Что значит спонсорское платье в бальных танцах
Охота на спонсора
Поделитесь с друзьями
На значительную финансовую помощь рассчитывать танцорам, увы, не приходится. Однако если задаться целью, найти материальную поддержку для танцевальной пары можно: за лучшие дуэты между спонсорами идет соперничество, а некоторые спонсоры даже ездят на турниры, чтобы выбрать танцоров, которые сразили их своим обаянием на паркете. При этом титулованность пары в расчет берется не всегда.
Дорогие занятия, костюмы, поездки на турниры периодически приводят танцоров к мысли о поиске финансовой поддержки. При этом не совсем ясно, где искать спонсоров, что у них просить, что предлагать взамен и вообще ― стоит ли овчинка выделки, если спонсорская помощь чаще выражается в костюмах, чем в деньгах?
Завидуем футболистам
Не стоит думать, что спортивные бальные танцы как-то особо обделены вниманием спонсоров. По наблюдениям специалистов московской консалтинговой группы «Cooperation Hub», несколько лет специализирующейся на поиске коммерческих или информационных спонсоров для различных проектов, в России спонсоров интересуют только три вида спорта: хоккей, футбол и баскетбол. Причем ― только взрослые и только мужчины. Поддержка спортсменов или проектов в других видах спорта/искусства отмечается разве что на региональном уровне по желанию и выбору самого спонсора: он может выбрать какой-то местный, скажем, детский коллектив, чтобы получать регулярный положительный резонанс в местной прессе. В целом, по наблюдениям специалистов, финансовый кризис оказал заметное влияние и на эту сферу общества: спонсорские традиции сейчас не очень бурно развиваются во всем мире. Впрочем, за рубежом спонсорская помощь течет по не очень привычному для нас руслу, особенно, если речь идет не о гигантах рынка, а о молодых компаниях, только пытающихся закрепиться в выбранной нише.
Горнолыжные очки для бальника
В России слово «спонсор» ассоциируется с сильнейшими из игроков какой-либо профессиональной сферы: мол, если уж на помощь другим силы есть, значит, у самих давно все в порядке. Отчасти такое восприятие сложилось из-за того, что за этим словом мы, по большей части, видим деньги, а не товары или действия. Многим может даже показаться странным, что спонсорство может быть не только щедрым жестом состоявшегося бизнеса, но и дорогой к раскрутке для начинающих предпринимателей. А за рубежом к спонсорству часто прибегают маленькие, еще никому не известные фирмы, не имеющие денег на рекламную кампанию. Конечно, в этом случае они могут предложить не финансовую помощь, а только то, что они производят: свой товар. Собственно, именно это чаще всего мы наблюдаем в спортивных бальных танцах вне зависимости от бизнес-веса компании-спонсора. Только у нас и здесь та же картина: выступать в роли спонсоров решаются лишь известные бренды. Начинающему портному и в голову не придет предложить костюм со своим логотипом кому-то из танцоров. А ведь ему как никому другому нужно, чтобы о нем узнало как можно больше клиентов. Топ-танцоров вряд ли заинтересует работа начинающего мастера, но ведь каждый может выбрать спортсмена по своему уровню. В этом смысле интересен американский сайт www.hookit.com (возможно, кому-то этот ресурс знаком по его прежнему названию ― loopd.com). Это хороший пример спонсорской активности. Сайт специализируется на подборе спортсменов для спонсоров. Или ― спонсоров для спортсменов, как угодно.
Это у нас бизнес инертен в этом отношении, а там на форуме я прочитала пост с вопросом «Как мне удалить свое обращение к спонсорам? Я уже не могу всем отвечать!» На странице велосипедистов, например, есть специальный блок с предложениями спонсоров ― в нем несколько десятков записей. Рекламировать свой товар американские бизнесмены предлагают почти на уровне спама. В качестве эксперимента я разместила на hookit.com информацию о себе, несмотря на то, что в перечисленных там видах спорта, потенциально интересных для спонсоров, танцами и не пахнет: в чести авто-, мото-, велоспорт, скейт-, сноу- и вейкборд, триатлон, серфинг и т.п. В результате большую часть полей моего профиля пришлось заполнить загадочным словом «другое». Зато фотография у меня нашлась как нельзя более подходящая: с моего единственного конкурса, где я в лучших традициях Pro Am`а увешана, как елка, аж четырьмя медалями. И что вы думаете? Не прошло и суток, как я получила предложение заключить контракт со спонсором. Со скидкой в целых 40 процентов мне предлагались. горнолыжные очки. Маленьким молодым компаниям выгодно использовать в качестве своеобразных рекламных моделей как можно большее количество людей, и они рассылают спонсорские предложения едва ли не всем новичкам сайта, не вникая в подробности их спортивной карьеры. В итоге получается по Сеньке и шапка: товарами лидеров индустрии пользуются олимпийские чемпионы, товарами начинающего бизнеса ― «спортсмены» вроде автора этого текста. Впрочем, если бы я вышла на паркет в горнолыжных очках, думаю, я могла бы заслуженно претендовать на дополнительные спонсорские щедроты: такого внимания товару спонсора не обеспечит ни один олимпийский чемпион. Но это так, в качестве иллюстрации к мысли «а почему бы новорожденному ателье или частному портному не пошить костюм или, скажем, халат со своим логотипом для не очень опытных танцоров?»
Чего хочет спонсор?
В интервью спонсоров любых масштабов в разных выражениях повторяется главная мысль: спонсорство ― это улица с двусторонним движением. У нас же, к сожалению, пока не в полной мере сформирована культура адекватного восприятия помощи спонсора. Мы хотим получить вещь или деньги в подарок в прямом смысле. А спонсорское участие ― это не подарок, это действие, предполагающее ответные обязательства. К примеру, контракт, предложенный мне через hookit.com, подразумевал, что я не буду пользоваться аналогичными товарами других производителей, буду упоминать имя спонсора во всех связанных с моим именем публикациях в СМИ и, конечно, буду носить эмблемы и логотипы компании на одежде. В танцевальной среде официально контракты заключаются далеко не всегда, но в целом спонсоры действуют по аналогичной схеме. Кроме, к счастью, запрета на использование товаров производителей-конкурентов.
— Мы не требуем ничего, кроме обязательства носить наш логотип на костюмах и в интервью, если спросят, сказать, что спонсор ― мы, ― говорит заместитель директора санкт-петербургского ателье РЕСТ Виктория Андреева. ― Я знаю, что некоторые наши зарубежные коллеги (DanceSportInternational, Sapiel, Chrisanne) обязывают танцоров выйти в тех костюмах, которые они сами им предложат, даже не учитывая пожелания пары. Мы же всегда шьем костюмы с учетом мнения наших танцоров. Мы создаем рекламу себе качеством и красотой своей работы.
Об этом же говорит и Татьяна Меньшикова, директор компании «ЭСТАрт»:
— Отдача для нас ― реклама. Мы хотим, чтобы люди видели, что звездную пару одевает не частный портной, а крупная компания. Мы просим только упоминать нас в интервью. Надо бы заключать договор, но, например, с Андреем Зайцевым и Анной Кузьминской мы так давно сотрудничаем, что начали когда-то с договора, но с тех пор его просто устно пролонгируем.
Распространенный вариант ― участие танцоров в рекламных акциях спонсора: фотографии в печатной продукции и на рекламных баннерах, а также участие в значимых для спонсора мероприятиях. Впрочем, главное правило спонсорской помощи ― ответная выгода ― все же имеет в танцах некоторую специфику.
— Для спонсора важно, чтобы танцор активно вел преподавание, ― объясняет Павел Протасов, руководитель компании «Dancelife» в Восточной Европе. ― Это дает возможность рекламировать и продавать нашу обувь его ученикам. Контракты у нас заключаются между танцорами и головной организацией, компанией «Dancelife», например, такой контракт есть у Евгения Рюпина и Яны Покровской. Но каких-то особых обязательств там нет, то есть, если что ― никто никого в суд не потащит.
Что просить у спонсора
К сожалению, самое частое предложение спонсора ― костюмы и обувь ― составляют лишь малую часть расходов танцора. Тем не менее, это тоже недешево, и возможность бесплатно обновлять танцевальный гардероб несколько раз за сезон никому не помешала бы. Получить \»живые\» деньги более вероятно для организаторов турниров ― мероприятия привлекают гораздо больше внимания СМИ, чем отдельные танцоры. Поэтому если вы затеваете какой-то конкурс или танцевальный вечер, поищите партнера ― ему интересна PR-поддержка: наружная и сувенирная реклама (баннер, логотип на ручках, пакетах и пр.), площади в журнале, публикации на сайте. Сумеете обеспечить это спонсору ― есть шанс рассчитывать на финансирование какой-то части расходов: аренду помещения, фуршет, печать входных билетов и т.д.
Искать деньги для пары сложнее, но можно. Танцоры, живущие в регионах, могут обратиться к местной власти или бизнесу с просьбой оплатить дорогу на турниры в Москве и за границей. Схема та же: ищите возможность упомянуть это доброе дело в областной/краевой прессе. О том, как это можно сделать, поговорим ниже.
Если на серьезную поддержку вам пока претендовать рано в силу «малого веса» на танцевальной сцене, а деньги считать приходится, подумайте о таких мелочах, как танцевальные аксессуары. Так же, как костюмы, с помощью спонсора можно пробовать получить профессиональную косметику или средства для ухода за обувью. Еще можно договориться о сотрудничестве с парикмахером, мастером по маникюру, массажистом или владельцем солярия ― собственно танцы им безразличны, но им так же нужны клиенты, и возможной платой за помощь может стать ваша устная рекомендация их услуг знакомым танцорам.
Конечно, такие вещи не решат ваших финансовых забот, но каждый сам выбирает, стоит ли потратить время на договоренность с кем-либо из мелких спонсоров или проще за все сполна платить самому.
Кого выбирают спонсоры
Понятно, что выбирают лучших.
— Для нас критерии выбора задает голландская компания, ― говорит Павел Протасов. ― Они четкие и простые: чемпионы своих стран или четверть Блэкпула (и выше). В России, правда, я на свой страх и риск отхожу от этого правила.
На наиболее успешные дуэты ориентируется, конечно, все спонсоры, однако далеко не все из них руководствуются официальным рейтингом танцоров. Более того, некоторые отмечают субъективную симпатию как главное основание для выбора.
— Мы шьем и латину, и стандарт Андрею Зайцеву и Ане Кузьминской с юниоров, с 8 лет, ― говорит Татьяна Меньшикова. ― Нам как-то сразу понравилось внутреннее обаяние этой пары. Именно поэтому нам показались они перспективными, стало ясно, что этой паре надо помогать.
— Иногда мы сами ездим на турниры, чтобы посмотреть, кто нам понравится на паркете, ― открывает секрет Виктория Андреева. ― И конечно, город и страна не имеют значения, у нас есть контракты с парами из Эстонии, Польши, Казахстана, Канады, Финляндии, Франции, из разных городов России.
В выборе пары для поддержки не по рейтингу нет ничего нелогичного. Спонсору нужно, чтобы его товар заметило как можно больше людей, поэтому естественно, что он сотрудничает с теми, на кого будут смотреть. И спонсоры тоже знают, что те, кто притягивает внимание зрительских трибун, и те, кто потом стоит на пьедестале, ― не всегда одни и те же люди. Так что зажигайте на паркете ― возможно, кроме друзей и конкурентов в этот момент на вас придирчиво смотрит спонсор. И оценивает он не чистоту фигур, а харизму, игру со зрителем и огонь в глазах. Наверное, что-то подобное имеют в виду мои коллеги с сайта hookit.com, отмечая среди нужных спонсору качеств так называемый wow factor. Правда, кроме способности удивлять в «список спонсора» входят лояльность танцора к компании-спонсору, спортивные результаты, профессионализм, индивидуальность, а также спонсорская история, полнота информации при представлении спонсору, включающей фото и видео выступлений спортсмена. Об этом же говорят и российские специалисты.
Как искать спонсора
— Для спонсора может быть важна ваша история общения с прессой, ваши связи с редакциями, ― говорит Елизавета Музыченко, менеджер по продажам московской консалтинговой группы «Cooperation Hub». ― Он может поинтересоваться, кто еще вас поддерживал (администрация, бизнес, СМИ), чтобы понять, на какую выгоду он может рассчитывать. Поэтому обращайтесь к потенциальному спонсору с готовым пакетом предложений, причем вариант «за ваши деньги я весь ваш» уже неинтересен. Покажите конкретно, кто, где о вас писал, где вас показывали, в каких газетах, журналах вы можете устроить публикацию с упоминанием его имени. Может, получится договориться с организатором турнира, на который вы едете, чтобы во время конкурса назвали имя спонсора, который поддерживает одну из пар-участниц. И выбирайте соизмеримый уровень компаний, «Лукойл» и «Газпром» не занимаются одной парой. Эффективнее обращаться к мелкому и среднему бизнесу. Возможно, какой-то паре будет выгодно нанять PR-менеджера, который формировал бы пакет предложений и обращался к спонсорам.
Персональный PR-менеджер ― дело непривычное и для большинства пар ― дорогое удовольствие, хотя кто знает, возможно, такая услуга будет когда-нибудь востребована. Пока же можно, к примеру, самостоятельно подумать, что вы можете получить от местной прессы в смысле PR-кампании вашего спонсора. Жителям перекормленных информацией мегаполисов в этом отношении рассчитывать не на что, а вот с региональной прессой можно попробовать найти контакт. Изучите газеты, журналы и сайты вашего города: вам нужны СМИ, пишущие или обо всем, без узкой специализации, или на темы, с которыми как-то могут пересекаться бальные танцы ― искусство, спорт, красота и здоровье, досуг и активный образ жизни. Позвоните в редакцию и предложите рассказать о каком-то аспекте из своего танцевального опыта. О чём именно ― ориентируйтесь, исходя их формата конкретного издания, т.е. из того, о чем и как оно рассказывает. Для этого перед звонком обязательно почитайте несколько номеров, представьте в общих чертах, что интересно людям, которые покупают это издание постоянно. Не спешите констатировать, что вам не о чем поведать миру ― если за вас возьмется опытный редактор, он наверняка что-то придумает. Видеть тему там, где ее не видят другие, находить повод для интересной публикации «на пустом месте» ― ценное качество, гораздо в большей мере свойственное тем, кто создает СМИ, чем тем, кто их читает. Ваша задача просто сказать журналисту, что вы много танцуете, часто ездите на турниры в разные города и этот опыт дает вам кучу впечатлений. А дальше ― в зависимости от того самого формата: с медицинским изданием можно начать разговор о «танцевальных» травмах, с женскими журналами ― о диете и о том, как приятно чувствовать себя королевой в бальном платье (или королем во фраке), сайту о досуге или путешествиях рассказать о том, как здорово, когда любимое дело не дает скучать и сидеть на месте и т.д. Придумать всегда можно что-то. Если ваши газеты пишут только о местных выборах и социальных льготах, позвоните и спросите, доколе в городе нормальному танцору, олицетворению искусства и спорта нации, будет негде позаниматься ― тренировочные залы обшарпанные, да и вообще культура загибается, что там власти себе думают?! Если вообще непонятно, о чем пишут, ― расскажите, сколько милых и душевных людей попадаются вам в попутчики в поезде, когда вы ездите на турниры, и какие удивительные судьбы в изобилии проплывают под стук колес у вас перед глазами. Не думайте о спонсоре и не думайте о себе ― думайте о том, что может быть интересно выбранной газете или сайту. И просто предложите какой-то разговор на почве вашего опыта. Журналисты всегда ищут информационный повод, и если кто-то позвонит и скажет, что в силу своей деятельности накопил множество всяких наблюдений, вполне вероятно, они захотят отыскать в вашей истории то, что может сгодиться их изданию. Не факт, конечно, что так и будет, но если проявите активность и включите фантазию, у вас будет повод упомянуть в публикации имя человека, благодаря которому ваши поездки стали возможными. Только не забудьте перед встречей с журналистом предварительно поговорить с потенциальным спонсором ― какой-либо компанией. А то город будет осчастливлен байкой про попутчиков, но «упоминать» вам будет некого.
Всем ли хватит спонсоров
Несмотря на то, что, как кажется, спонсорская активность в бальных танцах невысока, есть те, кто видит ситуацию по-другому:
— Я считаю, что в России в танцах спонсорство развито очень сильно, ― говорит Павел Протасов. ― IDSF даже ограничивает количество нашивок спонсоров на костюмах. Все сильные пары заняты, то есть за лучших между спонсорами даже идет соперничество.
Охота на спонсора
Поделитесь с друзьями
На значительную финансовую помощь рассчитывать танцорам, увы, не приходится. Однако если задаться целью, найти материальную поддержку для танцевальной пары можно: за лучшие дуэты между спонсорами идет соперничество, а некоторые спонсоры даже ездят на турниры, чтобы выбрать танцоров, которые сразили их своим обаянием на паркете. При этом титулованность пары в расчет берется не всегда.
Дорогие занятия, костюмы, поездки на турниры периодически приводят танцоров к мысли о поиске финансовой поддержки. При этом не совсем ясно, где искать спонсоров, что у них просить, что предлагать взамен и вообще ― стоит ли овчинка выделки, если спонсорская помощь чаще выражается в костюмах, чем в деньгах?
Завидуем футболистам
Не стоит думать, что спортивные бальные танцы как-то особо обделены вниманием спонсоров. По наблюдениям специалистов московской консалтинговой группы «Cooperation Hub», несколько лет специализирующейся на поиске коммерческих или информационных спонсоров для различных проектов, в России спонсоров интересуют только три вида спорта: хоккей, футбол и баскетбол. Причем ― только взрослые и только мужчины. Поддержка спортсменов или проектов в других видах спорта/искусства отмечается разве что на региональном уровне по желанию и выбору самого спонсора: он может выбрать какой-то местный, скажем, детский коллектив, чтобы получать регулярный положительный резонанс в местной прессе. В целом, по наблюдениям специалистов, финансовый кризис оказал заметное влияние и на эту сферу общества: спонсорские традиции сейчас не очень бурно развиваются во всем мире. Впрочем, за рубежом спонсорская помощь течет по не очень привычному для нас руслу, особенно, если речь идет не о гигантах рынка, а о молодых компаниях, только пытающихся закрепиться в выбранной нише.
Горнолыжные очки для бальника
В России слово «спонсор» ассоциируется с сильнейшими из игроков какой-либо профессиональной сферы: мол, если уж на помощь другим силы есть, значит, у самих давно все в порядке. Отчасти такое восприятие сложилось из-за того, что за этим словом мы, по большей части, видим деньги, а не товары или действия. Многим может даже показаться странным, что спонсорство может быть не только щедрым жестом состоявшегося бизнеса, но и дорогой к раскрутке для начинающих предпринимателей. А за рубежом к спонсорству часто прибегают маленькие, еще никому не известные фирмы, не имеющие денег на рекламную кампанию. Конечно, в этом случае они могут предложить не финансовую помощь, а только то, что они производят: свой товар. Собственно, именно это чаще всего мы наблюдаем в спортивных бальных танцах вне зависимости от бизнес-веса компании-спонсора. Только у нас и здесь та же картина: выступать в роли спонсоров решаются лишь известные бренды. Начинающему портному и в голову не придет предложить костюм со своим логотипом кому-то из танцоров. А ведь ему как никому другому нужно, чтобы о нем узнало как можно больше клиентов. Топ-танцоров вряд ли заинтересует работа начинающего мастера, но ведь каждый может выбрать спортсмена по своему уровню. В этом смысле интересен американский сайт www.hookit.com (возможно, кому-то этот ресурс знаком по его прежнему названию ― loopd.com). Это хороший пример спонсорской активности. Сайт специализируется на подборе спортсменов для спонсоров. Или ― спонсоров для спортсменов, как угодно.
Это у нас бизнес инертен в этом отношении, а там на форуме я прочитала пост с вопросом «Как мне удалить свое обращение к спонсорам? Я уже не могу всем отвечать!» На странице велосипедистов, например, есть специальный блок с предложениями спонсоров ― в нем несколько десятков записей. Рекламировать свой товар американские бизнесмены предлагают почти на уровне спама. В качестве эксперимента я разместила на hookit.com информацию о себе, несмотря на то, что в перечисленных там видах спорта, потенциально интересных для спонсоров, танцами и не пахнет: в чести авто-, мото-, велоспорт, скейт-, сноу- и вейкборд, триатлон, серфинг и т.п. В результате большую часть полей моего профиля пришлось заполнить загадочным словом «другое». Зато фотография у меня нашлась как нельзя более подходящая: с моего единственного конкурса, где я в лучших традициях Pro Am`а увешана, как елка, аж четырьмя медалями. И что вы думаете? Не прошло и суток, как я получила предложение заключить контракт со спонсором. Со скидкой в целых 40 процентов мне предлагались. горнолыжные очки. Маленьким молодым компаниям выгодно использовать в качестве своеобразных рекламных моделей как можно большее количество людей, и они рассылают спонсорские предложения едва ли не всем новичкам сайта, не вникая в подробности их спортивной карьеры. В итоге получается по Сеньке и шапка: товарами лидеров индустрии пользуются олимпийские чемпионы, товарами начинающего бизнеса ― «спортсмены» вроде автора этого текста. Впрочем, если бы я вышла на паркет в горнолыжных очках, думаю, я могла бы заслуженно претендовать на дополнительные спонсорские щедроты: такого внимания товару спонсора не обеспечит ни один олимпийский чемпион. Но это так, в качестве иллюстрации к мысли «а почему бы новорожденному ателье или частному портному не пошить костюм или, скажем, халат со своим логотипом для не очень опытных танцоров?»
Чего хочет спонсор?
В интервью спонсоров любых масштабов в разных выражениях повторяется главная мысль: спонсорство ― это улица с двусторонним движением. У нас же, к сожалению, пока не в полной мере сформирована культура адекватного восприятия помощи спонсора. Мы хотим получить вещь или деньги в подарок в прямом смысле. А спонсорское участие ― это не подарок, это действие, предполагающее ответные обязательства. К примеру, контракт, предложенный мне через hookit.com, подразумевал, что я не буду пользоваться аналогичными товарами других производителей, буду упоминать имя спонсора во всех связанных с моим именем публикациях в СМИ и, конечно, буду носить эмблемы и логотипы компании на одежде. В танцевальной среде официально контракты заключаются далеко не всегда, но в целом спонсоры действуют по аналогичной схеме. Кроме, к счастью, запрета на использование товаров производителей-конкурентов.
— Мы не требуем ничего, кроме обязательства носить наш логотип на костюмах и в интервью, если спросят, сказать, что спонсор ― мы, ― говорит заместитель директора санкт-петербургского ателье РЕСТ Виктория Андреева. ― Я знаю, что некоторые наши зарубежные коллеги (DanceSportInternational, Sapiel, Chrisanne) обязывают танцоров выйти в тех костюмах, которые они сами им предложат, даже не учитывая пожелания пары. Мы же всегда шьем костюмы с учетом мнения наших танцоров. Мы создаем рекламу себе качеством и красотой своей работы.
Об этом же говорит и Татьяна Меньшикова, директор компании «ЭСТАрт»:
— Отдача для нас ― реклама. Мы хотим, чтобы люди видели, что звездную пару одевает не частный портной, а крупная компания. Мы просим только упоминать нас в интервью. Надо бы заключать договор, но, например, с Андреем Зайцевым и Анной Кузьминской мы так давно сотрудничаем, что начали когда-то с договора, но с тех пор его просто устно пролонгируем.
Распространенный вариант ― участие танцоров в рекламных акциях спонсора: фотографии в печатной продукции и на рекламных баннерах, а также участие в значимых для спонсора мероприятиях. Впрочем, главное правило спонсорской помощи ― ответная выгода ― все же имеет в танцах некоторую специфику.
— Для спонсора важно, чтобы танцор активно вел преподавание, ― объясняет Павел Протасов, руководитель компании «Dancelife» в Восточной Европе. ― Это дает возможность рекламировать и продавать нашу обувь его ученикам. Контракты у нас заключаются между танцорами и головной организацией, компанией «Dancelife», например, такой контракт есть у Евгения Рюпина и Яны Покровской. Но каких-то особых обязательств там нет, то есть, если что ― никто никого в суд не потащит.
Что просить у спонсора
К сожалению, самое частое предложение спонсора ― костюмы и обувь ― составляют лишь малую часть расходов танцора. Тем не менее, это тоже недешево, и возможность бесплатно обновлять танцевальный гардероб несколько раз за сезон никому не помешала бы. Получить \»живые\» деньги более вероятно для организаторов турниров ― мероприятия привлекают гораздо больше внимания СМИ, чем отдельные танцоры. Поэтому если вы затеваете какой-то конкурс или танцевальный вечер, поищите партнера ― ему интересна PR-поддержка: наружная и сувенирная реклама (баннер, логотип на ручках, пакетах и пр.), площади в журнале, публикации на сайте. Сумеете обеспечить это спонсору ― есть шанс рассчитывать на финансирование какой-то части расходов: аренду помещения, фуршет, печать входных билетов и т.д.
Искать деньги для пары сложнее, но можно. Танцоры, живущие в регионах, могут обратиться к местной власти или бизнесу с просьбой оплатить дорогу на турниры в Москве и за границей. Схема та же: ищите возможность упомянуть это доброе дело в областной/краевой прессе. О том, как это можно сделать, поговорим ниже.
Если на серьезную поддержку вам пока претендовать рано в силу «малого веса» на танцевальной сцене, а деньги считать приходится, подумайте о таких мелочах, как танцевальные аксессуары. Так же, как костюмы, с помощью спонсора можно пробовать получить профессиональную косметику или средства для ухода за обувью. Еще можно договориться о сотрудничестве с парикмахером, мастером по маникюру, массажистом или владельцем солярия ― собственно танцы им безразличны, но им так же нужны клиенты, и возможной платой за помощь может стать ваша устная рекомендация их услуг знакомым танцорам.
Конечно, такие вещи не решат ваших финансовых забот, но каждый сам выбирает, стоит ли потратить время на договоренность с кем-либо из мелких спонсоров или проще за все сполна платить самому.
Кого выбирают спонсоры
Понятно, что выбирают лучших.
— Для нас критерии выбора задает голландская компания, ― говорит Павел Протасов. ― Они четкие и простые: чемпионы своих стран или четверть Блэкпула (и выше). В России, правда, я на свой страх и риск отхожу от этого правила.
На наиболее успешные дуэты ориентируется, конечно, все спонсоры, однако далеко не все из них руководствуются официальным рейтингом танцоров. Более того, некоторые отмечают субъективную симпатию как главное основание для выбора.
— Мы шьем и латину, и стандарт Андрею Зайцеву и Ане Кузьминской с юниоров, с 8 лет, ― говорит Татьяна Меньшикова. ― Нам как-то сразу понравилось внутреннее обаяние этой пары. Именно поэтому нам показались они перспективными, стало ясно, что этой паре надо помогать.
— Иногда мы сами ездим на турниры, чтобы посмотреть, кто нам понравится на паркете, ― открывает секрет Виктория Андреева. ― И конечно, город и страна не имеют значения, у нас есть контракты с парами из Эстонии, Польши, Казахстана, Канады, Финляндии, Франции, из разных городов России.
В выборе пары для поддержки не по рейтингу нет ничего нелогичного. Спонсору нужно, чтобы его товар заметило как можно больше людей, поэтому естественно, что он сотрудничает с теми, на кого будут смотреть. И спонсоры тоже знают, что те, кто притягивает внимание зрительских трибун, и те, кто потом стоит на пьедестале, ― не всегда одни и те же люди. Так что зажигайте на паркете ― возможно, кроме друзей и конкурентов в этот момент на вас придирчиво смотрит спонсор. И оценивает он не чистоту фигур, а харизму, игру со зрителем и огонь в глазах. Наверное, что-то подобное имеют в виду мои коллеги с сайта hookit.com, отмечая среди нужных спонсору качеств так называемый wow factor. Правда, кроме способности удивлять в «список спонсора» входят лояльность танцора к компании-спонсору, спортивные результаты, профессионализм, индивидуальность, а также спонсорская история, полнота информации при представлении спонсору, включающей фото и видео выступлений спортсмена. Об этом же говорят и российские специалисты.
Как искать спонсора
— Для спонсора может быть важна ваша история общения с прессой, ваши связи с редакциями, ― говорит Елизавета Музыченко, менеджер по продажам московской консалтинговой группы «Cooperation Hub». ― Он может поинтересоваться, кто еще вас поддерживал (администрация, бизнес, СМИ), чтобы понять, на какую выгоду он может рассчитывать. Поэтому обращайтесь к потенциальному спонсору с готовым пакетом предложений, причем вариант «за ваши деньги я весь ваш» уже неинтересен. Покажите конкретно, кто, где о вас писал, где вас показывали, в каких газетах, журналах вы можете устроить публикацию с упоминанием его имени. Может, получится договориться с организатором турнира, на который вы едете, чтобы во время конкурса назвали имя спонсора, который поддерживает одну из пар-участниц. И выбирайте соизмеримый уровень компаний, «Лукойл» и «Газпром» не занимаются одной парой. Эффективнее обращаться к мелкому и среднему бизнесу. Возможно, какой-то паре будет выгодно нанять PR-менеджера, который формировал бы пакет предложений и обращался к спонсорам.
Персональный PR-менеджер ― дело непривычное и для большинства пар ― дорогое удовольствие, хотя кто знает, возможно, такая услуга будет когда-нибудь востребована. Пока же можно, к примеру, самостоятельно подумать, что вы можете получить от местной прессы в смысле PR-кампании вашего спонсора. Жителям перекормленных информацией мегаполисов в этом отношении рассчитывать не на что, а вот с региональной прессой можно попробовать найти контакт. Изучите газеты, журналы и сайты вашего города: вам нужны СМИ, пишущие или обо всем, без узкой специализации, или на темы, с которыми как-то могут пересекаться бальные танцы ― искусство, спорт, красота и здоровье, досуг и активный образ жизни. Позвоните в редакцию и предложите рассказать о каком-то аспекте из своего танцевального опыта. О чём именно ― ориентируйтесь, исходя их формата конкретного издания, т.е. из того, о чем и как оно рассказывает. Для этого перед звонком обязательно почитайте несколько номеров, представьте в общих чертах, что интересно людям, которые покупают это издание постоянно. Не спешите констатировать, что вам не о чем поведать миру ― если за вас возьмется опытный редактор, он наверняка что-то придумает. Видеть тему там, где ее не видят другие, находить повод для интересной публикации «на пустом месте» ― ценное качество, гораздо в большей мере свойственное тем, кто создает СМИ, чем тем, кто их читает. Ваша задача просто сказать журналисту, что вы много танцуете, часто ездите на турниры в разные города и этот опыт дает вам кучу впечатлений. А дальше ― в зависимости от того самого формата: с медицинским изданием можно начать разговор о «танцевальных» травмах, с женскими журналами ― о диете и о том, как приятно чувствовать себя королевой в бальном платье (или королем во фраке), сайту о досуге или путешествиях рассказать о том, как здорово, когда любимое дело не дает скучать и сидеть на месте и т.д. Придумать всегда можно что-то. Если ваши газеты пишут только о местных выборах и социальных льготах, позвоните и спросите, доколе в городе нормальному танцору, олицетворению искусства и спорта нации, будет негде позаниматься ― тренировочные залы обшарпанные, да и вообще культура загибается, что там власти себе думают?! Если вообще непонятно, о чем пишут, ― расскажите, сколько милых и душевных людей попадаются вам в попутчики в поезде, когда вы ездите на турниры, и какие удивительные судьбы в изобилии проплывают под стук колес у вас перед глазами. Не думайте о спонсоре и не думайте о себе ― думайте о том, что может быть интересно выбранной газете или сайту. И просто предложите какой-то разговор на почве вашего опыта. Журналисты всегда ищут информационный повод, и если кто-то позвонит и скажет, что в силу своей деятельности накопил множество всяких наблюдений, вполне вероятно, они захотят отыскать в вашей истории то, что может сгодиться их изданию. Не факт, конечно, что так и будет, но если проявите активность и включите фантазию, у вас будет повод упомянуть в публикации имя человека, благодаря которому ваши поездки стали возможными. Только не забудьте перед встречей с журналистом предварительно поговорить с потенциальным спонсором ― какой-либо компанией. А то город будет осчастливлен байкой про попутчиков, но «упоминать» вам будет некого.
Всем ли хватит спонсоров
Несмотря на то, что, как кажется, спонсорская активность в бальных танцах невысока, есть те, кто видит ситуацию по-другому:
— Я считаю, что в России в танцах спонсорство развито очень сильно, ― говорит Павел Протасов. ― IDSF даже ограничивает количество нашивок спонсоров на костюмах. Все сильные пары заняты, то есть за лучших между спонсорами даже идет соперничество.