Что значит слово рентабельность
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Значение слова рентабельность
Словарь Ушакова
Современный экономический словарь. 1999
эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивших получение прибыли.
Терминологический словарь банковских и финансовых терминов
Один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, объединении, отрасли в целом, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.
один из основных стоимостных показателей эффективности производства. Она характеризует уровень отдачи затрат вложенных в процесс производства и реализации продукции, работы и услуг.
Словарь финансовых терминов
показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.
Справочный Коммерческий Словарь (1926)
(дословно — способность приносить доходы) — степень доходности какого-либо предприятия, какой-либо операции.
Словарь экономических терминов
эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, на расход ресурсов.
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Один из комплексных стоимостных показателей экономической эффективности, отношение прибыли к себестоимости продукции; отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Что такое рентабельность: виды, формулы расчёта и способы улучшения этого показателя для разных видов бизнеса + примеры
Рентабельность – что это простыми словами и для чего её считают? По каким формулам рассчитывается рентабельность в бизнесе, продажах, на производстве и других сферах? Что влияет на рентабельность и как её повысить? Подробно расскажем и покажем.
Понятие «рентабельность» относится к области бизнеса и экономики и используется для того, чтобы выяснить насколько эффективно работает коммерческая организация. Анализируя этот показатель, руководитель или владелец бизнеса может понять, что происходит с его компанией, прибыльная она или убыточная, какие у неё перспективы и стоит ли вкладываться в её развитие. Что такое рентабельность, зачем она нужна и как рассчитывается, вы узнаете из нашей статьи.
Что такое рентабельность простыми словами
Рентабельность — это величина, показывающая, сколько денег вложено в производство или продажу товаров (услуг) и сколько прибыли получено. Она вычисляется в процентах или в числовом выражении. Далее мы расскажем о формулах, по которым вычисляется рентабельность предприятия. Простыми словами, рентабельность — это число, показывающее, сколько прибыли получено с каждого вложенного в развитие бизнеса рубля.
Для правильной оценки рентабельности компании надо проанализировать коэффициенты рентабельности за разные промежутки времени, в динамике, и затем сравнить их между собой. Рост рентабельности означает, что предприятие прибыльно, успешно развивается, если снижается – надо срочно принимать меры. Но при этом важно учитывать влияние на рентабельность различных факторов.
- покупку материалов для производства: бумаги, краски, переплётных материалов; затраты на полиграфию; авторские гонорары, оплату труда штатных сотрудников, стоимость авторских прав и лицензий; производственные расходы: амортизацию оборудования, аренду и обслуживание помещения.
Выручка ООО «Созвездие» складывается от реализации газет, календарей, рекламных буклетов и листовок. За 2018 год выручено 2,5 миллиона рублей.
Чтобы определить рентабельность производства, найдём прибыль от реализации. Для этого из полученной выручки вычитаем расходы: 2,5 – 1 = 1,5 миллиона рублей – составила прибыль от реализации типографии «Созвездие». Разделив полученный результат на величину затрат, получим рентабельность: 1,5 / 1 * 100% = 150 %. То есть, за 2018 год каждый вложенный в производство рубль принёс компании 1,5 рубля прибыли.
Рассмотрим другую ситуацию:
Бизнесмен должен срочно принимать меры по спасению своего дела: запустить рекламу, искать поставщиков товаров, у которых более низкие закупочные цены, снять помещение для торговли в другом месте, где нет конкурентов.
При расчёте рентабельности учитывается влияние инфляции, спроса, издержек, специфики компании. В расчёте участвуют прибыль, объёмы продаж, себестоимость продукции за конкретный период (1 месяц, 1 квартал, 1 год, 3 года) или их среднее значение, другие величины.
Показатели рентабельности рассчитываются в разных сферах: в производстве, в продажах. Находят эффективность отдачи собственного, привлечённого капитала, персонала, активов, сделки или бизнес-проекта.
Зачем рассчитывать рентабельность
Коэффициенты рентабельности важно рассчитывать в таких ситуациях:
- При составлении бизнес-плана – оценивается целесообразность реализации проекта и вложения в него средств, находится рентабельность проекта Например, начинающий предприниматель хочет реализовать бизнес-проект. Своих денег нет и он хочет привлечь инвестора. Рентабельность проекта, отражённая в бизнес-плане, поможет инвестору понять, сколько денег потребуется вложить в проект и как быстро эти деньги вернутся ему обратно; Для ценообразования – можно определить допустимый уровень цен, чтобы заинтересовать покупателей, сравнить себя с конкурентами. Допустим, на рынок выходит новая фирма по производству обуви. Проанализировав свои затраты, цены конкурентов, другие факторы и выяснив рентабельность бизнеса — руководство фирмы может увидеть на каком минимальном уровне цен они могут остановиться, дабы потеснить конкурентов на старте и отвоевать часть рынка, но в то же время остаться рентабельными, то есть в плюсе, чтобы не обанкротиться; При анализе менеджмента компании – даёт понять, какие организационные и управленческие вопросы требуют решения. Например, в строительной фирме ухудшились показатели рентабельности. После оценки факторов, влияющих на рентабельность, выяснилось, что снижение наступило из-за проблем с логистикой, потерей каналов сбыта, нарушением договорённостей с подрядчиками. Стало ясно, что начальник отдела сбыта не справляется со своими обязанностями. Управляющий компанией принял решение о его увольнении, назначив на эту должность инициативного и знающего сотрудника, который возглавит отдел и выведет показатели рентабельности на должный уровень. В планировании доходов и затрат – нужно проанализировать рентабельность, чтобы строить прогноз прибылей или убытков. Так, в типографии «Созвездие» запланировано приобретение ещё одного печатного станка, стоимостью 2 миллиона рублей. Перед покупкой нужно просчитать рентабельность, спрогнозировать, в какой срок окупится новое оборудование, как быстро покроются расходы на его приобретение. На основании такого расчёта станет ясно, насколько целесообразна покупка станка, что она принесёт — прибыль или убыток. Если собственник собирается продать компанию – рентабельность поможет определить стоимость бизнеса. Если предприятие показывает высокий уровень рентабельности в своей отрасли, это характеризует его как успешное, поэтому его можно продать намного дороже, чем фирму с низкими показателями рентабельности.
Как видите — расчёт рентабельности это не просто бесполезный теоретический расчёт, а необходимый бизнес-параметр, используемый для вполне реальных расчётов. Анализ рентабельности нужен при расширении производства, при взятии кредитов, для инвестирования денег в различные проекты. Как же рассчитать рентабельность? Для этого потребуются специальные формулы, о них пойдёт речь ниже.
Виды рентабельности и формулы расчёта
При расчёте рентабельности берутся данные из форм отчётности компании: бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах. Выделяются следующие виды рентабельности:
Рентабельность активов
Активы – это всё, что может приносить прибыль. Активы нужны предприятию для обеспечения бесперебойной работы.
Чтобы определить рентабельность активов, в расчёт надо включить все активы, которые были использованы в рассматриваемый период. Оценивая коэффициент рентабельности активов за 1 квартал, за 6 месяцев, за год, или при сравнении предыдущего и текущего года, можно оценить, какие активы не приносят дохода, а наоборот, требуют дополнительных расходов. На основании расчёта управляющий бизнесом может решить продать такое имущество, сдать в аренду или модернизировать.
Активы бывают оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы
К оборотным активам относятся:
- Деньги в кассе, на рублёвых и валютных расчётных счетах; Инвентарь, материалы, товары для перепродажи, запасы готовой продукции, полуфабрикаты, незавершённое производство; Дебиторская задолженность – это долги со стороны других предприятий, компаний или граждан перед фирмой; Финансовые вложения сроком до 1 года: покупка краткосрочных векселей, облигаций, сберегательных сертификатов, вклад денег в банк под проценты на срок не более 1 года. Прочие оборотные активы, например, выручка от продажи имущества, по которому ещё не оформлено право собственности, акции компании, выкупленные для перепродажи.
Внеоборотные активы
Это имущество, используемое в работе компании на протяжении операционного цикла, превышающего 1 год, или со сроком полезного использования более 12 месяцев. Например:
- Нематериальные активы: права на собственные разработки, открытия, патенты и лицензии, товарные знаки, торговые марки, имя бренда, деловая репутация фирмы; Основные средства: земельные участки, здания, сооружения, оборудование; Долгосрочные финансовые вложения: кредиты и займы (на срок больше 1 года), инвестиции в другие проекты.
Рентабельность активов предприятия (ROA) рассчитывается с помощью следующей формулы:
Найдём рентабельность активов компании за 2017 год:
1200000 / 3500000 * 100% = 34,3 %.
По данным ИФНС России за 2017 год можно отследить среднюю рентабельность по отраслям (см. Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Показатель розничной торговли равен 7,5 %, поэтому можно сделать вывод, что фирма «Умняшки» отработала отлично.
В 2018 году прибыль составила 2 миллиона 50 тысяч рублей, стоимость активов – 4 миллиона 100 тысяч рублей. Рентабельность за 2018 год будет равна:
2050000 / 4100000 *100% = 50 %.
Если сравнить полученные результаты, рост рентабельности на 15,7% показывает, что фирма «Умняшки» увеличила свои активы, нарастила объёмы продаж и полученной прибыли, а значит бизнес активно и успешно развивается.
В разных отраслях уровень рентабельности активов отличается. Например, в строительстве, энергетике, транспортной отрасли этот показатель не превышает 10%, что намного ниже, чем в торговле или сфере услуг, где уровень рентабельности может достигать от 50 до 100 % и выше.
Крупные заводы и производства требуют гораздо больших финансовых вложений, дорогостоящего оборудования, расширенного штата персонала, внедрения наукоёмких технологий. В сфере торговли и услуг намного меньше финансовых затрат, которые зачастую окупаются с прибылью в 200-300%, поэтому рентабельность в этих отраслях значительно выше.
Рентабельность товаров, продукции
Показатель нужен для понимания выгодности выпуска продукции, продажи товара. Расчёт делают на стадии разработки бизнес-плана или применяют к уже существующему проекту.
Рентабельность товара нужна, чтобы определить, какую прибыль приносит каждый затраченный на выработку единицы продукции рубль. Она изучается по отдельным товарам, по товарным группам или по всей продукции сразу.
Для расчёта рентабельности продукции (ROM) используют формулу:
Для определения рентабельности продукции нужно сначала вычислить прибыль от продажи: 4 280 – 2 375 = 1 905 тысяч рублей.
Коэффициент рентабельности будет равен: 1905 / 2375 * 100% = 80,2 %.
Значит, каждый рубль, вложенный в производство, принёс 80 копеек прибыли, это отличный показатель.
Рассмотрим рентабельность отдельных видов продукции ООО «Аванта плюс»:
Продукция | Выручка, тыс.руб. | Себестоимость продукции, тыс. руб. |
Шампунь | 520 | 495 |
Мыло | 350 | 250 |
Зубная паста | 480 | 360 |
Расчёт рентабельности будет следующим:
Из расчётов видно, что продажа шампуня практически не приносит прибыли, руководству компании нужно повышать продажи, снижать себестоимость или отказываться от производства этого товара.
Рентабельность производства
Этот показатель нужен, чтобы узнать, стоит ли вкладываться в производство продукции, принесёт ли оно прибыль. Если рентабельность низкая или отрицательная, собственнику лучше отказаться от вложений в убыточное производство, и рассмотреть другое направление бизнеса. Рентабельность производства важна при ведении нескольких видов деятельности, если нужно выбрать самое перспективное из них.
- Компания № 1: 3 000 000 – 1 200 000 = 1 800 000 руб. Компания № 2: 3 750 000 – 1 800 000 = 1950 000 руб.
Очевидно, что первая компания получит меньше прибыли, чем вторая. Но означает ли это большую эффективность работы второго предприятия? Проверим с помощью рентабельности.
- Рентабельность компании № 1 = (1 800 000 / 1 200 000) * 100% = 150 % Рентабельность компании № 2 = (1 950 000 / 1 800 000) * 100% = 108,3 %
Из анализа рентабельности видно, что компания № 1 работает на 41,7 % эффективнее, чем компания № 2.
Рентабельность продаж: валовая и операционная
Этот показатель определяет, какая доля прибыли приходится на каждый заработанный рубль. Рентабельность продаж (ROS) важна для политики ценообразования компании, она даёт оценку расходов на закупку и реализацию товаров. В расчёт берётся прибыль без учёта налогов или чистая прибыль, после налоговых и кредитных отчислений.
Иначе такой коэффициент называют валовой (маржинальной) рентабельностью.
- расходы на материалы; зарплата сотрудникам; амортизация печатных станков и другого оборудования, используемого при производстве; стоимость аренды помещения; страхование оборудования и производственного помещения; незавершённое производство; готовая продукция.
Найдём валовую рентабельность продаж:
То есть на каждый рубль проданной продукции приходится 42 копейки валовой прибыли. Средний показатель рентабельности полиграфической отрасли равен 8,7% (по данным вышеуказанного Приказа ФНС России № ММ-3-06/333@), значит, ООО «Созвездие» отработало год с отличным результатом.
Ещё находят операционную рентабельность:
Данные для этого берут из формы № 2 «Отчёт по прибылям и убыткам», где прибыль до вычета налоговых и процентных платежей составила 5 010 000 рублей.
Найдём операционную рентабельность компании «Созвездие» за год: (5 010 000 / 12 650 000) * 100% = 39,6%.
Это означает, что до уплаты всех налогов и процентов по кредитам, каждый рубль выручки даст прибыли 39,6 копейки.
Высокий уровень рентабельности позволяет скорректировать политику ценообразования. Например, в этой ситуации руководству типографии можно увеличить цены на свои услуги и продукцию, так как они пользуются спросом и приносят хорошую прибыль. Или можно оставить цены на прежнем уровне, а вложиться в расширение производства, что, в конечном итоге, тоже ведёт к увеличению продаж и получению ещё большей прибыли.
Рентабельность основных средств
Отражает продуктивность использования основных средств или конкретного оборудования на предприятии. Её находят по формуле:
ROFA – рентабельность основных средств (ОС)
Прошедший год предприятие отработало с такими результатами: чистая прибыль – 12 960 000 рублей, основные производственные фонды на начало года – 73 250 000 рублей, на конец года – 78 400 000 рублей.
Отдача стоимости основных средств завода с каждого рубля равна 17, 09% прибыли. По данным Росстата, величина рентабельности основных фондов в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, за 2017 год составила 17,85. То есть показатель завода «Проммонтажпроект» приближается к среднеотраслевому и находится в пределах нормы ( является хорошим показателем в этой отрасли).
Если рентабельность основных средств намного ниже нормативов, это означает низкую продуктивность использования производственных фондов на предприятии. Нужно принимать меры для её повышения: провести переоценку стоимости основных средств, сдать в аренду или продать малоиспользуемое оборудование, усилить контроль за проведением текущего или капитального ремонта станков. Таким образом можно добиться повышения отдачи от основных фондов, избавиться от нерентабельного оборудования.
Рентабельность персонала
Каждый руководитель хочет знать, продуктивно ли работают его сотрудники. Это можно узнать, рассчитав рентабельность персонала (ROL):
Этот усреднённый показатель, одного его расчёта недостаточно для определения эффективности работы сотрудников. Обычно на предприятии оценивают производительность разных отделов и цехов, финансовую отдачу затрат на организацию работы персонала, проводится факторный анализ. Эти мероприятия помогают выяснить, сколько требуется работников, чтобы получить максимальную прибыль при минимальных затратах на нужды персонала.
Рентабельность инвестиций
Показывает отдачу от вложений в какой-либо проект. Рассчитать рентабельность инвестиций нужно прежде, чем вкладывать деньги. Это позволит оценить эффективность вложений и их целесообразность. Если показатель рентабельности низкий или отрицательный, значит проект убыточный и инвестор рискует потерять свои деньги.
Рентабельность инвестиций (ROIC) находится по формуле:
Этот показатель определяет прибыль, которая приходится на каждый вложенный в инвестиционный проект рубль.
Допустим, собственники завода «Проммонтажпроект» решили вложить деньги в покупку акций компании «Газпром» на сумму 500 тысяч рублей. Рассчитали плановое увеличение стоимости акций в течение года, исходя из динамики прошлых лет – 568,9 тысяч рублей. Прогнозная рентабельность инвестиций: (568,9 / 500) * 100% = 113,78%. То есть каждый рубль инвестиций должен принести 13,78 копеек прибыли.
Рентабельность собственного капитала
Даёт понять инвесторам и владельцам бизнеса, насколько выгодна и продуктивна отдача собственных средств, правильно ли организовано использование ресурсов компании.
ROE – рентабельность собственного капитала
Чаще в расчётах используют среднегодовой показатель собственного капитала (СК), который находится путём сложения данных СК на начало и конец периода, и делением на 2.
Например, чистая прибыль ООО «Созвездие» за год составила 4 280 000 рублей. Величина собственного капитала на начало года равна 35 000 000 рублей, на конец года – 38 200 000 рублей. Найдём рентабельность собственного капитала: 4 280 000 / (38 200 000 – 35 000 000) * 100% = 11,69%.
Значение результата нужно сравнить с нормативами в среднем по отрасли. В нашем случае оптимальным считается показатель от 10-12%, то есть рентабельность собственного капитала ООО «Созвездие» можно считать в пределах нормы.
Если значения существенно ниже нормативов, необходимо добиваться повышения рентабельности собственного капитала за счёт увеличения продаж, ускорения оборачиваемости активов, привлечения других, более дешёвых, источников финансирования. Если эти меры невозможно применить, собственнику нужно задуматься, целесообразно ли дальнейшее существование бизнеса, может быть, есть смысл попробовать другое направление деятельности.
Как рассчитать порог рентабельности
Есть ещё один показатель, необходимый при расчёте рентабельности — точка безубыточности, иначе порог рентабельности (break-even point (BEP)). Это тот объём продукции, которую нужно продать, чтобы покрыть все расходы. Он показывает уровень продаж, при котором предприниматель будет работать ещё без прибыли, но уже безубыточно.
При определении порога рентабельности используются выручка, а также постоянные и переменные расходы. К постоянным относятся те затраты, которые не зависят от объёмов выпуска продукции, они есть всегда, даже при остановке производства: арендная плата, амортизация оборудования, налоги, заработная плата администрации и вспомогательного персонала ( управленцев, бухгалтеров, охранников) и т.п. Переменные расходы – это те, которые напрямую взаимосвязаны и изменяются при увеличении или уменьшении объёмов производства. К ним относятся: затраты на закупку сырья и материалов, энергоресурсы, стоимость транспортных услуг, фонд оплаты труда основных производственных рабочих со всеми налогами и отчислениями.
Например, найдём порог рентабельности для ООО «Созвездие». Постоянные расходы равны 45 тысяч рублей, переменные расходы – 65 тысяч рублей. Выручка составила 110 тысяч рублей.
Порог рентабельности будет равен: (45 000 * 110 000) / (110 000 – 65 000) = 90 000 рублей. Реализуя продукции на такую сумму, компания достигнет точки безубыточности.
Порог рентабельности даёт оценить:
- Прочность бизнеса: превышение реального производства над порогом рентабельности отражает запас финансовой прочности компании; (Какие проблемы есть в организации работы компании) Как лучше организовать работу компании: например, при расчёте порога рентабельности нескольких видов продукции можно выяснить, какой товар более окупаем и принесёт прибыль скорее, нужно ли для этого расширять ассортимент продукции, или сворачивать производство конкретного товара; Выгодно ли вкладываться в проект, быстро ли он окупится; Определить цены в случае увеличения или снижения объёма продаж.
Когда предприниматель хочет открыть новое дело, расчёт точки безубыточности показывает, сколько продукции нужно произвести и продать, чтобы бизнес «вышел из минуса».
Отрицательный коэффициент экономической рентабельности означает убыточную работу компании, говорит о нерентабельности предприятия или бизнес-проекта.
Нерентабельность — это деятельность, которая приносит убытки. В самом начале открытия дела или при запуске производства это нормально, до достижения порога безубыточности, то есть до того момента, когда прибыль равна нулю, но постоянные и переменные расходы уже покрыты. Фирма обязательно должна пройти порог рентабельности, иначе её существование бессмысленно. Если и дальше компания не приносит доход, нужно оценивать, что не так, почему нет прибыли.
Чтобы ещё эффективнее рассмотреть работу компании, финансово-экономических результатов, при анализе рентабельности используют специальные индексы.
Исследование рентабельности при помощи индексного метода
Этот способ применяют независимо от того, в какой отрасли работает предприятие, какая у него организационно-правовая форма. За счёт индексного анализа можно проанализировать сразу несколько компаний, чтобы сравнить их эффективность. Для этого применяют индексы переменного состава, фиксированного (постоянного) состава, индексы влияния структурных сдвигов.
Индекс представляет собой специфический метод изучения. В переводе с латинского языка, индекс – это показатель или указатель. В экономике индексами являются относительные величины, которые отражают изменения каких-либо явлений во времени, и непосредственно не суммируются.
Отслеживаются относительные и абсолютные изменения в отклонениях показателей, разложеное по факторам. Индексный метод показывает изменение в динамике, то есть каким образом менялся конкретный показатель в течение нескольких лет, в сравнении прошлого и текущего периодов.
Что влияет на рентабельность
Добиться высокой рентабельности стремится каждый предприниматель или руководитель бизнес-проекта. Но, чтобы правильно её рассчитать, нужно учесть влияние разных факторов, которые бывают внешними или внутренними.
Внешние факторы
Внешним является воздействие, которое может благотворно или, наоборот, негативно влиять на развитие компании, но не зависит от самого предприятия. Руководитель или владелец бизнеса вынужден искать пути выхода из сложившейся благодаря внешним факторам ситуации, подстраиваться под неё.
Например: изменение налогового законодательства – повышение НДС с 18 до 20% – увеличивает расходы компании, приходится тратиться на перепрошивку кассового аппарата, чтобы изменить ставку налога в чеке. Так как НДС включается в стоимость продукции и повышает её, это уменьшает платёжеспособный спрос, что может плохо отразиться на рентабельности компании.
На рентабельность влияют такие внешние факторы:
- Спрос; Расположение предприятия; Конкуренты; Инфляция, ухудшение экономической ситуации; Санкции; Изменения в законодательстве; Разработка новых технологий и другие.
Рентабельность фирмы в зависимости от расположения отличается, например, в Москве и Нарьян-маре. Сообщение с Ненецким автономным округом возможно только самолётом, что увеличивает расходы на доставку и конечную цену продуктов.
Если товар пользуется повышенным спросом – например, цветы перед 8 Марта – продажа будет рентабельной даже при высокой конкуренции.
Технологические новшества – гаджеты, видеоигры, бытовая техника, вызывают высокий интерес покупателей и гарантируют продавцу повышенную доходность.
Общее ухудшение экономической ситуации в стране, финансовый кризис из-за введения санкций, резкий скачок инфляции снижают рентабельность компаний и ухудшают развитие бизнеса в целом.
Внутренние факторы
Это особенности самого предприятия, которые влияют на уровень рентабельности. К ним относятся:
- Объём, структура и качество товаров; Проведение или отсутствие маркетинговых и рекламных кампаний; Условия и производительность труда персонала, умения и навыки сотрудников, микроклимат в коллективе; Вопросы ценообразования и финансовой политики компании; Деловая репутация фирмы и отношения с поставщиками, клиентами, контролирующими органами; Организация логистики:снабжение, хранение и сбыт товаров; Состояние основных фондов, оборудования и др.
Например, ООО «Созвездие», производящее печатную продукцию, расширяет выпуск рекламных листовок, календарей, журналов и книг, привлекает к разработке известных дизайнеров и художников, вкладывается в покупку нового оборудования для печатания и упаковки — это повышает рентабельность производства. Но такие внутренние факторы, как отсутствие рекламных акций, скидок на товар из-за неразвитости маркетинга, сбои в сбыте продукции, нарушения обязательств перед постоянными клиентами плохо отражаются на прибыльности компании.
Как повысить рентабельность – способы, которые работают
Если показатели рентабельности низкие или даже отрицательные и не устраивают собственников и инвесторов бизнеса, существуют способы повысить эффективность работы компании:
- Увеличение мощности производства – за счёт покупки нового или совершенствования имеющегося оборудования наращивается объём выработки и повышается прибыль. Применение новейших технологий в оборудовании увеличивает производительность труда и экономит трудовые ресурсы. Улучшение качества товара – ведёт к росту покупательского спроса и повышению продаж. Снижение расходов на производство продукции – нужно найти поставщиков, предлагающих поставлять сырьё или товары для перепродажи на выгодных условиях. При этом снижение себестоимости не должно отразиться на качестве товаров. Разработка и улучшение маркетинговой политики фирмы – полезный инструмент для повышения продаж и рентабельности. Удачная маркетинговая стратегия круто меняет жизнь компании, приводит сотни, если не тысячи клиентов. Например, компания « Coca-cola» создала автомат для газировки, который просит его обнять, за объятие с автоматом человек получал банку напитка бесплатно. Эта маркетинговая акция увеличивает лояльность клиентов к компании, что приносит реальные деньги и повышает рентабельность.
Инструменты продвижения и рекламы очень разные: акции, скидки, конкурсы, купоны, бесплатная раздача образцов товара. Можно использовать соцсети или баннеры, создать узнаваемую торговую марку или бренд. Разработка собственного продукта, заинтересовавшего покупателя, гарантирует хорошую прибыль.
Заключение
В завершение сказанного можно сделать выводы:
Рентабельность оценивает, насколько перспективно производство, стоит ли вкладывать деньги в его развитие. Существуют разные коэффициенты рентабельности, позволяющие узнать эффективность использования активов, капитала компании, трудовых и финансовых затрат. Рентабельность производства или продаж показывает, сколько отдачи приносит каждый вложенный рубль. Определение порога рентабельности даёт понимание, на каком этапе развития компания выйдет на безубыточный уровень, сколько времени для этого потребуется.
При этом важно учитывать обстоятельства, которые влияют на развитие бизнеса. Это изменения в налоговом законодательстве, рост инфляции, повышение или снижение покупательского спроса, конкуренция. Внутри организации тоже есть факторы, влияющие на рентабельность: качество товаров, развитие маркетинга и логистики, состояние оборудования, производительность труда. Расчёт коэффициентов рентабельности оценивает влияние каждого из этих факторов и позволяет ими управлять.
На основании полученных расчётов руководитель принимает решение о развитии фирмы. Это может происходить в виде расширения выпуска товара, введения новых позиций, концентрации на качестве, дизайне, упаковке. Возможен поиск дополнительных источников финансирования, покупка нового оборудования, повышение квалификации работников, развитие маркетинговой стратегии компании. Любой из этих способов направлен на повышение рентабельности.
Необязательно высокие показатели рентабельности соответствуют самым выгодным сферам бизнеса. Коэффициент рентабельности — не единственный финансовый показатель при оценке деятельности предприятия. Существует много инструментов для определения устойчивости и стабильности положения компании на рынке: расчёт финансовой устойчивости, ликвидности, прибыльности и другие. Оценка этих показателей поможет всесторонне оценить риски компании и добиться высокой отдачи бизнеса.