Что значит социализация ребенка
Социализация детей
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социализация: что это?
Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.
Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.
Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.
Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс:
Чтобы более подробно ознакомиться с многоаспектностью процесса социализации, следует упомянуть о ее стадиях.
Первая стадия – младенчество (0-1 год), где доминирующим окружением ребенка является семья, где он непосредственно получает первый опыт общения с людьми, пусть пока и не до конца сам осознает это.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на его психику и становление мировоззрения.
Готовые работы на аналогичную тему
В зрелом возрасте человек начинает смотреть на мир иначе: у него появляется собственный жизненный опыт, происходят колоссальные изменения в семье. Это может быть переезд от родителей, вступление в брак. В любом случае, в зрелом возрасте доминирующим окружением человека становится его собственная семья (жена или муж, дети), также коллеги по работе и различные социальные сообщества. Здесь человек уже более осознанно может не только выбирать необходимую информацию из общего потока, но также и выдавать свои данные, которые он получил практическим путем, основываясь на свой житейский опыт. С этим «багажом» человек проходит через всю оставшуюся жизнь, вступая в стадию старости. Здесь его жизнь также не останавливается: сегодня многие пожилые люди получают возможности освоить совершенно новые типы деятельности, они взаимодействуют с другими людьми, не чувствуют себя одиноко.
Специфика социализации ребенка
Социализация является важнейшим процессом усвоения человеком образцов общественного поведения, а также ряда психологических установок, норм и ценностей. В дальнейшем перечисленные элементы позволят ему успешно функционировать в обществе и реализоваться как личности, но с учетом того, что в детском возрасте он будет проходить грамотный и последовательный процесс социализации.
Известный факт заключается в том, что социализация личности – это процесс, который человек переживает не только на ранних этапах своего развития: это тот процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Но основы успешной социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям закладываются конкретно в детском возрасте. Например, в дошкольном возрасте ребенок, в силу своего уровня развития, осваивает первоначальные нормы поведения. В этом же возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации.
В дошкольном возрасте на процесс социализации ребенка оказывают большое влияние так называемые «агенты социализации». Агентами являются те лица, с которыми у дошкольника происходит ежедневное и непосредственное взаимодействие.
Такими агентами социализации для ребенка могут быть следующие:
Благодаря пластичной нервной системе, ребенок в раннем возрасте довольно восприимчив и легко обучаем. Это создает наиболее благоприятные условия и возможности для того, чтобы обеспечить успешное нравственное воспитание и социальное развитие полноценной личности. Но, одно из условий, которое не всегда учитывается родителями, другими членами семьи и обществом в целом – это то, что гиперопека над ребенком может снизить уровень его социальной ответственности. Человек будет ощущать, что за него несут ответственность его родители, поэтому это может привести ко вседозволенности со стороны подрастающего организма.
Таким образом, социализация детей выступает в качестве достаточно сложного процесса, который оказывает особое влияние на всю их последующую жизнь. Если ребенок не социализируется в раннем возрасте, то у него снижаются шансы к полноценной жизни, когда он станет взрослым.
Изначально заложенные нормы и ценности человека будут определять развитие его личности, восприятия окружающей действительности. Высока роль агентов социализации, а также социальных институтов, которые содержат в себе первоначальные установки и ценности. Если воздействие благоприятно, то и человек будет развиваться стабильно, адаптируясь к возможным социальным изменениям, происходящим в социуме. Важна адекватность оценки событий, адекватность ценностей и норм, которые закладываются в семье, ценностям и нормам, которые присутствуют в обществе.
Социализация детей
Зачем ребенку социализация?
Социализация ребенка — это один из самых волнующих аспектов родительства. Сможет ли малыш подружиться с детьми в садике? Сколько друзей у него будет в школе? От социализации в детстве зависит и взрослая жизнь! Как же научить ребенка быть достойным членом общества, уметь заводить друзей и вести себя уместно? Поговорим о социализации.
Социализация ребенка — его умение контактировать с окружающей средой. Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард, чтобы обозначить развитие личности под влиянием среды.
Этапы социализации
Социализация детей условно делится на несколько важных этапов:
Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:
Без детского сада социализация невозможна?
Социализация детей часто окружена мифами и страхами. Например, считается, что ребенок, который не ходил в детский сад обязательно вырастет замкнутым и нелюдимым. Психологи отмечают, что интроверт — это тип личности, и социализация тут играет не самую большую роль. Опыт социального взаимодействия можно получить даже в небольшом коллективе, а скромный и малообщительный человек будет таким же в детском саду и школе, если посещает их очно.
Как повысить уровень социализации ребенка?
Трудности в социализации
Социализация — это длительный процесс и, если ребенок испытывает трудности в этой сфере стоит обратиться к специалистам, потому что трудности в общении могут помочь решить психолог, дефектолог или тьютор, который будет находиться вместе с ребенком в школе или детском саду.
Статья на тему «Социализация детей»
Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.
Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.
Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.
Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).
Важно понимать, что социальные нормы делятся на :
Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
Необязательные (неписанные) — обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы
Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как :
Как, где и когда проходит процесс социализации
Важную роль играют не только врождённая, но и та среда, которая выстроилась вокруг : родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.
Формирование личности зависит от их:
Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):
Ранний: детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
Поздний: молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.
Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:
Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Этапы становления личности.
Много психологов акцентировали своё внимание на социализации личности. Каждый по-своему подавал информацию, но периодизации не слишком сильно отличались друг от друга. Наиболее распространённая была предложена известным (в узких кругах) психиатром Эриксоном:
Стадия младенчества (до 1,5 года) полностью подвластна матери. Она проявляет опеку, кормит и кладёт спать ребёнка. От того насколько мама будет эмоциональна по отношению к чаду, настолько он потом будет эмоционально восприимчив к другим людям.
Ранее детство (до 4 лет) характеризуется автономностью и попытками ребёнка показать свою самостоятельность. Он всем демонстрирует собственное «Я».
В детстве (до 6 лет) главным моментом развития личности выступает ролевая игра. Например, дочки-матери. Дети примеряют на себя гендерные роли; получают информацию о том, как живут и что делают взрослые люди.
Во время младшего школьного возраста (до 11 лет) ребёнок учится взаимодействовать с коллективом, строить дружеские отношения. А также выполнять работу, следуя указаниям учителя. Если будут неудачи, он может вырасти неуверенным в себе человеком, не уметь формировать социальные связи.
Отрочество (до 20 лет) – в этот период особь определяется, что собой представляет как личность. Как вести себя в социуме, чего хотеть от жизни, какие цели и ценности преследовать, каким нормам морали следовать.
На стадии юности (до 25 лет) человек находится в активном поиске спутника жизни, создаёт крепкие социальные связи, укрепляется на какой-то работе. Также более точно определяет свои цели на будущее.
Зрелость (до 60 лет) характеризуется тем, что личность накапливает опыт, реализует себя, занимается семьёй. Если есть дети, делится своими знаниями, хочет чувствовать себя нужным для них.
Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.
Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.
Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Асоциальность (социальное безразличие) — отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию и/или присутствие одной мотивации для одиночной деятельности.
микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.
Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.
Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.
Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?»
Людмила Ермолаева
Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования Каневской район
Доклад на тему: Что такое социализация дошкольника?
воспитатель МАДОУ детский сад №10
Ермолаева Людмила Анатольевна.
Тема: Что такое социализация дошкольника?
1. Сущность и содержание социализации личности дошкольников.
2. Условия для успешной социализации.
3. Игра, как эффективное средство формирования личности дошкольника.
а) влияние развивающих игр;
б) влияние обучающих игр.
4. Роль семьи в формировании мировоззрения дошкольников.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, те процесса, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Именно социализация личности является одной из важнейших функций воздействия специальных институтов социализации, а именно дошкольных заведений, школы, профессиональных учебных заведений, детских и молодежных организации и объединений, семьи. Они выступают внешним фактором. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка.
Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры,которая включает в себя: освоение первоначальных представлений социального характера, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Детский сад – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность.
2. Поэтому детский сад рассматривается как основной институт социализации. Наиболее актуальная задача дошкольного образования – создание условий для успешной социализации воспитанников.
Первым условием для успешной социализацииявляется использование здоровьесберегающих технологий: Различные виды закаливания (традиционные и нетрадиционные, занятия их серии «Здоровье», коммуникативные игры, организация двигательной активности в течение дня, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика после сна, массаж, игро-, сказко-, музыкотерапия, пальчиковые игры.
Второе условие: реализация общеобразовательной программы, педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса через совместную с педагогом и самостоятельную детскую деятельность. Основным средством совместной деятельности является общение, партнерство, которое дает возможность включить детей выполнение реальных дел, участие в проектах. Уже традиционно у нас в детском саду ведется комплексно-тематическое планирование, экспериментирование, игровые обучающие ситуации, дети участвуют в конкурсах, акциях.
Третье условие – эмоциональное благополучие ребенка, комфорт в его душе (высокая самооценка, ориентация на достижение целей, наличие положительных эмоций). Мы стараемся создать атмосферу, комфортную для каждого ребенка, способствующую развитию индивидуальности, достижению жизненного успеха.
Четвертое условие – развитие коммуникативной компетентности т. е. способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты, сотрудничать, слушать, слышать, выражать собственные эмоции, распознавать эмоции, переживания других людей. Такие навыки дают ребенку возможность чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Пятое условие. Целесообразное наполнение предметно-пространственной среды.Требования к предметно-пространственной среде:открытость, гибкое зонирование, стабильность – динамичность, полифункциональность, гендерный подход.
Шестое условие – одно из важнейших – профессионализм воспитателей и всех педагогов ДОУ. Доброжелательное отношение к ребенку, позитивное отношение к жизни, стремление к лучшему, желание понять ребенка и помочь ему, грамотное педагогически оправданное построение воспитательно-образовательного процесса.
Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственности участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общества психического развития каждого ребёнка. Сюжетно ролевая игра- это особая деятельность детей, специфика которой носит условный характер, замещающий по отношению к настоящей, серьёзной деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события, с ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации. Оно позволяет детям реализовать сюжетное событие (или цель событий, определяющее смысловой контекст игры. Если присмотреться как играют дети, а чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых- играют в магазин, в доктора, в детский сад, в школу, в дочки- матери. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга- то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
При организации игры перед воспитателемвстают и другие трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
4. Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социальногопознания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.
1. Алябьева Е. А. Воспитаниекультуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009г.
2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальноеразвитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008г.
«Социализация личности дошкольника в процессе ознакомления с художественной литературой». Консультация для воспитателей Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности.
Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста Совершенствовать навыки умывания; формировать КГН (мыть руки перед едой) ; Закреплять умения в дежурстве: накрывать на стол столовые приборы.
Методическая разработка макета «Круиз по природным зонам» В разработке представлен игровой материал для развития познавательных способностей детей. Материал будет полезен педагогам и родителям.
Методическая разработка «Музыка в жизни ребенка 1–2 лет» Музыка в жизни малыша 1-2 –х лет. Для развития человека самыми важными являются первые годы его жизни. От того, чем наполнены эти годы,.
Методическая разработка на тему Работа с родителями ТЕМА: «Варианты участия родителей воспитанников детского сада в праздниках физкультурно-спортивной направленности» (из опыта работы) Спортивный.
Методическая разработка по правилам дорожного движения «Как дорожные знаки подружились с музыкальными» Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста. Однажды Скрипичный ключ со.
Методическая разработка: Танец «Ты ждешь, Лизавета» Видео Один из самых прекрасных видов искусства – танец. Это выражение эмоций, чувств, мыслей, рассказ о происходящем, бывшем и будущем с помощью.
Такое разное речетворчество дошкольника Дети дошкольного возраста очень любознательны, интересуются буквально всем на свете, часто рассуждают «по-взрослому» и делают умозаключения.
Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5–7 лет Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий.
Социализация детей
Что такое социализация, как ее осуществлять в разном возрасте, нужны ли ребенку дошкольные учреждения и что делать, если малыш не хочет общения
Что такое социализация и так ли она важна?
О важности детской социализации в наше время говорят очень много, не всегда понимая, что этот термин означает. Обычно ее связывают с погружением в коллектив ровесников — походом в детский сад, на кружки, в гости. Действительно, в широком смысле этим словом называется усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором живет человек. Но дело в том, что социализация малыша начинается с самого рождения, и главные участники этого процесса — его родители и семья. Когда мы учим кроху есть ложкой, делиться игрушками, ждать своей очереди на горке, то занимаемся его социализацией. Этот процесс растягивается на долгие годы, и, конечно, в разном возрасте ребенок будет учиться у разных людей. Мы поговорим в первую очередь о том, как малыша социализируют родители, в том числе — выбирая для него первый круг общения.
1 – 6 месяцев
Как ни удивительно, уже с рождения крошечный человек — социальное существо. Малыши любят, когда с ними разговаривают, и сами делают первые попытки общения: машут ручками и ножками, показывают язык, а после месяца демонстрируют «социальную улыбку», обращенную к близким людям. Даже в этом нежном возрасте вы можете поспособствовать социализации крохи.
6 – 12 месяцев
После полугода ребенок становится очень подвижным и проявляет большой интерес к окружающим. Он охотно поиграет рядом с ровесниками: время от времени они будут улыбаться друг другу или повторять по цепочке различные звуки. Но при этом к совместной игре малыши еще не способны.
К 6 – 7 месяцам у ребенка особенно активизируются зрительные зоны головного мозга: расширяется спектр того, что он способен увидеть, и малыш может испытывать страх по отношению к новому и неизвестному. В этом возрасте большинство детей начинает бояться незнакомцев и волноваться, если мама исчезает из поля зрения. Страх перед чужими часто считают признаком пугливости и излишней стеснительности, но это вовсе не так. Боязнь незнакомцев — эволюционный механизм, предостерегающий подвижного малыша от того, чтобы следовать за неизвестными (и, возможно, опасными) людьми.
Для того чтобы дать подросшему малышу новые возможности для общения, старайтесь водить его в разные коллективы. Это могут быть регулярные походы в гости к семье с детьми, развивающие занятия в бэби-клубе, плавание в грудничковом бассейне.
1 – 2 года
Подросшего малыша все больше интересуют окружающие люди: он учится разговаривать и общаться, заводить друзей, оценивать реакцию взрослых и сверстников на его поведение. Ребенка начинают привлекать другие дети, хотя играть вместе с ними он пока по-прежнему не умеет. В этом возрасте малыши любят копировать поведение друг друга, что очень важно и полезно для социального развития. Психологи рекомендуют начиная с года регулярно водить ребенка на детскую площадку — это отличный «стартовый» коллектив. Сейчас крохе могут быть полезны развивающие занятия, но при условии, что они проходят в формате «вместе с мамой» и длятся недолго — так, чтобы это было комфортно малышу. К самостоятельной социализации он еще не готов, ему необходимо руководство значимого взрослого.
К 1,5 годам многие дети умеют распознавать эмоции окружающих. Так, ребенок осознает, что другой малыш плачет, потому что расстроен, но не знает, как на это реагировать. Пока еще дети эгоцентричны и не понимают, почему нужно делиться игрушками или уступать на горке. Ваша задача — постепенно привить им основные правила поведения.
2 – 3 года
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что такое любовь и привязанность и как их проявлять. Но ему еще далеко до способности поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с чужой точки зрения. Однако малыш постепенно учится делиться игрушками, ждать своей очереди, а также начинает выделять кого-то из ровесников. Это еще не настоящая дружба во взрослом понимании, но уже ее зачатки.
После 2 лет малыш стремительно овладевает самым важным инструментом социализации — речью. Он копирует обращенные к нему слова и выражения, часто не вполне понимая их смысл, поэтому очень важно говорить с ребенком корректно и грамотно. Это же касается поведения взрослых: даже если двухлетка не реагирует на ваши просьбы, постоянно закатывает истерики, ломает и отнимает у других вещи, сохраняйте спокойствие и демонстрируйте вежливые реакции. Помните, что в итоге ребенок будет вести себя с другими так же, как ведут себя его родители с ним.
Важная задача в этом возрасте — научить ребенка распознавать эмоции и справляться с ними, ведь иначе социализация невозможна.
3 – 4 года
Многие в этом возрасте начинают посещать детский сад, и важными участниками социализации становятся дети из группы и воспитатели. Даже если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, любой опыт общения вне дома влияет на его социализацию и служит переходным этапом на пути к школе. Кружки, игры во дворе, походы в гости, выходные у бабушки с дедушкой — все это учит его существовать в разных социальных группах и приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. И вы можете ему помочь!
Жизнь без сада
Многие родители беспокоятся, сможет ли их ребенок достаточно социализироваться, если он не ходит в детский сад. На этот счет существуют разные мнения, но нельзя забывать, что первые дошкольные учреждения появились сто лет назад, а до этого детей вводили в коллектив другими способами. Вот как вы можете обеспечить ребенку необходимое общение:
Как помочь необщительному ребенку
В первую очередь, не надо волноваться, если ребенок сторонится других людей: у всех разный характер и потребности в общении. Но есть несколько приемов, чтобы облегчить малышу адаптацию.
Не забывайте о том, что социализация — длинный путь, который начинается с рождения и длится долгие годы. Она не ограничивается детским коллективом: ребенок будет узнавать разных людей, многие из которых станут его друзьями и наставниками. И для того, чтобы легко и успешно пройти этот путь, малышу необходима ваша помощь.