Что значит слово законы
Значение слова «закон»
1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон об охране общественной собственности. Кодекс законов о труде. Действовать по закону. □ А что такое закон? Выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов.
3. Общепринятое правило, обычай. Закон вежливости. Закон дружбы. □ — Но есть известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно. Л. Толстой, Анна Каренина. Есть в пограничной полосе Неписанный закон: Мы знаем всех, мы знаем все: Кто я, кто ты, кто он. Михалков, Граница.
5. Объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием. Законы развития природы и общества. Закон всемирного тяготения.
6. Устар. Религиозное учение, религия.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Закон — свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения.
Научный закон — фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью, зафиксированное и описанное.
Физический закон — устойчивая повторяющаяся связь между явлениями, процессами и состояниями тел.
Языковой закон — общая закономерность, присущая конкретному языку или человеческому языку вообще.
Закон Божий — совокупность догматов веры, толкований.
«Закон» — советский фильм режиссёра Владимира Наумова (1989).
«Закон» — российский телесериал (2002).
ЗАКО’Н, а, м. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Лнн. З. природы. Законы мышления. Законы диалектики. || Общее положение какой-н. науки, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований (науч.). З. сохранения энергии. З. всемирного тяготения. Законы рынка. Фонетический з. 2. Установленное государственной властью общеобязательное правило, регулирующее какую-н. область общественно-правовых отношений (право). Кодекс законов о труде. Новый з. о подоходном налоге. Действовать согласно закону. Нельзя отговариваться незнанием законов. Нарушение законов преследуется по суду. || Предписание, веление, обладающее безусловной авторитетностью и имеющее значение нормы жизненного поведения (книжн.). Решение партии — з. для каждого коммуниста. Слово отца было для меня законом. Для старика была з. ее младенческая воля. Пшкн. || Общепринятое правило общественного поведения, обычай социального быта (книжн.). Законы гостеприимства, вежливости. 3. преимущ. мн. Основные правила, вытекающие из свойств какого-н. дела и необходимые для его выполнения (книжн.). Соблюдать законы грамматики. Изучать законы контрапункта. Мастерское знание законов полемики. Маэстро объяснил любителям основные правила и законы шахматной игры. Законы стрельбы в цель. 4. только ед. Система нравственных и обрядовых правил, предписываемая тем или иным религиозным учением (книжн. устар. и обл.). По закону христианскому. Иудейский з. 5. только ед. Брак, церковное венчание (обл. устар.). Жить в законе. Вступить в з. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
зако́н
1. юр. юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения ◆ закон о собственности; закон о престолонаследии
2. обобщ. совокупность юридических норм, право ◆ блюстители закона; в стране правит закон
3. устойчивая объективная связь между явлениями природы, поддающаяся описанию в виде математической формулы или формализованного постулата ◆ Закон природы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова заходиться (глагол), заходится:
закон
Закон о воинской обязанности. | Закон о приватизации. | Закон об иммигрантах. | Парламент одобрил ряд новых законов.
Нарушать закон. | Перед законом все равны. | По закону милиционеры имеют право осматривать личные вещи граждан. | Ты не можешь иметь счёт в банке за границей — это противоречит закону.
Государство объявило вне закона все националистические партии в стране.
Неписаные законы. | Законы чести. | Законы нравственности.
Все общие законы природы. | Сильный выживает, а слабый погибает — это закон природы.
Законы движения. | Закон всемирного тяготения. | Закон сохранения вещества. | Экономические законы. | Законы общественного развития.
Твоё слово для меня — закон: как скажешь, так я и сделаю.
Соблюдать законность. | Законность требований.
Полезное
Смотреть что такое «закон» в других словарях:
ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия
ЗАКОН — муж. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон… … Толковый словарь Даля
Закон — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения). В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством,… … Википедия
ЗАКОН — ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… … Толковый словарь Ушакова
Закон ТВ — телевизионный канал «Закон ТВ» Страна … Википедия
Закон — нормативно правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой… … Элементарные начала общей теории права
Закон — 1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей … Политология. Словарь.
закон — ЗАКОН (nomos греч.) понятие и термин, исторически возникшие применительно к регуляции общественных отношений и в дальнейшем перенесенные на понимание природы. Генезис понятия 3. в древнегреческой философии был связан с такими… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в… … Большой Энциклопедический словарь
ЗАКОН — ЗАКОН, а, муж. 1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З.… … Толковый словарь Ожегова
ЗАКОН
Смотреть что такое «ЗАКОН» в других словарях:
ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия
ЗАКОН — муж. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон… … Толковый словарь Даля
Закон — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения). В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством,… … Википедия
ЗАКОН — ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… … Толковый словарь Ушакова
Закон ТВ — телевизионный канал «Закон ТВ» Страна … Википедия
Закон — нормативно правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой… … Элементарные начала общей теории права
Закон — 1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей … Политология. Словарь.
закон — ЗАКОН (nomos греч.) понятие и термин, исторически возникшие применительно к регуляции общественных отношений и в дальнейшем перенесенные на понимание природы. Генезис понятия 3. в древнегреческой философии был связан с такими… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в… … Большой Энциклопедический словарь
Значение слова закон
Словарь Ушакова
зак о н, закона, муж.
| Общее положение какой-нибудь науки, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований (научн.). Закон сохранения энергии. Закон всемирного тяготения. Законы рынка. Фонетический закон.
| Общепринятое правило общественного поведения, обычай социального быта (книж.). Законы гостеприимства, вежливости.
3. преим. мн. Основные правила, вытекающие из свойств какого-нибудь дела и необходимые для его выполнения (книж.). Соблюдать законы грамматики. Изучать законы контрапункта. Мастерское знание законов полемики. Маэстро объяснил любителям основные правила и законы шахматной игры. Законы стрельбы в цель.
4. только ед. Система нравственных и обрядовых правил, *****
Политическая наука: Словарь-справочник
1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки;
Современный экономический словарь. 1999
установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном конституцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов), обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам). Следует отличать юридические законы страны от экономических законов, имеющих объективный, всеобщий характер, действующих вне зависимости от решений органов власти (законы спроса, предложения, денежного обращения, убывающей предельной полезности и другие), а также от принципов, характеризующих главные свойства экономической системы (например, принципы рыночной экономики).
Этимологический Словарь Русского Языка
Старославянское – конъ (начало, обычай, традиция).
Под законом понимают либо «общеизвестные нормы поведения, установленные государством и обязательные для всех граждан страны»; либо «постоянно повторяющуюся связь между явлениями объективной действительности».
На Руси употреблялось с XI в. в значении божеского закона и установлений власти, противоположных традициям.
Производные: законник, беззаконие, законность, законный, узаконить, закономерность.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
1) (в науке), положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью; «правило необходимого существования» по Канту. Понятие закона родственно понятию сущности;
2) (в общественной жизни) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе (нравстенный закон, правовой закон) или более общо — предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить.
Фразеологический словарь русского языка
Словарь финансовых терминов
Справочный Коммерческий Словарь (1926)
юридическая норма, установленная в определенном порядке верховной властью государства, содержащая обязательное для всех граждан правило поведения и обладающая принудительной силой.
Словарь антонимов русского языка
Фразеологический словарь (Волкова)
► В учреждении были драконовские законы по части дисциплины.
Гаспаров. Записи и выписки
♦ «При Александре II в армии отменили телесные наказания, так что солдат мог утешаться, что его бьют не по закону, а по обычаю» (М. Н. Покровский). На интеллигентских тротуарах России 1913 г. еще витал закон, а на проселках царил сплошной обычай. И все мы шкурой чувствуем («критерий практики»), что обычай в жизни важнее. Как в субботе: если бы все субботние законы исполнялись в точности, мы давно были бы в раю.
♦ «Закон это простывший след пролетевшей справедливости».
♦ Профессору Вахтеру в Дерпте говорили: «Неrr Dr. Wachter, Sie sind dummer, als die russische Gesetze dieses erlauben». Он отвечал: «Неrr NN, ich kenne die russische Gesetze nicht» (Пирогов).
Словарь экономических терминов
установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном конституцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов), обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам). Следует отличать юридические законы страны от экономических законов, имеющих объективный, всеобщий характер, действующих вне зависимости от решений органов власти (законы спроса, предложения, денежного обращения, убывающей предельной полезности и другие), а также от принципов, характеризующих главные свойства экономической системы (например, принципы рыночной экономики).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Универсальное и обязательное к исполнению высказывание. Очевидно, что понимаемых в этом смысле «законов природы» не бывает. Мы употребляем это слово по аналогии, имея в виду определенные наблюдаемые закономерности. Напротив, разумность универсума молчалива (никаких высказываний) и проста (никаких категорических требований). Ей хватает порядка тождества, а ее необходимость, если бы вдруг понадобилось дать ей формулировку, звучала бы не в повелительном, а в изъявительном наклонении. Человеческие законы стремятся к этой модели («каждому приговоренному к смерти отрубят голову»), но полностью не достигают ее никогда. Это происходит от недостатка возможностей или избытка желания. Отсюда идея Бога, являющего собой всемогущую волю: Бог существует одновременно в изъявительном и в повелительном наклонениях. Доведенная до предела идея молчания избавляет нас от антропоморфизма в обоих этих видах.
Закон есть то, что исполняется обязательно (необходимость) или должно исполняться обязательно (правила и обязательства). В первом случае мы говорим о законах природы, во втором – о нравственных и юридических законах. Первые не зависят от нашего желания или нежелания, но действуют одинаково неизбежно на всех. Вторые, устанавливаемые согласно воле большинства, никому не навязываются: они существуют в качестве законов постольку, поскольку мы обладаем возможностью их нарушать. Если бы убийство было невозможным, не нужен был бы ни один закон, запрещающий убийство. Если бы земное притяжение можно было отменить, оно перестало бы быть законом.
Первостепенное значение имеет юридическое значение термина. Закон это прежде всего обязательство, налагаемое властью. О законах природы можно говорить лишь во вторую очередь, потому что в нашем воображении существует представление, что природа тоже подчиняется какой-то власти, которая должна быть Богом. Разумеется, это не более чем метафора. Природа не настолько свободна, чтобы кому-то повиноваться. Что касается Бога, то он слишком свободен, чтобы командовать.
Было бы непростительным упущением не привести знаменитое определение, предложенное Монтескье: «Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей» («Дух законов», книга I, глава 1). Впрочем, удовлетвориться этим определением мы также не можем. Ведь если признать, что это определение верно, откуда же тогда берутся плохие законы? Дело в том, что Монтескье, как позже и Огюст Конт, думал в первую очередь о законах природы, которые не бывают ни хорошими, ни плохими и являют собой всего лишь «постоянные отношения между наблюдаемыми явлениями» («Речь о позитивном разуме», § 12). Человеческие законы иные: они обязательны ровно настолько, насколько мы делаем их обязательными, что не гарантирует ни их справедливости, ни необходимости им подчиняться. Следовательно, понятие закона остается смешанным и служит главным образом маскировке той самой двойственности, которая и составляет его суть. Это делается для того, чтобы мы могли назвать тот или иной факт справедливым, а справедливость – действующей. Таким путем мы пытаемся уйти от хаоса и отчаяния. Истина же состоит в том, что не существует ничего, кроме фактов. Но разве найдется человек, способный ее вынести?
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Объективно существующая связь между явлениями в природе и в обществе.
* Закон сохранения энергии. Законы природы. *
2. Обязательные для всех правила, установленные государством или обществом.
* Сборник законов. Законы о наследовании. Закон гостеприимства. *
3. Религиозное учение.
* Законный наследник. Законное решение. *
Библия: Тематический словарь
Б. Значения слова «закон»
♦ правила поведения, заложенные в сознании:
♦ постановления, издаваемые правительствами:
♦ нормы, открытые Богом через Моисея:
Исх 21:1; Рим 5:13; Деян 15:5
♦ первые пять книг Библии:
Пс 18:8; Пс 118:86,138
Пс 118:91,160; Мф 5:18
♦ правильный и праведный:
Пс 18:9; Пс 118:75,137; Рим 7:12
♦ его сущность — любовь:
Мф 22:37–40; Рим 13:8-10; Гал 5:14
2. Краткая история закона Божия, открытого Моисею
♦ изречен непосредственно Богом:
Исх 20:1,18,19; Втор 5:4,22
♦ рассказан Моисеем Израильтянам:
♦ написан на каменных скрижалях:
♦ скрижали разбиты Моисеем:
♦ начертан на скрижалях второй раз:
♦ повторен во Второзаконии:
♦ повторен Иисусом Навином:
♦ не исполнялся богоизбранным народом:
♦ обучали ему при Иосафате:
♦ прославлен в царствование Иоаса:
♦ прославлен в царствование Езекии:
♦ найден заново во времена Иосии:
♦ введен снова Ездрой:
♦ читался в синагогах:
♦ исполнен Иисусом Христом:
3. Цель закона Божия
♦ показать дорогу жизни:
Лев 18:4,5; Втор 30:15–20; Гал 3:12
♦ обозначить наш грех:
♦ умножить познание греха:
♦ показать, что мы все находимся под его проклятием:
♦ привести нас к Христу:
4. Закон Божий, Израильтяне должны
♦ положить его в сердце:
Втор 11:18; Пс 118:11
Втор 4:9,10; Втор 11:19-21
5. Закон Божий и Иисус Христос
♦ пришел выполнить его:
♦ обрезан согласно ему:
♦ посещал праздники, предписанные в нем:
♦ полностью повиновался ему:
2Кор 5:21; Евр 4:15; 1Пет 2:22,23
♦ завершил указанное в нем:
Евр 8:5,6; Евр 9:11–15,23-28
♦ понес его проклятие на кресте:
♦ освободил нас от его ноши:
Рим 7:4–6; Рим 10:1–5; Гал 3:24,25
♦ освободил нас от него:
6. Закон Божий и христиане
♦ не могут соблюдать его полностью:
Рим 3:19,20,23; Рим 7:4,5
♦ не могут быть оправданы им:
♦ оправдание закона исполнилось в уверовавших:
♦ свободны от его осуждения:
♦ свободны от его проклятия:
♦ свободны от его ноши:
♦ вложен в их сердца:
♦ повинуются закону Христа:
Ин 14:15; 1Кор 9:21; Гал 6:2
♦ должны соблюдать закон любви:
Ин 13:34,35; Рим 13:8-10; Гал 5:13,14; 1Ин 3:11-18
♦ должны хранить десять заповедей:
♦ закон духа жизни освобождает нас от закона греха:
Рим 8:2,10,13; 2Кор 3:17
♦ помогает служить Богу в обновленном духе:
Рим 7:6; 2Кор 3:6; Гал 5:16–18,22-25
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG law)
предписание для регулирования поведения. Ветхозаветный закон включает Десять заповедей (Исх. 20) и различные ритуальные указания, содержащиеся в Пятикнижии, или книгах Закона (Торе). В теологии закон выражает волю Бога, и его должно высоко ценить (Пс. 118).
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
Обычно так называется закон, который Бог дал Моисею. Закон можно поделить на
1) гражданский закон, регулирующий общественные обязательства по отношению к ближним,
2) церемониальный закон, регулирующий поклонение Израиля,
3) нравственный закон, содержащийся, в основном, в 10 Заповедях, определяющих Божьи вечные стандарты того, что правильно, и что не правильно.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: правило, принцип, прием, норма
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ЗАКОН, а, м.
1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.
2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.
3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какойн. религии. З. Божий (род. п. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).
• Слово (желание) чьё закон для кого о беспрекословном подчинении чьейн. воле, желанию. Слово учителя для тебя закон.
Вне закона кто (офиц.) о том, кто лишён защиты законов, охраны со стороны государства. Объявлен вне закона.
Закон не писан кому (разг. неодобр.) о том, кто действует как ему заблагорассудится. Дуракам закон не писан.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— З. в юридическом смысле резко отличается от З. в смысле научном (естественном). В то время, как под последним разумеется постоянное, определенное и неизменное соотношение между явлениями природы и человеческой, как индивидуальной, так и общественной, жизни, существующее благодаря постоянному и неизменному соотношению сил и факторов, производящих эти явления, — законами в юрид. смысле называют проявления воли законодательной власти, имеющие целью регулирование общественной жизни путем установления в ней определенного порядка отношений, но могущие подвергаться и действительно постоянно подвергающиеся изменениям в зависимости от изменения воли законодателя или смены самих законодателей. Иначе говоря, З. в юридич. смысле, с научной точки зрения, не больше как социологическое явление, в свою очередь подлежащее объяснению на основании общих законов, управляющих жизнью природы и человеческого общества. Тем не менее, в общественном сознании и с понятием З. в юрид. смысле всегда соединялось и до сих пор соединяется представление о норме, не зависящей от произвола законодателя, хотя и издаваемой по его воле. Другими словами, в понятии З. в юрид. смысле, кроме формального признака воли и веления власти, всегда видели и видят еще и материальный признак — известное нравственное содержание, как выражение связи законодательной нормы с некоторыми постоянными и естественными устоями общества. Такое представление о З. существует с самых древних времен. В древнейших законодательствах господствует воззрение о божественном происхождении норм, установляемых законодателями (Моисеем, Зороастром, Ману, Конфуцием). В Древней Греции издание З. является, по воззрению философов, делом людей мудрых, способных внести в человеческие законы начала разума, управляющего всей природой, отражением законов которой и должны служить человеческие законы (древняя идея естественного права). В Древнем Риме на первых порах господствует религиозная точка зрения, в силу которой З., изданный народной волей, становится общеобязательной нормой не прежде, как по одобрении его богами путем знаков, наблюдаемых авгурами; в позднейшее время (у Цицерона в Дигестах) целиком воспринимается вышеприведенное греческое философское воззрение. Религиозная точка зрения возрождается затем в средневековой философии, где З. положительный является лишь «приобщением к З. естественному или божественному» (Фома Аквинат). Наконец, представителя новой школы естественного права начинают свою деятельность с заявления о том, что Закон есть нечто иное, чем веление верховной власти (Бодэн). Если их взгляды постепенно приводят к формальному учению о З., выраженному в конституционных теориях, то не потому, чтобы они отрицали материальный признак З., а потому лишь, что в определенной организации законодательной власти усматривался лучший залог обеспечения нравственного характера З. В учении позднейших, наиболее влиятельных представителей новой школы (Руссо и Кант) народная воля, выражаемая в правильно организованном учреждении, является лучшим источником права именно потому, что она общая или соединенная (в отличие от воли всех) и в силу этого — неизменно правовая (нравственная). Некоторые отличия в воззрении на З. представляет т. наз. историческая школа правоведения, которая, отделяя понятие права от понятия З., смешиваемых школой естественного права, и вовсе отвергая существование последнего (естественного права), видела в З. именно только проявление воли законодателя, могущее быть и произвольным, и думала найти истинные правовые нормы по преимуществу в обычае. Однако заслугой этой школы является именно установление научного положения о закономерности развития права вообще, независимо от форм его выражения. Отсюда у некоторых ее представителей другая крайность — желание представить законодателя пассивным выразителем норм, подсказываемых ему окружающей обстановкой, и потому не воздействующим на эту обстановку. Но эта крайность только подчеркивает живучесть представления о З. как норме известного нравственного содержания [Приурочение определения З. только к одному формальному признаку веления государства или государя встречается у теоретиков-юристов лишь в исключительные эпохи развития абсолютизма в древнем мире или на Западе. Т. о., в Древнем Риме в эпоху полного укрепления империи появляется знаменитое Ульпиановское «Quod principi placuit legis habet vigorein». Во Франции, начиная с XIV в. (Бутэлье), за королем признается неограниченное право на издание З., которые и являются просто выражениями его воли. Раньше, в XIII в., известный французский юрист Бомануарт, воспроизведя вышеприведенное римское учение Ульпиана, выражавшееся в его время по-французски: » s i veut le roi, si veut la loi», замечает, однако, что законом является только воля короля, выраженная в общем интересе, с участием великого совета короля, и не противная христианскому закону. В Англии, где названный римский принцип был одним из могучих препятствий рецепции римского права, абсолютистические теории З. поддерживались лишь немногими (гл. обр. Гоббсом).].
Современное научное воззрение на З. слагается под влиянием обеих только что отмеченных точек зрения. З. юридический не отождествляется с З. научным или естественным, но в то же время и не признается простым выражением произвола законодателя, при нем одна группа мнений слагается под непосредственным влиянием воззрений естественного права (французские учения о З.), другая — под влиянием исторической школы (немецкая). Согласно первой, закон есть выраженная в правильно организованном собрании народных представителей общая народная воля, находящая сама в себе свое оправдание; согласно второй, З. есть выражение воли государственной (законодательной) власти, имеющей предметом юридическую норму. Для первой нравственная сила З. заключается в условиях его издания, для второй — в его содержании, но для обеих она независима от внешней, формальной силы З. как веления народной воли или государственной власти. Сближением для обеих точек зрения служит то, что вторая по отношению к вопросу об организации законодательной власти разделяет воззрения конституционной теории, а первая отличается от исторического воззрения школы естественного права тем, что далеко не в лице всех своих представителей признает существование постоянных и неизменных основ этого права, в которых всегда можно было бы почерпнуть критерий оценки новых законодательн. норм. Таким критерием является, по мнению новейших писателей, лишь целесообразность самого З., его соответствие с жизненными условиями согласно тому, что сказано, в сущности, еще Монтескье, этим действительным основателем новой исторической школы правоведения («Esprit des Lois», 1, 3 [«З. вообще есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земного шара. З. государственные и гражданские каждой нации должны быть только отдельными случаями приложения этого разума. Они должны подходить к физической природе страны: к климату — холодному, жаркому или умеренному, к качеству земли, ее положению и величине, к образу жизни населения — земледельческому, пастушескому или охотничьему, к степени свободы, которую может предложить конституция, к религии жителей, их склонностям, их богатству, их числу, их торговле, их нравам, их образу действий, наконец, они должны быть в согласии сами с собою, с своим происхождением, с предметом, по отношению к которому установлены».]. Вообще, по мнению современных юристов, З. есть выражение воли правильно организованной законодательной власти, имеющее в виду целесообразное направление явлений общественной жизни.
Закон отличают обыкновенно от других проявлений воли государственной власти, называемых простыми распоряжениями власти (см. Административное распоряжение), хотя в настоящее время очень много спорят об основании этого отличия. Господствовавшая до последнего времени теория видела в З. выражение общей нормы, абстрактного правила, имеющего целью регулирование целого ряда случаев, в отличие от распоряжения или повеления, содержащего приказ по отношению к индивидуальному явлению. В связи с этим теория различала вообще два возможных порядка общественной жизни: один, построенный на начале законности, не знающем привилегий и прилагающем ко всем конкретным случаям лишь правила абстрактной, равно обязательной для всех нормы, и другой, построенный на начале усмотрения власти, руководящейся по отношению к каждому конкретному случаю специальными соображениями целесообразности. Согласно с конституционными учениями конца прошлого и начала нынешнего века административные распоряжения, все равно, исходят ли они от верховного представителя государства или от подчиненных органов административной власти, могут иметь обязательную силу не иначе, как под условием полного соответствия с законом и на основании последнего. Исполнительная государственная власть, по учению крайнего выразителя этого воззрения — Руссо, — только слепое орудие З.; существование ее даже не всегда необходимо, так как она уступает свое место законодательной, как скоро последняя вступает в свои права: «à l’instant que le peuple est légitimement assemblé en corps souverain, toute jurisdiction du gouvernement cesse, la puissance éxécutive est suspendue» («Contr. soc.», 1, 3, 14). Н овейшие немецкие государствоведы — Лабанд, Иеллинек — сильно восстают против этой точки зрения. Ссылаясь, между прочим, на авторитет Аристотеля и Локка, эти писатели указывают на то бесспорное обстоятельство, что ни в какое время и ни в какой стране невозможно представить себе порядка отношений, регулируемого только З. и на основании З. Везде и всегда рядом с З. выступает, как самостоятельная активная сила, исполнительная власть — правительство — подчиненная З., но отнюдь не связанная им до невозможности целесообразно и по своему усмотрению, направленному в интересах общего блага, действовать там, где З. молчит, неясен, противоречив или где точное соблюдение его явно грозило бы гибелью общественного порядка. Отсюда признание равноправности с З. распоряжений власти, применяемых в только что названных случаях и под условием общего блага; отсюда же и модное теперь учение о так наз. материальном и формальном З. Под формальным З. вышеупомянутые писатели разумеют всякое повеление госуд. власти, изданное в законодательном порядке, независимо от характера его содержания; под материальным — только З. в действительном смысле слова, т. е. устанавливающий юридическую норму, независимо от порядка его издания. С этой точки зрения административные распоряжения никогда не могут быть З. в формальном смысле, но могут быть законом в смысле материальном, раз что правительственная власть создает юридическую норму для непредусмотренных З. случаев. С другой стороны, не всякий формальный закон будет и законом в материальном смысле, не все то, что санкционирует законодательная власть, будет действительным законом; эта власть в виде З. может давать простые распоряжения. Возникнув по поводу специального случая [Теория Лабадда являлась научной санкцией образа действий Бисмарка в известном бюджетном конфликте его с парламентом.], исходя из невозможности строгого проведения в современном государстве принципа разделения властей, верно отмечая некоторые недостатки в понятии распоряжения, приведенная теория едва ли имеет какое-либо серьезное научное и практическое значение, несмотря на то, что в последнее время она сильно распространяется, между прочим, и в России. Практический результат ее, выведенный Лабандом, — право правительственной власти приводить в действие независимо от воли парламента те распоряжения, которые в силу конституции являются З. лишь в формальном смысле (прежде всего бюджет), — отрицается теперь даже Иеллинеком, который признает такое нарушение конституции вступлением на путь произвола. Возражения против понятия З. как абстрактной нормы в противоположность распоряжению как способу регулирования индивидуальных явлений лучше всего опровергаются указаниями самого Иеллинека. «Жизнь человека и общества, — говорит этот писатель, — не есть бестолковая и беспорядочная игра. Благодаря физической и психической природе первого и его потребностям в ней образуется ряд необходимых отношений к внешнему миру и другим личностям, носящих постоянный характер. Поэтому юридический порядок общественной жизни возвышается до общих абстрактных правил, при помощи которых возможно нормировать pro futura, одним понятием, целый ряд отдельных случаев. Постоянство жизненных отношений есть основание общности правил» [В области гражданского права это постоянство так наглядно, что, по учению представителей исторической школы правоведения, здесь З. только выражает юридический порядок в обороте, но не создает его. Односторонность этого воззрения показана в ст. Гражданское право (см.).]. Если так, то правильная и целесообразная организация законодательства всегда дает возможность, насколько возможно, приблизить З. к этому идеалу, т. е. охватить общим правилом по возможности все разнообразие случаев. Конечно, общие принципы жизненных отношений изменчивы; рядом с господствующим строем отношений, подводимых под такие принципы, в каждый данный момент в обществе существуют, с одной стороны, отношения старого, отживающего порядка жизни, еще пользующиеся юридической защитой, а с другой — новые, указывающие на дальнейший путь развития. Но первые — всегда исключения из общего правила, его не нарушающие и легко отличимые при соблюдении научных правил толкования З., а вторые, будучи еще не признанными юридически, следовательно, противоречащими закону, едва ли могут быть разрешаемы при помощи усмотрения. Начала целесообразности и усмотрения, поскольку они могут быть отстаиваемы юристами по отношению к деятельности не только администрации, но и суда (гражданского), в действительности не требуют ничего иного, кроме свободы деятельности, которая давала бы возможность, применяя абстрактную норму и выходя из известных закономерных принципов политики, индивидуализировать случаи применения З., выяснять его истинный смысл и размеры действия. Такая индивидуализация может в конце концов привести к изменению смысла нормы, неудачно созданной, недостаточно обобщенной, устарелой или идущей за пределы явлений, подлежащих ее влиянию; но эти результаты достигаются все-таки путем применения и толкования З., а не путем его устранения. Даже в случае видоизменения или неизбежного обхода нормы, при медленности законодательства, исходный пункт деятельности администратора и судьи — все-таки З. Примеры Англии и Рима, утилизируемые с противоположной целью, доказывают как раз последнюю мысль: прогрессивная деятельность администрации и судов в этих государствах возможна была только при начале того консерватизма (в лучшем смысле этого слова) права, который до сих пор остается в Англии одним из оплотов чувства законности. Это чувство было точкой опоры и для деятельности римского претора, преобразовавшего римское право путем своей интерпретации.
Итак, деление З. на формальный и материальный должно быть отвергнуто. З. есть всегда веление законодательной власти, надлежащим образом организованной, направленное к уяснению закономерных начал жизни и в силу этого являющееся абстрактной, общей нормой. В противоположность ему распоряжение или повеление есть только веление исполнительной власти, обязательное в силу З. или самостоятельного права этой власти на подчинение граждан велениям ее воли. Имеющее силу по преимуществу в применении к конституционным государствам, это понятие З. имеет, однако, большое значение и для закономерной абсолютной монархии, какою является Россия на основании ее «основных законов». Если даже с понятием простой деспотии «совместимо признание правовых отношений подданных друг к другу», если «это признание необходимо в собственных ее интересах, для установления и поддержания определенного порядка» (Иеринг), то к монархии, управляемой «на точном основании законов», безусловно применимо вышеприведенное определение З., не только как веление власти, но и определенным образом возникшего и изданного веления. Поскольку такая монархия желает создавать права (юридические нормы), постоянные абстрактные правила для руководства, подлежащие логическому толкованию, постольку для нее обязателен определенный порядок издания З., гарантирующий всесторонность обсуждения явлений жизни, их вызывающих, иначе говоря — правомерность самого З. Ввиду этого несомненно правы те русские государствоведы и юристы (Градовский, Коркунов, Малышев и др.), которые законом называют и у нас не всякое веление верховной государственной власти, иначе говоря — не всякое «высочайшее повеление», а лишь те нормы, которые, получив силу от свободного произволения самодержавной власти, были, однако, предварительно рассмотрены в порядке, установленном основными законами. «Все предначертания законов рассматриваются в Государственном совете, потом восходят на Высочайшее усмотрение» (ст. 50 т. I Св. Зак.); «никакое положение, подлежащее предварительному рассмотрению и уважению Государственного совета, на основании учреждения его, не представляются Его Императорскому Величеству мимо сего совета» (ст. 198 учр. мин.); уважению Государственного совета подлежат: а) все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения; б) предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений, и в) дела, требующие в законах, уставах и учреждениях изменения их смысла (учр. Государственного совета, ст. 23). Исключение составляют законодательные вопросы по военному ведомству. Из второго пункта последней статьи видно, что русскими законами признается и закономерность внутреннего управления, основанного, по общему правилу, только на З. Отсюда следует, что все остальные «высочайшие повеления», с научной точки зрения, не суть З. в собственном смысле, а лишь распоряжения верховной власти. По своему существу они касаются индивидуальных случаев или, будучи общими нормами, издаются при исключительных условиях, требующих немедленного регулирования или вызывающих прекращение действия нормального закономерного порядка государственной жизни.
Некоторые русские юристы (напр. Цитович.) восстают против такого разграничения З. и распоряжения в абсолютном государстве, где, в конце концов, все-таки обязательна воля монарха, дающая силу и тем, и другим: З. подлежит не более строгому исполнению, чем высочайшее повеление. Безусловная обязательность З. и высочайших повелений, конечно, одинакова; но разграничение З. и распоряжения далеко не лишено значения и тогда, когда оно остается в области теории. Оно важно для общественного правосознания в смысле разграничения деспотии и самодержавной монархии. Высочайшие повеления и у нас, как скоро они обращаются в абстрактные юридические нормы, имеют, по мысли самого правительства, характер временный, характер исключительных законов. Вышеупомянутое разграничение имеет, кроме того, и чисто практический характер по отношению к толкованию норм со стороны административных и судебных учреждений. Управление посредством З. как абстрактных норм, выведенных из обсуждения всех обстоятельств, вызывающих эти нормы к жизни, предоставляет больше простора для самодеятельности этих учреждений, дает им возможность более сознательного отношения к исполнению З., к пониманию его духа и смысла, без постоянных обращений за разъяснениями к высшей власти. Необходимость таких обращений возникает именно тогда, когда выраженная воля больше влияет на мысль исполнителя, чем самый смысл распоряжения, когда общий смысл распоряжения затемнен приурочением его к отдельному случаю или группе случаев. Вот почему гражданский суд, этот первый представитель начала законности, и у нас не имеет права отговариваться неполнотою, неясностью или противоречивостью З., а обязан решать дела по общему духу З. Подробнее см. Толкование закона. О внешних формах, порядке издания и отмены З., его действии и значении в жизни — см. Источники права.
Литература: Jellinek, «Gesetz und Verordnung» (Фрейб., 1887); Градовский, «Начала русского государственного права» (т. I); Коркунов, «Русское государств. право» (СПб., 1892); Алексеев, «Консп. лекций по русск. госуд. праву» (М., 1892); Малышев, «Курс общего гражд. права России» (§ 16 сл., СПб., 1878); Цитович, «Курс рус. гражд. права» (I, § 6 сл., Од., 1878); Ивановский, «Новые учения о З.» («Юрид. летоп.», 1892, № 11).