Что значит слово стечение согласных
стечение согласных
Смотреть что такое «стечение согласных» в других словарях:
Муюв (язык) — Муюв Самоназвание: Muyuw Страны: Папуа Новая Гвинея … Википедия
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия
Хорезмско-тюркский язык — нужно отличать от современного хорезмского диалекта и иранского хорезмийского языка. Хорезмско тюркский язык Регионы: Центральная Азия, Хорезм и оазисы по нижнему течению р. Сыр Да … Википедия
Выбор предлога — 1. При выборе предлога в синонимических конструкциях учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между ними. Ср.: в адрес кого либо замечания – по адресу кого либо замечания (в данном сочетании первый вариант имеет… … Справочник по правописанию и стилистике
Выбор предлога — 1. При выборе предлога в синонимических конструкциях учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между ними. Ср.: в адрес кого либо замечания – по адресу кого либо замечания (в данном сочетании первый вариант имеет… … Справочник по правописанию и стилистике
Кумыкский язык — Самоназвание: къумукъ тил Страны: Россия … Википедия
Кластер (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кластер. Языковой кластер (англ. cluster «пучок, группа») понятие, используемое в строгом значении в языковой систематике. Обозначает совокупность идиомов, которые близки между собой так же,… … Википедия
ПОЧВА — Слово почва этимологически родственно слову подошва. Согласно объяснению А. А. Потебни312, почва образовалось из подъшьва после утраты редуцированных звуков и вызванной этим процессом ассимиляции групп согласных, т. е. приблизительно в XIV XV вв … История слов
Мансийский язык — (вогульский язык) один из обско угорских языков. Распространён по левобережью Оби и её притокам в Тюменской и Свердловской областях РСФСР. Число говорящих 3,7 тыс. чел. (1979, перепись). Имеет северную, южную (исчезнувшую), восточную и западную… … Лингвистический энциклопедический словарь
Монгольские языки — Монгольские языки группа языков монгольских народов. Общее число говорящих 6,5 млн. чел. Вопрос о включении этой группы в состав алтайских языков остаётся на уровне гипотезы. М. я. являются результатом развития диалектов некогда единого (до 16… … Лингвистический энциклопедический словарь
Формирование слоговой структуры слова
Формирование у детей лексически богатой, фонетически четкой и грамматически правильной речи, которая бы давала ребенку возможность полноценной коммуникации с окружающими – это одна из важнейших задач в обучении детей родному языку.
Чтобы личность ребенка формировалась правильно, нужно устранить все то, что мешает полноценному общению с окружающими людьми. Крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли говорить четко и без дефектов. Практика показывает, что чаще всего больше внимания уделяется коррекции звукопроизношения, а вот формирование слоговой структуры слова оказывается на втором плане. Часто именно это является причиной развития дислексий и дисграфий у детей.
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).
Как проявляется нарушение слоговой структуры
Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.
Проблема может проявляться в следующем:
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.
Этапы формирования слоговой структуры слова
В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.
Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.
Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.
Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.
Этот этап проходит в следующем порядке:
Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):
РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ
Данный вид слогов требует отдельной отработки. Упражнения
Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:
— открытые и закрытые:
КНА — АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ
— с оппозиционными согласными:
ФТА — ФТЯ ФТА — ВДА
МНА — MHO — МНУ — МНЫ — МНЭ
ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ
ГМЕ — ГМЫ — ГМИ — ГМУ;
— слоги со сменой позиции согласного:
МНА — НМА
Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается:
— проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
— составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);
— придумать слог из двух согласных и одного гласного;
АС — АКС, ИНТ —ЫНТ, УБР — УПР.
РАБОТА НАД СЛОВАМИ
I ЭТАП
Упражнения на различение длинных и коротких слов
Упражнение 1
У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.
Упражнение 2
Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.
Упражнение 3
Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.
II ЭТАП
Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе.
Упражнения на объяснение значений малознакомых слов
Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).
Упражнения на отраженное
Скандированное повторение слов
Изучаемого типа
Упражнение 4
Тренировка умения делать паузы между слогами.
После того как учитель назовет слово, ребенок должен по
вторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если
взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать
паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:
БУ….СЫ, НЕ.. БО, ЛЮ. ДИ
Далее ребенку предлагается после называния каждого слога делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и после этого произнести следующий слог.
Упражнение 5
Звуковой анализ и синтез.
1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.
2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
3. Выбор подходящей схемы слова.
4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов
со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:
1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка);
2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк,
дождь, тент, кисть).
3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);
4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);
5) многосложные слова со стечениями (скворечник, наперсток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация).
Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.
Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:
Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:
— отличающихся гласными звуками:
СУК — СОК МЕХ — МАХ — МОХ МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ
КИТ — КОТ БЫК — БОК — БАК — БУК
ДЫНЯ — ДАНЯ ЛЫЖИ — ЛУЖИ РУКИ — РЕКИ РАКИ — РУКИ |
— отличающихся согласными звуками:
СУК — СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ
— отличающихся согласным звуком и местом ударения:
ВОДА — СОДА КОЗА — РОЗА
ЛУНА — ЛУПА КОЖА — КОЗА
ВАТА — ФАТА ПОЗА — КОЗА
УШИ — УЖИ РУКИ — ЖУКИ.
Упражнения на повторение с Выделением ударного слога
Упражнение 9
Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог:
Упражнение 10
Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться:
Ягоды — миМОза — колеСО
ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ
ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН.
Упражнение 11
С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:
— угадать слово, которое отхлопал другой ученик;
— придумать слово к схеме;
— поставить ударения на схемах (в виде диктанта).
Упражнение 12
Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки
Упражнения с перестановкой слогов
Упражнение 13
Педагог произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся новое слово. Например:
ЛЫ — КО НА — СОС ЛА — МА КИ — РА
НА — ВЕС СКА — ЛА БАН — КА;
КА — МУ, КА — СУМ, ТЯ — КА, ШИ — У,
Л А — МЕТ, КА — ПАЛ БА — ТРУ; КАН — КАП
ДУК — СУН, НИК — ЛЫЖ, ДУХ — ВОЗ, ТУК — ФАР,
Упражнение 14
Педагог произносит три слога. Дети должны составить из них слово.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Нарушения слоговой структуры слова. Это опасно?
Нарушения слоговой структуры слова. Это опасно?
В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.
Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет – это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет (самолет), моцик ( мотоцикл), липека( таблетка), томаок ( молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!
Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников – одно из самых трудных для коррекции проявлений речевой недостаточности.
Отдельные проявления слоговой структуры мы можем наблюдать и у детей, без серьезных речевых нарушений. Часто это выражается при произнесении длинных, малознакомых слов и слов со стечением согласных.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Расширяйте словарный запас ребенка!
Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.
Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.
Множественные нарушения слоговой структуры слова является ключевым моментом, свидельствующим о наличии у ребенка ОНР (Т. А. Ткаченко).
По данным последних исследований (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина) формирование слоговой структуры слова зависит от особенностей развития неречевых процессов, которые являются фундаментом слоговой структуры. Нет прочного фундамента – не построить прочный дом, т. е. не освоить письменную речь и чтение в той степени, которая позволит стать успешным. Для этого важны следующие процессы:
— оптико-пространственная ориентация: ориентируемся сначала в своем теле, затем в трехмерном пространстве, (более подробная информация см. статью на моем сайте «Нейропсихологический подход к коррекции некоторых речевых проблем . Формирование пространственных представлений – одно из важнейших условий жизненных успехов») и временно-пространственной ориентации понимать: что сначала, что потом.
— ритмическая и динамическая организация движений (следовательно, нужно развивать чувство ритма, умение быстро и правильно переключаться с движения на движение, что лучше всего происходит во время занятиями танцами).
Нейропсихологические исследования последних лет показывают, что любой серийной двигательной программе (а слоговая структура слова – это именно серийная двигательная программа) присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.
— способность к серийно-последовательной обработке информации.
Чуть-чуть теории:
проверьте этапы речевого развития своего ребенка!
В соответствии со схемой развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов можно разделить на несколько этапов.
— ребенок часто воспроизводит 1 слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слова.
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.:
— ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных часто пропускает один слог.
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. :
— в трехсложных словах все еще пропускает один слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сократить количество слогов в четырехсложных словах.
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес.:
— в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки.
2 года 3 мес. – 3 года:
— слоговую структуру нарушает редко, главным образом в малознакомых словах.
Это значит, что в возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно (см. ст. на сайте «Возрастные нормы в таблицах»).
При речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.
Классификация слов аномальной детской речи.
1. Правильно произносимые слова.
2. Слова-фрагменты: «моко» (молоко).
3. Слова-звукоподражания, обозначающие предметы, ситуации, действия «би-би».
4. Абрисы слов: «попата» (лопата).
5. Слова, которые совсем не напоминают слова русского языка.
Специальная информация, родителям можно пропустить и обратиться к финальной части статьи.
Особенности искажения слоговой структуры
Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).
– опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
Итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).
Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);
– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
–вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).
Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).
Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи.
Финальная часть информации
При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности словообразования оказываются преодоленными.
В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
Для детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.
Детям 4—5 лет предлагаются различные типы слов: простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные: из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова.
Речевой материал: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.
Виды работ должны варьироваться:
— назвать предметные картинки;
— повторить слова за логопедом;
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
— повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-папа, па-па-па);
— отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Детям школьного возраста задания в ходе обследования предлагаются как в устной, так и в письменной форме:
— чтение слов сложной слоговой структуры; чтение предложений, насыщенных словами разного типа; чтение скороговорок;
— списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.
Следует учитывать, что у детей с нормальным речевым развитием к 2,3-2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения звукослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов;
а к 2,5-3 годам — ошибки, связанные с уподоблением слогов и звуков и пропуском согласных при их стечении.
Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5-3 годам также преодолевается.
Таким образом, в 3 [3,5]—4 [4,5] года (что соответствует возрасту ребенка на первой ступени обучения) дошкольник способен правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без стечения и со стечением согласных.
Если Вы, прочитав статью, определили, что у Вашего ребенка нарушена слоговая структура слова – обращайтесь за помощью к специалисту!
Изучайте и вникайте в сложности своего ребенка!
30, 20, даже 5 лет назад детей, которым НЕ требовалась коррекционная помощь, было гораздо больше!
По оценкам некоторых специалистов сегодня
90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня.
Таковы реалии сегодняшнего дня.
Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!