Что значит социальный статус семьи
Семья. Виды, правовые статусы и меры поддержки от государства
Часть конституционных поправок 2020 года была посвящена сферам семьи и детства. Теперь дети стали важнейшим приоритетом проводимой госполитики, а государство обеспечивает приоритет семейного воспитания. Как поправки в основной закон повлияют на статус и положение российских семей, и какие изменения планируется принять в законодательство, регулирующее семейные отношения?
👨👩👧 Что такое семья, с точки зрения законодательства РФ
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим положение российских семей, является Семейный кодекс (СК) Российской Федерации. Он был принят в 1995 году, но регулярно обновляется и дополняется новыми положениями. Последние поправки в него датируются 6 февраля 2020 годом.
Семья – это круг лиц, которые связаны между собой определенными правами и обязанностями, вытекающими из заключенного брака, родственных связей, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
В российской обновленной Конституции брачные отношения были закреплены исключительно, как союз мужчины и женщины (без вариантов), а приоритетным направлением государственной политики стало воспитание ребенка в семье.
Кто является членом семьи
Понятие члена семьи неоднозначно трактуется российским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса (ЖК) Российской Федерации, к членам семьи относят всех проживающих на одной территории с собственником лиц, его детей, супруга и родителей. На основании ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации в состав семьи включены:
Факт совместного проживания значения не имеет. При этом, например, бабушка членом семьи для внука не является, хотя и относится к его близким родственникам.
Дети остаются членами семьи даже после своего совершеннолетия. Но есть некоторые нюансы: например, дети в семье военных старше 18 лет в большинстве своем по закону «О статусе военнослужащих» уже не входят в состав членов семьи.
Братья и сестры входят в состав семьи, но признаются близкими родственниками.
Бывшие жена или муж, сожители (так называемые гражданские супруги) не являются членами семьи.
Характерные особенности семейных правоотношений
Характерными особенностями семейных отношений являются:
💸 Какие бывают семьи. Льготы, выплаты или соцпомощь для каждого из вариантов
Малоимущая
Малоимущие – это семьи с недостаточными доходами. Их среднедушевой заработок ниже регионального прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Малоимущая семья вправе получать единовременные и ежемесячные выплаты, бесплатное питание в школе и в возрасте до полутора лет ребенка или пособие на кормление в денежной форме, социальные доплаты к пенсии, льготы на оплату коммунальных услуг (если на них приходится более 22% от семейных доходов).
На усмотрение регионов может вводиться материальная помощь семьям с низким достатком и ежемесячные доплаты. Например, в Москве действует ежемесячная доплата на возмещение расходов из-за роста стоимости жизни, выплата на детские товары, на оплату телефонной связи, компенсация ЖКУ, возмещение стоимости продуктов, выплаты к праздникам – Дню семьи или Дню знаний.
Малообеспеченная
Малообеспеченную семью часто путают с малоимущей, но на самом деле эти понятии различаются. Малообеспеченной является семья, проживающая в стесненных жилищных условиях, но имеющихся у нее финансовых возможностей не хватает для покупки более просторного жилья. При этом доходы такой семьи могут превышать действующий прожиточный минимум.
По госпрограмме государство оплачивает молодой малообеспеченной семье до 30% от стоимости недвижимости или до 35% – при наличии детей. Для этого должно одновременно соблюдаться несколько условий:
В регионах отличаются как нормативы по жилплощади, которые учитываются для признания семьи малообеспеченной, так и размер субсидии.
Неполная
Матери-одиночки или одинокие отцы имеют право рассчитывать на следующие льготы:
Даже после развода родители обязаны содержать своих детей, и с одного из них взыскиваются алименты. При уклонении родителя от алиментов временно содержать ребенка может государство и выплачивать ему пенсию по утрате кормильца.
В феврале 2020 года в силу вступила поправка, согласно которой, родители обязаны обеспечить ребенка пригодным жильем. По новой версии ст. 86 Семейного кодекса каждого из родителей (в том числе бывшего супруга) могут привлечь к участию в расходах на покупку жилья, включая ипотечный кредит и оплату съемного жилья. Указанные средства взыскиваются, помимо алиментов, ежемесячно в твердой денежной сумме с учетом материального положения семьи. Ранее на бывшего супруга могли возложить обязанность только по оплате ухода или лекарств для больных и нетрудоспособных детей.
Многодетная
Многодетная семья – это та семья, где воспитывается три и более несовершеннолетних ребенка. В некоторых регионах в число детей включают всех не достигших 23 лет при условии их обучения в вузе на очной форме.
Многодетные семьи могут поддерживать с помощью разнообразных льгот и дополнительной материальной помощи:
Дополнительные меры поддержки многодетных семей определяются на уровне субъектов РФ: в частности, выделение бесплатных земельных участков, коммунальные субсидии, бесплатные музеи и театры, дополнительные выплаты (во многих регионах предусмотрено пособие в размере прожиточного минимума на третьего ребенка, областные единовременные выплаты) и пр.
Неблагополучная
Неблагополучная – это та семья, которая отличается низким социальным статусом в одной или нескольких отраслях. Неблагополучная семья не справляется с возложенными на нее обязанностями по воспитанию детей и транслирует им неправильные ценности. Неблагополучные семьи подразделяются на две группы:
Единая федеральная программа помощи неблагополучным семьям отсутствует.
Муниципальные органы власти разрабатывают собственные проекты по оказанию помощи неблагополучной семье и борьбе с беспризорностью. Меры направлены на своевременное выявление и профилактику негативного влияния семьи на личность ребенка.
Государственные органы власти могут оказывать психологическую помощь и коррекцию поведения детей. Для несовершеннолетних, оказавших в сложной ситуации, действуют кризисные центры.
Приемная
Приемная семья — это форма устройства государством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Переход ребенка в приемную семью происходит на основании договора между органами опеки и родителями.
Приемные семьи вправе получить как общие для всех родителей, так и дополнительные выплаты от государства при усыновлении:
Также законодательство содержит ряд дополнительных преференций для родителей:
В последнее время законодатели решили ограничить права на усыновление в интересах детей. Теперь усыновителями могут стать не все родители. С января 2020 года, согласно поправкам в Семейный кодекс и ФЗ «О государственном банке. », законодатели создали реестр недобросовестных опекунов и приемных родителей, а также лишенных родительских прав лиц. Теперь суды обязаны передавать Постановление о лишении родительских прав в органы опеки, ЗАГС и МФЦ в течение 3 дней. Затем эти сведения поступают в единую базу данных. Указанные лица в дальнейшем лишены права усыновления и возможности взять ребенка под опеку.
💡 Новые законодательные инициативы о семье
Вступившие в июле 2020 года конституционные поправки потребуют изменений в Семейный кодекс и другие подзаконные акты. Так, согласно ст. 67.1 Конституции, дети признаны важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия для их всестороннего развития в духовном, интеллектуальном и физическом планах.
Согласно конституционным поправкам, государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения, но приоритетным остается семейное воспитание.
Для того чтобы привести в соответствие конституционные поправки и семейное законодательство, российские сенаторы под руководством Е. Мизулиной вынесли на суд законодателей предложения об изменении норм Семейного кодекса. Согласно законопроекту, документ предполагает 112 поправок в 69 статей.
Так, в Семейном кодексе планируется закрепить понятие «родная семья» и «родители». Родителями смогут стать только кровные родственники: мать и отец ребенка.
Законодательно предлагается закрепить право на заключение брака только между мужчиной и женщиной, а также закрыть последнюю легальную возможность для однополых браков: ввести запрет на брак после смены пола. Лицам, сменившим пол, также планируется запретить усыновлять детей.
Документ предполагает целый ряд изменений в работе органов опеки:
Социальный статус семьи и ее типология
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус (состояние) семьи.
Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также индивидуальных особенностей членов семьи.
Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:
В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать негативные тенденции в состоянии психологического климата семьи и в воспитании детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создает более разнообразную картину ролевых взаимодействий, а значит более широкое поле социализации ребенка, с другой – в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать причиной повышенной конфликтности в семье и т.д.
Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов.
К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка:
Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику – статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой.
Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе. Рассмотрим структуру социальной адаптации семьи.
Первый ее компонент – материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, берут несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т.е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус – средний.
Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше социальных норм), позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус.
Чтобы уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или, иными словами, ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.
Показателями состояния психологического климата семьи являются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий.
Все это препятствует выполнению семьей одной из главных ее функций – психотерапевтической, т.е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат – низкий.
Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений – развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.
Третий компонент рассматриваемой структуры – социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать не только уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, но и непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.
Уровень культуры семьи считается высоким, если она справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций (например, сохраняются семейные праздники). Семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в ней рационально организован быт, разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.
Если духовные потребности семьи не развиты, круг ее интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая всех ее членов культурно-досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция их поведения (превалируют насильственные методы регуляции), если семья ведет неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то ее уровень культуры – низкий.
В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.
Четвертый показатель – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем, ситуационно-ролевой статус семьи высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то этот статус средний.
В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правило, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус низкий. На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов можно определить ее структурнофункциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне ее социальной адаптации в обществе.
Из существующего множества типологий семьи (психологических, педагогических, социологических) задачам деятельности социального педагога отвечает комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому. Исходя из этого бывают благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются со своими функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Данному типу семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
Что такое статус семьи в анкете для школы: информация с разъяснениями
Социальный статус семьи — что это? Социальный статус семьи: примеры
Семья — это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.
Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.
Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной функции семьи, является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.
Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.
Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.
Что это?
Социальный статус – это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.
Определение статуса семьи
Как заполнить анкету для школы и детсада
Затем следует описать жилищные условия. Укажите, какими вы их считаете — средними, неблагоприятными или вы живете в достатке. Конкретизируйте — это квартира, дом, съемное жилье и др. Немаловажный раздел касается здоровья родителей и ребенка, здесь обычно пишут, есть ли вредные привычки, особенно алкоголизм, наркомания и т. д. Если у ребенка есть аллергические реакции, травмы, другие проблемы со здоровьем, их необходимо внести. Это поможет составить правильный рацион питания в школе, физическую нагрузку.
Конечно, не стоит ждать, что неблагополучный человек, страдающий, например, алкоголизмом, признается в своем недостатке. Этот факт педагог увидит сам и укажет в соцпаспорте. Анкета для родителей лишь помогает заполнить дополнительную информацию и установить контакт. Спорные вопросы педработники отметят самостоятельно.
По поводу персональных данных паспорта. вопрос рассматривается отдельно в каждом учебном заведении. Необходимы ли они в анкете, ответит руководство ДОУ. Иногда родители опасаются, что подобный опрос поставит в неравные условия детей. Чтобы анкетирование не навредило малышам, учитель обязан указать письменно, желательно прямо на бланке, что обязуется не передавать личную информацию третьим лицам.
Образцы
Вот пример анкеты для социального паспорта в ДОУ, заполненный для малоимущих семей. Обратите внимание на последовательность заполнения соцпаспорта — сначала данные о ребенке, потом о родителях. В конце обязательно указываем контактную информацию родителей.
Для заполнения ознакомьтесь с примерным анкетным бланком соцпаспорта.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________ 2. Дата рождения ________________________________________________ 3. Место рождения ______________________________________________ 4. Национальность ________________________________________________ 5. Домашний адрес, телефон _________________________________________ 6. Жилищно-бытовые и материальные условия: средние, неблагоприятные, достаток А) отдельная квартира из ___комнат, Б) отдельный дом, В) комната в коммунальной квартире, Г) снимают жилье. 7. Здоровье родителей А) сердечно-сосудистые заболевания, Б) психические болезни, В) алкоголизм, Г) другое. 8. Здоровье ребенка А) здоров Б) имеет нарушения в физическом развитии (рост, вес) В) состоит на диспансерном учете по поводу___________________ Г) частые простудные заболевания, Д) другое. 9. Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний ребенка? А) неудовлетворительное медицинское обслуживание; Б) плохое материальное положение; В) неблагоприятные экологические условия; Г) другое ____________________________________________. 10. Состав семьи А) полная Б) неполная В) многодетная Г) опека 11. Если семь неполная, назовите причину А) потеря кормильца Б) развод В) мать-одиночка 12. Если многодетная, укажите данные других детей (Ф.И.О. и дата рождения) _______________________________________________________ 13. Стоит ли семья на учете, как нуждающаяся в получении адресной социальной помощи _______________________________________________ 14. Посещает ли ребенок кружки, секции, клубы вне образовательного учреждения? (если да, то какие и где) _________________________________ Родители: Отец Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы _____________________ Телефон рабочий и сотовый _________________________________________ Мать Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы ______________________ Телефон рабочий и сотовый __________________________________________ |
Статус семьи какие бывают для школы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статус семьи какие бывают для школы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Семья – это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства.
Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.
Как ответить на вопрос социальное положение семьи
В ней есть такая графа »Социальный статус семьи». Это что значит в данном случае? Что конкретно интересует?
Ранее для того, чтобы приступить к обучению, необходимо было распечатать документы, заполнить их и отправить нам через почтовое отделение. Теперь же с момента подачи заявки до конца обучения не нужно выходить из дома. Сейчас Вам нужно всего лишь подать заявку, прикрепить фото вашего диплома и паспорта прямо в заявке. И сразу после оплаты Вы сможете приступить к обучению.
Традиционные представления о значимом влиянии материального положения семьи на образовательные достижения ребенка не отражают реальную ситуацию проблем обучения в школе с социально неоднородным контингентом.
Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный социальный работник. Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.
Социальный статус — это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.
Типы семей
Хотя будущий союз начинает формироваться на этапах ухаживания, нельзя назвать это началом жизненного цикла семьи. Но уже формируется определенный тип, который будет влиять на всех ее членов. Социологи отмечают некоторые общие принципы семейных организаций и выделяют определенные типы данных социальных структур.В зависимости от положения субъекта в семье определяют такие типы семей:
По форме и по количеству старших членов семьи выделяют такие виды:
Исторически сложилось, что выбор семейного партнера зависит от одобрения или неприятия социальной группы, в которой находятся брачующиеся.В зависимости от традиций и влияния социума, различают следующие типы семей:
Социологи различают типы семей по структуре и количеству родственных связей:
Важно! Традиционно в России были полные многодетные семьи. Сейчас по статистике на одну женщину в среднем приходится по одному ребенку. Это связано с разными факторами, куда входят трудности в поиске подходящего партнера.
В зависимости от количества детей, семья бывает:
Важно! Специалисты отмечают, что в неполных семьях и у пары с одним ребенком чаще всего проявляется такое явление, как детоцентризм, когда интересы и потребности чада ставятся выше других членов семьи.
Воспроизводство и забота о потомках — главная функция семьи. Воспитание формирует личность. В главной степени от родителей зависит, как сложится дальнейшая жизнь ребенка, его нравственная, моральная и жизненная позиция, физическое и психическое здоровье.
По типу воспитания детей социологи выделяют такие виды семей:
В каждой семье формируется так называемый лидер или ответственное лицо. Социологи различают типы семьи по критерию властности:
Важно! В наше время часто встречается именно демократический тип семейных отношений. В таких семьях совместно устанавливаются обязанности, при этом они могут отличаться от традиционных представлений. Жена вполне успешно может зарабатывать на жизнь, муж — воспитывать детей.
Отсюда возникает еще одна типология семьи — по характеру разделения домашних обязанностей:
Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей:
Важно! Большинство молодоженов отмечают важность проживания отдельно от родительских семей, без непосредственного гипер влияния с их стороны. Это позволяет строить свою уникальную ячейку. Супруги отмечают, что сам факт наставлений и советов воспринимается более внимательно и лояльно.
Создавая семью, человек рассчитывает получить от нее все положительные аспекты, включая жизнь с любимым человеком. Однако отношения — это труд, и от того, с какой ответственностью люди приступают к выполнению своих обязанностей, зависит благополучие всех членов этой малой группы.
По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей:
Функциональная структура
Что значит социальный статус семьи? На его формирование во многом влияет выполнение данным общественным образованием определенных функций. Среди основных функций семьи можно выделить следующие:
Понятие полноценной семьи
Полная семья – это родственный союз трех и более людей, обусловленный наличием супружеской пары и их общего ребенка (или детей). Полагается считать, что понятия «полноценной семьи» и «нормальной» синонимичны, однако принятые в социуме факторы нормы, как то: материальная обеспеченность, достойное воспитание и здоровый микроклимат в доме, часто присутствуют в полных и неполных семьях одинаково.
Целью создания брачного союза является продолжение рода, а значит, вся система построения супружеских отношений в норме основывается на любви двух человек и их желании провести вместе остаток жизни. Только при таких условиях решение дать жизнь новому человеку можно считать ответственным, а внутреннюю атмосферу семьи – подходящей для появления малыша.
Социальный психолог Э. Арутюнянц называет 3 вида положительных взаимоотношений, наблюдаемых в современном обществе, когда состав семьи — полный.
Традиционная модель семейного поведения
Специалист по социальной психологии, доктор М. С. Мацковский, проведя исследования среди множества полных семей, пришел к мнению, что наилучшим вариантом для сохранения внутрисемейного комфорта является привитие домочадцам традиционной модели поведения. К таковой Мацковский относит следующие характерные особенности классических семейных устоев:
По утверждению психолога Мацковского, норма в семейных отношениях всегда определялась именно положением отца как абсолютной доминанты, а наглядной ролью женщины было служение супругу и хранение традиций.
Особенности полных многодетных семей
Плюсов у многодетных семей, обусловленных полным родительским составом, тоже немало:
Но даже полная семья с несколькими детьми может столкнуться со сложностями воспитания, что особенно ярко проявляется, когда оба родителя вынуждены работать. Подростки, зная о невозможности осуществления за ними достаточного контроля, часто прогуливают или бросают школу. У подростков из многодетных семей раньше, чем у одногодок, развиваются такие вредные привычки: курение, наркомания, бродяжничество.
Ребенок в многодетной семье редко имеет возможность похвастаться какой-либо собственностью, и это вырабатывает у него отсутствие уважения к чужому имуществу. Нередко в борьбе за личное пространство дети утрачивают чувство меры и становятся провокаторами затяжных конфликтов, разрешить которые удается только посредством вмешательства психологов.
Какая семья считается неполной?
Семья считается неполной, если родитель один живёт с одним ребёнком или несколькими детьми, самостоятельно содержит и воспитывает их.
Семья может стать неполной, если:
Неполной не считается семья, в которой муж и жена не живут вместе, но не оформили развод.
Неполная семья – предрассудок неполноценности
Неполная семья должна называться неполноценной только в юридическом плане. Даже один родитель способен дать ребёнку правильное воспитание. Дети из неполных семей способны быть полноценными личностями и добиваться успеха, стоять на ровне с детьми из полных семей. Одним предложением: «неполная семья – это лишь предрассудок неполноценности, а не его проявление».
Типы неполных семей
Традиционно считается, что неполная семья состоит из родителя и одного и более детей. В психологии существует понятие функционально неполной семьи. В этом случае семья номинально состоит из двух родителей и детей, но воспитанием и обучением которых занимается только один из родителей.
В понимании обывателей неполная семья состоит из мамы и детей, но психологи считают, что это понятие включает в себя несколько типов. Основой для этой классификации является способ их образования. Выделяют следующие типы:
Также выделяют отцовские и материнские ячейки общества. В последние годы довольно широкое распространение получили нетипичные неполные семейства, состоящие из одинокого усыновителя и приёмного малыша.
Семейные отношения после развода
Основной причиной появления в нашей стране неполных ячеек общества является развод. Этот процесс оказывает негативное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние всех членов семьи. Но самые тяжёлые последствия касаются детей.
Переживая разрыв отношений родителей, дети в любом возрасте испытывают сильнейшую психологическую травму, последствия которой проявляются как в детстве, так и во взрослой жизни. Часто взрослые люди, пережившие в детском возрасте развод родителей, не могут создать и сохранить прочных отношений, испытывают определённые трудности в общении с противоположным полом.
В детском возрасте у детей, воспитывающихся одним родителем, часто наблюдаются проблемы с обучением и дисциплиной (в школе и дома), возникновение конфликтных ситуаций с родителями и сверстниками. Помимо проблем психологического характера, у этих детей возникают проблемы со здоровьем (неврозы, обострение хронических заболеваний, ослабление иммунной системы).
Проявления переживаний из-за развода родителей в разных возрастных категориях носят специфический характер.
Грудные дети, эмоциональная и психологическая связь которых с матерью очень сильна, испытывают те же переживания, что и женщина. Но если для взрослого человека эта стрессовая ситуация становится тяжёлым испытанием, то для младенца её последствия могут оказаться фатальными.
Малыши дошкольного возраста реагируют на развод следующим образом:
Эти проявления сглаживаются или исчезают в случае восстановления семейных отношений между мамой и папой или вследствие активного участия проживающего отдельно родителя в жизни и воспитании малыша.
Особенности подросткового возраста делают детей этой возрастной группы особо восприимчивыми ко всем внутрисемейным конфликтам. Подростки женского и мужского пола реагируют на развод родителей по-разному.
У девушек переживания почти не влияют на поведение, но оказывают сильнейшее воздействие на психологическое состояние. Это проявляется в повышении плаксивости и раздражительности, появлении проблем с работоспособностью, концентрацией и вниманием. Очень часто девочки-подростки пытаются манипулировать родителями путём жалоб на физическое здоровье.
У подростков мужского пола переживания проявляются в виде агрессивности и озлобленности. От их последствий страдает не только сам юноша, но и окружающие люди.
Психологическая травма обостряется, если подрастающий человек вынужден скрывать чувство привязанности к отдельно живущему родителю.
Принимая решение о разрыве брачных отношений супруги должны чётко понимать последствия этого решения не только для себя, но и для своих детей. В то же время не следует сохранять видимость полной семьи ради их благополучия. Так как психологический климат в таких условиях оказывает гораздо больше пагубного воздействия, чем проживание с одним из родителей.
Осиротевшее семейство
Проблемы неполных ячеек общества, появившихся в результате смерти одного из родителей, немного отличаются от трудностей, с которыми сталкиваются разведённые семьи. Уход из жизни близкого человека становится источником психологического потрясения для всех членов семейства, но особенно остро его переживают дети.
Интенсивность воздействия на психику и развитие ребёнка, проживающего в осиротевшей семье, зависит от его биологических и психологических особенностей, наличия поддержки близких и развития способностей к адаптации.
В раннем возрасте, когда закладываются основы половой идентификации и соответствующего поведения, дети особо тяжело переживают потерю родителя своего пола.
Самым тяжёлым для осиротевшей семьи считается первый год после смерти близкого человека. Основная задача оставшегося с детьми родителя — поддержать их, помочь им пережить потерю отца или матери и не допустить развитие тяжёлых неврологических состояний.
Сразу после смерти родителя ребёнок впадает в шоковое состояние, которое выражается в слезах или молчании. На общую траурную атмосферу в доме реагируют даже грудные дети. Следующей стадией переживаний становится отрицание трагического факта.
Особое внимание необходимо уделить чаду на стадии поиска умершего родителя, когда развиваются страхи и уход в вымышленный мир. Удержать сына или дочь в реальном мире и не допустить развития неврозов поможет понимание и поддержка со стороны главы семьи и взрослого окружения.
В итоге наступает период отчаяния, который проявляется в слезах, криках, отталкивании живого родителя, а также злобы и обиды на умершего.
Все эти стадии являются абсолютно нормальными и требуют лишь внимательного отношения и терпения со стороны взрослых людей.
Обратиться к помощи специалиста следует в следующих случаях:
Овдовевшему супругу довольно тяжело наладить быт своего семейства и помочь преодолеть детям возникающие трудности. Но от его правильного поведения зависит формирование личности детей и их благополучие.
Одинокие родители
Неполные семейства разделяют на материнские и отцовские. Преобладающим является материнский вид. Широкое распространение получили внебрачные образования, состоящие из незамужней женщины и её ребёнка. Психологи считают, что дети, рождённые и воспитанные в таких семьях, чаще являются объектами социальной дискриминации, чем их сверстники из семей других типов.
Решение женщины родить ребёнка и воспитывать его в одиночку оказывает влияние не только на её будущую жизнь, но и на жизнь малыша. Как правило, мать-одиночка считает себя полновластной собственницей своего ребёнка и не желает его с кем-либо делить. Это приводит к отсутствию личной жизни у чада в будущем. Даже если сыну или дочери одинокой мамы удаётся создать собственную ячейку общества, мать старается стать не только её членом, но и главой.
Остро переживают факт своего внебрачного рождения и мальчики, и девочки. У мальчика и матери во многих случаях формируется двоякая психологическая связь: материнско-детская и женско-мужская. Это мешает формировать адекватную мужскую модель поведения и общаться с противоположным полом.
Отсутствие отца отрицательно сказывается на эмоционально-психологическом развитии девочек. Не имея образца мужского поведения и отношений между полами, девочки впадают в крайности. Некоторые слишком тщательно и придирчиво выбирают партнёра, ориентируясь на выдуманные идеальный образ. Другие слишком легкомысленно относятся к этому вопросу, не думая о последствиях своего поведения.
Семейства, которые возглавляются отцом-одиночкой, составляют всего 6% от общего числа неполных ячеек общества. Основной проблемой в них является недостаток ласки и женской нежности, которые играют такую же важную роль в воспитании и формировании личности, как и оценочная любовь, свойственная родителям мужского пола. Наличие только мужского примера поведения имеет такие же отрицательные последствия, как и материнское воспитание.
Особенности неполных семей
Для всесторонней характеристики неполных семей необходимо осветить проблемы, с которыми сталкивается эта ячейка общества. Их преодоление является тяжёлым испытанием для всех членов семейства. Но основная роль в этом процессе отводится родителю.
Основные проблемы
У неполных семейств возникает множество проблем различного характера. Кратко их можно описать следующим образом:
Рекомендации по общению с детьми
Воспитание детей без участия второго родителя — довольно трудный процесс. Облегчить его помогут простые рекомендации.
Родитель должен находить время на ежедневное общение с детьми, чтобы быть в курсе событий, происходящих в их жизни, мыслей и чувств.
Похвала важна для всех детей. Но у детей, воспитывающихся одним родителем, она будет способствовать формированию благоприятной эмоциональной обстановки, адекватной самооценки и уверенности в себе.
Для ребёнка из разведённой семьи важно общение с обоими родителями. Нельзя препятствовать встречам с отдельно живущим родным человеком и создавать его негативный образ.
Дети должны быть помощниками в бытовых делах, воспитании и уходе за младшим членами семейства. Они не должны выполнять роль отсутствующего родителя. Родители должны помогать ребёнку в освоении навыков поведения и общения, соответствующих его полу.
Развитие социальных связей, общение с родственниками и друзьями будут способствовать гармоничному развитию личности детей.
Большинство обывателей не может чётко сказать, какая семья считается неполной, путая её с неполноценной. Но понятия неполная и неполноценная семья не являются тождественными. В силу некоторых особенностей, неполные семейства имеют ряд проблем. Но их главы способны выполнять свои обязанности по воспитанию, содержанию и развитию детей в полном объёме.
Официальный статус
Официально полной признается семья, в которой совместно проживают и занимаются воспитанием детей оба родителя или лица, их заменяющие. Это значит, что полной семьей смело можно назвать следующие типы семей:
Неполной называют семью, состоящую из матери и ее ребенка (детей). Причем, если отец официально отсутствует (в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк), женщина признается матерью-одиночкой. Если же отец официально признал своего ребенка (имеется свидетельство об установлении отцовства), но не проживает совместно с его матерью, женщина не имеет статуса матери-одиночки, однако воспитывает ребенка в неполной семье.
Условия получения выплаты неполным семьям в 2021 году от Путина
Перечислять пособие начнут с 1-ого июля. Еще не ясно, какое ведомство назначат ответственным за рассмотрение заявлений и за счет какого источника будут выплачивать средства. Исходя из других видов детских пособий, новую выплаты отдадут под контроль ПФР или ФСС.
Подавать заявление для подтверждения уровня своего дохода и назначения меры поддержки семьям с детьми 8-16 лет придется самостоятельно. Сейчас в России взят курс на внедрение принципов «социального казначейства», поэтому оформить пособие можно будет и дистанционно, через портал Госуслуг. Об этом сообщил министр труда и соцзащиты Антон Котяков.
Он отметил, что ведомство уже занялось разработкой необходимых документов для назначения пособия и подготавливает возможность для принятия от семей заявлений. Это избавит граждан от беготни по инстанциям и позволит оформить выплаты упрощенно, в режиме «одного окна».
Льготные условия и преимущества для неполных семей – что положено, как оформить
Количество неполных семей возрастает с каждым годом. Эта ситуация возникла вследствие распространенности разводов среди пар когда-то заключивших брак, высокого уровня смертности, что не дает возможности полноценно воспитывать ребенка.
Законодательством предусмотрены способы поддержки детей и родителей, нуждающихся в помощи. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими получение преимуществ неполным семьям, являются Конституция, Семейный кодекс, Закон под номером 1032-1, действующий с 19 апреля 1991 года – «О занятости в РФ», другие документы, установленные на уровне регионов, изданные административными органами.