Что значит слово застава 4 класс литературное чтение
Что обозначает слово «застава» и откуда оно произошло?
У слова «застава» много значений, это и отдаленная часть города (от центра отдаленная), это и некое охраняемое место въезда/выезда в/из города, это и воинское подразделение, которое охраняет войска на марше, а также при расположении на месте.
Еще словом «застава» называют воинское подразделение, охраняющее какой-то определенный участок границы, либо это место расположение этого подразделения.
Слово «застава» имеет несколько значений:
бармицва это термин в иудаизме, означающий совершеннолетие у детей (12-13 лет)
Существует несколько правдоподобных версий, причём вариант «Лицо Обманутое Хулиганами» к ним не относится. Потому что гопники так не говорили, а менты такого не писали (если мент не мог составить протокол так, чтоб к нему потом не прия. э-ээ. чтоб его потом не возили мордой по столу за неверно оформленный протокол, он долго в ментах не задерживался. ).
Третья версия: автомобилные индексы ЛО (в частности ЛОХ) поначалу относились к машинам из Ленинградской области. Как раз на машинах с такими номерами в Ленинград приезжали грубоватые и простоватые (хотя подчас и «зажиточные», по меркам того времени) крестьяне из областных сёл торговать на рынках. На тех же рынках, особенно на Кузнечном, Ситном, Сенном (тогда он назывался Октябрьским) тусовалась и «фарца», которая к людям, живущим своим трудом, относилась свысока, пренебрежительно.
Отголосок тех славных времён.
Четвёртая версия, самая, на мой неискушённый взгляд, правдоподобная. Лох как сокращённое от «лопух». Само слово «лопух» как синоним недалёкого дурачка, которым все помыкают и который постоянно всё делает [зачёркнуто] не так, вероятно, пошло в широкие масы после появления замечательного фильма «Новые приключения Дони и Микки» (1973 год) с Алекссем Смирновым в одной из ролей, которого «Шеф» (его играл Илья Рутберг) постоянно тыкал мордой в очередной его ляп и смачно произносил, поднеся кулак к носу, «Лопух!».
Сильно подозреваю, что этими четырьмя список далеко не исчерпывается.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 4. «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
На заставу богатырскую – место выезда и въезда в город; пункт.
По нарядам снарядился один или группа пограничников, выполняющих приказ на охрану границы.
Доезжал он до росстани – перекрёсток двух дорог.
Из-за камушков кремнёвеньких – тёмно-серые с металлическим блеском кристаллы которого входят в состав большинства горных пород.
Кони-лошади в булатной броне – старинная особо прочная сталь.
Засияли камни-яхонты – устаревшее название драгоценных камней.
На богатство и обзарилися – смотреть с завистью
Подстрекают, подзуживают – дразнить, подзадоривать.
Из налучника лук тугой – чехол для лука.
сумка-чехол, в которой носились стрелы или болты.
Верста – русская путевая мера.
Погреб – заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения
Пуд – устаревшая единица измерения массы.
Былина; поэтический текст; прозаический текст; внешний вид героя;
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Основное содержание урока:
— Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?
— А как называют музыканта, играющего на гуслях? Его называют гусляр.
— С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей волшебной игрой, не оставляющей равнодушными всех, кто её слышал.
— Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?
— Что же такое былина?
— Кто являются главными героями былин?
— Каких богатырей вы знаете?
Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
А кто такой богатырь? Давайте обратимся к словарю.
1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
— У этого слова не одно значение, оно многозначное.
— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, силой, смекалкой.
— Помимо силы и ума чем еще должен обладать здоровьем физическим и духовным.
— В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
Что же мы будем делать сегодня на уроке?
Сколько вопросов у нас!
— Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки» в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Будем читать и анализировать былину и ответим на наши вопросы.
Былина называется «Ильины три поездочки».
Перед тем, как начнём читать, давайте обратимся к названию и подумаем, о чём это произведение.
Былина «Ильины три поездочки» о богатыре Илье Муромце, о каких-то его поездках.
А теперь приступим к чтению.
ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул:
Прочитай вон, на камени
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано! »
— Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец? Давайте узнаем.
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что — судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть! »
Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?
— Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет и жениться ему поздно.
— О каких чертах характера это говорит?
— Это говорит о том, что богатырь смелый, решительный.
— Кого встретил Илья на пути?
Почитайте описание разбойников.
Рассмотрите картину Васнецова «Витязь на распутье». Какой отрывок из былины подходит к картине? Перечитайте.
— Прочитайте начало былины. На что похоже начало былины? Какие произведения начинаются подобным образом?
— Былина начинается как сказка – с зачина.
-Зачином в былине (и других фольклорных произведениях), как мы знаем, называется вступительная часть, в которой определяются место действия, время действия и главный герой
— Былина называется «Три поездочки Ильи Муромца». А мы прочитали только об одной поездке. Как же так?
Дело в том, что это часть былины, её начало.
Сейчас мы прочитаем продолжение приключений богатыря, но уже в другой форме – в прозаической форме.
Перед тем, как приступить к чтению, вспомним, какие две поездки остались и предположим, какую дорогу Илья выберет во второй раз.
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.
Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых. Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает:
«Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».
Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична.
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил-женатым не бывал».
— Какой третий путь остался Илье Муромцу?
— Путь, который ведёт к богатству.
— А как вы думаете, станет ли Илья Муромец богатым? Почему?
Давайте прочитаем и проверим, верны ли наши предположения.
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.
Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
— Кого повстречал богатырь во время второй поездки?
— Как он догадался, что королевична задумала недоброе? Найдите эпизод в тексте.
— Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».
— Что добыл Илья в третьей поездке?
-Стал Илья Муромец богатым?
— Нет, Илья Муромец не стал богатым, он отдал все деньги, которые нашёл, на строительство церквей и нуждающимся людям.
— Почему он так поступил? Как характеризует этот поступок богатыря?
— Илья Муромец честный, справедливый, щедрый человек.
-Прочитайте, как заканчивается былина?
— Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
— На что похожа конец былины?
— Так заканчиваются сказки.
— Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики?
Как вы думаете, зачем автор включил эти элементы в былину?
— Чтобы интересно было слушателю.
— В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла?
— В волшебной сказке.
-Какой мы можем сделать вывод?
— Былины похожи на сказки
Итак, что же общего в прочитанных произведениях? отрывках?
— А в чем же отличия?
— В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.
Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно?
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Какую первую поездку совершил Илья Муромец?
Влево ехать — женатому быть
Прямо ехать — убитому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Правильный вариант ответа
Прямо ехать — убитому быть!
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Какой сказочной черты нет в этом произведении?
Литературный словарь по чтению 4 класс
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
Загадка – произведение фольклора, в котором предмет не назван, но даются его признаки, по которым можно догадаться, о чем идет речь.
Пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием.
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Дразнилка – это произведение фольклора, в котором содержится шутка, вызывающая смех, а иногда и обиду у того, кого дразнят.
Поговорка – часть суждения.
Сказка – вымышленная история со счастливым концом.
Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.
Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев-богатырей, которые защищали русскую землю.
Легенда – произведение фольклора, в котором повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной, фантастической форме.
Героическая песня прославляет подвиги настоящих, невымышленных людей и рассказывает о реальных событиях.
Диалог – это разговор двух или нескольких героев произведения.
Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.
Мораль – нравоучительный вывод – может быть расположена как в начале, так и в конце басни.
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Аллегория – слово греческое, в переводе означает «иносказание».
Баснописец – автор басен.
Стихотворение – это небольшое художественное произведение, написанное в поэтической форме.
Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.
Строфа – несколько стихотворных строк, объединенных ритмом и рифмой.
Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
Олицетворение – наделение животных, предметов, явлений человеческими качествами (мыслями, переживаниями).
Сравнение – сопоставление людей, животных, предметов по внешнему или внутреннему сходству.
Эпитет – образное определение, которое даёт художественную характеристику явлению или предмету.
Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Логическое ударение – это выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.
Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объёма.
Эпизод – часть текста художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия или раскрывающее характер героя.
Литературный герой – главное действующее лицо в произведении.
Абзац – часть текста от одной красной строки до следующей.
Пьеса – это литературное произведение, содержание которого раскрывается в меняющихся действиях (картинах, сценах).
Юмор – изображение кого-либо или чего-либо в смешном виде.
Очерк – это рассказ, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.
Портрет – описание внешнего облика литературного героя.
Миф – это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире, природе, человеческой сущности.
Быль – это то, что было, рассказ о действительном происшествии.
Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Ремарка это указание автора в тексте пьесы (обычно в скобках) на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия.
Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-202578
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспекты уроков по литературному чтению на тему: Н. Н. Асеев «Илья», «На заставе богатырской» (4 класс)
Литературное чтение 4 класс, ч.1, с. 89-93
Тема: Читальный зал. Н.Асеев «На заставе богатырской»
Планируемые результаты образования:
Предметные : Выразительно читать текст, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.
Личностные: Оценивать поступки героев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: Сопоставлять фольклорных и литературных героев.
Познавательные: Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.
Коммуникативные: Читать по ролям произведение. внимательно слушают собеседника и оценивают его высказывание; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Технологическая карта урока № 37
Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Словарная разминка (найди пояснение)
Находят лексическое значение слов.
Постановка учебной задачи.
На доске вы видите портрет писателя. Это Николай Николаевич Асеев
Тема урока: Н.Н.Асеева «Илья».
Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте учебные задачи на данный урок:
1) Познакомиться … (со сведениями из биографии Н.Н.Асеева).
3) Проанализировать … (это произведение).
4) Учиться … (выразительно читать новое произведение).
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Чтение сведений о Н.Н.Асееве
Первичное восприятие произведения Н.Н.Асеева «На заставе богатырской»
— Где происходят события?
Отвечают на вопрос.
-События происходят в Киевской Руси, объединившей славянские народы, до нашествия татаро-монголов.
1. Работа по вопросам к тексту.
Мы узнаем, что на заставе все едущие на Русь должны «бить челом атаману, платить пошлины есаулу».
В)- «Какие качества Ильи проявились во время боя?»
— «Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного».
– Понимание им своих товарищей, мужество, связь с родной природой (землей), великодушие.
— Все начинается с презрения, чувства превосходства, а заканчивается, наверное (т. к. эти состояния не описаны в былине), удивлением, восхищением и благодарностью.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
Работают (в паре) с текстом отмечая реплики по плану.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
— Каким видят Илью Муромца народные сказатели?
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?
Подобрать книги, в которых напечатаны сказки А. С. Пушкина, готовят пересказ содержания и чтение любимых фрагментов наизусть или по тексту.
Литературное чтение 4 класс, ч.1, с. 88-89
Тема: Читальный зал. Н.Асеев «Илья»
Планируемые результаты образования:
Предметные : Выразительно читать текст, определять темп, интонацию чтения. Определять главную мысль произведения, выделять слова, выражающие ее. Пересказывать фрагменты произведения, используя соответствующую лексику.
Личностные: Оценивать поступки героев.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Регулятивные: Сопоставлять фольклорных и литературных героев.
Познавательные: Соотносить литературный текст и произведение изобразительного искусства.
Коммуникативные: Читать по ролям произведение. внимательно слушают собеседника и оценивают его высказывание; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Технологическая карта урока № 36
Основные этапы организации учебной деятельности
Содержание педагогического взаимодействия
I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Словарная разминка (найди пояснение)
Находят лексическое значение слов.
III Постановка учебной задачи.
На доске вы видите портрет писателя. Это Николай Николаевич Асеев
Тема урока: Н.Н.Асеева «Илья».
Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте учебные задачи на данный урок:
1) Познакомиться … (со сведениями из биографии Н.Н.Асеева).
3) Проанализировать … (это произведение).
4) Учиться … (выразительно читать новое произведение).
IV Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Чтение сведений о Н.Н.Асееве
Первичное восприятие произведения Н.Н.Асеева «Илья»
— Чем похож Илья Муромец, о котором написал Н.Н.Асеев, на былинного богатыря?
Отвечают на вопрос.
V Первичное закрепление.
Работа по вопросам к тексту.
— Объясните смысл выражения: «Так проехал он по времени».
— Поразмышляем над шестой строфой стихотворения (с. 88):
Так проехал он по времени,
по стране во все концы;
у его стального стремени
встали новые бойцы.
Размышляют, отвечают на вопрос.
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
— Сравнить Илью А.К.Толстого и Н.Н.Асеева
Работают (в паре) с текстом отмечая чем похожи и чем различаются персонажи.
VII Включение нового знания в систему знаний и повторение.
— Как вы думаете, что хотел показать автор этим произведением нам читателям?
Асеев утверждает, что лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?
С.82. задание внеклассного чтения. Прочитать былины о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Подумать, чем похожи эти богатыри на Илью Муромца и чем отличаются от него. Кто из богатырей понравился и почему.
Николай Николаевич Асеев — русский советский поэт.родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента из дворян. Мать поэта Елена Николаевна, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.
Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909—1912) и на филологических факултетах Московского и Харьковского университетов. Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915). В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете.
В 1922 году приехал в Москву. Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака.
В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе.
Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Николай Николаевич Асеев — русский советский поэт.родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента из дворян. Мать поэта Елена Николаевна, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни.
Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1909—1912) и на филологических факултетах Московского и Харьковского университетов. Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915). В 1915 году призван в армию и попадает на австрийский фронт. В сентябре 1917 года он избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправляется в Иркутск. Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете.
В 1922 году приехал в Москву. Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака.
В годы войны, как невоеннобязанный по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе.
Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.