Что значит сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Придаточные изъяснительные предложения. Примеры

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мое пред­ло­же­ние, кото­рые пояс­ня­ет ска­зу­е­мое в глав­ной части и отве­ча­ют на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, если выяс­ним, что в неко­то­рых слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное пояс­не­ние слов глав­ной части, име­ю­щих зна­че­ние речи, мыс­ли, чув­ства или состо­я­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным из худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, осо­бен­ность кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в том, что оно отно­сит­ся к тем чле­нам глав­но­го пред­ло­же­ния, кото­рые нуж­да­ют­ся в рас­про­стра­не­нии, тре­бу­ют допол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ний или пояс­не­ний. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ное пред­ло­же­ние ока­жет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу, то есть оно не содер­жит пол­но­цен­но­го сообщения.

Что значит сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Чаще все­го при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным допол­ня­ет­ся ска­зу­е­мое в глав­ном пред­ло­же­нии, например:

Хозяйка, хло­по­чу­щая у печи, не слы­ша­ла, как поза­ди чуть скрип­ну­ла дверь.

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное отно­сит­ся к глаголу-сказуемому «не слы­ша­ла», кото­рый нуж­да­ет­ся в пояс­не­нии: не слы­ша­ла (чего?), то есть при этом гла­го­ле обя­за­тель­но долж­но быть допол­не­ние (не слы­ша­ла сту­ка, скри­па и пр.). Содержание при­да­точ­ной части вос­пол­ня­ет отсут­ствие это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, без кото­ро­го глав­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу сообщением:

Хозяйка не слышала…

Так и напра­ши­ва­ет­ся вопрос чего?

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным сло­ва, к кото­рым оно при­со­еди­ня­ет­ся, име­ют зна­че­ние речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства, состояния:

Что значит сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Чаще все­го это гла­го­лы, крат­кие при­ла­га­тель­ные (рад, вино­ват, дово­лен, согла­сен, оби­жен, сер­дит и пр.) и пре­ди­ка­тив­ные наре­чия (сло­ва кате­го­рии состо­я­ния). Все эти сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов (что, что­бы, как, буд­то, ли) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, сколь­ко, куда, как, зачем и пр.).

Зависимое изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отве­ча­ет на вопро­сы всех кос­вен­ных паде­жей, например:

За рабо­той мы не заме­ча­ли (чего?), как быст­ро про­шло время.

Я с инте­ре­сом читаю Чехова и удив­ля­юсь (чему?), как писа­тель всё лако­нич­но, про­сто и с юмо­ром всё изложил.

Даже сквозь сте­ны слыш­но (что?), как гудит ветер в проводах.

Мы сто­им на вер­шине горы и отту­да любу­ем­ся (чем?), как в лазур­ном зали­ве плы­вут белые парусники.

Временами я совсем забы­вал (о чём?), к кому и зачем я еду.

К сло­вам со зна­че­ни­ем речи, мыс­ли и чув­ства в глав­ном пред­ло­же­нии может отно­сить­ся ука­за­тель­ное место­име­ние (тот, та, то, те), к кото­ро­му в таком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное, например:

Всё-таки мне сле­ду­ет поду­мать о том (о чём?), что­бы не заблу­дить­ся в этом мало­зна­ко­мом лесу.

Мне доста­точ­но было того, что я узнал эту новость от вас.

Схематично пред­ста­вим это в виде записи:

Не пута­ем такие слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным со слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опре­де­ли­тель­ной частью.

Видеоурок

Примеры предложений

Мы зна­ли, что Петька при­нёс все­го двух худых кара­сей, но мол­ча­ли (К. Паустовский).

Девочки, гля­дя на него, сра­зу сооб­ра­зи­ли, что это, долж­но быть, очень умный и учё­ный чело­век (А. Чехов).

Яков открыл гла­за, вопро­ша­ю­щим взгля­дом обвёл всех кру­гом и уви­дел, что побе­да была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так при­вле­кал лягуш­ку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что мог­ло быть (Николай Островский).

Все как буд­то жда­ли, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родил­ся рус­ским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они поне­мно­гу под­бра­сы­ва­ли в него сучья, забо­тясь о том, что­бы огонь все вре­мя горел ров­но и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место дав­но понра­ви­лось мое­му дедуш­ке и он заса­дил его дере­вья­ми (С. Аксаков).

В бинокль было вид­но, как серый дым засти­лал вино­град­ни­ки и дере­вья, как суе­ти­лись серо-голубые фигур­ки (В. С. Гроссман).

Я мыс­лен­но пред­став­ляю себе, как покры­ва­ют­ся асфаль­том и бето­ном ули­цы мое­го город­ка (Н. Островский).

Мы хотим, что­бы радость вошла в каж­дый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. Тютчев).

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­нет (И. Никитин).

Источник

20 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное пояс­не­ние слов глав­ной части, име­ю­щих зна­че­ние речи, мыс­ли, чув­ства или состо­я­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Сложное предложение с придаточным изъяснительным

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, осо­бен­ность кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в том, что оно отно­сит­ся к тем чле­нам глав­но­го пред­ло­же­ния, кото­рые нуж­да­ют­ся в рас­про­стра­не­нии, тре­бу­ют допол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ний или пояс­не­ний. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ное пред­ло­же­ние ока­жет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу, то есть оно не содер­жит пол­но­цен­но­го сооб­ще­ния. Чаще все­го при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным допол­ня­ет­ся ска­зу­е­мое, напри­мер:

Марийка не слы­ша­ла, как поза­ди скрип­ну­ла дверь (Михаил Бубеннов)

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное отно­сит­ся к глаголу-сказуемому «не слы­ша­ла», кото­рый нуж­да­ет­ся в пояс­не­нии: не слы­ша­ла (чего?), то есть при этом гла­го­ле обя­за­тель­но долж­но быть допол­не­ние (не слы­ша­ла сту­ка, скри­па и пр.). при­да­точ­ной части вос­пол­ня­ет отсут­ствие это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, без кото­ро­го глав­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу сооб­ще­ни­ем:

Марийка не слы­ша­ла…

Так и напра­ши­ва­ет­ся вопрос чего?

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным сло­ва, к кото­рым оно при­со­еди­ня­ет­ся, име­ют зна­че­ние речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства, состо­я­ния:

Чаще все­го это гла­го­лы, крат­кие при­ла­га­тель­ные (рад, вино­ват, дово­лен, согла­сен, оби­жен, сер­дит и пр.) и пре­ди­ка­тив­ные наре­чия (сло­ва кате­го­рии состо­я­ния). Все эти сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным с помо­щью сою­зов (что, что­бы, как, буд­то, ли) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, сколь­ко, куда, как, зачем и пр.). Зависимое изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отве­ча­ет на вопро­сы всех кос­вен­ных паде­жей, напри­мер:

Левин не заме­чал (чего?), как про­хо­ди­ло вре­мя (Лев Толстой).

Я с жад­но­стью читаю Тургенева и удив­ля­юсь (чему?), как у него всё понят­но, про­сто и по-осеннему про­зрач­но (М. Горький).

Тотчас ста­ло слыш­но (что?), как ветер шумит в кроне дере­вьев (К. Паустовский).

Я стою на склоне горы и свер­ху любу­юсь (чем?), как кру­жат в синей воде мор­ско­го зали­ва мно­же­ство парус­ни­ков.

Минутами я совсем забы­вал (о чём?), куда и зачем я еду (А. Куприн).

К сло­вам со зна­че­ни­ем речи, мыс­ли и чув­ства в глав­ном пред­ло­же­нии может отно­сить­ся ука­за­тель­ное место­име­ние (тот, та, то, те), к кото­ро­му в таком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное, напри­мер:

Коту нече­го было и думать о том (о чём?), что­бы лени­во тереть­ся мор­дой о кося­ки рас­сох­ших­ся две­рей или валять­ся на солн­це око­ло колод­ца (К. Паустовский).

Мне доста­точ­но было того, что я любил её (Лев Толстой).

Схематично пред­ста­вим это в виде запи­си:

…гла­гол + то, что (что­бы и пр.)

Не пута­ем такие слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным со слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опре­де­ли­тель­ной частью.

Примеры предложений

Мы зна­ли, что Петька при­нёс все­го двух худых кара­сей, но мол­ча­ли (К. Паустовский).

Девочки, гля­дя на него, сра­зу сооб­ра­зи­ли, что это, долж­но быть, очень умный и учё­ный чело­век (А. Чехов).

Яков открыл гла­за, вопро­ша­ю­щим взгля­дом обвёл всех кру­гом и уви­дел, что побе­да была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так при­вле­кал лягуш­ку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что мог­ло быть (Николай Островский).

Все как буд­то жда­ли, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родил­ся рус­ским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они поне­мно­гу под­бра­сы­ва­ли в него сучья, забо­тясь о том, что­бы огонь все вре­мя горел ров­но и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место дав­но понра­ви­лось мое­му дедуш­ке и он заса­дил его дере­вья­ми (С. Аксаков).

В бинокль было вид­но, как серый дым засти­лал вино­град­ни­ки и дере­вья, как суе­ти­лись серо-голубые фигур­ки (В. С. Гроссман).

Я мыс­лен­но пред­став­ляю себе, как покры­ва­ют­ся асфаль­том и бето­ном ули­цы мое­го город­ка (Н. Островский).

Мы хотим, что­бы радость вошла в каж­дый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. Тютчев).

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­нет (И. Никитин).

Источник

Придаточные изъяснительные предложения. Примеры

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мое пред­ло­же­ние, кото­рые пояс­ня­ет ска­зу­е­мое в глав­ной части и отве­ча­ют на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, если выяс­ним, что в неко­то­рых слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное пояс­не­ние слов глав­ной части, име­ю­щих зна­че­ние речи, мыс­ли, чув­ства или состо­я­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным из худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, осо­бен­ность кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в том, что оно отно­сит­ся к тем чле­нам глав­но­го пред­ло­же­ния, кото­рые нуж­да­ют­ся в рас­про­стра­не­нии, тре­бу­ют допол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ний или пояс­не­ний. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ное пред­ло­же­ние ока­жет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу, то есть оно не содер­жит пол­но­цен­но­го сообщения.

Что значит сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Чаще все­го при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным допол­ня­ет­ся ска­зу­е­мое в глав­ном пред­ло­же­нии, например:

Хозяйка, хло­по­чу­щая у печи, не слы­ша­ла, как поза­ди чуть скрип­ну­ла дверь.

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное отно­сит­ся к глаголу-сказуемому «не слы­ша­ла», кото­рый нуж­да­ет­ся в пояс­не­нии: не слы­ша­ла (чего?), то есть при этом гла­го­ле обя­за­тель­но долж­но быть допол­не­ние (не слы­ша­ла сту­ка, скри­па и пр.). Содержание при­да­точ­ной части вос­пол­ня­ет отсут­ствие это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, без кото­ро­го глав­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу сообщением:

Хозяйка не слышала…

Так и напра­ши­ва­ет­ся вопрос чего?

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным сло­ва, к кото­рым оно при­со­еди­ня­ет­ся, име­ют зна­че­ние речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства, состояния:

Что значит сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Чаще все­го это гла­го­лы, крат­кие при­ла­га­тель­ные (рад, вино­ват, дово­лен, согла­сен, оби­жен, сер­дит и пр.) и пре­ди­ка­тив­ные наре­чия (сло­ва кате­го­рии состо­я­ния). Все эти сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов (что, что­бы, как, буд­то, ли) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, сколь­ко, куда, как, зачем и пр.).

Зависимое изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отве­ча­ет на вопро­сы всех кос­вен­ных паде­жей, например:

За рабо­той мы не заме­ча­ли (чего?), как быст­ро про­шло время.

Я с инте­ре­сом читаю Чехова и удив­ля­юсь (чему?), как писа­тель всё лако­нич­но, про­сто и с юмо­ром всё изложил.

Даже сквозь сте­ны слыш­но (что?), как гудит ветер в проводах.

Мы сто­им на вер­шине горы и отту­да любу­ем­ся (чем?), как в лазур­ном зали­ве плы­вут белые парусники.

Временами я совсем забы­вал (о чём?), к кому и зачем я еду.

К сло­вам со зна­че­ни­ем речи, мыс­ли и чув­ства в глав­ном пред­ло­же­нии может отно­сить­ся ука­за­тель­ное место­име­ние (тот, та, то, те), к кото­ро­му в таком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное, например:

Всё-таки мне сле­ду­ет поду­мать о том (о чём?), что­бы не заблу­дить­ся в этом мало­зна­ко­мом лесу.

Мне доста­точ­но было того, что я узнал эту новость от вас.

Схематично пред­ста­вим это в виде записи:

Не пута­ем такие слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным со слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опре­де­ли­тель­ной частью.

Видеоурок

Примеры предложений

Мы зна­ли, что Петька при­нёс все­го двух худых кара­сей, но мол­ча­ли (К. Паустовский).

Девочки, гля­дя на него, сра­зу сооб­ра­зи­ли, что это, долж­но быть, очень умный и учё­ный чело­век (А. Чехов).

Яков открыл гла­за, вопро­ша­ю­щим взгля­дом обвёл всех кру­гом и уви­дел, что побе­да была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так при­вле­кал лягуш­ку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что мог­ло быть (Николай Островский).

Все как буд­то жда­ли, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родил­ся рус­ским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они поне­мно­гу под­бра­сы­ва­ли в него сучья, забо­тясь о том, что­бы огонь все вре­мя горел ров­но и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место дав­но понра­ви­лось мое­му дедуш­ке и он заса­дил его дере­вья­ми (С. Аксаков).

В бинокль было вид­но, как серый дым засти­лал вино­град­ни­ки и дере­вья, как суе­ти­лись серо-голубые фигур­ки (В. С. Гроссман).

Я мыс­лен­но пред­став­ляю себе, как покры­ва­ют­ся асфаль­том и бето­ном ули­цы мое­го город­ка (Н. Островский).

Мы хотим, что­бы радость вошла в каж­дый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. Тютчев).

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­нет (И. Никитин).

Источник

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными

Содержание:

Сложноподчиненные предложения — конструкции, части которых соединяются подчинительными союзами и предусматривают взаимозависимость. Они делятся на категории:

Что значит сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Что такое сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

Придаточное изъяснительное — это зависимая часть сложноподчиненного предложения, требующая постановки падежного вопроса и присоединяемая союзами и союзными словами. Учитель пояснил, что параграф необходимо пересказать. Мы не предполагали, где остановимся на ночлег.

Какие изъяснительные союзы?

Изъяснительные союзы связаны с определенным значением выражения:

Вопросы к придаточным изъяснительным аналогичны падежным. Слышно было (что?), как за рекой в лесу переговаривались ночные птицы. Вестовой доложил (о чем?), что связь восстановлена.

Посмотреть примеры изъяснительных придаточных предложений с союзными словами

Предложения с изъяснительными союзами отличаются структурно и семантически от конструкций с союзными словами. Союзные слова являются членами предложения и знаменательными частями речи. В СПП с придаточными изъяснительными примеров использования союзных слов достаточно: это относительные местоимения и наречия, используемые в качестве связки.

Примеры союзных слов в придаточных изъяснительных: кто, что, какой, где, когда, куда и т. д. Хотелось узнать, кто направил это послание. Эвакуируемые не смогли выяснить, когда отправится эшелон на восток.

Тип подчиненного предложения зависит не от союза, а от того, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные, так как одни и те же союзы и союзные слова могут использоваться в различных типах конструкций: Отец сказал (что?), что на дачу мы завтра не поедем — изъяснительное. Тот дом (какой?), что стоял по левой стороне улицы, был полностью разрушен бомбежкой — определительное.

Что такое союзные слова в придаточном изъяснительном:

Примеры изъяснительных придаточных предложений дополняют конструкции с несколькими союзами и союзными словами: Странники долго пытались разглядеть в темноте, кто, как и откуда с ними разговаривал.

В состав СПП с придаточными изъяснительными могут включаться соотносительные слова, выделяющие, усиливающие объект речи. Их синтаксическое место — в главном предложении. Мысль о том, что он может не вернуться из опасного приключения, обожгла Артема. Городок знаменит тем, что весенние ярмарки в нем никогда не заканчиваются без драк.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными: в чем их сходство и различие?

СПП с придаточными определительными и изъяснительными относятся к разным семантико-структурным типам конструкций.

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, а определительные семантически связаны с определением. Какой? Какие? и т. д. — закрепленные за ними вопросы. Чашка (какая?), которая стояла на столе, вдруг треснула и раскололась надвое.

Зависимые элементы данного типа конструкций соотносятся с существительным или местоимением в главной части. Первые характеризуют называемый предмет, лицо, явление: Гостям понравилось блюдо, которое подавали на званый ужин. Вторые конкретизируют содержание местоимения: Люблю тех, кто не держит камня за пазухой. Данный тип предложений называется местоименно-определительным.

Среди примеров изъяснительных предложений чаще встречается использование союзов, в определительных конструкциях преобладают союзные слова: который, какой, чей, что, где, когда и т. д. Хозяйка, на чьем участке оказался унесенный ветром плакат, отказалась его возвращать. В тот день, когда мы узнали о происшествии, была удивительно солнечная погода.

В разговорном стиле используются союзы как, чтобы, словно и др.: У нас была договоренность, чтобы никому не рассказывать о задуманном.

Что такое придаточное изъяснительное и чем оно отличается от определительного по характеру зависимости от главной части? Изъяснительное предложение связано с глаголом, его формами и краткими прилагательными, определительное соотносится с именными частями речи. Главным приемом различения данных конструкций является постановка вопроса. Для незнакомца (какого?), чей взор устремился на певицу, не существовало окружающих. От парка (какого?), где играл полковой оркестр, до нашего дома было несколько шагов. Играющие договорились (о чем?), чтобы участники сеанса не выходили из комнаты до окончания раунда. Невозможно узнать (чего?), откуда пришло странное письмо, написанное иероглифами.

Источник

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения.

Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чём?, жду — чего?,

Например: Ты говоришь ( что? ), что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Я считаю ( что? ), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский) Я горожанка. Я росла, не зная ( чего? ), как тонет в реках медленный закат. (Ю. Друнина) Только теперь мне стало ясно ( что? ), зачем они собирали дрова. (В. Арсеньев)

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, не законченными в смысловом и грамматическом отношении.

Сравните: Я считаю. Мы с другом условились. По внешнему виду можно предположить.

В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь:

глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать, гордиться и др.;

прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и др.;

наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.;

существительные: сообщение, вопрос, мысль, известие, забота, разговор, вера и др.

Кроме того, пояснения в предложении требуют и некоторые фразеологизмы: проявить заботу, дать слово, высказать предположение, подать знак и др.

Изъяснительная придаточная часть выполняет в сложноподчиненном предложении ту же роль, что и многие дополнения в простом предложении.

Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов.

Что значит сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

Придаточные с союзом что содержат сообщение о реально существующем факте.

Например: Лев Николаевич прочел мне коротенькое стихотворение. Но при этом подчеркнул, что автор не он (Ард.); Мне невольно пришло на мысль, что я слышал тот же голос (Л.); Пусть душу согреет сознанье, что ни на шаг, ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих (Исак.); Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (Кр.); Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз (М.).

Придаточные изъяснительные с что, относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным предложениям.

Придаточные определительные (они присоединяются союзным словом что), в отличие от придаточных изъяснительных (они присоединяются союзом что), допускают замену союзного слова что союзным словом который.

Сравните: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали (Н.); но: Весть, что ( которая ) обрадовала меня, в Москве уже многим была известна. Это относится и к придаточным с некоторыми другими союзами, например чтобы и др.

Близко по значению к союзу что союз как, употребляющийся только при словах, обозначающих восприятие или мыслительную деятельность.

Например: Помню, как стоял на узкой уличке (Чак.); Я видел, как в свинцовой воде отражался тусклый силуэт транспорта (Пауст.).

Союзы будто, как будто, словно, будто бы, как бы, в отличие от союзов что, как, вносят в придаточную часть оттенок предположительности, неуверенности в сообщаемом факте.

Например: Не могу согласиться, будто Степан Михайлович Багров (в описании его «Доброго дня») «заслоняется несколько описанием природы. » (Акс.); Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (П.).

Содержание придаточных с союзом чтобы (чтоб) представляется не как нечто реальное, а как желательное или нежелательное.

Союз если бы вносит в придаточную часть оттенок условия.

Например: Неизвестно ( что? ), был ли он дома. Вы спрашиваете, знал ли я Шмидта до его речи на кладбище? Нет, не знал (Пауст.); Не знаю, походил ли водопад на зверя, но он действительно был красив (Чак.).

Союз пока вносит временной оттенок значения.

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части — глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия – и обычно находятся за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

В последних двух предложениях порядок расположения главной и придаточной части сложноподчинённого предложения нарушается для того, чтобы усилить внимание к информации, передаваемой придаточной частью.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь.

Если чужая речь — вопросительное предложение, то при преобразовании её в косвенную используются союзные слова (если вопрос оформлен вопросительным словом) или союз ли (если вопрос не содержит вопросительного слова).

В конце предложения с косвенным вопросом не ставится вопросительный знак.

Например: 1) «Кто этот человек?» — спросил я дежурную. (К. Паустовский) — Я спросил у дежурной, кто этот человек. 2) Я спрашиваю старика, сидящего у печи: «Это твой внук?» (К. Симонов) — Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному.

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *