Что значит слово протекционизм
ПРОТЕКЦИОНИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ПРОТЕКЦИОНИЗМ» в других словарях:
ПРОТЕКЦИОНИЗМ — экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта таможенных… … Финансовый словарь
ПРОТЕКЦИОНИЗМ — (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь
Протекционизм — (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.
протекционизм — (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия
ПРОТЕКЦИОНИЗМ — 1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь
протекционизм — а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Протекционизм — (protectionism) Государственная политика, предполагающая применение импортных пошлин, квот и других ограничений с целью ограждения национальных предпринимателей от иностранной конкуренции. Прежде чем прибегнуть к такой политике, правительствам… … Словарь бизнес-терминов
протекционизм — покровительство. Ant. препятствование Словарь русских синонимов. протекционизм сущ., кол во синонимов: 1 • сверхпротекционизм (1) … Словарь синонимов
Протекционизм — – государственная политика, направленная на поддержание внутренних товаропроизводителей путем ограничения импорта. Существует несколько вариантов проведения протекционистской политики. Во первых, это введение импортных пошлин на товары и услуги.… … Банковская энциклопедия
ПРОТЕКЦИОНИЗМ — экономическая и правовая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта … Юридический словарь
Протекционизм
Протекционизм, как осуществляется политика протекционизма, каковы методы и последствия протекционизма, не тарифный и торговый протекционим
Содержание
Протекционизм — это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.
Осуществление протекционизма
Протекционизм осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для покровительства характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспортирования товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь протекционизм с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «. вопрос о покровительстве и свободе торговли есть вопрос между бизнесменами (иногда между бизнесменами разных стран, иногда между различными фракциями бизнесменов данной страны)»
Характер покровительства и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структурапошлинов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками покровительства стали меркантилисты (см. Меркантилизм), которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в Российской Федерации — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком покровительства наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией (см. Континентальная блокада, 1806—14). Для эпохи домонополистического капитализма характерен «защитный»протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли» (см. Фритредерство).Глубокий анализ покровительства и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного покровительства является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» покровительства, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» (см. Европейское экономическое сообщество). Особенность современного покровительства — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире. Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Протекционисткие меры
В экономической теории одним из главных аргументов покровительства является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Нажива от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопопошлинна производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда нажива от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспортирования и/или цены импорта.
История протекционизма
Возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д.Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы покровительства, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.
Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для покровительства характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспортирования товаров. В. И. Ленин подчёркивал связь покровительства с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «. вопрос о покровительстве и свободе торговли есть вопрос между бизнесменами (иногда между бизнесменами разных стран, иногда между различными фракциями бизнесменов данной страны)»
Характер покровительства и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количестпошлин ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизм стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в Российской Федерации — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Британией
Для эпохи домонополистического капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Британии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ покровительства и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного Протекционизм является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» Протекционизм, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка». Особенность современного покровительства — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот Протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Недостатки протекционистской политики
Недостатки протекционистской политики заключаются в следующем.
— Протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы. Над стремлением к прогрессу, новациям верх берут рутина, нежелание расставаться с приобретенными привилегиями и полученными выгодами по положению. Решимость окружить себя протекционистскими барьерами часто определяется не общенациональными экономическими интересами, а является результатом давления мощных частных интересов, пользующихся лоббистской поддержкой политических и парламентских кругов.
— Протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенным налогом, но и за предмета торговли националтаможенным налогом выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.
— Протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.
— Ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, ибо если для укрепления таких производств были «выданы костыли», то потом их достаточно сложно убрать без риска краха. Таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.
— Политика покровительства усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.
Преимущества протекцистской политики
Социально-политические преимущества покровительства заключаются в следующем.
— В поддержании государственной безопасности страны, которая в случае отказа от протекционистских мер будет поставлена под угрозу узкой специализации экономики. Последняя подвергает страны высокому риску не только в случае войны, но и в периоды обострения международных отношений. Поэтому страна должна развивать у себя стратегические виды производства, в первую очередь сельское хозяйство и пищевую промышленность, а также отрасли, необходимые для национальной обороны (металлургия, некоторые виды химической промышленности и т. п.). Это веский довод, особенно в том, что касается сельского хозяйства.
— В защите более высокого уровня жизни и высокой заработной платы в более богатых странах в их конкурентной борьбе со странами, где уровень жизни значительно ниже.
— В возможности сохранить с его помощью некоторые социальные классы и виды деятельности (например, крестьянство, традиционные национальные промыслы), предотвратить депрессию и спад (например, в угольной промышленности и т. п.).
— В возможности достижения определенных политических целей в отношениях с другими государствами. Международные экономические санкции против СССР, последовавшие после ввода войск в Афганистан, преследовали цели прекращения военных действий и невмешательства во внутренние дела этой страны; санкции против Сербии были одним из инструментов давления на нее, с тем чтобы она изменила свой курс в отношении Боснии.
Экономические аргументы в защиту протекционистских мер, в которых есть рациональное зерно, сводятся главным образом к соображениям максимизации реального дохода, достигаемой за счет их применения.
— страна-экспортер не имела возможности выхода на другие рынки сбыта своего продукта;
— ее факторы производства не могли быть использованы для денежной эмиссии альтернативных товаров;
— снижение поступлений от экспортирования в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит новый тариф.
Однако успех такой политики маловероятен, если она станет использоваться не одной страной, а несколькими. Стимулирование собственного экспортирования за счет сокращения импорта из других стран рано или поздно создало бы тупиковую ситуацию, поскольку означало бы прекращение всякой торговли.
Национальный протекционизм
Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентноспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспортирования.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену продукта (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего продукта (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспортирования и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных налогов, а также проанализировать таможенные тарифы ктаможенных налоговблагаемых продуктных позиций.
Среди многочисленных доводов в пользу введения ограничений вообще и таможенно-тарифной защиты в частности используется положение о необходимости защиты нарождающейся национальной промышленности. Смысл защиты создаваемой промышленности сводится к следующему. Утверждается, что страна обладает сравнительными преимуществами в производстве какого-либо продукта, однако в связи с отсутствием знаний и незначительного начального объема производства промышленность не может начать его выпуск. Поэтому необходима временная защита, так как промышленность находится на этапе становления. Трудно предположить, что вновь создающаяся промышленность может на равных выдержать конкурентную борьбу с развитым производством другой страны. После того как промышленность сможет достигнуть «зрелого» или «развитого» уровня, обеспечить массовость производства, защита может быть снята.
Однако проблема заключается в выборе отрасли производства, действительно нуждающейся в защите и обладающей сравнительными преимуществами. В противоположном случае возможны неправильное развитие отдельных отраслей и значительные потери для общества, вызванные поддержкой неэффективных производств. Защищаемая промышленность обычно надолго сохраняет отсталость производства, задерживается ее развитие, она становится обузой для общества, снижается эффективность производства. На деле очень часто тарифы защищают не «молодые» отрасли, а, напротив, как раз старые, теряющие свою конкурентоспособность. Будет ли введена защита или нет, зависит от значения данной отрасли для экономики страны и от политической силы заинтересованных кругов. В условиях современной Российской Федерации большинство старых действующих отраслей оказывается неконкурентоспособным по сравнению с иностранными производителями. Их защищают. Главный довод здесь—угроза спада производства. Этим, например, объяснялось повышение пошлин на импорт в Российскую Федерацию иностранных автомобилей во второй полпошлин1993 г.
В соответствии с определениями, существующими в таможенной практике, под покровительством понимается экономическая политика данной страны, стремящейся оградить свой внутренний рынок от проникновения импорта в интересах развития внутреннего производства и ограждения отечественных бизнесменов от иностранной конкуренции. Протекционизм осуществляется как с помощью повышения ставок ввозных таможенных сборов, так и путем нетарифных мер внешнеэкономическтаможенных сборов.
Известный экономист Эдвин Дж. Долан под покровительством понимает любые государственные меры, целью которых является защита промышленности своей страны от конкуренции. За последние четыре десятилетия объем мировой торговли сильно возрос. Однако, кроме традиционных тарифов, зародился так называемый «неопротекционизм», который привел к введению дополнительных ограничений на мировую торговлю. Неопротекционизм использует такие разнообразные экономические механизмы, как «упорядоченные торговые договора» и «добровольное ограничение экспортирования». Заключение такого рода соглашений зачастую происходит под прямым «силовым давлением», подкрепленным угрозой введения высоких тарифов или квот на импорт.
Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимся странам. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспортирования.
В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках покровительства и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые подтверждали бы, что конкурентноспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.
Идея свободной торговли исходит из необходимости ликвидации таможенных и прочих барьеров на пути движения товаров между странами. Аргументы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, показывающем дохода от либерализации торговли как для отдельных стран, так и для всего мирового хозяйства.
Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего, но в настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой.
Поэтому аргументы в пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:
— необходимость обеспечения экономической безопасности страны;
— специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства;
— в условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест;
— в условиях экономического коллапса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира;
Естественно, что перечисленные аргументы в защиту покровительства в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации.
Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.
Взаимодействие протекционизма и фритредерства в государственной политике
Внешняя торговля любого государства, как правило, строится на основе взаимной выгодности. Однако взаимовыгодность во внешней торговле это не только сбалансированность экспортных и импортных операций, но и гораздо более широкая проблема реализации определенной стратегии внешнеэкономических отношений конкретной страны, которая всегда находится в единстве с другими экономическими отношениями. Хотя есть случаи, когда внешнеэкономические отношения развиваются спонтанно, складываясь «де факто» как результат стихийных, мало скоординированных между собой действий. Более предпочтительной считается ситуация, при которой внешнеторговая деятельность осуществляет ту или иную стратегию сознательно.
На выбор национальной внешнеэкономической стратегии существенное влияние оказывают как общеэкономическое положение в стране, так и тенденции в всемирной экономике, учитывая современную быструю интернационализацию мирохозяйственных связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК. При таких обстоятельствах макроэкономическая стратегия экономического роста национального государства испытывает на себе сильное влияние внешнего фактора, определяемого ролью внешнеэкономических связей в экономической политике государства. Совершенно очевидно, что национальное внешнеэкономическое регулирование не может не испытывать, например, влияние таких проблем современной всемирной экономики, как обострение конкуренции на мировом рынке, растущее неравновесие платежных балансов, огромная внешняя задолженность многих стран, экономическая и политическая нестабильность в странах Восточной Европы, и прежде всего в странах бывшего СССР.
Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие во внешнеторговой политике национальных государств двух тенденций: либерализма и покровительства. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и покровительства. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914—1918 гг. характеризовался владычеством фритредерской политики и определялся доминированием Англии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Англией, в которые включена была статья «О режиме наибольшего благоприятствования» (1860). Межвоенный период (1920—1939) характеризовался усилением покровительства во всем мире. Так, в 1921 г. в Британии принимается таможенный закон » О защите промышленности» и подписываются со странами Британского Содружества так называемые Оттавские договоренности, устанавливающие имперские преференции. Соединенные Штаты в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определеннее стала проводить политику поворота к автаркии.
После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В 1948 г. под эгидой ООН была создана компания ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных налогов. Решению этих же задач способствовало создание в Западтаможенных налоговического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли (1960). Принятие Конгрессом США по просьбе Кеннеди Акта о развитии торговли (1962) дало президенту США право вести переговоры с иностранными государствами по поводу заключения соглашений о существенном снижении тарифов. «Раунд Кеннеди» стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, предусматривающих снижение таможенных сборов на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийскитаможенных сбороваунды также способствовали либерализации торговли.
В 80—90-е гг. в общем русле либерализации мировой торговли во внешнеторговой политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы покровительства, связанные с обострением международной конкуренции. Несмотря на проделанную ГАТТ работу по либерализации мировой торговли, внешняя торговля остается одним из основных направлений государственного регулирования национальной экономики.
Формы и методы государственного регулирования внешней торговли отдельных государств во многом одинаковы, они отработаны длительной мировой практикой, однако имеются существенные отличия в механизмах их использования в зависимости от преобладания фритредерской, либеральной, либо протекционистской ориентации.
Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной национальной экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности и взаимовыгодности торговых операций. Для стран с переходной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики. Государственное регулирование в этом случае осуществляется методами преимущественно тарифного регулирования и мерами, поощряющими приток в страну товаров и капиталов.
Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что наживы потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери. В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как импортозамещающих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые окажутся затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы — сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы «задушить» и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать » грязные технологии» на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.
Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня требований мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства. Опыт «азиатских тигров» и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Так, формальное фритредерство пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего инвестиций, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Республика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения, но получила огромный внешний долг. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке. Вместе с тем ослабление покровительства, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштабов перераспределения ресурсов. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5—6 %, а рост внешней торговли 9—10 % в год [1,108]. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней торговли.
Протекционизм в России
Уже в XVII в., когда только-только появились частные мануфактуры и начал складываться всероссийский рынок, царь Алексей Михайлович начал защищать русских купцов от внешней конкуренции. Его Торговый устав (1653) обложил предпринимательскую деятельность иностранцев более высокой пошлиной, чем та, которая взималась с россиян. В 1667 по челобитью «Московского государства торговых людей», жаловавшихся на обиды от «приезжих иноземцев» издается «Новоторговый устав». Он дозволял иностранцам торговать не везде, не во всякое время и не всеми видами товаров.
В годы царствования Петра І в 1719-м году Россия полностью отказалась от монополиста государства на все товары. Несколькими годами позже приняли таможенный тариф. Он имел протекционный характер. Были установлены низкие тарифы на экспорт. Размер пошлины на ввозимые в Российскую Федерацию товары напрямую зависел от уровня развития эмиссии ценных бумаг дпошлинытовара в государстве. Если возможность удовлетворять потребность в данном продукте благодаря отечественному производству была высокая, то пошлины устанавливались высокими. В 1726-м году объема российского вывоза в два рпошлиныи выше, чем объема товарного ввоза. Такова была политика покровительства в Российской Федерации.
Эту политику продолжил Петр, который помогал отечественной промышленности, как только мог. Петровский таможенный тариф 1724 года существенно ограничивал импорт. Зато русские фабриканты могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы. Мало того, казна предоставляла заводчикам субсидии, помогала сырьем и рабочей силой, наконец, просто строила предприятия «под ключ», а затем передавала (не продавала, а именно передавала, причем бесплатно) частным лицам.
Преемники Петра действовали в том же духе. Если же какой-то правитель ослаблял покровительство бизнесменам и снижал пошлины на ввоз чужеземных товаров, то жизнь рано или поздно заставляла его изменпошлиныитику. Либо он оставлял по себе недобрую память у потомков. Например, как Анна Иоанновна, чей таможенный тариф 1731 года значительно смягчил условия импорта иностранных изделий. А вот Елизавета и Екатерина II поддерживали русскую промышленность. Изданные при этих императрицах таможенные тарифы 1757, 1766 и 1782 годов устанавливали высокие пошлины на иностранные товары, аналоги которых производились в Российской Федерации. А импорт нпошлиных из них (железо, полотно, кожи) вообще не разрешался.
Александр I пошел еще дальше. Изданное при нем «Положение о натуральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе» (1810) запрещало ввоз в Российскую Федерацию всех (да, да, именно всех!) готовых промышленных изделий. Зато сырье разрешалось ввозить беспошлинно. Правда, в тарифе 1819 года Александр снял все эти ограничения и установил низкие таможенные налоги. Однако уже в 1822 году император должен был вернуться к политике протекционизма, которую продолжил и его брат, Николай I. Оба брата, и Александр, и Николай, окружали промышленную деятельность необычайным почетом. За развитие и усовершенствование производства они награждали купцов орденами и медалями. Были введены престижные звания мануфактур- и коммерции советников. С 1829 года регулярно проводились всероссийские промышленно-художественные выставки. Там были представлены лучшие отечественные товары. Николай лично встречался с участниками этих мероприятий, стараясь учесть их мнение при разработке внутренней и внешней политики.
Небольшой пример. 1833 год, май. Император приглашает участников III промышленной выставки не куда-нибудь, а к себе, в Зимний дворец. Там накрыты столы на пятьсот персон. Царь не погнушался усадить рядом с собой одного из купцов. Это был мануфактур-советник, суконный фабрикант Иван Назарович Рыбников. В течение всего обеда Николай увлеченно обсуждал с ним нужды русской промышленности. Что характерно, Рыбников прежде всего завел речь о ввозных пошлинах. Царь и купец быстро сошлись на том, что их надо еще надбавить, отчего будет польза «для отечества и всех сословий в государстве». Действенной мерой ободрения отечественного производства, применявшейся всеми императорами — от Александра I до Николая II — были казенные заказы. Еще в 1811 г. Александр I предписал употреблять в присутственных местах только те сургуч и бумагу, которые сделаны в Российской Федерации. И в дальнейшем закупки любой продукции для государственных нужд прежде всего осуществлялись у русских бизнесменов.
Особой заботой в Императорской Российской Федерации была окружена тяжелая промышленность. Частные предприятия этой отрасли получали от государства щедрые ссуды. Если же владелец завода попадал впросак, казна не позволяла предприятию погибнуть и приобретала его. Так произошло, например, со знаменитым сталелитейным заводом инженера Обухова.
При зримой поддержке государства частные организации в эпоху Александра II покрыли европейскую Российскую Федерацию густой сетью железных дорог. Масштабы железнодорожного строительства были столь велики, что русская тяжелая промышленность не могла удовлетворить все его потребности. Поэтому в 1868 году были отменены пошлины на паровозы, подвижной состав, каменный уголь, снижены пошлины на чугун ипошлины. Но как только основные железные дороги вступили в стропошлиныженное обложение стало вновь повышаться.
Александр III уже проводил политику ярко выраженного покровительства. Он увеличивал ввозные пошлины в 1881, 1882, 1884, 1885, 1886 годах. В 1889 его министр финансов Вышнегрпошлиныпровел реформу железнодорожных тарифов, которая привела к еще большему удорожанию импорта. Провоз груза от границ и портов в центр Российской Федерации теперь стоил значительно дороже, чем транспортировка товаров в обратном направлении. Венцом политики Протекционизма отечественной промышленности стал таможенный тариф 1891 года. Он устанавливал сверхвысокие пошлины на ввоз: от 33 до 100% от цены продукта. А на некоторую продукцию и того бопошлиныspan>
Результат не заставил себя ждать. В 1890-е годы русская промышленность пережила мощнейший подъем. Благодаря неустанным заботам царя-батюшки это хилое чадо окрепло и возмужало. Но любого подросшего ребенка рано или поздно начинает тяготить родительская опека. То же произошло и с российским капиталом. Тем более что Александр III иногда гладил его и против шерстки. Чего стоило одно рабочее законодательство 1880-х годов!
Закон 1882 года ограничил использование детского и женского труда (такого выгодного для фабрикантов!). Закон 1886 года строго определил порядок выдачи заработной платы, взимания штрафов, найма и увольнения рабочих. Для надзора за выполнением этих постановлений государство учредило особую «фабричную инспекцию», что вызвало настоящий переполох среди капиталистов.
Самодержавие стремилось регулировать не только взаимоотношения между бизнесменами и работниками, но и другие важные сферы деятельности компаний. Например, приобретение ими недвижимости. Да и само учреждение любого акционерного общества (АО) согласно закону 1836 года требовало специального правительственного разрешения (путем утверждения устава). Особенно строго контролировалась добыча полезных ископаемых («горнодобывающая промышленность»). Эта отрасль народного хозяйства находилась в ведении Горного департамента и регламентировалась Горным уставом. Бизнесмены считали указанный документ устаревшим, как и всю компанию горного дела. Символом косности в данной сфере (прежде всего на Урале) они считали сохранение системы горных округов (находившихся под бдительным контролем государства) и «посессионного» (условного) землевладения. Земли на посессионном праве нельзя было отчуждать от завода, к которому они были приписаны, что, конечно, серьезно ограничивало свободу владельца. Как жаловался в 1913 г. журнал «промышленность и торговля», «Урал до сих пор запечатан для приложения промышленной энергии своим посессионным правом».
Недовольство печатного рупора бизнесменов вызывало и то, что казна, будучи крупнейшим землевладельцем, обусловила разработку своих недр частными лицами очень жесткими требованиями к ним. «Обставив свои недра такими запрещениями, казна сама их почти не разведывает и весьма слабо разрабатывает», — сетовал журнал. Впрочем, когда государство все-таки осваивало месторождения и занималось хозяйственной деятельностью, это тоже вызывало недовольство авторов «промышленности и торговли», да и предпринимательской элиты в целом. Ее настроения выразил председатель Совета съездов представителей промышленности и торговли Н.С. Авдаков, однозначно высказавшийся за передачу казенного горного хозяйства в частные руки.
Вообще у горнопромышленников накопилось много претензий к экономической политике самодержавия. Но, конечно, больше всего их раздражал правительственный контроль над предпринимательской деятельностью по разработке подземных недр. В этой связи «промышленность и торговля» писала: «Всякому, кто пытался проявить промышленную инициативу, известно, что каждое дело у нас окутано густой сетью разрешительной — или, вернее, запретительной — системы — системы, связанной с бесконечной волокитой, с хождениями по инстанциям, с междуведомственной круговой безответственностью, превращающих, в конце концов, промышленника в заискивающего ходатая».
Две беды мировой торговли: протекционизм и меры ограничения:
Поводы для обиды на государство имелись не только у горнопромышленников, но и у бизнесменов, принадлежавших к подвергавшимся дискриминации национально-религиозным меньшинствам. Речь прежде всего идет об иудеях. Черта оседлости ограничивала место их жительства западными губерниями. Правда, с 1860 года они могли записываться в купеческие гильдии во всех местностях Российской Федерации с получением там права на жительство. Однако с 1882 года им запрещалось владеть землей и другой недвижимым имуществом в сельской местности (т.е. вне городов), безразлично — в черте оседлости или нет. А это сильно затрудняло их деловую активность. Причем эти ограничения касались и иностранцев иудейского вероисповедания. А с 1887 г. данное запрещение распространилось на всех иностранцев и все иностранные фирмы. Правда, только в пограничных областях (Царство Польское, Белоруссия, Волынь, Прибалтика, Бессарабия, Кавказ, Туркестан, Дальний Восток). Но именно туда зарубежные предприниматели и стремились чаще всего. Так что иностранный капитал также имел основания желать смены режима в Российской Федерации. К недовольным можно причислить и купцов-старообрядцев, желавшим религиозной свободы для своих единоверцев. Наконец, нужно учесть еще одно обстоятельство. В начале ХХ века в жизнь начало входить первое купеческое поколение, окончившее гимназии и высшие учебные заведения. А среди учащихся там господствовали оппозиционные настроения. Поэтому купеческий отпрыск, получив высшее образование, нередко усваивал нетипичное для своих отцов и дедов скептически-враждебное отношение к властям и сочувственное — к противникам самодержавия.
Приняв во внимание все вышеизложенное, мы уже не будем удивляться тому, что, несмотря на царскую заботу о промышленности, некоторые бизнесмены в 1901–1905 гг. финансировали оппозиционные компании и поддерживали призывы к ограничению самодержавия. Правда, бурный 1905 год все-таки отрезвил большинство деловых людей. Они оценили тот факт, что Самодержавие, борясь с революцией, сумело защитить их собственность и безопасность. Это обусловило лояльность большей части буржуазии по отношению к государству в 1905–1909 годах.Однако эксцессы революции постепенно забывались, а плотный контроль властей в хозяйственной сфере все более раздражал. Перестала устраивать буржуазию и финансовая политика правительства. Бизнесмены желали уменьшения возросшего после Русско-японской войны и революции налогового бремени. Если честно, оно не было таким уж большим. Про налог с продаж или налог на добавленную стоимость тогда и слыхом не слыхивали. Даже подоходного налога и того не было. Но и небольшое возвышение налогов увеличивало исходная стоимость продукции, а в российских условиях это было чревато крахом. С другой стороны, деловое сообщество требовало увеличить государственные расходы на обновление необходимой для развития бизнеса инфраструктуры (порты, пути сообщения). Ведь для частника эти расходы были неподъемны. А в ответ министр финансов Коковцов говорил о необходимости жить по средствам и сохранять равновесие бюджета.
Но когда граф Коковцов в 1914 году лишился своего поста (а также премьерского кресла), облегчения российским капиталистам это не принесло. «Обновленный курс» следующего председателя Совета министров Горемыкина и министра финансов Барка выразился в еще большем усилении государственного вмешательства в экономику. Чашу терпения бизнесменов переполнило издание Правил 18 апреля 1914 года, ограничивавших права акционерных обществ на приобретение земли. 6 мая 1914 года газета «Утро Российской Федерации», принадлежавшая знаменитому московскому капиталисту-старообрядцу Рябушинскому, писала: «Мы у предела возможного. Дальше идет уже невозможное».
Впрочем, роптали на власть преимущественно представители горной и легкой промышленности. Капитаны тяжелой индустрии, как правило, проявляли лояльность к самодержавию, в том числе в последние годы его существования (время Первой мировой войны). Не удивительно. Тяжелая промышленность всегда находилась в привилегированном положении, а в годы Мировой войны особенно. Естественно, в этот период предприятия тяжелой промышленности были загружены казенными заказами. Кроме того, они имели первоочередной доступ к энергоресурсам, а их работники получили броню от призыва на фронт.
Совсем другое дело горнопромышленники (прежде всего производители топлива). Над ними после начала Первой мировой войны постоянно висел дамоклов меч правительственных реквизиций и казенного распределения их продукции. В незавидном положении в первый военный год оказалась и легкая промышленность. Из-за противодействия правительства бизнесмены, работавшие на «гражданский рынок», не получали в достаточном объеме ни доступа к производственным ресурсам (топливо, сырье, которые шли на государственные военные нужды), ни к военным заказам. Кроме того, большие убытки промышленникам терпели из-за призыва своих рабочих в армию. Все это способствовало росту оппозиционных настроений среди капитанов легкой промышленности (преимущественно старообрядцев во главе с П.П. Рябушинским).
В конце мая 1915 г. газета Рябушинского «Утро Российской Федерации» выдвинула лозунг «мобилизации промышленности» (фактически — перевод всех предприятий в разряд оборонных). Это означало, что рабочие будут прикреплены к своим заводам (иными словами, избегнут отправки на фронт), а бизнесмены получат военные заказы и благоприятные условия для их выполнения. По желанию лидеров легкой промышленности Москвы (и в частности П.П. Рябушинского) вопрос о «мобилизации» был поставлен ребром на IX съезде представителей промышленности и торговли (26–29 мая 1915 года) и поддержан его участниками.
Царское правительство пошло навстречу деловому сообществу. Инициатива Рябушинского о «мобилизации промышленности» воплотилась в виде создания «военно-промышленных комитетов». Это были неправительственные компании, находившиеся под контролем капиталистов. Они распределяли между частными предприятиями заказы военного ведомства. Для Рябушинского и его единомышленников военно-промышленные комитеты были важны не только с точки зрения их экономической профита, но и как политический плацдарм для наступления на власть. Знаменитый капиталист-старообрядец мечтал объединить всех бизнесменов в союз для борьбы с самодержавием. Однако это ему не удалось. Для королей тяжелой индустрии разрыв с государством был гибелен. Поэтому они не только не присоединились к врагам режима, но создали свою собственную фирму, лояльную власти. В феврале 1916 г. они созвали I съезд представителей металлообрабатывающей промышленности, председателем Совета которого был избран правый октябрист А.Д. Протопопов. Вскоре он был приближен к царской семье, а в сентябре 1916 назначен управляющим МВД.
Что касается горнопромышленников, то они в 1916 году заняли нейтральную позицию. Они не делали громких заявлений и демонстративно чурались политики. Ну, а московские капитаны легкой промышленности в 1916 году стали формировать предпринимательское объединение предприятий оппозиционного характера. Во второй половине марта 1916 года фабриканты П.П. Рябушинский и А.И. Коновалов начали рассылку писем на имя крупных капиталистов из разных городов с приглашением присоединиться к учреждаемому ими «торгово-промышленному союзу».
Оказалось, однако, что даже в Москве многие промышленники относятся к попыткам втянуть их в оппозиционную деятельность очень настороженно. Это показало предварительное совещание по фирмы торгово-промышленного союза, состоявшееся у купца С.Н. Третьякова. Большинство приглашенных бизнесменов на совещание просто не явилось. Пришедшие же, по данным полиции, «предпочитали слушать, избегая проявлять свое отношение к идее объединения предприятий», причем «было совершенно очевидно, что политические мотивы этого треста не вызывают особого энтузиазма». Общее настроение, по мнению полицейского агента, выразил издатель И.Д. Сытин, который заявил: «Торгово-промышленный класс объединиться, сложиться в мощную всероссийскую компанию очень не прочь, но у него нет ни малейшего желания идти в этом отношении в поводу, на помочах у интеллигентов». При этом Сытин выразил опасение, что «выйдет объединение предприятий на свою же голову, объединение предприятий против своих же интересов». Говоря о взаимоотношениях оппозиционной интеллигенции и бизнесменов, он заявил: «У них — одни задачи, у нас другие»
Протекционизм со стороны Российской Федерации: