Что значит содействие благотворительной деятельности

Какие правила игры государство предложило благотворительному сектору

У российских благотворителей появилось понимание, на каких условиях в ближайшие пять лет они будут партнерствовать с государством и получать от него помощь. У государства, в свою очередь, появились обязательства перед благотворительным сектором, благополучателями и обществом в целом. Эта новая реальность нашла выражение в «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в середине ноября 2019 г.

Внешне Концепция охватывает актуальные проблемы благотворительной деятельности в России, но у фондов и НКО возникает много вопросов и опасений относительно того, что стоит за правильными словами. Концепция, а тем более концепция со словом «содействие» – это не жесткое регулирование, но в ней заложены нормативные положения, которые позволят благотворителям получать помощь государства. Многие видят опасность в выделении особой категории организаций, которые в силу соответствия повышенным требованиям получат дополнительные налоговые и прочие льготы. Или, например, представители благотворительного сектора беспокоятся, станет ли все задуманное дорогой со встречным движением, какой будет обратная связь. Если сам государственный сектор в социальной сфере изменится, используя идеи и инструменты, накопленные некоммерческими образованиями, а также бизнесом – в корпоративной благотворительности, то негосударственным организациям и корпорациям будет легче работать. Но вдруг чиновники займутся распределением благ, сочинением ограничений, делением на «чистых и нечистых». Достаточно ли они компетентны, чтобы определить, кто эффективен, а кто нет, или достаточно ли прозрачен тот или иной фонд?

Вот что говорили об этом участники XVI ежегодной конференции «Ведомостей» на тему благотворительности – «Благотворительность в России: 2025» (2 марта 2020 г.).

Артем Шадрин, старший директор по инновационной политике НИУ ВШЭ:

«В концепции есть специальное направление о придании особого статуса благотворительным организациям, которые берут повышенные обязательства относительно прозрачности деятельности, предотвращения конфликта интересов. Для этой категории благотворительных организаций предусмотрен значительный объем разного рода льгот. Но в первую очередь само благотворительное сообщество должно разработать (а государство акцептовать) требования, дающие право на дополнительную поддержку. И к 2024 г., если все пойдет хорошо, лучшие благотворительные организации получат дополнительные ресурсы и смогут улучшить свою экономику.

После решения этой задачи станет значительно легче решать следующую – связанную со взаимодействием благотворительных организаций с государством и бизнесом.

Прежде всего использовать наработки благотворительных организаций в трансформации государственного сектора в социальной сфере. Это очень позитивный тренд наряду с общей тенденцией – увеличением участия негосударственных организаций в предоставлении услуг в сфере социального обслуживания граждан и в других секторах. Мы каждый год видим существенный рост доли негосударственных и некоммерческих организаций, которые получают возмещение из региональных бюджетов на оказание услуг в социальной сфере.

В перспективе это институционализация такого взаимодействия. Должно стать общепринятым видеть НКО ключевыми стейкхолдерами при выработке государственной политики в социальной сфере, экологии, культуре. Это направление уже несколько лет осуществляется в виде общественных советов. Как может эффективно работать эта система, показывает общественный совет Минтруда, который возглавляет Елена Тополева [директор АНО «Агентство социальной информации»]. На уровне правительства очень содержательно работающий орган – совет по вопросам попечительства в социальной сфере, который сначала возглавляла Ольга Голодец (вице-премьер в мае 2012 – январе 2020 г. – «Ведомости»), а сейчас – [вице-премьер] Татьяна Голикова. Это хороший пример культуры партнерского взаимодействия государства и НКО, которой очень не хватает в некоторых отраслевых министерствах.

То же касается бизнеса. Есть блестящие программы, которые реализует непосредственно бизнес, но можно говорить о некой позитивной модели аутсорсинга, когда благотворительные программы реализовывались бы в интересах бизнеса благотворительными организациями. Мне кажется, их роль в качестве важных акторов в реализации корпоративных программ будет больше и есть специальный пункт в плане мероприятий по реализации концепции – разработка методических рекомендаций для компании (в первую очередь – государственной) по взаимодействию с благотворительными организациями, чтобы задействовать конкурсный механизм поддержки благотворительных организаций.

Третье принципиальное направление – и важно, что оно отражено в концепции, – движение к оценке эффективности благотворительных программ. Специально выделено, что необходимо встроить в процесс разработки проектов, реализуемых благотворительными организациями, оценку их результативности. Потому что сегодня уже недостаточно обеспечить просто целевое использование средств, важно еще, чтобы они использовались максимально эффективно».

С государством и без него

Мария Черток, директор благотворительного фонда развития филантропии КАФ:
«Я за то, чтобы государство отвечало за разумное регулирование, а все остальное – это гражданская инициатива. К сожалению, часто происходит так, что именно из-за резких движений со стороны государства хрупкое доверие и другие тонкие материи, которые мы так долго ткем, сразу рвутся. Такой понятный всем пример – закон об иностранных агентах. Поэтому очень уместна в данном случае известная позиция «лишь бы не мешали»: регулировать, а в остальном не мешать.
В 2018 г. КАФ сделал проект «25 лет социальных перемен», где мы смотрели на результаты деятельности сектора. Мы нашли 25 очень крутых фактов о том, что изменилось в жизни, в стране благодаря деятельности некоммерческих организаций, одной из проблем была паллиативная помощь. Понятно, что если мы имеем очень зрелую и продуманную инициативу из гражданского общества, то следующим ее шагом является имплементация и масштабирование на федеральном уровне, и это невозможно сделать, не используя государственные механизмы».

Марина Михайлова, директор центра социальных технологий «Гарант» (Архангельск):
«Мне кажется, ключевая вещь ‒ чтобы инициатива росла снизу. Она сначала зреет, а потом, если в этом есть необходимость, принимаются документы или рекомендации, которые позволяют что-то регулировать».

Татьяна Тульчинская, директор благотворительного фонда «Здесь и сейчас»:
«Когда мы говорим о государстве, есть одна вещь, которую мы никогда не произносим вслух, но признать это надо. Мы говорим о конкретных людях, которые в данный момент олицетворяют для нас государство. И рассуждаем, хотим мы брать у государства (читай: у этих людей) деньги или не хотим, или у этого государства не хотим, а у другого бы взяли. Это все время витает в воздухе, и мне кажется, что от этого нужно очиститься. Потому что государство – это структура. И идеально было бы говорить о том, что государство может сделать для развития благотворительности как структура, а не как конкретные представители власти».

Источник

Что значит содействие благотворительной деятельности

Что значит содействие благотворительной деятельности. Смотреть фото Что значит содействие благотворительной деятельности. Смотреть картинку Что значит содействие благотворительной деятельности. Картинка про Что значит содействие благотворительной деятельности. Фото Что значит содействие благотворительной деятельности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что значит содействие благотворительной деятельности. Смотреть фото Что значит содействие благотворительной деятельности. Смотреть картинку Что значит содействие благотворительной деятельности. Картинка про Что значит содействие благотворительной деятельности. Фото Что значит содействие благотворительной деятельности

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что значит содействие благотворительной деятельности. Смотреть фото Что значит содействие благотворительной деятельности. Смотреть картинку Что значит содействие благотворительной деятельности. Картинка про Что значит содействие благотворительной деятельности. Фото Что значит содействие благотворительной деятельностиОбзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. № 2705-р О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 г.

2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать меры, направленные на содействие развитию благотворительной деятельности;

учитывать положения Концепции при подготовке региональных программ социально-экономического развития.

4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4052).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 ноября 2019 г. N 2705-р

Концепция
содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Поддержка благотворительности осуществляется в рамках реализации Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», Федерального закона «О меценатской деятельности».

Ключевыми задачами содействия развитию благотворительности являются:

расширение масштабов благотворительности граждан и организаций, включая развитие массового участия, общественной поддержки, механизмов стимулирования, освещения в средствах массовой информации и коммуникации;

содействие повышению эффективности деятельности благотворительных организаций, включая развитие информационно-консультационной поддержки, современных управленческих технологий, практики оценки результативности, подготовки и повышения квалификации кадров;

совершенствование регулирования деятельности благотворительных организаций, включая установление требований к уровню прозрачности, расширение горизонта планирования;

обеспечение эффективного использования потенциала благотворительных организаций, включая вовлечение в проведение общественно-государственных консультаций, мониторинг реализации документов стратегического планирования;

поддержка самоорганизации и саморегулирования участников благотворительности, включая распространение лучших практик.

II. Основные направления содействия развитию благотворительности

Основными направлениями содействия развитию благотворительности являются:

содействие развитию институтов благотворительности;

содействие развитию благотворительности физических лиц и коммерческих организаций;

содействие развитию культуры благотворительности;

содействие развитию поддержки благотворительности в субъектах Российской Федерации;

содействие развитию международной деятельности в сфере благотворительности.

Содействие развитию институтов благотворительности включает в себя установление специального статуса для благотворительных организаций, отвечающих требованиям к уровню прозрачности их деятельности и квалификации сотрудников, и предусматривает в том числе:

предоставление дополнительных налоговых льгот в отношении пожертвований юридических и физических лиц;

исключение из обложения налогом на прибыль организаций доходов от размещения на банковских депозитах полученного целевого финансирования при размещении средств в коммерческих банках Российской Федерации, отвечающих установленным требованиям;

предоставление в приоритетном порядке имущественной поддержки;

включение в перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых физическим лицам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

включение в систему обязательного страхования вкладов в коммерческих банках Российской Федерации, отвечающих установленным требованиям.

Перечень требований к уровню прозрачности деятельности и квалификации сотрудников благотворительных организаций и порядок контроля за их соблюдением будут установлены законодательством Российской Федерации, а также будут определены:

порядок подтверждения квалификации специалистов в сфере благотворительности;

порядок регулярного раскрытия информации о результатах деятельности благотворительных организаций, позволяющей оценивать их эффективность;

требования к урегулированию конфликта интересов, связанного с использованием получаемых пожертвований, имущества организации и заключением сделок с учредителями, членами органов управления и сотрудниками организации, лицами, осуществляющими крупные пожертвования, членами их семей и аффилированных с ними лиц;

требования к неосуществлению сделок, не направленных на достижение уставных целей организации;

требования к предоставлению возможности лицам, осуществляющим благотворительные пожертвования, получать информацию о достижении поставленных целей;

требования к наличию сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», раскрывающего информацию о благотворительной организации.

В рамках развития механизмов законодательного регулирования благотворительности предусматриваются в том числе:

совершенствование регулирования формирования целевого капитала некоммерческих организаций;

обеспечение возможности благотворительным организациям осуществлять оплату кредита (возврат займа) за счет средств пожертвований с установлением предельного размера процентов по займу, оплата которого допускается за счет пожертвований;

обеспечение эффективного предотвращения и пресечения мошеннической деятельности, осуществляемой под видом сбора благотворительных пожертвований;

исключение необходимости представления благотворительными организациями дублирующей отчетности в органы государственной власти;

поддержка системы добровольных стандартов, этических кодексов и механизмов саморегулирования благотворительности;

проработка предложений по совершенствованию регулирования и правоприменительной практики в области контроля органов управления некоммерческими организациями при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

В рамках развития системы подготовки кадров для благотворительных организаций предусматриваются в том числе:

модернизация и разработка новых образовательных стандартов, образовательных программ высшего образования, основных программ профессионального обучения и дополнительных образовательных программ с привлечением к их проведению руководителей и специалистов благотворительных и некоммерческих организаций и использованием технологий дистанционного образования, практики наставничества;

отражение в образовательных программах высшего образования, основных программах профессионального обучения и дополнительных образовательных программах вопросов благотворительности, формирования целевого капитала некоммерческих организаций, привлечения благотворительных пожертвований, цифровизации благотворительных организаций.

В рамках поддержки создания новых благотворительных организаций и их развития предусматриваются в том числе:

поддержка ресурсных центров некоммерческих организаций, осуществляющих методическое и информационно-консультационное содействие развитию благотворительности;

содействие формированию и реализации программ создания благотворительных и некоммерческих организаций;

развитие практики партнерского взаимодействия донора и благотворительной организации, реализующей проект;

содействие проведению конкурсов, стимулирующих использование современных информационных технологий в деятельности благотворительных организаций.

В рамках развития практики оценки эффективности благотворительных программ и проектов предусматриваются в том числе:

включение оценки социального эффекта как необходимого этапа реализации благотворительных программ и проектов;

внедрение методик и стандартов оценки социального эффекта благотворительных программ и проектов;

развитие заинтересованности благотворительных фондов и коммерческих организаций в оценке социального эффекта финансируемых ими программ и проектов;

содействие публичному распространению информации о социальной эффективности благотворительных программ и проектов, формирование открытых информационных ресурсов.

В рамках поддержки формирования и распространения лучшей практики разработки и реализации программ и проектов в сфере благотворительности предусматриваются в том числе:

проведение конкурсов и формирование рейтингов программ и проектов в сфере благотворительности;

развитие механизмов управления знаниями в сфере благотворительности;

содействие распространению современных технологий реализации программ и проектов благотворительных организаций на деятельность государственных и муниципальных учреждений;

поддержка программ и проектов в сфере благотворительности в рамках предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, а также грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества;

содействие распространению практики осуществления инвестиций в целях достижения измеримого социального или экологического эффекта наряду с финансовым результатом и иных механизмов возвратного финансирования.

В рамках развития механизмов взаимодействия благотворительных организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, формирования партнерства благотворительных организаций с бизнесом, средствами массовой информации предусматриваются в том числе:

создание консультативных органов с участием представителей благотворительных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в целях привлечения благотворительных организаций к проведению общественно-государственных консультаций;

распространение практики включения участников благотворительной деятельности в общественные советы и иные совещательные органы, создаваемые органами государственной власти и местного самоуправления, попечительские советы государственных и муниципальных учреждений;

привлечение благотворительных организаций к разработке документов стратегического планирования, мониторингу их реализации;

обеспечение эффективной координации государственных и муниципальных программ в социальной сфере с мероприятиями в сфере благотворительности;

подготовка методических материалов по взаимодействию органов государственной власти, государственных и муниципальных учреждений с благотворительными организациями;

включение в программы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих вопросов поддержки благотворительности.

В рамках поддержки цифровых платформ предусматриваются в том числе:

сбор информации о деятельности благотворительных организаций;

осуществление благотворительных пожертвований в режиме онлайн;

направление запросов на предоставление поддержки благотворительным организациям, государственным и муниципальным учреждениям в рамках реализации государственных гарантий.

В рамках повышения эффективности механизмов управления благотворительными организациями предусматриваются в том числе:

совершенствование законодательства Российской Федерации в целях урегулирования конфликта интересов в деятельности некоммерческих организаций, включая механизмы регулирования совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью;

совершенствование практики государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, а также создание с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Общественной палаты Российской Федерации, благотворительных и иных некоммерческих организаций Координационного совета по развитию благотворительности в Российской Федерации, формируемого Министерством экономического развития Российской Федерации.

Содействие развитию благотворительности физических лиц и коммерческих организаций предусматривает в том числе:

расширение налоговых стимулов участия в благотворительности:

распространение возможности получения налогового вычета в связи с совершенными пожертвованиями из средств, облагаемых налогом на доходы физических лиц, пожертвования из дивидендов с установлением ограничений по сумме;

упрощение процедур осуществления гражданами регулярных благотворительных пожертвований через банковские счета;

содействие распространению практики осуществления продаж товаров и услуг, предусматривающих перечисление части вырученных средств на благотворительные цели, а также выпуска банковских карт и иных финансовых инструментов, предполагающих направление части процентного дохода на поддержку деятельности благотворительных организаций;

содействие развитию практики передачи части оставляемого в наследство имущества на благотворительные цели.

В рамках расширения налоговых стимулов участия юридических лиц в благотворительности предусматриваются в том числе:

безвозмездная передача производителями и торговыми организациями продовольственных и иных товаров на благотворительные цели;

расширение сферы применения существующей налоговой льготы по налогу на прибыль организаций, освобождающей от налогообложения полученные организацией гранты от российских физических лиц и некоммерческих организаций, иностранных и международных организаций и объединений;

содействие распространению практики реализации программ корпоративной благотворительности, включая в том числе практику софинансирования компаниями пожертвований своих сотрудников;

поддержка использования механизмов оценки результативности указанных программ, расширения практики реализации механизмов грантовых конкурсов.

Содействие развитию культуры благотворительности предусматривает в том числе обеспечение общественного признания благотворительности, распространение лучших практик ее осуществления, расширение моральных и иных стимулов.

В рамках содействия повышению внимания средств массовой информации и коммуникации к деятельности благотворительных организаций предусматриваются в том числе:

включение в образовательные программы высшего образования для студентов, обучающихся по образовательной программе «журналистика», курса «социальная журналистика»;

организация семинаров и мастер-классов по проблематике освещения благотворительности в средствах массовой информации;

развитие информационных ресурсов, содержащих сведения о благотворительности;

поддержка конкурсов журналистских работ и публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации, информационных сетях, освещающих вопросы благотворительности;

реализация общедоступных дополнительных образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по вопросам благотворительности организаций;

развитие площадок по обмену опытом в данной сфере, в том числе ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В рамках развития института социальной рекламы предусматриваются в том числе:

реализация информационных кампаний, организуемых на основе объединения усилий некоммерческих организаций, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации;

создание в обществе позитивного образа участника благотворительности, в том числе на примерах известных в истории страны российских благотворителей;

реализация различных форм выражения общественной поддержки благотворительности, включая учреждение наград, почетных званий;

организация проведения регулярных исследований сферы благотворительности.

Содействие развитию благотворительной деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях предусматривает в том числе:

реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по определению предельного размера предоставляемого социального налогового вычета и инвестиционного налогового вычета по пожертвованиям с учетом необходимости формирования стимулов для расширения масштабов благотворительности;

предоставление благотворительным организациям государственного (муниципального) имущества и помещений в безвозмездное пользование и аренду на льготных условиях;

формирование целевого капитала некоммерческих организаций;

развитие инфраструктуры содействия благотворительности по месту жительства, на базе ресурсных центров некоммерческих организаций, организаций территориального общественного самоуправления;

освещение благотворительности в средствах массовой информации, поддерживаемых из региональных и местных бюджетов;

вовлечение участников благотворительности в работу общественных советов, совещательных и консультативных органов при органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, попечительских советов государственных и муниципальных учреждений;

поддержку инициатив, связанных с выявлением и поддержкой наиболее успешных и профессиональных организаций и проектов, реализуемых в сфере благотворительности;

распространение лучших практик благотворительности через интеграцию в содержание профильных образовательных программ основного и дополнительного образования.

Содействие развитию международной деятельности в сфере благотворительности предусматривает в том числе:

координацию поддержки благотворительных программ и инициатив с деятельностью интеграционных структур;

содействие осуществлению российскими организациями благотворительности за рубежом, расширению сотрудничества между российскими и иностранными благотворительными организациями, механизмов поддержки, реализуемых общественными фондами;

содействие осуществлению иностранными организациями благотворительности на территории Российской Федерации, включая организацию совместных программ и проектов российских и иностранных благотворительных организаций;

разработку и нормативное закрепление порядка включения иностранных и международных организаций в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых предоставляются физическим лицам и не облагаются налогом на доходы физических лиц, а также организаций, гранты которых предоставляются некоммерческим организациям, относятся к целевому финансированию и не учитываются в налоговой базе налога на прибыль организаций.

III. Основные результаты

Основными результатами реализации Концепции являются:

рост поддержки в обществе и расширение участия граждан и организаций в благотворительности;

повышение доверия граждан к благотворительным и иным некоммерческим организациям;

расширение объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;

увеличение числа благотворительных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся системным решением социальных проблем;

повышение результативности и эффективности реализуемых благотворительными и иными социально ориентированными некоммерческими организациями программ и проектов;

увеличение объема финансовых активов, аккумулируемых в рамках целевого капитала некоммерческих организаций и в фондах местных сообществ;

развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки благотворительности;

повышение эффективности благотворительных программ.

Обзор документа

Утверждена Концепция содействия развитию благотворительности до 2025 г. Она заменит концепцию 2009 г.

Будут развивать массовое участие в благотворительности. Для благотворительных организаций установят требования к уровню прозрачности, расширят горизонт планирования.

Предусмотрят дополнительные налоговые льготы для пожертвований. Из базы по налогу на прибыль исключат банковский процент от размещения пожертвований во вкладах. Вклады будут страховать.

Установят правила подтверждения квалификации специалистов в сфере благотворительности.

При покрытии кредитов ограничат размер процента, который можно оплатить за счет пожертвований.

Внедрят стандарты оценки социального эффекта благотворительных программ и проектов.

Разработают общедоступные дополнительные образовательные программы по вопросам благотворительности.

Благотворительные организации смогут получить госимущество в безвозмездное пользование и аренду на льготных условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *