Что значит словообразовательно мотивированные

Что значит словообразовательно мотивированные

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).

§ 28. Словообразовательный формант

Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.

Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.

В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.

§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо

Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:

Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть фото Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть картинку Что значит словообразовательно мотивированные. Картинка про Что значит словообразовательно мотивированные. Фото Что значит словообразовательно мотивированные

§ 30. Словообразовательные типы

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.

Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования

Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:

Смешанные способы словообразования

В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:

Последние два способа малопродуктивны.

Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).

Морфологические средства

Роль словообразовательных средств

Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).

Источник

Словообразовательная мотивация

Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть фото Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть картинку Что значит словообразовательно мотивированные. Картинка про Что значит словообразовательно мотивированные. Фото Что значит словообразовательно мотивированные Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть фото Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть картинку Что значит словообразовательно мотивированные. Картинка про Что значит словообразовательно мотивированные. Фото Что значит словообразовательно мотивированные Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть фото Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть картинку Что значит словообразовательно мотивированные. Картинка про Что значит словообразовательно мотивированные. Фото Что значит словообразовательно мотивированные Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть фото Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть картинку Что значит словообразовательно мотивированные. Картинка про Что значит словообразовательно мотивированные. Фото Что значит словообразовательно мотивированные

Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть фото Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть картинку Что значит словообразовательно мотивированные. Картинка про Что значит словообразовательно мотивированные. Фото Что значит словообразовательно мотивированные

Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть фото Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть картинку Что значит словообразовательно мотивированные. Картинка про Что значит словообразовательно мотивированные. Фото Что значит словообразовательно мотивированные

Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) – между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации:

Расхождение формальной и смысловой производности

Ступенчатый характер русского словообразования. Комплексные единицы словообразовательной системы русского языка: словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип, способ словообразования.

Словообразование современного русского языка носит системный характер и представляет собой совокупность производных слов, иерархически объединенных на основе парадигматических и синтагматических отношений в группировки разного объема и структуры. «Основной единицей системы синхронного словообразования является производное слово… оно состоит из простейших (внутрисловных) единиц и входит в единицы более сложные – комплексные» (Е.А. Земская).

Остановимся более подробно на комплексных единицах словообразовательной подсистемы русского языка.

Словообразовательная пара — это совокупность двух единиц, находящихся в отношениях словообразовательной мотивированности: слушать → слушатель, звезда → созвездие, заведующий лабораторией → завлаб. Словообразовательная пара представляет собой мотивирующее и мотивированное слова, связанные отношениями словообразовательной мотивированности и способом словообразования.

Таким образом, словообразовательный тип выступает как основная ячейка словообразовательной системы языка, в его пределах происходит образование новых слов.

В каждую эпоху развития языка новые слова создаются по образцу продуктивных словообразовательных типов, ряды слов непродуктивных типов являются уже закрытыми (например, в настоящее время из рассмотренных выше словообразовательных типов первые два активно функционируют в области медицинской, геологической, химической и физической терминологии — аортит, артериит, асбестит, вольфрамит и т.д., третий является непродуктивным — наймит, таборит).

Словообразовательная цепочка— это «ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности» (РГ-80), где каждое предыдущее слово мотивирует последующее. Данная единица выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические отношения между однокорневыми словами. Словообразовательная цепочкаимеет следующее строение:

1) ее исходное звено (вершина) является немотивированным словом;

2) характер расположения компонентов — линейный, при этом каждое последующее звено отличается от предыдущего только одним формантом (все они словно «нанизываются» на корень в строгой последовательности);

3) компоненты цепи находятся, таким образом, на разных ступенях словообразования и выступают в качестве мотивированного к предшествующему звену и в качестве мотивирующего к последующему. Например:

белый → белить → побелить → побелка → побелочный.

Количество компонентов словообразовательной цепочки зависит от деривационного потенциала ее вершины; минимальный состав равен одной словообразовательной паре (бинарная цепь), максимальный — включает в себя 7 членов (полинарная цепь), представляющих разные части речи. По данным А.Н. Тихонова, «цепи из 7 звеньев встречаются редко. Для русского языка наиболее характерны цепи из 3-4 звеньев»:

земля → земляной → земляника → земляничный → земляничник;

мысль → мыслить → смыслить → смысл → осмыслить → переосмыслить → переосмыслять → переосмысляться.

Кроме того, словообразовательные цепи бывают полными, включающими в себя все необходимые звенья, и неполными, характеризующимися чересступенчатым словообразованием: мода → (модист)2 → модистка.

Деривационный шаг – это такт порождения слова в паре или в цепи.

Словообразовательная парадигма — «совокупности производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства» (Е.А. Земская). Данная единица, как и словообразовательная цепочка, выявляет ступенчатый характер словообразования, но демонстрирует парадигматические отношения между однокорневыми словами. Между членами парадигмы (кодериватами) существуют отношения совместной производности: они принадлежат к разным частям речи, различаются формантами и деривационными значениями. Отношения между членами парадигмы носят равноправный, а не иерархический характер (производящее не входит в ее состав, хотя и определяет формально-семантическую связь между кодериватами).

Все слова, входящие в словообразовательную парадигму, по отношению к мотивирующему их слову равномотивированны.

Словообразовательная парадигма в современном русском языке может насчитывать от 2 до 20 и более членов. Например,

Источник

словообразовательная мотивация

Смотреть что такое «словообразовательная мотивация» в других словарях:

словообразовательная мотивация — Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) – между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации: 1) значение одного слова определяется через значение другого: волк – волчонок (детеныш… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

мотивация — и; ж. 1. = Мотивировка. М. чьих л. действий, поступков. Неубедительная м. 2. Биол. Психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и побуждающий животных, человека к удовлетворению своих потребностей. 3. Лингв.… … Энциклопедический словарь

мотивация — и; ж. см. тж. мотивационный 1) = мотивировка Мотива/ция чьих л. действий, поступков. Неубедительная мотива/ция. 2) биол. Психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и побуждающий животных, человека к удовлетворению своих… … Словарь многих выражений

Улуханов, Игорь Степанович — российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исторической лексикографии и исторической грамматики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, специалист по истории русского литературного… … Википедия

И. С. Улуханов — Улуханов, Игорь Степанович российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исторической лексикографии и исторической грамматики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, специалист по истории … Википедия

схема словообразовательного анализа — 1. Часть речи анализируемого слова. 2. Мотивирующее слово. 3. Тип мотивации: а) полная или частичная (с указанием вида мотивации); б) единственная (единичная) или множественная мотивация. 4. Производящая база. 5. Словообразовательный формант. 6.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

схема словообразовательного анализа — 1. Часть речи анализируемого слова. 2. Мотивирующее слово. 3. Тип мотивации: а) полная или частичная (с указанием вида мотивации); б) единственная (единичная) или множественная мотивация. 4. Производящая база. 5. Словообразовательный… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

Источник

Виды словообразовательной мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:53, реферат

Краткое описание

Отношения в словообразовательном гнезде между мотивирующим и мотивированным словами могут различаться рядом признаков, на основании которых можно выделить несколько видов мотиваций.

Файлы: 1 файл

Виды словообразовательной мотивации.docx

Виды словообразовательной мотивации

Отношения в словообразовательном гнезде между мотивирующим и мотивированным словами могут различаться рядом признаков, на основании которых можно выделить несколько видов мотиваций.

Непосредственные – опосредованные мотивации

Непосредственная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом.

Опосредованная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов. Из двух мотиваций: 1) крахмалить – покрахмалить; 2) крахмал – покрахмалить первая является непосредственной, а вторая – опосредованной.

Исходные – неисходные мотивации

Исходная мотивация – это мотивация немотивированным словом, неисходная – мотивация мотивированным словом. Так, из двух мотиваций слова очищать:

2) чистить – очищать – первая мотивация является исходной, вторая – неисходной.

Исходные и неисходные мотивации могут быть как непосредственными, так и опосредованными. Особый интерес представляет исходная опосредствованная мотивация: именно на её основе чаще всего возникают новые аффиксы и типы словообразования, поскольку как единый словообразовательный фор-

мант начинает восприниматься вся часть основы мотивированного слова, отличная от корня, а мотивирующая основа слова становится равной его корню (мод-нича-ть, упрям-ствова-ть).

Немотивированные слова, выступающие в качестве мотивирующих, – это начало словообразовательного гнезда.

Единственные – неединственные мотивации

Неединственные мотивации (множественные) – это мотивации одного и того же слова несколькими словами, отличающимися от немотивированного равным количеством формантов:

Все остальные мотивации являются единственными, например: стол –столик.

Слова, имеющие более одной мотивации, в синхронном плане могут интерпретироваться как относящиеся одновременно к разным типам словообразования. Так, слово невесело может рассматриваться и как префиксальное, мотивированное словом весело, и как суффиксальное, мотивированное словом невеселый, образование.

В настоящее время в современном русском языке существует большое количество групп слов определенного морфемного состава, имеющих более одной непосредственной мотивации. К ним можно отнести:

1) слова, относящиеся одновременно к нескольким типам словообразования: а) префиксальный / суффиксальный (нечуткость – чуткость и нечуткий); б) словосложение / префиксальный (вниз – в низ и в- низ);

2) слова, относящиеся к одному типу словообразования. К ним можно отнести глаголы несовершенного вида типа отбрасывать, выталкивать, мотивированные двумя префиксальными глаголами совершенного вида, каждый из которых, в свою очередь, мотивируется бесприставочными глаголами, находящимися между собой в следующих отношениях: а) корреляция по виду (глагол совершенного вида часто имеет значение однократности:

б) корреляция по кратности и направленности действия (к ним относятся глаголы с семантикой «перемещение в пространстве»):

катить – вкатить – вкатывать

Мотивации могут быть единственными, их называют основными. Если ни одна из нескольких мотиваций никогда не выступает в качестве единственной, то такие мотивации являются взаимносопровождающими (ср.: мотивация слов типа неравенство).

Неединственные мотивации – это мотивации несколькими словами одного слова в определенном значении. Если слово имеет несколько мотивирующих, то возможны два вида семантических отношений мотивированного и мотивирующего слов.

1. Одни из компонентов значения мотивированного слова имеются у обоих мотивирующих слов, а остальные распределены между мотивирующими словами. Например, значение глагола добриться можно разложить на компоненты:

1) значение глагола брить; 2) доведение действия до конца; 3) совершенность действия; 4) направление действия на себя.

Первый компонент имеется в значении обоих мотивирующих слов (бриться и добрить), второй и третий – только у глагола добрить, а четвертый встречается лишь у глагола бриться.

2. У мотивированного слова отсутствуют те компоненты значения, которыми отличаются друг от друга мотивирующие слова. Так, у отглагольных существительных типа проверка, раздел отсутствуют значения совершенного/несовершенного вида, которыми различаются мотивирующие глаголы проверить – проверять.

Регулярные – нерегулярные мотивации

Регулярная мотивация – это такая мотивация, члены которой различаются неуникальными словообразовательными средствами. С помощью этих средств различаются также члены других мотиваций, например: слово белеть так отличается от слова белый, как и прочнеть от слова прочный.

Нерегулярная мотивация – это такая, члены которой различаются уникальными словообразовательными средствами. С помощью этих средств не различаются члены других мотиваций, например: пасти – пастух, стекло – стек-лярус (непосредственные нерегулярные мотивации); карты – картежничать (опосредованная нерегулярная мотивация).

Каждую мотивацию можно охарактеризовать с четырех точек зрения, например: стол – столик – мотивация непосредственная, исходная, единственная, регулярная; глупо – глупить – непосредственная, неисходная, неединственная, регулярная.

Источник

Что значит словообразовательно мотивированные

Жаналина Лаззат Кабылдашевна

Казахский национальный университет имени Абая

Виды словообразовательной мотивации

СМ элементарного типа объединяет мотивированные слова с мотивирующими в словообразовательные пары. Группировка же словообразовательных пар происходит на основе признаков мотивированных слов, которые они проявляют при их сравнении с мотивирующими. Интегральные признаки мотивированных слов заложены в их бинарной словобразовательной структуре, состоящей из мотивирующей и формантой частей.

Связи словообразовательных пар по линии мотивирующих частей (основ и слов), входящих в состав мотивированных слов, образуют разные комплексы элементарных словообразовательных единиц. Эти группы представляют более крупные комплексные единицы словообразования (КЕС), объединенные общностью корня, входящего в мотивирующую часть (основу, слово). К ним относятся:

1. Словообразовательные парадигмы: мотивирующее слово снег и все мотивированные им слова– снежок, снежный, снежинка.

3. Словообразовательные гнезда: исходное слово абажур и все однокорневые слова – абажурчик, абажурный, абажуродержатель.

Все типы КЕС, объединенных общим корнем образуют подсистему словообразования по корневой соотносительности. Словообразовательная мотивация, охватывающая в виде сети отношений, мотивирует использование общего корня и, следовательно, объясняет использование мотивирующих частей во всех мотивированных словах.

Словообразовательные пары систематизируются и на основе общих формантных частей, образуя КЕС по формантной соотносительности. Такими единицами являются:

КЕС по формантной соотносительности образуют вторую подсистему, в которой мотивируются формантные части мотивированных слов. СМ на основе общих формантов не только наделяет слова признаком мотивированности, но и интегрирует, классифицирует словообразовательные пары, распределяя их по более крупным КЕС.

СМ в качестве показателей разных структурных частей мотивированных слов, пронизывает обе подсистемы словообразования. В соответствии со сферами действия различаются СМ по корневой и по формантной соотносительности.

СМ по корневой соотносительности дифференцируются по количественным и качественным признакам ее участников.

По качественному признаку мотивированных слов, т. е. по их словообразовательной структуре, разграничивают непосредственную и опосредствованную мотивации.

СМ по корневой соотносительности организует одну подсистему, объединяя словообразовательные пары в более крупные КЕС. Так в словообразовательной парадигме действует радиальная мотивация, однорадиусная мотивация образует словообразовательную пару. Непосредственная и опосредствованная мотивации складываются в последовательную мотивацию, группирующую однокоренные слова в словообразовательные цепочки.

СМ по формантной соотносительности создается сеть реляций в другой подсистеме словообразования. В связях, которые возникают между мотивированными словами при участии их формантных частей, план выражения и план содержания СФ ведут себя самостоятельно. Расчлененность этих планов проистекает из несходства семантической и звуковой мотивировки формантов, что диктуется специфическими законами развития содержательной и формальной сторон языка. В связи с этим различаются семантическая формантная мотивация (СФМ) и формальная формантная мотивация (ФФМ). Семантическая формантная мотивация может быть полной и неполной.

Полная СФМ характерна для случаев, когда словообразовательное значение (СЗ) слова совпадает с СЗ типа, т. е. значение формантной части мотивированного слова выводится полностью из образцов виде одноформантных слов. Например:

Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть фото Что значит словообразовательно мотивированные. Смотреть картинку Что значит словообразовательно мотивированные. Картинка про Что значит словообразовательно мотивированные. Фото Что значит словообразовательно мотивированныестол – столик

‘маленькое то, что названо мотивирующим словом’

Неполная СФМ возникает тогда, когда из значения форманта, т. е. словообразовательного типа, нельзя вывести СЗ мотивированного слова в полном его объеме, так как оно содержит невыраженные смысловые добавки. Например:

‘тот, кто (профессионально) совершает действие, названное мотивирующим словом’

Разные виды СМ по корневой соотносительности имеют неодинаковые по объему области распространения. Единственная СМ уступает неединственной (множественной), непосредственная – опосредствованной, исходная – неисходной, что определяется структурой КЕС. Также, как правило, радиальная мотивация охватывает большее число мотивированных слов, чем опосредствованная.

Сравнение видов формантной мотивации показывает, что регулярность неполных СФМ выше, чем полных, а повторяемость нежесткой ФФМ представлена исчислимым числом фактов, так что сильно уступает жесткой ФФМ.

Рассмотренные виды СМ образуют структуру, которая в виде сети реляций охватывают всю словообразовательную систему. Они универсальны, так как отражают классифицирующую роль мышления. Словообразовательная система, как и СМ, относятся к области языкового знания. Познание словообразовательного уровня языка протекает как его расчленение на отдельные элементы (анализ) на основе установления их различительных, дифференциальных, и общих с другими элементами признаков (сравнение) и как их объединение в классы в виде КЕС, подсистем, системы словообразования, системы языка путем определения системных связей словообразования с другими уровнями языка (синтез). Разделение и группировка как мыслительные операции отражают представления о словообразовательных связях, т. е. о словообразовательной мотивации. То, что классифицирующая деятельность опирается на познание и понимание признаков материальных элементов словообразования, показывает, что словообразовательные связи вторичны и являются производными от признаков словообразовательных единиц. Таким образом, характеристика словообразовательной мотивации во всех ее проявлениях отражает лишь представления о реальных словообразовательных связях, и обнаруживаемых в них признаков субстанциональных элементов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *