Что значит спецгруппа по физкультуре в школе по зрению

Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 октября 2003 года N 13-51-263/123

Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.

Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями).

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

— укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

— улучшение показателей физического развития;

— освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

— постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

— закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

— формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

— воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

— овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания;

— обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

— обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

— соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Ниже перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.

При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

Источник

Физкультура и спорт при нарушениях зрения: обзор законов

Что значит спецгруппа по физкультуре в школе по зрению

Группы здоровья, физкультурные группы, противопоказания к занятиям физкультурой и спортом при заболеваниях глаз: миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизме, амблиопии, косоглазии, конъюнктивите.

Спорт и зрение

В ответе А. Е. Вурдафту № 01-1-29/04-3620 от 24.06.16 Минздрав сообщил, что для выявления противопоказаний к занятию спортом и физической культурой существуют методические рекомендации «Медицинские противопоказания к учебно-тренировочному процессу и участию в спортивных соревнованиях» (Москва, 2014), разработанные ФГБУ «Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины ФМБА». Раздел по заболеваниям глаз представляет собой выдержку из более подробных методических рекомендаций Хурай А. Р. «Допуск к занятиям физической культурой и спортом при заболеваниях органа зрения» (Москва, 2010).

Оба издания содержат Перечень медицинских противопоказаний, применимый к конкретным видам спорта на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Спортсменам, спортивным врачам и тем, кто интересуется каким спортом можно заниматься с плохим зрением, следует ориентироваться на этот перечень (его краткое изложение вы найдёте по этой ссылке). Но его сложно применить к обычным занятиям физкультурой в школе.

Медицинские группы для занятий физкультурой

Приказ № 514н вводит следующий Порядок присвоения групп здоровья и физкультурных групп:

Приложение № 2 к Приказу № 621 содержит Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров). В перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения:

Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Приложении № 3 к Приказу № 514н устанавливает следующие Правила для присвоения физкультурных групп:

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Правила несколько размыты, поэтому конкретные показания или противопоказания нужно искать в других источниках.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 марта 2016 г. N 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»» (Кодекс, Консультант, Гарант):

В клинических рекомендациях по офтальмологии эта тема не освещена. Далее следует рассматривать методические рекомендации, хоть и не имеющие юридической силы, но имеющие больший авторитет, чем частные мнения.

Существует неопубликованное официально Минздрава России от 01.09.2014 N 15-2/10/2-6621 (Консультант, PPT.ru).

Таблица в Приложении № 1 “Рекомендации по определению медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья обучающихся” содержит показания к присвоению физкультурных групп:

Основная

Подготовительная

Специальная «А»

Специальная «Б»

Миопия, гиперметропия, астигматизм

При миопии или гиперметропии слабой степени, простом астигматизме: при остроте зрения не менее 0,9 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции менее 3,0D при благоприятной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой

При миопии или гиперметропии средней степени, сложном астигматизме: при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией) и степени аномалии рефракции менее 3,0D и независимо от остроты зрения при степени аномалии рефракции от 4,0 до 6,0 D при благоприятной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой

При миопии или гиперметропии высокой степени, смешанном астигматизме, при степени аномалии рефракции 7,0D и более и независимо от остроты зрения при удовлетворительной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой. При наличии изменений глазного дна независимо от степени снижения остроты зрения и аномалии рефракции вопрос о допуске к занятиям физической культурой решает офтальмолог. Из-за опасности отслойки сетчатки занятия ограничиваются дыхательными и общеразвивающими упражнениями

Косоглазие

При аккомодационном косоглазии без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения и при благоприятной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой

При неаккомодационном косоглазии с амблиопией при остроте зрения с коррекцией не менее 0,7 с нарушения бинокулярного зрения и при благоприятной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой

Основа для этой таблицы, похоже взята из методического пособия для врачей Хрущев С. В. и др. «Специальные медицинские группы для занятий детей физической культурой (принципы отбора и критерии перевода)» (Москва, 2006):

Наименование отклонения

Основная

Подготовительная

Специальная «А»

Специальная «Б»

Болезни глаза и его придаточного аппарата (Н00-Н59):
амблиопия (Н53.0),
миопия (Н52.1),
гиперметропия (Н52.0),
астигматизм (Н52.2)

При миопии или гиперметропии слабой степени, простом астигматизме: при остроте зрения не менее 0,9 Д (с коррекцией) и степени аномалии рефракции менее ± 3,0 Д, при хорошей реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой

При миопии или гиперметропии средней степени, сложном астигматизме; при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией) и степени аномалии рефракции менее ± 3,0 Д и независимо от остроты зрения при степени аномалии рефракции от 4,0 до 6,0 Д, при хорошей реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой

При миопии или гиперметропии высокой степени, смешанном астигматизме; при степени аномалии рефракции ± 7,0 Д и более независимо от остроты зрения, при удовлетворительной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой.
При наличии изменении глазного дна не зависимо от степени снижения остроты зрения и аномалии рефракции вопрос о допуске к занятиям физической культурой решает офтальмолог.
Из-за опасности отслойки сетчатки занятия ограничиваются дыхательными и общеразвивающими упражнениями

При прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, удовлетворительной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом контроле и на фоне энергичного лечения

Болезни век, слезных путей и глазницы (Н00-Н06)

При отсутствии слизисто-гнойных выделений и отсутствии грибка или после успешного хирургического лечения, при хорошей реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой.
Противопоказаны (или ограничены) занятия на открытом воздухе

При отсутствии слизисто-гнойных выделений и отсутствии грибка или после успешного хирургического лечения, при удовлетворительной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой.
Противопоказаны (или ограничены) занятия на открытом воздухе

Паралитическое косоглазие (Н49: Н49.0; Н49.1; Н49.2; Н49.3; Н49.4; Н9.8; Н49.9)
Другие формы косоглазия (Н50: Н50.0; Н50.1; Н50.2; Н50.3; Н50.6; Н50.8; Н50.9)

При аккомодационном косоглазии без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения и при хорошей реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой

При неаккомодационном косоглазии с амблиопией при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 0,7 с нарушением бинокулярного зрения при хорошей реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой. Противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного предмета (игры с мячом) или снаряда (прыжок с разбега через «козла», «коня»)

Таблицы серьёзно отличаются, а какой из этих источников следует считать более авторитетным я не знаю. На мой взгляд таблица из методических рекомендаций Хрущева выглядит более логично и не противоречит Приложению № 3 Приказа № 514н при отношении пациентов с прогрессирующей миопией к спецгруппе «Б».

Ситуация осложняется Минобрнауки России от 30.05.2012 N МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» (Кодекс, Консультант), которое не только содержит показания для назначения специальной группы “Б” в Приложении № 1 “Рекомендации по определению медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья обучающихся”:

“При прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, удовлетворительной реакции на пробу с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом контроле и на фоне энергичного лечения”

но и дублирует своим Приложением № 3 «Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений с учетом заболевания» аналогичное Приложение № 3 Минздрава России от 01.09.2014 N 15-2/10/2-6621, приведённого выше.

Освобождение от физкультуры по зрению

Проблема допуска к занятиям физкультурой требует существенной доработки как на уровне законодательства, так и на уровне клинических рекомендаций. А пока родителям, врачам и учителям следует помнить, что чрезмерное или необоснованное ограничение физической активности может нанести здоровью ребёнка не меньший вред, чем её чрезмерное повышение.

Многие родители и ученики считают, что присвоение специальной группы «Б», означает полное освобождение от физкультуры. На самом деле это не так.

Спецгруппа «Б» предусматривает «в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации» (Приказ № 514н, Приложении № 3, пункт 5.2).

Полное освобождение может быть выдано на время лечения острого заболевания или травмы по аналогии с листом нетрудоспособности (Таблица 2, Хрущев С. В. и др. «Специальные медицинские группы для занятий детей физической культурой (принципы отбора и критерии перевода)»). В этом случае после завершения курса лечения пациент либо считается здоровым и возвращается к своему обычному режиму, либо переходит в другую физкультурную группу.

Источник

Какие бывают группы здоровья при миопии

Что значит спецгруппа по физкультуре в школе по зрению

В настоящий момент большинство детей школьного возраста и даже взрослых сталкиваются с такой патологий зрительных органов, как близорукость. Безусловно, такое заболевание накладывает ряд ограничений и меняет привычный ритм жизни. В нашей информационной статье мы подробно рассказываем о том, какие бывают группы здоровья при миопии.

Особенности миопии. Краткая характеристика заболевания

Что значит спецгруппа по физкультуре в школе по зрению

В этой статье

Врачи дают следующее определение миопии. Это такая патология зрительных органов, при которой картинка, находящаяся на дальнем расстоянии становится размытой, что никак не сказывается на объектах вблизи. Фокусировка на них остается по-прежнему отличной. Существует такое понятие, как ложная близорукость, которая является своего рода первым вестником истинного заболевания. Ложная миопия — это спазм аккомодации глаза, то есть перенапряжение, которое влияет на возможность четко видеть. Такое заболевание зачастую появляется у детей школьного возраста, так как в их жизни с каждым годом превалирует нагрузка на глаза (чтение, письмо, работа за компьютером, наличие гаджетов). Из плюсов: ложная близорукость сходит на нет, как только найдена и устранена ее причина. Из минусов: если вовремя не обратиться к специалисту для решения данной задачи, то разговор будет идти уже об истинной миопии. Выделяют миопию осевую и рефракционную. Первая характеризуется тем, что длина глаза больше, чем нужно для имеющейся преломляющей силы оптической системы, а вторая — тем, что преломляющий аппарат имеет более короткое фокусное расстояние, чем длина глаза. Офтальмологи выделяют три степени миопии:

При высоких степенях заболевания превалирует осевая миопия, а при слабых и средних степенях — комбинационная близорукость.

Почему может появиться близорукость?

Основные причины две: наследственность и воздействие внешних факторов. С первым типом ситуация более прозрачная: если один из родителей сталкивался с близорукостью, то ребенок унаследует ее. В большинстве случаев дети действительно рождаются с предрасположенностью к миопии, но развивается заболевание исключительно из-за дополнительных факторов. Эти же факторы могут спровоцировать развитие патологии у здорового человека. К ним относятся: несоблюдение гигиены зрения, изначально слабая аккомодационная система, перенапряжение и другие.

Что значит спецгруппа по физкультуре в школе по зрению

Как понять, что у Вас миопия?

Один из главных признаков — неспособность сфокусироваться на предметах, расположенных на дальних расстояниях. Со временем к этому симптому добавляются головные боли и неприятные ощущения в глазах при пролонгированной работе за компьютером или чтении книг. Например, жжение, активное слезоотделение, боль, покраснения.

Если Вы начали замечать у себя или своего ребенка хоть один из вышеперечисленных признаков, следует обратиться к окулисту. Профилактика поможет избежать осложнений в дальнейшем.

Близорукость. Какие есть группы здоровья?

При диагностировании миопии той или иной степени приходится менять свой привычный уклад жизни и стараться предотвратить развитие и ухудшение заболевания. В этой связи первое, на что обращают внимание окулисты, особенно при работе с детьми, это физические упражнения. Для каждой степени заболевания существует своя «группа здоровья». На то, какой будет группа здоровья, также влияют ухудшение глазного дна или его непоправимые изменения.

В настоящий момент окулисты выделяют три группы здоровья, некоторые из которых вообще исключают физические нагрузки, в то время как другие требуют просто ограничения отдельных видов занятий.

Итак, к первая группа здоровья называется «основная». К ней относятся дети с нормальным зрением или же ухудшением остроты менее, чем на 0.5 диоптрий. При этом ребенок не нуждается в коррекции зрения с помощью очков или контактных линз. В эту группу здоровья не допускаются дети с установленной гиперметропией и миопией больше трех диоптрий, то есть дети со второй и третьей степенью заболевания.

Вторая группа здоровья носит название «подготовительная». В группу 2 включают детей, у которых зрение ниже минус 0.5 диоптрий, а также нужна коррекция. В данную группу здоровья не входят дети, чье зрение больше шести диоптрий.

Третья группа здоровья считается специализированной. Дети, попавшие в нее, полностью освобождаются от физических нагрузок. Вместо них прописывают индивидуальные занятия как общего формата, так и для глаз. К такой группе здоровья относят детей с третью степенью близорукости, а также тех, у кого были диагностированы хронические воспаления или изменения дна глаза дегенеративного характера.

Какие упражнения полезны будут полезны детям разных групп здоровья?

То, какие упражнения будут полезны в той или иной группе здоровья, определяет специалист, учитывая также индивидуальные особенности организма и общее состояние. В зависимости от того, как быстро будет прогрессировать заболевание, подбираются специальные упражнения, с помощью которых не только укрепляются мышцы глаз, но и налаживается циркуляция внутриглазной жидкости. Важно понимать, что отказываться от физический нагрузкок при близорукости вообще ни в коем случае нельзя, так как в этом случае произойдет ослабление глазных мышц или же атрофия. В максимальной зоне риска находятся дети или подростки, которые много времени проводят за компьютером, а также молодые люди, поступившие в ВУЗы. В университетах зрительная нагрузка в разы превышает ту, что была в школе.

Какие виды спорта стоит исключить при диагнозе «миопия»?

Забегая вперед отметим, что близорукость не ставит крест на занятиях спортом. Тем не менее, если окулист диагностировал миопию, то следует уточнить, можно ли заниматься тем или иным видом, посещать кружки и какие нагрузки будут оптимальны. При выборе вида спорта, в первую очередь, учитывается степень миопии и наличие изменений на глазном дне. Интересно, что в данном случае, именно второй фактор является первостепенным, поскольку он говорит о статичности или прогрессе заболевания.

Что значит спецгруппа по физкультуре в школе по зрению

Вне зависимости от степени миопии, есть ряд видов спорта, от которых придется отказаться. Ими могут заниматься только дети, у которых стопроцентное зрение. Если диагностирована третья степень (3 группа) близорукости, то следует исключить силовые нагрузки, горнолыжные виды спорта, тяжелую и легкую атлетику, а также бокс, борьбу, спортивную и художественную гимнастику, прыжки на лыжах.

При средней степени близорукости (2 группа здоровья) противопоказания менее жесткие, особенно в том случае, если нет изменений в глазном дне. Окулисты не рекомендуют детям 2 группы заниматься спортом, который требует продолжительных по времени нагрузок. Кроме того, нужно исключить упражнения, при которых нужно совершать прыжки с высоты более полутора метров. Если у ребенка только первая степень близорукости, то ограничивать его в каких-либо видах спорта нет смысла.

Однако некоторые специалисты выступают против цикличных видов, где требуется пролонгированная и сильная нагрузки. Дело в том, что несмотря на всю полезность, некоторые типы могут привести к развитию ишемии. К ним относятся: акробатика, гимнастика на снарядах и прыжки в высоту. В качестве альтернативы, отдайте предпочтение бегу или спортивной ходьбе. А такой вид спорта, как плавание, находится в числе рекомендуемых.

Профилактика и рекомендации

Профилактические меры (правильное питание, соблюдение режима дня и дозировка времени в работе, физические нагрузки, гимнастические упражнение для глаз) позволят предотвратить развитие близорукости, если Вы уже столкнулись со спазмом аккомодации, и не допустить развития заболевания, если Вам диагностировали первую степени миопии. Также профилактика поможет в купе с различными средствами для коррекции решить существующие задачи.

Не пренебрегайте походами в кабинет офтальмолога, выполняйте все рекомендации и помните, что здоровье Ваших глаз в Ваших руках.

Источник

Занятия физической культурой в школе при заболевании «Миопия».

Занятия физической культурой в школе при заболевании «Миопия».

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Близорукость, миопия (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение), – один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введение информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало еще более серьезным.

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие – к частичной или полной утрате трудоспособности.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую – до 3.0 дптр, среднюю – 6.0 дптр, высокую – свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию не прогрессирующую и прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Не прогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжения аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко, на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости

Близорукость у детей школьного возраста нередко сочетается с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушение опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. При определении медицинской группы по физической культуре для детей с близорукостью учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии. Спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности учащихся при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И. Курпан обосновал методику физического воспитания учащихся, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Физическая культура для учащихся с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть учащихся страдают близорукостью. По мере перехода в старшие классы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических требований труда и быта.

Учащиеся с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени, учащихся включают в подготовительную медицинскую группу. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для учащихся подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Так как у детей с высокой степенью близорукости наблюдается нарушение осанки, слабость мышечно-связочного аппарата, привычка чрезмерно наклонять голову и туловище при чтении и письме, целесообразно использовать корригирующие и дыхательные упражнения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

Существует общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движениями глаз:

При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.

И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1-3 кг.

И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек. Дыхание произвольное.

И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15-20 сек.

И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.

И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10-15 сек. каждой ногой.

И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.

И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

Как уже отмечалось, люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнения «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы. Рекомендуемый комплекс ежедневных упражнений:

И. п. – стоя, кисти на затылке. 1-2 – поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.

И. п. – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.

Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.

Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.

Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами на глазные яблоки в течение 25-30 сек.

Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1-2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.

Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.

Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.

Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Существуют ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по много часов читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются противопоказанными видами спорта, превышая допустимый уровень физической нагрузки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *