Что значит сочинение этюд
Сочинение-этюд «Ах, этот снег, чарующий и хрупкий…»
Сообщение темы урока.
— О чем же я хочу сказать вам сегодня? Вы наверняка догадались. Я хочу рассказать о том явлении природы, к которому мы давно привыкли, которое считаем простым и обычным. Но я уверяю вас, в нем много очарования и красоты. Я говорю о снеге. «Ах, этот снег, чарующий и хрупкий:»!
Подготовка к сочинению-этюду.
— Давайте на минуту представим себе, что мы на улице, день морозный и солнечный. Возьмите в руки горсть снега. Что вы видите? (ответы учеников)
— Это тысячи снежинок, рассыпанных на ладонях. Они сверкают своей неповторимой морозной белизной. А какие вы увидели снежинки? (ответы детей)
Не худо бы сбыться мечте этой смелой,
Но с неба по-прежнему падает белый,
Белый, белейший, нежный, нежнейший,
Снежный, снежнейший снег!
А какой день зимой разный! Какое утро раннее неслышное, подернутое синевой мороза, со съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах.
А вечер такой длинный и задумчивый, когда сама природа будто ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса.
— Какие изобразительные средства использует поэт, рисуя зимний пейзаж? (Эпитеты, олицетворение, метафоры, сравнения)
— Но в зиме есть что-то молодое веселое. Поэт встречает зиму восклицанием: (читает ученик)
— С кем сравнивает зиму поэт?
Написание сочинения-этюда.
— А теперь сами попробуйте сотворить словесный шедевр. А что такое этюд? Кто встречался с этим словом?
Этюды есть в изобразительном искусстве, в музыке, в шахматах и шашках.
В своем произведении опишите свой и только свой снег, зиму, которую любите вы (а может быть и нет). Опишите свои чувства, которые вы испытываете, идя по заснеженным улицам, гуляя по зимнему лесу.
Жанр этюда может быть любым: сказка, стихотворение, проза. Вы можете придумать свое название этюда.
Сначала работаете на черновике, проверяете, а затем переписываете в тетрадь.
Зачитывание детьми получившихся сочинений.
Домашнее задание: переписать сочинение на чистовик.
Конспект урока русского языка по теме «Сочинение-этюд по картине» (9 класс)
Тема урока Сочинение-этюд по картине
(элементы содержания, контроль)
Урок развития речи
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Беседа. Исследовательская работа; словарно-орфографическая и стилистическая работа.
Составление плана сочинения. Создание и редактирование текста; проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
Формирует умение создавать письменные высказывания художественного стиля, сохраняя все структурные элементы композиции.
Составляет высказывание в устной и письменной формах, используя конкретный функциональный стиль и тип речи.
Осознает коммуникативную цель и в соответствии с ней организует свою работу.
Производит полный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Знакомство с темой урока. Определение цели урока вместе с детьми.
Что вас заинтересовало в теме урока?
Понятия: сочинение, природа, картина, природа имеет свой язык, душу
-Какими «инструментами» должен владеть художник слова, чтобы создать этюд?
3. Актуализация знаний с опорой на значение понятия «этюд» в других видах искусства
Жанр этюда в искусстве
ЭТЮД – с фр. «изучение», «упражнение»
— это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приёма игры и предназначенная для развития исполнительской техники
— это упражнение для развития актерской техники, основанное на импровизации
Танцевальный или пластический этюд
— это отработка какого-либо танцевального движения для ног или рук, упражнения на гибкость и т.п.
оригинальная позиция фигур
В музыке – развитие исполнительской техники
В хореографии – отработка каких-то навыков
В шахматах – оригинальная позиция фигур
В живописи – картина, выполненная с натуры
Что же такое этюд как жанр сочинения? Давайте составим ассоциативный куст слова «этюд»
Ю- «ювелирность», юный порыв
В чем же особенности жанра «сочинение – этюд»?
Это художественное описание картины (чаще всего картины природы), основанный на ассоциативном, чувственном восприятии
Что нужно для художественного описания?
1 совет нам дает художник слова Николай Рыленков
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
А теперь познакомимся с этюдами истинных художников слова (А.С. Пушкин, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин)
— Что помогает этим художникам создать такие шедевры? Какие художественные средства использует каждый из них?
— Для описания какой поры года мы можем использовать примеры образности этих поэтов?
Перед нами начинает открываться тайна сегодняшнего урока- описание картины зимней природы. А чтобы создать «зимнее настроение», мы пустимся в маленькое путешествие под удивительную музыку А.Вивальди…(просмотр видеоряда картин зимней природы)
А теперь представьте, что наши сани попадают в атмосферу дикой северной природы, и кажется, что она мрачна, сурова, но в ней тоже есть исключения… Закройте глаза и откройте их только когда услышите музыку…
Визуальное (первое) восприятие картины И.И.Шишкина «На севере диком…»
Каковы первые эмоции?
Каков мотив картины?
Что помогает нам понять главный мотив картины?
Как, по-вашему, этот этюд связан с настроением самого художника?
Кто знает историю создания этой картины?
Элементы картины, помогающие выразить основной мотив картины ( дети подбирают эпитеты, метафоры, сравнения к каждому элементу)
Какова цветовая палитра картины?
Что я вижу?
Что я чувствую?
Что я слышу?
эхо падающего в пропасть камня
Я чувствую (испытываю)
эхо падающего в пропасть камня
Сочинение-этюд
1. Эмоции в определении мотива картины
2. Ваши впечатления
3. Над чем заставила задуматься эта картина?
Итак, включаем воображение и создаем этюд…
Чтение работ по группам. Понравились вам ваши работы? Рецензирование
Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере диком», работа над образной системой, мотивом стихотворения.
А теперь слово юным художницам… (Свои работы показывают ученицы 7 класса Мироненко Анна, Рябцева Ирина, они же и комментирую свои работы, написанные по отрывкам произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова
— Подведение итогов урока. Определение важности домашнего задания.
Домашнее задание
1. Закончить работу над сочинением
2. Подготовиться к уроку- виртуальной экскурсии в зал русской пейзажной живописи, создав этюд по картине
Сегодня мы с вами еще раз доказали то, что нет предела человеческому совершенству…
А юные художники еще раз доказали, что все подвластно человеческому таланту.
Главное, не пройти мимо этой красоты, остановиться и удивиться, какие образцы гармонии природа дарит нам … безвозмездно!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-423228
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что значит сочинение этюд
Сочинение-описание: | Сочинение-повествование: | Сочинение-рассуждение: |
передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков | рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени | самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение |
Однако практика показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение.
Жанровые особенности определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою, индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.
Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно-критической статьи, рецензии, литературного обзора (обозрения).
Творческие сочинения на свободную тему могут быть составлены в форме рассказа, репортажа, заметки, воспоминания, литературное путешествия, публицистической статьи, дневниковые записей.
Особенности сочинений различных жанров
Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.
Сочинение-характеристика
Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).
Для последнего должны быть характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, и поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание в поэтического произведения, осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха.
В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).
Сочинение — литературный портрет
Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.
Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).
Очень близкими к литературному портрету могут быть сочинение-этюд и сочинение-эссе.
Сочинение-этюд
Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.
Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.
Сочинение-эссе
Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.
Сочинение-рецензия
Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.
Сочинение-обозрение
Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.
В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.
Сочинение-очерк
Сочинение-дневник
Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».
Сочинение-письмо
Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к Н прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»).
Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
Сочинение-интервью
Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.
Сочинение-исповедь
Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.
Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.
Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.
ОСОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.
СОЧИНЕНИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА
Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения). Для последнего должны быть характерны высокое
• эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, И поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание В поэтического произведения, осмыслить его язык через
• изобразительно-выразительные средства, ритмику
• В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).
СОЧИНЕНИЕ — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.
Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).
Очень близкими к литературному портрету могут быть сочинение-этюд и сочинение-эссе.
СОЧИНЕНИЕ-ЭТЮД
Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.
Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья. (Приложение 4).
СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ
Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице. », «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые. ». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.
СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ
Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
Ученик должен сообщить немного об’ авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.
СОЧИНЕНИЕ-ОБОЗРЕНИЕ
Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным Ш произведениям одного или нескольких писателей или
поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.
В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.
СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК
Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.
СОЧИНЕНИЕ-ДНЕВНИК
В основе дневника, как литературной формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала. В программе литературного образования есть такие произведения, композиция которых располагает к написанию творческих работ в жанре путевые заметки (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя. » (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».
СОЧИНЕНИЕ-ПИСЬМО
Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к Н прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»).
Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.
Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.
Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.