Что значит словообразовательно мотивированные
Что значит словообразовательно мотивированные
Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.
Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).
§ 28. Словообразовательный формант
Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.
Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.
В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.
§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо
Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:
§ 30. Словообразовательные типы
По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:
Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.
Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.
Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования
Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:
Смешанные способы словообразования
В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:
Последние два способа малопродуктивны.
Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).
Морфологические средства
Роль словообразовательных средств
Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).
Словообразовательная мотивация
Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) – между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации:
Расхождение формальной и смысловой производности
Ступенчатый характер русского словообразования. Комплексные единицы словообразовательной системы русского языка: словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип, способ словообразования.
Словообразование современного русского языка носит системный характер и представляет собой совокупность производных слов, иерархически объединенных на основе парадигматических и синтагматических отношений в группировки разного объема и структуры. «Основной единицей системы синхронного словообразования является производное слово… оно состоит из простейших (внутрисловных) единиц и входит в единицы более сложные – комплексные» (Е.А. Земская).
Остановимся более подробно на комплексных единицах словообразовательной подсистемы русского языка.
Словообразовательная пара — это совокупность двух единиц, находящихся в отношениях словообразовательной мотивированности: слушать → слушатель, звезда → созвездие, заведующий лабораторией → завлаб. Словообразовательная пара представляет собой мотивирующее и мотивированное слова, связанные отношениями словообразовательной мотивированности и способом словообразования.
Таким образом, словообразовательный тип выступает как основная ячейка словообразовательной системы языка, в его пределах происходит образование новых слов.
В каждую эпоху развития языка новые слова создаются по образцу продуктивных словообразовательных типов, ряды слов непродуктивных типов являются уже закрытыми (например, в настоящее время из рассмотренных выше словообразовательных типов первые два активно функционируют в области медицинской, геологической, химической и физической терминологии — аортит, артериит, асбестит, вольфрамит и т.д., третий является непродуктивным — наймит, таборит).
Словообразовательная цепочка— это «ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности» (РГ-80), где каждое предыдущее слово мотивирует последующее. Данная единица выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические отношения между однокорневыми словами. Словообразовательная цепочкаимеет следующее строение:
1) ее исходное звено (вершина) является немотивированным словом;
2) характер расположения компонентов — линейный, при этом каждое последующее звено отличается от предыдущего только одним формантом (все они словно «нанизываются» на корень в строгой последовательности);
3) компоненты цепи находятся, таким образом, на разных ступенях словообразования и выступают в качестве мотивированного к предшествующему звену и в качестве мотивирующего к последующему. Например:
белый → белить → побелить → побелка → побелочный.
Количество компонентов словообразовательной цепочки зависит от деривационного потенциала ее вершины; минимальный состав равен одной словообразовательной паре (бинарная цепь), максимальный — включает в себя 7 членов (полинарная цепь), представляющих разные части речи. По данным А.Н. Тихонова, «цепи из 7 звеньев встречаются редко. Для русского языка наиболее характерны цепи из 3-4 звеньев»:
земля → земляной → земляника → земляничный → земляничник;
мысль → мыслить → смыслить → смысл → осмыслить → переосмыслить → переосмыслять → переосмысляться.
Кроме того, словообразовательные цепи бывают полными, включающими в себя все необходимые звенья, и неполными, характеризующимися чересступенчатым словообразованием: мода → (модист)2 → модистка.
Деривационный шаг – это такт порождения слова в паре или в цепи.
Словообразовательная парадигма — «совокупности производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства» (Е.А. Земская). Данная единица, как и словообразовательная цепочка, выявляет ступенчатый характер словообразования, но демонстрирует парадигматические отношения между однокорневыми словами. Между членами парадигмы (кодериватами) существуют отношения совместной производности: они принадлежат к разным частям речи, различаются формантами и деривационными значениями. Отношения между членами парадигмы носят равноправный, а не иерархический характер (производящее не входит в ее состав, хотя и определяет формально-семантическую связь между кодериватами).
Все слова, входящие в словообразовательную парадигму, по отношению к мотивирующему их слову равномотивированны.
Словообразовательная парадигма в современном русском языке может насчитывать от 2 до 20 и более членов. Например,
словообразовательная мотивация
Смотреть что такое «словообразовательная мотивация» в других словарях:
словообразовательная мотивация — Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) – между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации: 1) значение одного слова определяется через значение другого: волк – волчонок (детеныш… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
мотивация — и; ж. 1. = Мотивировка. М. чьих л. действий, поступков. Неубедительная м. 2. Биол. Психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и побуждающий животных, человека к удовлетворению своих потребностей. 3. Лингв.… … Энциклопедический словарь
мотивация — и; ж. см. тж. мотивационный 1) = мотивировка Мотива/ция чьих л. действий, поступков. Неубедительная мотива/ция. 2) биол. Психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и побуждающий животных, человека к удовлетворению своих… … Словарь многих выражений
Улуханов, Игорь Степанович — российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исторической лексикографии и исторической грамматики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, специалист по истории русского литературного… … Википедия
И. С. Улуханов — Улуханов, Игорь Степанович российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исторической лексикографии и исторической грамматики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, специалист по истории … Википедия
схема словообразовательного анализа — 1. Часть речи анализируемого слова. 2. Мотивирующее слово. 3. Тип мотивации: а) полная или частичная (с указанием вида мотивации); б) единственная (единичная) или множественная мотивация. 4. Производящая база. 5. Словообразовательный формант. 6.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
схема словообразовательного анализа — 1. Часть речи анализируемого слова. 2. Мотивирующее слово. 3. Тип мотивации: а) полная или частичная (с указанием вида мотивации); б) единственная (единичная) или множественная мотивация. 4. Производящая база. 5. Словообразовательный… … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
Виды словообразовательной мотивации
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:53, реферат
Краткое описание
Отношения в словообразовательном гнезде между мотивирующим и мотивированным словами могут различаться рядом признаков, на основании которых можно выделить несколько видов мотиваций.
Файлы: 1 файл
Виды словообразовательной мотивации.docx
Виды словообразовательной мотивации
Отношения в словообразовательном гнезде между мотивирующим и мотивированным словами могут различаться рядом признаков, на основании которых можно выделить несколько видов мотиваций.
Непосредственные – опосредованные мотивации
Непосредственная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом.
Опосредованная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов. Из двух мотиваций: 1) крахмалить – покрахмалить; 2) крахмал – покрахмалить первая является непосредственной, а вторая – опосредованной.
Исходные – неисходные мотивации
Исходная мотивация – это мотивация немотивированным словом, неисходная – мотивация мотивированным словом. Так, из двух мотиваций слова очищать:
2) чистить – очищать – первая мотивация является исходной, вторая – неисходной.
Исходные и неисходные мотивации могут быть как непосредственными, так и опосредованными. Особый интерес представляет исходная опосредствованная мотивация: именно на её основе чаще всего возникают новые аффиксы и типы словообразования, поскольку как единый словообразовательный фор-
мант начинает восприниматься вся часть основы мотивированного слова, отличная от корня, а мотивирующая основа слова становится равной его корню (мод-нича-ть, упрям-ствова-ть).
Немотивированные слова, выступающие в качестве мотивирующих, – это начало словообразовательного гнезда.
Единственные – неединственные мотивации
Неединственные мотивации (множественные) – это мотивации одного и того же слова несколькими словами, отличающимися от немотивированного равным количеством формантов:
Все остальные мотивации являются единственными, например: стол –столик.
Слова, имеющие более одной мотивации, в синхронном плане могут интерпретироваться как относящиеся одновременно к разным типам словообразования. Так, слово невесело может рассматриваться и как префиксальное, мотивированное словом весело, и как суффиксальное, мотивированное словом невеселый, образование.
В настоящее время в современном русском языке существует большое количество групп слов определенного морфемного состава, имеющих более одной непосредственной мотивации. К ним можно отнести:
1) слова, относящиеся одновременно к нескольким типам словообразования: а) префиксальный / суффиксальный (нечуткость – чуткость и нечуткий); б) словосложение / префиксальный (вниз – в низ и в- низ);
2) слова, относящиеся к одному типу словообразования. К ним можно отнести глаголы несовершенного вида типа отбрасывать, выталкивать, мотивированные двумя префиксальными глаголами совершенного вида, каждый из которых, в свою очередь, мотивируется бесприставочными глаголами, находящимися между собой в следующих отношениях: а) корреляция по виду (глагол совершенного вида часто имеет значение однократности:
б) корреляция по кратности и направленности действия (к ним относятся глаголы с семантикой «перемещение в пространстве»):
катить – вкатить – вкатывать
Мотивации могут быть единственными, их называют основными. Если ни одна из нескольких мотиваций никогда не выступает в качестве единственной, то такие мотивации являются взаимносопровождающими (ср.: мотивация слов типа неравенство).
Неединственные мотивации – это мотивации несколькими словами одного слова в определенном значении. Если слово имеет несколько мотивирующих, то возможны два вида семантических отношений мотивированного и мотивирующего слов.
1. Одни из компонентов значения мотивированного слова имеются у обоих мотивирующих слов, а остальные распределены между мотивирующими словами. Например, значение глагола добриться можно разложить на компоненты:
1) значение глагола брить; 2) доведение действия до конца; 3) совершенность действия; 4) направление действия на себя.
Первый компонент имеется в значении обоих мотивирующих слов (бриться и добрить), второй и третий – только у глагола добрить, а четвертый встречается лишь у глагола бриться.
2. У мотивированного слова отсутствуют те компоненты значения, которыми отличаются друг от друга мотивирующие слова. Так, у отглагольных существительных типа проверка, раздел отсутствуют значения совершенного/несовершенного вида, которыми различаются мотивирующие глаголы проверить – проверять.
Регулярные – нерегулярные мотивации
Регулярная мотивация – это такая мотивация, члены которой различаются неуникальными словообразовательными средствами. С помощью этих средств различаются также члены других мотиваций, например: слово белеть так отличается от слова белый, как и прочнеть от слова прочный.
Нерегулярная мотивация – это такая, члены которой различаются уникальными словообразовательными средствами. С помощью этих средств не различаются члены других мотиваций, например: пасти – пастух, стекло – стек-лярус (непосредственные нерегулярные мотивации); карты – картежничать (опосредованная нерегулярная мотивация).
Каждую мотивацию можно охарактеризовать с четырех точек зрения, например: стол – столик – мотивация непосредственная, исходная, единственная, регулярная; глупо – глупить – непосредственная, неисходная, неединственная, регулярная.
Что значит словообразовательно мотивированные
Жаналина Лаззат Кабылдашевна
Казахский национальный университет имени Абая
Виды словообразовательной мотивации
СМ элементарного типа объединяет мотивированные слова с мотивирующими в словообразовательные пары. Группировка же словообразовательных пар происходит на основе признаков мотивированных слов, которые они проявляют при их сравнении с мотивирующими. Интегральные признаки мотивированных слов заложены в их бинарной словобразовательной структуре, состоящей из мотивирующей и формантой частей.
Связи словообразовательных пар по линии мотивирующих частей (основ и слов), входящих в состав мотивированных слов, образуют разные комплексы элементарных словообразовательных единиц. Эти группы представляют более крупные комплексные единицы словообразования (КЕС), объединенные общностью корня, входящего в мотивирующую часть (основу, слово). К ним относятся:
1. Словообразовательные парадигмы: мотивирующее слово снег и все мотивированные им слова– снежок, снежный, снежинка.
3. Словообразовательные гнезда: исходное слово абажур и все однокорневые слова – абажурчик, абажурный, абажуродержатель.
Все типы КЕС, объединенных общим корнем образуют подсистему словообразования по корневой соотносительности. Словообразовательная мотивация, охватывающая в виде сети отношений, мотивирует использование общего корня и, следовательно, объясняет использование мотивирующих частей во всех мотивированных словах.
Словообразовательные пары систематизируются и на основе общих формантных частей, образуя КЕС по формантной соотносительности. Такими единицами являются:
КЕС по формантной соотносительности образуют вторую подсистему, в которой мотивируются формантные части мотивированных слов. СМ на основе общих формантов не только наделяет слова признаком мотивированности, но и интегрирует, классифицирует словообразовательные пары, распределяя их по более крупным КЕС.
СМ в качестве показателей разных структурных частей мотивированных слов, пронизывает обе подсистемы словообразования. В соответствии со сферами действия различаются СМ по корневой и по формантной соотносительности.
СМ по корневой соотносительности дифференцируются по количественным и качественным признакам ее участников.
По качественному признаку мотивированных слов, т. е. по их словообразовательной структуре, разграничивают непосредственную и опосредствованную мотивации.
СМ по корневой соотносительности организует одну подсистему, объединяя словообразовательные пары в более крупные КЕС. Так в словообразовательной парадигме действует радиальная мотивация, однорадиусная мотивация образует словообразовательную пару. Непосредственная и опосредствованная мотивации складываются в последовательную мотивацию, группирующую однокоренные слова в словообразовательные цепочки.
СМ по формантной соотносительности создается сеть реляций в другой подсистеме словообразования. В связях, которые возникают между мотивированными словами при участии их формантных частей, план выражения и план содержания СФ ведут себя самостоятельно. Расчлененность этих планов проистекает из несходства семантической и звуковой мотивировки формантов, что диктуется специфическими законами развития содержательной и формальной сторон языка. В связи с этим различаются семантическая формантная мотивация (СФМ) и формальная формантная мотивация (ФФМ). Семантическая формантная мотивация может быть полной и неполной.
Полная СФМ характерна для случаев, когда словообразовательное значение (СЗ) слова совпадает с СЗ типа, т. е. значение формантной части мотивированного слова выводится полностью из образцов виде одноформантных слов. Например:
стол – столик
‘маленькое то, что названо мотивирующим словом’
Неполная СФМ возникает тогда, когда из значения форманта, т. е. словообразовательного типа, нельзя вывести СЗ мотивированного слова в полном его объеме, так как оно содержит невыраженные смысловые добавки. Например:
‘тот, кто (профессионально) совершает действие, названное мотивирующим словом’
Разные виды СМ по корневой соотносительности имеют неодинаковые по объему области распространения. Единственная СМ уступает неединственной (множественной), непосредственная – опосредствованной, исходная – неисходной, что определяется структурой КЕС. Также, как правило, радиальная мотивация охватывает большее число мотивированных слов, чем опосредствованная.
Сравнение видов формантной мотивации показывает, что регулярность неполных СФМ выше, чем полных, а повторяемость нежесткой ФФМ представлена исчислимым числом фактов, так что сильно уступает жесткой ФФМ.
Рассмотренные виды СМ образуют структуру, которая в виде сети реляций охватывают всю словообразовательную систему. Они универсальны, так как отражают классифицирующую роль мышления. Словообразовательная система, как и СМ, относятся к области языкового знания. Познание словообразовательного уровня языка протекает как его расчленение на отдельные элементы (анализ) на основе установления их различительных, дифференциальных, и общих с другими элементами признаков (сравнение) и как их объединение в классы в виде КЕС, подсистем, системы словообразования, системы языка путем определения системных связей словообразования с другими уровнями языка (синтез). Разделение и группировка как мыслительные операции отражают представления о словообразовательных связях, т. е. о словообразовательной мотивации. То, что классифицирующая деятельность опирается на познание и понимание признаков материальных элементов словообразования, показывает, что словообразовательные связи вторичны и являются производными от признаков словообразовательных единиц. Таким образом, характеристика словообразовательной мотивации во всех ее проявлениях отражает лишь представления о реальных словообразовательных связях, и обнаруживаемых в них признаков субстанциональных элементов.