Что значит смысловые части в сказке
Как озаглавить смысловые части сказки «Сетрица Аленушка и братец Иванушка»?
Задание по литературе для 3 класса Раздели текст сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» на смысловые части. Озаглавь их.
Разделить на смысловые части сказку «Сестрица Аленушка» можно следующим образом:
Первая часть. От смерти родителей до превращения Иванушки в козленочка.
Вторая часть. От встречи Аленушки с купцом до ее утопления ведьмой.
Четвертая часть. Счастливая развязка, слуга слышит разговор сестры и брата, и Аленушку спасают.
Теперь озаглавим выделенные смысловые части:
Можно разделить сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» на шесть частей:
1. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Первая часть рассказывает о самих сестрице Алёнушке и братце Иванушке, кто они куда идут, что происходит с ними до того момента, как они дойдут до козьего копытца, полного водой.
2. Иванушка превращается в козлёночка. Вторая часть рассказывает о том, как Иванушка, не послушавшись сестры, так как его мучила сильная жажда, выпил воды из козьего копытца и стал козлёночком. Алёнушка плачет, не знает, как её быть дальше.
3. Алёнушка выходит замуж за купца. В третьей части рассказывается о том, как купец выслушал Алёнушку и позвал её замуж, обещал взять с собой вместе жить и козлёночка. Алёнушка согласилась, и стали они счастливо проживать вместе.
4. Ведьма совершает злодейство. Когда купца не было дома появляется ведьма и обманом уводит Алёнушку на реку и топит её там. Сама занимает её место. Никто не признаёт в ней ведьму, кроме козлёночка.
5. Ведьма замышляет убийство козлёночка. Ведьма в образе Алёнушки уговаривает купца зарезать и сварить козлёночка. Купец нехотя соглашается, потому что уже привык к милому козлёночку. Козлёнок бежит к реке, и происходит у них разговор с сестрицей Алёнушкой.
6. Чудесное спасение Алёнушки и Иванушки. За козлёночком к реке бежит слуга и слышит разговор козлёночка с Алёнушкой, лежащей в реке. Слуга доносит все купцу. Алёнушку вытаскивают из воды, она оживает. От радости Иванушка перекидывается через себя и становится снова мальчиком Иванушкой. Все счастливы и радуются. Ведьму наказывают.
Что такое смысловая часть?
Ответ или решение 2
Любое литературное произведение имеет определенный смысл. Оно может выражать поучительную историю, быть остроумным или страшным. Но смысл будет всегда. Даже в произведении развлекательного характера будет иметься смысл. Указанный смысл выражается при помощи развития сюжета повествования. По ходу такого развития читатель понимает замысел автора и глубже вникает в смысл произведения.
Описание смысловой части
Каждое произведение построено по определенному алгоритму. Все рассказы, повести или книги имеют свою структуру. Структуру имеете и каждое предложение. И во всех случаях имеется смысловая часть. Чтобы понять значение смысловой части следует разобраться со структурой литературных произведений:
Таким образом, смысловая часть представляет собой часть повествования, которая содержит основную информацию. В ней заложена главная мысль. Именно ее хотел выразить автор.
Смысловая часть предложения
Каждое предложение тоже имеет свой смысл. Фактически, это законченная мысль. Поэтому, предложение тоже имеет смысловую часть. Это его суть. При этом в предложении могут быть и дополнительные элементы. Они могут делать предложение более ярким, понятным и интересным. Но на смысл они не влияют и к его смысловой части отношения не имеют. То есть, смысловая часть является «выжимкой» всего предложения, его основой.
Учимся выделять смысловые части в тексте
На протяжении многих лет были созданы, опробованы, можно сказать «отшлифованы» памятки-помощники, точнее система памяток, алгоритмов, схем, символов призванных помочь маленьким читателям в овладении литературоведческим и программным материалом. Эта система зрительных опор, памяток-помощников, «объяснялок» и «напоминалок» работает с 1-го по 4-й класс начальной школы. Количество памяток год за годом расширяется, их содержание пополняется, претерпевает изменения вместе с развитием каждого читателя.
В современное технократическое время, когда повседневная речь и язык обедняются, когда школьники предпочитают компьютер и телевизор книге или личному общению, важно использовать такие приемы работы, которые помогут не только существенно облегчить овладение программным материалом по литературному чтению в начальных классах, но и сделать это освоение осознанным и увлекательным, и во многих случаях побудить ученика к собственному творчеству, стать опорой этого творчества. Поэтому готова поделиться личным опытом и раскрыть некоторые эффективные приемы знакомства и освоения программных знаний и умений по курсу литературного чтения в 1–4-х классах. Данные приемы работы позволяют увидеть, как на практике можно помочь юным читателям, а также их уважаемым родителям в общении с разными литературными и речевыми «премудростями».
В известной детской песенке есть строчки: «Когда учиться весело, как хорошо учиться…» Мы с ребятами (моими учениками) немного изменили эту фразу: «Когда тебе понятно, как хорошо учиться. »
Имею в виду, что используя памятки, каждый юный читатель осознанно осваивает материал, предложенный учителем, понимает, как выполнить задание и даже может объяснить это другому, например взрослому. Когда ребенок понимает слова-понятия, термины, умеет ими осознанно пользоваться в творческой работе – он, ученик, получает удовольствие не только от положительного результата своей работы, но и от самого процесса. Использование памяток даже самостоятельную или контрольную работу может превратить в увлекательное раскрытие секретов литературы, привнеся в работу элемент игровой или соревновательной деятельности. Многие наши памятки, схемы и символы рождались в совместной работе с читателями прямо на уроке.
ПАМЯТКА – «Три подружки»
Начиная с 1-го класса на уроках литературного чтения и русского языка, учащиеся овладевают умением выделять в тексте произведения смысловые части, необходимые для составления ПЛАНА. Для тех, у кого это получается не так легко и успешно, как хотелось бы, мы предлагаем познакомиться с озорными «подружками» – ТРЕМЯ ПОДСКАЗКАМИ (памятка «Три подружки – три подсказки»).
Ребятам предлагается познакомиться с особенностями и «характером» каждой подружки – «подсказки». Преподносится это в виде рисунка-символа: три фигурки девочек, одна из них – держит в руках флаг (она «командир» и всегда увлекает двух других за собой). Учитель (взрослый) называет их: ТРИ ПОДРУЖКИ – ТРИ ПОДСКАЗКИ. Каждая из них является определенным условием, при наличии которого в тексте начинается новая смысловая часть:
– появляется новый ГЕРОЙ,
– меняется МЕСТО ДЕЙСТВИЯ,
– изменяется ТЕМА (!).
Именно третья «подсказка» главная, она «командир» среди «подружек», если она начинает работать в каком-то эпизоде, значит – начинается новая смысловая часть.
Обычно в первом классе эта памятка не фиксируется в рабочих тетрадях учащихся, а работает во время урока как опорная схема на доске. Во втором классе, повторяя изученное, учащиеся записывают ее в тетрадь в раздел ПАМЯТОК.
Чтобы отработать и закрепить данное умение на уроках литературы в 1–2-х классах (дома за чтением и работой с каким-либо текстом), можно воспользоваться игрой «КТО КОГО?». Это название придумали сами мои ученики.
Любая дидактическая игра – это «КУЗНИЦА» жизненного опыта и творчества учащихся. Игра помогает не только в расширении активного словаря учащихся, а значит и способствует развитию их устной речи, но и активизирует мышление, учит простейшим логическим рассуждениям. И что не менее важно дарит опыт общения со сверстниками, учит ответственности не только за себя, но и за всю команду (класс).
Описание игры «КТО КОГО?»
Учитель (взрослый) предлагает классу (своему ребенку) в игре проверить свои силы и умения в выделении в тексте смысловых частей. Это игра-соревнование с «Его величеством» ТЕКСТОМ произведения, где юным читателям предлагается проявить свои знания, внимание и умение работать сообща (если это класс, группа).
Читая текст произведения вслух по цепочке (друг за другом, самостоятельно), ребята отслеживают течение событий, ищут конец одной смысловой части и начало следующей. Нашедший поднимает руку – это сигнал для остановки. Он объясняет всем, почему этот эпизод является началом новой смысловой части (работают все три подсказки: появился новый герой, изменилось место действия и тема или поменялась только тема, то есть работает подсказка-«командир»).
Каждый имеет право на помощь класса (взрослого, памятки). При этом на обсуждение и принятие решения отводится 30 секунд (время устанавливается в зависимости от опыта и темпа работы маленьких читателей). Если нашедший границу смысловой части или класс, принявший его рассуждения, ошиблись, то их положительный балл присуждается ТЕКСТУ, а если ребята не допустили ошибки, то балл присуждается им. В конце работы подводится итог, анализируются ошибки и достижения.
В классе на учебной доске можно наглядно отобразить течение работы в баллах.
Например:
ТЕКСТ 1-Б
— *
— *
— —
* *
В данном случае со счетом 1–3 интеллектуальную победу одержал 1-Б класс.
Редко, но проигрыши бывают и почти всегда с достойным счетом, для учителя (взрослого) это диагностика не только учебных умений учащихся, но и их делового настроя, психологического «климата» класса, способности и умения справиться «проигрышем».
*** В свое время эта игра привлекла внимание известного специалиста в области игрового обучения, автора многих книг и статей, разработчика игровых пособий и игр различного типа Гурина Юрия Владимировича. Описание игры «Кто кого?» можно найти в его новой книге «УРОК + ИГРА. Современные игровые технологии для школьников».
ВОТ ПРИМЕР ТАКОГО УРОКА:
Работаем с текстом рассказа Сергея Образцова «СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД». В произведении герой делится необычными впечатлениями и открытиями, сделанными им на берегу пруда ранней осенью.
Произведение прочитано самостоятельно, ребята выполнили иллюстрации к понравившимся эпизодам рассказа. Представляем иллюстрации и делимся своими читательскими впечатлениями: кто с каким настроением читал произведение, что запомнилось (понравилось), что вызвало удивление, о чем хочется спросить после чтения (какие возникли вопросы) и т.п.
Предлагаем ребятам расположить иллюстрации по порядку событий, происходящих в тексте, и пересказать понравившиеся произведение. Выстраивается определенная цепочка из рисунков, но, так как по некоторым эпизодам не были выполнены иллюстрации, у ребят возникает проблемная ситуация. Сообща приходим к выводу, что нам необходимо восстановить все события рассказа, для этого предлагаю перечитать текст, выделить все смысловые части и зафиксировать их последовательность.
Чтобы быстро и правильно найти начало и конец каждой смысловой части текста мы знакомимся с «тремя подружками – тремя подсказками». Предлагаем проверить свою внимательность и понимание прочитанного, перечитывая текст и играя в игру «Кто кого?»
Важное обстоятельство! Ребята, с которыми мы начинаем выделять смысловые части уже должны знать, что такое «тема», «герой» или «персонаж», «место действия». Понятие темы может быть введено на примере любой знакомой ребенку ситуации. Тема – это то, о чем говорится в произведении. Можно предварительно потренироваться в определении и смены темы в разговоре, рассказе о прогулке, о любимой игрушке, празднике, о времени года и т.д.
Начинаем перечитывать текст. По правилам игры любой читатель, как только заметит появление «трех подружек», поднимает руку (так как это происходит на уроке), мы останавливаемся и слушаем обоснование того, кто заметил определенные изменения (новая тема, новый герой, новое место действия).
Читаем первый абзац рассказа «Стеклянный пруд»:
«Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо.
Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зеленая, а пруд стеклянный. Лед. Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит».
Далее по тексту следуют воспоминания героя, как он летом ходил купаться на этот пруд и играл в «блинчики» – бросал камушки вдоль воды. Среди ребят находятся несколько человек, которые замечают изменения и останавливают чтение. Они обосновывают свое предположение о том, что первая смысловая часть, посвященная удивлению героя (сразу определяется тема 1-ой части) закончилась и начинается вторая часть, которая посвящена воспоминаниям героя о летней игре в камешки и желании проверить, будет ли камешек отскакивать ото льда. Таким образом, ребята сразу фиксируют две смысловые части. Мы даем им названия и записываем, обозначая последовательность частей. Варианты детских названий:
1) Чудо пруд./ Необычный пруд./ Пруд – зеркало!
2) Летние воспоминания./ Воспоминания об игре в камешки./ Игра в камешки.
Если мы работаем с читателями, которые еще не обладают достаточными умениями в письме, можно каждую смысловую часть изображать небольшим рисунком.
Обычно работаем на распечатке с текстом (не в книге) с карандашом в руках и как только находим границы смысловой части, отделяем одну от другой линией и нумеруем.
Читаем вторую часть о летних воспоминаниях и отслеживаем момент, когда изменится тема – «позсказка-командир». Этот момент наступает, когда герой от слов переходит к делу:
«Я выбрал самый плоский и со всей силой бросил вдоль льда. Он пролетел чуть не до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подскочил, полетел дальше. »
Ребята обосновывают конец второй части так: герой опять «вернулся» из своих воспоминаний на берег пруда и начал свой «эксперимент», до этого он вспоминал, а сейчас берет камешки и бросает на лед.
Далее работа с текстом строится аналогично. Рассказ С. Образцова «Стеклянный пруд» интересен тем, что в этом произведении меняется только тема, а герой и место действия остаются неизменными.
Как быть, если ребенок не заметил изменения темы? Важно дать ему возможность прочитать одно-два предложения новой смысловой части, остановить чтение и задать вопрос, что изменилось по сравнению с первой частью, тему которой мы обозначили. Ничего страшного, что у некоторых ребят с первого раза не получается.
Начинать выделение смысловых частей (деление текста на части) необходимо в работе с текстами, где четко видна смена тем. Главная ответственность в освоении ребенком умения выделять смысловые части лежит на взрослом (учителе), которому не только необходимо подобрать определенные произведения, но и корректно помочь каждому маленькому читателю в преодолении индивидуальных трудностей в этой работе.
Белина Елена Владимировна,
учитель литературы Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»
Из каких 3 частей состоит текст
Ответ или решение 2
Любой текст имеет свою структуру, по которой строится повествование, рассуждение.
Обычно выделяют три части текста:
Рассмотрим каждый блок более подробно.
Вступление
Вступление, или вводная часть, является хоть и не основной, но очень важной частью текста. Ведь именно от того, как будет построено вступление, зависит, найдет ли текст своего читателя. Основная цель вступления – заинтересовать читателя, раскрыть проблематику текста.
Удачное вступление помогает раскрыть тему будущего повествования, установить контакт с читателем.
Вариантами начала вступления могут быть:
Считается, что вводная часть должна составлять не более 30% всего текста. Поэтому вступление должно быть кратким, четким, лаконичным.
Основная часть текста
Основная часть – непосредственно повествование, в котором раскрывается тема, обозначенная во вступлении.
Если это текст-рассуждение, то в основной части приводятся доказательства, аргументы, подтверждающие правильность мыслей автора по поводу проблематики текста.
Если это текст-повествование, то именно в основной части непосредственно раскрывается действие.
Основной части отводится большая часть текста. Она должна занимать не менее половины всего текста.
Заключение
Заключение – завершающая часть текста, где подводятся итоги, делаются выводы на основе изложенной проблемы. Также здесь дается оценка основной мысли текста.
Цель заключения – не только сформулировать правильные выводы, но и заставить читателя задуматься о рассмотренной проблеме. Поэтому весьма удачно использование риторического вопроса в заключении.
Заключение, как и вступление, должно быть кратким, четким. Полагается, что оно должно занимать не более 20% текста.
Таким образом, независимо от типа текста, будь то повествование, рассуждение или описание, в любом тексте условно выделяется три части. Зачастую текст нельзя отнести к какому-то конкретному типу, он может сочетать в себе элементы описания и рассуждения, описания и повествования. Но структура любого текста всегда остается неизменной. Вступление, основная часть, заключение – компоненты, которые всегда присутствуют в любом тексте.
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы вспомните признаки текста, узнаете, как строится текст, что выделяют в основной части текста. Потренируетесь составлять текст-повествование из предложений. Попробуете рассказать историю по сюжетным картинкам художника
Введение
Вы помните, что текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор этим текстом.
На уроке вы узнаете, как строится текст.
Как строится текст
Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.
Прочитаем начало и конец сказки «Как мужик гусей делил».
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Из начала сказки мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце узнаём, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Пропущена в тексте основная часть.
Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»
В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное.
Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.
В основной части текста выражена главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации.
Определяем, где вступление, основная часть, заключение в сказке
Прочитаем все части текста и определим, где начало, где конец.
Три калача и одна баранка.
1. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
2. Одному мужику захотелось есть.
3. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».
Три калача и одна баранка.
Вступление.Одному мужику захотелось есть.
Основная часть.Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
Заключение.Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».
Если в предыдущей сказке мужик был очень умён, то в сказке «Три калача и одна баранка» мужик глуп. Напрасно он ругает себя. Наелся мужик одной баранкой лишь потому, что до этого съел три калача.
Калач – пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой (см. Рис. 1).
Баранка – булочное изделие в виде кольца (см. Рис. 2).
Что общего в начале и концовке многих народных сказок
Начало и концовка многих народных сказок частично или полностью совпадают. Прочитаем начало и конец русских народных сказок «Иван – царевич и серый волк», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол».
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном». («Иван – царевич и серый волк»)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. («Марья Моревна»)
Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки.
(«Финист – ясный сокол»)
Сказки обычно начинаются словами: жил да был, в некотором царстве, в некотором государстве, было три сына или три дочки, три сестры.
«И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят».(«Финист –ясный сокол»)
«Погостили они, попировали и поехали в своё царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать». («Марья Моревна»)
«Погоревал царь Берендей да скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван – царевич и серый волк»)
Заканчиваются сказки словами: и стали они жить-поживать да добра наживать.
Какой части не хватает в тексте басни?
Прочитаем басню Л.Н. Толстого и подумаем, какой части не хватает.
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло (см. Рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация (Источник)
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. (Начало)
Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. (Основная часть)
Не хватает заключения.
И осталась собака ни при чём.
Как можно озаглавить текст? Собака и её тень.
Понятна мораль басни? Собака осталась ни с чем из-за своей жадности и глупости, ведь она хотела отнять мясо у своей тени.
Что выделяют в основной части текста?
В основной части выделяют развитие действия, самый острый момент (кульминацию), спад действия.
Наша кошка увидела ежа. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит. Потом прыгнула да лапками на иглы и попала. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.
С тех пор уж она больше на ежа не прыгала. (По А. Бострому)
Найдём в тексте вступление (или завязку). Наша кошка увидела ежа.
Основная часть.Развитие действия. И захотелось ей его схватить. Насторожилась, прилегла на пол, смотрит.
Самый острый момент (кульминация). Потом прыгнула да лапками на иглы и попала.
Спад действия. Ушла она в сторону и стала лизать лапки.
Заключение (или развязка). С тех пор уж она больше на ежа не прыгала.
Из предложений составляем текст – повествование по схеме
Из предложений составим текст-повествование по схеме:
вступление (или завязка), основная часть: развитие действия, самый острый момент (кульминация), спад действия, заключение (или развязка).
1. Увидел щенок ящерицу.
2. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.
3. Надоело Щенку гонять кур по двору.
4. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.
5. «Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами».
6. Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней.
8. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
9. Хвост в зубах у Щенка извивается.
10. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. (По В. Бианки)
С какого предложения начать?
Вступление. Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами».
Основная часть. Развитие действия.Увидел щенок ящерицу. Ящерица сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.
Самый острый момент (кульминация). Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. Хвост в зубах у Щенка извивается. А ящерица извернулась, хвост в зубах у него остался, сама под камень.
Спад действия. Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там!
Заключение. Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
Рассказываем историю по картинкам художника Н. Радлова
Расскажем по картинкам художника Николая Радлова историю (см. Рис. 4).
Рис. 4. Добрая утка (Источник)
Как она начинается? Может быть так? Ранним утром отправились на прогулку утка с утятами и курица с цыплятами.
Что произошло? Встретилась им на пути речка. Утята смело подошли к воде. Что же делать цыплятам, ведь они не умеют плавать? Курица расположилась на утке, а цыплята – на утятах.
Чем всё закончилось? Не прошло и минуты, как все оказались на другом берегу.
Художник назвал историю «Добрая утка». Как вы думаете, можно её так закончить: «Жизнь дана на добрые дела»?
Попробуйте сами составить историю по картинкам (см. Рис. 5).
Рис. 5. Дорогому другу окажу услугу (Источник)
Вам помогут опорные слова:
На дне ямы росла земляника. Захотелось обезьянке полакомиться ягодкой. Да никак не достать!
Змея решила помочь другу. Взяла обезьянка змею за хвост, чтобы та смогла достать растение.
Сорвала змея стебелёк и угостила обезьянку ягодкой.
Выберите пословицу, которая подходит к этой истории.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Кто разделяет с тобой трудную минуту – настоящий друг.
Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Как правильно построить текст?
Когда ты рассказываешь, рассуждаешь или описываешь что-то, важно правильно построить текст. Иначе текст может не получиться.
Всё ли понятно в данном тексте без 1 и 3 части?
Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой. (По Ю. Дмитриеву)
Непонятно, о ком идёт речь?
А если добавить начало. Белые медведи – отличные пловцы. Почему?
Вывод.Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами.
Перед нами текст-рассуждение.
Белые медведи – отличные пловцы. Почему?
Так ведь они могут плавать и вверх и вниз головой, на боку и даже на спине. К тому же они хорошо ныряют и долго могут оставаться под водой.
Вот поэтому белых медведей считают отличными пловцами. (По Ю. Дмитриеву)
Составляем текст из частей
Проверьте себя. Расположите части так, чтобы получился связный текст. Найдите предложение, в котором заключается основная мысль.
1. Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.
2. В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.
3. Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.
В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы. Это кувшинка, её иногда называют лилией.
Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду.
Утром же она снова выплывает из-под воды. И так каждый день.
Предложение, в котором заключается основная мысль.
Когда наступит вечер и солнце спрячется за горизонтом, произойдёт чудо (см. Рис. 6).
Заключение
На уроке вы узнали, что в каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное. Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.
Список литературы
Домашнее задание
- Прочитайте начало и концовку ненецкой сказки. Как вы думаете, о чём говорили медведи? Придумайте основную часть сказки.
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились.
С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.
Прочитайте текст. Определите начало действия, развитие действия, самый острый момент развития действия, конец действия.
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки.
Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал: пробка ему начинала нравиться.
Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он её разгрыз, и тогда случилась совершенно странная и невероятная вещь.
Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.
После этого случая Мурзика наказали. (По К. Паустовскому)
Постройте из данных частей текста связный текст.
1. Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавший на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше не будет верить ему даже тогда, когда он скажет правду.
2. Почему не нужно лгать?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
Содержание
Признаки текста [ править | править код ]
Членимость [ править | править код ]
Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.
Смысловая цельность текста [ править | править код ]
В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.
Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста: