Что значит сортировочная станция
Сортировочная станция
Сортиро́вочная ста́нция — техническая железнодорожная станция, предназначенная для расформирования и формирования различных категорий поездов в соответствии с планом формирования из отдельных вагонов, выполнения операций по пропуску транзитных поездов без переработки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов поездов и устранения выявленных неисправностей вагонов, смены локомотивов и локомотивных бригад. Сортировочные станции являются главными опорными пунктами по организации вагонопотоков на сети железных дорог. Они обычно входят в состав железнодорожных узлов, имеющих пассажирские и грузовые станции. В таких случаях на сортировочной станции грузовые и пассажирские операции выполняют в небольшом объёме. Для посадки и высадки пассажиров в местные и пригородные поезда устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств. Но некоторые небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские и грузовые устройства примерно в объёме как и на участковой станции.
Располагаются сортировочные станции в районах массовой погрузки и выгрузки грузов, в местах схождения магистралей, на подходах к крупным промышленным центрам, морским и речным портам, в местах выхода из добывающих бассейнов. В большинстве случаев станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме поездов, следующих на дальние расстояния без переформирования в пути следования.
На сети железных дорог стран СНГ сортировочные станции расположены неравномерно, в силу исторически сложившихся размещений промышленных центров и городов в разных районах сети, характеру, размерам и густоте вагонопотоков между ними.
Содержание
Классификация
По значению в общей работе сети железных дорог:
Основные станции располагаются в узлах пересечения важнейших магистральных линий с мощными вагонопотоками и большой местной работой, в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков. Главной задачей этих станций является формирование маршрутов дальних назначений, следующих транзитом через несколько сортировочных станций сети. Кроме этого на опорных станциях формируются грузовые поезда и других категорий. К основным относятся сортировочные станции, перерабатывающие свыше 3000 вагонов в сутки, оборудованные механизированными горками.
Районные станции перерабатывают вагонопотоки между станцией отправления и ближайшей к ней сортировочной станции. На ней формируются участковые и сборные поезда, обрабатываются местные вагонопотоки. К ним относятся сортировочные станции, перерабатывающие от 1500 до 3000 вагонов в сутки, а также станции обслуживания портов и крупных промышленных районов.
По типу:
В зависимости от числа сортировочных комплектов:
По взаимному расположению основных парков:
Расположение главных путей на сортировочных станциях может быть объемлющим и односторонним. Однако на некоторых станциях, в основном построенных до середины ХХ века, главные пути проходят между сортировочными парками. Пример такой станции — Кочетовка I.
Технологии
Для проведения сортировочной работы на станциях сооружают сортировочные (или подгорочные) парки (самый большой парк станции — от 20 до 40 (в Европе часто 32) путей), горки (путь на искусственно построенном холме для спуска отдельных вагонов с помощью силы тяжести) и вытяжные пути. Для выполнения операций с поездами предусматривают парки приёма поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные парки и пути для приёма и отправления транзитных грузовых поездов.
Парки приёма, сортировки и отправления совместно с горкой и вытяжными путями образуют сортировочную систему (или комплект).
Сортировочные станции бывают плоские или безгорочные (когда вагоны перетаскиваются только при помощи тепловозов), с горкой (когда вагоны или их сцепки «спускают с горки» и далее, через стрелочные улицы и посты торможения, они сами катятся до нужного состава), и станции, на которых ускорение вагонам придаёт естественный уклон путей.
Подавляющее большинство сортировочных станций имеет одну сортировочную систему (вагоны движутся в одном направлении и в сортировочном парке перерабатывают вагоны как чётного, так и нечётного направлений), возможны две системы (каждая система перерабатывает вагоны определённого направления), или несколько сортировочных систем. Перерабатывающая способность односторонних сортировочных станций достигает 6000 вагонов в сутки. [1] При необходимости увеличения перерабатывающей способности рекомендуется сооружать двусторонние станции.
Сортировочные станции России
Октябрьская железная дорога:
Северная железная дорога:
Московская железная дорога:
Юго-Восточная железная дорога:
Северо-Кавказская железная дорога:
Горьковская железная дорога:
Куйбышевская железная дорога:
Приволжская железная дорога:
Свердловская железная дорога:
Южно-Уральская железная дорога:
Западно-Сибирская железная дорога:
Красноярская железная дорога:
Восточно-Сибирская железная дорога:
Дальневосточная железная дорога:
Калининградская железная дорога:
Некоторые крупные сортировочные станции в других странах, все двусторонние (в скобках количество путей в двух сортировочных парках):
Закрытие сортировочных станций
В последнее время многие сортировочные станции закрываются — в частности, закрыты все сортировочные станции Великобритании, Норвегии, Дании, Японии и Австралии. Это связано с переходом на контейнерные перевозки и автомобильный транспорт.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сортировочная станция» в других словарях:
СОРТИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — станция, основное назначение к рой состоит в формировании, переформировании и расформировании поездов и к рая имеет для выполнения этих работ специальные парки и другие пути. С. с. устраиваются преимущественно в крупных жел. дор. узлах, в пунктах … Технический железнодорожный словарь
Сортировочная станция входная — Входная сортировочная станция промышленная сортировочная станция, располагаемая в конце подъездного железнодорожного пути и осуществляющая расформирование поездов, прибывающих с внешней сети железных дорог, а также формирование поездов,… … Официальная терминология
Сортировочная станция промышленная — Промышленная сортировочная станция промышленная железнодорожная станция, предназначенная преимущественно для формирования и расформирования составов, накопления вагонов и распределения их по станциям, маневровым районам или по фронтам погрузки и… … Официальная терминология
Туапсе-Сортировочная (станция) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сортировочная. Станция Туапсе Сортировочная линия Армавир Туапсе Северо Кавказская железная дорога Дата открытия 1914 … Википедия
ДВУСТОРОННЯЯ СОРТИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ — см. Сортировочная станция. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 … Технический железнодорожный словарь
Совгавань-сортировочная (станция) — Станция Совгавань сортировочная Дальневосточная железная дорога Комсомолькое отделение Количество платформ 1 Форма платформы прямая Выход к автобусам до Советской Гавани … Википедия
Станция — Транспорт: Автомобильная заправочная станция Железнодорожная станция Сортировочная станция Станция метрополитена Станция призрак Учреждения Автоматическая телефонная станция Орбитальная станция Международная космическая станция Насосная станция… … Википедия
сортировочная — ой, ж. sorte f., > нем. sortieren. 1. Помещение, где производится сортировка кого ч., чего л. БАС 1. Но меня еще более интересовала другая комната, в которую то и дело вносили какие то корзины.. Тут меня увидела Надя, схватила за руку и, войдя … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СТАНЦИЯ ПРЕДПОРТОВАЯ — грузовая сортировочная станция, устраиваемая на подходах жел. дор. линий вблизи крупного морского или речного порта, имеющего ряд гаваней, бассейнов, пирсов и набережных, специально приспособленных для перегрузочных работ с различными грузами. С … Технический железнодорожный словарь
Сортировочная станция
Сортировочная станция — раздельный пункт, предназначенный для массовой переработки вагонов и формирования составов по назначениям, установленным планом формирования поездов, и имеющий для выполнения этих работ специальные пути и маневровые средства.
На сортировочной станции формируют сквозные, участковые, сборные и участково-сборные поезда, а также вывозные и передаточные поезда до ближайших грузовых станций узла и заводских станций.
Формирование на сортировочной станции сквозных поездов даёт возможность пропускать эти поезда без переработки через многие участковые станции и некоторые попутные сортировочные станции, что ускоряет доставку грузов, оборот вагонов и снижает себестоимость перевозок.
Сортировочная станция одновременно перерабатывает местные и транзитные вагонопотоки, кроме тех, которые проходят данную станцию в отправительских маршрутах с места погрузки и в транзитных сквозных поездах.
Сортировочные станции устраиваются преимущественно на выходах из крупных промышленных и сельскохозяйственных районов, на подходах к крупным центрам (городам), в крупных железнодорожных узлах, в пунктах зарождения массовых грузопотоков.
Сортировочная станция обычно перерабатывает вагонопотоки, зарождающиеся не на ней, а на других станциях, причём цель этой переработки заключается в формировании составов поездов, проходящих возможно большее расстояние по сети железных дорог без новой переработки.
Сортировочные станции — главные пункты по организации вагонопотоков на сети железных дорог. От успешной работы сортировочной станции зависит выполнение плана перевозок, а также важнейшие показатели работы дорог.
Сортировочные станции размещены на сети российских железных дорог неравномерно, что зависит от сложившегося размещения промышленных центров и крупных городов вдоль железных дорог в различных районах, определяется густотой сети, характером и размером вагонопотоков. Уменьшить затраты на развитие сортировочных станций и их оборудование, наиболее эффективно использовать средства комплексной механизации и автоматизации, уменьшить простои вагонов и эксплуатационные расходы позволяет концентрация сортировочной работы на мощных, технически хорошо оснащённых сортировочных станциях.
Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки, вытяжные пути.
Сортировочные станции имеют обычно отдельные приёмный парк для поступающих в переработку поездов и отправочный парк для формирования поездов, а также отдельные парки или пути для транзитных поездов. Группа, включающая приёмный, сортировочный, отправочный и другие парки, образует сортировочную систему (сортировочный комплект).
Грузовые и пассажирские операции на сортировочной станции, как правило, имеют незначительные размеры, а иногда и совсем отсутствуют. Для посадки (высадки пассажиров) в местные и пригородные поезда устраивают остановочные пассажирские пункты на главных путях станции.
Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняются главным образом на путях материальных складов и отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств.
На сортировочной станции имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, энергоснабжения, связи и СЦБ, а также размещаются технические и служебные здания, материальные склады и в необходимых случаях грузосортировочные платформы, контейнерные площадки и другие устройства.
Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, устройствами механизированной очистки стрелок и т. д.
В зависимости от значения в общей работе на железнодорожной сети сортировочные станции делятся на основные сетевого значения (опорные), районные и вспомогательные (в помощь основным или районным в отдельных узлах).
Основные сортировочные станции располагаются в железнодорожных узлах, где пересекаются важнейшие магистральные линии с мощными вагонопотоками и большой местной работой, а также в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков.
Районные сортировочные станции перерабатывают вагонопотоки, зарождающиеся или погашаемые в узлах и на участках между этими сортировочными станциями и смежными с ними другими сортировочными станциями.
К районным сортировочным станциям относятся также портовые станции и промышленные сортировочные станции, обслуживающие крупные промышленные районы.
В зависимости от типа сортировочных устройств различают сортировочные станции горочные, оборудованные для расформирования и формирования составов сортировочными горками, и безгорочные с вытяжными путями или полугорками.
Безгорочные сортировочные станции отличаются от горочных меньшими размерами переработки вагонов и меньшим числом сортировочных путей.
На некоторых зарубежных железных дорогах имеются сортировочные станции, расположенные на сплошном уклоне (в сторону сортировки) всей станции или отдельных парков.
В зависимости от взаимного расположения основных парков имеются три вида станций: с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.
В зависимости от числа сортировочных комплектов сортировочные станции бывают двух типов: односторонние (однокомплектные), на которых в одной системе перерабатываются вагонопотоки всех примыкающих направлений (схемы 1, 2), и двусторонние (двухкомплектные), на которых одна система парков работает в чётном направлении движения поездов, а другая — в нечётном направлении (схема 3).
На двусторонних сортировочных станциях сортировочные горки могут быть в обеих системах или только в одной. Парки в системах двусторонней сортировочной станции могут располагаться в одной системе последовательно, а в другой — комбинированно.
Главные пути на сортировочной станции могут быть объемлющими или располагаться с одной стороны. На некоторых двусторонних сортировочных станциях, построенных в дореволюционное время, они проходят между системами и и пересекаются ходовыми и соединительными путями.
В основу технологии работы сортировочной станции положен метод диспетчерского руководства расформированием-формированием поездов и местной работой, обеспечивающий лучшее использование технических средств и наименьшее время нахождения вагонов на станции.
Поезда, прибывающие на сортировочную станцию, поступают в приёмный парк, где производится подготовка состава к расформированию, проверяется техническое и коммерческое состояние вагонов. Документы, сопровождающие вагоны, поступают в станционный технологический центр, где по их данным устанавливают, на какой путь сортировочного парка должен быть направлен каждый вагон из прибывшего состава. Для дежурного по горке и других работников, участвующих в расформировании, составляется специальный сортировочный листок, в котором указывается программа маневровой работы с составом.
Перед расформированием слесари-автоматчики производят отпуск тормозов, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов в местах деления отцепов. По окончании подготовки состав расформировывают по путям сортировочного парка в соответствии с назначением вагонов.
В сортировочном парке происходит накопление и формирование составов, одновременно начинаются операции по подготовке состава к отправлению. Обработка сформированных составов перед отправлением включает следующие операции: технический и коммерческий осмотр и безотцепочный ремонт вагонов; соединение автотормозных рукавов, подборку документов и составление натурного листа; прицепку локомотива; осмотр и опробование автотормозов.
Поезда, проходящие сортировочную станцию без переработки или с частичной переработкой, принимаются в транзитный или отправочный парк на пути, где обеспечвается быстрая смена поездных локомотивов.
Обработка транзитного поезда состоит из следующих операций: технического осмотра состава; безотцепочный ремонт вагонов и осмотр автотормозов; коммерческий осмотр состава и устранение коммерческих неисправностей; смена локомотивов или локомотивных бригад.
Транзитные поезда при увеличении или уменьшении массы, кроме того, имеют соответственно прицепку или отцепку группы вагонов. Для транзитных ускоренных поездов, перевозящих животных, а также скоропортящиеся грузы, на сортировочной станции проводят дополнительные операции (водопой скота, экипировка изотермических вагонов и т. д.).
Сортировочная станция
Содержание
Общие сведения
Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться ремонт вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, сортировка грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками, обслуживание рефрижераторного подвижного состава, а также местная грузовая работа и, в необходимых случаях, ремонт, техническое обслуживание и экипировка локомотивов, пропуск и обслуживание пассажирских поездов. Сортировочные станции перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки и формируют сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные и сборно-участковые поезда. Размещение сортировочных станций определяется густотой и структурой вагонопотоков. Сортировочные станции находятся обычно на подходах к крупным городам, промышленным районам, в пунктах слияния нескольких линий и на выходах из добывающих районов.
Классификация
Сортировочные станции классифицируют: по ведомственной принадлежности – на станции сети МПС России, промышленные, объединенные; по значению их работы для сети железных дорог – на основные станции сетевого значения и региональные; по типу сортировочных устройств — на горочные, безгорочные и расположенные на уклоне; по мощности (производительности) основных устройств (по проектным размерам переработки вагонов в среднем в сутки десятого года эксплуатации) – на станции повышенной мощности – более 5500 вагонов, большой — от 3500 до 5500 вагонов, средней – от 1500 до 3500 вагонов, малой – до 1500 вагонов; по взаимному расположению основных парков (приемного, сортировочного и отправочного) – на станции (системы) с последовательным, комбинированным и параллельным расположением парков; по взаимному расположению главных путей и станционного путевого развития – на станции с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей; по числу комплектов (систем) парков путей – на односторонние и двусторонние.
Составные участки
Комплект (система) сортировочной станции включает: сортировочную горку, приемный парк, сортировочный парк, вытяжные пути формирования, отправочный и транзитный парки. Для сортировки вагонов на станциях применяются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности; тип и мощность сооружаемой горки определяются в соответствии с «Правилами и нормами проектирования сортировочных устройств» (ВСН 207-89). Приемный (предгорочный) парк предназначен для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк – для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк – для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо-отправочный) парк – для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению.
На сортировочной станции имеются устройства: обслуживающие грузовое движение и выполняющие сортировочную и группиро-вочную работу и формирование составов поездов и передач; обеспечивающие экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; обслуживающие пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные. К основным устройствам сортировочной станции также относятся: группировочный или сортировочно-группировочный парк (с горкой малой мощности), центральный пост управления станции со станционным технологическим центром обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ), локомотивное хозяйство, вагонное ремонтное предприятие, механизированный пункт текущего отцепочного ремонта вагонов, пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных вагонов, секций и поездов, грузовые устройства – сортировочная платформа для мелких отправок и контейнерная площадка или грузовой район со всем необходимым оборудованием, остановочные пункты с павильонами для пассажиров, технические и служебные здания и сооружения водоснабжения, электроснабжения, пути, С ЦБ и связи и т. п.
Оборудование
Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, средствами механизированной очистки стрелок, телевизионными установками, пневматической почтой (большого или малого диаметра), системами автоматизации работы горок, устройствами компьютерной техники, автоматизированными рабочими местами (АРМ), автоматизированными системами управления работой станции (АСУ СС) и др.
На односторонней станции весь поступающий в переработку вагонопоток со всех примыкающих участков перерабатывается в одной сортировочной системе. Когда не требуются развитые вспомогательные сортировочно-группировочные устройства, применяют схемы типовых односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков, представленные на рис. 4.40,а (с горкой средней или большой мощности) и рис. 4.40,6 (с горкой повышенной мощности). Схема типовой односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков дана на рис. 4.41.
Двусторонняя станция имеет два сортировочных комплекта, один из которых перерабатывает вагонопоток нечетного, а другой – четного направления. Схема типовой двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков в системах представлена на рис. 4.42. На двусторонней станции один комплект может быть с горкой, а другой без нее.
Требования
При больших объемах местной работы на сортировочной станции с целью детальной подборки групп вагонов по станциям прилегающих участков и пунктам погрузки – выгрузки целесообразно сооружать вспомогательные сортировочные устройства (ВСУ). В основном применяют следующие ВСУ: горка малой мощности (ГММ) на вытяжном пути формирования, которая соединена с несколькими крайними путями основного сортировочного парка; группировочный парк с ГММ для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов и передач и подачи их на грузовые пункты; сортировочно-группировочный парк с горкой малой или средней мощности для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке (рис. 4.43).
Путевое развитие сортировочной станции, мощность ее технических устройств и их взаимное размещение должны обеспечивать: потребную пропускную и перерабатывающую способность станции на расчетные сроки (с учетом пункта 10.4 СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»); поточность в движении поездов, вагонов и локомотивов, наиболее полное соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков; комплексное развитие всех технических элементов станции и их полное взаимодействие в работе; возможность приема, отправления и формирования длинносоставных поездов; наименьшее время нахождения вагонов и поездов под технологическими операциями, наименьшие пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов; наименьшую себестоимость переработки вагонов; возможность объединения и кооперирования устройств и сооружений, предназначенных для выполнения однородных технологических операций; сохранность грузов и подвижного состава, а также личную безопасность обслуживающего персонала; пропуск и переработку поездов и вагонов с опасными грузами в соответствии с указаниями МПС России.
В основу технологии работы сортировочных станций положен метод диспетчерского руководства расформированием – формированием поездов, целью которого является планирование и организация работы, обеспечивающие максимальное совмещение операций по расформированию составов поездов с одновременным их формированием.