Что значит слово тризна
Значение слова «тризна»
1. Заключительная часть 412 похоронного обряда у древних славян, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, борьбы, а позднее из поминального пиршества. В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жен и любимца коня. А. К. Толстой, Курган.
2. Книжн. Церковный обряд похорон или поминовения усопшего. Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною. Н. Некрасов, Размышления у парадного подъезда. || Обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти. При возвращении с кладбища начиналася тризна в честь покойника, и родственники и друзья бывали пьяны два, три дня или даже целую неделю. Пушкин, История села Горюхина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТРИ’ЗНА, ы, ж. 1. У древних славян — поминки по умершем, сопровождавшиеся пиршеством (истор.). Ковши круговые запенясь шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин. 2. перен. Скорбное воспоминание о ком-чем-н. утерянном, погибшем (поэт., ритор.). Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души. Баратынский. Привезут к нам останки твои, чтоб почтить похоронною тризною. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
три́зна
1. истор. заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством ◆ Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега. Пушкин
2. религ. церковный обряд поминания умершего у православных
3. обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти; поминки
4. перен. поэт. высок. скорбное воспоминание о ком-либо либо о чём-нибудь утерянном, погибшем ◆ Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души Баратынский
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: академически — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тризна
Тризна – что это такое?
Древние славяне имели чёткое представление о том, что душа человека бессмертна, и после смерти она переходит в мир Нави, а затем, путешествуя по Золотому мосту, находит свою обитель уже в новом месте. Для того, чтобы душе удалось продолжить взросление, нужно было для этого жить правильно и следовать при жизни всем законам богов. Естественно у древних славян были особые ритуалы, связанные с погребением и отпеванием усопшего. В данной статье мы поговорим именно об этом.
Раньше, в период расцвета языческих верований, тело усопшего попросту сжигали, а затем пепел развевали на ветру. В частности, делали это на берегу реки, или в чистом поле, но суть даже не в этом, а в том, что для наших предков, именно огонь был своего рода порталом в загробный мир. После сжигания тела, проводились ритуалы в честь памяти усопшего. Совокупность именно этих ритуалов, называли Тризной.
Тризна — это та часть погребальных ритуалов, которые проводились на месте погребения, после того, как тело уже было сожжено. В число таких ритуалов входили песни, танцы, бои и многие другие состязания. Проводились они в честь умершего человека, и в них участие принимали не только его родственники, но и все жители деревни. Тризна была характерна для племён восточных славян.
Этимология слова.
Естественно наши предки не стали бы просто так, из воздуха называть столь важную часть своего быта. Этимология слова тризна, увы, так до конца и не ясна учёным, они всё никак не могут прийти к одному знаменателю. Было выдвинуто множество теорий о происхождении этого слова. Давайте рассмотрим парочку из них. Итак, известный славист Марк Фасмер высказывал своё соображение касательно того, что слово тризна происходило от праславянского «tryzna». Он утверждал, что произошло чередование гласных, и первоначальной формой и исходником было слово «травить», что означало поминальное угощение. То есть речь шла о поминальном застолье, которое устраивают до сих пор. Второй славист, Измаил Срезневский, предполагал, что название обряда означает некую ритуальную борьбу, состязание, награду, подвиг в честь умершего. Некоторые исследователи, например, такие, как Фортунатов и Мейе, считали, что исходным было слово «trizna». Это слово являлось родственным с древнеисландским словом «strið», что в переводе означает войну и спор. Российский лингвист, Олег Трубачёв искал корни названия тризна в числительном «tri». По его мнению, название обряда происходила от традиции приносить в жертву исключительно трёхгодовалого животного. Владимир Топоров, предполагал, что тризна обозначала три вида состязания, таких как, например, троеборье. Он также подчёркивал, что в жертву могли приносить три разных животных, которые могли выступать в роли символом всех трёх миров: небесного, земного и подземного. Ещё одна интересная теория принадлежит Рале Цейтлин, которая предложила разбить название обряда тризна на два слова «три» и «изна». В первом случае, три это три, то есть числительное, а слово «изна» можно трактовать, как «вознаграждение». То есть согласно этой теории, тризна — это тройное вознаграждение. Как говорили в известном сериале «Секретные материалы» — истина где-то рядом.
Исторические сводки и упоминания.
Чтобы у читателя не создалось такое ощущение, словно обряд с таким названием, был придуман только недавно неоязычниками, и теперь тиражируется, как исконно славянский обряд, автор статьи спешит привести исторические сводки. Итак, мои дорогие, такой обряд, как Тризна упоминается в историческом памятнике «Повесть Временных Лет». Первое упоминание этого праздника, находится в не датированной части этой рукописи, которая рассказывает о жизненном укладе и быте славян.
Второе упоминание этого обряда датируется приблизительно 945 годом, и повествует о тех погребальных ритуалах, которые были проведены княгиней Ольгой, над телом её покойного супруга. Здесь же описывается месть, которая была совершена по отношению к роду древлян, так, как именно они убили князя. Последнее упоминание об обряде датируются 969 годом, когда описываются похороны самой княжны Ольги.
Описание обряда.
В первую очередь, тризна проводилась для того, чтобы защитить живых от посягательств тёмных сил. В этом есть свой смысл, особенно, если учитывать, что во время утраты близкого человека, люди становятся эмоционально очень уязвимыми. И для того, чтобы бесам не удалось захватить господство над душами людей, необходимо было провести Тризну. Тем более, эта совокупность ритуалов облегчала душе переход в иной мир. В современном языке слово тризна трактуется, как синоним поминальных застолий.
Помимо поминальных застолий, в число ритуалов Тризны входило: процесс омовения тела усопшего, его одевание в парадную одежду, ритуальное бдение, и в дальнейшем уже сожжение тела. Сжигали кстати тело на особом помосте, который называли крадом. Затем устраивались игрища и разные состязания, чтобы почтить память ушедшего и развеселить остальных. Подобные традиции существовали и у других народов, например, у греков.
Мы уже вдоволь поговорили о Тризне, о том, как приблизительно она могла проводиться, и откуда собственно и берёт начало этот праздник. Но давайте, теперь взглянем на похоронные процессии древних славян, с другой стороны. Задумаемся, почему всё же тела усопших сжигали и какой сакральный смысл вкладывали в это действо наши предки.
В похоронных ритуалах древних славян важным атрибутом так же служила лодка, или ладья. По преданию, для того, чтобы оказаться в мире мёртвых, душе предстояло переплыть речку Смородину. После этого, душа усопшего оказывалась в том месте, которое было ей уготовано. По некоторым верованиям, душа пересекала реку проходя по Калиновому мосту. Но всё же некоторые славянские племена сжигали своих усопших в лодках. Но, всё это может показаться читателю недоказанным. Автор попытается привести исторические сводки, и описание погребальных ритуалов у славян, которые были запечатлены иностранными путешественниками и учёными, в своих трудах.
Масуди, арабский автор, который жил в десятом веке, пишет о том, что на Руси, у словенов и сербов было принято сжигать своих усопших, а вот дунайские болгары, по его описанию могли по своему усмотрению и сжечь, и похоронить тело в землю. Лев Диакон из Византии, описывает как воины князя Святослава сожгли тела своих павших соратников. Существует исторические свидетельства подобного ритуала в Польше во времена правления князя Мечислава. Согласно «Повести временных лет», племена кривичей, северян и радимичей, ещё в десятом веке сжигали своих покойников, тогда, как племена древлян и полян хоронили.
Подобные исторические сводки позволяют утверждать, что всё же исконные славяне сжигали тела усопших. После сожжения, останки обычно хоронились в неглубоких могилках. С началом великого расселения славянских народов, которое датируется шестым веком, появились и многочисленные различия в погребальных ритуалах. Например, в центральной части славянских земель стала практиковаться особенность захоронения останков в курганах. Они представляли собой единое пространство, где хоронили всех, просто для каждого усопшего вырывалась отдельная ямка. В юго-восточной части Славии курганное захоронение не прижилось, но зато там распространился обычай просто хоронить не сожжённые тела в земле. По мнению исследователей, подобное сочетание столь разных способов захоронения уходит своими корнями в римскую эпоху, и заимствован он из верований иранских народов. Симбиоз культур происходил на рубеже второго и четвёртого века, на территории Северного Причерноморья. В этом нет ничего странного, так, как когда две культуры существуют рядом с друг — другом, то невозможно избежать взаимодействия языков, культуры, традиций и религиозных представлений. Так, например, приставка «бог» перешла к славянам, от иранских народов. Отсюда и появились Стрибог, Даждьбог. Таким образом судить о том, что традиция захоронения мертвых у славян является результатом христианского влияния в корне ошибочна, так, как этот ритуал существовал задолго до прихода православия на землю славян. Постепенно обряд сожжения усопших сошёл на нет. Данное действо датируется одиннадцатым веком, и здесь конечно уже не обошлось без вмешательства новой религии — христианства.
Ибн-Доста, арабский автор, живший в девятом веке, писал в своей работе «Книга драгоценных драгоценностей», что у славян было принято сжигать тела усопших. А вот при описании ритуала захоронения у русских, данный автор описывает, что когда умирал зажиточный русский, то, его хоронили его в могиле похожей на дом. Туда вместе с телом хоронили одежду, драгоценности и другие ценности. Так же в могилу укладывались припасы с едой, и напитки. Вместе с усопшим данной могиле располагалась и жена усопшего, будучи ещё живой. Могилу закрывали, и женщина умирала в заточении. Данный автор, так же подчёркивает, что подобное явление было основано на добровольном решении самих жён.
Весьма интересное описание о ритуале погребения у русов, даёт нам арабский путешественник, Ахмед Ибн — Фадлан. Он побывал на побережье реки Волги. Данное действо датируется приблизительно 921 годом (возможна неточность в один год). Во время своего путешествия Фадлан познакомился с русскими купцами, при этом он стал свидетелем похорон. Автор уточняет, что описанные им похороны принадлежали зажиточному и весьма богатому человеку. Похороны богатых отличались своей многоступенчатостью ритуалов, тогда как, для похорон бедняка сколачивали лодку и просто сжигали тело в нём.
Похоронная процессия богатого человека начиналась следующим образом: для начала тело на десять дней укладывали в могилу с настилом. Туда же укладывали припасы с едой и хмельные напитки. В течение десяти дней происходило деление нажитого покойником богатства. Треть от имущества отходила к семье усопшего, на треть средств шили богатый, похоронный наряд, а остальная треть тратилась на изготовление хмельного напитка, которое использовалось для поминания умершего. В этот период сопутствующими элементами подготовки к похоронам, считались музыка, пьянство и сексуальная свобода.
Принадлежащим умершему рабыням и рабам задавали вопрос, кто из них был готов последовать вслед за своим господином. Обычно, на такое соглашались девушки. К добровольной жертве приставляли в услужение двоих девушек, которые должны были быть с ней повсюду. Арабский путешественник даже описывает, что эти девушки мыли жертве ноги своими руками. Перед погребальной церемонией жертва могла сполна насладиться всеми радостями жизни: петь, танцевать, есть и пить самое лучшее и предаваться плотским утехам.
Тризна
Содержание
Этимология
Упоминание в «Повести временных лет»
Первое упоминание тризны находится в описании славянских народов и их жизни в недатированной части ПВЛ:
Следующее упоминание при описании погребальных действий княгини Ольги над умершим мужем князем Игорем и одновременно осуществление мести древлянам за его убийство (945 г.):
В последний раз тризна упоминается в ПВЛ, когда говорится о смерти княгини Ольги (969 г.):
Описание
Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. В современном русском языке слово тризна в основном используется как часть фразеологизма совершить тризну и понимается главным образом как пиршество в честь усопшего, поминки.
Кроме поминок, тризна включала в себя обряд омовения покойника, обряжания (одевания в лучшие одежды, украшения), ритуального бдения у тела покойного, которое могло сопровождаться обрядовым весельем, и сжигания трупа на специальном помосте, именуемом крада. У славян-язычников часто встречалось и обычное погребение, без сожжения, но подавляющим оно стало лишь после распространения христианства.
Подобные традиции погребальных обрядов существовали и у других народов. В частности, у древних греков в честь покойного устраивались игры (спортивные состязания).
Тризна: что означает слово и как проходит славянский обряд
О наших предках, живших до крещения Руси, практически ничего не известно. Древние обычаи с проводимыми обрядами остались в глубине веков и покрылись тайной. Часто смысл и значение стародавних таинств доходят до нас в искаженном виде.
В современном понимании тризна — это похороны, поминки об умершем, с обедом и дальнейшем поминании в определенные дни. Считается устаревшим словом, вышедшим из употребления. В современном мире это слово успешно заменено перечисленными с соответствующими пониманиями. Однако у древних предков значение слова несло более глубокий смысл.
Что такое тризна
В классической литературе и живописи XIX века слово «тризна» упоминалось как поминки после погребения, сопровождаемые застольем. Применялось в текстах и картинах в понимании печального вспоминания о потере, утрате, о ком-то ушедшем. В некоторых текстах употреблялось в словосочетаниях со словом «похоронная».
Из древних дохристианских летописей слово означает славянский обряд, проводящийся после сожжения покойного, на месте захоронения.
Проводили его со всеми составляющими действиями в честь умершего человека.
Происхождение слова
Ясности в вопросе образования слова нет. В одной из версий происходит от праславянского «тризнище», означающего «поминовение», «состязание», «подвиг», «награда». Есть версия Шанского, заключающаяся в происхождении слова от древнерусского «трыти» со значением «тереть».
Лингвисты не могут найти ясности в вопросе о происхождении по причине существования исследователей утверждающих о ином обозначении этого слова.
Другие значения в источниках:
Некоторые исследователи заявляли о значениях, связанных с жертвоприношениями трех разных животных, символизирующих три мира ведической веры, или три вида состязаний, принимая в основу число «три» и соотнося тризну с тройственностью и особым смыслом тройки в славянской мифологии.
Схожесть в звуках при произношении во многих европейских языках похожа в толкованиях слов «погребальное пение», «плач». В греческом языке слово θρήνος (thrēnos) означает «плач», «рыдание». Существенным доводом в пользу греческого происхождения считается внесение многих слов в русский язык в эпоху его реформирования. В то время много слов было внесено в формировавшуюся православную церковь, сохранившихся до сих пор. Оппоненты греческого происхождения, в свою очередь, считают, что корни следует искать в дохристианских славянских источниках.
Одна из причин разнообразного значения
Иногда таинство справляли по массе народа, например, отображенное в картине Г. И. Семиградского «Тризна русских дружинников после битвы под Даростопом в 971 году» (1884 год). Массовое участие в совершении ритуальных действий, изображенных на картине, дали повод упростить понимание к одному слову.
Слова, с которыми понимается:
Все они по отдельности имеют косвенное отношение к похоронным действиям, происходящим после сражения с героическими поступками. Вот и стали толковать лишь одно действие, подвиг или битву, не имеющие ничего общего с погребением и поминками.
Значение понятия
Маловероятно, что тризна принесена в русский язык из другого языка или приходом христианства. Весомым тому аргументом будет использование слова в летописях, датируемых до крещения Руси. Понимание его означало похороны со всеми сопутствующими действиями, посвященными памяти усопшего или погибшего.
Само слово является сокращенным от знаний трех миров: правь, Навь и явь. Знание о трех мирах, как они взаимосвязаны и взаимодействуют, вот какая содержится информация в этом емком понимании обряда, являющегося целым мировоззрением. Задача его поддерживать связь между мирами и поколениями, независимо от нахождения. Постоянно участвуя в традиционных действиях, народ с детства впитывал образ мышления, становящийся взглядом на жизнь.
Обряд тризны
Традиционно древний русский ритуал погребения и поминовения берет свое начало с незапамятных ведических (языческих) времен. Весь комплекс обрядов объединялся в одно таинство, называемое тризной.
Цель проведения
Близким и родственникам необходимо было попрощаться с грустью о внезапной утрате. Дальше по сценарию — веселье, и должно быть не до печали. Она может удерживать почившего и повлиять на процесс перехода духа в иной мир.
Традиционная тризна на Руси
Начиналось погребение с подготовки тела усопшего. Проводились обряды обмывания, после чего на тело одевали роскошные одеяния. Потом проводились прощания, рыдания и чтение молитв. После прочтения готовили тело к сожжению. По знатным жителям тризна правилась шикарная во всех отношениях.
По ходу обряда славили богов, утверждая вечную победу жизни над смертью в силу единства трех миров. Налаживали незыблемую связь между поколениями, независимо от места пребывания. Богами на Руси были славные предки, единого рода со всеми жителями.
Как и когда проводят в современном мире
Христианство изначально отрицательно относилось к проведению погребения и поминок в языческих традициях. Однако позже православная церковь на протяжении веков ассимилировала эти обряды под свои нужды. Большую часть мероприятий убрали, а оставшуюся изменили, также поступив со многими традиционными праздниками и обрядами на Руси.
Значение слова тризна в православии не изменилось до наших дней, означая погребение и поминовение усопшего. От церкви понятие вошло в обыденную жизнь. На останках древних обычаев сейчас существуют традиции, которые предписываются церковью и соблюдаются людьми.
После смерти человека родственники приглашают священника, чтобы отпеть его дома, или согласовывают для проведения в храме. Во время службы присутствующих кормят хлебом и коловом — специально приготовленной кашей.
Угощение на отпевании несет отпечаток древних обильных жертвоприношений. После захоронения проводят обед с распитиями спиртных напитков с пожеланиями покойному царствия небесного и приятных воспоминаний с почившим при жизни. На следующее утро на могилу несут завтрак. Потом поминают на 9 и 40 дней, полгода и год, справляя в тесном кругу близких и родственников.
Структура поминального обряда
Отправляя в последний путь дорогого человека, родные и близкие смирялись с его утратой, а ему облегчали путь в иной мир. Все поминальные действия (от омовения тела до пира в честь памяти ушедшего) были ориентированы на помощь ушедшей душе. Часть из них была направлена на облегчение душевного состояния и защиту оставшихся родичей, находящихся в эмоциональном и моральном истощении, от бесов.
Во время обряда воздавали славу и хвалу богам и славным предкам, погибшим за землю родную. Обрядами люди обращались к богам с прошением защитить землю и народ, а умершим помочь исправить все неправедно сделанное при жизни.
Действия, входящие в состав тризны:
Костер старались разводить огромный: от его высоты и мощи зависела легкость перехода. При сжигании князей и знатных воинов пламя достигало таких высот, что видимость его была на десятки километров. Огонь был основой веры и жизни древних славян, он использовался во всех ритуальных действиях. Считался основой создания вселенной: с него начиналось ее творение.
Переход в мир иной облегчался сожжением тела. По столпу огня с дымом, рвущемуся ввысь, дух уходил в Навь легко и свободно. Кроме способствования перехода души к предкам, стихия огня очищала от всех совершенных проступков при жизни в грешной плоти.
После сожжения прах:
Перечисленные действия позволяли праху ушедшего гармонично слиться с элементами Яви, предоставив свободу духу.
Считается, что наши предки кремацию стали проводить только к началу нашей эры, которая практически выжила ингумацию — предание тела земле. Праславянские племена клали тело в скорченном виде, в позицию эмбриона. Подпитана эта традиция была представлением о перевоплощении душ. Но незадолго до использования сожжения стали хоронить в распрямленном виде.
После погребения начиналась увеселительная часть: сородичи с пришедшими почтить память проводили поединки, пиршества с песнями и плясками — всем, чем жил усопший. Это был не совсем печальный обряд.
Игры и пляски в честь умершего
Проводились игрища, состоящие из поединков, сражений, сопровождаемых жизнь усопшего. Начинались увеселения с песнями и танцами, которыми выражали радость о благости богов. К пляскам у славян было особое отношение, они очень тесно соприкасались с боевыми играми.
В танце могли выражать жизненные ситуации, в том числе и боевые. Состязания проводились не только в кулачных боях, но и среди пляшущего народа — это было неотъемлемой частью жизни. Танцами отгоняли грусть и печаль, открывая дорогу к радости и веселью.
Оплакивание покойного
Сразу после наступления смерти родственники начинали оплакивать покойного с громкими причитаниями обрядовых песен, которые содержали хвалебные речи за заслуги при жизни. Плачем живые показывали, насколько дорог был покойный и как им будет его не хватать.
В истории известны случаи приглашения плакальщиц, особенно при погребении знатного человека. Это были специально обученные женщины, певшие ритуальные песни с причитаниями и рыданиями. Он помогали родным излить всю боль утраты и пережить горе для дальнейшей счастливой жизни.
По поверьям, душа сразу после смерти находится в доме, и если вновь приставленный достойно оплакан, то душа его будет спокойна, а родственников не будут тревожить сновидения и мысли о нем.
Поминальное пиршество
Пир, проводимый в честь упоминания покойного, состоял из роскошного застолья с возлиянием медов хмельных, сопровождаемых содержательными тостами и пожеланиями. Проводился до кремации тела и после. Первый символизировал переход в иной мир, а второй проводился в защиту родных покойного от бесов из темных миров.
На пиру вспоминали богов и силы подземного мира, воздавая им хвалу и славу, призывали принять умерших и не трогать живущих.
Видео о тризне
Из представленного видео вы узнаете об обряде тризны.
В данном видео представлены советы Трехлебова, касающиеся современных реалий и веры.