Что значит слово тщеславие
Значение слова тщеславие — что это такое и почему это плохо
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чуть ранее мы с вами уже успели рассмотреть некоторые отрицательный качества человеческой натуры — узнали, что такое ханжество, кто такой лицемер и откуда берется жестокость.
Сегодня предлагаю пойти дальше и рассмотреть такой человеческий порок, как тщеславие. Что это такое, в чем выражается, чем опасно для общества и самого человека? Надеюсь, что будет интересно.
Тщеславие — это потребность в тщетной славе
Тщеславие – это отрицательное качество личности, которое выражается в болезненной потребности доказывать свое превосходство, получать похвалу от окружающих, добиваться славы и почестей.
Согласно христианским постулатам оно является одним из восьми смертных грехов, способных погубить человеческую душу и породить другие низменные страсти. Как побороть в себе тщеславие? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.
Существительное тщеславие произошло от слияния двух слов – тщетность и слава. В буквальной трактовке значение слова тщеславие — это потребность в пустых почестях. Более глубокое толкование говорит о том, что земная слава является тленной и преходящей, поэтому стремление к ней – напрасная трата внутренних сил в ущерб своему духовному развитию.
Близкие по значению слова (синонимы) — гордыня, спесь, высокомерие, кичливость, бахвальство, надменность. Слова-антонимы (что это?) – простота, скромность, смирение.
Истоки тщеславия в человеке
По мнению психологов, тщеславие – это порождение нездоровой самооценки.
И зачастую в случае неправильного воспитания предпосылки для его развития закладываются в ранние годы. Рассмотрим простой пример. С детских лет человека приучают нравиться окружающим, получать хорошие оценки в школе, соревноваться со сверстниками и стремиться к первенству.
Поначалу все это выглядит вполне логично — ребенок лучше всех учится, побеждает в спортивных соревнованиях, за что и получает похвальные грамоты и почитание окружающих. Но на каком-то этапе происходит подмена ценностей и логическая цепочка нарушается.
Восхищение родителей и друзей, аплодисменты и поощрения становятся для школьника важнее, чем ежедневный труд, учеба и тренировки. Он начинает зазнаваться, ощущать свое превосходство.
Теперь все его действия направлены на то, чтобы получить очередную громкую похвалу, в то время как занятия спортом или изучение любимого предмета уходят на второй план. Так тщеславие начинает пускать корни в неокрепшей детской душе.
Не менее подвержены тщеславным помыслам и взрослые люди. Особенно это касается личностей публичных, добившихся значительных успехов в карьере, творчестве. Недаром говорится, что испытание славой является одним из самых сложных.
Слабые духом люди становятся зависимы от внешнего признания, как от наркотика.
Испытав хотя бы один раз эйфорию (что это?) от громких достижений, они начинают страдать звездной болезнью, используют любые средства, чтобы прославиться снова. Очень тяжело тщеславные люди переносят утрату популярности, поскольку забывают о том, что земная слава является тщетной, преходящей.
Отношение к тщеславию в религии
Религия приравнивает тщеславие к болезненной страсти и призывает каждого искоренить в себе этот коварный недуг. По мнению духовных наставников, тщеславие таит в себе серьезную угрозу, поскольку толкает личность на путь жестокого самообмана.
Вместо внутреннего роста и саморазвития тщеславный человек занимается достижением внешнего иллюзорного успеха. Но при таком подходе он никогда не сможет приблизиться к Богу и достичь духовного возрождения!
Тщеславие опасно ещё и тем, что порождает множество других пороков, главным из которых является гордыня. Точнее сказать, эти две страсти существуют бок о бок в душе грешного человека.
И если тщеславие стремится угодить окружающим, чтобы получить от них очередную похвалу, то гордыня толкает своего обладателя на то, чтобы унижать других людей, взирать на них свысока. Оба эти греха являются трудноискоренимыми, но искренняя вера в Бога помогает человеку осознать их пагубное воздействие, очистить свою душу и стать смиренным.
Проявления тщеславия в характере и поступках
Иногда тщеславие проявляется в виде мелкого хвастовства, но в некоторых случаях может приобретать характер пагубной страсти, которая поражает психику человека и заставляет его тратить все свои силы на доказательства собственной исключительности.
Главные признаки тщеславия:
Человек, пораженный вирусом тщеславия, очень зависит от мнения окружающих. Поэтому все его поведение направлено на то, чтобы произвести внешнее впечатление. Он любит делать громкие заявления, вести себя вызывающе, подчеркивать собственную значимость.
Любая критика со стороны воспринимается тщеславным человеком очень болезненно, ведь он совершенно не готов признавать свои недостатки. Зато он очень падок на льстивые речи, поскольку нуждается в постоянном восхвалении.
Как бороться с тщеславием
Глубокое понимание того, что такое тщеславие и насколько оно опасно для человека, позволяет эффективно бороться с этим недостатком. Избавиться от порока помогают следующие качества личности:
Человек со здоровой самооценкой прекрасно осознает свои достоинства и недостатки, а потому не испытывает потребности казаться совершенством в чьих-то глазах и слышать льстивые комплименты. Он спокойно воспринимает конструктивную критику и использует её в целях саморазвития.
К своим ошибкам зрелый человек относится с юмором, а к достижениям – с самоиронией, ему не присущи самоуничижение или гордыня. Но, главное, он увлечен любимым делом, поэтому получает удовольствие от самого процесса, нет помышляя о шумихе и публичности.
И все же, как уберечься от тщеславия в случае громкого успеха? Как не поддаться искушению и не вознестись на крыльях гордыни?
Важно понимать, что любая личная победа является результатом участия других людей – наставников, членов семьи, друзей. И чем значительнее достижение, тем больше в нем заслуга тех, кто учил, поддерживал, помогал как мог.
Способность признать этот факт позволяет избавиться от тщеславных мыслей, сохранить здоровую самооценку, разделить радость от успеха с близкими.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
«Дети, которых постоянно винят при любой оплошности и никогда не хвалят, рискуют стать слишком самолюбивыми личностями. Желание получить благодарность существует в нас на подсознательном уровне. Дети, которых воспитывают и с наказаниями, и с одобрениями, получают эту возможность, а те, которых постоянно ругают, вынуждены со временем искать похвалу в любых ситуациях, поскольку чувствуют острую необходимость в ней. И наоборот, дети, которым все дозволено, во взрослом возрасте тоже будут стремиться получать похвалу и благодарность, выпячивая свои, порой несуществующие, таланты. Отсутствие запретов в детстве позволяет им впоследствии считать, что они вправе требовать от окружающих исполнения всех своих капризов.
Тщеславными часто становятся и те дети, которые вынуждены были в школьные годы терпеть издевательства своих одноклассников. Они стремятся за счет похвал от окружающих, добытых любыми путями, компенсировать те отрицательные эмоции, которые получили в детстве».
Высказывание не мое, но полностью его поддерживаю, потмау что в статье прозвучала однобокость высказывания. Люди могут быть тщеславными, только потому, что на них ни кто не обращал внимание или ставили им в пример других. Подавление личности происходило.
Хоть тщеславие часто считается отрицательным качеством, оно нередко косвенно стимулирует людей становиться лучше и добиваться большего. Так что не нужно пытаться подавить его в себе.
Кому будут на уши лить льстивые речи? Только крупному начальнику или политику, который решает вопросы, потому среди простого люда найти тщеславие невозможно, данный порок присущ лишь тем, кто уже взошел на вершину Олимпа.
Статья однобоко написана. У любого качества есть плюсы и минусы. Мир дуален. Это детская позиция делить мир на хорошо и плохо. Глаз «режет» читать как «бороться» с тщеславием.
Любой грамотный психолог скажет, что нельзя не с чем бороться, бороться с частью себя. нужно принимать. Только приняв что-то в себе у человека появляется возможность измениться, нужно определить конструктивные качества в той или иной эмоции и интегрировать их в себя, понять причину появления этого чувства.
А статья так и плещет высказываниями, что «грешники вы страшные и гореть вам в аду, за то что вы это испытываете».
Алия: да, внутренний мир человека самого с собой важен. Однако свобода одного человека заканчивается, там где начинается свобода другого. Данное качество веками порицалось, ибо ущемляло окружающих такого человека людей.
Ваше же толерантное отношение ко всем изъянам человека явно переходит все границы. Есть ведь и более тяжкие грехи — их тоже нужно принимать? Мы не Европа или США. Тут вы своей аудитории в достаточном количестве не найдете.
Часть 11. Тщеславие
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.
Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.
Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20–28).
Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.
Тщеславие прикровенное и явное
Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.
Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11–12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!
В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».
Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.
От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.
С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.
Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».
Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.
Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.
Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.
Борьба со страстью
Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?
Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.
Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.
Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.
У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».
Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».
Что такое тщеславие: понятие, примеры, причины появления
Приветствую Вас, друзья!
Слово «тщеславие» знает каждый человек. И всем известно, что это нежелательная черта характера. При этом, далеко не все правильно и однозначно понимают, в чем проявляется данное качество. Сегодня мы постараемся устранить этот пробел и подробно разберёмся с тем, что такое тщеславие, как оно чаще всего проявляется, почему возникает, по каким признакам его можно обнаружить и как от него избавиться.
Что такое тщеславие?
Тщеславие – это ярко выраженное желание человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. В этом заключается ключевой момент: тщеславный человек не стремится стать лучше. Он нуждается в признании и ощущении собственного превосходства. Для него важно лишь то, что про него думают окружающие, а не то, насколько это соответствует действительности.
Желание выглядеть хорошо в глазах окружающих естественно для каждого из нас. Мы следим за своей внешностью, заботимся о репутации, занимаемся саморазвитием и стараемся не совершать предосудительных поступков. Всё это вписывается в рамки нормального социального поведения и не подлежит осуждению. Но некоторые люди возводят это стремление в абсолют. Они делают всё, чтобы окружающие воспринимали их значительно более совершенными, чем они являются в действительности.
Тщеславные люди старательно скрывают свои недостатки и не терпят, когда им на них указывают. Они любят хвалить себя, преувеличивая свои достижения. Кроме того, они часто унижают окружающих, чтобы на их фоне выглядеть более презентабельно. Также они очень ценят лесть и всегда стараются окружить себя людьми, которые часто хвалят их за несуществующие заслуги.
Примеры тщеславия
Такие явления как гордыня, высокомерие, кичливость, спесь и звёздная болезнь являются формами тщеславия, которые проявляются в разных ситуациях, провоцирующих тщеславное поведение. К примеру, вчерашний студент, которому легко давалась учеба, приходя в коллектив, пребывает в полной уверенности, что он – восходящая звезда, которая вскоре затмит всех коллег. В таком случае говорят, что человек ведёт себя спесиво, подразумевая, что вскоре произойдёт ситуация, которая «собьёт спесь» с зарвавшегося юнца.
Звездная болезнь – это другая форма тщеславия, которая свойственна успешным людям. Человек, чувствующий, что обладает действительно выдающимися способностями и всего добился сам, начинает мнить себя звездой. Его самооценка зашкаливает, он восхищается собой и ждёт, что окружающие также будут им восхищаться. При этом у него формируется настоящая зависимость от лести и восхищения. Такие «звёзды» часто занимаются «показухой» и конфликтуют с другими людьми, которыми тоже овладела звёздная болезнь.
Часто можно встретить такую форму тщеславия как имитация саморазвития. Человек убеждает себя и окружающих, что он активно совершенствуется в определенной сфере. Он с удовольствием воспринимает похвалы и лесть от окружающих, не признаваясь им, что уже давно не работает над собой. Это яркий пример стремления «казаться, а не быть». Такие люди чаще всего демонстрируют снисходительное или даже презрительное отношение к окружающим, стремясь выглядеть на их фоне лучше.
Признаки тщеславия
Для человека вполне естественным является стремление к признанию его заслуг. Прилежный ученик или студент вполне заслуженно ожидают получить высокий балл за хорошо выполненное задание. Хороший специалист хочет, чтобы начальство ценило его квалификацию, а коллеги уважали его достижения. Любой человек заслуживает того, чтобы его старания оценивались по достоинству, и он вправе желать этого. Чтобы понять, что такое тщеславие, важно провести четкую грань между этим явлением и нормальным человеческим поведением.
Тщеславием называют стремление человека получать похвалы незаслуженно. Обычно тщеславного человека выдают такие особенности характера как:
Причины тщеславия
Пытаясь лучше понять, что такое тщеславие и откуда оно берётся, психологи пришли к выводу, что оно формируется в детстве – тогда, когда у ребёнка закладывается его самооценка. Все родители по-разному воспитывают детей. Многие хвалят своего ребёнка значительно сильнее, чем он заслуживает. Родители убеждают его, что он бесконечно талантлив, тем самым оказывая ему медвежью услугу.
Существуют и другие причины формирования тщеславия:
Как избавиться от тщеславия?
Мы уже выяснили, что тщеславие – это серьезный недостаток, который не красит человека и никак не помогает в жизни. Поэтому, обнаружив у себя данную черту характера, стоит приложить усилия к тому, чтобы избавиться от неё. Существует несколько довольно простых упражнений, которые вы можете начать выполнять уже сегодня:
Перечисленные упражнения достаточно эффективны, и уже через пару недель вы ощутите, что стали действительно лучше и человечнее. Если же избавиться от тщеславия не удаётся, можно обратиться к психотерапевту. Он сможет определить истинную причину, по которой оно возникло, и после этого разработать эффективную стратегию лечения.
Заключение
Тщеславие – это весьма неприятная особенность характера, мешающая человеку нормально общаться с близкими людьми. Даже если тщеславному человеку кажется, что у него есть хорошие друзья, его высокомерие обычно производит на окружающих неприятное впечатление. Его втайне могут недолюбливать многие родственники, приятели и коллеги. Сам же он обычно не подозревает об этом и мнит себя всеобщим любимчиком. Поэтому если вы обнаружили, что являетесь тщеславным человеком, избавляться от этой черты необходимо немедленно. А как это сделать, мы рассмотрели выше – просто запомните эти правила и соблюдайте их.