Что значит смешанные чувства
Смешанные чувства: скучаю по тому, с кем больше не хочу быть
Каково бы ни было искушение, нам никогда не удастся с легкостью разделить мир на два простых и понятных полюса: черное и белое, положительное и отрицательное, и относиться к людям и событиям соответственно. Наша природа дуальна, и мы часто испытываем двойственные переживания, разобраться в которых непросто. Наша читательница рассказывает, какие противоречивые чувства вызывает у нее расставание с человеком, которого она больше не считает близким.
Прошло довольно много времени после развода, когда я неожиданно призналась себе, что испытываю ностальгию по нашей общей жизни. Оглядываясь назад, многое вижу яснее и честнее. Мы всегда ужинали вместе, а потом сидели, обнявшись, смотрели фильмы, и оба любили эти часы наедине. Помню, как он держал меня за руку, когда на приеме у врача нам сказали, что у нас будет сын. Правда, сейчас я знаю, что в это самое время у него были отношения с другой женщиной.
Когда я вспоминаю эти эпизоды, мне и радостно, и грустно, и невыносимо больно. Я спрашиваю себя: почему же порой мне так печально, что отношения с тем, кого я больше не хочу видеть рядом, все-таки не сложились? Подчас мне кажется, что это лишено всякой логики. Я рада тому, что больше никто не играет моими чувствами, и одновременно сожалею, что нам не удалось стать счастливой парой. Не хочу быть с этим человеком, но не могу «выключить» свои чувства.
Даже несмотря на то, что он изменял и сделал все, чтобы я испытала боль от нашего развода, я все еще скучаю по тому периоду, когда мы были влюблены и не могли оторваться друг от друга. Мы были уверены, что будем вместе всю жизнь. Ничего подобного той магнетической волне, которая нас захлестнула, я прежде не испытывала.
Не могу отрицать, что в наших отношениях был счастливый период, за который я ему благодарна
И вместе с тем я ненавижу своего бывшего. Человека, который растоптал мое доверие и ни во что ни ставил мои чувства. Я не могу ему простить, что он не пришел ко мне, когда наши отношения дали первую трещину и он чувствовал себя несчастным. Вместо этого он попытался найти понимание и поддержку у другой. С этой женщиной он обсуждал наши личные проблемы. Он начал с ней отношения в то время, когда я была беременна нашим сыном, и мне до сих пор тяжело, больно и стыдно из-за того, как он себя повел.
Однако не могу отрицать, что в наших отношениях был счастливый период, за который я ему благодарна. Это не означает, что я хочу его вернуть, и не отменяет той боли, которую он мне причинил. Но я не могу забыть, как мы беззаботно смеялись, путешествовали, занимались любовью, мечтали о будущем. Наверное, то, что я в конце концов нашла в себе силы признать свои непростые чувства по отношению к бывшему мужу, позволило мне отпустить эти отношения. Возможно, это был единственный способ двинуться дальше.
«Обесценивая совместную жизнь с бывшим партнером, мы обесцениваем себя»
Татьяна Мизинова, психоаналитик
Можно искренне порадоваться за героиню этой истории, ведь ее признание всех своих чувств — наиболее здоровый способ реагирования на ситуацию. Как правило, мы не вступаем в отношения с людьми, которые нам неприятны. Мы проживаем яркие и уникальные моменты, которые могут больше никогда не повториться. Нас ждут другие отношения, которые, возможно, будут устраивать нас больше, но они не будут точно такими же, ведь все меняется — и мы, и наше восприятие.
Идеальных отношений не бывает, это иллюзия. В них всегда присутствует амбивалентность. Есть что-то хорошее и важное, что свело и удерживало людей вместе, но есть и то, что приносит боль и разочарование. Когда тяжесть постоянных фрустраций превышает удовольствие, люди расходятся. Означает ли это, что надо забыть все хорошее и отказаться от своего жизненного опыта? Нет! Важно, чтобы мы прошли все фазы горевания: отрицание, злость, торг, депрессию, принятие.
Часто друзья из лучших побуждений, пытаясь поддержать, стараются как можно сильнее очернить нашего бывшего партнера. Зачем так переживать, если он был никчемным человеком, эгоистом и тираном? И это даже приносит минутное облегчение… Только вот вреда от этого больше.
Смешанные чувства: что это такое и как с ними справиться
Содержание:
Все мы сталкивались с ситуациями, когда наши чувства были сбиты с толку, поскольку они двигались в одном направлении, но также и в другом.
Смешанные чувства. Мы постараемся лучше понять, в чем состоит это явление, на некоторых примерах и повседневных ситуациях. Мы также узнаем некоторые психологические механизмы, стоящие за ними, и узнаем, как с ними бороться.
Что такое смешанные чувства?
Мы говорим о смешанных чувствах когда человек испытывает амбивалентные эмоции к стимулу, будь то ситуация, человек, животное или объект. Этот элемент будет создавать множественную эмоциональность для этого человека, таким образом заставляя его испытывать чувства, которые, кажется, идут в разных направлениях, а иногда даже кажутся полностью противоположными, например, любовь и ненависть.
Столкнувшись с такой ситуацией, человек чувствует замешательство, потому что конфликтующие чувства порождают нестабильность, потому что человек теряет руководство, которое обычно дают эмоции. В этих случаях он перестает знать, как действовать, основываясь на эмоциях, которые они испытывают, поскольку это не одна эмоция, а две, а иногда и больше, или они настолько расплывчаты, что он не может их идентифицировать.
Почему возникает это психологическое явление?
Жизнь чрезвычайно сложна. Существует так много переменных, которые влияют на каждый стимул, что во многих случаях случается, что некоторые части, относящиеся к этому конкретному элементу, нравятся нам и поэтому побуждают нас приблизиться к нему, в то время как в то же время есть размеры того же самого стимула, которые неприятны и даже отталкивают нас, вызывая отторжение.
Что происходит потом? Увлекается ли человек той или иной эмоцией? Обычно побеждает самый напряженный, если только разум не говорит об этом.. Здесь в игру вступает наша рациональная роль. Этому тем легче случиться, чем меньше силы имеет эмоция, которую мы пытаемся «преодолеть», потому что, если она настолько усиливается, что может переполняться, даже разум может быть скомпрометирован.
Смешанные чувства возникают гораздо чаще, чем мы думаем, но в большинстве случаев одна из эмоций значительно более интенсивна, чем другая, поэтому более слабая будет затенена, а иногда мы даже не заметим ее.
Что делать со смешанными чувствами
Мы уже видели, что означает смешанные чувства и дискомфорт, который они иногда могут вызывать у человека, который их испытывает. Что мог сделать человек, оказавшийся в такой ситуации, чтобы почувствовать себя лучше? Во-первых, было бы хорошо, если бы человек потратил время на выполнение упражнения на самоанализ, которое позволило бы ему определить все эмоции, которые вы испытываете.
Сейчас не время делать выводы о том, хороша или плоха каждая из этих эмоций сама по себе. Завершив список, мы можем повторить упражнение, на этот раз думая о конкретной ситуации, в которой этот стимул присутствовал. Пришло время продолжить изучение смешанных чувств и оценить, была ли каждая из этих эмоций вызвана стимулом или самой ситуацией.
Мы продолжим расследование, чтобы выяснить, что именно заставило нас чувствовать то, что мы определили.. Для этого мы можем записать в другом столбце, что, по нашему мнению, было источником каждого из этих ощущений, чтобы точно увидеть, откуда оно пришло, и убедиться, что мы не приписали никакого автоматически исходному стимулу.
На этом этапе мы можем прийти к пониманию того, что определенная эмоция, которая вызвала у нас дискомфорт, на самом деле не исходила непосредственно из элемента, которому мы верили, а была вызвана контекстной ситуацией, и мы автоматически связали ее со стимулом.
В случае людей и смешанных чувств по отношению к ним мы можем попасть в так называемый процесс переноса, который заключается в присвоении им эмоций, которые на самом деле вызвал у нас другой человек, просто потому, что они напоминают нам о них. В этих случаях также полезно провести самоанализ, о котором мы говорили, и проверить, являются ли чувства искренними этим человеком или действительно вызваны третьей стороной.
После изучения истоков смешанных чувств пора попытаться найти решение.. Если мы определили неприятную для нас эмоцию, мы можем обратиться к источнику, чтобы попытаться превратить ее в другую, более позитивную для нас. Например, если негативное чувство возникает из-за определенного комментария, который человек сделал нам в данный момент, мы можем попытаться поговорить с этим человеком об этом.
Таким образом, у нас будет вся информация на столе, чтобы мы могли принять обоснованное решение. Таким образом, мы можем выбрать путь, который нас больше всего убеждает, и у нас даже будут готовы остальные варианты на тот случай, если первый выбор не удастся, и мы по-прежнему будем испытывать смешанные чувства, не решив.
Работа по самоанализу очень эффективна и продуктивна, но иногда нам может потребоваться помощь человека, не входящего в эту ситуацию, чтобы найти новые точки зрения, которые, возможно, ускользают от нас. Вот почему мы не должны исключать стремимся к объективности, предоставленной сторонним лицом, если мы считаем, что работа, которую мы делаем, не дает хороших результатов, которых мы ожидали.
В случаях, когда ситуация вызывает сильный дискомфорт, и мы не можем добиться этого улучшения, консультантом, которого мы ищем, может быть не кто иной, как психолог. Несомненно, с инструментами, которые предоставит этот профессионал, человек найдет необходимое облегчение.
Причина когнитивного диссонанса
Мы ознакомились с различными аспектами смешанных чувств, а также с методологией, чтобы разрешить их наиболее удовлетворительным образом. Теперь мы рассмотрим случай когнитивного диссонанса, явления, которое, хотя и имеет разные нюансы, имеет прямое отношение к противоречивым чувствам и заслуживает отдельного упоминания.
Когнитивный диссонанс также подразумевает дискомфорт у человека, но в этом случае он вызван: напряжение между двумя или более мыслями или убеждениями, которые конфликтуют относительно данной ситуации или стимула. Таким образом, мы видим сходство, которое оно имеет с целью данной статьи.
Это концепция, придуманная Леоном Фестингером, и относится к потребности в согласованности, которую люди имеют между тем, что они чувствуют, что они думают и что они делают, то есть между убеждениями, мыслями и поведением. Когда эта согласованность нарушается, например, из-за того, что мы вынуждены выполнять задачу, которая идет вразрез с тем, что мы думаем, возникает когнитивный диссонанс.
Следовательно, когнитивный диссонанс будет независимым психологическим феноменом, но он будет связан с определенными отношениями со смешанными чувствами, хотя они будут принципиально отличаться тем, что, как следует из их названия, относятся только к чувствам или эмоциям.
Инвентарные политики: типы, как они создаются и пример
Смешанные чувства
Вариант восприятия (но не ви́дения) буквенно-цифрового набора синестетом: символы он видит в «правильном» цвете — в котором они изображены на самом деле, — но одновременно воспринимает и свои собственные цвета, рождающиеся в результате активации «неправильных» зон мозга за компанию с «правильными».
Автор
Редакторы
Восприятие окружающего мира формируется из различных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Каждый человек может разделить потоки информации, которые приходят от разных органов чувств: мы не путаем зрительный образ котлеты и запах, идущий от нее. Однако существует феномен, при котором потоки информации смешиваются, звуки обретают цвет, а тактильные ощущения вызывают эмоции. Он называется синестезией.
«Темно-коричневое отполированное Я»
Синестезия — это явление, при котором сенсорный или когнитивный стимул вызывает ответ не только в соответствующей сфере, но и непроизвольное и неконтролируемое появление сенсорного сигнала другой модальности (другой сферы). Человек слышит какой-то звук, например, ноту, взятую на пианино, и у него возникает ощущение синего цвета.
Тут сразу нужно сделать несколько оговорок. Во-первых, синестеты — люди, обладающие способностью к синестезии, — здоровы. Эта особенность их нервной системы не требует никакого вмешательства врачей. Во-вторых, тип синестезии, например, связь между буквой и цветом или между текстурой ткани, которой касается синестет, и эмоциональным ощущением, возникающим при этом, устойчивы. Как правило, они не меняются на протяжении всей жизни (хотя возможны исключения). Это — главное качественное отличие синестезии от ассоциаций. Ассоциации зависят от личного опыта человека и могут меняться, а синестетические ощущения стабильны и не связаны с тем, что он переживал ранее. В-третьих, оставаясь довольно умозрительным феноменом, синестезия была достаточно хорошо изучена. Известно, что у женщин она встречается чаще, чем у мужчин.
Считается, что первое научное описание синестезии принадлежит Френсису Гальтону: оно было изложено в виде краткой заметки в 1892 году. Хотя существует работа Джорджа Тобиаса Людвига Сакса, опубликованная в 1812 году, где тот описывает альбинизм у себя и своей сестры, а также упоминает, что звуки постоянно вызывали у него ощущение цвета, а буквы, цифры и дни недели имели «свои» цветовые обозначения [1].
Довольно часто синестезия встречается у людей творческих профессий: поэтов, композиторов и художников. Известный писатель Владимир Набоков был синестетом — по-видимому, как и его мать и сын. «Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное (по сравнению с рваным R) Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба» — так Набоков сравнивал два синестетических алфавита — русский и французский. Пример Набокова интересен тем, что синестезия передавалась по наследству в их семье, а значит, могла иметь генетические основы.
Само существование синестезии несколько озадачивает при первом знакомстве, но в дальнейшем оно становится всё более понятным. На самом деле мы все, так или иначе, имеем способность к переводу сигналов одной сенсорной системы на «язык» других чувств. Вот простой пример. На рисунке 1 изображены два существа; одно называют буба, а другое — кики. Попробуйте угадать, кого как зовут. Подавляющее большинство людей решает этот вопрос так: буба обладает округлыми очертаниями, а существо с острыми углами — это кики. Более мягкое и плавное звучание слова «буба» связано у нас с мягкими и плавными переходами этой фигуры, а угловатое существо кики хорошо совпадает с грубым и отрывочным произношением его названия.
Рисунок 1. Буба и кики. Два существа практически безошибочно определяются из-за врожденных способностей людей к переводу одних ощущений в другие.
Путаница в голове
Существуют две основные теории, объясняющие возникновение синестезии. Первая теория — теория кросс-активации — предполагает, что при возникновении сигнала в участке коры, «отвечающем» за конкретное чувство, возбуждение нервных клеток передается на соседние отделы [2]. Это может происходить за счет связей между нейронами, которые у людей без синестезии были уничтожены во время прунинга — процесса избавления нейронов от ненужных, избыточных связей с другими нейронами, который начинается в некоторых отделах нашего мозга незадолго до рождения, в дальнейшем охватывает всё больше его частей, а заканчивается к половому созреванию. Нейроны изначально очень щедро раскидывают свои связи, а затем происходит своеобразный естественный отбор среди нервных окончаний (рис. 2). Главная основа такого отбора — правило «пользуйся или откажись» («use it or lose it»). Чем реже используется какой-то отросток нейрона, тем меньше у него шансов «выжить» в ходе прунинга. Нейрон как бы втягивает эти малоиспользуемые отростки и дальше не тратит свои ресурсы на поддержание их работы. Возможен такой вариант развития событий, что в некоторых участках мозга прунинг не произошел так, как нужно, и избыточные связи продолжили свое существование. Эти дополнительные нейронные «тропинки» и обеспечивают возможность передачи возбуждения на соседние участки коры.
Рисунок 2. «Use it or lose it». С момента рождения в некоторых отделах мозга количество связей между нейронами постепенно увеличивается, но со временем тенденция меняется — нейроны начинают избавляться от лишних контактов.
Теорию кросс-активации можно продемонстрировать на основе анализа графемно-цветовой синестезии — феномена, при котором буквы и цифры вызывают ощущение цвета. Ключевым участком зрительной коры при определении цвета является область V4. Сама область V4 находится возле участка веретеновидной извилины, функция которого заключается в идентификации слов и букв (visual word form area, VWFA) (рис. 3). Если VWFA будет активироваться при восприятии букв, то у синестетов нервный сигнал по дополнительным каналам будет переходить в зону V4. Автоматическая активация этой области приведет к возникновению ощущения цвета. Эти теоретические предположения подтверждаются при исследованиях мозга синестетов с помощью фМРТ — функциональной магнитно-резонансной томографии (рис. 4) [3].
Рисунок 3. Расположение различных функциональных зон коры головного мозга. Вся визуальная информация изначально попадает в первичную зрительную кору (V1). Затем нюансы изображения распознаются в других участках (V2-4). Распознавание цвета происходит в области V4, которая может спонтанно активироваться при передаче сигнала из близлежащей зоны VWFA, которая отвечает за распознавание букв.
Рисунок 4. Активация области V4 у синестетов при восприятии графических символов. На снимках фМРТ заметно, что при выполнении этой задачи у синестетов область V4 (обозначена розовым) активна — в отличие от испытуемых без способностей к синестезии.
Вторая теория, объясняющая феномен синестезии, основывается на довольно интересном явлении. У человека нервные сигналы поступают от органов чувств в первичные корковые зоны, где происходит их восприятие. Оттуда информация направляется в ассоциативные области коры, где распознаются образы. Хорошим примером может служить зрительное восприятие. Мы смотрим фильм, и поток света попадает нам на сетчатку. Оттуда зрительная информация в виде электрических сигналов попадает в первичную зрительную область затылочной коры. В дополнительных сенсорных областях затылочной коры происходит распознавание цвета и формы увиденных нами объектов. В дополнительных областях височной коры распознаются конкретные образы, а теменная кора формирует карту расположения объектов и анализирует направления их движения.
Синестетическое наследство
Синестезия — это интересный феномен, и совершенно неясно, откуда он берется. Учитывая, что синестетические ощущения не определяются индивидуальным опытом человека, вероятнее всего, предпосылки к их появлению врожденные. А если это так, то у синестезии может быть генетическая основа. В 90-х годах XX века считалось, что способность к синестезии может быть связана с X-хромосомой, а ее наследование носит доминантный характер. В дальнейшем стало ясно, что механизмы наследования несколько сложнее [6].
Классическим способом исследования генетических основ того или иного состояния является генеалогический метод — составление семейного дерева с указанием на нём тех родственников, которые имели исследуемый признак. В 2008 году в журнале Cognition была опубликована работа, исследующая наследуемость синестезии генеалогическим методом. У 42% из 53 участвовавших в ней синестетов были обнаружены родственники первой степени родства (родители или дети), у которых тоже отмечалась способность к синестезии. Также оказалось, что в одной семье могут сосуществовать разные типы синестезии с разной силой выраженности [7]. Синестезия передается членам семьи обоих полов, что указывает на возможность расположения «гена синестезии» на X-хромосоме или на любой аутосоме. Кроме того, в возникновении феномена могут играть роль факторы среды.
Другой метод изучения наследуемости признака — близнецовый. Близнецы удобны для генетических исследований тем, что достоверно имеют общие гены. В случае монозиготных (однояйцевых) близнецов число общих генов равно 100%, а в случае гетерозиготных — в среднем 50%. Цель близнецовых исследований — поиск конкордантности, то есть степени совпадения признака у обоих близнецов. Высокая конкордантность у монозиготных близнецов при более низкой у гетерозиготных указывает на значительное влияние генетического компонента при формировании исследуемого признака. Если в обеих группах близнецов конкордантность низкая, то это позволяет сделать вывод о преимущественном влиянии окружающей среды на формирование признака. Американские ученые сравнили конкордантность синестезии у 34 пар близнецов — 23 гомозиготных и 11 гетерозиготных, — в которых хотя бы один из близнецов имел графемно-цветовую синестезию [8]. Оказалось, что у гомозиготных близнецов конкордантность синестезии составляет 73,9%, а у гетерозиготных — 36,4% (рис. 5). При более детальном исследовании гетерозигот ученые обратили внимание на то, что в разнополых парах близнецов синестезия у обоих близнецов встречается реже, чем в однополых. По мнению исследователей, это может указывать на значительную роль среды при зарождении способности к синестезии.
Рисунок 5. Конкордантность синестезии у гомо- и гетерозиготных близнецов. На графике видно, что синестезия встречается у обоих гомозиготных близнецов чаще, чем у гетерозиготных, что указывает на значительное влияние генов в развитии этого феномена. Однако неполная конкордантность у гомозиготных близнецов говорит о важности средовых факторов для развития этого состояния.
Следующий этап генетических исследований — непосредственная работа с последовательностью нуклеотидов, то есть изучение структуры ДНК. В работе [9] анализировали геномы 196 человек из 43 семей, включенных в базу данных Кембриджской группы по изучению синестезии (Cambridge Synaesthesia Research Group). Из этого числа 121 человек имел звуко-цветовую синестезию, то есть ощущение цвета у них вызывалось восприятием звукового стимула (явление очень похоже на графемно-цветовую синестезию). При полногеномном сканировании обнаружились участки ДНК, которые больше всех прочих были связаны с синестетическими переживаниями: участки на длинных плечах 2-ой и 5-ой хромосом, а также на коротких плечах 6-ой и 12-ой. Это исследование не выявило связи синестезии с Х-хромосомой. В обозначенных участках локализованы гены, влияющие на развитие и работу нервной системы человека. Например, участок 5-ой хромосомы содержит ген DPYSL3, вовлеченный в процессы нервной пластичности и аксонального роста. Этот ген особенно активен в последние недели перед и в первое время после рождения. На выявленном участке 6-ой хромосомы находятся гены, отвечающие за работу со звуковой информацией. Мутации в этих генах приводят к дислексии, однако не исключено, что не столь драматические изменения могли вызвать синестезию. Другое исследование выявило связь графемно-цветовой синестезии в нескольких семьях с определенной областью 16-ой хромосомы, в которой находятся: ген, связанный с передачей сигнала от нейрона к нейрону (GABARAPL2), ген, вовлеченный в развитие мозга (NDRG4) и ген, имеющий отношение к упомянутому выше прунингу (KATNB1) [10].
Как можно заметить, перечисленные работы описывают генетику того типа синестезии, который можно объяснить кросс-активацией — «нечаянным» распространением сигнала из одного отдела коры в другой, расположенный неподалеку. Несколько смущает разнородность данных по генам, которые вовлечены в этот тип синестезии, но этому можно найти объяснение. Развитие мозга — это сложное явление, которое состоит из множества процессов. За каждый из них отвечает несколько генов, которые, вероятнее всего, выстраивают целые функциональные цепи, а может быть, даже и сети. Нефатальные нарушения в работе генов этих сетей могут менять всю работу нейрона, приводя к возникновению отдельного эндофенотипа работы коры. Главная особенность синестетического эндофенотипа — гиперсвязанность одних отделов мозга с другими, и эта гиперсвязанность может определяться изменением работы генетической сети в целом, а не нарушением активности конкретного гена. Синестезия — это не болезнь, а то состояние мозга, которое еще раз показывает, насколько сложна и восхитительна жизнь этого удивительного органа.