Что значит современность музыки кратко
Презентация по музыке «Современность в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Современность в музыке
На вопрос о том, что такое современность в музыке, ответить непросто. Конечно, можно сказать, что это композиции, написанные в последние десятилетия. С другой стороны, многое из музыки, которую слушали в конце двадцатого века, уже считается устаревшим И, наоборот, смелые идеи композиторов прежних эпох, как, например, Дебюсси, Прокофьева или Мусоргского, становятся примерами для подражания. Каждая нынешняя субкультура и группы ее фанатов имеют собственную музыку, которую считают современной. Некоторые аналитики полагают, что в такой форме выражается коллективное бессознательное общества. А наиболее сильно социальные настроения выявляются в популярной музыке.
Но какое бы определение мы ни приняли, остаются многие вопросы, на которые трудно ответить. Например, если говорить о том, что такое современность в музыке, остается непонятным, каково здесь место классики. Сейчас очень моден стиль » этно «. Но значит ли это, что песни разных народов, написанные в незапамятные эпохи, могут тоже быть современными? Ведь такие мелодии становятся основой для многих композиций наших дней. И можем ли мы считать людей, которые сочиняли музыку в прошлом, своими современниками?
Если мы проанализируем эти вопросы, то увидим, что искусство, в том числе и то, которое приносит наслаждение нашим ушам, направлено к чувствам и душе. Поэтому многое в хорошей музыке является универсальным. Она воздействует на нас, словно потрясение, может увлечь, побудить действовать, заставить плакать или радоваться. Это значит, что классика и современность в музыке вовсе не являются противоположностями.
О понятии «современная музыка»
О понятии «современная музыка»
Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно.
Такая неоднозначность сказывается и на самом музыкальном творчестве. Всё чаще композиторы в своих произведениях обращаются к воплощению противоречивых образов времени. Среди таких противоречий более заметную роль играет мотив утраченной гармонии посреди шумного, дисгармоничного современного мира.
Прослушивание
Гия Канчели. Симфония №6 (фрагмент)
Послушайте фрагмент из I части Шестой симфонии Гия Канчели. Симфонию предваряет эпиграф альтов, расположенных позади оркестра с двух сторон. Следующая за ним тема в исполнении флейты и клавесина пытается продолжить напев альтов, однако наталкивается на сопротивление резкого звучания оркестра. Таков один из смыслов произведения: не просто контраст, но настоящий конфликт тихой мелодии, заглушаемой пронзительной музыкой современности.
Это, кстати, относится и к другим видам творчества, например литературе. Ещё полтора столетия назад каждый год издавалось не более пяти-шести сколько-нибудь значительных книг. Понятно, что каждая из них становилась событием. «Евгения Онегина» или «Анну Каренину» знала вся читающая Россия. То же можно сказать и о творчестве композиторов, относящемся к эпохам, когда музыка была одной из важнейших основ жизни человека. Теперь же произведений искусства разного масштаба и уровня появляется такое количество, что даже на поверхностное знакомство со всем этим множеством не хватит целой человеческой жизни.
Важно также понять, почему за сравнительно короткий исторический период возникло так много различных «музык» и что представляют хотя бы некоторые наиболее заметные из них.
Потому что, какие бы изменения ни претерпевала музыка и музыкальная жизнь в целом, она по-прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человека, который, несмотря на все успехи научно-технического прогресса, так и не научился без неё обходиться.
Вопросы и задания:
Урок музыки по теме: «Что значит «современность» в музыке?» (Урок-размышление). 8-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 8
магнитофон, диски с произведениями Альбинони, “Машины времени”, “ДДТ”, картины художников разных поколений.
Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И косо посмотрели вслед,
Или другой-
На много лет?
(Звучит песня группы “ДДТ” “Это всё, что останется после меня”)
Сегодня у нас последний урок в первой четверти. Обычно на нём мы вспоминаем все произведения, которые слушали на предыдущих уроках, но сегодня мы не только вспомним об этом, но и попробуем поразмыслить над тем, ради чего живёт человек на земле и что в памяти наших знакомых, а может, и малознакомых людей оставит каждый из нас.
Давайте вспомним, как называется тема, над которой мы с вами работали всю четверть?
Помня об этом, думаю, вы понимаете, что композиторы прошлого, с творчеством которых вы познакомились, не памятники истории, а во многом наши современники, потому, что настоящее, высокое искусство вне времени, и я надеюсь, что наш урок поможет вам понять это.
С произведениями каких композиторов вы познакомились? (Ответ)
Они жили и творили очень давно, это вам известно, но почему же они наши современники? (Ответ)
Их музыка рождает в нас глубокие мысли и чувства! И мы с вами продолжаем учиться отличать настоящее большое искусство от плохой музыки, но, конечно же, не надо отказываться от лёгкой развлекательной музыки. Она нужна нам для танцев, отдыха, прогулок. Она, как улыбка, как шутка, как забавный рассказ.
(Зажигается свеча. Учитель исполняет песню “Свеча” А.Макаревича. Идёт разбор песни по исполнительскому плану)
4. Выразительные особенности музыки.
5. Изобразительные особенности музыки.
6. Ваше отношение к произведению.
А можно ли назвать А.Макаревича нашим современником?
(Звучит стихотворение “Вишня” Исаковского)
В ясный полдень на исходе лета
Шёл старик дорогой полевой,
Вырыл вишню полевую где-то
И довольный, нёс её домой.
Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: “Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу!
Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладной тишине,
И отведав сочных, спелых ягод,
Может, статься, вспомнят обо мне.
Билибин “Землепашец” XIX век
Гордиец “Хлеб пекут” XX век
Кугач “В семье” XX век
Дейнека “Первый летун” XX век
Кривоногов “Брестская крепость” XX век
— Так почему они, столь разные, представлены сегодня на нашем уроке? Что их объединяет?
— человек пашет поле, чтобы на нём вырос хлебный колос;
— умелые женские руки пекут хлеб;
— заботливые, любящие матери растят детей;
— крылатый мечтатель пробуждает такие же прекрасные мечты в душах других людей;
— герой, ценою своей жизни отстоявший мир на земле, навсегда останется в благодарной памяти потомков.
Вот так же и в нашей жизни осталось творчество этих и многих других замечательных художников. Значит, не зря они жили на земле!
Итак, запишите тему ваших сочинений “Какой я в жизни след оставлю?” Приглашаю поразмышлять вас…(Звучит музыка, ребята работают).
А теперь я попрошу вас озвучить свои мысли. Мне бы очень хотелось услышать, каким вы представляете свой след в будущем. Прочтите, пожалуйста, самое главное, на ваш взгляд, из сочинений. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы).
А теперь мне бы ещё раз хотелось услышать от вас, какую музыку и каких композиторов мы считаем нашими современниками, оставившими след на земле.
Сейчас небольшая музыкальная викторина, которую обычно вы выполняете письменно, но сегодня я попрошу вас ответить мне устно: фрагмент, какого произведения звучит и кто композитор?
Бах “Токката и фуга ре минор”
Бетховен “Соната № 14”
Чайковский “ Симфония №4”(скерцо)
Спасибо за работу на уроке, я благодарна…(Оценка работы учеников).
Перед тем, как сказать вам “до свидания”, я прошу вас прислушаться к словам Юрия Шевчука в песне, которая звучала в начале урока, и к своим совсем маленьким сердечкам, пытаясь понять,- на правильной ли дороге вы стоите?
(В записи звучит стук сердца и ДДТ “Это всё что останется после меня…”)
Современная музыка, какая она
Музыка является обязательным элементом любого торжества или застолья. Без музыки было бы очень скучно жить. Когда нам грустно мы слушаем музыка, когда нам весело мы тоже ее слушаем.
Только музыка отличается. Так и песни современности существенно отличаются от тех песен, которые были раньше. Популярные песни 80-х до сих пор можно слышать из многообразных источников. Существует всеми знаменитый фестиваль, который носит название «Дискотека 80-х». Причем этот фестиваль популярен не только среди старшего поколения, но его посещают и 16- 18 летние подростки. А значит песни 80-х находят отклик в каждом сердце, независимо от возраста, пола или социального положения.
Чем отличается современная музыка
Отношение к современной музыке у многих людей старшего поколения вызывает один лишь негатив. В их время такого не было. Но ведь время уже не их, а значит и современная музыка должна меняться и быть приспособленной для современного слушателя. Да, красивым голосом уже никого не удивишь. Наоборот, сейчас появилось очень много новых исполнителей, которые совершенно не имеют никакого музыкального образования, не имеют ни голоса, ни слуха. А чем же тогда они подкупают? Почему на их концерты приходят толпы людей и восторженно подпевают практически все песни любимого исполнителя? Современная музыка другая. Она:
— очень много электронной обработки. Практически не используются музыкальные инструменты. С помощью обработок удается достичь совершенно нового оригинального звучания;
— используется новейшее оборудование, которое по качеству превосходит звукозаписывающее оборудование того времени;
— любой человек может запеть. Даже если нет голоса. это доказывает современные исполнители, которые зачастую используют фанеру, во время своих выступлений;
-тексты песен достаточно просты, не содержат в себе никакого смысла и очень легко запоминаются;
— существует огромный выбор музыкальных направлений;
— современные исполнители более смелые. Они могут петь песни на любые темы, могут быть смешными и нелепыми. Им присуща определенная свобода, которая не была присуща многим хитовым исполнителям прошлого.
Можно бесконечно долго говорить о различиях и особенностях современной и прошлой музыки. Да, она другая, но и современная молодежь, на которую эта музыка и рассчитана тоже совсем другая. Умная, развитая, с активной жизненной позицией, идущая к своей несмотря ни на что, сквозь к тернии к звездам.
что такое современная музыка
Спокойная и мелодичная, энергичная и заводная, музыка может отображать волнения души и характер человека. Каждый для себя определяет, какая музыка ему нравится, какую музыку он готов слушать часами, а что вызывает только отрицательные эмоции. Случается так, что музыкальные пристрастия закладываются с самого детства, а иногда увлечение музыкой может меняться на протяжении все жизни. Ведь все зависит не только от наших личных ощущений, но и от окружения, которое мощно воздействует на отношение к музыке, или моду на определенные музыкальные коллективы.
Современная музыка предоставляет слушателям разных возрастов и поколений всевозможные музыкальные композиции. Современная музыка совместила в себе стили и направления, которые были известны несколько десятилетий назад, с новыми музыкальными течениями, которые возникают почти каждый год. Музыка ранее была отражением эпохи. Слова, которые хотели услышать все, сливались с определенным ритмом и отражались в песне. В некоторых песнях звучала пропаганда, а в других – протест, одни были наполнены любовью, а вторые – печалью и недовольством. И каждый для себя определял, что ему интересно в данный момент. При этом одни мелодии звучали везде, а другие, чтобы послушать, доводилось искать.
Музыка современная дает своим слушателям возможность наслаждаться разнообразными мелодиями. В ней уже нет запретов и ограничений. Но, как и прежде музыка современная имеет свои ответвления и направления, которых придерживаются музыканты и композиторы, слушатели и продюсеры. Происходит только своеобразная переоценка и смешение. Даже классика уже звучит иначе.
Не сдает своих позиций современная классическая музыка. Наряду с традиционными мелодиями, написанными именитыми мастерами в разные исторические периоды, происходит создание уникальных произведений. Современная классическая музыка, используя живые инструментальные оркестры, начинает все более популяризироваться. При этом такая музыка не теряет своего достоинства и очарования.
С началом эпохи индийского кино, которое постепенно начало покорять и телезрителей нашей страны, возникает мода и на музыку этой страны. Современная индийская музыка уже сейчас занимает главенствующие позиции среди мелодий других страна. К тому же современная индийская музыка разнится особым колоритом, традиционностью этого азиатского государства. А то, что не понятно или неизвестно, притягивает еще больше. Ведь индийская музыка – это характер, в одной песни композитор и поэт могут поведать историю жизни, показать чувства и переживания героев.
Все новые сюрпризы преподносит и современная зарубежная музыка, которая давно стала эталоном для композиторов других стран. Именно современная зарубежная музыка определяет моду на произведения этого вида искусства, преобразуя исполнение композиций в бизнес, приносящий неплохие доходы.
Несмотря на свою противоречивость на лестнице искусств, музыка занимает самую верхнюю ступень.