Что значит слово с оглушением звонкого согласного на конце слова
Парные звонкие и глухие согласные
Два согласных звука — звонкий и глухой, похожие по звучанию и заменяющие друг друга в устной речи, называются парными:
Звонкие | Глухие | |
---|---|---|
Твёрдые | [б] | [п] |
[в] | [ф] | |
[г] | [к] | |
[д] | [т] | |
[ж] | [ш] | |
[з] | [с] | |
Мягкие | [б’] | [п’] |
[в’] | [ф’] | |
[г’] | [к’] | |
[д’] | [т’] | |
[з’] | [с’] |
гла з [ с ] – гла з а [ з ],
про с ьба [ з’ ] – про с ить [ с’ ].
Оглушение и озвончение согласных
Оглушение согласных — это замена звонкого согласного звука на парный ему глухой звук. Звонкие согласные оглушаются, если стоят в конце слова или перед глухими согласными. Например:
Озвончение согласных — это замена глухого согласного звука на парный ему звонкий звук. Глухие согласные озвончаются, если стоят перед звонкими согласными. Например:
Правила оглушения и озвончения согласных:
звонкий звук + глухой звук = оглушение,
глухой звук + звонкий звук = озвончение.
Правописание парных согласных в корне
Для проверки правильности написания парной согласной в корне слова нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть изменённая форма данного слова или родственное слово.
Проверочным будет являться такое слово, в котором после парного согласного стоит гласная буква или одна из согласных Л, М, Н или Р. Например:
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:
Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).
Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:
(Много) цветов — [цв’ито́ф].
2. Перед глухим согласным:
Под полом — [патпо́лам].
Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:
С другом — [здру́гам].
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).
Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].
Мужик — [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).
Учил — [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).
В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].
Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик].
Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].
Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].
Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях
Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.
Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению.
Из шерсти — [ишшэ́рс’т’и].
В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].
При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.
Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных
По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.
В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).
Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.
Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.
После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).
После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике
Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.
Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Есть — [й’э́с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова).
Прольет — [прал’й’о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).
Уют — [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности
Добрые советы
Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.
Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к [а]:
Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к [и]:
Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных [ч’], [щ’], [й’] обозначает звук, близкий к [и]:
Буква И после непарных твёрдых [ш], [ж], [ц] обозначает звук [ы]:
В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.
Воспользуйтесь школьной подсказкой — фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).
Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.
Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.
Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.
Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.
Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.
Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также перед звуками [в], [в’]. Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.
В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.
Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:
весь (4 буквы, 3 звука),
решить (6 букв, 5 звуков),
чувство (7 букв, 6 звуков).
Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:
яркий (5 букв, 6 звуков),
стоял (5 букв, 6 звуков).
Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.
Наблюдение за явлениями оглушения звонких согласных на конце слова
Пронаблюдать за явлениями оглушения звонких согласных на конце слова. Обогатить знания детей о явлениях природы.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширить общий кругозор ;
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
Оборудование: картина зимы, слайды, мультимедиа.
Ход урока
1. Организационный момент.
У Дедушки Года, у старого деда, Есть внучки четыре прекрасные девы. Садись поудобнее, слушай дружок. Про каждую внучку послушай стишок.
Знакомы нам её угрозы. Она всем нам грозит морозом. Хоть в снег закуталась сама, Кто гостья грозная? (зима)
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о зиме. Когда наступает зима? По календарю зима начинается 1 декабря. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Зима наступает, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
2. Повторение изученного.
– Минутка чистописания: Гуляю в поле, летаю на воле, Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю. Сугробы наметаю. (Метель) Закружила метель снежинки в хороводе, хотят они к нам в тетрадь попасть. Снежинки то стелются, то взмывают снежной пылью. Давайте покажем дорогу снежинок.
ееввее ввеевв ззввзз ееззее В зимний холод всякий молод.
Побелело за ночь всюду, А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез– Там волшебный вырос лес. (Узор на окне). А на нашем окне сегодня был вот такой узор: ___/______ ___/___/___ Что означают эти схемы? Это схемы слов, показывающие количество слогов в слове и ударный слог. Словарная работа. Записать слова в нужный столбик, (ориентируясь на схемы слов), вставить пропущенные буквы.
м_роз, п_года, н_род, д_рога, р__сказ, р_бота
Проверка работ в парах.
Декабрь – первый месяц зимы. Его называют “ветрозим”. Про него говорят:
Запись у доски с комментированием этого предложения.
Создание проблемной ситуации
Какая возникает проблема? Мы не знаем, какую согласную букву писать в конце слова. Сегодня мы её постараемся разрешить. Для этого мы откроем учебнику на стр. 136 и прочитаем название раздела.
Парные согласные в корне слова.
Объяснение нового материала
– А сейчас мы проверим: все ли согласные оглушаются на конце слова? Для этого отгадаем загадки и запишем отгадки.
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Какой это мастер На стёкла нанес, И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз)
На первую ступеньку Встал парень молодой, К двенадцатой ступеньке Пришел старик седой. (Год)
В руках у Тани Зима в стакане. (Лёд)
В новой стенке В круглом окне. Днем стекло разбито А за ночь вставлено. (Прорубь)
Также запись слов: снегопад, изморозь, туман, ветер, февраль. – У каких слов последний звук оглушается? Какой можно сделать вывод? Оглушаются только звонкие парные согласные. Чтение правила по учебнику.
Солнце греет землю слабо, По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной Бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, Снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром.
– Январь – “студень”. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, а зиме середина.
Работа по учебнику. Очень тяжело приходиться животным замой. Нет в лесу пищи, негде укрыться от морозов. Но некоторые животные не боятся морозов, они привыкли к холодному климату. Например, моржи. Выполним упражнение 237.