Что значит собрание избирателей по месту работы
Статья 15. Составление списков избирателей
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 15. Составление списков избирателей
1. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва, утвержденную постановлением ЦИК России от 22 июня 2016 г. N 13/107-7
См. Инструкцию о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва и на выборах Президента РФ, утвержденную постановлением ЦИК России от 14 июля 2011 г. N 20/216-6
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 262-ФЗ в часть 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
3. При выявлении территориальной избирательной комиссией (территориальными избирательными комиссиями) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках указанная комиссия (указанные комиссии) до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит (проводят) работу по устранению ошибки или неточности в списках.
6. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, составляются по обращениям указанных избирателей, поданным в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона.
7. Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией по обращениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации либо находящихся в длительных заграничных командировках, в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.
9. При составлении списков избирателей может использоваться ГАС «Выборы».
12. Первый экземпляр списка избирателей, составленного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в территориальной избирательной комиссии и используется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии с указанием даты внесения подписей и заверяется печатью территориальной избирательной комиссии.
13. Список избирателей, составленный участковой избирательной комиссией в соответствии с частями 4-7 настоящей статьи, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
14. Участковая избирательная комиссия после получения или составления списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан в соответствии со статьями 16 и 17 настоящего Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти города федерального значения, их должностных лиц, органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
15. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, должна быть снабжена титульным листом с указанием порядкового номера книги и общего количества отдельных книг, на которые разделен список избирателей, и сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя.
16. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Как стать членом избирательной комиссии
И зарабатывать на выборах
Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.
В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.
В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.
Избирательные комиссии
Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.
Трудоустройство
В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.
От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.
По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.
срок работы одного состава УИКа
Если подавших заявку накопится очень много, то сразу на выборы могут и не отправить. Сначала человека зачислят в резерв, если появится место — привлекут в комиссию. Причем могут послать не на ваш родной участок, а туда, где образовалась вакансия.
Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.
Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.
В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.
Поквартирный обход
Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.
За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.
Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.
Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.
Дежурства
Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.
Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.
Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.
День выборов
Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.
В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.
Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.
После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или у него инвалидность. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.
В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.
По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.
Подсчет голосов
В 20:00 двери избирательного участка закрываются и начинается подсчет голосов. На это отводится максимум 12 часов — итоги надо подвести до 8 утра. Но обычно удается управиться раньше: на нашем участке зарегистрировано 1700 избирателей, из которых на последних выборах голосовать пришли 1200.
Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.
Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.
На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.
Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.
Оплата
С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.
Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ в статью 63 настоящего Федерального закона внесены изменения
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 63 настоящего Федерального закона
1. Для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.
2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ статья 63 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1
3. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
3.1. На выборах в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч) при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 4 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
4. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Федеральным законом может быть предусмотрено изготовление бюллетеня в форме брошюры. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии, организующей выборы, референдум, в этих целях используются конверты.
5. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в подпункт «а» пункта 5 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ подпункт «е» пункта 5 статьи 63 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 5.1 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
5.1. Если зарегистрированный кандидат, выдвинутый непосредственно, в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, в бюллетене указываются наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона и статус зарегистрированного кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Положения пункта 5.3 (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2021 г. N 89-ФЗ), применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 5 апреля 2021 г.
5.3. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что сведения о каждом из таких зарегистрированных кандидатов, предусмотренные подпунктами «г», «д» пункта 5, пунктом 5.1 настоящей статьи (все либо отдельные из этих сведений), в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2019 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Положения пункта 6.1 (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2021 г. N 89-ФЗ), применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 5 апреля 2021 г.
6.1. В случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что фамилии, имена, отчества кандидатов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде, указанном в пункте 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 7 статьи 63 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
7. Если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 г.
7.1. Если зарегистрированный кандидат, внесенный в избирательный бюллетень, является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. В случае, если такой кандидат (такие кандидаты) включен (включены) в состав списка кандидатов и сведения о нем (о них) не внесены в избирательный бюллетень в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, в избирательном бюллетене указывается, что в составе списка кандидатов выдвинут (выдвинуты) такой кандидат (такие кандидаты).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ в пункт 8 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения
8. Справа от указанных в пунктах 5, 5.1 и 6 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат. При проведении выборов в органы местного самоуправления в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») с расположенным справа от нее пустым квадратом. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы местного самоуправления строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») в избирательном бюллетене не помещается. В этом случае положения статьи 6, пункта 7 статьи 64, пункта 15 статьи 65, подпункта «д» пункта 2 статьи 67, пунктов 12, 14, 17 и 18 статьи 68, подпункта «ж» пункта 2, пунктов 4 и 5 статьи 70, пункта 2 статьи 71 и пункта 3 статьи 72 настоящего Федерального закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и учету таких голосов, не применяются.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ в пункт 8.1 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения
8.1. Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «За» и «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты.
9. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 10 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ в пункт 11 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения
11. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ в пункт 12 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения
12. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
13. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. На избирательном участке, участке референдума, на которых ожидается большое число избирателей, участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, либо избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, участке референдума, на которых зарегистрированы менее 500 избирателей, участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
14. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).
15. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.
16. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 17 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
17. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8.1 настоящей статьи, соответствующие изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.
18. В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 19 статьи 63 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
19. В исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, допускается изготовление избирательной документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
20. В день голосования (последний день голосования на соответствующих выборах, референдуме) после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.
21. При проведении выборов, референдума с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 5-10 настоящей статьи. В случае проведения повторного голосования текст электронного бюллетеня утверждается соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.