Что значит средневзвешенная оценка в школе

Вне весовых категорий: почему родители выступают против новых систем оценок

Что значит средневзвешенная оценка в школе

В Калужской области родители выступили против введения новой системы оценок — средневзвешенной. В отличие от привычной среднеарифметической системы при таком подходе учитывается не только сама оценка, но и так называемый вес того или иного вида работы. Что представляет собой такая система, которая, впрочем, уже несколько лет вводится и в других российских школах, а также каким образом родители могут влиять на критерии оценивания своих детей — в материале «Известий».

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Родители против нововведений

В Калужской области разгорелся спор вокруг введения в одной из школ города Малоярославец новой системы оценок. Участники общественной организации «Родительское движение. Калужская область», а именно родители учащихся Малоярославецкой школы № 1, выступили за отмену средневзвешенной системы оценок. Они создали петицию, где говорится о том, что «данная система не является оптимальной для объективной оценки полученных знаний, а является лишь еще одним стрессовым фактором для неокрепшей психики детей школьного возраста».

По мнению родительского сообщества, привычный среднеарифметический метод более универсален и объективен, чем средневзвешенный.

— При средневзвешенной системе оценки выставляет компьютер, а каждая оценка имеет свою «весовую категорию». Например, оценка по контрольной — это три балла, самостоятельная работа — два балла, домашняя работа или ответ у доски — один балл. Таким образом, если ученик написал контрольную работу на тройку или двойку в конце четверти, у него уже не будет времени и возможности на исправление этой оценки, ведь исправить надо будет не одну тройку, а целых три тройки или двойки, — указывалось в тексте.

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Согласно петиции, решение об изменении системы оценивания знаний было принято без согласования с родителями и учащимися и «без каких-либо аргументированных обоснований целесообразности данной методики приняли решение».

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Однако, утверждают родители, статья 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» гласит, что обучающиеся и родители являются важнейшими участниками образовательных отношений (п. 31). Статья 3, п.10 гарантирует «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями».

Введена и в других регионах

Как сообщили «Известиям» в министерстве образования Калужской области, инициатором введения этой системы оценивания выступило не само ведомство, а администрация школы. «Они приняли решение перейти на средневзвешенную систему. Какая-то группа родителей предложила не переходить на нее, выступили против, записали ролик. Мы всё это увидели и попросили руководство школы еще раз выйти на диалог с родителями», — отметили в министерстве.

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Что касается самой средневзвешенной системы — это обычная пятибалльная система, просто каждый вид работы имеет свой удельный вес — коэффициент. Она применяется и в других регионах России, в частности, в некоторых московских школах. В чем смысл: в зависимости от сложности работы выставляются коэффициенты — 1, 2, 3, 4. Например, ученик получил пятерку, и эта пятерка умножается на этот коэффициент. Следующую оценку он, например, получил за устный ответ, допустим, четверку. Но у устного ответа коэффициент пониже — 3. Оценки умножаются на коэффициенты, складываются и потом делятся на сумму этих коэффициентов — получается средний балл. Это только один из вариантов, как может это проходить, — рассказали «Известиям» в ведомстве. — В некоторых школах электронный журнал так и считает оценки автоматически, в нем заложена эта градация.

Возможно, позже

Как сообщили «Известиям» в самой Малоярославецкой школе № 1, школа только планировала перейти к этой системе с начала учебного года. Согласно принятому в школе еще в августе положению о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, вычисление средневзвешенной оценки планировалось сделать автоматическим в электронном дневнике. Однако сейчас реализация этого плана приостановлена после обращения недовольных родителей.

Что значит средневзвешенная оценка в школе

— Меньшинство победило большинство. Весь педагогический коллектив, администрация школы и большинство детей, заинтересованных в качестве знаний и результатах, были согласны с внедрением этой системы. Кроме того, сейчас мы принимаем претензии родителей о том, что они против того, что мы отказались от этой системы, потому что их как раз таки она устраивала. Мы никаких экспериментов не проводили, эта система проходит уже во многих российских школах, мы консультировались перед принятием решения о ее введении, — рассказали «Известиям» в Малоярославецкой школе. — Пока это внедрение приостановлено, и мы возвращаемся к старой системе. Будем работать над ней, и есть вероятность, что, может быть, мы к ней вернемся в следующем году, если она получит должное признание.

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Решается локально

С математической точки зрения средневзвешенная система оценок более объективна, чем традиционная, потому что оценки, например, за проверочную работу или итоговый годовой экзамен теоретически имеют разный вес, считает член совета по общему образованию и дополнительному образованию детей комитета по образованию и науке Госдумы Константин Деревянко.

Тем не менее ключевой вопрос состоит в том, а как определять вес той или иной учебной деятельности. Это на сегодняшний день регулируется локальными актами, то есть на уровне регионов или отдельных школ. Единых подходов в этом вопросе пока не существует. Система подвижна, развивается и требует еще уточнений и совершенствований, — указал он в разговоре с «Известиями». — Однако для того, чтобы она стала объективной и могла обеспечивать профилактику любых конфликтов, которые возникают в связи с тем, что, например, родители недовольны итоговыми оценками из-за несогласия с системой распределения этих коэффициентов, необходимо проводить комплексный анализ и вырабатывать единые стандарты.

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Каждая школа в рамках действующего законодательства имеет право по согласованию с участниками образовательного процесса принимать решения о том, по какой системе оценивать учеников и делать ли это вообще, указывает в беседе с «Известиями» председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор лицея № 369 Константин Тхостов. «Сейчас, например, также активно обсуждается тема с выведением на зачетную систему таких предметов, как ИЗО, технологии, физкультура, музыка. Дело в том, что эти предметы иногда вызывают вопросы у детей и у родителей, ведь по большому счету они нужны для эмоциональной разгрузки, а когда начинается дополнительная нагрузка на и без того занятого по всем направлениям ребенка — это не совсем правильно, — отмечает Тхостов,

— По большому счету какова будет система оценивания — это договоренность отдельной школы с родителями во благо тех, кто там учится. Однако прежде чем что-то вводить, необходимо договариваться с участниками образовательного процесса, не забывая при этом главных экспертов в системе образования, к которым относятся и сами школьники, — считает он. — В любом случае это надо закрепить локально. В нашем учебном заведении, например, оценка выводится самой программой, которая называется «Электронный дневник»: ребенок свою четвертную оценку видит по ходу получения своих текущих оценок, и в этом нет никаких сложностей и проблем. Чем меньше человеческого фактора, тем лучше.

Законный рычаг давления

Любой локальный акт может быть обжалован вплоть до суда, сообщила «Известиям» адвокат Наталья Карагодина.

Что значит средневзвешенная оценка в школе

По закону «Об образовании в Российской Федерации» у родителей также есть возможность обжаловать оценку ребенка по статье 45, где гарантируется «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Родители в праве направлять в органы управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обращение о применение к его работнику, нарушающему или ущемляющему права обучающихся, дисциплинарных взысканий. По закону должна создаться комиссия по регулированию споров в целях урегулирования разногласий. Комиссия создается в самой организации, — отметила Карагодина. — В то же время, если накопилось какое-то количество проблем и претензий у нескольких родителей, реально в таких ситуациях работает и коллективное обращение.

Источник

С 01 сентября 2021 года в школе вводится в практику средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся

Дополнительную консультацию можно получить по телефонам « горячей линии»

Телефоны «горячей линии»

Режим работы

Гуренкова Эльвира Викторовна, директор

с 08:00-12:30,
с 14:00-17:00

(кроме выходных и праздничных дней)

Худякова Елена Викторовна, заместитель директора

по УВР

Что такое средневзвешенный балл и как он рассчитывается?

Средневзвешенный балл – автоматически подсчитываемый показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за которые выставлены оценки. Сотрудники образовательной организации устанавливают для каждого типа работы «вес». Он может быть выбран в промежутке от 1 до 10 и отображает, насколько данная работа важна. Например, для домашней работы может быть установлен вес = 2, для самостоятельной = 5, для контрольной = 8, для итоговой контрольной = 10.

В чем отличие средневзвешенного балла от среднего балла?

Средний балл — это сумма всех оценок, разделенная на их количество.

Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости.

Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов этих оценок)

Пример подсчета:

«5» и «4» поставлено за контрольную работу;

«3» поставлено за ответ на уроке.

Вес работ: контрольная работа = 10 баллов, ответ на уроке = 1 балл.

Средневзвешенный балл = (5*10+3*1+4*10)/(10+1+10)=4,43.

Средний балл при таких же условиях = (5 + 4 +3)/3=4.

Но так как контрольные работы важнее, а они были написаны «хорошо», средневзвешенный балл показал, что обучающийся знает материал на 4,43, а не на 4 ровно, повысив его шансы получить «5» в четверти.

Примечание: средневзвешенный балл может быть равен среднему баллу, если все веса работ равны между собой.

Источник

Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся

Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся

Со второй четверти 2021 года в школе вводится в практику средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся. (презентация для ознакомления)

С 25 ноября, на родительских собраниях, информация о новой практике оценивания доводится до родителей (законных представителей).

Дополнительную консультацию можно получить по телефонам «горячей линии» (по рабочим дням (понедельник-пятница) с 08.00 до 17.00)::

(8-401-59)-3-16-96 — директор школы Гартунг Елизавета Самойловна

(8-401-59)-3-21-11 – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ёлкина Виктория Ивановна

(8-401-59)-3-21-11 – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Иванова Зоя Михайловна

(8-401-59)-3-21-11 – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Цыбина Надежда Александровна

Что такое средневзвешенный балл и как он рассчитывается?

Средний балл — это сумма всех оценок, разделенная на их количество.

Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости.

Формула подсчета средневзвешенной оценки:

Сумма произведений оценок на их веса

Сумма веса этих оценок

Особенности подсчета:

1. «Долги» ученика (невыполненные задания с обязательной оценкой, т.е. «точки» в журнале, причем, только те, срок выполнения которых истёк) учитываются как минимальные оценки равные «2» и при подсчете средневзвешенного приравниваются к «двойкам».

2. Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенной оценки.

3. На результат «взвешивания» влияют только отметки и «точки» в журнале (в дневнике ученика задания с обязательной отметкой выделены цветом).

Пусть в течение четверти было:

2 контрольных работы — вес 3,

3 самостоятельных работы — вес — 2,

1 практическая работа — вес – 2,

3 проверки тетрадей – вес 1

1. за первую контрольную – «3»,

2. вторую контрольную – «н», пропустил,

3. 1 самостоятельная работа –«2»,

4. 2 самостоятельная работа — «4»,

5. 3 самостоятельная работа «н», проболел.

6. За проверку тетрадей — две оценки «5» и одна «4».

7. Практическая работа – «4».

Если выписать оценки в ряд, получим:

Средний балл = (3 + 2 + 4 + 5 + 5 + 4 + 4) / 7 = 27 / 7 = 3,86

По среднему баллу ученик претендует на «4».

Однако, если использовать веса отметок, получим:

3*3 + 2*3 + 2*2 + 4*2+ 2*2 + 5*1 + 5*1 + 4*1 + 4*2 = 53 балла.

первое слагаемое 3*3 — первая контрольная;

второе слагаемое 2*3 — вторая контрольная, которую он пропустил;

3-е, 4-е, 5-е слагаемые с весом 2 — это самостоятельные работы;

6-е, 7-е, 8-е слагаемые с весом 1 — проверки тетрадей;

последнее слагаемое 4*2 — практическая работа.

Совокупный вес отметок (внимание: включая обязательные отметки, а не только полученные учеником):

2*3 + 3*2 + 1*2 + 3*1 = 17.

2*3 — получено 2 отметки с весом 3 (за контрольные работы);

3*2 — получено 3 отметки с весом 2 (за самостоятельные работы);

1*2 — получена одна отметка с весом 2 (за практическую работу);

3*1 — получено 3 отметки с весом 1 (за проверку тетрадей);

Итоговая оценка ученика будет равняться 53 / 17 = 3,12.

Очевидно, средневзвешенная оценка дает более точный уровень успеваемости.

Источник

СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

МБОУ «СОШ № 105 г. Челябинска», Челябинск, Россия

СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация. Интегральное оценивание видов учебной деятельности основано на учете относительного веса каждого задания. Для объективной аттестации обучающихся и качественной подготовки была введена Средневзвешенная оценка. Рассмотренный подход к оцениванию результатов по предмету на основе использования интегральной оценки и шкалы перевода баллов может служить одним из способов решения поставленной задачи, а именно объективности выставления оценок.

Ключевые слова: средства оценивания результатов обучения; интегральная оценка; оценивание; весовые коэффициенты; школьная отметка.

MBOU «SOSH No. 105 of Chelyabinsk», Chelyabinsk, Russia

WEIGHTED AVERAGE SYSTEM OF KNOWLEDGE ASSESSMENT AS AN INTEGRAL ASSESSMENT OF RESULTS (FROM WORK EXPERIENCE)

Annotation. Integral assessment of types of educational activities is based on taking into account the relative weight of each task. For objective certification of students and quality training, a weighted average score was introduced. The considered approach to evaluating the results of the subject based on the use of integrated assessment and the scale of transfer of points can serve as one of the ways to solve the problem, namely, the objectivity of grading.

Keywords: tools for evaluating learning outcomes; integrated assessment; assessment; weight coefficients; school grade.

Современные отечественные исследователи в области педагогики рассматривают целостный образовательный процесс с позиции управленческой деятельности. Он нацелен на выработку решений, включающую в себя: организацию, контроль, корректирование объекта управления, анализ и оценку полученных результатов на основе фактической информации.

Особое внимание при оценке качества образования уделяется квалиметрическому подходу.

Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas – качество (или quails – какой по качеству) и греческого metreo – измеряю. Квалиметрия – это научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер [1].

Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы ее оценки. Впервые термин «квалиметрия» в отечественных исследованиях был предложен в 1968 году коллективом ученых под руководством Г.Г. Азгальдова, который выявил общую методологическую связь способов количественного оценивания качества разных объектов [4].

В качестве такого средства рассматривается интегральная оценка.

Интегральная оценка отражает динамику изменения состояния организма, предприятия, вида деятельности.

Интегральное оценивание видов учебной деятельности основано на учете относительного веса каждого задания. Основной задачей этой процедуры специалисты считают задачу снижения субъективности в оценке, стремление к однозначному оцениванию каждой ученической работы [4].

В основе данной процедуры лежит идея о возможности установления количественной доли проверяемого объекта или его элементов от веса всех оценок за период. Важно отметить, что вес вида учебной деятельности рассматривается как мера полезной деятельности учащихся, которая отражает 100 % степень обученности по определенному предмету [4].

Помощником образовательных организаций при данной процедуры является модуль АИС «Сетевой город. Образование» (рис. 1), который входит в ГИС «Образование».

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Рис.1 Вход в модуль АИС «Сетевой город. Образование»

В начале 2018-2019 учебного года МБОУ «СОШ № 105 г. Челябинска» перешла на интегральную систему оценки качества результатов.

Для объективной аттестации обучающихся и качественной подготовки была введена Средневзвешенная оценка (рис. 2). Средневзвешенная система оценки – это сумма баллов, умноженных на трудоемкость отдельных видов учебной работы, делённая на общую трудоемкость за период аттестации. В модуле АИС «Сетевой город. Образование» вычисление средневзвешенной оценки происходит автоматически, что упрощает оценивание.

Что значит средневзвешенная оценка в школе

Рис. 2. Формула подсчета средневзвешенной оценки

Каждое задание имеет свой собственный вес, что позволяет рассчитать средневзвешенную оценку. Тем самым, повышая объективность оценивания успеваемость обучающихся. Так вес может варьироваться от 0 до 100.

«Долги» обучающегося (невыполненные задания с обязательной оценкой, т.е. «точки» в журнале, причем только те, срок выполнения которых истёк) учитываются как минимальные оценки.

Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенного балла. На результат «взвешивания» влияют только оценки и «точки» в журнале. [3]

Следующим шагом было соотнесение весов с видами учебной деятельности (таблица 1) и переводом средневзвешенного балла в пятибалльную оценку (таблица 2). После утверждения таблиц и внесения их в Положение о ведении электронного журнала/электронного дневника (далее – ЭЖ/ЭД), администрация и классные руководители ознакомили облучающихся и их родителей (законных представителей).

Таблица соответствия весов с видами учебной деятельности

Тип заданий ( вид учебной деятельности)

Промежуточная аттестация, результаты экзаменов, независимая экспертиза, диагностическая контрольная работа, комплексная работа

Административные контрольные работы, административный срез, контрольное списывание

Изложение, сочинение, реферат, зачёт, диалогическая и монологическая речь, аудирование.

Тематическая работа, диктант, тестирование

Самостоятельные и проверочные работы, анализ текста, работа с контурной картой, творческая работа, доклад

Практические работы, лабораторная работа, словарный, математический и арифметический диктант, графическая работа, наизусть, чтение наизусть, техника чтения, работа в рабочих тетрадях печатного образца, письменное высказывание, грамматический практикум, лексический практикум, работа с текстом

Домашняя работа, устный счет, повторная проверка знаний,

Ответ на уроке, классная работа, рисунок, письмо по памяти,

Обязательный учебный проект

Перевод средневзвешенного балла в пятибалльную систему

Конечно, при внедрении и использовании данного метода учителя столкнулись с тем, что:

необходимо дополнительное обучение по теме средневзвешенного балла. Этот момент решается проведением семинаров, мастер-классов, доведением до сведения каждого учителя информации о преимуществах системы: объективность качественной и общей успеваемости по предмету; обоснование выставления отметки для каждого обучающегося; анализ работы учащегося по виду деятельности за период.

модуль предоставляет огромное количество видов учебной деятельности (таблица 2, столбец 2). В качестве решения следует предложить очень четкое распределение для каждого предмета видов учебной деятельности (общих и предметных) и соответствующих весов.

Многообразие видов учебной деятельности, которые представлены в модуле АИС «Сетевой город. Образование», позволяют обеспечить возможность учета индивидуальных достижений каждого обучающегося.

В конце 1 четверти 2018 г. был проведен педагогический совет по вопросу внедрения системы, были предложены некоторые корректировки, которые внесены в ЭЖ/ЭД. Добавили перевод средневзвешенного балла в пятибалльную систему для обучающихся с ОВЗ (Таблица 3).

Перевод средневзвешенного балла в пятибалльную систему

Еще одним изменением было уточнение минимального количества отметок за период. Для объективной аттестации обучающихся за четверть (полугодие) необходимо наличие:

    не менее трёх (шести) отметок с обязательным учетом качества знаний обучающихся по письменным и практическим работам, если по учебному плану предмет 1 час в неделю;

    не менее семи (десяти) отметок с обязательным учетом качества знаний обучающихся по письменным и практическим работам, если по учебному плану предмет 2 часа в неделю;

    не менее десяти (пятнадцати) отметок с обязательным учетом качества знаний обучающихся по письменным и практическим работам, если по учебному плану предмет от трех и более часов в неделю;

    по предметам русский язык и математика отметка выставляется по письменным и практическим работам.

    Оценивание учащихся во время текущей и промежуточной аттестации проводится в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения».

    Рассмотренный подход к оцениванию результатов по предмету на основе использования интегральной оценки и шкалы перевода баллов может служить одним из способов решения поставленной задачи, а именно объективности выставления оценок.

    Универсальность предложенной формулы (рис.2) заключается и в том, что она усредняет влияние случайных факторов. Так, при удовлетворительной или высокой успеваемости наличие «долгов» приведет к тому, что ученик автоматически будет «терять» потенциальные баллы, что неминуемо приведет к снижению его средневзвешенного балла по предмету. В результате, даже по формальным причинам «долг» становится проблематичным. Ориентирование учащихся на показатели интегральной оценки (средневзвешенного балла) напротив, помогут повысить его приверженность к посещению занятий и мотивировать к получению наиболее высокого балла [2].

    Так как МБОУ «СОШ № 105 г. Челябинска» только второй год использует данную систему, мы постоянно находимся в поиске улучшения использования интегральной системы и возможностей модуля АИС «Сетевой город. Образование». В начале 3 четверти 2020 года на педагогическом совете было прослушано пять выступлений учителей разной предметной направленности с опытом работы средневзвешенного балла на своих уроках. Исходя из выступлений, составлены следующие задачи для работы с модулем АИС «Сетевой город. Образование:

    Запланировать инструктивно методические совещания по теме «Внедрение и использование средневзвешенного балла» в начале 2020-2021 учебного года.

    Определить количество необходимых отметок за период для текущей аттестации от числа учеников в классе.

    Определить количество отметок необходимых за период для текущей аттестации длительноболеющих обучающихся.

    Составить методические рекомендации по работе с многоуровневой системой оценки качества образования (модуль МСОКО).

    Разграничить типы заданий со схожими действиями (например, математический диктант и арифметический диктант).

    Для типа «Тестирование» описать ситуации заполнения протокола.

    Увеличить минимальную границу типа «Ответ на уроке» с 10 на 20.

    Описать тип «Повторная проверка знаний», в каких ситуациях его необходимо использовать.

    Определить для каждого предмета (предметной области) перечень типов заданий с баллами.

    Ознакомление обучающихся и родителей (законных представителей) с изменениями в Положении о ведении ЭЖ/ЭД в августе 2020 года.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *