Что значит сопоставить произведения
Сопоставительный анализ литературных произведений.
В основе многих приемов анализа лежит операция сравнения, поскольку сравнение всегда дает материал для наблюдений, будит мысль, сосредоточивает внимание на деталях, которые остаются незамеченными вне сопоставления с другим предметом, явлением. Любое сравнение предполагает выделение общих и отличительных черт, а также поиск причин и смысла данных отличий. Сопоставительный анализ литературных произведений целиком базируется на операции сравнения. Цель сопоставительного анализа — выявление своеобразия художественных текстов, специфики авторского видения, особенностей построения и языка произведений, выявление жанровых признаков. Выбор сопоставительного анализа в качестве методического приема изучения произведений должен иметь под собой некоторое основание — наличие общих исходных точек у изучаемых текстов. Основания каждый раз будут новыми, но только наличие общности дает право на сопоставление и поиск своеобразия. Например, сравнение сходных по сюжету авторской и народной сказок позволит уточнить, какие именно изменения внес писатель, задуматься над значением данных изменений, глубже проникнуть в смысл и народной, и авторской сказки. Сопоставление сказок разных народов на один сюжет поможет выявить национальную специфику, увидеть отражение в тексте обычаев, бытовых деталей, оборотов речи, характерных для каждого народа, и в то же время заострит внимание детей на общечеловеческих ценностях. Сравнение художественного произведения и познавательного текста, близких по тематике, покажет специфику художественного и научного восприятия мира, диктующую выбор цели, структуры, речевого оформлении текста.
Рассмотрим методику использования данного приема на примере сопоставительного анализа стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» и одноименного стихотворения Ф. А. Туманского. Написанные поэтами-современниками, стихотворения, казалось бы, посвящены одному событию — обычаю выпускать птичку на волю в праздник Благовещения. Это внешнее сходство дает повод для сравнения текстов, которое помогает воочию убедиться, насколько насыщенным и многозначным может быть поэтическое слово, какую «бездну смысла» несет в себе пушкинская лирика.
Анализ начинается после чтения и проверки восприятия обоих стихотворений. Сначала многим юным и неискушенным читателям «Птичка» Ф. А. Туманского нравится больше, поскольку «все понятно» и «красиво сказано». К пониманию смысла пушкинского стихотворения дети приходят постепенно, сравнивая стихотворения по четверостишиям.
На этапе обобщения предложим детям выразительно прочитать оба стихотворения и подумать, можно ли их проиллюстрировать. Содержание стихотворения Ф. А. Туманского вполне может быть воплощено в зрительном образе, поскольку изображается переживание, связанное с конкретной жизненной ситуацией. Выбор ракурса и цветового решения помогут выразить настроение. Пушкинский текст бесконечно богаче, он не поддается зрительному воплощению. Так, сопоставительный анализ текста позволяет ученикам увидеть глубину пушкинского стихотворения, многогранность поэтического образа.
В процессе сопоставительного анализа могут использоваться частные приемы, относящиеся к стилистическому, композиционному анализу, иллюстрированию текста. Однако каждый частный прием служит лишь ступенькой в продвижении к смыслу, дает материал для сравнения, на основании которого читатели делают вывод о своеобразии анализируемых произведений.
Сопоставительный анализ литературных произведений
Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.
Эта работа развивает навыки анализа элементов художественной формы на уровне лексического строя текста, на уровне поэтического синтаксиса, на уровне изобразительных средств, на уровне приемов звукописи, на уровне рифмы, стихотворного размера.
Данный вид деятельности выявляет нестандартно мыслящих учащихся, глубину их ассоциативных рядов, широту эрудиции.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина
“Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” и П.А.Вяземского “Бессонница”
Предложенные для сопоставительного анализа стихи Пушкина и Вяземского относятся к жанру философской лирики. Основная тема произведений – неудовлетворенность собой и жизнью. Лирических героев терзает совесть, мучает бессонница. У Пушкина герой признается:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный
У Вяземского лирический герой тоже пребывает “в тоске бессонницы, средь тишины ночной”. В обоих стихотворениях ночную тишину нарушает ход часов. Часы, “глагол времен”, напоминают героям о том, что время человеческой жизни “мимолетно, безостановочно, бесповоротно!”
Но вот однажды наступает момент истины, когда нельзя больше себя обманывать. Так случилось и в жизни героев произведений Пушкина и Вяземского.
Лирический герой в стихотворении Пушкина с горечью признается:
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
И сегодня еще один день герой бесследно вычеркнул из жизни, назвал его “утраченным”, потерянным. Лирический герой в стихотворении Вяземского тоже не доволен собой. Его состояние передают строки:
Ведь когда-то, в молодости, лирический герой Вяземского сочувствовал декабристам, но, видя невозможность борьбы с самодержавием, перешел в лагерь реакции. Это не добавило уважения к самому себе, угрызения совести не дают покоя, ведь он предал идеалы молодости.
Вот почему “тоска бессонницы” давно знакома лирическому герою Вяземского, а бессонница героя в стихотворении Пушкина – явление временное.
В произведении Пушкина нет накала страстей, эмоций, которыми отличается произведение Вяземского. Часы, их ход по-разному действуют на героев.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня…
У Пушкина ход (часов), у Вяземского бой (часов); у Пушкина раздается, у Вяземского:
Различно состояние героев: лирический герой Пушкина “тревожится”, а герой Вяземского “злится” и на самого себя, и на часы, “с настойчивостью злобной” напоминающие о мимолетности, краткости человеческой жизни, ведь герою уже поздно что-либо менять в жизни.
У лирических героев произведений Пушкина и Вяземского разные жизненные позиции и возраст. У пушкинского героя все впереди. Он молод и надеется найти смысл своей жизни, наполнить ее содержанием, достойным человека.
Я понять тебя (жизнь) хочу,
Смысла я в тебе ищу…
В этом признании идея произведения Пушкина. У героя произведения Вяземского все в прошлом. Он пожилой человек, с болью говорит, обращаясь к часам:
Что вы от меня с настойчивостью злобной
Хотите? дайте мне забыться. Я устал
Активная жизненная позиция лирического героя в стихотворении Пушкина противопоставлена пассивной жизненной позиции героя стихотворения Вяземского.
Оба произведения побуждают вступающих в самостоятельную жизнь задуматься над очень важными вопросами жизни: как сегодня быть полезным своему Отечеству!
Комплексный анализ эпического произведения К.Г.Паустовского
”Прощание с летом”. Природа – это… храм…!
Константин Георгиевич Паустовский – известный писатель, автор книг о творчестве, о людях искусства, рассказов о животных, произведений о родной природе.
Человек и природа – тема рассказа, предложенного для анализа. Мастер пейзажа Паустовский уже в экспозиции так рисует картины природы, что читатель может живо и ярко представить себе место и время действия, душевное состояние героев. “Был конец ноября – самое грустное время в деревне.” Приметы времени: “холодный дождь”, “мокрый ветер”, “глухие туманы”, “неуютная темень и стужа”, “дороги размыло”, “последние птицы спрятались…”
Героями рассказа являются люди интеллигентные, образованные, знакомые с произведениями мировой классики. Их волнуют, трогают романы Чарльза Диккенса, о котором Лев Толстой писал: “Просейте мировую прозу, останется Диккенс.” Не один Толстой, многие из тех, кто был современником Диккенса или пришел после него, считали его великим писателем. В романе “Холодный дом” он четко выразил свои демократические убеждения. В судьбе уличного мальчишки, беспризорного маленького Джо, подметальщика из лондонских трущоб, отразил страдания миллионов простых людей Англии, униженных и гонимых – то есть открыто выступил в защиту Простого народа. Выбор книг для чтения выявляет симпатии героев рассказа Паустовского.
Деталь интерьера деревенского дома – портрет художника Карла Павловича Брюллова – дополняет характеристику героев этого рассказа:”Откинувшись в кресле, он (Брюллов) смотрел на нас и, казалось, так же, как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном…” Заметим, что это “ Автопортрет” известного художника.
Герои рассказа Паустовского – люди неравнодушные. Они встают по ночам, закутывают плачущего во сне маленького рыжего Фунтика теплой шерстяной тряпкой. Уютная обстановка деревенского дома (“шумел огонь в печи”, “ярко горели лампы”, “пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид”,”запотевшие стекла”…) противопоставлена шумящим в темноте за стенами ударам ветра и плеску дождя.
Строки “…и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах…” дополняют характеристики героев.
В экспозиции же рассказа узнаем и о желанных гостях этого дома: деде Митрии, о Ване Малявине, о лесничем.
Кульминацией является та праздничная картина, которую увидел автор за стеклами: “…все было снежно и безмолвно. Когда же выпал первый снег. Значит за два коротких часа необыкновенно изменилась земля: стужа заворожила поля, леса, сады.” Зимний наряд земли автор сравнивает с нарядом застенчивой невесты.
К утреннему чаю “приплелся” в гости дед Митрий. Он “поздравил с первопутком” автора словами:
— Вот и умылась земля…снеговой водой из серебряного корыта.
Речь деда, передающая восторженное отношение к зимнему наряду земли, насыщена тропами. А в повседневном общении отмечается просторечиями:”… нешто”, “милок”, “не пущала ломота в костях”,”стародавние годы”, “по здешним лесам”, “первопуток”.
Увиденное на лесных озерах дополняет картину за стеклами дома:”В лесах было торжественно, светло…Мы бродили по лесам до сумерек”.
Развязкой является эпизод прощания с летом. “Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины – это была последняя память о лете, об осени.”
“Зима начала хозяйничать над землей…и показалась нам такой же прекрасной, как лето.”
Анализируя элементы художественной формы, обращаем внимание на то, что язык Паустовского – язык поэзии. Тропами и стилистическими фигурами насыщен текст рассказа “Прощание с летом”.
Примеры троп: олицетворений (“стужа заворожила”, “одинокая ветка стучит в окно”, “земля умылась”, “снег щекотал”, “день дремал”, “зима хозяйничала”и другие приведены выше); эпитетов (“туманы глухие”, “зима прекрасная”, “грустное время”, “темень неуютная”, “самовар-инвалид”, “песня нехитрая”, “одинокая ветка”, “ненастная ночь”, “тишина мертвая”, “сад беспокойный”, “стеклянный дождь”, “земля нарядная”, “серебряное корыто”); метафор (“лицо земли”, “удары ветра” и другие); сравнений (“пена, похожая на сбитый белок”, “цвет неба напоминал свинец”, “снег сыпался, как стеклянный дождь”, “земля нарядная, похожая на застенчивую невесту”, “смерзшиеся капли воды скатывались, как бисер, на землю…”)
Примеры синтаксических фигур: инверсий (“лил дождь”,” шумел ветер” и другие); обращений (“Откуда ты это взял, Митрий, такие слова?” и другие); вопросительных предложений (“Когда же выпал первый снег?”); однородных членов (“…земля уходит в … туманы, в … темень и стужу”).
Выразительно-изобразительные средства передают восторженное отношение храм, автора к родной природе. Это отношение автор стремится передать читателю.
Природа – это, действительно, храм! И назначение человека – и созерцать, и преклоняться, и учиться “вглядываться” и “всматриваться” в родные пейзажи, чтобы “любовью”, по словам Н.Рыленкова наполнилось сердце.
Реферат «Сопоставление как прием анализа художественного произведения»
С опоставление как прием анализа художественного произведения в школе
1. Методические принципы примене ния при ема сравнения на уроках литературы.
2. Сопоставление как методический и общедидактический метод и его функция в литературном образовании.
3. Прием сравнения в методической традиции.
4. Классификация сопоставлени й и методика их применения на уроках литературы.
2. Сопоставление как методический и общедидактический метод и его функция в литературном образовании.
Сопоставление, наряду с авторской позицией, становится костяком для читательской оценки, поскольку б ез сопоставления героев произведения нет, и не может быть их оценки. Оценка выступает не только завершающей, но и отправной точкой анализа. Сопоставление на этапе осмысления становится инструментом анализа. При восприятии сравнение тяготеет к содержанию, в анализе – к художественной форме. Если при восприятии сравнение направлено на героев, на внешние черты художественного мира, то аналитическое сравнение идет по линиям, не затрагивавшимся ранее: сопоставляются скрытые уровни структуры произведения, расширяется круг объектов сравнения, сопоставление выходит за границы текста.
Т еорию применения приема сопоставления разработал Н. Соболев (1976), которая и на сегодня шний день является актуальной и помогает методистам и учителям более целенаправленно строить работу по изучению литературы [8]. Ученый выделил несколько обязательных условий успешного и эффективного использования сравнения: 1) его целенаправленность; 2) проведение сопоставления по существенным признакам; 3) соблюдение логической последовательности при сопоставлении; 4) объяснение сходств и различий, выявленных в процессе сравнения.
Определяющими принципами методики сопоставления литературных явлений и фактов, являются следующие: 1) четкое определение цели сравнения в зависимости от задачи. Нельзя проводить «сравнение ради сравнения»; 2) проведение сравнения по существенным признакам, которые нередко являются внутренними чертами, не лежащими на поверхности, только тогда сравнение позволяет глубоко проникнуть в сущность сравниваемых явлений и предметов; 3. Прием сравнения в методической традиции.
метод сопоставления имеет смысл, если рассматриваются явления и предметы, м ежду которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни.
4. Классификация сопоставлени й и методика их применения на уроках литературы.
С учетом разработок В.Маранцмана и других методистов существует классификация сопоставлений на уроках литературы.
1) С опоставление частей и различных элементов художественного текста,
выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста – это основные приемы освоения композиции. Эти виды сопоставления регулярно используются при анализе произведения. Необходимым условием совершенного восприятия литературного произведения, считает О.И. Никифорова, является умение читателя «сопоставить и установить взаимоотношение между всеми элементами текста». Цели проводимого сопоставления:
— осмысление характеров героев произведения;
— выявление авторской позиции;
— раскрытие художественного метода писателя;
— обнаружение единства формы и содержания литературного произведения;
— усиление эмоциональной реакции школьников.
Данный способ сопоставления обнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил» писатель жизненный материал. Цели проводимого сопоставления:
— выявление связи произведения с жизнью;
— обнаруживание авторских намерений, постижение авторского замысла.
Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию: обнаруживается, что искусство — отражение жизни, вместе с тем отражение это не зеркально. Художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.
3) Сопоставление разных редакций, вариантов текста.
— выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения;
— развивают художественный вкус, требовательность к собственному стилю, воспитывают внимание к слову.
И зучение творческой истории романа помогает ученикам приблизиться к глубинной мысли автора. Но существуют и другие приемы, способствующие концепционному восприятию произведения.
4) Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя.
Этот прием может быть применен в различных целях:
— концепционное восприятие произведения;
— открытие общих основ миросозерцания и художественного метода, способно показать как менялось художественное освещение мира.
5) Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов.
В средних классах обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев произведения и их различия. При этом редко (лирические произведения) сопоставляются в целом. Сопоставление однотемных произведений разных авторов, а также произведений, близких в идейно-художественном отношении, становится одним из основных приемов на уроках в старших классах. Цели проводимого сопоставления:
— усвоение идейного содержания;
— подчеркивание общности нравственной коллизии, художественной ситуации;
— помогает увидеть «портрет» эпохи и понять своеобразие художественного мира каждого писателя;
— выяснение закономерностей литературного процесса.
6) Сопоставление критических статей.
Эта форма работы представляет б ольшие возможности для развития синтезирующих навыков, умения соотносить идейно-эстетическую позицию критика с представленной им интерпретацией произведений. Столкновение оценок, различных точек зрения при привлечении критических работ неизбежно: нередко сам критик провоцирует читателя, иногда время вносит поправки в высказанные критиком прошлой эпохи суждения. Цели проводимого сопоставления:
— умени е соотносить идейно-эстетическую позицию критика с представленной им интерпретацией произведений;
— стимулируют вторичное эмоциональное восприятие и интеллектуальную деятельность.
7) Сопоставление литературных произведений с произведениями другого виды искусства.
Включение смежных искусств в изучении литературного произведения помогает управлять потоком ассоциаций, стимулирует возникновение определенных представлений в сознании читателя. Иногда включение в урок музыки помогает читательскому воображению прояснить, уточнить «образы чувства», возникающие в ходе повествования. Цели:
— развитие воображения, ассоциативных связей;
— усиление сопереживания субъективной стороны разбора;
— подчеркивание своеобразие позиции, мироощущения писателя;
— постижение объективного смысла произведения.
Сравнение художественных произведений и произведений других видов искусства создает проблемную ситуацию, разрешение которой вызывает интерес учащихся, активизирует их внимание и придает работе творческий характер. По наблюдениям методистов и учителей, самым распространенным способом создания проблемной ситуации на уроке литературы является сопоставление оценки критиков и иллюстраций произведения в других видах искусства, в том числе – сценические интерпретации.
Сфера применения сопоставления как приема широка. Закономерности структурной организации и бытования текста заставляют учителей в практике преподавания то и дело прибегать к сопоставлению, хотя оно может и не осознаваться специфически литературным приемом. Следует отметить, что применение этого приема значительно повышает активность школьников, так как вносит в обучение элемент исследования и делает сам процесс познания живым, творческим.
Раскрывая связи, сравнение позволяет изучать предметы и явления в их изменении и развитии. Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия. Всем этим достигается сознательность в обучении.
2. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методолог. очерки о методике. – М.; Л.,1966.
3. Соболев Н.А. Методика сравнительного анализа художественных произведений в школе. Учеб. Пособие для студентов им учителей-словесников. – Смоленск, 1976
Сопоставления и противопоставления в художественном произведении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сопоставление – это образное выражение, основанное на сравнении двух понятий, предметов и состояний, которые обладают общим признаком, за счет чего усиливается художественное значение первого предмета.
Сопоставления в художественном произведении
Определяющую роль в построении произведений играют сопоставления предметно-речевых единиц. По словам Л. Н. Толстого, «сущность искусства состоит в бесконечном лабиринте сцеплений». У начала композиционных аналогий, контрастов и сближений является обратный параллелизм, который, прежде всего, характерен для песенной поэзии разных эпох и стран. Такой прием построения тщательно изучался А. Н. Веселовским, который изучал многочисленные сопоставлениями между разными явлениями внутренней жизни человека и природы в поэзии раннего исторического периода, главным образом народной. По мысли ученого простейшей, первоначальной формой сравнений и аналогий в литературном творчестве является двучленный параллелизм, который осуществляет сопоставление человеческой жизни и природы. Двучленный параллелизм может выполнять и другие функции, например, он может сближать разные явления природы.
В первоначальном виде двучленный параллелизм, по мнению Веселовского, связан с анимизмом раннеисторического мышления, которое сопрягает природные явления с человеческой действительностью. Также ученый утверждает, что именно из подобного рода двучленного параллелизма выросли и метафоры, и символы, и иносказательность образов в баснях о животных. По утверждению Веселовского, приверженности поэзии параллелизму была предопределена двухголосой манерой исполнения песенных произведений, когда второй исполнитель дополнял первого.
Наряду с параллелизмом синтаксических конструкций в литературно-художественных произведениях укоренены сопоставления, как по сходству, так и по контрасту, более крупных текстовых единиц – персонажей и событий.
Целью литературного сопоставления является максимально полное раскрытие образа через общие признаки. В сопоставлении (сравнении) всегда упоминаются сопоставляемых предмета, хоть сам общий признак и может опускаться.
В некоторых случаях достаточно одного сравнения, чтобы дать явлению или персонажу четкую, емкую характеристику.
Готовые работы на аналогичную тему
Различают следующие виды литературных сравнений:
Самым значимым признаком художественного сравнения является элемент новизны, неожиданности, изобретательности. Художественное сопоставление не обязательно должно быть строго логичным. В качестве материала для художественного сопоставления могут выступать самые разнообразные явления и предметы. Важно – какое новое качество может возникнуть, какой образ может родится.
И контраст, и сходство имеют одинаковую ценность как источник новых чувств и смыслов. Таким образом, обычно сравнение служит для того, чтобы с помощью одного факта объяснить другой. Любая отвлеченная мысль становится более понятной, если для сопоставления привлекается что-то зримое, осязаемое, очевидное.
Противопоставления в художественном произведении
Без ярких и ясных образных и персонажных противопоставлений – антитез, без противопоставления благоприятных и неблагоприятных для персонажей событий и обстоятельств, без «поляризации» воссоздаваемого, как правило, в произведении не обходится.
Антитеза – это стилистическая фигура контраста в ораторской и художественной речи, резкое противопоставление положений, понятий, состояний, образов, связанных между собой внутренним смыслом или общей конструкцией.
Антитеза отличается от контраста тем, что антитеза всегда демонстрируется открыто, часто при помощи слов-антонимов. Антитеза применялась в средневековой литературе, затем развивалась в культуре барокко, а в классицистической литературе использовалась как философский и эстетический принцип изображения полярности природы человека в широком смысле этого слова.
В персонажной организации произведения и его сюжетном построении преобладают противоположности и несовместимости (например, антипод Золушки – злая мачеха).
Однако, принцип противопоставления в литературе не царит безраздельно. С течением времени наряду с персонажными и событийными антитезами упрочивались более гибкие, диалектичные сопоставления явлений и фактов как одновременно сходных и различных. Например, в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегн» главные герои – Татьяна, Онегин и Ленский – противопоставлены друг другу и одновременно подобны друг другу своим возвышенными стремлениями, неудовлетворенностью окружающей реальностью и невписываемостью в нее.
На сопоставлениях сходного многое основано, например, в «Мастере и Маргарите», «Войне и мире», «Братьях Карамазовых». Особенно ярко этот тип художественного построения произведения заметен в пьесах А. П. Чехова, в которых противопоставления уступили место раскрытию разнообразных проявлений одной и той же жизненной драмы изображаемой среды, где отсутствуют и полностью правые, и полностью виноватые.
Таким образом, компоненты изображаемого в произведении всегда соотнесены друг с другом. Литературное творение является средоточием весьма многочисленных, разнообразных и богатых «перекличек», которые активизируют читателя, направляют его реакции.