Что значит слово вакханалия
Значение слова «вакханалия»
1. В древнем Риме: празднество в честь бога вина и веселья Вакха.
2. Разгульное пиршество, оргия. Среди шума вакханалий, среди лиц ликующих вдруг черная мысль подымается со дна бокала. Герцен, Письмо Н. А. Захарьиной, 7 апр. 1836.
3. перен.; чего или какая. Бурное и беспорядочное проявление каких-л. сил, достигающее крайней степени. Это была вакханалия огня в небе. Брызги молний не только разлетались по небу над океаном, но и захватывали всю видимую небесную сферу. Яркой широкой полосой вспыхивал горизонт над морем. Сушкина, Там, где шумит океан и царит вечное лето.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально вакханалия проводилась тайно, под покровом ночи, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентинского холма 16-го и 17-го марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц. Празднества эти соединялись с диким разгулом и нередко сопровождались элементами насилия.
Римский Сенат выступал в качестве противника вакханалий в рамках многовековой римской политики по противодействию тайным и подозрительным мистическим сборищам любого толка (не только участникам вакханалий, но позже также христианам и тд). Это нашло своё отражение в сенатском постановлении 186 года до н.э. en:Senatus consultum de Bacchanalibus, которое было найдено в виде надписи на бронзовой табличке в Калабрии в 1640 году и ныне хранится в Вене. Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 39, 8-18). Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалии не были искоренены, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время, а имя их надолго осталось для обозначения шумных торжеств, и в этом смысле употребляется и в России.
Но это не единственное значение данного слова, употребляемое в переносном смысле. Например, в толковых словарях русского языка таких авторов, как Ожегов и Ефремова, вакханалия означает также крайнюю степень беспорядка, разгула, беспорядочного и бурного проявления чего-либо.
ВАКХАНА’ЛИЯ, и, ж. 1. чаще мн. В античном мире — празднество в честь Вакха, бога вина и веселья (истор.). 2. Разгульное пиршество, оргия. Попойка превратилась в настоящую вакханалию. 3. перен. Крайний беспорядок, безудержное своеволие (газет.). В сельсовете до чистки царила полная в.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вакхана́лия
1. истор. в Древнем Риме — празднество в честь Вакха
2. перен. шумное, разгульное пиршество
3. перен. дикий разгул, буйство; бурное, беспорядочное проявление чего-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ущерблять (глагол), ущербляет:
Вакханалия – это что такое? Как правило, с данным словом связаны такие ассоциации, как «шум», «беспорядок», «разгул». Они являются верными, но только отчасти, так как отражают лишь переносное значение термина. Подробнее о том, что это – вакханалия, можно узнать из статьи.
Словарное толкование
Вакханалия – что это означает в словаре? Там дается несколько трактовок.
В продолжение рассмотрения вопроса о том, что это – вакханалия, обратимся к синонимам и происхождению слова.
Этимология и синонимы
Происходит от латинского существительного bacchanalia, обозначающего празднества, посвященные богу Вакху, происходящие от имени этого бога, которое на латыни пишется как Bacchus. А происходит оно от Вакха, который на древнегреческом обозначается, как Βάκχος и читается как Бахус. Далее происхождение слова лингвистами не просматривается. В русский язык оно пришло путем заимствования, будучи образованным от французского bacchanale.
Рассмотрим синонимы к вакханалии. Среди них находятся, такие как:
Далее следует подробнее сказать о том, что это – вакханалия в прямом смысле.
В Древнем Риме
Там словом «вакханалия» называли мистические празднества, отдававшие дань почитания богу Вакху. Они пришли из Греции, где назывались дионисиями – в честь бога Диониса. Сначала они распространились на юге Италии и Этрурии, а к началу II в. до н. э. – по всей территории Италии и в Риме.
Изначально эти празднества проводили под покровом ночи, в условиях таинственности. Посещали их одни женщины, собиравшиеся 16 и 17 марта возле Авентинского холма, в роще Симилии. Позже к церемониям присоединились и мужчины, а праздники стали более частыми, их стали организовывать пять раз в месяц. Их сопровождал дикий разгул, а иногда и элементы насилия.
Римские сенаторы выступали против вакханалий. Это отразилось в их постановлении, принятом в 186 г. до н. э. Оно сохранилось в форме надписи на табличке, сделанной из бронзы, и было найдено в 1640 г. в Калабрии. Сейчас хранится в Вене. Участников празднеств разыскивали по всей Италии, их казнили, отправляли в заточение и в ссылку. Несмотря на это, подобные действа еще долгое время не были искоренены. Позднее слово «вакханалии» стало употребляться для обозначения не в меру шумных торжеств.
Бог виноделия
Вакха, или Бахуса, отождествляли с древнегреческим Дионисом. Он был самым младшим из олимпийцев. Его почитали как бога:
О нем есть упоминание в Одиссее. До того как была открыта Микенская культура, исследователи позднего времени полагали, что в Рим он пришел через Грецию из варварских земель. Это предположение было основано на том, что культ его носил экстатический характер, его сопровождали неистовые танцы, захватывающая музыка и неумеренное пьянство.
Казалось бы, эти проявления были чуждыми трезвому темпераменту эллинов и их ясному уму. Но были найдены ахейские надписи, которые свидетельствуют о том, что греки почитали Диониса еще до начала Троянской войны. Следовательно, поклонение Вакху и проведение вакханалий – это заимствование у эллинов, как и многое в римской мифологии и культуре.
Традиционно считается, что Вакх-Дионис был сыном Зевса (у римлян – Юпитера) и Семелы. Однако рожден он был из бедра своего отца на острове Наксосе в Эгейском море. Его воспитали местные нимфы. Эти события, согласно мифам, были связаны с тем, чтобы скрыть ребенка и его мать от гнева законной жены главного олимпийского бога.
Вакханалия — что это такое и как сегодня используется этот термин
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Заслышав слово «вакханалия», все мы, так или иначе, догадываемся, о чем идет речь.
Однако традиционное понимание этого термина чревато, как правило, не слишком удачными ассоциациями, связанными в первую очередь с жутковатым прошлым одной из величайших цивилизаций мира.
Правда, далеко не всегда эти ассоциации вытекали из оргических празднеств под покровом ночи, когда римские женщины собирались где-то на природе и вершили свои таинственные мистические ритуалы.
Когда-то вакханалии обладали более приличным смыслом, а сам термин использовался в значении «иметь религиозный опыт» и/или «практиковать определенные религиозные ритуалы».
Под этим подразумевался некий эзотерический опыт (это как?) сближения с Богом, благодаря которому человек превращался в бакхе (или бакхос) – избранного, посвященного, того, кому покровительствует бог Бахус.
Так как же случилось, что это определение утратило свой первоначально невинный смысл и приобрело новое значение, откровенно пошлое и никак не вписывающееся в рамки приличия? Вот в этом мы сегодня с вами и разберемся.
Вакханалия — что это означает в историческом контексте
Древний Рим всегда ассоциируется с высокоразвитой культурой и дошедшими до наших дней великолепными архитектурными решениями, воплощенными в прекрасных храмах, дворцах, театрах и замысловатых акведуках.
Однако мало кому известно о менее примечательных и не таких уж славных традициях этой могущественной цивилизации, про которые не любят упоминать даже самые беспристрастные историки и педантичные (это как?) антропологи.
Вакханалия как явление зародилась еще в эпоху эллинизма, но только к началу II века до нашей эры традиция, скрываемая под этим словом, обрела оргиастические черты и распространилась с региона Лацио на северо-запад к тосканским этрускам, а затем и по всей Италии.
Сами древние римляне называли этот обычай «bacchanalia», придавая ему вполне невинный смысл и трактуя как «хорошее времяпрепровождение».
Италийская культура, развивавшаяся параллельно и под влиянием культуры Древней Греции, не могла не впитать в себя некоторые элементы, связанные с религией вообще и отдельными культами.
Греческий Дионис, особо почитаемый как рождавшийся трижды бог вина, дарящий к тому же вдохновение и религиозный экстаз, стал своеобразным прототипом римского Вакха – бога растительности, покровительствующего не только виноградарям и виноделам, но и творческим личностям.
Неудивительно, что культ этого божества, «отвечающего» за производительные силы природы, рьяно поддерживали римские женщины, свершавшие религиозные ритуалы в честь Вакха в сооруженных на скорую руку святилищах где-нибудь в заброшенном подземелье.
Со временем вакханок становилось все больше, и такие святилища уже не подходили для отправления служб.
Изначально вакханалии проводились редко, причем только ночью и втайне от непосвященных. Ритуал совершали всего раз в году – в марте, 16 или 17 числа.
Традиционно жрицы Вакха собирались на небольшой поляне в оливковой роще Симилии, что раскинулась по болотистым склонам Авентинского холма в окрестностях Рима.
Туда могли приходить только женщины, которые зажигали много факелов или разводили большой костер, а затем устраивали ритуальные хороводы (иногда с песнопениями) и, таким образом, восхваляли Вакха.
Когда запрет для мужчин исчез, вакханалии стали проводиться чаще, пока частота отправления служб не достигла нескольких раз в месяц – по некоторым источникам, один-два ритуала в неделю.
Как сами вакханки, так и мужчины, допущенные к вакханалиям, отдавали должное не только хорошему вину, но и разнообразным плотским утехам.
Нередко такие оргии приводили к ожесточенным спорам, массовым потасовкам с увечьями и даже к убийствам. Насилие на этих праздниках становилось обычным делом.
Чуть позже вакханалии переросли из закрытых и тайных празднеств в народные шествия с последующим безудержным весельем, длившемся целую ночь как минимум.
Эти разнузданные мистерии сопровождались исступленным разгулом, в котором соединялись низшие животные инстинкты (это как?), дикий триумф природных начал и освобождение страстей от оков цивилизации (это что?).
Спустя три столетия места проведения праздника в честь Вакха стали служить и своеобразной авансценой для политических интриг.
Из-за дурной славы этих разгульных празднеств Сенат вынужден был принять конкретные меры по противодействию любым мистическим сборищам и тайным культам любого толка, что и было сделано в 186 году.
Сенатское постановление «Consultum de Bacchanalibus» было распространено по всей империи и однозначно запрещало проводить вакханалии.
Этот исторический факт подтверждается соответствующей надписью на бронзовой табличке, обнаруженной в одной из монастырских библиотек Калабрии в первой половине XVII века.
Сейчас артефакт хранится в венском музее и напоминает о множестве заточений, ссылок и казней, осуществленных за нарушение этого постановления.
Вакханалия — что это в искусстве
Несмотря на запреты Сената, традиция вакханалий сохранялась во многих уголках империи, особенно в южной части Италии, где она, собственно, и зародилась.
История этого праздника записывалась и передавалась из поколения в поколение, однако со временем значение термина стало шире и сейчас это слово можно услышать даже в обыденной речи.
Что касается специфических сфер употребления, то:
Эта тема изредка проявляется и в живописи XIX-XX вв., но чаще всего в «заказных» работах – как, например, у немецкого импрессиониста Ловиса Коринта, французского живописца Вильяма Бугро и швейцарского литографа Конрада Гроба.
Что это означает в переносном смысле
Сейчас слово «вакханалия» используется больше в переносном смысле, который сохранил свое малоприятное историческое значение.
Так обычно называют оголтелые вечеринки, безнравственные «рейвы» (это как?) и частные празднества, сопровождаемые чрезмерным весельем, пьянством, шумом и безудержным разгулом.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Разве культурное действо можно назвать таким словом как вакханалия? Ну а фильм Калигула смотрели все неприличные люди и мы тогда узнали, чем ещё Древний Рим был славен помимо юриспруденции и красивой архитектуры.
Вакханалией называют всякое уродство по отношению трезвому и рациональному поведению. Типа — чо вы тут за *игню устроили? Так скажет обычный работяга. А учительница в школе может сказать детям после активной перемены в классе — Что вы тут за вакханалию устроили? Ну, типа она культурная! Но смысл тот же. Так что такие словечки вставляет богема или мнящие себя «культурной прослойкой» гомо сапиенсы! 🙂
Вакханалия
Смотреть что такое «Вакханалия» в других словарях:
вакханалия — См … Словарь синонимов
ВАКХАНАЛИЯ — 1) празднества в честь Вакха (см.); 2) шумные пиры, попойки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ВАКХАНАЛИЯ ]) празднества у древн. римлян и греков в честь Вакха; 2) попойка с излишней свободой… … Словарь иностранных слов русского языка
ВАКХАНАЛИЯ — ВАКХАНАЛИЯ, вакханалии, жен. 1. чаще мн. В античном мире празднество в честь Вакха, бога вина и веселья (ист.). 2. Разгульное пиршество, оргия. Попойка превратилась в настоящую вакханалию. 3. перен. Крайний беспорядок, безудержное своеволие… … Толковый словарь Ушакова
Вакханалия — – ежелгі грек және рим мифологиясындағы өсімдіктің, шарап пен көңілділіктің Вакх деп аталатын құдайы, жүзім өсіру мен шарап дайындаудың пірінің құрметіне арналған мейрамдық рәсімдер. Оларды дионисийлер деп те атаған. Бұл мейрамдарда көңілді… … Философиялық терминдердің сөздігі
ВАКХАНАЛИЯ — ВАКХАНАЛИЯ, и, жен. 1. обычно мн. В античном мире: празднество в честь Вакха бога вина и веселья. 2. перен. Крайняя степень беспорядка, неистового разгула (книжн.). | прил. вакханальный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова
ВАКХАНАЛИЯ — жен., греч. неистовый пир, развратное празднество, исступленная попойка, дикий разгул. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Вакханалия — Вакханалия. Так называли римляне оргические и мистическиепразднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие ст. Востока ираспространившиеся сначала по Ю. Италии и Этрурии, а ко II в. до Р. X. по всей Италии и в Риме. Празднества эти соединялись с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Вакханалия — … Википедия
вакханалия — и, ж. 1) (обычно мн.) Древнеримский праздник в честь бога вина и веселья Бахуса (Вакха). 2) перен., книжн. Дикий разгул, разгульное пиршество. Устроить вакханалию. Пьяная вакханалия. Среди шума вакханалий, среди лиц ликующих вдруг черная мысль… … Популярный словарь русского языка
ВАКХАНАЛИЯ — В жаркой пляске вакханалий Позабудь свою любовь, АБ898 (I,373.2); Как всякий факт на всяком бланке, Так все дознанья хороши О вакханалиях изнанки Нескучного любой души. П917 (I,205.1); ВАКХАНАЛИЯ Загл. П957 ( … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Вакханалия: веселое праздненство или разгульное пиршество?
Вакханалия — это понятие, пришедшее к нам, как и многие мистические и эзотерические термины, из глубин истории человечества. В Древней Греции так называлось пиршество в честь Вакха или, как еще его называют, Бахуса или Диониса.
Что такое вакханалия
В целом значение слова вакханалия (bacchanalia, лат.) больше связано для нас с историей Римской Империи. Так жители этого когда-то вольного во всех смыслах города называли свои оргиастические и мистические, веселые и безумные праздненства.
Хотя сама традиция этих обрядов пришла к нам с Востока и распространилась сначала через Грецию в южную Италию и Энтурию, но уже во 2 веке до н.э. вакхические действа укоренились по всей Италии, а в Риме завоевали особую популярность.
Само слово вакханалия означает в прямом смысле понятие разгульное пиршество, оргия. В переносном оно ассоциируется с бурными и беспорядочными проявлениями каких-то сил, что достигают крайней степени.
Вначале вакханалии как обряды проводились в ночное время, тайно, и присутствовали на них лишь женщины, собиравшиеся обычно ежегодно 16 и 17 марта у Авентинского холма в роще Симилии. Но скоро церемонии стали посещать и мужчины, а вакхические оргии-мистерии стали проводиться чаще, вплоть до пяти раз в месяц.
В результате они превратились в действа дикого разгула и буйства, где было дозволено абсолютно все.
Вакханалии в Древнем Риме
Видимо, не случайно против вакханалий выступил, в конце концов, даже Римский Сенат. Правда, основным мотивом преследования подобных сборищ, с его стороны, был не столько творившийся на них беспредел, сколько опасения римских властей в том, что вакханалии являлись в некотором роде еще и подозрительными, тайными мистическими собраниями людей.
Запрет на них был учрежден сенатским постановлением 186 г. до н.э., о чем гласила бронзовая табличка с надписью Senatus consultum de Bacchanalibus, найденная в Калабрии в 1640 году (хранится в Вене).
Несмотря на жесткие преследования
казни, заточения в тюрьмы и ссылки участников вакхических мистерий-нарушителей вышеуказанного постановления, люди не хотели расстаться с любимой традицией. Вакханалии так и не были искоренены. В античном мире и, как следствие, в истории мирового искусства можно встретить множество примеров, когда поэты, писатели и художники живописали эти человеческие мистерии во всех их многочисленных красках и оттенках.
До сих пор слово и понятие вакханалия употребляется в качестве обозначения и описания шумных безумных торжеств и всего, что с ними связано.
Таким образом, вакхическая парадигма — взаимоотношения духовно-мистического и реального мира — здесь тесно переплетены.
В конце-концов, понятие и определение любого рода вакханалии, от простого его обозначения некого некогда увеселительного действа перешло к определению и более широкого нравственного, — а точнее, — безнравственного уже, порядка. Хотя в основе его остались все те же — беспредел, разгул и непомерное излишество чего бы то ни было.
Можно ли считать в этой связи, что сегодня человечество охвачено некой вакханалией доступности?