Что значит слово с оглушением звонкого согласного на конце слова

Парные звонкие и глухие согласные

Два согласных звука — звонкий и глухой, похожие по звучанию и заменяющие друг друга в устной речи, называются парными:

ЗвонкиеГлухие
Твёрдые[б][п]
[в][ф]
[г][к]
[д][т]
[ж][ш]
[з][с]
Мягкие[б’][п’]
[в’][ф’]
[г’][к’]
[д’][т’]
[з’][с’]

гла з [ с ] – гла з а [ з ],

про с ьба [ з’ ] – про с ить [ с’ ].

Оглушение и озвончение согласных

Оглушение согласных — это замена звонкого согласного звука на парный ему глухой звук. Звонкие согласные оглушаются, если стоят в конце слова или перед глухими согласными. Например:

Озвончение согласных — это замена глухого согласного звука на парный ему звонкий звук. Глухие согласные озвончаются, если стоят перед звонкими согласными. Например:

Правила оглушения и озвончения согласных:

звонкий звук + глухой звук = оглушение,

глухой звук + звонкий звук = озвончение.

Правописание парных согласных в корне

Для проверки правильности написания парной согласной в корне слова нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть изменённая форма данного слова или родственное слово.

Проверочным будет являться такое слово, в котором после парного согласного стоит гласная буква или одна из согласных Л, М, Н или Р. Например:

Источник

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

(Много) цветов — [цв’ито́ф].

2. Перед глухим согласным:

Под полом — [патпо́лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

С другом — [здру́гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик — [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

Учил — [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению.

Из шерсти — [ишшэ́рс’т’и].

В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Есть — [й’э́с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет — [прал’й’о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют — [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.

Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к [а]:

Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к [и]:

Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных [ч’], [щ’], [й’] обозначает звук, близкий к [и]:

Буква И после непарных твёрдых [ш], [ж], [ц] обозначает звук [ы]:

В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.

Воспользуйтесь школьной подсказкой — фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.

Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.

Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.

Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.

Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также перед звуками [в], [в’]. Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:

весь (4 буквы, 3 звука),

решить (6 букв, 5 звуков),

чувство (7 букв, 6 звуков).

Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:

яркий (5 букв, 6 звуков),

стоял (5 букв, 6 звуков).

Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.

Источник

Наблюдение за явлениями оглушения звонких согласных на конце слова

Пронаблюдать за явлениями оглушения звонких согласных на конце слова. Обогатить знания детей о явлениях природы.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширить общий кругозор ;

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Оборудование: картина зимы, слайды, мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент.

У Дедушки Года, у старого деда, Есть внучки четыре прекрасные девы. Садись поудобнее, слушай дружок. Про каждую внучку послушай стишок.

Знакомы нам её угрозы. Она всем нам грозит морозом. Хоть в снег закуталась сама, Кто гостья грозная? (зима)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о зиме. Когда наступает зима? По календарю зима начинается 1 декабря. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Зима наступает, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

2. Повторение изученного.

– Минутка чистописания: Гуляю в поле, летаю на воле, Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю. Сугробы наметаю. (Метель) Закружила метель снежинки в хороводе, хотят они к нам в тетрадь попасть. Снежинки то стелются, то взмывают снежной пылью. Давайте покажем дорогу снежинок.

ееввее ввеевв ззввзз ееззее В зимний холод всякий молод.

Побелело за ночь всюду, А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез– Там волшебный вырос лес. (Узор на окне). А на нашем окне сегодня был вот такой узор: ___/______ ___/___/___ Что означают эти схемы? Это схемы слов, показывающие количество слогов в слове и ударный слог. Словарная работа. Записать слова в нужный столбик, (ориентируясь на схемы слов), вставить пропущенные буквы.

м_роз, п_года, н_род, д_рога, р__сказ, р_бота

Проверка работ в парах.

Декабрь – первый месяц зимы. Его называют “ветрозим”. Про него говорят:

Запись у доски с комментированием этого предложения.

Создание проблемной ситуации

Что значит слово с оглушением звонкого согласного на конце словаЧто значит слово с оглушением звонкого согласного на конце слова
Что значит слово с оглушением звонкого согласного на конце словаЧто значит слово с оглушением звонкого согласного на конце слова
Что значит слово с оглушением звонкого согласного на конце словаЧто значит слово с оглушением звонкого согласного на конце слова

Какая возникает проблема? Мы не знаем, какую согласную букву писать в конце слова. Сегодня мы её постараемся разрешить. Для этого мы откроем учебнику на стр. 136 и прочитаем название раздела.

Парные согласные в корне слова.

Объяснение нового материала

– А сейчас мы проверим: все ли согласные оглушаются на конце слова? Для этого отгадаем загадки и запишем отгадки.

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Какой это мастер На стёкла нанес, И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз)

На первую ступеньку Встал парень молодой, К двенадцатой ступеньке Пришел старик седой. (Год)

В руках у Тани Зима в стакане. (Лёд)

В новой стенке В круглом окне. Днем стекло разбито А за ночь вставлено. (Прорубь)

Также запись слов: снегопад, изморозь, туман, ветер, февраль. – У каких слов последний звук оглушается? Какой можно сделать вывод? Оглушаются только звонкие парные согласные. Чтение правила по учебнику.

Солнце греет землю слабо, По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной Бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, Снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром.

– Январь – “студень”. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, а зиме середина.

Работа по учебнику. Очень тяжело приходиться животным замой. Нет в лесу пищи, негде укрыться от морозов. Но некоторые животные не боятся морозов, они привыкли к холодному климату. Например, моржи. Выполним упражнение 237.

Что значит слово с оглушением звонкого согласного на конце слова

Найдите в тесте стихотворения слова, которые можно назвать проверочными Почему?

Выписать из данных слов слова с парными звонкими согласными на конце слова.

Запись слов с комментированием у доски. Орфограмму подчеркиваем.

– Февраль – “лютый”, “снежень”, “бокогрей”. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “Вьюги да метели под февраль налетели”.

Зимой под тёплой снеговой шапкой спит заколдованный лес. Он спокойно набирается сил для новой жизни, которая начнется весной. Как прекрасен лес в своем таинственном покое.

Что значит слово с оглушением звонкого согласного на конце словаЧто значит слово с оглушением звонкого согласного на конце слова

Запись предложений по памяти, с предварительным разбором предложений, и последующим подчеркиванием орфограмм.

Красив пушистый наряд леса. На_ лапах елей лежит снег. Весь в_ снегу стоит дуб. Хорошо поработал в_ лесу мороз.

4. Итог урока

– Когда происходит оглушение согласных? – Все ли согласные оглушаются? Д/З Упражнение 239.

Каждое время года по-своему прекрасно. Прекрасна и зима, со своими снегопадами, вьюгами и морозами. Для кого-то – это период покоя, для кого-то – это время испытаний, а для других зима – время зимних забав. Но всё же все с нетерпением ждут прихода весны.

Источник

Что значит слово с оглушением звонкого согласного на конце слова

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр’ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд’елу] (к делу), [зд’елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б’ел], [в’ес], [м’ел], [с’ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м’ил], [п’ил’и] (мил, пили).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’кн’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат’], [рЛ ж ат’] (сжать, разжать); [ ш ыт’], [рЛ ш ыт’] (сшить, расшить); [ ш’от], [рЛ ш’от] (счет, расчет); [рЛзно ш’ик], [изво ш’ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [по ж’] (позже), [jк ж’у] (езжу); [во ж’и], [дрож’и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Л ч’от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш’иесливы ], [г’иганск’и ], [ч’уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор’ит’] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кЛло н ы ] (колонна+н+ый); [Лде с ки ] (Одесса+ск+ий).

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вЛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пър?вос] (паровоз); [къръгЛнда] (Караганда); [кълъкЛла] (колокола); [п’ьл’иэ на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Источник

9.1. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА

9.1.1. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з на конце слова соответственно произносится [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Примеры с глухими согласными в произношении на месте звонких на конце слова:

на месте б—хле[п], бо[п], сру[п], гро [п], клу [п], ду [п], коро[п], Гле[п], погре[п], озно[п], спосо[п],- микро [п], гри[п], уха[п], гардерб[п]; гер[п], гор[п], ям[п], тром[п], стол [п], гру [п], ела [п]; озя [п], трущб [п], глы [п], шу [п], ры [п], тум [nj, вер [п] (род. пад. мн. ч.); дро[п’], голу[п’], (зып’], ря[п’], прбру [п’], вглу [п’];

на месте ж — му[ш], стбро[ш], но[ш], гара[ш], бага[ш], экипа[ш], фура[ш], манё(ш], тира[ш], чертё[ш], пля[ш] (пляж), стри[ш] (стриж), чи[ш] (чиж), ё[ш] (ёж), мор[ш] (морж) ; лу[ш], ко[ш], кра[ш], покла[ш], пропа [ш], невё[ш] (род. пад. мн. ч. от лужа, кожа, кража, поклажа, пропажа, невежа); ро[ш] (рожь), ло[ш] (ложь), бла[ш] (блажь), дро[ш] (дрожь), молодё[ш], отрё[ш] (отрежь);

на месте з — морб [с], гру [с], лаба [с], во [с], ту [с], Сою [с нака[с], та [с] (таз), гла[с] (глаз), курьё[с], сйнте[с], разрё с эскй[с], обо [с], совхб[с], арбу [с]; слё[с], ба [с], ко [с], ро[с фра [с], грё[с], гипбте[с], му [с] (род.

Особое внимание следует уделить тому, чтобы на месте г и в на конце слова произносили [к] и [ф] (подробнее об этом см. ниже, § 9.1.3, 9.1.4):

на месте г — сне [к], пиро [к], сапб [к]; на месте в — улб [ф], здорб [ф], клю [ф].

При наличии на конце слова двух звонких согласных оглушаются оба согласных звука: пое[ст] (поезд), дро[ст] (дрозд), звё[ст] (звёзд), боро[ст] (борозд), гора[ст] (горазд), дря[ск] (дрязг), ля[ск] (лязг), ви[ск] (визг), мо[ск] (мозг), гво [с’т’] (гвоздь), гро[сѴ] (гроздь), гру[с’т’] (груздь), и[сп] (изб), надё[шт] (надежд), невё[шт] (невежд), одё[шт] (одежд), ну[шт] (нужд), тя[шп] (тяжб), слу[шп] (служб), во[шт’] (вождь).

Примечание. Конец слова дождь, утвердившегося в церковно- славянском написании с жд, в современном русском языке произносится неодинаково. Это связано с тем, какой звук произносят в этом слове на месте сочетания жд перед гласными. В соответствии со старыми московскими нормами на конце этого слова произносится^ [пГ:|: до[ш’:],^ ср. перед гласным: до[ж’:а]; при наличии перед гласным [ж’д’ж’]: [длж’д’ж»а], на конце слова при огЛушении произносят до[ш’ч’]; наконец, при наличии перед гласными сочетания [жд’] (т. е. при укреплении в этом слове буквенного произношения) на конце слова при оглушении соответственно произносится [шт’]: до[шт’]. О произношении этого слова см. также ниже, § 14.3.

9.1.2. При наличии в конце слова перед звонким согласным одного из сонорных согласных [р] или [л] эти согласные, как и конечный звонкий, оглушаются (полностью или частично). Согласные [р] и [л] в этом положении обычно произносятся так же, как и перед соответствующим глухим, т. е. становятся глухими или полуглухими. Ср. серб и серп: [с’ерп]; корд и корт: [корт];

столб и столп: [столп] (знак ‘ под буквой р или л обозначает глухость Или полуглухость [р] или [л]).

Примеры: ска[рп] (скарб), го[рп] (горб), ге[рп] (герб); акко[рт], ломба[рт], аванга[рт], миллиа[рт], го[рт] (горд); траве [рс]; каве [рс], му [рс] (род. пад. мн. ч. от каверза, мурза);

мо [рк] (морг), то [рк], хиру [рк], четвё [рк], йзве [рк], восто [рк],

комсо[рк], ко[рш] (корж), мо[рш] (морж), сто[лп] (столб), до[лк] (долг), по [лс] (полз).

Ср. глухие и полуглухие [р] и [л] перед конечным глухим согласным спи [рт], бо [рт], по [рт], мо [рс], во [рс], то [рс], ку [рс],

пи [рс]; па[рк], фа[рш]; по [лк], шё[лк], то [лк], бо [лт].

При изложении правила о произношении глухих согласных на конце слова на месте звонких особо следует выделить случаи с г и в. Это объясняется тем, что по отношению к этим звукам особенно часто отмечается нарушение норм литературного языка под влиянием родного диалекта или языка говорящего. Разберем случаи с г и в раздельно.

9.1.3. На месте г на конце слова, как уже было указано выше, в русском литературном языке произносится [к]: сне [к], плу[к ша [к], пиро [к], сапо [к], бере [к], ело [к], ро [к], дру [к], фла [к вра [к], овра [к], рыча [к], набё [к], шлан [к], флан [к], подло [к биоло[к], поро [к], вокру[к], вдру[к], доро[к] (род. пад. мн. ч.

от дорога), продрб [к], помб [к] (от помогу), лё[к], ля [к], сберё [к], стерё[к], остри [к], зап[р’-6к] (запряг), дёне[к] (от деньги)-, ду [к], но [к] (род. пад. мн. ч. от дуга, нога).

Согласные [г] и [к] на конце слова совпадают. Ср. он мне помб [к] и он весь промо [к].

[г]усь, [г] брод, сапо [г] а, пиро [г] а, дру [г] а, при неправильном сапб [х], пиро [х], дву [х], дёне [х] и т.

Звук [х] на месте г на конце слова может произноситься также в род. пад. мн. ч. от слова благо: бла [х]. Это также связано с тем, что в соответствии со старыми нормами литературного языка в этом слове, как церковном по происхождению, мог произноситься фрикативный [г], т. е. [у]. Однако нормой для современного литературного языка уже является произношение бла [к].

О произношении слов бог и благо см. выше, § 7.1.

Ввиду всего сказанного произношение согласного на месте г на конце слова требует особого к себе внимания.

О произношении звука на месте г до некоторой степени можно судить по рифмам в поэзии XIX в. и — шире — вообще в поэзии, придерживающейся точной рифмы. Элементы церковного произношения в XIX в. были, естественно, много сильнее, чем в последующее время. Высокому стилю, особенно в поэзии, было свойственно произношение [у], а на конце слова по общему правилу оглушенное [у], т. е. [х]; произносили снё [у] а — сне [х], ДРУ М а — ДРУ [х] и т. д. (см. § 1.5).

Другое дело у С. Есенина: Затуманились лощины, / Серебром покрылся мох. / Через прясла и овины / Кажет месяц белый рог («На лазоревые ткани. »). Или: Парень бравый, синеглазый / Загляделся не на смех. / Веселы твои проказы, / Зарукавник —

словно снег («Плясунья»). Есенин рифмует также доспех — снег, враг — в облаках, дух — друг, дух — круг, петух — луг, других — миг, порог — вздох, страх — очаг, очаг — плечах и т.

Правда, С. Есенину, в особенности в его ранней поэзии, не чужды были элементы церковного языка. Однако можно не сомневаться, что то самое явление, которое в поэзии Тютчева и Фета можно считать скорее принадлежностью высокого стиля, у Есенина представляет собой элемент родного рязанского говора (который широко отражается и в других сторонах его поэтического языка, например в лексике).

То же, в общем, можно сказать и об М. Исаковском. Правда, у него встречается рифмовка г с к (огонёк — прилёг, что может предполагать нечуждость ему и литературного произношения ([к] на месте г в конце слова). Есть у него и неточная рифмовка, например к с х (типа стих — блик). Однако очень часто М. Исаковский, как и Есенин, рифмует г с х. Приведем несколько примеров. Все коровы через луг — /В лес поодиночке./ Утомился дед-пастух / и заснул на кочке («Подпаски»), Или: Дрова таскаю. Печь топлю в квартире. /Курю какой-то невозможный мох, /Варю и ем картошку в вицмундире, /Как выразился здешний педагог («Зима в Чистополе»), М. Исаковский рифмует друг — пастух, отдых — подвиг, миг — своих, на миг — из них. Многочисленность таких примеров скорее всего свидетельствует о наличии у него родного смоленского произношения звука [х] на месте г в конце слов.

9.1.4. На месте буквы в на конце слова, как уже было указано

тра [ф], брит [ф], поч[ф], коро [ф], дро[ф], столб [ф], домб плодб ф], пирогб[ф], краё[ф] (род.

Эта норма нарушается представителями ряда говоров (чаще

южнорусских), а также украинцами или белорусами, произносящими вместо [ф] в этом положении [у] неслоговой ([у]) или губно-губной (иначе — билабиальный) [в], т. е. [w]: здорб[у] или здорб [w], нары [у] или нары [w], коро [у] или коро [w], столб [у] или столб [w]. Следует твердо помнить, что на месте в на конце слова должен произноситься глухой согласный, и притом губно-зубной, а не губно-губной, т. е. нижняя губа должна приближаться к верхним зубам, а не к верхней губе; иными словами, верхняя губа не должна принимать участия в образовании этого звука.

9.1.5. Вместо звонкого согласного на конце слова произносится соответствующий глухой не только тогда, когда конец слова является в то же время концом фразы или части фразы, отделенной от следующей части паузой, но во многих случаях также и при слитном произношении данного слова с последующим, т. е. при отсутствии между ними паузы[18]. При этом глухой согласный вместо звонкого в конце данного слова обычно произносится не только перед глухим согласным следующего слова (например, хлё[п-х]орбший), но и в тех случаях, когда следующее слово начинается с гласного звука или одного из сонорных согласных— [р], [л], [м], [н], [j] ([і]), а также [в].

Перед гласными: медвё [т’-у] бйт; скла [т-л] ткрыт; гбро[т- а] страхань; лоша [т’-л] пять остановилась; пбгре [п-л] пять оставили открытым; гри[п-э]тот хороший; озя [п-6] чень; голу [п’-у] ле- тёл; пиро [к-у]дался; бёре [к-л] пять показался; дёне [к-у] меня нет; продрб [к-о] н очень; не мб [к-о] н зайти; стерё [к-л] ндрёй стадо; опять морб [с-у] дарил; залё [с-л] пять на крышу; гря [с’-у] жасная; гру [с-л]тправили; лаба [с-л] ткрыт; слё[с’-л]ттуда; рб[ш-у] родилась; стбро [ш-у] шёл, отрё [ш-л] ндрёю хлеба; бла[ш-э]ту брось; тара [ш-л] ткрыт; дрб[ф-л] пять навезли; улб[ф-6]чень

большой; слб[ф-ё]тих я не знаю; на грядке моркб[ф’-л]дна; коро [ф-у] нас много; увйде [ф-а] нну; крб [ф’-и] дёт.

Примеры на сочетания согласных в конце слова: звё[ст- ё]тих; пбе [ст-л] пять опоздал; дрб [ст-у] летёл.

Перед сонорными: [р] —снё [к-p] астаял; медвё [т’-р] ычйт; клу [п-р] аббтает; моркб[ф’-р]астёт; нарё[ш-р] ыбу; завхб [с-р] аз- решйл; [л] —дру [к-л’] юбймый; дбро [к-л’и] хлеб; отря [т-л] ыжни- ков; не озя[п-л’и]; голу [п’-л’]етйт; здорб [ф-л’и] ты; крб[ф’- л’]6]тся; не загры [с-л’и] волк; расска[с-л’]ескбва; нарё[ш- л’]имбн; [м] —дёне [к-м] ало; скла [т-м] ашйн; дрб[ф-м]ало; хлё [п-м]олбтят; рб [ш-м] олбтят; привё[с-м]ыло; нама[ш-м] ас- лом; [н] —лё [к-н] авзничь, дёне[к-н’]е надо; дорб [к-н’] ет; вперё [т-н] адо; нары[ф-н]а ноге; грй[п-н]ашлй; нб[ш-н]а столё.

Перед [j] ([і]): ело [ф-j’a] не расслышал; дрб [ф-уа] нарубил много; fle [k-j-a] uia спать; озя] п-j’a] что-то; расска [c-j’h6] го мне понравился; ро [ш-іэ] ровая давно поспела.

Перед [в]: ду[п-в]ырос; сру [п-в]ывезли; стерё[к-в]ам стадо, дру [к-в] аш; пара [т-в] бйск; ро [ш-в] ысбкая; не ле [с’-в] огонь, влёс[с-в]окнб.

При стечении на стыке слов двух [в] первый из них обычно оглушается, и вместо него произносится [ф]: здорб [ф-в] аш сын; рб[ф-в]ыкопали; домб [ф-в] ыстроили много; любо [ф’-в’] еры; слб[ф-в]аших я не слыхал.

Примеры на сочетания согласных в конце слова: надё[шт- н]аших не оправдал; й [сп-в] аших не вйдел; ля [ск-м]ашйн; грб [с’т’-в’и] нограда.

9.1.6. Предлоги близ (произносится бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг, а также частицы ведь, уж произносятся с глухими согласными на конце не только перед глухими согласными следующего слова, но также и перед гласными, сонорными согласными [р], [л], [м], [н], [j], ([і]) и, кроме того, перед [в]. Таким образом, произносится не только блй [с’-с’]ела; напроти [ф-ш] колы; вокру [к-п] руда; ве[т’-т]ам он; у[ш-т]ы сделай это, но также бли[с’-6’]зера; проти [ф-6] кон; напроти [ф-у]лицы; вокру [к-о-] зера; ве[т’-6]н уже приехал; у[ш-л]нй-то знают, что делать; блй [с’-р’] екй; скво [с’-л’] ёс; проти [ф-л] авки; проти [ф- м]оегб дома; вокру [к-н] ашей школы; ве[т’-м]ы не знали этого; блй [с’-в] оды; у[ш-н’]е вы ли это сдёлали; вокру [к-уо]лки; ве[т’-]’а] это знаю; y[ui-j’a]-TO это сдёлаю и т. д.

9.1.7. Особо следует отметить произношение имен и отчеств в тех случаях, когда имя кончается звонким согласным: на месте звонкого согласного произносится глухой не только перед глухим согласным, с которого начинается отчество, но также и перед гласным, сонорным согласным— [р], [л], [м], [н], [j] ([і]), а также перед [в]. Примеры:

Леонй [т-jy] рьевич, Леонй [т-м] аксймович, Любо [ф’-j ‘а] ков- левна, Глё[п]-Васйльевич, Олё [к]-Владймирович, Леонй [^-Витальевич.

При сочетании двух [в] (на конце имени и в начале отчества) на месте первого [в] произносится [ф]: Лё [ф]-Владймирович, Про [ф]-Васйльевич, Любо [ф’]-Васйльевна. Так же произносятся имена с фамилиями: Глё [п]-Успёнский, Леонй [т]-Андрёев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *