Что значит слово воинская повесть
Воинская повесть
Полезное
Смотреть что такое «Воинская повесть» в других словарях:
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ — ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ, жанр древнерусской литературы, разновидность повести древнерусской, светская историческая повесть, изображающая воинские подвиги, сражения, воинский быт, снаряжение и т. п. Широко бытовала как оригинальная В. п., так и… … Литературный энциклопедический словарь
Повесть о Темир-Аксаке — – одно из произведений, посвященных борьбе русского народа против монголо татарских завоевателей. Рукописная традиция донесла до нас около 200 списков произведения XV–XIX вв. Интерес читателей к произведению объясняется его сюжетным своеобразием … Словарь книжников и книжности Древней Руси
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — воинская повесть (не позднее середины 14 в.) о героическом сопротивлении Рязанской земли монгольским завоевателям. Входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Зарайского. Источник: Энциклопедия Отечество памятник русской литературы, рас … Русская история
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — воинская повесть (не позднее сер. 14 в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Большой Энциклопедический словарь
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — «ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ», воинская повесть (не позднее сер. 14 в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Энциклопедический словарь
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — воинская повесть (не позднее середины XIV в.) о героическом эпизоде из времён монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Энциклопедический словарь
Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия
ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ — ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ, жанр древнерусской литературы (XIXVII вв.), объединяющий повествовательные произведения разного характера. Жанровые указания в памятниках литературы Древней Руси не отличались устойчивостью: повестью называли и… … Литературный энциклопедический словарь
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература — Древнерусская литература (конец XXVII вв.), как и другие средневековые литературы, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преимущественно «прикладной» деловой и познавательный характер: церковно… … Литературный энциклопедический словарь
У литературы Древней Руси, как и у современной, существует множество своих отличий и жанров. Одним из таких жанров является воинская повесть – словосочетание, явно знакомое филологам, однако непонятное большинству обывателей. Что же это – воинская повесть, и каковы ее особенности?
Что такое древнерусская литература
Прежде чем говорить о жанре воинской повести, следует точно уяснить для себя, что же такое древнерусская литература. Под данное определение подпадает вся литература Руси с одиннадцатого по семнадцатый век. Одним из выдающихся памятников древнерусской литературы считается дошедшая до нас «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором. Для произведений данного периода характерна высокая духовность и просвещенность, идейность и совершенство художественного слова. К работам этого времени относится много житий, сочинений о жизни и современном быте, о насущных проблемах. Почитаемым писателем в Древней Руси являлся Владимир Мономах.
Определение воинской повести
Воинская повесть является подвидом исторической повести, жанра, распространенного в вышеуказанные столетия. Помимо воинской, в историческую повесть входили также рассказы о различных преступлениях князей и бояр.
Первые элементы воинской повести можно встретить уже в упомянутой ранее «Повести временных лет». Главной целью таких произведений было продемонстрировать наличие своей истории у русского народа, которой он гордится по праву. Также для воинских повестей характерны лиричность вкупе с патриотичностью, некий пафос и отстраненная оценка произошедших событий. Они строятся как изложение Божьей воли на осуществление тех или иных событий.
Интересно, что разные исследователи по-разному смотрят на происхождение воинской повести. Кто-то полагает, что ее следует считать частью летописных сочинений, посвященной воинским сюжетам, иные – что это самостоятельное произведение.
Особенности
Некоторые исследователи выделяют подвиды воинской повести: летописные и внелетописные. Первые являются обычными летописными рассказами о военных событиях и борьбе с чужеземцами, особенность вторых заключается в своеобразных приемах, использованных авторами. Как бы то ни было, у любых видов воинских повестей есть свои отличия.
Еще одной особенностью древнерусских воинских повестей являются особые стилистические фигуры. Очень много в них метафор – например, стрелы летают, как дождь, и тому подобное. Используемые в воинских повестях приемы призваны отразить не только исторические события, но и внутренние переживания героев, весь спектр присущих им эмоций. Помимо метафор, очень частым приемом здесь является гипербола.
К канонам воинской повести древнерусской литературы относится также рассказ о поединке двух самых сильных воинов, предваряющем основное сражение (описанию этого сражения, этой битвы в произведении отводилось огромное место). Кстати, сам бой изображался, как правило, с непременным вмешательством высших небесных сил – иногда это был Бог, иногда ангелы, которые во время битвы находились рядом с нашими воинами и внушали страх иноземцам.
Есть небольшая разница в воинских повестях разных столетий. Рассказы одиннадцатого-тринадцатого веков посвящены сражениям наших дружин и печенегов, половцев либо степных кочевников. В четырнадцатом-пятнадцатом веках, после монголо-татарского нашествия, противниками русских были татары.
Композиционное строение
Композиция древнерусских воинских повестей состояла из трех частей. Первая – подготовка к сражению: сбор дружин, непременное выступление с речью князя перед своим войском, молитва воинов.
Основные темы
Как уже было сказано ранее, главная тема воинской повести – это борьба с различными завоевателями, описание исторических событий и реальных персонажей. Воинские повести, таким образом, – прекрасный нарратив для изучения истории Древней Руси.
Примеры воинской повести
Среди произведений, относящихся к данному жанру, можно выделить следующие: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского», «Повесть о взятии Царьграда», «Казанская повесть».
«Слово о полку Игореве»
Черты воинской повести просматриваются в известном «Слове о полку Игореве». Основные персонажи этого произведения напрямую связаны с войной. Все события происходят с великим князем Игорем в его походе против половцев. Стилистические фигуры «Слова» и образы навевают воспоминания о воинских повестях, так же как и тема мужества, пронизывающая все произведение целиком.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Это произведение было создано аж в тринадцатом веке и сохранилось до наших дней. Композиция его полностью отвечает структуре воинской повести, так же как и характер и описание центрального персонажа. Присутствует здесь и описание молитвы, и подготовка к битве, и специальные воинские формулы, и метафоры. Данное произведение считается одним из лучших образцов воинской повести.
Что значит «воинская повесть»
Большая Советская Энциклопедия
жанр древнерусской литературы, распространённый в 11≈17 вв. Основу В. п. составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой В. п. ≈ обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений («бысть сеча зла и ужасна»; «стрелы летяху, аки дождь»). Характерные черты В. п. представлены в «Повести временных лет» (начало 12 в.), в сказаниях о княжеских усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи (12 в.) и особенно в «Слове о полку Игореве» (12 в.). Большое распространение получили переводные В. п.: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия», «Девгениево деяние».
Центральной темой оригинальных В. п. 13≈14 вв. становится борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усиливаются религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества («Повесть о Калкской битве» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»). В конце 14 ≈ начале 15 вв. В. п. испытывает воздействие агиографии и деловой письменности («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша»). В ней противопоставлены стойкость, мужество русских и лютость, нечестие «поганых» татар. В уста положительных героев вкладываются благочестивые размышления ≈ молитвы, изображаются религиозно-фантастические картины помощи небесных сил. Важный этап развития В. п. ≈«Повесть о взятии Царьграда» турками в 1453 Нестора-Искандера. Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в «Казанской истории» (середина 16 в.). В 17 в. В. п. приобретает демократический характер («Повесть об Азовском сидении донских казаков» в 1637). Во 2-й половине 17 в. В. п. уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.
Лит.: Воинские повести древней Руси, М. ≈ Л., 1949; Орлов А. С., Героические темы древней русской литературы, М. ≈ Л., 1944; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1960; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967.
Транслитерация: voinskaya povest’
Задом наперед читается как: ьтсевоп яаксниов
Воинская повесть состоит из 15 букв
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ
ВО́ИНСКАЯ ПО́ВЕСТЬ, жанр древнерусской литературы, разновидность повести древнерусской, светская историческая повесть, изображающая воинские подвиги, сражения, воинский быт, снаряжение и т. п. Широко бытовала как оригинальная В. п., так и переводная («История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия», «Девгениево деяние»). В основе В. п., как правило, лежит реальное военно-историческое событие. Поэтический стиль В. п. сочетает книжную традицию и черты народного эпоса. Центральный герой оригинальных русских повестей обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина.
В. п. сохранились как самостоятельные произведения или в составе летописей. Древнерусские В. п. рассказывают преимущественно о борьбе русского народа с внешними врагами (реже о междоусобицах): о походах на половцев (рассказ Ипатьевской летописи о походе Игоря Святославича 1185), о монголо-татарском нашествии (летописные повести о битве на Калке 1223 и нашествии Батыя 1237, «Повесть о разорении Рязани Батыем»), о Куликовской битве 1380 («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). В. п. XVI в. («Казанская история», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков») испытали значительное влияние «Повести о Царьграде» Нестора-Искандера (2‑я половина XV в.); из памятников XVII в. с жанром В. п. связаны многие сочинения о Смуте, цикл Повестей об Азове.
Некоторые характерные черты В. п. отразились в памятниках других жанров: «Слове о полку Игореве», княжеских житиях («Житие Александра Невского», «Повесть о Довмонте»).
Тексты и литература:
Воинские повести Древней Руси, М.-Л., 1949;
Орлов А. С., Об особенностях формы рус. воинских повестей (кончая XVII в.), М., 1902;
его же, О некоторых особенностях стиля великорус. историч. беллетристики XVIXVII вв., СПБ, 1909;
его же, Героич. темы древней рус. литературы, М.-Л., 1945.
Полезное
Смотреть что такое «ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ» в других словарях:
Воинская повесть — жанр древнерусской литературы, распространённый в 11 17 вв. Основу В. п. составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с… … Большая советская энциклопедия
Повесть о Темир-Аксаке — – одно из произведений, посвященных борьбе русского народа против монголо татарских завоевателей. Рукописная традиция донесла до нас около 200 списков произведения XV–XIX вв. Интерес читателей к произведению объясняется его сюжетным своеобразием … Словарь книжников и книжности Древней Руси
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — воинская повесть (не позднее середины 14 в.) о героическом сопротивлении Рязанской земли монгольским завоевателям. Входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Зарайского. Источник: Энциклопедия Отечество памятник русской литературы, рас … Русская история
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — воинская повесть (не позднее сер. 14 в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Большой Энциклопедический словарь
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ — «ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ», воинская повесть (не позднее сер. 14 в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Энциклопедический словарь
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — воинская повесть (не позднее середины XIV в.) о героическом эпизоде из времён монголо татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского … Энциклопедический словарь
Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия
ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ — ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ, жанр древнерусской литературы (XIXVII вв.), объединяющий повествовательные произведения разного характера. Жанровые указания в памятниках литературы Древней Руси не отличались устойчивостью: повестью называли и… … Литературный энциклопедический словарь
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература — Древнерусская литература (конец XXVII вв.), как и другие средневековые литературы, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преимущественно «прикладной» деловой и познавательный характер: церковно… … Литературный энциклопедический словарь
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ
Найдено 2 изображения:
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ, жанр древнерусской литературы, распространённый в 11-17 вв. Основу В. п. составляет изображение ист. события, связанного с героич. борьбой народа против внешних врагов. Патриотич. пафос повествования сочетается с публяцистич. оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой В. п.- обычно реальная ист. личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений («бысть сеча зла и ужасна»; «стрелы летяху, аки дождь»). Характерные черты В. п. представлены в «Повести временных лет» (нач. 12 в.), в сказаниях о княж. усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи (12 в.) и особенно в «Слове о полку Игореве» (12 в.). Большое распространение получили переводные В. п.: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия», «Девгениево деяние».
«Слово о полку Игореве». Гравюра на дереве В. А. Фаворского. 1950.
«Задонщина». Рукопись (Государственный Исторический музей).
Лит.: Воинские повести древней Руси, М.- Л., 1949; Орлов А. С., Героические темы древней русской литературы, М.- Л., 1944; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1960; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967. В. В. Кусков.
В. п. сохранились как самостоятельные произведения или в составе летописей. Древнерусские В. п. рассказывают преимущественно о борьбе русского народа с внешними врагами (реже о междоусобицах): о походах на половцев (рассказ Ипатьевской летописи о походе Игоря Святославича 1185), о монголо-татарском нашествии (летописные повести о битве на Калке 1223 и нашествии Батыя 1237, «Повесть о разорении Рязани Батыем»), о Куликовской битве 1380 («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). В. п. XVI в. («Казанская история», «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков») испытали значительное влияние «Повести о Царьграде» Нестора-Искандера (2‑я половина XV в.); из памятников XVII в. с жанром В. п. связаны многие сочинения о Смуте, цикл Повестей об Азове.
Некоторые характерные черты В. п. отразились в памятниках других жанров: «Слове о полку Игореве», княжеских житиях («Житие Александра Невского», «Повесть о Довмонте»).
Тексты и литература:
Воинские повести Древней Руси, М.-Л., 1949;
Орлов А. С., Об особенностях формы рус. воинских повестей (кончая XVII в.), М., 1902;
его же, О некоторых особенностях стиля великорус. историч. беллетристики XVIXVII вв., СПБ, 1909;
его же, Героич. темы древней рус. литературы, М.-Л., 1945.