Что значит социальная система самоуправляемая обществознание
Социальная система: понятие, виды и примеры, признаки, структура
Что такое социальная система?
Социальная система – это сложное упорядоченное образование, состоящее из людей, различных связей и отношений между ними. Социальной системой можно считать как небольшую общность людей, так и всё человечество в целом. Также к социальным системам относятся социальные институты, мировоззрения и прочие материальные и нематериальные комплексные объекты.
Если рассматривать социальную систему как некоторую общность, то её центральным элементом являются люди, занимающие в ней определённые места и выполняющие некоторые функции. Благодаря этому она постоянно пребывает в движении. Поведение индивида в ней зависит от его социального статуса и индивидуальных качеств, а также от общепринятых норм и ценностей.
Социальную систему можно рассматривать с трёх разных позиций:
Таким образом, социальную систему можно рассматривать как единство трёх элементов: социальной общности, её внутренней организации и культуры. В социологии в качестве социальной системы может рассматривать любая социальная группа, общество или иная общность людей, так или иначе связанных между собой.
Виды и примеры социальных систем
Социологи используют несколько способов классификации, позволяющих группировать социальные системы по определённым признакам. Рассмотрим основные из этих классификаций, а так же примеры каждой из них.
1. По генетическому признаку
Данный признак позволяет разделить все социальные системы на две большие группы:
2. По форме
По этому признаку все социальные системы делятся на 4 типа:
3. По характеру взаимодействия
По данному признаку социальные системы условно делятся на две группы:
4. По характеру процессов
В любой социальной системе непрерывно протекают определённые процессы, подразумевающие различные формы взаимодействия между элементами. По типу этих процессов все системы можно разделить на две группы:
Признаки социальной системы
Для определения социальной системы используются следующие признаки:
Структура социальной системы
Все элементы социальной системы пребывают в определённых отношениях. Их взаимосвязи образуют устойчивую структуру, обеспечивающую целостность всей системы. Американский социолог Толкотт Парсонс выделил следующие требования к социальным системам:
Парсонс утверждает, что общество – это особый тип социальной системы, целостность которого поддерживается подсистемами. Каждая из подсистем при ближайшем рассмотрении оказывается самостоятельной социальной системой. По мнению Парсонса, есть четыре таких подсистемы, каждая из которых отвечает за одно из перечисленных выше требований. За адаптацию отвечает экономика, за целедостижение – политика, за поддержание образца – культура, а за интеграцию – социетальная система (система отношений и процессов на уровне общества).
Как функционирует социальная система?
Все функции социальной системы могут быть сведены к двум основным: сохранению системы и её совершенствованию (и все подфункции в конечном итоге направлены на осуществление этих двух функций). Иными словами, любая система стремится к равновесию и обладает внутренними механизмами, обеспечивающими её сохранение, воспроизводство и оптимизацию для стабильного существования с учетом внешних условий.
Одним из механизмов сохранения является социальный контроль – совокупность мер, направленных на противодействие отклонениям от общепринятых норм. Также важными механизмами являются социализация и интериоризация, обеспечивающие интеграцию новых индивидов в общество, а также принятие ими основных взглядов и ценностей. За социализацию и интериоризацию отвечает культура, в которой отражается и сохраняется характер отношений, принятых в обществе.
Заключение
Социальная система – это сложное понятие, которое можно рассматривать под тремя разными углами: как общность людей (например, социальная группа), как иерархию взаимоотношений (социальный институт) или как совокупность ценностей и норм (религия, мировоззрение). Ключевой особенностью социальной системы является целостность и наличие отчетливых границ, отделяющих её от других систем. Кроме того, она обладает механизмами, обеспечивающими её сохранение, воспроизводство и совершенствование.
Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система
Лекция 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
1. Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система
2. Характеристика материальной, социальной, политической и духовной сфер жизни общества
3. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
4. Современная НТР и ее возможные последствия.
Многообразен, многосторонен исторический процесс. Иногда его сравнивают с многоцветным ковром, сотканным из тысяч и тысяч нитей, событий, тесно переплетенных друг с другом. Он выступает объектом для многих общественных наук, каждая из которых вычленяет свой предмет исследования. Однако выбор способа объяснения происхождения, развития этих процессов и явлений зависит от исходной мировоззренческой установки, то есть от философского рассмотрения общества, основанного на его теоретическом анализе, как динамичной саморазвивающейся системы.
Начиная с эпохи Возрождения, складываются элементы светской (отделенной от религии) «философии истории» (понятие введено Ф.Вольтером). Видным представителем социально-философской мысли был И.Гердер (1744-1803), который рассматривал общественное развитие как продолжение истории природы.
В идеалистических концепциях (неокантианцы, русская религиозно-нравственная философия) содержались и позитивные подходы к человеку и обществу: обосновывая тезис о свободе субъекта, его творческой активности, о роли духовных традиций и нравственности в жизни общества, делали вывод, что «духовно-нравственным может быть только свободный человек».
Вместе с тем нельзя не видеть что, идеализм в понимании общества и его истории порождает социальную мифологию, способствует формированию отчужденных фетишистских форм сознания. И натурализм, растворяющий человека в природе, и идеализм, отрывающий его от природы, ориентированы на одностороннее понимание общества.
Таким образом, согласно материалистическому пониманию истории, развитие общества есть процесс, смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Такое понимание является упрощенным и несколько односторонним.
В современной футурологической литературе такое линейное развитие общества заменяется учением о развитии следующих друг за другом цивилизаций (Д.Бэлл., А.Тоффлер): аграрной, индустриальной, постиндустриальной. Если у Карла Маркса основой, стержнем является экономический базис общества, именно он лежит в основе формационного подхода, то цивилизационный подход за основу взял развитие общественно-производственной технологии, как наиболее важной структуры общественно-исторического развития. Цивилизационный подход выступает более универсальным, так как тот или иной тип технологии задает соответствующие формы социальных отношений, семьи, политической системы, культуры, типа личности. Следует отметить, что в современной литературе прослеживается и раскрывается еще одна линия общественного развития — от закрытых обществ к открытым (см. Поппер К. «Открытое общество и его враги». Т. 1,- М.: Международная инициатива, 1992).
Рассматривая общество, очевидно не следует останавливаться на поверхности, явлениях общественной жизни, на игре многих желаний, стремлений, помыслов людей, необходимо вскрывать сущность, реальные силы, вызывающие направленные действия масс людей. Каковы же эти движущие силы?
Материалистическая позиция заключается в том, что такими движущими силами являются совокупные интересы широких масс людей.
Социальный организм очень динамичен, и законы позволяют улавливать лишь общую тенденцию и малую вероятность установления конкретных сроков наступления событий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
§ 2. Общество как сложная система
Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?
Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Особенности социальной системы
Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.
Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.
Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.
Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.
Следовательно, человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.
Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, — результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков — и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.
Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства — Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.
Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.
Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
Общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система
Многообразен, многосторонен исторический процесс. Иногда его сравнивают с многоцветным ковром, сотканным из тысяч и тысяч нитей, событий, тесно переплетенных друг с другом. Он выступает объектом для многих общественных наук, каждая из которых вычленяет свой предмет исследования. Однако выбор способа объяснения происхождения, развития этих процессов и явлений зависит от исходной мировоззренческой установки, то есть от философского рассмотрения общества, основанного на его теоретическом анализе, как динамичной саморазвивающейся системы.
Начиная с эпохи Возрождения, складываются элементы светской (отделенной от религии) «философии истории» (понятие введено Ф.Вольтером). Видным представителем социально-философской мысли был И.Гердер (1744-1803), который рассматривал общественное развитие как продолжение истории природы.
В идеалистических концепциях (неокантианцы, русская религиозно-нравственная философия) содержались и позитивные подходы к человеку и обществу: обосновывая тезис о свободе субъекта, его творческой активности, о роли духовных традиций и нравственности в жизни общества, делали вывод, что «духовно-нравственным может быть только свободный человек».
Вместе с тем нельзя не видеть что, идеализм в понимании общества и его истории порождает социальную мифологию, способствует формированию отчужденных фетишистских форм сознания. И натурализм, растворяющий человека в природе, и идеализм, отрывающий его от природы, ориентированы на одностороннее понимание общества.
Таким образом, согласно материалистическому пониманию истории, развитие общества есть процесс, смена общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Такое понимание является упрощенным и несколько односторонним.
В современной футурологической литературе такое линейное развитие общества заменяется учением о развитии следующих друг за другом цивилизаций (Д.Бэлл., А.Тоффлер): аграрной, индустриальной, постиндустриальной. Если у Карла Маркса основой, стержнем является экономический базис общества, именно он лежит в основе формационного подхода, то цивилизационный подход за основу взял развитие общественно-производственной технологии, как наиболее важной структуры общественно-исторического развития. Цивилизационный подход выступает более универсальным, так как тот или иной тип технологии задает соответствующие формы социальных отношений, семьи, политической системы, культуры, типа личности. Следует отметить, что в современной литературе прослеживается и раскрывается еще одна линия общественного развития — от закрытых обществ к открытым (см. Поппер К. «Открытое общество и его враги». Т. 1,- М.: Международная инициатива, 1992).
Рассматривая общество, очевидно не следует останавливаться на поверхности, явлениях общественной жизни, на игре многих желаний, стремлений, помыслов людей, необходимо вскрывать сущность, реальные силы, вызывающие направленные действия масс людей. Каковы же эти движущие силы?
Материалистическая позиция заключается в том, что такими движущими силами являются совокупные интересы широких масс людей.
Социальный организм очень динамичен, и законы позволяют улавливать лишь общую тенденцию и малую вероятность установления конкретных сроков наступления событий.
Структура социальных систем. Управление (самоуправление) как атрибут социальных систем
Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления.
Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим. Как целостная система воздействует на свои компоненты, так и они воздействуют на всю систему. То есть идет своего рода интегративный процесс. Каждая система обладает следующими особенностями, связанными с наличием в ней:
· интегративных (объединяющих), системных качеств;
· определенного набора компонентов;
В каждой системе осуществляется координация и субординация.
Координация – это определенная согласованность, пригнанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы.
Субординация частей – это есть определенная подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое место и неодинаковое значение каждой из них в системе.
В то же время целостная система играет ведущую роль по отношению к своим частям, которые обладают относительной самостоятельностью. Единство, тождество целого и частей означает в то же время, что они не абсолютны, а относительны и при известных условиях могут переходить, превращаться в друг друга.
Данные процессы происходят как в живой, так и в неживой природе. В общественных процессах есть определенная особенность, так как там действует сознательный элемент – человек.
Существенными характеристиками целостной системы являются ее системные качества, состав, то есть набор специфических частей, динамическая структура и характер взаимодействия с внешними условиями.
Управленческие системы функционируют в социальной системе (социуме). Социальная система – это структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности (социальная группа, социальная организация и т.д.), а ее элементами являются люди, чье поведение характеризуется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями). Социальные системы также различаются индивидуальными качествами, мотивами, ценностными ориентациями, и интересами людей.
А так как элементом социальной системы являются люди, то возникающие между ними отношения требуют управления и регулирования. Для социальной системы характерны неопределенность функционирования (сложно предсказать перспективы развития, т.к. человек как элемент системы обладает своими индивидуальными особенностями) и обязательное наличие границ управляемости. Данные свойства социальных систем обусловили поиск путей снижения их сложности и неопределенности функционирования. При этом возможны следующие варианты:
· сужение диапазона управления;
· упрощение структуры организации, стандартизация организационных связей и норм;
· повышение разрешающей способности управления.
Основными системообразующими качествами социальной системы выступают следующие (Рис. 2).
Рис. 2. Системообразующие качества
Социальные системы выступают как целевой объект, целевая общность в которой достижение общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей и, наоборот, достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение целей общих.
Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления – практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность – это функционирование системы управления.
В социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия.
Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня. Таким образом, система управления распадается на подсистемы. Под системой принято понимать совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей.
Выделяются следующие подсистемы: структурно-функциональная подсистема.
Основными ее частями являются следующие блоки:
· управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
· интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
· информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.
Информационно-поведенческая подсистема. Проявляется в следующих формах:
· управленческие теории и управленческие идеологии;
· формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;
· информированность работников, носители информации, методы распространения информации;
· уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена.
Подсистема саморазвития системы управления. Решает следующие задачи:
· разработка, введение в систему управления и постоянное поддержание должного уровня стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию;
· постоянный анализ уровня функционирования системы управления, ее наличных и потенциальных возможностей, а также анализ задач, стоящих перед системой управления и изменений окружающей среды;
· выявление новых тенденций и направлений развития систем управления, наблюдающихся в мировой практике управления, а также анализ используемых форм и методов обновления систем управления.
В то же время каждая социальная система имеет свою структуру.
Социальная структура – совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. В широком значении – это совокупность всех социальных групп и слоев, включая классы, а в узком – совокупность функционально взаимосвязанных статусов, существующих у данного общества в данный исторический момент.
Именно составляющие социальной системы и являются социальной базой управления.
Социальный институт понимается в социологии как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, религия, образование. Их предназначение – удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Обычно выделяют пять, как и социальных институтов:
· потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);
· потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты);
· потребности в добывании средств существования (экономические институты);
· потребности в передаче знаний, опыта, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
Статус – занимаемое человеком место в обществе. Они бывают предписанными, т.е. не зависят от воли и усилий индивида (от рождения – негр) и достигаемыми, который личность достигает своими собственными усилиями (негр – президент, полицейский и т.д.).
Роль – это функция, выполняемая индивидом.
Мотив, мотивация – это внутреннее побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Интересы – имеющие значение реальные причины действий, свершений, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни.
Ценности – это значимость явлений и предметов реальной действительности.
Ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основные средства достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию регуляторов социального поведения индивидов.
Эти все составляющие и необходимо учитывать в управлении в целях прогрессивного развития общества и его систем. Системы делятся на два больших класса:
Самоуправляемыми, саморегулирующими системалш являются как раз те системы, которым присущи процессы управления. Это главным образом общественные системы.