и проценты, во втором полугодии – ежемесячно отчисляет одинаковую сумму;
Воспользоваться программой смогут более пострадавшие отрасли – туризм, гостиничный бизнес, рестораны и др.
Как зарегистрировать средний бизнес
Будем рассматривать в качестве примера ООО, так как это самая популярная форма. Вообще, регистрация подразумевает несколько этапов, если она осуществляется самостоятельно:
1 ЭТАП. Подготовительный
Это сбор и систематизация имеющихся сведений – юридического адреса, паспортных данных, определение видов деятельности, фиксирование размера уставного капитала.
2 ЭТАП. Оформление документов
Решение о создании общества;
Договор об учреждении;
Заявление формы 11001.
3 ЭТАП. Сбор документов для регистрации
Заявление формы 11001;
Квитанция об уплате госпошлины.
4 ЭТАП. Обращение в налоговую, ожидание и готовые документы
Со всеми документами вам нужно обратиться в налоговую. Как только вы их подадите, в течение 5 дней вас поставят на учет. На выходе вы получите свидетельство о госрегистрации и постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ, заверенную копию устава. Далее вам нужно будет открыть расчетный счет, сделать печать, уведомить об этом ФНС. И готово!
Самый прибыльный средний бизнес сейчас
В условиях пандемии спросом у населения стала пользоваться доставка товаров на дом. Это и еда, и вещи, и прочее. Другие выгодные в наше время сферы:
юридические консультации и др.
Часто задаваемые вопросы
Почему средний бизнес умирает?
Год от года растет налоговая нагрузка (особенно НДС), бизнесу сложно платить. Некоторые начинают работать как ИП или сокращают штат, чтобы перейти в малый сектор. Так у них появляется возможность работать по ПСН или УСН, что гораздо выгоднее других систем.
Коронавирус тоже внес свою лепту. Сферы услуг, развлечений стали убыточными. Но это касается практически всех МСП. Выживают сильнейшие (читать: те, у которых была финансовая подушка безопасности, чтобы пережить безденежье и коронавирус какое-то время).
Почему средний бизнес называют двигателем экономики страны?
Средний бизнес в любой стране – опора экономики. Он создает рабочие места, поддерживает конкуренцию, выпускает новые товары. Как бы ни было парадоксально, средний бизнес – что-то среднее между малым (который гибок и легок на подъем) и крупным (который имеет вес в мире). То есть такой тип значительно влияет на экономику страны, является привлекательным для инвесторов и составляет большую часть ВВП.
Какой средний бизнес самый выгодный сегодня, а от какого стоит отказаться?
Как мы уже говорили, в 2021 году выгодно заниматься всем, что связано с интернетом и удаленкой. В прошлом году потерявшие работу ринулись проходить курсы в интернете и зарабатывать на новых навыках. Тенденция актуальна и сейчас. Кроме того, есть смысл заниматься доставкой товаров, логистикой перемещений, предоставлением консультаций в сфере юриспруденции и финансов.
Скорее продавать нужно гостиницы, коммерческую недвижимость под офисы, салоны красоты, бассейны, развлекательные клубы. Открывать такой бизнес сегодня мы вам не советуем – велики риски.