Что значит слово сервитут
Сервитут
Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.
Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.
Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.
Виды сервитута
Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.
Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.
Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.
Частный сервитут
Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).
Частный сервитут может устанавливаться для:
обеспечения водоснабжения и мелиорации;
прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.
В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.
Публичный сервитут
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:
проведения дренажных работ на земельном участке;
использования земельного участка;
прохода или проезда через земельный участок;
выпаса сельскохозяйственных животных;
прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
свободного доступа к прибрежной полосе;
использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.
Классификация сервитута
По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:
платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
бессрочные – не имеющие определенного срока существования.
Процедура оформления сервитута
При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам
1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;
2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:
сферу, на которую распространяется действие сервитута;
платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
другие необходимые условия.
3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;
4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.
Регистрация сервитута
Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.
Случаи кода сервитут не подлежит регистрации
Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:
территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.
Стадии регистрации сервитутного права
Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.
Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.
Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.
Документы для регистрации сервитутного права
Для оформления необходимо подавать следующие документы:
соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
заявление на выполнение регистрации;
паспорт лица, подающего данное заявление;
кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Значение слова сервитут
Словарь Ушакова
| Ограничение суверенитета одного государства над какой-нибудь территорией в пользу другого как одна из форм империалистического захвата чужой земли (полит.). Международный сервитут.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от лат. servitus рабство, подчиненность)
Современный экономический словарь. 1999
установленное законом или предусмотренное договором право частичного пользования земельным участком и строениями со стороны лиц, не являющихся их собственниками, но вынужденных прибегать к такому пользованию вследствие объективных обстоятельств. Например, если единственный колодец расположен на участке земли, принадлежащем собственнику, то проходом к колодцу вынуждены пользоваться и другие жители. Административный сервитут проявляется в праве государственных органов прокладывать общественные дороги, линии связи, электропередачи, газопроводы на территориях, принадлежащих другим собственникам.
Античный мир. Словарь-справочник
в античном обществе ограниченное право пользования чужим имуществом (напр., право проезда, прохода, проведения канав через соседнее владение, право посещать в будущем гробницы своих родственников, если римлянин продавал имение, и т.п.). Для сервитутных отношений требовалось обоюдное согласие сторон, однако они могли устанавливаться и по закону, административным путем, причем юридическими лицами здесь выступали не только отдельные граждане, но и целые города, а также сельские общины.
Дигесты Юстиниана. М., 1984; Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956; Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития. М., 1978. С. 89-91.
Словарь экономических терминов
установленное законом или предусмотренное договором право частичного пользования земельным участком и строениями со стороны лиц, не являющихся их собственниками, но вынужденных прибегать к такому пользованию вследствие объективных обстоятельств. Например, если единственный колодец расположен на участке земли, принадлежащем собственнику, то проходом к колодцу вынуждены пользоваться и другие жители. Административный сервитут проявляется в праве государственных органов прокладывать общественные дороги, линии связи, электропередачи, газопроводы на территориях, принадлежащих другим собственникам.
Римское право. Словарь терминов
это использование или употребление чужой вещи без права повреждения самой вещи, дозволенное обычаем, законом или частноправовым соглашением.
Ипотека. Словарь терминов
право ограниченного использования одним или более лицами земли другого лица.
Словарь терминов рынка недвижимости
право ограниченного пользования одним или более лицами чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
м.
Признанное в ряде государств право пользования чужой собственностью в
определенных пределах, а также право на ограничение собственника в определенном
отношении.
Сервитут на земельный участок — что это такое и как установить?
Последние изменения: Октябрь 2021
Имея в собственности любой вид недвижимости, необходимо документально подтверждать право на него для того, чтобы совершать разного рода сделки с ним. Но, несмотря на владение абсолютным правом собственности, все-таки есть существенное его ограничение. Таким ограничением и является сервитут, что это такое и как его оформить, регламентировано такими сферами права как:
- гражданское законодательство; земельное законодательство; а в некоторых случаях и водное или лесное законодательство.
Это связано с тем, чтобы владельцы как можно меньше нанесли непоправимого ущерба природным ресурсам.
А также не были нарушены права другого собственника, чаще всего проживающего по соседству, в отношении его свободного доступа к своему жилищу.
Понятие термина сервитута
Согласно статье 23 Земельного законодательства сервитутом является частичное (ограниченное) право использования чужого земельного участка для личных (частных) или государственных (общественных) целей, основой которого является соглашение между сторонами.
Сервитут: ст. 23 Земельного Кодекса (21,6 KiB, 1 008 hits)
Для чего он необходим?
С юридической точки зрения сервитут является сделкой, предмет которой – передача ограниченных прав пользования от собственника другому лицу.
К сожалению, как показывается статистика, граждане, наделенные сервитутом, не до конца осознают правовую основу такого соглашения и после его заключения и регистрации пытаются присвоить себе эту часть земли или начинают использовать ее не по назначению. В этом случае законом предусмотрена правовая защита собственника, определяемая гражданским законодательством (пункт 2 статьи 276 Гражданского кодекса), что дает ему право аннулировать сервитут посредством подачи искового заявления в судебный орган.
Стоит отметить и тот факт, что лицо, нуждающиеся в сервитуте в связи с отсутствием другого способа решения проблемы, также может обратиться с иском в суд и потребовать удовлетворить его права на это.
(Например, гражданин купил участок земли и построил на нем дом, но подвести к нему коммуникации не может по той простой причине, что на пути прокладки расположен участок соседа, а обойти его нет возможности).
Классификация: законодательство, порядок, документы, оплата
Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.
Так законом установлено два основных типа:
Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:
- для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа; для подведения коммуникаций к дому; для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.
Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:
- доступности транспортной инфраструктуры; выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации; свободного доступа к прибрежной территории; использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки; размещения межевых меток (знаков) и т.д.
По подтипам сервитут разделяется на срочный – с указанием конкретного временного промежутка, и бессрочный – без ограничения по времени.
Также сервитуты могут классифицироваться и по принадлежности к конкретному виду законодательства, а именно:
- гражданскому (здания, сооружения и т.д., без привязки к земельному участку); земельному; лесному; водному; воздушному (исключительно в интересах государства, например, пролету самолетов через воздушное пространство другого государства).
Законодательная основа
Прерогативой правовой основы регулирующей отношения по сервитуту, было, есть и будет гражданское законодательство (распространяется на все виды сервитутов). Узконаправленными правовыми институтами являются земельное, лесное и водное законодательство, наименование которых говорит само за себя и распространяется исключительно на тот вид сервитута, к которому относится.
Основаниями к заключению такого вида соглашения могут быть:
- частные заявления (от физических лиц); акты государственных органов и органов местного самоуправления; судебные акты (постановления, решения, вынесенные судебным органом по заявлению одно из сторон).
Стоит также отметить и тот факт, что основаниями могут быть и нормативные правовые акты (законы – ФЗ, региональные; Постановлении Правительства РФ и т.п.).
Порядок установления сервитута
Процедура установления сервитута на земельные участки и его прекращения регламентируется гражданским законодательством и аналогичными нормативами земельного законодательства.
В соответствии с пунктами 3,4 статьи 274 Гражданского кодекса право на ограниченное использование чужого земельного участка устанавливается:
- по письменному соглашению между владельцем и заявителем; при возникновении спорной ситуации, по решению судебного органа; по праву наследования или безвозмездного использования участка.
Для установления сервитута необходимо исполнение обязательного требования – заявитель должен являться собственником своего участка.
Документы
При необходимости установления сервитута, по соглашению сторон, нужно собрать минимальный пакет документов и предоставить их в регистрационный орган (согласно пункту 9 статьи 23 Земельного кодекса любой сервитут подлежит обязательной регистрации в ЕГРН).
Для этого нужны следующие документы:
- согласие обеих сторон (в форме письменного заявления); документ, подтверждающий оплату государственной пошлины; документы, удостоверяющие личность участников сделки; подтверждение прав на собственность (свидетельство, выписка из ЕГРН).
Ситуации, в которых отношения решаются посредством сервитута носят индивидуальный характер, и состав требуемых документов может значительно различаться.
Плата за пользование
В части оплаты частный сервитут немногим отличается от публичного. Так, владелец участка, часть которого отдается в пользование соседу, имеет право потребовать от него соразмеренную плату того, из-за чего он не имеет возможность использовать свою землю в полном объеме.
А в отношении публичного, собственник вправе требовать соразмеренную плату у государственного или муниципального органа власти, использующего его участок.
Из чего можно сделать выводы, что основным отличием между ними в части платы является субъект, к которому предъявляются требования.
Установление сервитута не может быть, чьей либо прихотью, а вынужденная необходимость, если он является единственным возможным решением проблемы. При ликвидации проблемы, сервитут может быть аннулирован по заявлению собственника.
Что значит слово сервитут
Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются. Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ).
ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.
11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».