Что значит сложный план
Сложный план текста
Всего получено оценок: 427.
Всего получено оценок: 427.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Как составить план
Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Как составлять простой план
1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как. сколько. когда. почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
Цитата – это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2. (цитата);
3. (цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты)
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1. Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
Построение схемы
1. Логико-смысловой анализ текста:
а). членение на законченные смысловые части;
б). определение ключевых мыслей или понятий каждой части;
в). определение главной мысли текста;
г). определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.
2. Словесно-графическое оформление схемы:
а). озаглавливание;
б). изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;
в). изображение связей между точками с помощью соединительных линий.
603139, г. Нижний Новгород, ул. Героев Космоса, 43
Особенности составления сложного плана текста с примерами
План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.
Основные критерии
Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.
Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:
Кроме того, план должен быть лаконичным, необходимо придерживаться сути. Второстепенная по важности информация и большое количество пунктов не смогут уложиться в голове.
Порядок составления
Чтобы без труда справляться с любым текстом и легко составлять сложный план, нужно запомнить основные шаги. Именно шаги отличают самостоятельную проработку материала, которая формирует у человека логические связи между излагаемыми мыслями, от бесполезной зубрежки. Шаги для составления плана:
Существуют распространенные ошибки, которые затрудняют эффективное применение сложного плана. Следует их избегать и устранять. К ним относится использование целых цитат и предложений из произведения, применение незнакомых слов, нарушение логической связи. Пункты не отражают структуру и основную мысль текста, в них присутствует второстепенная информация.
Примеры написания
В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:
Другой пример составлен по статье из учебника по истории:
Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.
Что такое план статьи и как его правильно составить: советы и примеры
Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.
Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.
Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.
Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.
Что такое план текста и зачем он нужен?
План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.
Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.
Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:
Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.
Составляем структуру правильно: подробная инструкция
Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.
Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.
С чего начать и как закончить:
Несколько советов на дорожку:
Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.
Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.
Какие виды планов существуют?
План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.
Тезисный
Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.
Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.
Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:
Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с водой в тексте, материал будет приятно читать.
Вопросительный
Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.
Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.
Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:
Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.
Назывной
Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.
Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:
Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.
Опорный
Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.
Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.
Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:
Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.
Смешанный
Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.
Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:
Можете им пользоваться для любых целей.
Простой и сложный
Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?
Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.
Например, сказку “Колобок” можно представить так:
Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.
Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.
Как жанр статьи влияет на создание структуры?
Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:
Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.
Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.
Типичные ошибки + примеры
В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся обучением копирайтингу и готовы вам помочь.
А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:
Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.
Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.
Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”
Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.
Какие ошибки здесь допущены:
А вот исправленная версия:
Учитесь писать подобные тексты для биржи статей, чтобы зарабатывать.
Заключение
План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.
А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.
Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.
Особенности составления сложного плана текста с примерами
План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.
Основные критерии
Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.
Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:
Примеры написания
В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:
Другой пример составлен по статье из учебника по истории:
Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.