Что значит сочетание методов

Сочетание приемов и методов обучения как условие поднятия интереса учащихся к учению

Ребенок стремится к познанию, но его познавательная потребность гаснет на условиях императивного обучения, когда его принуждают, заставляют учиться. Для того, чтобы учение стало для него смыслом жизни, надо, чтобы желание ученика и цели обучения совпали, т. е. предлагаемая взрослым деятельность воспринималась и переживалась ребенком как свободно им выбранная. В этом случае он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничесто с учителями и принимает их помощь, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания.

При организации нестандартных уроков учитываются следующие особенности:

1. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПОЛЕТ НА ЛУНУ».

Тема: Повторение изученного.

1. Организационный момент:

Дети, кто хочет полететь в космос? Я свяжусь с космическим центром.
— Говорит космический центр.
— Прошу разрешения вылететь в космический рейс.
— Полет разрешают после выполнения 3 заданий.

2. Задание №1: Определить направление полета по звездам. Найдите координаты звезд. (На доске укреплены звезды с числами: 3**6*****2***16. Между ними пустые звезды без чисел. Дети называют пропущенные числа).

Задание №2: Провести измерения отрезков, расстояний между звездами в масштабе 1 см. (Дети берут задание и производят измерение).

Задание №3: Благодарю за точность. Проверю вашу готовность. (На доске укреплены парашюты с примерами, ответы- места для приземления).

-Молодцы, полет разрешаю. В полете выполнить задания по учебнику.

3. Физминутка. Дети маршируют под музыку. Затем приседают и ведут счет 10, 9, 8. 1. При счете 1 восклицают “Старт” и выпрямляются. Дети садятся и приступают к выполнению заданий центра.
4. Работа в тетрадях. Решение примеров.
-Работа в бортовых журналах. Определяем свои координаты.
5. Выполняем задания 3 и 4 по учебнику.
6. Возвращение на Землю.

2. УРОК, ПОСТРОЕННЫЙ НА ОСНОВЕ СТИХОТВОРЕНИЯ К.И.ЧУКОВСКОГО «ТЕЛЕФОН».

1. На столе телефон, он звонит. Читаются стихи.

-Ребята, кто готов спасти бегемота? Идем на помощь. (Открывается штора, за ней иллюстрация, на которой изображено болото с кочками и тонущий бегемот, голова которого выглядывает из прорези).

2.-Дети, оказывается, чтобы помочь бегемоту, надо выполнить все задания. (За кочками спрятаны конверты с заданиями). При выполнении задания тело бегемота немного продвигается вверх (туловище имеет складки, с помощью которых тело бегемота устанавливается в необходимом положении), но стоит ошибиться, и он готов вновь провалиться. Выполнение заданий №1 и 2.
3. Музыкальная пауза проводится со словами: «Ох, нелегкая эта работа из болота тащить бегемота.
4. Выполнение заданий №3 и 4.
5. Итог урока: бегемот благодарит ребят за оказанную помощь.

3. УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ К.И. ЧУКОВСКОГО «АЙБОЛИТ»

( конец учебного года ).

3. Решение примеров.
— Внимание! Аэропорта нет! Приготовиться к высадке с парашютом. (10 парашютов с примерами, решив которые дети приземляются).

4. Физминутка: бежим по тропе.
5. Измерение и сравнение отрезков.

— Добегаем до речки, но вот беда: переправы нет. Нужно срочно ее построить.
— Дети, что мы сначала должны сделать? (Измерить ширину речки).
— Какая дощечка подходит по длине? (Красная).
— Почему? (Потому что синяя короче).

6. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и нахождение разности:

— Через речку переправились.

«Но горы встают перед ним на пути, и он по горам продолжает ползти». На доске изображение гор, на выступах которых карточки. 3 человека решают задачи: читают, рассуждают и записывают в тетради.

7. Музыкальная пауза.
8. Работа по учебнику.

«Но вот перед ними море бушует, шумит на просторе. И в море высокая ходит волна, сейчас Айболита проглотит она». Учащиеся выполняют задание по 3 вариантам.

— Ребята, мы помогли Айболиту добраться до зверят, а заодно проверили, как хорошо мы помним то, чему учились в первом классе.

Создание игровых ситуаций усиливает мотивационную сторону процесса обучения. Например, при закреплении знания состава чисел можно использовать такие стихи:

При проведении игры «Помогите найти дом» используется магнитная доска, на лицевой стороне которой укрепляются 12 карточек с примерами без ответов (по 3 примера с одинаковыми результатами: 5+3, 7+1, 4+4, 7-3, 1+3, 10-6, 6+1, 3+4, 3+3, 9-3, 4+2)

А на обратной стороне устанавливаются кружки четырех цветов. Это позволяет учителю быстро и незаметно для детей передвигать магниты. Примеры с одинаковыми ответами ставятся против кружков одинакового цвета. Три магнита устанавливаются там, где кружки одинакового цвета.

Таким образом, и этот ученик справится с заданием. Далее ему предлагается: «Прочитай этот пример и назови ответ громко, чтобы Шарик слышал, где находится дом №7 «. Потом вступает в игру Тузик, который ищет дом №6. Такая вариативность дает возможность не оставаться в стороне тем, кто чувствует неловкость из-за того, что не знает и позволяет испытать удовлетворение от выполнения задания.

Особое внимание должно уделяться формированию организационных умений, оборудованию рабочего места. Это одно из основных умений, которым должен овладеть ребенок в классе, и от этого зависит дальнейшее обучение. Одновременное начало и включение в работу способствует выработке единого темпа работы и не позволяет ученикам расслабляться. Исключается также излишняя нервозность из-за того, что чего-то не достигается.

Разумная организация деятельности учащихся способствует формированию учебных действий.

1. Перед детьми наборные полотна в виде озерков из цветной бумаги, фигурки уток, цифр. Учитель читает задачу, а дети выполняют действия и комментируют. «На озере плавали 3 уточки (кладем 3 уточки), к ним приплыли еще 2 уточки (кладем 2 уточки).

— О чем спросим? (Сколько уточек стало?).
— Выполним решение числами: было 3 уточки обозначим цифрой 3, приплыли 2 уточки, берем цифру 2.
— Какой знак ставим между ними? (+).
— Почему? (т.к. уточек стало больше). 2. Следующая задача: «На озере было 5 уточек. Одна уточка вышла на берег».
— Что спросим? (Сколько уточек осталось?) Дети выполняют на наборном полотне, один комментирует: «Берем цифры 5 и 1.

Между ними ставим знак (-), т.к. число уточек уменьшается. Получили ответ 4.»

Подобная работа позволяет ребенку представить условия задачи, и формируется план действий при решении, на следующем этапе будет самостоятельно рассуждать по аналогичному плану.

Сказочные персонажи помогают детям осознать пройденный путь, мобилизовать свои усилия для освоения нового. Например, с Буратино произошел такой диалог:

— Здравствуйте, дети!
Научились читать и писать?
— Мне так хочется попасть к вам в класс, но я пока летаю по другим школам, вы научитесь хорошо писать и читать, а потом научите меня. Ладно? Я слышал, что у некоторых пока не получаются буквы к и р.
— Я знаю, что у вас не очень хорошо идут дела с математикой. А когда прилечу вы мне расскажете, чему вы научились за это время. Ладно?
— До свидания, ребята!

В связи с тем, что дети не привыкли прилагать усилия, нужно провести работу на наборном полотне. Задания преподносятся как задания оператора компьютеру.

При формировании процесса чтения нужна следующая последовательность:

1. Обоснуй свой ответ.
2. Расскажи по плану.
3. Выполни действия в порядке.

В третьем классе фронтальная форма работы начинает оказывать отрицательное влияние на учащихся. У успевающих появляется желание выделиться среди других более быстрым, правильным ответом. Более медленно усваивающие дети не всегда получают возможность самоутвердиться. Таким образом возникает задача нахождения такой формы обучения, которая позволила бы каждой группе учащихся подняться на новый виток развития. И таковой является групповая форма обучения. Она позволяет:

1. Организовать на уроке поисковые ситуации;
2. Овладеть навыками коллективной работы, умение распределить работу между собой;
3. Прислушиваться к мнению других, доказывать свою правоту.

При изучении нового материала создаем поисковую ситуацию, направляя мысль учеников в нужное русло. В результате сами ученики делают какое-то маленькое «открытие». Один ученик рассуждает вслух, и если многие затрудняются ответить, а где-то мелькнула зацепка, моментально раскручивается дальнейшее рассуждение.

5. На уроке русского языка по теме»Правописание слов с двумя безударными гласными».

Слова: трепал, запорошил, рокотал, заборонил, загрохотал.

2. Фронтальная работа:

— Какие слова показались трудными, непонятными? Выясняется смысл слов: трепетал (тихонечко дрожал). Пример: Что делает осиновый листок? (трепещал). Я вижу что? (трепет).
— Запорошил (это когда идет мелкий снег). Пример: Град сыплется, дождь моросит, снег порошит.
— Рокотал (это равномерный гул). Пример: Я слышу что? (Рокот трактора). Трактор что делает? (Рокочет).

а) учащиеся на тексте отыскивают «шпионов» (ошибки);
б) учитель диктует слово, дети записывают только орфограммы.

1. Каждый проверяет свою работу и ищет ошибку.
2. Поиск ошибки (подсчет всех ошибок, допущенных в классе).
3. В тетради у ученика написано сколько ошибок он допустил. Дается время на исправление.
4. Взаимообмен тетрадями, взаимопроверка.

Уверена, что все увиденное и услышанное поможет в поиске новых форм и методов обучения.

Источник

Сочетание методов обучения.

Что значит сочетание методов Что значит сочетание методов Что значит сочетание методов Что значит сочетание методов

Ответ на вопрос к семинару

Характеристика методов обучения

Методы обучения являются важнейшим инструментом в руках учителя по руководству процессом обучения природоведению. Сле­довательно, возникает необходимость раскрытия их сущности и пе­дагогической эффективности. Остановимся кратко на характерис­тике групп и видов методов обучения, применяемых в обучении естествознанию в начальной школе.

Словесные методы.

В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Часто оно иллюстрируется различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова.

Слово — самый старый, а когда-то и единственный способ воз­действия на учащихся. Но, начиная со времен А. Я. Коменского, роль слова в учебном процессе постепенно ограничивалась, что очень важно для естественнонаучных учебных предметов. В самом деле, одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных объектах и явле­ниях, без чего процесс осознанного усвоения теории невозможен.

Такой подход в обучении практически не позволяет реализовать задачи развития учащихся, а ведь роль природы в этом развитии неоценима. И все же процесс обучения без применения словесных методов не протекает. Живое и печатное слова продолжают оста­ваться важными способами воздействия на учащихся.

Лекция в процессе преподавания начального природоведения не применяется, поэтому не будем останавливаться на ее характерис­тике.

Рассказ это последовательное описательное изложение учеб­ного материала. Рассказ применяется в тех случаях, когда нужно сообщить новую информацию, которая не опирается ни на жизнен­ный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдения. Так, метод рассказа учитель применяет для сообщения причин отличий комнатных растений от дикорастущих в наших условиях; различий природы в отдаленных географических зонах. Этот метод применя­ется, когда возникает необходимость создать образ путем словесно­го описания, передать классу содержание личных наблюдений и переживаний.

Рассказ должен соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, он не должен быть продолжительным. По нашим наблюдениям, рассказ на уроках природоведения не должен превы­шать 5-7 мин к концу обучения в начальной школе. Такая продол­жительность рассказа должна нарастать постепенно, начиная с одной минуты в I-II классах. Очень важно также, чтобы речь учителя была четкой, доступной, живой, образной. Особенно образность необходима в применении рассказа в качестве словесной наглядно­сти.

Беседа метод обучения, с помощью которого учитель путем целенаправленной постановки вопросов мобилизует знания и прак­тический опыт учащихся, подводит их к новому знанию.

Основным структурным компонентом беседы является вопрос. Вопросы должны опираться на имеющиеся знания и опыт учащихся, помогать детям открывать новые знания. В беседу следует включать разные типы вопросов. Прежде всего — вопросы, требующие воспро­изведения фактических сведений из наблюдений, жизненного опыта, из изученного ранее и т. п. Такие знания состоят главным образом из представлений или первоначальных понятий. Поэтому чаще все­го здесь применяются вопросы со словами: «Кто это?», «Что это?», «Какой?», «Что делает?» и т. п.

Ценность этого метода в том, что учитель имеет возможность получать обратную связь об уровне познавательном и уровне раз­вития большой группы учащихся за относительно короткое время, беседа активизирует деятельность учащихся, формирует коммуни­кативные качества, умения самоконтроля и самооценки путем срав­нения уровней знаний своих и одноклассников. Однако этот метод дробит знания учащихся, затрудняет их обобщение и возможность целостного восприятия учебного материала, не приучает учащих­ся передавать научные знания в связной форме.

Объяснение— последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулировани­ем вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж к вы­полнению наблюдений, опытов, практических работ, к различного рода самостоятельным работам, в том числе с тетрадью, учебником, наглядными пособиями. Инструктаж может быть дан письменно и устно. Примером письменных инструкций могут служить задания в учебнике к практическим и лабораторным работам, инструктивные карточки, задания на доске.

Что значит сочетание методов

Метод объяснения имеет свои достоинства, т. к. способствует фор­мированию навыков учебного труда, практических умений и навы­ков, развивает мышление и внимание. В то же время он требует от

Наглядные методы.

Применение наглядных методов в препода­вании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Одна­ко эти понятия не идентичны. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Функцию же метода наглядность выполняет тогда, когда становится основным источником знаний, приемов практических действий, развивающего и воспитывающе­го воздействия на ученика. Ученик, работая с наглядностью, само­стоятельно ее анализирует, рассуждает и приходит к некоторым собственным выводам, докажем эту разницу на примере.

Наглядные пособия широко применяются при словесных мето­дах. Учитель рассказывает или проводит беседу о каких-либо рас­тениях, животных, процессах, протекающих в природе и т. п., а для большей конкретности подкрепляет слово демонстрацией нагляд­ных пособий. Здесь наглядные пособия не являются основным ис­точником информации, материалом для самостоятельных выводов, а лишь подкрепляют, конкретизируют слово, которое остается ос­новным способом педагогического воздействия на ученика. В этом случае самостоятельная познавательная активность учащихся огра­ничена.

Наглядные пособия в наглядных методах являются источником самостоятельных рассуждений, обобщений, умозаключений.

Таким образом, слово в наглядных методах выполняет иную роль, чем в словесных: здесь с помощью слова учитель руководит деятельностью учащихся по анализу наглядных пособий, а слово выс­тупает формой выражения выводов, обобщений, т. е. информации, полученной в ходе применения наглядных методов.

Применение наглядных методов имеет свои положительные и от­рицательные стороны. Ценно, что применение этих методов доста­точно повышает активность учащихся, их самостоятельную познава­тельную деятельность. Наглядность позволяет исключить вербализм в преподавании природоведения, создает хорошие условия для практикования знаний. Велико и развивающее воздействие наглядных методов на ученика: они развивают эмпирическое мышление, без которого невозможно развитие мышления теоретического, совершен­ствуют речь, наблюдательность, умения самооценки и самоконтро­ля, творческое воображение, навыки учебного труда и т. д.

Трудности применения наглядных методов связаны, прежде все­го, с наличием самих объектов для изучения и вспомогательного оборудования. Обеспечение учебного процесса натуральными на­глядными пособиями затруднено из-за наличия серьезных эколо­гических проблем. Выпуск изобразительных наглядных пособий требует дополнительных материальных затрат.

Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объек­тов позволяет формировать достаточно полные и достоверные пред­ставления об изучаемом объекте, облегчает формирование пред­ставлений об объектах и явлениях природы, которые по разным причинам не могут быть изучены в самой природе, создает возмож­ности непосредственных контактов ребенка с живой природой.

Применение метода демонстрации изображений природных объек­тов и явлений имеет большое значение при изучении природоведе­ния. Оно также позволяет формировать представления детей о пред­метах и явлениях природы. Это особенно важно в тех случаях, когда природный объект невозможно представить детям в натуре из-за его размеров, соображений экологии или по другим причинам. Ценность этого метода состоит еще и в том, что он дает возможность изучать объекты природы в окружающей их среде, во взаимосвязях с этой средой.

Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов при­меняется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент.

Итак, во всех наглядных методах наглядность выступает как са­мостоятельный источник знаний. Эти методы широко сочетаются со словесными методами обучения, но слово здесь выполняет вспо­могательную роль.

Практические методы.

В истории становления и развития на­чального естествознания эти методы были разработаны и стали применяться позднее словесных и наглядных. Применение нагляд­ных методов в преподавании было шагом вперед по сравнению с чисто словесным. Но проводимые исследования все больше убеж­дали, что при применении наглядных методов ребенок остается в значительной степени пассивным созерцателем, в то время как для него свойственна активная деятельность. Поэтому необходимы та­кие методы, которые бы превратили учащихся в деятелей, исследо­вателей, творцов, работников. Так возникли практические методы. При их применении объекты, явления, приборы передаются в руки самих учащихся для их самостоятельных исследований.

Практические методы преподавания имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики — деятельностный подход и гуманизация процесса обучения. Ребенок из объек­та научения превращается в субъект собственной деятельности, что в наибольшей степени отвечает его природе. Кроме того, именно субъектная позиция ребенка является характерной чертой развива­ющего обучения.

Практические методы развивают интерес к учению, формируют творческие способности детей, активизируют теорети­ческую и практическую познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление, практические умения и навыки, навыки учебного труда. Велика роль практических методов в обеспечении первого — эмпирического и третьего — практикования знаний эта­па формирования и развития природоведческих понятий.

Вместе с тем ряд моментов затрудняют применение этих методов. Они требуют не одного — двух наглядных пособий, а целые набо­ры раздаточного материала. Часто работа с последним сопровожда­ется применением вспомогательного оборудования, которое также надо иметь по числу раздаточных наборов. Требуются специальные устройства для хранения всего этого материала. Применение прак­тических методов требует от учителя особой организации урока, поскольку руководство самостоятельной практической работой учащихся довольно сложно. Длительнее, чем при применении сло­весных и наглядных методах, процесс получения конечных резуль­татов обучения.

В практике преподавания практические методы реализуются поэтапно.

1. Учащиеся получают предмет для изучения. В отличие от на­глядных методов предмет для изучения передается непосредствен­но ученику. У разных учащихся могут быть разные, хотя и однотип­ные предметы.

2. Задания, определяющие вид деятельности учащихся с получен­ными предметами. В отличие от наглядных методов, где все учащи­еся получают одинаковые задания, в практических методах возмож­на определенная индивидуализация заданий, а значит и деятельности детей. Последнюю в известной мере дети могут определить сами че­рез самостоятельное составление плана деятельности.

3. Самостоятельная исследовательская работа. Здесь она более разнообразная, сложная и продолжительная, чем при применении двух первых групп методов.

4. Обсуждение выводов. При практических методах, по сравне­нию с наглядными, точки зрения детей чаще всего бывают более разнообразны, даже противоречивы, поэтому нередки дискуссии. Следовательно, здесь обсуждение бывает более активным, нередко требует дополнительного изучения объектов. Последнее вызывает необходимость возврата к этапу самостоятельных исследований.

5. Формулировка выводов.

У Аквилева. Методика Формы организации деятельности учащихся, в которых чаще всего применяются практические методы, — это экскурсии, предметные уроки, а внутри урока отдельные практические и лабораторные ра­боты, игры. В частности, игры могут быть фронтальными, группо­выми и индивидуальными. Среди практических методов различа­ют характерные их виды.

Метод, распознавания и определения признаков. Действие этого метода основано на анализе внешних морфологических и частич­но анатомических особенностей предметов и явлений. Применяет­ся метод при работе с раздаточным материалом, когда возникает необходимость составить характеристику предметов, явлений, вы­делить их признаки, определить место данного предмета, явления в системе сходных, аналогичных. Применение метода распознава­ния и определения признаков обычно сочетается с использовани­ем инструктажа. Инструктаж может быть написан на доске, роздан написанным на карточках или взят как инструкция к работе из учебника.

Примером применения метода распознавания и определения признаков может быть изучение внешнего строения растения в ходе практической работы. На столы учащимся раздаются экземпляры растений с хорошо выраженными частями. При этом разным уча­щимся или разным их группам могут быть предложены для изуче­ния разные растения.

Другой пример. При формировании умения читать карту органи­зуется практическая работа. Здесь метод распознавания и опреде­ления признаков позволяет вырабатывать умение распознавать гео­графические объекты с помощью условных знаков, получить знание о распределении этих объектов на Земле. Данный метод применяет­ся при изучении устройства термометра, свойств воды, почвы, полез­ных ископаемых и т. п. Этот метод широко применяется на экскур­сиях и в процессе выполнения самостоятельных наблюдений.

Наиболее широко применяемым практическим методом в процес­се изучения природоведения является метод наблюдений.

Эксперимент, или опыт, как метод обучения применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Эксперимент применяется и тогда, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный эле­мент. Например, сколько бы мы не рассматривали почву, мы не обнаружим в ней воздух. Для обнаружения в почве последнего ее надо опустить в воду. Вода будет вытеснять находящийся в почве воздух, который пойдет через воду в виде пузырьков. Так учащиеся убеждаются в наличии в почве воздуха.

Эксперимент может быть кратковременным и длительным. Дли­тельный эксперимент выходит за рамки урока и завершается или, наоборот, закладывается во внеурочное время. Кратковременный опыт выполняется за короткий промежуток времени и обычно не выходит за рамки урока. Первый из приведенных выше опытов яв­ляется кратковременным, второй — длительным. Из других крат­ковременных опытов можно назвать опыты по изучению некоторых свойств воды (прозрачность, текучесть, способность воды растворять некоторые вещества и др.), почвы (наличие в почве воды, минераль­ных солей), изменения высоты столбика жидкости в термометре при изменении температуры окружающей среды и т. п.

Примерами дру­гих длительных опытов являются изучение условий замерзания воды, ее испарения, развития растения из семени и др. Эти опыты могут закладываться на уроке, тогда их результат демонстрирует­ся через какое-то время, что требует предварительного повторения уже пройденного материала. Опыт может закладываться заранее с таким расчетом, чтобы его результат совпал с моментом изучения соответствующего материала. В этом случае дети выполняют опыт «вслепую». Его осознание приходит позднее.

Эксперимент как метод обучения имеет огромное значение в учебном процессе. Наряду с другими практическими методами он обеспечивает эмпирический уровень познания, но, в отличие от других методов, вызывает более активную мыслительную деятель­ность. Он развивает исследовательские навыки у учащихся, их творческие способности, самостоятельность, самоконтроль, целе­устремленность и т. п. Отрицательными сторонами этого метода является то, что выполнение его часто сопряжено с применением дополнительного оборудования, соблюдением определенных норм и правил, процесс получения нового знания замедлен в значитель­но большей степени, чем при применении других методов.

Сочетание методов обучения.

В практике преподавания разные методы редко применяются в чистом виде. Как правило, они исполь­зуются в различных сочетаниях. Трудно представить применение наглядных и практических методов без слова. С другой стороны, чисто словесное преподавание может сформировать преимуществен­но формальные знания, действия по образцу, что отрицательно ска­зывается на развитии личности ребенка.

Другим важным моментом необходимости сочетания методов является то, что они способны нивелировать отрицательные стороны друг друга и усиливать по­ложительные. В самом деле, слабая наглядность словесных методов компенсируется применением наглядных и практических методов. Замедленный процесс получения знаний, который имеет место при применении наглядных и, в особенности, практических методов может быть ускорен словесными методами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *